"Из варяг в греки", только наоборот или "Сказ о том, как мы с Дона в Суоми ходили". Часть 9. / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!


Авторизация

Зарегистрироваться

Войти или Зарегистрироваться        Мобильная версия

"Из варяг в греки", только наоборот или "Сказ о том, как мы с Дона в Суоми ходили". Часть 9.

Предыдущая 8 часть здесь

13 день — 24 июня 2014 года. Тампере – Ювяскюля — Савонлинна. 383 км.


Знакомство с Тампере начали со смотровой башни, которая находится в парке Пююникки. Машину оставил на бесплатной парковке на улице Palomäentie, там где от этой улицы ответвляется улица Laiskolankuja. И мы пешком по зелёной аллее поднялись к башне.


Как потом оказалось, можно было подъехать к самой башне на машине.



Но ничего, пройтись по лесу и подышать свежим воздухом тоже полезно, да и идти туда меньше километра.
Подняться на башню: взрослый билет – 2 евро, а детский (до 15 лет) – 1 евро. Подняться можно на лифте.

Парк Пююникки располагается на горной гряде Пююникки-Харья. Гряда это, если можно так выразиться, дело рук ледника и образовалась она 10 000 лет назад. В наивысших точках она достигает в высоту 150 метров. Поэтому с башни, которая построена на вершине гряды открываются чудесные виды на город и окрестности.

Озеро Пюхяярви.



А это уже Нясиярве.





А это Тампере.



Дело в том, что город располагается на перешейке между этими озёрами. Заложили его в конце восемнадцатого века шведы, а именно король Густав третий. И назывался он по шведски Таммерфорс – Порог на реке Таммер. В те времена, когда не было ещё паровых машин для приведения в действие заводских механизмов использовали силу падающей воды, а мощные пороги на Таммере идеально подходили для этого. Река Таммер как раз соединяет озёра Пюхяярви и Нясиярве. Уже в 1783 году здесь была запущена первая в Финляндии бумажная фабрика, а в 1820 году Джеймс Финлейсон запустил первую хлопчатобумажную фабрику. И с тех пор до 1970-х годов это был самый крупный промышленный центр страны.

Это отразилось на архитектуре города. Много домов построены в стиле «industrial».





Даже театр больше на какой-то цех похож.



Фабрика Финлейсона это как город в городе.







Ещё одна фабрика.



Конечно же, не всё выполнено в индустриальном стиле.
Центральная площадь.





Александровская церковь.



Музей Ленина.



Но мы в него не пошли. Эта тема не захватывает. А большевикам здесь было хорошо и вольготно, пролетариата много и власти Финляндии на революционеров смотрели сквозь пальцы. Чем в метрополии больше бардака, тем для них лучше. А большевики отплатили сполна. Уже 18 декабря 1917 года СовНарКом под председательством Ленина признал независимость Финляндии.

Из Тампере в Савонлинну я решил ехать через Ювяскюля, что бы посмотреть «глубинку» страны и заодно посетить там магазин «Алко». Это единственная торговая сеть, которая имеет право торговать в Финляндии алкоголем. А то не порядок, пятый день в стране, а алкогольный магазин не посетили.

Выехали из Тампере около 13 часов. В Ювяскюля прибыли в три. Еле нашли этот магазин. Купили чисто финские напитки: чёрный аперитив на лакрице «Salmiakki» — 13,39 евро и ягодные вина от 7 до 12 евро. Больше всего нам понравилась вино из черники. А вот горячо любимый финнами «Salmiakki» на вкус «один в один» пертуссин.

Итак, по живописным дорогам, со скоростью 80 км/час, в начале было тяжело, а потом привык, крадёмся всё дальше и дальше на Восток.











К 19 часам прибыли на последнее место ночлега в этой поездке в Финляндию – базу «Raita House». Она находится на улице Kaarnatie, 5, в тихом районе. Место это очень понравилось. Машина паркуется на площадке перед жильём.



На прилегающей территории есть всё для активного отдыха и пользоваться всем можно бесплатно: велосипеды, самокаты, батут, мячи, мангалы и т.д.







Хозяева очень приветливые русскоязычные люди.
Вход в каждый номер отдельный.



Полноценная кухня-столовая со всей необходимой посудой.





И четыре комнаты на трёх-четырёх человек каждая, т.е. можно заезжать большой компанией.
Рядом озеро.



После ужина пошли прогуляться, и за домом нашли вот такой подберёзовик.



Который утром был пожарен и благополучно съеден, чем украсил наш завтрак.

14 день — 25 июня 2014 года. Савонлинна – Леми — Санкт-Петербург. 395 км.

Это невероятно, но факт второй день подряд солнечное утро и ничего не предвещает дождя. Очень часто так бывает, когда нужно возвращаться домой погода налаживается. А сегодня у нас последний день посещения Финляндии.

На сегодняшний день программа не очень насыщена, но мы привязаны ко времени, на 13-00 у нас заказано посещение ресторана «Саряпиртти Киппуросарви» в деревушке Леми. Почему так строго по времени, поясню позже.

Собираем вещи, ключи от номера оставляем в дверях, так нас проинструктировал хозяин, и на осмотр основной достопримечательности Савонлинны – крепости Олавинлинна, которая находится в десяти минутах езды от «Raita House».



Названная в честь норвежского святого – короля Олафа, крепость была построена на небольшом острове в узловой точке Сайменской озёрной системы в 1457 году. Под защитой замка возникло поселение, в начале семнадцатого века ставшее городом – Савонлинна (шведское название Нюслотт – Новый замок).
Замок строился на случай войны с Московским государством. Он стал первой шведской крепостью, построенной с расчётом на артиллерийское противостояние.
В течение столетий замок переходил из рук в руки, перестраивался и шведами и русскими. Однако во время реставрации 1963-1975 годов крепости был возвращён её первоначальный вид.

Олавинлинна самый северный каменный замок Средневековья.



Главный вход.



Попасть в замок можно только по самоплавающему понтонному мосту. Здесь он как раз пропускает сухогруз.



Семейный билет в крепость стоит 18 евро. Без экскурсовода по крепости ходить запрещено только по внутреннему двору можно.







Экскурсия на русском языке начинается в 12-00. По времени мы на неё попасть не можем. Но и уехать, походив только по внутреннему двору никак нельзя. Выход напрашивается сам собой. Берём на кассе paper-гида на русском языке, цепляемся к англоязычной экскурсии (хоть чего-то понятно будет) и вперёд.

Если я не ошибаюсь, то это король Олаф собственной персоной.



Мрачновато как-то.



А вот толщина стен внушает доверие, её и современная артиллерия не сразу возьмёт.



Трапезная. Здесь можно заказать банкет с меню семнадцатого века.



Крепостная церковь.



Жёлтое здание во внутреннем дворе строили уже русские войска. На ум одно приходит: «Ни пришей – ни пристегни».



Ещё немного видов.







Жилая комната.



А в ней туалет типа «Сортир».



Трудно понять, как практически можно было его использовать. Дырка выходит на наружную стену крепости, как и у многих средневековых крепостей, и можно себе представить сколько «добра» намерзало за зиму на стене. Но, что поделаешь, суровая правда жизни. Вопрос в другом, климат здесь ещё более суров, чем правда жизни. И если летним июньским утром из дырки дует холодный поток такой силы, что усидеть сложно даже в штанах, потому что приподнимает. А как же зимой-то быть? Оставим эту загадку историкам, а нам нужно торопиться в Леми и так опаздываем сильно.

Ещё в Хельсинки читая путеводитель наткнулся на заметку про блюдо «саря». Готовят его в одном месте в Финляндии в деревне Леми и в одном ресторане — «Саряпиртти Киппуросарви».



Более того это ресторан одного блюда, там подают только саря. Уже необычно. Уже достопримечательность. Вот мы и решили завершить это наше путешествие по Финляндии, отобедав в этом ресторане диковинным блюдом «саря». Но попасть в ресторан, можно только сделав предварительный заказ на сайте ресторана или по телефону. Причем сделать заказ можно на определённое время, указанное на сайте, например на 13 или 16 или 18 часов, то есть сеансами.

У нас был заказ на 13, но мы сильно опаздывали и приехали к 14 часам, народ уже заканчивал трапезу. Тем не менее нас обслужили.

А всё из-за специфики приготовления блюда. Казалось бы всё элементарно картошка с бараниной. Но не всё так просто. С давних времён баранину в этих местах в зимние месяцы подолгу засаливали – бывало до 100 дней – прежде чем пускать в дело. Сейчас засолка мяса длится 4-5 дней. Затем его сутки выдерживают в прохладном месте. Непосредственно на кухне процесс приготовления занимает 9 часов, из них четыре часа разогревают печь до нужной кондиции.
Блюдо готовится только в длинном деревянном корыте, которое тоже называется «саря". Четыре часа корыто стоит в печи, потом на дно кладут картошку, а сверху баранину и пекут их ещё час в этой печи.



Прямо из печи корыто попадает на разделочный стол.



Откуда его уже порциями подают на столы. Поэтому посетителей принимают сеансами.
На столы так же подаются: местный деревенский хлеб, сливочное масло, квас (калья) и холодная вода. На десерт тоже одно блюдо кисель из ягод.



Нужно намазывать хлеб маслом, с ним есть баранину с картошкой и запивать всё это квасом. Словами передать вкус блюда неблагодарное занятие, даже невозможно. Нежнейшая постная баранина в сочетании с вышеуказанными ингредиентами…

В общем, сейчас описываю это, а слюни заливают клавиатуру. Больше добавить нечего.

Стоимость посещения: взрослый – 32 евро, дети до 12 лет – 16 евро, до 4 лет – бесплатно. Хоть цена и немалая, но «саря» стоит того. Порции большие, а ещё официанты предлагают добавку. Хорошим тоном здесь считается съесть как можно больше, чем больше, тем вежливее и приличнее. Я, к сожалению, больше одной порции не смог, а жена с сыном одолели по две, но с большим трудом.

Интерьер ресторана посвящён баранам: везде фигурки баранов, люстра из бараньих костей.





Перед рестораном тоже скульптура барану.



А это уже отработавшее корыто «саря».



На обед ушёл час.
Теперь осталось заехать в Лапеэнранту в магазин «Алко», он в торговом центре «Призма», что бы купить домой ягодного вина и выдвигаться на границу. Несколько удивило количество машин с питерскими (городскими и областными) номерами возле «Призмы», пожалуй побольше будет чем с финскими. Ладно бы выходные были, а то ведь среда на улице! Тут то мои надежды на то, что погранпереход будет мало загружен, начали таять. Я как думал: середина дня, середина недели – границу на раз проскочу.

От Лапеэнранты до границы всего 20 километров. К погранпереходу прибыли в 16-05. Машин было много, но, на удивление, в Россию въехали через один час двадцать минут. Финны к машине даже не подходили. У российских сотрудников мы тоже никакого интереса не вызвали.

Заехали в Россию и сразу почувствовали, что мы дома. На заправке «Лукойл» на 144 километре автодороги «Скандинавия» карты к оплате не принимают, связь видите ли у них плохая. На дороге всеобщий идиотизм. Вроде бы живёшь себе и не замечаешь всего этого. Но как же это бросается в глаза после возвращения в «родные пенаты» из Европы!

Дорога «Скандинавия» двухполосная, но с широкими обочинами. Фуры идут по обочинам, а легковые по полосе. Иду в потоке машин 120 км/час, конечно превышение, но так идёт поток. Тут «на хвост» садится микроавтобус «ПЕЖО БОКСЕР» и начинает давить. Уйти мне некуда справа фуры. Он буквально в нескольких сантиметрах от моего багажника. Я несколько раз нажал на тормоз. «Шумахер» немного приотстал, но потом опять за своё. Потом он втиснулся между фур, и пошёл на обгон справа. Ну не идиот.

И вообще в эту поездку на Север я обратил внимание на водителей минивэнов «Форд Транзит», «Вольксваген Транспортер», «Фиат Дукато», «Мерседес Спринтер». У нас водители с отмороженными мозгами, безбашенные представители юного поколения так ведут себя на дорогах на посаженных «Приорах», десятках, «четырках» (как они их называют). Ну, эти ладно, денег на Феррари нет, а хочется себя «Шумахером» почувствовать. Поэтому ставит он прямую трубу вместо глушителя, хоть не едет, зато ревёт как гоночный автомобиль. Пружины под ножовку, хоть через лежачий полицейский проблема проехать, зато «типа» на автомобиль для Формулы 1 похожа. А после этих процедур ещё нужно постоянно всем участникам движения доказывать, что у него «крутой» автомобиль.

Ну а водители миниавтобусов прямо таки удивляют. Как будто и не пацаны за рулём. Машина совсем к гонкам не приспособлена. И центр тяжести высоко, и инертность большая, и управляемость не как у легковой. А они по трассам 140-160 км/час. Может в этих автобусах какая-то аура соответствующая?

Вот чего-то на философию потянуло. А нужно к отчёту возвращаться.

К девяти вечера прибыли в Санкт-Петербург. Завтра через Лугу и Псков едем в Смоленск. Хоть путешествие и близится к своему завершению, но экскурсионная программа ещё не закончилась.

Продолжение следует

Комментарии (7)

RSS свернуть / развернуть
+
2
+ -
avatar

alex25

  • 12 августа 2014, 17:29
Скандинавия это трасса смерти. Она практически вся кровью полита. Лучше пристроится за фурой безопасней ехать.
+
2
+ -
avatar

SuperMax

  • 12 августа 2014, 18:59
Вот если бы отморозков лишали прав за агрессивное вождение и превышение скорости, может быть спокойнее было бы ездить.
+
2
+ -
avatar

alex25

  • 13 августа 2014, 00:45
Нужно просто чтоб работало неотвратимость этого будет достаточно. Но видно не в нашей стране.
+
1
+ -
avatar

Робинзон

  • 12 августа 2014, 23:49
Сделайте, пожалуйста, ссылки на предыдущие части, а то прочитали только финал путешествия!:)
+
0
+ -
avatar

SuperMax

  • 13 августа 2014, 08:04
Первая здесь:http://avtoturistu.ru/blog/otchety/_из_варяг_в_греки_только_наоборот.story, а дальше по ссылкам.
+
2
+ -
avatar

Tat-77s

  • 13 августа 2014, 08:41
«Саря», 100% оно компенсировало всю дорогивизну скандинавского общепита.
+
3
+ -
avatar

SuperMax

  • 13 августа 2014, 09:23
Конечно. Для меня вообще кухня страны пребывания это достопримечательность. А «саря» это блюдо-достопримечательность.

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.