Cреднерусское кольцо (Рязань-Коломна-Москва-Сергиев Посад-Переславль-Залесский-Юрьев-Польский-Суздаль-Боголюбово-Владимир-Тума-Рязань) ЧАСТЬ 2 / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!

Начало читайте здесь

ЧАСТЬ 2

Около 14 часов мы приехали в Переславль-Залесский. Перед въездом в город имеется развилка: трасса М8 уходит вправо (на восток), в город дорога идет прямо (есть указатель). За развилкой находится АЗС Газпромнефть. Памятуя о том, что дальше до Владимира заправок, вызывающих доверие, практически не будет, заправились до полного бака.

Следует отметить, что Переславль-Залесский на удивление богат достопримечательностями. Этому городу можно было посвятить и целый день, но у нас был свой график. В городе 4 действующих монастыря, 9 действующих церквей, историко-архитектурный музей, расположенный в Горицком монастыре, Музей-усадьба «Ботик Петра I», музеи утюга, истории денег, чайника, хитрости и смекалки, паровозов, а также дендрологический сад.

На мой взгляд, главная достопримечательность города — древнейший Спасо-Преображенский собор, построенный в 1152-1157 г.г. Считается, что в нем был крещен Александр Невский, который родился в Переяславле-Залесском в 1220 году. Собственно, наш маршрут проходил через те города, в которых сохранились белокаменные храмы домонгольского периода, и основной акцент при осмотре мы делали на них.

Однако, несмотря на вышесказанное, осматривать достопримечательности мы начали с музея «Ботик Петра I», о котором немного слышали от знакомых и который находится на небольшом расстоянии от города на высоком берегу озера Плещеево. Въехав в город по Московской улице, через пару минут мы оказались у перекрестка с Московским переулком. Главная дорога спускалась вниз. Перед перекрестком имеется указатель: направо «Дендросад», налево «Музей-заповедник». Не зная, что из себя представляет музей-заповедник, и не имея желания осматривать дендросад, мы проехали дальше. Через пару десятков метров увидели указатель: налево «Ул. Подгорная», «Ботик Петра I», повернули. Дорога пошла вдоль высокого холма, на котором мы увидели мощные стены монастыря — это был Горицкий монастырь, где и располагается музей-заповедник. Дальше слева мы увидели само озеро, которое в связи с пасмурной погодой выглядело сурово. За домами над озером виднелись десятки воздушных змеев кайтсёрферов. Состояние дороги, к слову, оставляет желать лучшего. По пути проехали мимо музея чайника и музея истории денег.

План музея «Ботик Петра I»:

Ботик Петра I. Вид на дорогу и озеро с холма:

Примерно через 3 км, мы увидели слева, вдоль берега, несколько деревянных строений, кафе «Ботик» в форме остова корабля, около которого была стоянка, заполненная машинами, вереницу припаркованных вдоль дороги машин со свадебными лентами, а также пару экскурсионных автобусов. Справа возвышался холм с памятником Петру I и ведущей к нему лестницей. Из-за большого количества машин найти место для стоянки трудно, а из-за машин и автобусов, припаркованных вдоль дороги, трудно просто проехать мимо. Вход на территорию музея расположен около дороги, внизу холма. Стоимость входного билета 20 рублей. Для посещения зданий необходимо покупать билеты дополнительно. Мы не стали, так как отзывы об экспозиции неоднозначные и время поджимало. Насладились видом с холма на озеро, прошлись по территории. В целом неплохое место, как мы поняли, очень популярное у местных свадебных фотографов. В дальнем (от входа) конце территории к своему удивлению обнаружили крылатую ракету, турель с многоствольным пулеметом (как в «Терминаторе»), противовоздушную башню с пушкой, по виду 60-70 годов 20 века.

Ботик Петра I (Ракеты и турели):

Спустившись вниз, подошли к озеру. Около берега кем-то из местных предпринимателей оборудуется что-то типа парка со скульптурами, беседками, и дикими зверями в вольерах. Из зверей видели лису и грязного, промокшего под дождем медведя. Рядом с медведем стоит ящик для пожертвований ему «на корм». Такое ощущение, что вольер медведя специально не накрыли от дождя, чтобы вид у него был более несчастный и соответственно более прибыльный.

Несчастный медведь:

Не знаю, стоит ли советовать посещать Ботик, посмотреть интересно, но впечатлений сильных не оставляет. Если времени не много, лучше сделать акцент на монастырях, тем более они того стоят.

Потратив около часа на Ботик, мы сели в машину и вернулись в город. Подъехав к перекрестку с ул. Московской мы повернули направо, поднялись на холм и повернули направо к музею-заповеднику (Горицкому монастырю). Около монастыря хорошая парковка. Вход на территорию стоит 20 рублей. Как я понял, самое посещаемое место — колокольня (вход 80 рублей), с которой открывается вид на озеро и город. На нас сильное впечатление произвели окружающие монастырь стены, которые выглядят очень мощными и словно выдержали ни одну осаду.

Переславль-Зеллеский. Площадка перед входом в Горицкий монастырь:

Колокольня Горицкого монастыря:

Вид на город со стороны Горицкого монастыря:

Следующим обязательным для посещения в Переславле-Залесском местом является старинный Никитский монастырь, который расположен на возвышенности на северной окраине города. Его хорошо видно с холма «Ботика Петра I». Чтобы в него попасть необходимо проехать по центральной улице (которая в северной части города называется Урицкого), выехать из города, въехать в Троицкую слободу и на первом перекрестке повернуть налево (есть указатель). Советую хотя бы просто погулять по территории.

Так как дорога на Юрьев-Польский начинается из центра города, и большая часть кафешек находится также в центре, осмотр Красной площади мы оставили напоследок. На наш вопрос: где можно вкусно и недорого пообедать, чаще всего местные жители называли кафе «Блинная», которое расположено как раз на Красной площади. В него мы и пошли. Так как на центральной улице много знаков, запрещающих остановку, машину припарковали на стоянке около крепостного вала (рядом с проходной завода).

Кафе оказалось небольшим по размеру, с единственным свободным столиком, за который мы и сели. Покушали действительно недорого и вкусно, но почему-то порции были небольшими. Самое ходовое блюдо — блины. Порция из двух блинов со сгущенкой стоит 30 рублей. Супы около 50 рублей. Вторые блюда 50-120 рублей. Можно взять еду на вынос.

Перекусив, мы стали осматривать Красную площадь (красного на ней почти ничего нет, а красивого много). На площади находятся два сохранившихся храма от давно закрывшегося Сретенского монастыря. Храмы явно требуют косметического ремонта. Центром композиции является Спасо-Преображенский собор. Рядом с ним находится памятник Александру Невскому. Собор красивый, но почему-то покрыт снаружи слоем штукатурки, которая закрывает древние камни. Вообще композиция из собора, памятника, ухоженного газона, расположенного перед ними, и крепостного вала, расположенного на заднем фоне, смотрится красиво и оставляет приятное впечатление. Мы осмотрели собор, затем поднялись по лестнице на вал, немного постояли и прошли по нему к машине.

Переславль-Заллеский. Вид на Спасо-Преображенский собор, памятник Александру Невскому и крепостной вал:

Табличка на Спасо-Преображенском соборе:

Вид на Спасо-Преображенский собор с крепостного вала:

Переславль-Заллеский. Разрыв в крепостном валу, через который проходит ул. Советская:

Следует отметить, что в Переславле-Залесском мы не встретили ни одной группы из иностранных туристов (отечественные были). Хорошо ли это или плохо, не знаю. Однако картин, подобных тем, что были в Сергиевом Посаде (когда в Церкви преподобного Сергия, во время богослужения, на коленях головой в пол стоят бабульки, женщины и дети, а вокруг с изучающим взглядом ходят корейцы, испанцы и американцы) здесь нет.

Около 18 часов 30 минут мы выехали в Юрьев-Польский. В центре Переславля-Залесского, за мостом (если ехать от Красной площади) мы свернули на улицу Свободы, по которой ехали до ж/д переезда. За переездом находится перекресток, на котором необходимо повернуть налево. Далее мы проехали круговое движение, расположенное на трассе М8, съехав с него во второй съезд (есть указатель). От трассы М8 до Юрьева-Польского примерно 60 км. Дорога двухполосная, местами в заплатках, но без критических ям и выбоин. В пути проехали через несколько сел. Сотрудников ДПС не видели и такое ощущение, что на этой дороге они редкие гости, так как почти все местные водители сплошную линию разметки и знаки ограничения скорости в населенных пунктах игнорировали самым наглым образом. К слову, машин с местными номерами встретилось меньше, чем с московскими.

Примерно в 19 часов 15 минут мы въехали в Юрьев-Польский, где нас ждала гостиница.

О гостинице:

Заранее перед поездкой мы гостиницу не бронировали, так как точно не знали в каком городе остановимся на ночь. Ставка была сделана на Юрьев-Польский, однако вдобавок были выписаны контакты гостиниц в Переславле-Залесском и Суздале. Контакты гостиниц (цены и отзывы о них) я нашел в интернете. На Юрьев-Польский ставка была сделана по двум причинам: 1) город находится в середине маршрута, в связи с чем позволяет равномерно распределить эмоциональную и физическую нагрузку от путешествия на два дня; 2) цены в гостиницах Юрьева-Польского были самыми низкими по сравнению с Переславлем-Залеским и Суздалем. Отмечу, забегая вперед, что ставку мы сделали правильно.

Первой в списке из трех выписанных нами гостиниц Юрьева-Польского была гостиница «Жемчужина» (адрес: г. Юрьев-Польский, ул. Шибанкова, д.66, тел.: 8(49246)2-34-55). В нее мы позвонили, когда находились на заправке в Переславле-Залесском (решили, что хватит времени, чтобы посмотреть город и вечером приехать в Юрьев-Польский). Про эту гостиницу я читал отзывы и мне: 1) понравилось, что здание и сама гостиница новые, а цены небольшие; 2) насторожило, что некоторые туристы не смогли в нее попасть по причине наглухо закрытых дверей. В итоге все решил один телефонный звонок. Ответила женщина, сказав «Здравствуйте, салон красоты». Первая моя мысль — гостиница на самом деле не работает. Однако на мой вопрос женщина бодро пояснила, что номера имеются, стоимость номера на двух человек — 1400 рублей в сутки (700 рублей с человека), душ и туалет в номере. Я сразу согласился (так как цена была более чем адекватная) и договорился, что мы подъедим около 19 часов. Женщина дала номер сотового и попросила позвонить минут за 30 до приезда, чтобы нас встретили. Улицу, на которой располагается гостиница, мы нашли легко — она как раз оказалась с той стороны, с которой мы въехали в город.

В итоге гостиница (хотя это скорее «гостевой дом») нам понравилась. Дом, в котором расположена гостиница свежей постройки, с приятной наружной архитектурой. На первом этаже салон красоты «Жемчужина». В нем нас и встретила упомянутая женщина (то ли хозяйка, то ли администратор). Комнаты находятся на последнем (третьем) этаже дома. Вход с торца здания. Всего 5 или 6 комнат, кроме наших была занята еще одна. В комнатах по три односпальных кровати, три табуретки, стол, три тумбочки, вешалка, телевизор с кабельными каналами, электрический чайник + тарелки/кружки/ложки, совмещенный санузел. Мы сняли две комнаты по два человека в каждой. Сколько стоит проживание трех человек не знаю — не спросили. Мы расплатились, женщина переписала себе данные с одного водительского удостоверения (а не забрала в залог, как это кое-где еще практикуют), дала по одному комплекту ключей от комнаты с магнитным брелком от уличной двери, свежевыглаженное постельное белье, по три полотенца на человека, и ушла, попросив утром позвонить за 30 минут до отъезда. Машину поставили с торца дома, рядом со входом. То, что нас оставили без надзора (по-моему даже камер в коридоре не было), тоже понравилось, чувствовали себя свободно.

Заселились мы быстро, потратили на все около 20 минут. Рядом с гостиницей, в соседнем здании, находится универмаг «Пятерочка», который работает до 9 часов вечера. Вообще гостиница расположена очень удобно: на тихой улице, в историческом центре (до основных достопримечательностей 7-10 минут медленным шагом) и недалеко от выезда на Владимир.

Если соберетесь в ней остановиться, то позвоните заранее (кроме воскресенья и понедельника), в рабочие дни до 18 часов, в субботу до 16 часов. То есть звонить нужно в то время, когда работает салон красоты, после вам уже никто не ответит.

Так как Юрьев-Польский встретил нас сухой и относительно безветренной погодой, мы, разобрав вещи, решили прогуляться по городу. Не спеша прошлись по нескольким улочкам. Приятный, тихий, уютный городок (по крайней мере та его часть, которую мы обошли). Название города происходит от основателя — Юрия Долгорукого, и слова «поле».

Побродив по центру, мы вышли на пешеходную часть улицы 1 мая — которая представляет собой широкий бульвар, вдоль которого стоят скамейки и уличные фонари. По бульвару гуляет молодежь, семейные пары. Улица проходит между старинных торговых рядов и выходит к Михайло-Архангельскому монастырю, который окружают не только стены, но и крепостной вал, сооруженный при основании города. Правда, как и в Рязани, крепостной вал не смог спасти город от войск Батыя. Вообще интересно видеть хорошо сохранившийся крепостной вал, внутри которого стоят жилые и административные здания (кроме Юрьева-Польского, такую картину мы наблюдали и в Переславле-Залесском). Кстати, рядом с валом расположен небольшой парк с «малыми архитектурными формами», сделанными специально для молодоженов.

Юрьев-Польский. Улица 1 мая:

Улица 1 мая. Вид на торговые ряды и монастырь:

Время уже было около 09 часов вечера, однако вход в монастырь был открыт. На табличке была надпись, что посещение монастыря платное, время работы до 18 часов. Мы заглянули внутрь. Людей видно не было. Постояли немного, посмотрели. Вглубь не заходили. Сделали пару фоток и вышли. Вообще территорию монастыря хорошо видно с крепостного вала, с него получаются интересные снимки.

Юрьев-Польский. Михайло-Архангельский монастырь:

Вид на памятник Юрию Долгорукому, крепостной вал и Михайло-Архангельский монастырь:

Выйдя из монастыря мы пошли по улице дальше. Прошли мимо районного отдела полиции, завернули за реставрируемый собор (по-моему Троицкий) и вышли к главной достопримечательности — белокаменному Георгиевскому собору, построенному в 1230-1234 г.г. Собор смотрится строго, чувствуется, что он был свидетелем многих исторических событий, что время оставило на нем свой отпечаток. Собор был перестроен после частичного обрушения в 15 веке, в связи с чем утратил свою первоначальную высоту и часть украшений, однако все равно производит впечатление. Нам особенно понравился рельеф наружных стен собора, представляющий собой сложный резной орнамент, который можно разглядывать часами.

Юрьев-Польский. Георгиевский собор:

Рельеф стен Георгиевского собора:

После осмотра собора, довольные и уставшие мы вернулись в гостиницу. Утром предстояло выехать в Суздаль.