К Афгану на Оке. Часть 2. / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута! 

Авторизация

Зарегистрироваться

К Афгану на Оке. Часть 2.

Особая благодарность Файзали и Далеру,
и многим другим людям не оставшимся
равнодушными к чужой беде.
Время стерла их имена, но
благие дела их живы.


Часть 1. avtoturistu.ru/blog/otchety/7328.html
К Афгану на Оке. Часть 2.


День шестой. Таджикистан. Воздух свободы.
Вот и открылась новая неизвестная глава в нашем путешествии имя которому – Таджикистан, по другому счастье. Я всё не мог поверить, что мы все же добрались до Таджикистана. Я действительно не мог поверить, что мы в Таджикистане. В самом начале путешествия мне не верилось что мы до катим до солнечной республике. Три границе пересечь! Но каким то чудесным образом без серьезных потерь все же добрались до Таджикистана. Всего за пять дней!
Я немного опережу события и опишу сразу самые замечательные места севера этой страны. Согдийская область, бывшая ленинабадская до сих пор многие её так называют .1. Куркат — Истаравшан на этом участке трассы очень быстро меняется погода. Изменяется ежеминутно, что для фото прекрасно. Замечательные снежные вершины на горизонте, каньоны, дальше вы их увидите на фото. В обще-то весь Таджикистан сплошное удовольствие для фото любителя.




Ну, что перейду к описанию путешествия: Первые км от границы как и было обещано, идеальный асфальт, но счастье длилось недолго, а точнее до Бустона. Зашли в милицию, а точнее отец. Там ему поведали, что регистрацию они не делают. В городке полно Daewoo Tico, как будто это не Таджикский город, а Узбекский. Один да же на скорости пытался расспросить как у нас получилось приподнять нашу машинку, он из за схожести этих двух машин подумал что наша Ока это Tico. Действительно Тико и Ока имеют множество сходств. На окраине городка заправили полный бак, путь нам предстоял длинный. На заправке, заправщик поведал, что только что приехал из Москвы, с грустью и обидой в голосе.Оказывается его обманули, работал, а деньги не получил, а потом и менты подключились. Но к нам заяв не каких он не предъявлял. Не было никакой на нас злобы. Так же поговорил на АЗС с местными жителями, вообще все среднеазиаты тепло вспоминают службу в Советской Армии. Про современную Армию своих стран они рассказывают одно и то же: «Не чего делать, не то, что при советах...» Далее следует ностальгия: как он служил на крайнем севере или на Алтае, ни суть важна. Сплошная ностальгия. После городка дорога изменяется и понятно не в лучшею сторону, старая добрая гребенка. www.youtube.com/watch?v=YP_ahNGqa8E



Теперь мы на Таджикской земле, пейзаж за окном резко изменился по сравнению с плоским Узбекистаном, появились горы и какие! Стереотипы работают! Едешь по Узбекистану и понимаешь, что ты именно в Узбекистане а не где ещё. Карикатурные шаблонные долины Узбекистана, как я и представлял перед поездкой.

Таджикистан, какая разница по сравнению с Узбекистаном! Всё другое, архитектура, люди и природа. Главное природа! По сравнению с равнинным Узбекистаном, Таджикистан действительно страна гор. О чем речь, 95% территории страны это горы, впечатляет!

Совсем недавно пересекли границу и сразу видно кто кормит РТ. Конечно России. В каждом поселки пункты перевода денег, конечно, из России. В Душанбе мне пенсионер сказал: «Если бы не было России, давно бы жрали друг друга.» Он Лукавил, сейчас самый большой приток эмиграции из Таджикистана за всю историю РФ. Но в 90-е во время гражданской войны, поток эмиграции из Таджикистана был несравнимым с сегодняшним. Хотя ситуация в стране у них была хуже, несравненно хуже. И в те трудные годы не было и намека на каннибализм. Конечно, голодали, но не доходило до такого. Хотя, что я знаю, я же в ту пору не жил в Таджикистане. Что то меня повело, возвращаюсь к повествованию. Один населенный пункт сменялся следующим, все в новизну. В каждом кишлаке есть чайхана или почти в каждом. Местные жители очень дружелюбны. Таджики миролюбивые простодушные люди, как правило, конечно, встречаются и борзые элементы. Не шибко трудолюбивы, как и все Среднеазиаты. В отличии от их великих предков, которые в скалах проламывали дороги. Трудолюбивость незнающая границ, но таких людей сейчас мало… Работа их далеких предков видна на склонах гор. Таджики, киргизы и узбеки в первую очередь националисты. Они не интернационалисты. Ну не получилось из них интернационалистов и что? Разве не может быть человек хорошим, если в нем есть чувство национальной гордости и национального чувства? Мне показалось, что советская власть и не пыталась у среднеазиатов привить чувство интернационалиста. Интернационалистов, по моему да же в России и Белоруссии очень мало.

В первые дни пребывания в стране я ходил с широко открытыми глазами не веря, столько всего, пейзаж меняется кардинально, через каких то 100 км. Горы, снега, замечательные люди и, и…многое другое. Вернусь к обыденному. Первые пост ГАИ. Шлагбаум, ГАЙцы записывают всех в амбарную книгу. Вместе с ними стоят солдатики с калашами на изготове, а один даже с ручным пулеметом. Что война? Первые вопросы. Все как бы доброжелательно. Каждый кто проезжает здесь по местной традиции оставляет, что то солдатикам и Гайцам. Я оставил им соку. Записал нас ГАЕц, потом проверка машины, у них всё ещё наши документы. Вот это мне уже не нравится. Никого не проверяют только нас, ну да ладно. Но раздражает! Какое удовольствие в чужих грязных труселях копошиться? Понятно дело ГАЕц нечего запрещенного не нашел, досмотр окончен. Я пошел к столу за документами. На столе разнообразные угощения от приезжих, про которое я рассказывал выше. Меня угощают абрикосами, я вежливо отказываюсь. Поговорил с солдатами. К этому времени подъехала девушка на внедорожники доева, редкость в Таджикистане женщина за рулем, причем в сельской местности. Нас отпускают, что не понравилось: ну для чего нас столько времени мурижили. Отвратительно. Настроение паршивое. Я задаюсь таким вопросом: Если так будет на каждом посту? Сколько времени потратим на эти проверки?

Дорога отвратная. Трясясь на этой вибро доске, со временем задаю себе вопрос: А если дороги в Таджикистане? Только я об этом подумал, как замаячило опровержение. Существуют дороги! Стоило только подумать и началась шикарная трасса, только, только построенная. По правде говоря в Таджикистане есть хорошие дороги в сравнении с Россией. Но в основном они ужасны. Та ужасная дорога длилась недолго километров 50-70. После этого ужаса началась шикарная асфальтированная дорога с только только нанесенной разметкой. Дорога все время шла в верх. В Худжанд решили не заезжать, уж очень хотелось побыстрее попасть на Памир. Худжант бывший Ленинабад до сих пор многие его так называют. Худжанд по-русски, еще его называют Ходжент. Город этот был и до Александра Македонского, он захватил его в 329 году до нашей эры и назвал Александрия Эсхата, что значит «Александрия Крайняя». Худжант стоит на реке Сырдарье. Интересно этот город в разные времена носил имена двух великих людей Александра Великого и Владимира Ленина. Владимир Ильич мог бы по соперничать с Македонским по количеству своих имен на карте. Удивительно здесь они и пересеклись.


Мчимся по северу страны. На севере Таджикистана расположена промышленная зона. Много всяких заводиков, трубы, но не которые по виду закрыты ещё с советских времен.
Здесь живут очень приветливые, радушные, отзывчивые люди. Я очень часто это повторяю, что бы всем было понятно: не чего опасного быть не может в путешествии по Таджикистану. На полях трудятся женщины, дети, только мужиков не видать.


Погода менялась за мгновения ока, еще пол часа тому назад светило солнце, а сейчас идет ливень. На горизонте появились первые вершины с шапками снега. Прекрасно, я еще не до конца осознаю где я нахожусь. Таджикистан страна тысяч и тысяч гор, где безымянные горы исчисляются сотнями, где многие из которых ещё не покорены. Это страна – Таджикистан! Страна гор!



Дорога радовала, спокойно можно ехать 80 и больше, только надо быть особенно внимательным, дорога горная, надо быть на чеку в особенности когда за бортом такие пейзажи. Начали лезть на перевал, много строительной техники и… счастье кончилось, асфальт исчез, а ему на замену пришла грязь и ручьи с гор.







Капитолийская волчица, что она тут делает?






Погонщики.
Мы въехали в облака, настолько высоко тут. Встречных машин много, немало и грузовиков занимающиеся постройкой дороги. Строят дорогу исключительно китайцы. На пути к Душанбе будет пять пропусков где надо заплатить денюшку, это платная дорога. Проезд стоит в пределе 50 -100 рублей. На этих пропускных будках нарисованы огромные иероглифы, понятно кто здесь всем заправляет…

Строят дорогу.


Внизу пропасть!






На самом перевале понятно дело остановились, и пофотографировали все вдоволь. КамаЗы по пути на верх ломаются и кипят. Как мы, но мы слава Богу только кипели. На перевале такой туман, что ничего невидно. Здесь прохладно, что хотеть, высота 3300 метров. Поэтому и облака ложатся так низко. Из жары да в холод, напялил на себя куртку.

На самом верху перевала стоит такой колоритный сартир над пропастью, не удержался и сфоткал.



Жалко Polo…
Скатываемся с перевала, начал подкапывать дождь, небо все затянуто облаками. Проехали маленький туннель, а в начале его голосовали две женщины. Проехав туннель остановились пофоткать, те женщины быстро прибежали, по русски только два слова.Ну что надо им помочь. Единственная боязнь, а нету впереди ГАЙцев? С горем пополам мы поняли что их мужья на заработках в России и они не хотят фотографироваться, ну да ладно. Кстати, хороший асфальт опять появился. Завезли их в родной кишлак, точнее довезли до поворота и они пошли пешком к себе домой, а дождь прошел, но как то неприятно ехать по горной дороге под дождем.




Мое внимание привлекла 21 Волга на бугре, стоит как будто на постаменте, ну что пойдем к ней? Во первых, удивительно как она заехала в такую крутую горку и для чего её сюда поставили? Чисто эстетически? А вы думали, что таджикам чужда красота, нет! Идем дальше, кишлак в прямом смысле расположен на отвесных скалах. Что значит, вода есть и люди есть. Внизу видно маленькие огородики, тыквы. В начале поселка расположены гаражи. Стоят старые советские развалюхи: копейки, шестерки. Как суда заехали эти машины? Как они разворачиваются тут? Как здесь люди живут? Каждую секунду может упасть огромная каменюка и всё! С одним из гаражей как раз и произошел подобный несчастный случай. Собаки брешут. Про нас уже рассказали женщины всей деревни. Местный паренёк к нам вышел и завязался разговор, рассказал нам историю своего родного аула. Говорит 70% мужиков на заработках в России, этому кишлаку несколько тысяч лет. Спросил его: «Почему не Таджики, а Китайцы строят дороги?» Пожимает плечами и говорит: «Зарплата не устраивает, технологий нет.» Значит все же работа есть в Таджикистане. Не надо Сурковской пропаганды: видите ли у них нету работы. Да есть у них работа на родине, только меньше платят. Врут российские СМИ. По-моему им просто выгоднее трудиться на просторах нашей Родины, нежели своей. Именно выгодней. Китайцы, Иранцы работают на их родине, а они в России. Да при советах таджики, узбеки и киргизы работали у себя, это так. Но Средне-Азиатские республики были дотационные. Приведу ещё пример: еду я по шикарной платной дороге в Таджикистане, идеальный асфальт. На пропускных пунктах все по китайски. Спрашиваю, а что все по китайски написано.Мне отвечают -«Дороги у нас только Китайцы делают, они у нас не только дорожным бизнесом заняты, но и многим другим. » Я спрашиваю, а что таджикам не нужна работа? Мне отвечает: «Наверно мало платят...» Наверно здесь всё нечисто, но это не моё дело… В очередной раз я отвлекся.В этом кишлаке мы и встретили закат, какие краски. Красные горы за рекой.



Быстро идем к машине, садимся и едем, ища попутно место для ночевки, а все темнеет. Уже в ночи находим место для ночевки. Что может быть лучше ночи в горах?!!!

День седьмой. Туннель.



Имена не вернувшихся из боя…

Опять в путь, опять дорога. Спешим мы в Душанбе. Шикарная дорога продолжается, а мы едим по ущелью с одной и другой стороны огромные стены из гор.




Люди в Таджикистане очень дружелюбные, всё выдаёт в них это. Завидев машину с туристами, машут руками, бибикуют встречные машины, подмигивают. По началу меня раздражало такое приветствие водителей. Непонятно что им нужно? То ли они хотят этим сказать, что у нас что то отваливаются. То ли приветствуют? Гудят, раздражает, но приятно, что мы желанные гости. Символ нашей экспедиции красавица Ока.

Один таджик захотел с нами поговорить и стопнул, я конечно не знал, что у него случилось, может у него машина сломалась? Он хотел поговорить. Впрочем хорошо, что остановились, моторчик был на грани кипения. Нарассказывал баек, что гоняет тут за 140 км., он был и рад, и удивлен тут увидеть машину из Москвы. Конечно, работал в России, посетовал на плохих ГАИшников Таджикистана. По его словам вышло постановление в Таджикистане, что если нарушил, отбирают права на время и отдают только, когда оплатишь штраф. Сделали это потому, что не кто не оплачивал штрафы. Я задал вопрос:«А, что у вас капитализм?» Ответ обескуражил:«У нас коммунизм.» Он это сказал бес шуток, на полном серьезе. Но если задуматься, а парень был отчасти прав. Победили в гражданской войне «юрчики», которые были типо «комунисты „воевали типо за дело Сталина и Ленина и т.д.Но город Ленинабад все же переименовали в Худжант… Такие исторические противоречия.



Меня уже не удивляют горы со снежными шапками, здесь их полно, путешествие продолжается.



Здесь жили люди?
Проехав где то 100 км от места ночевки, въехали в знаменитый тоннель. 6-километровый туннель, построенный иранцами, на всем протяжении которого с потолка льется вода, а из-за отсутствии вентиляции от выхлопных газов ничего не видно и нечем дышать. Этот туннель способен повергнуть в ужас любого! 6-ть километров ада, темнота, воды по калено, Ока ехала как волнорез. И речи не идет об освещение и вентиляция, только лампы строителей, по дну тоннеля журчит вода, в воздухе висят плотные облака пыли и похоже это на долго. Уверен, что в ближайшие время туннель не будит достроен. Как здесь люди работают? После этой водной процедуры, я стал уважать Mercedes-Benz. Как вообще эти пузотерки там проезжают? C-180 ехали по капот в воде, чудо немецкой инженерии. С Божьей помощью мы выехали на свет, глаза не сразу могли привыкнуть к солнечному свету. Я жалею только об одном — надо было запечатлить на видео, этот адавый тоннель. Как же долго длились эти 6-ть км, средняя скорость в нем была км 10. После того как заканчивается этот шести километровый ужас, идет длинный спуск, появляются кишлаки и странные люди у обочины. Один такой кинулся под колеса, напомню дорога идет по наклонной, спуск крутой у нас не работает один тормоз. Окушка тормозит, оказывается этот товарищ обеспокоен за нас: “У вас грязная машина!» О Боже!!! Действительно это правда, что все машины становятся грязнулями после тоннеля. Здесь многие предлагают свои услуги по чистке машины, шланг с водой и все атрибуты. Спускаемся по течению бурной реки. Она вниз и мы с ней. Меня всё не покидало чувство, что все происходящее со мной здесь — чудо.


Мы спускаемся все ниже и ниже, появились дорогие дома. В Таджикистане есть свой аналог нашей Рублевки.Как я понял называется это место Варзобское ущелье. Здесь стоит дача президента Таджикистана, охраняют военные с Калашами. Здесь мы и остановились, по своему незнанию. Захотели набрать водички. «Нельзя!!!» сказал быстро подошедший военный. Сама река как вы видите, чрезвычайно быстрая как и большинство горных рек в Таджикистане. Дома стоят чуть ли не в реке на сваях. На каждом клочке земли что то стоит. Строится: пансионаты, лечебницы, гостиницы, зона отдыха растянувшиеся на 50 км.На мой взгляд самая неинтересная часть Таджикистана, снимать нечего, делать так же не чего, ну разве что можно позагорать.


Таджикская Рублевка.
Остановились пополнить запасы провиантом. В магазинах Таджикистана — «социализм », все осталось в неприкосновенном виде, как 20 лет тому назад. Очень скромненько, все продукция в основном из России и Украины, немного Китая, а Таджикские продукты если и есть то их очень мало.

Приближаемся к Душанбе, сразу же бросилось в глаза, как одеваются тут люди: футболка с символом первого канала или М-1 или олемпийка RUS, так ближе к России?
Вообще Душанбе не впечатлил. После яркого, современного Ташкента, какой-то блекленький. Удивило несколько вещей: мусор в огромных количествах на улицах столицы, подробности дальше, пьяные таджики и главное скоро приедет в Душанбе Нюша! Рассказываю: Гулял себе я по Душанбе. Театр, стоят рекламные щиты. Весела реклама о том, что в скором времени приедет «певица» Нюша. А я то думал где такого рода «певцы» и «певицы» выступают? Все понятно…

Для чего мы в Душанбе, для того, чтобы оформить регистрацию и пропуск в ГБАО. Чтобы найти нужную улицу пришлось объехать пол города. Нашли с грехом пополам, улицу Турсунзаде. По пути остановил назойливый ГАИц, все высматривал к чему придраться, да же огнетушитель попросил показать. Вот мы и на месте, ОВИР. Отец пошел с документами туда. А я пошел смотреть город. Основная часть зданий в центре города построена при Отце Народов, много деревьев. Конечно если сравнивать Душанбе и Ташкент бес сомнения выигрывает Ташкент. Узбекская столица мне показался более чистой, Ташкент действительно мегаполис. Почтенные старцы в халатах, женщины в ярких национальных платьях это Душанбе.

03регион — Куляб.


Пиво.
Подошел мужичек и говорит: «Прохожу мимо, вижу знакомый регион, месяц назад такой же был. Дай подойду.» Смеется «Ездил по тротуарам на Газели, а здесь на опели, подвести?» Вот такие Дюшамбинци, отзывчивые люди. В центре города памятник Исмаилу Сомони. Таджикистан: как и у других народов мусульманского востока, никто никуда не торопится (единственное исключение – это базар: здесь жизнь просто бьет бешеным ключом – просто какой-то адский муравейник). На дорогах творится, что то не вообразимое все сигналят, поворотники не включают, ужас. Автомобильное движение напоминает хаотичное движение частиц атомов. При этом я не видел ни одного ДТП. Старшее поколение таджиков хотят в странных высоких тюбетейках. Отец мне говорил, что при советской власти старики в совсем других тюбетейках щеголяли, время идет тюбетейки меняются.
Поговорил с Дюшамбинцами не чувствуется желания у них бросить все силы на подъем страны. Чувствуется какая-то апатия. Хотя и нахваливают в захлеб президента Таджикистана Рахмона, причем все! Да же русские! В то же время большая часть трудоспособного населения трудится на благо России, а не своей родины. Повсюду слушают в основном национальную восточную музыку.
Через 15 минут встретились с отцом у машины. Отцу в ОВИРЕ заявили: «У нас сегодня праздник — день примирения. Приезжай завтра. » «Везет» по полной. После отец пошел на базар и был свидетелем восточного гостеприимства, ты турист значит платить будишь в разы больше. Пример: базар, отец пошел купить маджахедовку, торгаш сразу завернул цену 70 сомани, что в переводе будет 500 рублей. Потом на Памире мне сказали истинную стоимость, стоит она в 15 раз дешевле. Хорошо, что отец поторговался до 30, но всё же. В Душанбе и в обще в Таджикистане вы не купите хлеб в общепринятом понимании, то есть буханка. Только лепешки и только на базаре.
В Таджикистане жарко. Но жара здесь какая-то особенная. Поначалу ты ее не замечаешь. Ну печет, ну и что – терпимо, так как климат сухой. Да же удивился весь день проходил в водолазки, а особо не было жарко. При выезде из Душанбе заметил градусник показывающий +42. О па! А я и не думал. Но все же по прошествии пары недель жара надоедает и достаёт и думаешь когда закончится такая погода?
Времени еще много, решили если сегодня не судьба получить разрешение в ГБАО то едим смотреть окрестности Душанбе. Ромитское ущелье, туда и поехали. Сразу скажу не впечатлили места. Замечу, что до Ромита идет дорога асфальтированная. Проехали Ромит и двинули дальше, может что то интересное дальше нас ожидает? Дорога постепенно все ухудшалась. Трясёт страшно! www.youtube.com/watch?v=MkDnq1vkZIU www.youtube.com/watch?v=diIJyuKKKTc Нечего так интересного в этих местах для себя я не на шёл. Так и закончился седьмой день путешествия.


Продолжение Част 3. avtoturistu.ru/blog/otchety/7334.html

Фото в нормальном разрешении: fotki.yandex.ru/users/kostromov-kozma/album/205394/?&p=14

Комментарии (9)

RSS свернуть / развернуть
+
3
+ -
avatar

ALMarin

  • 20 марта 2014, 22:47
Дааааааа! Красота!!! Горы, горы… Интересно очень, продолжайте! Все-таки надо быть самоотверженным героем или откровенным психом, чтобы поехать в такой маршрут на оке. Наверное, именно этим и интересен этот отчет. По крайней мере мне. Побольше пишите про машинку. Как она переносит тягости, как вы ее чините, какие проблемы, качество бензина, подетальнее хотелось бы.

За «В обще-то» — отдельное спасибо! )) Такого написания этого слова я еще не видел )) Зачет!
+
1
+ -
avatar

ока

  • 21 марта 2014, 01:51
Главное то что в Узбекистане и Таджикистане на бензозаправках не обманывают, в отличии от России. В Таджикистане с бензином и диз. топливом проблем нет. Почти в каждом поселке с население в 5-ти тысяч. и больше есть заправка. Но в поселках продают только Аи 80. На Памире в ГБАО Аи 92 есть только в Хороге и Мургабе и то, в Мургабе может и не быть 92. Так как бензин везут из Киргизии. Заправиться 95 можно только в Душанбе. Кстати в Душанбе и его окрестностях есть пара заправок Газпром нефть. В принципе разжиться бензинчиком и ДТ возможно и в горных кишлаках Восточного Памира, типо- Аличура. В селе всегда есть барыги у которого есть запас. За литр попросят 8 — 10 сомани.
Удачи на дорогах.
+
1
+ -
avatar

ALMarin

  • 27 марта 2014, 01:45
Благодарю!
+
1
+ -
avatar

ока

  • 26 марта 2014, 03:07
В заключительной части отчета я напишу полный список, что сломалось или отвалилось за поездку.
+
0
+ -
avatar

ALMarin

  • 26 марта 2014, 10:13
Хорошо. Но если это описание будет по ходу действия пьесы, то мне кажется, будет нагляднее и интереснее. Имхо, конечно. Впрочем, делайте так, как вам удобнее.
+
0
+ -
avatar

ока

  • 26 марта 2014, 03:09
ALMarin напишите пожалуйста где я допустил ошибку.
+
0
+ -
avatar

ALMarin

  • 26 марта 2014, 10:14
Какую именно? :)
+
0
+ -
avatar

ока

  • 26 марта 2014, 12:09
В обще-то.
+
0
+ -
avatar

ALMarin

  • 27 марта 2014, 01:43
Прям над второй картинкой сверху.

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.