К Магадану на Оке, через Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и Киргизию! / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута! 

Авторизация

Зарегистрироваться

Войти или Зарегистрироваться        Мобильная версия

К Магадану на Оке, через Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и Киргизию!

К Магадану на Оке, через Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и Киргизию! Или приключения Оки перевертыша.

Предыстория.

Доехав до широты Сицилии, Ока может гордиться собой. Это рассказ про машину, способную дарить радость и улыбки.

Начну издалека. Почему Средняя Азия? Давным-давно, когда еще не вымерли мамонты, а по Москве ходили медведи с авоськами со стеклотарой, отец отправился с друзьями на Памир. Они побывали во многих местах Таджикистана, но у них не получилось попасть на Восточный Памир. Это для затравки.

В прошлом году и в позапрошлом мы с отцом уже побывали в Средней Азии, но осталось много белых пятен (читать здесь, почему нам не удалось посетить Таджикистан в 2011г. avtoturistu.ru/blog/otchety/2470.html). Нас тянуло туда как никогда ранее. В прошлом году Оке удалось добраться до Памира: avtoturistu.ru/blog/otchety/7328.html, но все равно осталось много белых пятен и при этом хотелось ещё чего-то кроме Памира и Тянь-Шаня. Посему было решено объединить два направления в одно автопутешествие. Памир объединить с поездкой по Дальнему Востоку, до Магадана! Главная цель автопутешествия — проехаться от самых южных гор СССР: Пика Карла Маркса (Таджикистан 6726 м), Пика Коммунизма, Пика Хан Тенгри (Киргизия), Пика Победы, до самых северных гор союза в Якутии. Доехать до границы с Афганистаном, там где до Кашмира рукой подать. (Кашмир — это северная провинция Пакистана). Плюс к этому хотелось посмотреть: Горный Алтай, Туву, вулканы Хакасии, Байкал, Колымские места и… Магадан!

Вот так выглядел маршрут по планам: Москва — Волгоград — Ахтубинск — Атырау (Казахстан) — Актау — Мангистау — Аральск — Шымкент — Тараз — Талас (Киргизия) — Ош — Мургаб (Таджикистан) — Хорог —Шошбувад — Мургаб — Шаймак — Чештебе — Рошорв — Караарт — Ош — Казарман — Нарын — Балыкчи — Каракол — Энгельчик — Пик Победы и Пик Хан Тенгри —Тюп — Кеген (Казахстан) —Чунджа — Пристань Добын — Коктал —Талдыкурган — Достык — Озеро Зайсан —Восточный Казахстан (Рахмановские ключи) —Шемонаиха — Змеиногорск (Россия) — Горно-Алтайск — Кош-Агач — Кокоря — Озеро Ак-Холь — Кызыл-Хая (Тува) — Чадан — Ак-Довурак — Кызыл — средневековая крепость Пер-Бажын — Джавхалант (Монголия) — Чулутын-Баз — Ханх —Монды (Россия) — Орлик — Шаснур — Долина вулканов Бурятия (горный район, находящийся в Окинском районе) — Улан-Удэ — Тында — Усть-Нера (Горы Якутии) — Ягодное — озеро Джека Лондона — пик. Аборигенов (2286) — Дебин — Купка — Магадан — Балаганное — Палатка — Усть-Омчуг — Кулу — Адыгалах — Оймякон — Кюбеме — Якутск — Тында — Таксимо — Бодайбо — Новый Уоян — Холодная — гора Иняптук — Северобайкальск — Байкальское — Кунерма — Братск — Красноярск — Учалы — Белорецк — Уфа — Москва.

Предполагаемая дата отбытия 11-12 августа. Время в пути 3 месяца, максимум до середины ноября. Предполагаемый километраж: 26000 км. Но это все планы. Как часто бывает, планы планами, а реальность штука серьезная. Посему в конце автопутешествия маршрут отличался от задуманного.

Узбекистан.


Мангистау.

Памир.

Афганистан.


Афганистан, другая жизнь.


Это Афганистан?.. Да!

Интересные лица у этих Афганцев.

На границе с Китаем.


Россия.
В начале я написал, что это рассказ про машину, способную дарить улыбки. Придётся объяснить:)

Здравствуйте, наша Ока родилась на серпуховском автозаводе в 2002 г. Наколесила на момент отъезда 108 тыс. км. Её вид, её идеальные формы вызывают непроизвольную улыбку у прохожих. Вы много таких знаете? А я счастливчик и почти каждый день вижу, как рады люди этой машинке. Ради только этого, ради только этих восторженных взглядов и улыбок можно было пожертвовать всем. Люди выкручивают шеи, достают мобильные, чтобы запечатлеть ее. Как она вам? Не правда ли, она хороша. Как она такой стала? Об этом позже.

Сразу же извиняюсь за однообразность отчета, горы, горы и ещё раз горы. Какой-то бенефис гор у меня получился. Кому-то может надоесть. Откидывайтесь на спинку кресла, я начинаю…

Июль 2013 года, Окушка вместе с «хозяином» отправилась в Астраханские степи на отдых. А рассказчик, а что рассказчик? Он остался работать в Москве. Жара, смог — всё это синонимы столицы в летние месяцы. Рубашка прилипает к спине… Ну, что я про себя, не я главный, а наша героиня, которая к своей чести без поломок преодолела путь длиной в 1200 км и легла на лечение и отдых в селе Болхуны. Так началось путешествие длиной…







Я в это время ездил на Казанский вокзал для покупки билета на Душанбинский поезд. Правда, символично? Его отменяют!

Приезжаю за час до отправки поезда. Полтора часа жду, ничего. Непонимающим взглядом ищу на табло свой поезд, но его нет. Как бы то ни было, но 330-й поезд не пришел, и что остаётся: нервничать и выяснять, что произошло. Через пять минут я стоял в очереди за выяснениями. Оказывается, поезд отменили! Вы о таком когда-нибудь слышали!!! Как судьба со мной. Что интересно, люди, которые стояли со мной в очереди, не возмущались и по их лицам нельзя было сказать, что они удивлены происходящим. Обменял билет на махачкалинский поезд. При этом настойчиво спрашивал: «Нет ли Худжанских или Душанбинских поездов?». Но нет. Отказ. Беру что есть… Не хотел я ехать на Махачкалинском.

Опять Казанский вокзал, только через 8 часов. На часах 21:10, я взмыленный, но все равно не успеваю на поезд. Пять минут меня отделяло от посадки на поезд, но их мне и не хватило. Смотрю, другой поезд на Анапу задерживается аж на 7 минут. Но мой ушел… Не верю, что это происходит со мной. Семь минут спустя я стою в очереди, чтобы вернуть хоть часть денег за билет, смотрю на табло и что я вижу? На табло в 3:40 приходит Душанбинский поезд. Я же спрашивал… Ну что, остаётся заплатить неустойку и взять билет на этот поезд. Всё-таки её величество судьба хотела, чтобы я поехал именно на Душанбинском поезде.

Проходит полдня, и я опять на платформе, но в этот раз поезд пришел, и я не опоздал.

Обстановка тут на платформе своеобразная, что-то вроде того, что я уже видел, находясь на восточных базарах. Переполох, постоянное движение, шум, все о чем-то болтают на непонятном языке.

В двух словах объясню, что такое поезд Москва — Душанбе. Грязи полно, но я ожидал худшего. Как ни как, эти вагоны шмонают таможенники четырех государств. Вагоны старые. Люди при слове наркотики здесь сильно напрягаются. Таджики и узбеки столько всего везут!!! Телевизоры, шины, ковры, велосипеды, электрошашлычницы, чего только они не везут. С баулами они спешат к своим вагонам. Когда-то этот поезд шел до Куляба. Сейчас реконструкция ж/д Таджикистана. Поезд идет только до Душанбе. Поезда отделаны фанерой, кандея нет.

Я описал обстановку, теперь о людях: узбеки, таджики едут к себе на родину за 8200 руб. с огромным скарбом вещей. Со мной будут ехать русская пара, а поодаль узбекский паренек. Мужик с женой ехал в Царицын. Не понял, что они там собираются делать, если сами не из тех мест? Что интересно, доезжают они до Царицына, дальше садятся на автобус и едут до Новониколаевки. Для рыбаков Болхуны и Новониколаевка значимые места.

Как я понял, многие русские избегают поезда Москва — Душанбе, хотя едет он быстрее многих, да и билет вполовину дешевле. А главное, билеты на эти поезда всегда есть!!! Я покупал билет за 11 часов до отбытия, и мне сказали, что билетов еще полно. Так почему же русские избегают этого поезда? Почему женщина, с которой я ехал, так радовалась, что с ней едет русский парень, а не таджик? Как это мерзко. Почему-то только я один из местных чайковал и общался с ними? В конце даже решился отведать их национального блюда из вагона ресторана. Название забыл, хотя и спрашивал. Печень коровы, все в жирах и излюбленный для среднеазиатской кухни лук. Вердикт: есть можно, но, по-моему, если бы это все поджарили, было бы несравненно лучше. Вот так я приобщился к таджикской кухне.

Кто же эти дюшамбинци, которые волей судьбы оказались со мной в одном вагоне? Хорошие, простые парни и самое главное — беззлобные. Но людям из крупных городов России невдомек, что это за люди, обидно… Один из них Мурат, по национальности узбек, работал во многих городах России, успел поработать и в Оренбурге, и в Якутске. Не загружаю ли я вас, дорогой читатель, ненужной информацией, биографией иностранных рабочих, которые сразу после исполнения 18 лет уезжают в Россию на заработки? Спросил его, обижали его хотя бы раз русские. «Ни разу». Еще верите в русский фашизм? Так его нету! Спросил: «Где тебе больше всего понравилось работать». Ответ: «Столица». Мой сосед рассказал про погоду в Душанбе: «Под +400 и так до ноября месяца...». Что- то подобное мне рассказывал отец, когда он приехал в Душанбе в конце октября: « Жара стояла невыносимая, а в Москве заморозки».

Самые дотошные погранцы, по мнению Мурата, узбекские, все разнюхают, везде залезут. Во время разговора была пара моментов, когда проводники начинали «прессовать» рядом сидящих таджиков. Создалось такое впечатление, что они не знали, где их места. Таджики оправдывались: «Проводник сказал, это наши места...». Через минут двадцать пришла русская женщина с ребенком и с билетом на это место. Теперь нестранно смотрятся вымогательства и крики со стороны проводников.

Возвращаюсь к разговору с Муратом. Еще вопрос: «Почему так много таких как ты, которые сразу же по исполнении 18 лет уезжают на заработки в Россию?». Ответ может вас, дорогой читатель, повергнуть в шок. Мурат: «Дедовщина, никто не хочет служит в Таджикской армии. Скрываемся и зарабатываем в России…». Где-то я это уже слышал. Ах да, на Памире, где мне рассказывали страшные истории про убийства памирцев в армии.

Мне стало стыдно за свой народ, что говорила женщина рядом со мной!!! Постоянное недовольство всем и вся, не нравятся ей узбеки и таджики. Что, она не знала на какой поезд берет билет? Я ей пытался разъяснить, что это не самый плохой вариант. На что она мне ответила, что может для НИХ это и хорошо, но не для неё! До неё никак не доходило, что этот вагон шманают за четыре дня 6 раз! Казахская, узбекская, таджикская таможня и все шмонает. Странно, что ещё обивка везде целая. Я, честно говоря, предполагал, что обивки нигде не будет, только голое дерево. Ищут наркоту везде, обивку сдирают. Ну да, пыльно, но поезд едет по Астраханской области, казахским степям и Каракалпакии, везде пыль, и чтобы не сдохнуть от жары, люди вынимают окна.

Мои соседи: женщина, которую я уже описал и её муж. Узбек из Душанбе по имени Мурат. За моей спиной таджики, а также казашка из Москвы, едущая на Баскунчак подлечиться, с её слов выходило, что все в Москве расисты. Хотя сама не раз отделяла людей на своих и чужих. Свои — казахи. Говорит: притесняют таких, как она, в Москве. Плохо её дочери, с двумя высшими, не может найти себе работу с ПОДХОДЯЩЕЙ зарплатой. Пела хвалебные речи Назарбаеву, рассказывала, как казахи возвращаются на свою историческую родину, как там хорошо и какие там зарплаты, и какие субсидии выделяет государство вновь приехавшим казахам. Как хорошо газ качают, нефть качают. У меня логичный вопрос: «А на русских распространяются данные субсидии, если он докажет, что его родня проживала в Казахстане». Ответ: «Наверно...». Хороший ответ… Она не замечала, что говорит расисткие вещи, зато, когда рядом сидящий таджик нелестно отозвался об узбеках, она на него посмотрела, как будто перед ней сидел Гитлер.

В вагоне жара, +30 минимум. Кстати, таджики даже поболее русских зависимы от комфорта, сужу по себе. Вспоминается случай на Таджико — Узбекской границе. Полковник говорит: «Как это вы без кандея ездите? Некомфортно!». А я ему: «Да у вас и вправду тепло:)».

На верхней полке лежу, парюсь, читаю книжку и тут у меня зазвонил телефон, и я узнал печальную новость с Астраханских степей. Отец перевернулся, это произошло на гравийке. Ехал он немного за 60. Машина начала идти волной, отец не справился с управлением и в итоге пару раз перекувыркнулся и оказался на обочине. Слава Богу, отец не пострадал, ни одной царапины, слава Оке! Но ей досталось: лобовое стекло разбито, а так же боковое не уцелело, крыша помялась, дверь не открывается. Это конец?! Не поедем в Магадан? Поживем — увидим, остаётся надеяться на лучшее.

За 24 часа доехал до Верхнего Баскунчака, прощаюсь со всеми, выхожу на платформу, сразу же вижу отца. Идем к машине. Первое впечатление об Оке плачевное. Бедная она, до чего мы её довели. Едем в Болхуны, слева неизменно гора Богдо, которая видна на десятки километров, если точно, то я её различал на расстоянии в 55 км.

Гора Большо́е Богдо́ (149,6 м над уровнем моря) — самая высокая точка Прикаспийской низменности. Если подойти к ней поближе, станут заметны многочисленные пещеры. Подножие её лежит на два десятка метров ниже уровня моря, а вершина — примерно на 130 выше. Высота горы увеличивается с каждым годом примерно на 1 мм из-за выпирающего соляного купола.

Эта гора одно из самых колоритных достопримечательностей Астраханской области. Чем интересна Богдо, ещё тем, что внизу его находится знаменитое на всю Россию соленое озеро Баскунчак.





Кстати, самый близкий населённый пункт по отношению к Баскунчаку — это Нижний Баскунчак, двести метров и соленое озеро. Как помнится, в Нижнем Баскунчаке расположен пансионат. Насчет Баскунчака, есть и Средний, и Верхний. В последнем недавно построили мечеть. Кстати, сейчас развернулось бурное строительство мечетей и церквей по всей Астраханской области.


Сажусь за руль, вроде все нормально. Ведёт себя Ока на дороге так же, как и до кувырка, и слава Богу. Отец рассказал первые впечатления после случившегося: «Я сразу и не понял, что произошло, вышел, первая мысль, а что это такое белое, бинты? Откуда бинты? Как они там намотались? А это разве вообще бинты?! Да и откуда им взяться? Это туалетная бумага намоталась сквозь разбитое окно! И я не промедля начал сдирать её. Как так получилось, что бумага три раза накрутилась сквозь разбитое окно? Лобового стекла нет, бумага намотана. Ока выполнила сальто и приземлилась на все четыре копыта. Даже непонятно, один или два раза она перекувыркнулась? И что удивительно, после этого Ока с полоборота завелась, и я поехал дальше».

Быстро доехав до Болхун, организовали мозговой штурм с мужиками. По поводу что делать с Окой? Все советовали: «Оставь ты её, больше денег потратишь на восстановление, чем она стоит». Но мы с отцом пошли против течения. Мы в меньшинстве, уже не в первый раз, все только смеются. «Как в Монголию на этом, не смеши! На металлолом». Как же такую красавицу и на металлолом? Решено, своими силами по-«таджикски» восстанавливать друга.

Решение принято, теперь осталось найти два стекла на Оку. На следующий день рванули в Ахтубинск, трасса М6. А как ГАИ? Мы невидимки! Но не для водителей, которые ликуют при виде нашего чуда-юда, по другому её не назовёшь. Пассажиры достают свои мобильники, чтобы успеть запечатлеть его. Видео:http://www.youtube.com/watch?v=HSKOPy4hf9M&list=UUlRdOFj9RO2eyZ_B7uaB6Ng
Ока, словно помятый листок бумаги, без лобовухи, два придурка внутри с надменным видом:).

Теперь расскажу про трассу М-6, за прошедшие годы она стала заметно хуже и так каждый год, всё хуже и хуже. Шесть лет тому назад это была дорога-сказка, но время берет своё.

Чем примечателен данный регион, его можно назвать курортным. В летний сезон приезжих столько, что на дорогах местных машин меньше, чем отдыхающих. В основном это 177 и 150 регион, но встречаются и экзотичные регионы типа Калининграда, Владивостока, Омска и Новосибирска. Едут все за рыбкой.

Узбекские машины на М6 теперь не редкость, а правило. Как же много машин с узбекскими номерами, на фуры можно было бы и махнуть рукой, но столько легковушек!!! Даже встречаются раритеты вроде газ 67. Еще год назад я обратил внимание на появление узбекских машин на трасе М6. Сначала не придал этому большого значения. Но сейчас, шагая по Ахтубинску, понимаю, что с машинами приехали и узбеки. У местных спрашиваю: «Вы не замечаете изменений в городе ?». «Нет!» — отвечали они. Свежим взглядом посмотрев на Ахтубинск, я вижу изменения. Медленно, но верно Ахтубинск превращается в узбекский город. Еще год назад на улицах города было невозможно встретить узбека, зато сейчас не проблема. Каждый десятый житель города, если не больше, это эмигрант из Узбекистана. Скоро весь юг России превратиться в Узбекистан. Нет, я не прав, не только юг, но и Дальний Восток и Питер. Я не знаю хорошо это или плохо, просто констатирую факт. Что-то с мысли сбился и стал писать какую-то чепуху…

Приехали в Ахтубинск, на наше счастье в автомагазине оказались нужные нам запчасти.

Предостерегаю всех: не заправляйтесь в Астраханской области на Лукойле, обманывают нереально. Это касается всех заправок ЛУКОЙЛ, без исключения в Астраханской области. В особенности это касается Ахтубинской АЗС Лукойл, цена меньше, но не доливают треть!

Приехали обратно в Болхуны и принялись за работу. Гидравлический домкрат очень сильно помог при выгибании металла, где-то за два-три дня машина была готова к экспедиции. Во время этой монотонной работы было время подумать. В жизни все не просто так.

До недавнего времени я не задумывался, почему именно немецкие войска стоят на севере Афганистана и следят за порядком. Справочка: немецкие войска третьи по численности контингента в Афганистане. И стоят их войска на севере страны в провинциях Бадахшан и Балх. Я призадумался, а почему на севере? Понятно дело, что север Афганистана самый спокойный регион в этой стране. Но должны быть еще причины. По-моему, эта причина, люди населяющие эту землю. В тридцатые, сороковые годы прошлого века, немецкие и австрийские антропологи изучали население аулов близ Гиндукуша и Памира. Все дело в людях и в их культуре. Белокурые, рыжие со светлыми глазами, рослые люди не похожие на окружающие их народы. Похоже, немцев до сих пор интересует данный регион. Может, они захотели быть защитниками малых народов и предотвратить их уничтожение? Может, я неправ, это всего лишь мои измышления и не более… Эти строчки я пишу под первым впечатлением, находясь на берегу Ахтубы и беседуя с ракообразными:)


Ока образца 2006 г.



2012г.




2013г.




2013 г. Болхуны.

Продолжение: travel.drom.ru/28938/
Часть 2: travel.drom.ru/29257/
Часть 3: travel.drom.ru/29282/
Часть 4: travel.drom.ru/29355/
Часть 5: travel.drom.ru/29410/
Часть 6: travel.drom.ru/30992/

Комментарии (8)

RSS свернуть / развернуть
+
3
+ -
avatar

kinel

  • 8 августа 2014, 12:36
Фотграфии отличные! Горы не могут надоесть!
Ну что, отдали текст корректорам, наконец? Хотя я Вас и так всегда читала, не без труда. Покоряет Ваш авантюризм, смелость, готовность идти до поставленной цели, нестандартность, жизнелюбие и т.д. А вот по ссылке перейти не могу (читаю на работе, во время обеденного перерыва). Здесь не будете размещать продолжение?
+
1
+ -
avatar

ока

  • 8 августа 2014, 12:55
travel.drom.ru/28938/
+
2
+ -
avatar

olga_777_08

  • 8 августа 2014, 15:36
Моя первая машина была Ока, до сих пор только хорошие воспоминания! Погибла смертью храбрых, но на нас только синячки были.
Фотографии у Вас обалденные. А люди они везде одинаковые и делятся не по национальности, а на хороших и плохих.
+
0
+ -
avatar

ока

  • 9 августа 2014, 00:11
Это Вы к кому обращаетесь?
+
0
+ -
avatar

bulava61

  • 8 августа 2014, 18:11
Сижу читаю и глазам своим не верю — автор тот же, но написано намного грамотнее и читается легче. Автор сходил на курсы русского языка? Просто издевался над читателями в предыдущих отчётах? Видимо, разгадка в первом комментарии от госпожи Кинель. Весь рассказ проглотил быстро и с удовольствием, но как вы могли второй раз по одной статье попасть под суд?
+
1
+ -
avatar

ока

  • 9 августа 2014, 00:12
В четвертой части узнаете.
+
0
+ -
avatar

Dnnikolai

  • 18 августа 2014, 13:57
Один из самых интересных отчетов на этом сайте.По количеству отзывов на параллельном сайте видно, что описание зацепило многих.В том числе, как обычно, вывалена куча критики от праведников, лингвистов, политологов, культурологов разного уровня диванных степеней. Пожелание автору: здоровья, продолжать путешествия и по возможности выкладывать отчеты.Спасибо.
+
0
+ -
avatar

bulava61

  • 19 августа 2014, 11:54
По четвёртой части маленькое уточнение: события в Чехословакии «Пражская весна» были в 68-м году, а не годом раньше. По поводу поведения людей, вызывавшее удивление — про русских тоже можно найти непонятные другим народам нестыковки: например, упомянутый Вами «дедушка Ленин» никогда не имел детей, следовательно и внуков и дедушкой быть не мог. А в остальном получил порцию удовольствия от прочтения, спасибо.

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.