10. На автомобиле по Европе. Италия. Рим. Ватикан. / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута! 

Авторизация

Зарегистрироваться

Войти или Зарегистрироваться        Мобильная версия

10. На автомобиле по Европе. Италия. Рим. Ватикан.

Италия. Рим. Ватикан.

Продолжаем движение в сторону Рима. По расчётам навигатора от Милана до Рима, через Пизу, путь составит 654 км. Навигатор — это специализированное приемное оборудование, которое получает и обрабатывает сигналы, поступающие со спутников глобальной системы позиционирования. Такой приемник на основании информации со спутников и законов геометрии определяет точные координаты расположения транспортного средства (широту и долготу). Установив эти координаты, устройство может дополнительно рассчитать скорость передвижения машины, траекторию ее движения, пройденное расстояние от точки до точки и так далее. Вещь, и как раньше без него обходились водители в чужой стране?




Италии грех жаловаться на недостаток внимания туристов — и зимой, и, в особенности, летом. Каждый сезон миллионы туристов с энтузиазмом штурмуют знаменитый «сапог», находя для этого немало веских причин: действительно шикарную и сверхнасыщенную «экскурсионку», чистое теплое море, хорошие пляжи и красивую природу.



Эта страна обладает очень интересной природой, которая не оставит равнодушными не только ценителей красоты, но и любителей живописи. Кроме того, мягкий климат позволит наслаждаться всем этим великолепием практически бесконечно.



Рим.

По дороге остановились на заправку топлива и приказали навигатору проложить маршрут до нашего очередного отеля в Риме. Отель носит название />Waldorf B&H Hotels. Понравились в нём завтраки по утрам, они входили в цену бронирования. На ресепшен предоставили распечатку нашего бронирования номера в отеле с сайта Booking.com и тут же получили ключи от номера. Очень чудненько, положили вещи и пошли ужинать.


Отель Waldorf B&H Hotels

Рим – столица Италии и области Лацио, крупнейший в стране и один из самых посещаемых городов в мире. Легендарный «вечный город» расположен на семи холмах, по обеим сторонам реки Тибр, недалеко от Средиземного моря. В городе Риме на данный момент проживает почти три миллиона жителей. Площадь Рима составляет 1285 кв.км. Уникальность Рима заключается в том, что этот город уже давно научился совмещать в себе древнее и современное. Старых богов сменяли новые, империи расцветали и медленно приходили в упадок и только Рим всегда оставался Римом. Рим — один из старейших городов мира, древняя столица Римской империи. В течение сотен лет Рим был небольшим поселением в центре Апеннинского полуострова. Однако выгодное местоположение и агрессивная политика, вместе с рядом нововведений в военном деле постепенно вывели его на лидирующие позиции сначала в области, а потом и в регионе. Окончательным «экзаменом» на право первенства стали затяжные Пунические войны, которые город вел с Карфагеном. В результате этого столкновения Карфаген был в буквальном смысле стёрт с лица земли. После этого Рим методично покорил все страны Средиземноморья, Западной Европы и Ближнего Востока. Своего расцвета Римское государство достигло при императоре Адриане во II веке н. э., когда военное и экономическое могущество сочеталось с миром внутри империи. Население Рима превышало 1 млн человек.
В настоящее время, есть два Рима. Один – живой современный город, облик которого и до сих пор определяют архитектурные ансамбли эпохи Возрождения. Другой – расположенный на юго-запад от площади Венеции — представляет собой гигантское поле развалин античного Рима, среди которых время от времени попадаются древнехристианские церкви, иногда по самую крышу погрузившиеся в землю, и редкие, похожие на угрюмые крепостные сооружения церкви средневековья. Эти руины — памятники великих трудов человечества. Они говорят о вечности человеческих стремлений, творческих исканий, вечности прекрасного.

Раненько утром мы встали, хорошо позавтракали и двинулись смотреть на древний город. Направились с начало на станцию метро Cornelia.


Карта метро Рима

Метро в Риме

Римское метро состоит из всего 2х линий: «А» (18 км) соединяет центр («Ottaviano» недалеко от Ватикана) и удаленные районы Рима на востоке (через «Anagnia») и «B» протянулась от северных городских окраин («Rebbibia») до южных (промышленный комплекс EUR). Готовят к пуску и третью С. Две линии метро для такого большого города очень мало, а потому оно всегда переполнено. Летом и зимой не продохнуть, не смотря на хорошую вентиляцию. Доехать от одной конечной станции до другой у Вас займёт 1 — 1,5 часа. Линия В работает как часы — точно и без сбоев, линия же А — это национальная беда. Вечные запаздывания, непредвиденные остановки, непонятные торможения. А причина проста: большинство офисов, министерств, культурно-посещаемых сооружений находятся на протяжении линии А, а потому она более загружена. Она находится ниже по уровню чем линия В, а потому нуждается в большей вентиляции. Она старее чем линия В, а потому её сложнее содержать в порядке — постоянно требуется ремонт. А поскольку Рим за всю свою историю был не раз разрушен и построен заново на собственных руинах, то и фундамент города не стабилен, он просто пуст. Римляне очень боятся какого-нибудь, малейшего землятресения — город рискует провалиться сам в себя. И потому особо рыть не хотят.
Купить билет в метро можно непосредственно на самой станции метро в билетных автоматах (там есть все инструкции на 5 языках, русского нет). Так же билеты можно купить в газетных киосках или в барах. Стоимость билета — в зависимости от продолжительности поездки:
— на 75 мин. (от момента компостирования билета) — € 0,77
— на 24 часа — € 3,10
— на 1 неделю — € 12,40
Штраф за безбилетный проезд в метро — € 50


Одна из станций метро Рима.



Проехали до станции Ottaviano-San Pietro. Вышли на поверхность города и направились в государство-город в пределах столицы Италии — Рима. Вот и мы пришли, отстояли огромную очередь и в итоге наших женщин развернули назад, из-за несоблюдения дресс кода. Когда шли к собору святого Петра, видели продажу на улице, ситцевых платьев. Вернулись и купили платья. Теперь нас всех пропустили в собор святого Петра. Ура!



Ватикан находится на холме Монте-Ватикано. Площадь его 0,44 км2. На его территории проживает 2,5 тыс. жителей, из них около 700 имеют ватиканское гражданство. Центр католической церкви, резиденция ее главы — папы римского. Официальные языки — латинский и итальянский.



Ватикан — все что осталось от Папской области, некогда довольно обширного государства в Италии, главой которого был римский папа. Образован в 1929 по Латеранским соглашениям. Назван по одноименному дворцу-резиденции папы. Это карликовое государство имеет, однако, огромное влияние во всём мире.


Собор святого Петра


Вид с купола собора святого Петра



Ватикан — крупный капиталовладелец и держатель акций ряда компаний и банков, владеет крупной недвижимостью в Италии, Германии, Испании и латиноамериканских странах. Другие важные источники доходов — взносы национальных католических церквей, производство и продажа почтовых марок, сувениров.










В Риме было жарко, градусов 35

Вся территория города-государства обнесена каменной стеной. В Ватикане сосредоточены ценнейшие сокровища культуры и искусства. Среди них: собор святого Петра (15— 18 вв.), в строительстве которого принимало участие множество архитекторов, в том числе великий Мекеланджело; барочная площадь святого Петра (17 в., Л. Бернини); дворцовый комплекс: Зала Реджа (16 в., А. да Сангалло Младший), Скала Реджа (17 в., Л. Бернини); капеллы: Паолина (16 в.), Николая V (15 в.), Сикстинская (15 в., Дж. Дольчи, фрески Микеланджело и др.); апартаменты Борджа со Станцами Рафаэля; дворы: Сан-Дамазо с Лоджиями Рафаэля, Бельведера (16 в., Д. Браманте); сады с Казино Пия IV (16 в., П. Лигорио).


Охрана государства Ватикан.

В залах Ватикана хранятся не только произведения христианского искусства, но и шедевры античности, например, всемирно известная скульптура Аполлон Бельведерский. В библиотеке Ватикана собраны бесценные рукописи и исторические документы.


Швейцарский гвардеец

Пехотная когорта швейцарцев священной охраны Римского папы — один из видов вооружённых сил Ватикана. Её по праву можно считать старейшей армией мира, сохранившейся до наших дней. Основанная ещё в 1506 году, она на данный момент включает в себя всего 100 гвардейцев, которые готовятся в швейцарских вооружённых силах и служат в Ватикане.

Швейцарский гвардеец

Собор Святого Петра (лат. Basilica Sancti Petri, итал. Basilica di San Pietro; Базилика Святого Петра) — католический собор, являющийся наиболее крупным сооружением Ватикана и до последнего времени считавшийся самой большой христианской церковью в мире. Одна из четырёх патриарших базилик Рима и церемониальный центр Римской католической церкви. Над его созданием трудилось несколько поколений великих мастеров: Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Бернини.


Собор святого Петра.



Собор Святого Петра расположен к западу от центра Рима, на территории суверенного государства Ватикан. История рассказывает, что на месте нанешнего собора Святого Петра находился цирк, на арене которого во времена Нерона предавали мученической смерти христиан. В 67 году сюда после судилища был приведен и апостол Петр. Петр попросил, чтобы казнь его не уподобляли Христовой. Тогда он был распят головой вниз. В 326 году в память об этом император Константин повелел построить базилику во имя Святого Петра. Когда она обветшала, папа римский Николай V в 1452 году начал строительство собора. После его смерти работы были приостановлены, и только в 1506 году папа Юлий II поручил архитектору Браманте строительство собора. Браманте задумал церковь в виде греческого равностороннего креста. После его смерти работа была поручена Рафаэлю, который перепроектировал церковь в виде креста латинского. Затем строительство собора возглавил Микеланджело Буонаротти. А после его смерти архитекторы Джакомо делла Порта и Доменико Фонтана по проекту Микеланджело возвели два купола: внутренний, округлый, и внешний, вытянутый вверх. Карло Мадерно достроил продольные капеллы и оформил фасад собора. 18 ноября 1626 года, в 1300-летний юбилей первой базилики, папа Урбан VIII освятил новый собор.


Внутри собора святого Петра

Новый алтарь поставили на месте прежнего и в полу прорубили «окошечко»-«исповедальню», через которое верующие могли видеть гробницу святого Петра, сокрытую под землей. Раскопки, проведенные в 1940-х годах, доказали, что под алтарной частью собора находится гробница апостола. Об этом свидетельствовали многочисленные факты, включая надписи и изображения.


Украшение потолка собора

Размеры собора потрясают. Он занимает площадь в 22067 квадратных метров. Высота собора составляет 189 метров, длина с портиком — 211,5 метра.

Перед входом в собор возвышаются статуи Святых апостолов Петра и Павла. Петр держит в руках ключи от Царствия Небесного, врученные ему Господом. В собор ведут пять дверей. Последняя с правой стороны — Святая, и открывается она лишь в Святой год. В древности начало юбилейного года знаменовалось звуком трубы из козлиного рога, называемой «yobel», откуда и произошло слово «юбилей». Святая дверь замурована бетоном. Через каждые 25 лет накануне Рождества (25 декабря) перед юбилейным годом бетон разбивается. После троекратного коленопреклонения и трех ударов молота Святая дверь распахивается и папа, взяв в руки крест, первым входит в собор. В конце юбилейного года дверь снова закрывается и замуровывается на следующие 25 лет.





Бронзовые двери центрального входа выполнены флорентийским мастером Филаретом (XVв.). В верхней части дверей изображены большие фигуры сидящих на троне Спасителя и Богоматери. В центра — апостолы Петр и Св. Павел. В двух нижних клеймах изображены сцены судилища у Нерона и последующей казни апостолов: усекновение главы Святого Павла и распятие Святого Петра. Над дверями помещен мраморный барельеф Бернини «Иисус вверяет Петру ключи от Царствия Небесного». Собор Святого Петра на протяжении веков украшали выдающиеся мастера искусств. Почти все изображения на стенах и сводах собора выполнены мозаикой. Здесь находится скульптура «Пиета» («Оплакивание Христа») работы Микеланджело.


Скульптура «Пиета» («Оплакивание Христа») работы Микеланджело.



Громадный купол собора Святого Петра взмывает вверх словно поднятое ветром легкое полотнище. Его диаметр составляет 42 метра, и в Риме его называют «cupollone» («куполище»). По фризу купола и далее по фризу всей церкви идет мозаичная надпись по-гречески и по-латыни со словами Христа: «Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и не одолеют ее врата адовы; И дам тебе ключи Царствия Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах».


Центральный купол собора








Святая Елена




Гробница Матильды Тосканской











В центре собора возвышается алтарь с неугасимыми лампадами. Алтарь называется папским, поскольку служить перед ним мессу может только папа римский.



Неподалеку расположенна бронзовая фигура Святого Петра, сидящего на папском престоле и держащего в руке ключи от Царствия Небесного. Ступни апостола уже побелели и стерлись от прикосновений верующих: по поверью, если загадать желание и, держась рукой за стопу Петра, с верой попросить об исполнении задуманного, то все непременно сбудется.


Апостол Пётр

По всему периметру собора идет вереница капелл, где находятся выдающиеся произведения искусства, драгоценные реликвии христианства, многочисленные гробницы римских пап, королей и императоров. В соборной ризнице находится мраморная доска с именами всех первосвященников, похороненных в соборе, начиная с первого — апостола Петра. Многочисленные надгробия римских пап, установленные в соборе, в большинстве своем являются произведениями искусства, выполненными великими мастерами — Джотто, Бернини, Микеладнджело, Гульельмо делла Порта, Торвальдсена.



В соборе хранится Копье сотника Лонгина — то самое, которым был пронзен на кресте Спаситель. Оно попало в Рим из Константинополя. В одной из капелл хранится часть мощей Св. Иоанна, архиепископа Константинопольского (начало V в.), за красноречие нареченного Златоустом.




Сень над папским алтарём и могилой Св.Петра

Центральный алтарь капеллы Крещения украшает мозаика «Крещение Христа». Купель крещения сделана из мраморной крышки гроба императора Оттона II (X в.), единственного императора германского происхождения, похороненного в соборе. Рядом с капеллой установлен памятник Марии Собеской, жене короля Джеймса III Стюарта (XVIII в.), умершей при родах последнего ребенка. На этом угас королевский род Стюартов.



Кафедра святого Петра

Капеллу Михаила Архангела украшает мозаичная копия с картины Гверчино «Похороны Святой Петрониллы». Мозаика эта, переливающаяся якрими тонами и озаряющая эту скупо освещенную часть храма, является лучшей в соборе Святого Петра. Сама капелла называется так по мозаичной копии с известной картины Гвидо Рени «Св. Михаил Архангел, попирающий поверженного сатану». В капелле находится надгробие папы Климента XIII. Львы у его основания считаются самыми красивыми из созданных в XIX столетии.
Григорианская капелла выполнена по рисункам Микеланджело его учеником Джакомо делла Порта. На саркофаге погребенного здесь папы Григория XIII изображена сцена принятия в 1582 году нового календаря, получившего по имени папы название григорианского. Старый календарь вел летоисчисление от Юлия Цезаря и назывался юлианским. Его реформа понадобилась потому, что к XVI веку в результате накопившихся неточностей старого календаря все даты сдвинулись, и праздник Пасхи сместился на несколько дней. Потому и стала необходима реформа календаря. В России православная церковь придерживается юлианского календаря.




Памятник папе Иннокентию XII

На алтаре капеллы Святых Таинств сияет позолоченный бронзовый реликварий работы Бернини. В нем хранятся многочисленные реликвии. В капелле находится единственная в соборе написанная маслом картина художника Пьетро да Кортона «Троица Новозаветная». Рядом, в капелле Бернини хранится привезенная из Иерусалимского храма витая колонна, прислонившись к которой Христос произнес начертанные на фризе собора слова: «Ты есть Петр и на камне сем Я создам Церковь Мою».


Центрального неф собора святого Петра


Закат над вечным городом

После посещения собора святого Петра, мы подошли к остановке экскурсионных автобусов.



Приобрели билеты и сели, на второй этаж, в автобус. Подключили наушники, настроили их на русский аудиогид. Поехали смотреть достопримечательности вечного города. Полный маршрут нашего автобуса занял 2 часа, при этом в Риме не было пробок (была суббота) — можете себе представить, сколько всего этот автобус объехал! У этого автобуса оказалось 17 остановок. Билет на сутки стоил 19 евро. Билет на 48 часов стоил 24 евро, но мы ограничились суточным билетом, так как следующим утром нам уезжать в Венецию.


Экскурсионные автобусы в Риме.



На любой остановке можно сойти и гулять «сколько душе угодно». Затем, на этой же остановки можно снова сесть на последующие экскурсионные автобусы фирмы Roma Cristiana – Opera Romana Pellegrinaggi, и ехать дальше. Экскурсионные автобусы ходят по Риму в течение 24 часов, и билет действует в течение этого же периода.


Место для подключения наушников к аудиогиду и выбор языка

Катим по улицам Рима, слушая рассказ аудиогида, подъехали к Колизею. Решили, надо посмотреть обязательно Колизей, вход стоит 12 евро. В очереди в Колизей стояло около трёхсот человек разных национальностей. Русских не было нигде видно, а так хотелось примкнуть к русскоговорящему гиду. Ну не повезло, ничего страшного.





Колизей



Триумфальная арка



И вот, мы идём по Колизею. Колизей — самый большой из древнеримских амфитеатров, — один из знаменитых древних памятников древнего Рима и одно из самых примечательных сооружений в мире. Находится в Риме, в ложбине между Эсквилинским, Палатинским и Целиевским холмами, на том месте, где некогда был пруд, относившийся к «Золотому Дому» Нерона. Колизей первоначально назывался Амфитеатром Флавиев, потому что он был коллективным сооружением императоров династии Флавиев: Веспасиана, Тита и Домициана. Строительство велось на протяжении 5 лет, с 75-80 гг.


«Местные римляне»





Долгое время Колизей был для жителей Рима и приезжих главным местом увеселительных зрелищ, таких, как бои гладиаторов, звериные травли, морские сражения (наумахии). Вопреки устоявшемуся мнению, что в Колизее казнили христиан, последние исследования указывают на то, что это был миф, созданный католической церковью в последующие годы.




Колизей

Колизей

При императоре Макрине он сильно пострадал от пожара, но был реставрирован по указу Александра Севера. В 248 году император Филипп ещё праздновал в нём с большими представлениями тысячелетие существования Рима. Гонорий в 405 году запретил гладиаторские битвы как несогласные с духом христианства, сделавшегося после Константина Великого господствующей религией римской империи; тем не менее, звериные травли продолжали происходить в Колизее до смерти Теодориха Великого. После этого для амфитеатра Флавиев наступили печальные времена. Нашествия варваров привели Амфитеатр Флавиев в запустение и положили начало его разрушению.



Ещё в 1332 году местная аристократия устраивала здесь бои быков, однако с этой поры началось систематическое разрушение Колизея. На него стали смотреть как на источник добывания строительного материала, и не только отвалившиеся, но и нарочно выломанные из него камни стали идти на новые сооружения. Так, в XV и XVI столетиях папа Павел II брал из него материал для постройки так называемого венецианского дворца, кардинал Риарио — дворца канцелярии (Cancelleria), Павел III — паллацо-Фарнезе. Однако значительная часть амфитеатра уцелела, хотя здание в целом осталось обезображенным. Сикст V намеревался воспользоваться ею для устройства суконной фабрики, а Климент IX на самом деле превратил Колизей в завод для добывания селитры.


Колизей в былые времена…


В музее Колизея



Несмотря на все невзгоды, испытанные Колизеем в течение веков, его развалины, лишенные былой внешней и внутренней отделки, до сей поры производят сильное впечатление своей суровой величественностью и дают достаточно ясное понятие о том, каковы были его расположение и архитектура. Просачивание дождевой воды, атмосферное загрязнение (преимущественно выхлопными газами автомобилей) и вибрация от интенсивного городского движения привели Колизей в критическое состояние. Во многих местах памятнику архитектуры требуется укрепление. Для сохранения амфитеатра от дальнейшего разрушения достигнута договоренность между итальянским министерством культурного наследия и римским банком. Первый этап проекта включает реставрацию и обработку аркад водонепроницаемым составом и реконструкцию деревянного пола арены, где однажды сражались гладиаторы.




Подобно другим римским амфитеатрам, Амфитеатр Флавиев представляет в плане эллипс, середина которого занята ареной (также эллиптической формы) и окружающими её концентрическими кольцами мест для зрителей. От всех сооружений такого рода Колизей отличается своей величиной. Это самый грандиозный античный амфитеатр. При таких размерах он мог вместить в себя до 87000 зрителей. Амфитеатр Флавиев был построен на кирпичном фундаменте толщиной в 13 метров.



Ныне Колизей стал символом Рима и одним из популярнейших туристических объектов. В XXI веке Колизей был признан одним из 7 Новых чудес света.





Триумфальная арка в Риме, построенная в честь императора Константинанаменитым Колизеем, является самой примечательной среди других. Это строение было возведено в 315 году нашей эры и прославляло победу Константина над Максенцием, а также десятую годовщину его правления. Кроме того, это самая высока триумфальная арка в Риме, которая сохранилась до наших дней – высота этого строения составляет целых 25 метров. Интересным является тот факт, что триумфальная арка Константина была построена в лучших традициях древнего Рима. Для ее возведения были использованы только снятые с других строений материалы. Барельефы триумфальной арки увенчаны сценами правления Константина. Кроме того, украшениями этого сооружения служат сцены их эпох правления других не менее значимых для Рима императоров – Марка Аврелия, Адриана, Траяна, что очень четко символизирует принадлежность Константина к этим мудрым и любимым народом правителям. Символы Великой Римской Империи запечатлены также в цветовом оформлении арки – здесь присутствуют пурпурные и золотые оттенки, символизирующие власть и могущество.
После множества реставраций триумфальная арка в Риме, посвященная императору Константину, предстает перед нами в том виде, в котором произошло ее последнее восстановление в 1804 году.
<b

Комментарии (5)

RSS свернуть / развернуть
+
2
+ -
avatar

SemenovEA

  • 25 ноября 2012, 13:01
Отличный отчет!
+
0
+ -
avatar

plander

  • 27 ноября 2012, 06:45
Немного устаревшие сведения.Минимальная стоимость билета на общественный транспорт в Риме-1,5 Евро.Это одна поездка на метро и неограниченное количество поездок на других видах общественного транспорта в течении часа.Август 2012года.
+
1
+ -
avatar

ellenna

  • 2 декабря 2012, 21:59
Спасибо за отчет, впечетляет количество фотографий. Особенно понравилась фота внутри собора Петра с мальчиком посередине.
+
1
+ -
avatar

ВалерийСПб

  • 27 января 2013, 17:09
Большое спасибо за отчет! Очень познавательно. Собираемся предпринять что-то в этом роде. Просьба: не смог найти Ваш отель в букинге, можно ли уточнить адрес, как с парковкой?
+
0
+ -
avatar

TigeRRR

  • 15 мая 2013, 08:40
Фотографий много, Очень много, молодцы!
А дедус у вас зачетный, колоритный и живчик )

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.