DRIVE ON LEFT [часть 2] / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!


Авторизация

Зарегистрироваться

Войти или Зарегистрироваться        Мобильная версия

DRIVE ON LEFT [часть 2]

О подготовке, сборах и двух с лишним тысячах километров до британских островов рассказывается в первой части, а сейчас — добро пожаловать на борт «Spirit of France».



Чайки зависают перед туристами ровно до тех пор, пока те ловят их в объективы, а потом сваливаются на крыло и меняют точку парения.

Вся мебель, как и положено на судах морского класса, прикреплена к палубе. Рядом со спасательным кругом можно сфотографироваться на память.

Ассортимент товаров в магазине варьируется от сувениров и алкоголя, до игрушек и солнечных очков. Рядом с торговыми автоматами стоит аппарат по обмену евро-монет на английскую мелочь. Мишка тут же сконвертировал 20 центов на 12 пенсов и стал прикидывать, как их лучше потратить :)

Для автомобилистов есть несколько тематических стоек с самым ходовым товаром: карты-атласы (охватывают Британию и континентальную западную Европу), дорожные комплекты (стикеры «GB», аптечка, аварийный треугольник, жилет), вспомогательная мелочевка (запасные лампочки; алкотестеры, обязательные во Франции; наклейки на фары для исправления световых пучков* и т.п.).

* — согласно правил, машины с «ненормальным» рулем (в UK это леворульные, а во Франции — праворульные) должны корректировать головной свет так, чтобы он не слепил встречных водителей. Самый простой способ — заклеивание краев фар непрозрачным скотчем.

На глаза попалась полка с электрическими переходникам -Это нам надо! Очень полезная штука — Earthed Adaptor for Visitor UK за 5 фунтов (для перевода в рубли — умножаем на 50). Кроме Великобритании подходит для использования в Ирландии, Гибралтаре, Индии, Гонконге, Кении, Малайзии, Мавритании, Нигерии, Пакистане, Сингапуре, а также на Кипре, Шри-Ланке и Сейшелах.

Самые удобные места для наблюдения за приближающимся берегом — в носовом салоне.



«Дальнобойщики» разъезжают по всей Европе. Для кого-то это может быть первый визит в Британию, и белые скалы Дувра запомнятся, как визитка UK.

Если ваша машина оказалась самой близкой к трапу, то этому не следует особенно радоваться. Морская соль умудряется проникать даже в глубину полузакрытых помещений.
Так выглядит налет на стеклах по периметру кормовой площадки, и примерно столько же соли было на ключе, когда я открывал замки дверей.


В Кале паром швартуется передом, а в Дувре — кормой. Белая вытянутая надстройка над грузовиками — это коридор для высадки безлошадных пассажиров в Дувре. Со стороны причала к нему подается гибкий рукав, и люди сходят на берег без риска попасть под колеса машин.


7 августа 2012 (14:15/2879 км)
Выкатились на английскую землю. Местное время 11:15. С момента прибытия на паспортный контроль в Кале прошло 2 часа 15 мин. Интересно, сколько реально тратят на «переправу» автомобилисты, выбравшие тоннель?


С нетерпением ждал начала езды по левой стороне дороги, остальные особенности британских дорожных правил временно отошли на второй план. Должен сказать, что на самом деле фокус оказался проще, чем представлялось издалека.
В порту свобода перемещений сильно ограничена, после разгрузки все следуют долгим и витиеватым маршрутом по указателям. Никаких проверок, остановок — катись себе на второй передаче да поглядывай на знаки приоритета. Я по традиции пристроился за какой-то машиной и так потихоньку адаптировался. Самое трудное — привыкнуть к круговому движению по часовой стрелке и научиться смотреть направо, чтобы уступить дорогу ранее въехавшим на круг. Годами наработанные рефлексы правостороннего движения приходится подавлять усилием воли и самому себе, буквально приказывать — делай по другому.
Первые 2-3 круга проходятся очень осторожно, с большой перестраховкой. Чем чаще они встречаются, тем быстрее втягиваешься. Езда по прямой не доставляла дискомфорта, просто в один момент я понял, что видят и чувствуют водители праворульных машин в России: обзорность по секторам иная.
Не всё получалось ловко и гладко :) Поворачиваю на второстепенную, а в лоб выскакивает внедорожник — я с непривычки вырулил на встречку. Но это не страшно — скорости маленькие, люди понимающие. Еще не сразу разобрался с полосами на больших кругах — неумышленно закручивал спираль и получал гневное «ФА» в спину.
Учитывая наши «способности» к ориентированию, рассчитывать на быстрое продвижение особо на следовало. Зато какой стимул к изучению местной дорожной инфраструктуры!
Проще всего пользоваться знаками на асфальте. По всей Англии и Шотландии он исписан и изрисован самой необходимой информацией: перед поворотом или опасным местом — slow, перед деревушкой — предупреждение и иногда ограничение скорости, после неё — отмена ограничения; полосы промаркированы стрелками с указанием номеров дорог. Оказалось очень удобно — просто смотришь под колеса и выполняешь то, что написано.
Привычные нам дорожные знаки тоже в ходу. Неизгладимый (зачеркнуто), пожизненный (зачеркнуто), неслабый (зачеркнуто), веселенький след в памяти оставили информирующие таблички с разнообразными текстами:

Drive on left
Don't speed
Try your brakes
Tiredness can kill. Make break
Attention, temporary road surface
No road markings
Farm traffic
Cafe next layby
Look on left / Look on right / Look on both side
Drive safely
Thanks you for driving carefully


Написано на полном серьезе. Или англичане шутят даже на дороге? :)

На самом деле, это только малая часть новшеств, связанных с прибытием в UK. Судите сами: левостороннее движение и круги в противоположном направлении; расстояния и ограничения скорости в милях; перевод времени на 1 час назад по отношению к Центральной Европе и на три часа по сравнению с Москвой; единственный, но всё же иностранный, английский язык; нигде не встречающиеся больше фунты стерлингов; дороги без обочин; дикие животные и птицы в самых неожиданных местах; эксклюзивные розетки; сидр вместо кваса; нумерация этажей, начиная со второго; уникальные почтовые индексы; погода, в конце концов :)

Не знаю, как рассказать обо всем по порядку, но обойтись без разъяснений — это значит умолчать о, может быть, важных вещах. Буду пробовать. Постепенно.

На дорогах графства Кент (Kent), а потом и в Восточном Сассексе (East Sussex), встречается много погибших животных: белки, зайцы, лисы, барсуки. Вроде бы и территории плотно заняты людьми, и охоту на лис устраивают, а они в таком количестве бегают по дорогам, что автомобилисты не успевают тормозить.

14:45/2907 км
Проезжая через небольшой прибрежный городок Хайт (Hythe), сделали остановку у торгового центра в надежде обзавестись навигатором. Такового там не нашлось, зато познакомились со стойками самообслуживания. Они расположены перед выходом из магазина, числом значительно превышая привычные кассы (их там всего пара штук). Корзинку с товаром надо поставить на специальный столик, потом через сенсорный экран одобрить работу с терминалом и начинать поштучно сканировать покупки. После каждой операции на дисплее отображается наименование товара, его вес и стоимость; если все правильно, то здравый смысл подсказывает, что нужно подавать следующий, но не тут-то было. Аппарат свистит, отказывается дальше работать и что-то возмущенно пишет. Оказалось, что он каким-то образом отслеживает перенос предметов из корзинки в пакеты и не будет продолжать, пока всё не сделано правильно. К нам на помощь пришел ассистент, вежливо исправил затруднение и спокойно удалился. Дальше продолжаем сами. Настаёт черед оплаты, машина спрашивает: кэш или карта? Выбираю карту, вставляю в считыватель, но она опять ругается. Вот, думаю, дела — первая покупка, и сразу же проблемы. А эта железяка пищит, на подмогу зовёт. Не дожидаясь очередного прихода человека-помощника, скормил ей наличные 10 фунтов. Это её удовлетворило, и она даже сдачу отсыпала. Впоследствии выяснилось, что, оказывается, наша карта без чипа требует обязательной верификации подлинности владельца кем-нибудь из ответственного персонала, т.е. полного самообслуживания мы можем добиться только оплатой живыми деньгами (либо чипованной картой). Скоро эти новшества появятся и у нас. Вопрос — как быстро? и что из этого получится?

Ориентироваться пока еще не сложно, но это если придерживаться знакомых указателей. Когда же случается свернуть с большой дороги, то всё — труба — вставай на обочину, доставай ноутбук.

15:40/2941 км
Потихоньку-полегоньку добрались до запланированного Рая (Rye). Думаю, мало кто сознательно проедет мимо такого названия :)

В условиях постоянной угрозы с континента, саксонские короли старались поддерживать хорошие отношения с портами на Ла-Манше. Пяти портам — Гастингсу, Ромни, Хайту, Сэндвичу и Дувру — была дарована привилегия взимать подати. В XIII веке правящая династия добавила к первоначальной пятерке Рай и Винчелси, а также расширила перечень прав и привилегий этого союза, освободив порты от налогов и таможенных сборов, разрешив торговые концессии и вершение собственного правосудия.
Сильнейший шторм в 1287 г. изменил русло реки Ротер, так что она образовала устье близ Рая, и в течение более чем 300 лет он считался одним из самых важных портов на Ла-Манше. В XVI в. гавань начала мелеть, и теперь город отстоит от берега на 3 км.


Ну так вот. Приехали мы, значит, в Рай и сразу на парковку — обязанность эта почти принудительная.
Дело в том, что принципы кратковременных и длительных стоянок автомашин в Великобритании значительно отличаются от известных мне европейских.
Во-первых, практически отсутствуют места для парковки на городских улицах. Формально разрешение парковаться иногда есть, но фактически лучшие места закреплены за местными жителями и… всё. Как я уже говорил, большую часть информации дает дорожная разметка: одинарная желтая линия вдоль края проезжей части — остановка/парковка запрещена за исключением периодов, указанных на знаках; двойная желтая линия — остановка/стоянка запрещены всегда; карманы, обведенные сплошной белой линией — стоянка разрешена с учетом действия парковочных табличек. В тех местах, где мы были, повсюду желтые линии.
Во-вторых, площадки для оставления машин есть везде, но это именно обособленные, огороженные территории с отдельным въездом и выездом. Встав на такую стоянку, надо сходить к паркомату, ознакомиться с ценами и уточнить правила..., которые бывают разные :)
Широко распространена система "pay&display": опустил монеты — получил талон — вернулся и положил его под стекло. Иногда автомат рассчитывает время с округлением в меньшую сторону, иногда точно (в первом случае, при тарифе 1.5 фунта в час за 2-паундовую монету вы получите возможность простоять 1 час, во втором — 1 час 20 мин.).
Возникает резонный вопрос: а что будет по истечении оплаченного времени? Получить ответ на практике не случилось, хотя я видел, как работают местные блюстители парковок.


Пару раз попалась система "pay on foot" (комплектуется шлагбаумом): при въезде получил билет (или жетон) — поставил машину; возвратившись, опустил билет/жетон в кассовый аппарат — рассчитался по счетчику — и будь добр быстренько покинуть стоянку.
Крытые паркинги работают и по предоплате, и по расчету на выездном барьере.

Более информативному изложению вопросов парковки посвящена брошюра "Parking guide 2012".

В Рае эту науку мы осваивали в первый раз: немного поизучали непрерывную параллельность желтых линий, вовремя среагировали на знак одной из городских парковок, заехали. Тариф — 1 фунт в час, принимаются только монеты. Поспрашивал людей, где можно change money for parking, и тут одна тетенька отдает мне свой талон, он только через час заканчивается. Спасибо, конечно, теперь можно спокойно деньги разменять. Обратился в ближайший магазин — послали в банк через дорогу. А там, как будто, наготове мелочь держат — 5 упитанных кругляшей с барельефом королевы в обмен на синенькую банкноту с портретом той же Елизаветы II. Вуаля — живем! Ну и, чтобы завершить тему парковок в Раю, добавлю, что через час я перегнал машину на соседнюю площадку, где заплатил 2 фунта, но уже за сутки :)

Хватит, пожалуй, про заморочки английские, отвлекусь ненадолго на достопримечательности.


«Дружба народов» — какие еще есть варианты названия для этого натюрморта?

Взбираясь на холм по Mermaid Street, мы с женой убеждали друг-друга: Этого не может быть, это не настоящее.



Все фото кликабельны. Если получится, попробуйте прочитать надписи на табличках.

Просто одна из улиц провинциального городка.

Сразу видно, кого здесь считают лучшим другом.

Местные рыбаки, как и сотни лет назад, зарабатывают себе на жизнь промысловым рыболовством.

Рыбный рынок в Рае: предложение дня.

Некоторые улицы в городе застроены исключительно таунхаусами. 2 этажа с мансардой, пара окон на фасаде, задний двор площадью в 1 сотку и крохотный пятачок земли перед входом — похоже на социальное жилье (или «хрущевки» по нашему).

А это «одуваны» :)

Недалеко от Гастингса разом решились две насущные проблемы: желание найти электронного штурмана и утоление голода. В удачно подвернувшемся супермаркете культтоваров долго-долго бродили в поисках стенда с нужными девайсами (местные консультанты работают абсолютно также, как наши: спрашиваешь — где найти? — машет рукой в дальний угол зала; просишь помочь — тут же оказывается, что это не его профиль) пока, наконец, не напали на человека, согласившегося с нами поговорить. Вежливо интересуюсь — где тут у вас можно найти car navigation? -What? -Ну, автомобильные навигаторы… пауза… -А-а, TomTom? -Yes-yes, TomTom!
При этом в продаже были и Гармины, но почему-то у этого продавца данный тип устройств ассоциировался именно с том-томами.
Впрочем, к чему привередничать, я и хотел купить именно ТомТом. Цены на них в Европе значительно адекватнее, чем в России. По простоте душевной остановился на XXL Classic Western Europe за 99 фунтов. Пока перекусывали в соседнем макдональдсе, достал-включил. Работает!

Только не подозревайте меня в product placemente, просто опишу свои впечатления от почти 3-недельной эксплуатации без сравнения с аналогами.
Сначала плюсы. Во-первых, простота. В несколько нажатий удалось настроить аппарат и задать маршрут до сегодняшнего местожительства. Русских голосов в комплекте не было, остановился на английском-женском.
Во-вторых, отточенный минимализм интерфейса. Ничего лишнего, только помощь в ориентировании.
В-третьих, точность предсказания времени в пути. Как я понял, для этого, с позволения владельцев, собираются анонимные данные об их передвижениях. То есть, если большинство людей едут по данному участку дороги со скоростью Х (из-за светофоров, состояния полотна, сложных поворотов и т.п.), то именно это значение, а не максимальное ограничение минус сколько-то там процентов, будет использовано при расчете прогноза. Получается, что одни пользователи поставляют расчетные данные для других.
Один раз, во время движения, навигатор признался, что найден более быстрый вариант маршрута (откуда он его нашел?), и уточнил, что выигрыш составит 8 минут. Я согласился, и он за три секунды все пересчитал :)
В-четвертых, точность и широта покрытия карт. За очень редким исключением всё соответствовало действительности: и рядность, и разрешенные повороты, и скоростные ограничения, и малозаметные съезды, и даже рулежные дорожки вблизи торговых центров и на паромном терминале.
В-пятых, постоянное обновление навигационных данных при подключении к компьютеру с программой TomTom Home и выходом в интернет. С моей стороны уходили уточненные данные по некоторым POI (приходится исправлять ошибки других), оттуда, надеюсь, поступало тоже что-то полезное.

В общем, как навигатор, TomTom мне понравился. Да, забыл про минусы. Конечно же это неряшливость в базе данных POI. По основному названию мало что удается найти. Тут выручала система английских индексов. В сочетании 5-7 букв и цифр закодированы координаты каждого отдельного строения и даже просто места в поле (иногда группы зданий). Сравните, что проще набирать одним пальцем: Eastbourne, Beachy Head Road, 5 или BN207QN? А как искать в навигаторе Stourhead Garden, если у него вообще нет стандартного адреса? Выручает индекс — BA126QD.
Еще POI TomTom грешат частыми неточностями. Приезжаю к выбранной гостинице, а на её месте стоит магазин с похожим названием. Гостиница на самом деле расположена в 200 метрах позади. Или стоянки. В Эдинбурге долго кружил в поисках местечка, навигатор предлагает крытый паркинг в районе ж/д вокзала — в действительности это площадка для кратковременного ожидания такси. Так было неоднократно, и я впоследствии заранее перепроверял через Google-map актуальность сведений.
Последнее, что хотел бы сказать — эта модель явно не из новинок: памяти мало, гнезда под карточку нет, встроенного приемника RDS нет, аккумулятор средненький. Своей цене соответствует :)

22:36/3000 км
Не доезжая 7 км до Истборна (Eastbourne) на одометре нарисовалась очередная, третья по счету, тысяча.

22:55/3010 км
Стучу в дверь «Beachy Rise», а поджилки дрожат — Hello-o! В ответ, кроме «здрасьте», ничего не придумывается: самая бесполезная в этой стране фраза, которой нас учили в школе — «Do you speak english?» Слава богу, гостей ждали, хозяйка сразу ведет показывать комнату. Говорит она много и эмоционально, а мне не остается ничего другого как со всем соглашаться :)


Камин в углу (когда-то работал, но сейчас заменен радиаторами), сдвигающиеся вертикально рамы (кстати, остекление одинарное и щели безо всякого уплотнения); за окном видна изумрудная лужайка и участки соседей; из мебели отмечаю изобилие ящичков, в одном из которых обнаруживается библия.

Не предполагал, что в первом же guest house будет так много вещей из позапрошлого века.

Англичане очень неравнодушно относятся к горячим напиткам. Во всех без исключения местах, где мы останавливались, были такие удобства, отчего наш домашний чайник заскучал и отправился в дальний угол багажной сумки.

Расписывать «неожиданную» встречу с английской сантехникой не буду. К тому же только в Beachy Rise мы встретили умывальник с раздельными кранами, в других отелях победила глобализация.

Открываешь левый кран — течет холодная вода, поворачиваешь правый — тоже холодная. Потом она теплеет и, если ты не успел завершить помывку, становится обжигающей.

Машина отдыхает перед домом на проезжей части — здесь все так паркуются.

На ночь глядя взялся конфигурировать навигатор. Скачал и установил TomTom Home, загрузил русские голоса, пару обновлений карт, а потом решил удалить излишества. Зачем мне нидерландский и шведские языки, если я в них ничего не понимаю? В общем, оптимизация завершилась потерей работоспособности, потом до 3 ночи восстанавливался из резервной копии :)

Продолжение [часть 3]

Комментарии (5)

RSS свернуть / развернуть
+
2
+ -
avatar

Робинзон

  • 8 ноября 2012, 00:35
Красотаааа! Кстати, тоже пару раз сталкивались с проблемой поиска по адресу, и тоже выручал индекс, так что дело не в ТомТоме.
+
2
+ -
avatar

Sergey-CH

  • 8 ноября 2012, 08:56
Индекс с точностью до дома? Согласен, ТомТом здесь ни при чем, просто в нем есть отдельная иконка — ввод адреса через индекс. А как у других, я не знаю :)
+
1
+ -
avatar

Sergey-CH

  • 8 ноября 2012, 08:54
Нет, не ошибка. Британские машины с правым рулем, приезжая во Францию, становятся «ненормальными», т.к. фары у них отрегулированы под левостороннее движение. Аналогичная ситуация с леворульными машинами на территории UK. В листочке-памятке на пароме говорилось, что за подобное нарушение грозит аннулирование страховки.

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.