"Теберда, Теберда, голубая вода!" Часть 1 / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!


Авторизация

Зарегистрироваться

Войти или Зарегистрироваться        Мобильная версия

"Теберда, Теберда, голубая вода!" Часть 1

Два слова ради предыстории. Поездка на Кавказ, в Тебердинский заповедник, была предпринята нами не просто так с бухты барахты. В курортном посёлке Теберда живёт семья моего дяди, брата моей мамы, работавшего ученым-орнитологом в заповеднике. Самого дяди Севы уже давно с нами нет, а вот его жена, дети, внуки и правнуки вполне себе здравствуют. В моем детстве, с родителями, мы посещали Теберду, последний раз зимой 1974 года. Было мне тогда 14 лет.

06.07.2021. День первый
«Для тех, кто только что вышел за дверь,
самая трудная часть осталась позади».

Голландская поговорка


В шесть часов утра, встретившись с экипажем «Ауди Q3» в составе Антона, Ани и Миши (зять, дочь и внук 12 лет), выдвинулись от нашего дома в сторону Носовихинского шоссе и МКАДа. Остались позади долгие, почти полугодовые, сомнения и теоретические семейные дискуссии по поводу как ехать на Кавказ, каким составом ехать, каким видом транспорта ехать, каким маршрутом ехать, в каком населённом пункте планировать ночлег. Стоит ли, кроме Кавказа, доехать ещё и до Черного моря, а также множество других важных и не очень важных вопросов и решений, которые неизбежно сопутствуют подготовке любого большого путешествия. Не было сомнений только в одном – ехать надо! Накануне были проставлены все галочки в списках необходимых всем и каждому в пути вещей, продуктов, подарков родственникам. Постепенно, все это упакованное и завёрнутое, расположилось в багажниках и салонах автомобилей, а участникам удалось даже поспать несколько часов.

Фото 1. Известная многим трасса М-4 «Дон»

Ну, вот и тронулись! С первых же минут поездки выяснилось, что Олег, то есть я, самым халатным образом не сообразил накануне зарядить наши коротковолновые рации. И великолепный, удобный в применении подарок от нашего старшего сына Илюши, весь первый день пролежал на консоли красивым, но бесполезным грузом. Лишь Миша пытался в долгие минуты отсутствия связи с экипажем Ноута (Олег и Любовь), наладить переговоры с проезжающими рядом караванами дальнобойщиков и иногда это у него даже получалось! Во всяком случае, на чью-то диктовку по рации номера телефона, Миша откликнулся фразой: «Хорошо, я запомнил номер вашей банковской карточки!». Мелькали километры трассы М-4 «Дон», транспондер, весело пиликая, исправно слизывал со счета деньги за проезд по платным участкам.
Ближе к обеду первого дня пути, когда уже конкретно захотелось есть, у Ноута появилась необходимость пополнить запасы бензина. И, как это часто бывает, нормальные, «человеческие» заправки, то есть с туалетами, навесами, магазинами, сразу же исчезли с нашей стороны дороги. Пришлось прокатить еще порядка ста восьмидесяти километров, миновать городок Задонск с красивым, голубого цвета, храмом Рождества-Богородского мужского монастыря, расположенного у подножия небольшой возвышенности, и только потом обнаружить культурную «лукойловскую» заправку. При этом туалет, как и положено, по сценарию «если уж не заладилось, то это надолго», самым непостижимым образом оказался неработающим. Солнце расшалилось не на шутку, жара, площадка автозаправки расположилась на небольшом пригорке, с которого открывался живописный вид на редкую лесополосу и на регулярно направляющиеся в её сторону экипажи заправляющихся машин с целью использования кустиков в качестве отхожего места. Воспользовались этими кустиками и мы. Приняли решение пообедать–перекусить здесь же, на парковке заправки для чего в багажнике нашего синего Ноута накрыли импровизированный походный стол с бутербродами, овощами, фруктами и чаем. Плотно, вкусно, аппетитно. Девочки, спасибо! Одновременно с обедом, не без любопытства наблюдали за вывозом на эвакуаторе стоящей рядом автомашины. Что-то там произошло неправильное с механизмами и, сама она отказалась ехать. Тогда мы ещё не знали, что эта эвакуация нам была продемонстрирована неспроста, но об этом речь пойдёт попозже.

Фото 2. Позади — много километров, а впереди ещё больше!
К 17 часам вечера, миновав Московскую, Тульскую, Липецкую и Воронежскую области остановились на ночлег в поселке Глубокий, Каменск-Шахтинского района Ростовской области, в гостинице «Тихий дворик». Проехали за день 967 километров за одиннадцать часов пути. Мотель находился примерно в километре от шумной трассы, которую здесь практически не слышно, что полностью оправдывает название гостиницы. Номера чистые, постельное белье свежее, сантехника и кондиционеры работают исправно, интернет слабенький, но есть. Что еще нужно уставшим путникам?!

Фото 3. В номере «Тихого дворика»
Всем сразу же нашлось дело: девушки-хозяюшки занялись приготовлением горячего ужина, мужчины, распаковав коробку пива, взялись разруливать накопившиеся за время пути рабочие моменты, поскольку, работу на удаленном доступе никто не отменял. Да и важных событий в течение этого дня произошло немало. У Олеговой буровой компании сменился руководитель, что потребовало некой перенастройки всего алгоритма его действий, да и у Антона тоже возникли серьезные проблемы, связанные с его деятельностью.
Но самое важное и интересное для себя занятие нашел Миша! Во дворе нашей гостиницы обнаружилась стоящая на приколе двадцать первая «Волга» с колесами, с рулем, с диванными сидениями! Загляденье, а не техника! Михаил так увлекся знакомством и общением с этим раритетом, что мы с трудом уговорили его оторваться от понравившегося авто и поужинать! Впрочем, и после ужина Мишаня все оставшееся до сна время провел в салоне ветерана советского автопрома.

Фото 4. «Эх, прокачу!»
Думали, утром точно придется цеплять «Волгу» на веревочку, да и забирать с собой, настолько невозможно было Мише от неё оторваться!
Слегка подпортило общее впечатление о гостиничном комплексе ночное происшествие, связанное с хранением скоропортящихся продуктов. Поскольку в номерах мини-холодильники отсутствовали, администратор предоставила нам место в холодильной витрине. И все бы ничего, если бы ночью, кто-то из работников не додумался, конечно же, исключительно с целью экономии, отключить линию, подающую электричество к техническим помещениям отеля. Таким образом, все наши охлаждаемые продукты категорически превратились в сильно нагретые. Впрочем, не так уж и много было этих самых продуктов, жаль лишь, что не получилось заморозить охлаждающие элементы переносных сумок-термосов.

07.07.2021. День второй.
«Слева горы, справа горы,
А вдали – Кавказ» М. Пашаян


Организованно и четко по расписанию утром поднялись, позавтракали кашей и выехали в 08-00. Несмотря на ранний выезд, Миша успел обстоятельно попрощаться с красавицей «Волгой». Трасса в утренние часы была не сильно нагружена, так что катилось легко и вольно. С работающими радиостанциями, постоянно общаясь и любуясь на постепенно меняющиеся пейзажи за окнами. Чуть притормозил безоблачное наше продвижение особо рьяный работник органов ГИБДД, остановивший экипаж «Ноута». После дежурных фраз и осмотра документов, он решил предположить, что раз мы едем на Кавказ, то и вполне себе спокойно можем провозить в багажнике оружие. А я буквально накануне отъезда на просторах интернета наткнулся на маленькую заметку о том, что автолюбитель имеет полное право не предъявлять к осмотру багажник своей машины без оформления соответствующего протокола и привлечения свидетелей. Поэтому, выходя из-за руля, ровным голосом пояснил, что реагирую на его просьбу, «совершенно добровольно». Он тут же сменил свое суровое отношение на доброжелательное и спросил: «Вы преподаватель?», «Нет, руководитель!» отвечаю, «А чего руководитель?», «Крупной компании с большим автопарком, поэтому работаем в тесном взаимодействии с органами», «Понятно, счастливого пути», потеряв ко мне всякий материальный интерес, напутствовал майор.
Проехали Каменск-Шахтинский с музеем боевой техники и самолетов под открытым небом. Когда-нибудь надо будет сюда заехать, полюбопытствовать на выставленные здесь экспонаты. Как-то незаметно докатили до Ростова-на-Дону. На Аксайской объездной дороге вокруг него, осложненной многочисленными ремонтными работами, Олег и его навигатор не поняли друг друга и «Ноут» благополучно свернул по направлению к центру города. Экипажу «Ауди» ничего не оставалось, как последовать за впередсмотрящим. Благо возможность развернуться представилась достаточно быстро, так что вернулись мы на правильный путь, потеряв совсем немного времени.
Часам к одиннадцати обнаружили гостеприимную Газпромовскую заправку, на заднем дворе которой, был натянут навес над десятком столиков. Присели в тенечке, и так тут оказалось хорошо, что мы решили устроить здесь второй завтрак.

Фото 5. Лето, чипсы, солнце, чай
Достали из багажников дорожно-продуктовые запасы, термосы с чаем, заботливо заваренными Любой и Аней ранним утром. Кроме всего прочего, Михаил получил премиальную пачку чипсов, чему он, естественно, был несказанно рад. Подобные получасовые передышки в длительном движении на машинах, позволяли немного размяться и, пусть хоть ненадолго, сменить шум двигателя на приятное птичье чириканье и шелест листвы.
На посту ГИБДД «Цукерова Балка», являющимся въездными воротами в Краснодарский край, нами никто не заинтересовался, а вскоре, через восемьдесят километров, мы покинули трассу М-4 «Дон» и повернули на юго-восток, в сторону Ставропольского края. Дорога бежала в окружении бескрайних полей, зелеными лентами лесополос, поделенными на крупные клетки. Глаза радовались, глядя на наливающиеся темным золотом колосья зерновых, или на стоящие сплошной желтой стеной подсолнухи, поворачивающие свои круглые головы навстречу солнечным лучам, или на набравшие молочную спелость початки кукурузы. По обе стороны дороги почти непрерывно тянулась полоса деревьев, нижняя часть которых была покрыта белой известью. И нанесена она была так ровно, будто кто-то специально по линейке вымерял высоту побелки каждого ствола.
Совсем немного не доехав до города Невинномысска, навигаторы направили нас прямо на юг, и по левому берегу реки Кубань, мы покатили навстречу с Кавказом. Туда, «где стоят, как счастья вестники, горы синие вдали». На этом участке пути замедлили скорость нашего движения протяженные ремонтные работы. Объезды были ограждены по ширине высокими пластиковыми стойками, подобными тем, которыми организаторы маркируют трассы на джиперских соревнованиях. Эти оранжевые стойки были расположены очень узко, так и, кажется, что ты идешь впритирочку с ними и вот-вот заденешь какую-либо из них. Удивительно, как тут умудряются пробираться водители на длинных фурах?! Первые горы и возвышенности стали попадаться сразу после Черкесска. Проезд по Черкесску показался немного запутанным, может просто навигатор учитывал небольшие заторы у светофоров, во всяком случае, сложилось впечатление, что мы проехали городок зигзагообразно. Здесь уже совсем другие пейзажи, другая архитектура, другие виды за окнами автомобиля. На ходу полюбовались на несколько мечетей, одна другой великолепнее и монументальнее.

Фото 6. Строящаяся мечеть
Перебрались на левый берег Кубани и стали постепенно набирать высоту, поднимаясь все выше и выше, в окружающие Военно-Сухумскую дорогу горы. После Карачаевска – столицы Карачаевского района Карачаево-Черкессии, дорога стала ещё более извилистой, повторяя многочисленные повороты и изгибы реки Теберда. Город Карачаевск расположился в живописной долине, окруженной кудрявыми зелеными горами, в месте слияния рек Теберда и Кубань. Здесь же сходятся два автомобильных маршрута, ведущих к Домбаю. Один из них начинается у Невинномысска, другой берет свое начало от Кисловодска. Трасса горная, ущелья то расширяются, то сужаются, населенные пункты расположены часто, пешеходы перебегают шоссе там, где им вздумается, по асфальту группами и поодиночке бредут на вечернюю дойку коровы. Все время приходится объезжать и притормаживать. Средняя скорость упала до тридцати — сорока километров. Но все когда-нибудь кончается, закончилось и это медленное движение. Примерно в шесть часов вечера мы добрались до гостевого дома «Теберда», проехав за десять часов 690 километров. Первые впечатления – почти по Визборовски: «Опять я Кавказом любуюсь, как сказкой!». Не верилось в происходящее. Вот они горы. Слева и справа. Кажется рукой можно дотянуться.

Фото 7. Вид с балкона нашего номера
Впереди снежные вершины Домбая. Вот он чистый горный воздух. Главное достоинство Теберды. Особому, «восхитительному», «кристально чистому», лечебному тебердинскому воздуху есть вполне себе научное объяснение. Уникальный микроклимат создается всеми факторами вместе: горами, лесами, лугами, реками и озерами. Курорт расположен на высоте 1300-1400 метров над уровнем моря, в долине реки, в окружении горных массивов. Климат Теберды отличается пониженным атмосферным давлением, пониженной влажностью и высокой ионизацией воздуха (в 50 раз выше, чем в городах и на равнине). Эти факторы обеспечивают высокий коэффициент прозрачности воздуха. Здесь действует особый ветровой режим: в долину поступает и свежий воздух с гор, и теплый воздух с Черного моря. Благодаря горам в долине реки Теберды задерживаются биологические активные вещества – фитонциды, производимые соснами и луговым разнотравьем. Испарения сосновой смолы содержат камфару, бромиды, скипидар. Таким образом, воздушный бассейн Теберды представляет собой огромный природный ингалятор. Вдыхаем и оздоравливаемся!

Фото 8. Этим воздухом не надышаться!
Хозяйка гостиницы Белла поселила нас в отдельном доме, на втором этаже, над сауной. Две комнаты с душевыми, проходная кухонька, все чистенько, аккуратно. Нас очень даже устроило. Двор большой, разнообразная мангальная зона, под навесом теннисный стол, обеденные столики, диваны, качели, на стене местная экзотика – медвежья шкура и ружье системы карамультук. На ветках черешни, раскинувшейся над подстриженным газоном, дразнили наши взгляды спелые, крупные ягоды. Вот только достать их, даже с лестницы, практически не реально. Слишком высоко. Миша тут же стал активно изобретать различные варианты сбора черешни, иногда привлекая для проработки очередного предположения Антона. В итоге они решили применить для успешного набега на недоступное дерево длинную удочку. И кто знает, возможно, этот способ и имел реальные шансы на успех, но так получилось, что мы покинули гостеприимный дом буквально через день. То есть гораздо раньше, чем подвернулась возможность провести испытания. Приготовив горячий ужин, устроили праздничные посиделки с шампанским, вручением фирменных футболок нашей тебердинской команды и постепенным расслаблением после двух дней напряженной дороги. Дизайн футболок разработала наша креативная Аня, за что ей огромное спасибо. Выглядели мы в них очень эффектно и сплоченно!

Фото 9. В командных футболках.
Вечерело, становилось прохладно. Выйдя на балкон, полюбовались звездной россыпью, украсившей ночной небосвод. Мы тут! В центре этого волшебства. Фантастика!!!

продолжение следует

Комментарии (4)

RSS свернуть / развернуть
+
0
+ -
avatar

bulava61

  • 17 декабря 2021, 13:42
Осмелюсь спросить, уважаемый автор, почему фото 5 и 7 в двух экземплярах, а остальные в одном? Почему фото с номерами 3,5,6,7 свалились набок? Здесь читателям надо голову поворачивать?
После Карачаевска – столицы Карачаево-Черкессии,
А за что город Черкесск лишили звания столицы республики?
+
1
+ -
avatar

Oлeg

  • 17 декабря 2021, 16:32
Алексей! Привет. Фото поправлю, почему-то в предпросмотре все было норм и ничего не падало. Карачаевск выпало " столицы Карачаевского района Карачаево-Черкессии. Счас внесу редактуру. Вот, что значит давно не писал, совсем старый стал. Нюх теряю. Спасибо за поправки.
+
0
+ -
avatar

Miquel

  • 19 декабря 2021, 21:38
Неожиданно. Привет, Дружище, как же красиво ты пишешь! Чаще бы!).
+
0
+ -
avatar

Oлeg

  • 20 декабря 2021, 08:41
Миша, здравствуй! Езжу редко, а пишу и ещё реже. Как ты? Здесь с пандемией боролся или в Европе застрял? Как дела, здоровье?

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.