Апрельская прогулка к Баренцеву морю. / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!


Авторизация

Зарегистрироваться

Войти или Зарегистрироваться        Мобильная версия

Апрельская прогулка к Баренцеву морю.

Териберка.

Териберка – это небольшой заброшенный поселок в сотне километров от Мурманска, где в основном промышляют рыбной ловлей. После съемок фильма Левиафан стал слегка поизвестнее, но отнюдь не благоустроеннее. Так вот туда ровно первого апреля четверо непоседливых мужчин отправились под предлогом наловить трески. То есть так оно и предполагалось поначалу, тем более, что у половины состава был положительный прошлогодний опыт. А вот действительность оказалась гораздо интересней.
Сама дорога от Москвы порядка двух тысяч километров. Утреннее уже апрельское солнышко радует глаз и обещает недельную сказку, хоть и зимнюю, учитывая географию поездки. Два автомобиля с путешественниками должны встретиться на первой заправке в Переславле. Только вот ждали они друг друга на разных дорогах. Но это мелочи. Торжественная встреча практически без потерь во времени состоялась уже за городом возле танка, и пошли мелькать версты.
Пролетели мимо Ярославль с Ростовом, начался уже Русский Север с неблизкой к столице Вологдой. Много больших известных городов подряд. Полтыщи за спиной, вроде бы изрядно проехали, а впереди еще три четверти пути. Причем неизвестного белого пути куда-то далеко на север. Ибо дальше вплоть до Мурманска идут названия населенных пунктов мало чего говорящих обычному человеку.
Чем дальше, тем дорога веселее, а снег белее. При этом на заправках даже не хочется сильно кутаться в куртки, солнце реально греет. Интернет тем временем уверяет, что дорога от Мурманска до Териберки закрыта по погодным условиям, во что никак не хочется верить, глядя на окружающую действительность. В голове поселилась мысль, что как раз к нашему приезду там распогодится.
На полпути остановка возле Онеги в Чёлмужах. Причем аж на две ночи. Предполагается, что тут будет день именно просто отдыха, поскольку в самой Териберке четыре дня на корабле с ежедневной переработкой улова.
Тишина, прекрасная природа, пусть не всегда, но греющее солнышко. Отличный способ накопить силы для предстоящих дней отпуска.



Ранним утром двинулись в путь. Понедельник. По сводкам с берегов Баренцева моря дорога по-прежнему перекрыта, метели заносят всё, что пытаются прорыть дорожные службы. Да и корабли не особо в море выходят – штормит. А тут штиль и световой залп по глазам с неба и со всех заснеженных сторон.
И дорога нынче хороша. По обе стороны камни и лес. Всё в снегу. Мелькают речки, какие еще подо льдом, а какие чернеют уже со всеми своими изгибами и перекатами посреди общей белизны.
Нельзя не отметить пересечение северного полярного круга. Для остальных это дело уже привычное, а вот я впервые оказался в Заполярье. Не что-то сверхъестественное, но всё равно приятно.

Как-то резко на горизонте нарисовались настоящие горы, да и погода испортилась, хоть и не настолько, чтобы поверить в непроезжаемость дорог. Ближе к Мурманску в районе Мончегорска пейзаж перестал уже радовать глаз. Кругом что-то добывают и перерабатывают, снег растерял привлекательную свежесть и выкрашен в какие-то нереальные грязные оттенки серого. И вдруг город-герой Мурманск.
Предполагается заправка по полной и последний рывок в сто двадцать километров до пункта назначения. Но не срослось. Еще с дороги созванивались с хозяйкой териберской квартиры на предмет заезда и проезда. Сейчас она в очередной раз подтвердила информацию о закрытости пути и скинула телефон местного автодора. Там тоже не порадовали и рассказали, что в среду (а это послезавтра) в девять утра будет возможен проезд дружной организованной колонной с тридцать второго километра трассы. То есть вместо сегодняшнего вечера мы имеем шанс добраться до места в среду в какое-то пока еще непонятное время. Предыдущие колонны тратили на эту дорогу до десяти часов.
Но не возвращаться же теперь обратно. Я еще не закончил разговор с дорожниками, а Женя уже нашел ночевку в городе. Надо отметить, что хоть поездка осуществлялась исключительно мужским коллективом, но еда (или правильнее будет закуска) была неизменно качественной и разнообразной, вот только ужины затягивались далеко заполночь.
Вопрос. Куда девать целый день. Вариантов немного – конечно в порт. Точнее самым первым делом на сопку Зеленый Мыс, где стоит мемориал «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны», в миру «Алеша». Между прочим, второй по высоте в России после волгоградского монумента.

Под нами в Кольском заливе во все стороны раскинулся порт. Ближе к морю был замечен и небезызвестный Адмирал Кузнецов.

А к порту просто так не подъехать. Сперва надо пересечь пару жд переездов, где снуют разнокалиберные составчики. Второй так и не удалось преодолеть, и хорошо, потом один из паровозов с вагонами там вообще встал на стоянку.
Добрые люди на проходной подробно рассказали, как найти Музей Атомный ледокол Ленин. Вот только сегодня он закрыт. То есть одного понедельника в качестве выходного дня для музея оказывается в этих краях мало, вторник тоже прихватывают.

Отдельных слов заслуживает детская площадка возле нашего обиталища. Качельки представляют собой дугу, из вершины которой в снег уходят две параллельные металлические жерди. Карусели занесены снегом по верхние поручни и сверху выглядят красивым синим цветком на белом листе. И очень безопасная горка, длина склона меньше полуметра.


Сочтя культурную программу нынешнего дня выполненной, поехали домой, готовиться к завтрашней передислокации в Териберку.
Подготовка удалась. Настолько, что едва не опоздали на тот самый тридцать второй километр, с которого должна двинуться автоколонна с нами в своем составе. То есть конкретно к девяти мы опоздали минут на пять, по этой ледяной дороге шибко не разгонишься, и сильно порадовались, пристроившись в хвост уходящей куда-то вдаль цепочке машин. Хоть без нас не уехали.

Незаметно прошел час. И всё еще никто никуда не тронулся. Народ всё подъезжает и подъезжает, и мы уже стоим наверно посреди общей колонны. Чуть сзади громко развлекается группа кайтеров, впереди, чуть тише, но вкусно закусывает теплая компания (не исключая водителей), вероятно рыбаков. Давно уже провезли в голову колонны шнек, что призван расчищать путь, но ощутимых сдвигов это пока не дает. Пропало ощущение, что надо куда-то ехать, живем уже здесь.
Тем внезапнее оказался призыв к движению. Пропускали машины немного странно, группами. Притормозили несколько машин с прицепами и отправили нас перед ними. Наверно есть в этом какая-то логика, но при этом еще перед нами попадались и грузовики, и за нами тоже. В общем, непонятно, но неважно.
Солнце сегодня так и не вышло. Так, светлое пятно на небе. Причем это не тучи, а просто белая мгла. Если смотреть по сторонам, то взгляд не имеет шанса за что-то зацепиться, линия горизонта так же отсутствует. Что-то белое, куда можно уйти и очень быстро скрыться из виду. Что с успехом демонстрируют идущие впереди автомобили. Слева-справа стена снега, периодически возвышающаяся над крышей. В какой-то момент с удивлением замечаешь, что тени от машин отбрасываются в обе стороны.

Езда крайне неторопливая. К тому же с остановками. Сперва ждешь, что сейчас тронемся, потом идешь посмотреть, что там впереди. Попадаются люди с лопатами, узнаются подробности, что какую-то фуру развернуло, или кто-то заехать на горку не может. Ни разу не успел поучаствовать в событиях.
На повороте непосредственно в Териберку, за сорок километров до поселка, стоит очередная группа МЧС и ДПС. То же как-то притормаживают и распределяют. Рядом в снегу слегка зарыты пара машин, видимо надолго.

Собственно эти последние километры и оказались наиболее медленными. Но ведь едем. И даже возникла мысль успеть еще сегодня выйти в море. Но это было бы явно лишним. Промелькнула на скорости достаточно известная скульптурная группа из автомобиля и лыжника с косой. Правда из-под снега торчала только верхняя часть.

Ближе к четырем часам мы триумфально въехали в поселок. Как потом прочитал в интернете, в составе колонны шло сто сорок пять автомашин. Как мы все умудрились мгновенно рассредоточиться в этом безлюдье, до сих пор не понимаю.
Очень быстро закупились и заселились. Абсолютно все дома выглядят сомнительно, но квартира оказалась очень даже уютной. Отдельным бонусом шел свежекупленный хозяевами морозильный ларь. Ну вдруг нам удастся его заполнить. Под подоконником устроена кладовочка, заставленная канистрами водой. На всякий случай позвонил хозяйке, оказалось, что бывают отключения электричества, а с ним пропадает и вода – это необходимый запас на такой случай.


Темнеет тут вообще поздно, так что просто необходимо осмотреть местность, тем более, что вероятнее всего другого свободного времени у нас здесь не будет. Затеплилась надежда, что удастся попасть на водопад. Правда, только у меня одного.
Ну улице стоят машины и рейсовый автобус. Все рассчитывают уехать в Мурманск обратной колонной. Но пока безуспешно, по слухам что-то всё-таки там на дороге опрокинулось. Не беря данный факт в голову, мы подходим возле Тихвинской церкви (просто домик с крестом) к заливу, что был сперва опознан бывалыми, как местное озеро.


Мелко. И какое-то удивительно большое количество бутылочных осколков. Выяснилось, что дно обладает крайне притягательной силой. Сделав шаг по воде, на камень я вышел уже босиком, сапог остался гордо торчать в местной жиже.

А снег пошел белыми пушистыми громадными хлопьями, напоминая об обратной дороге с пока еще неясными перспективами. Тем более, что вся кавалькада транспортных средств по-прежнему ожидает выезда из Териберки. У нас другая забота. Слегка взбодрившись алкоголем, наша компания всё-таки сделала совместную попытку попасть на водопад. Но только не пешком. Тут же подвернулась парочка аборигенов со снегоходом, готовых за вознаграждение доставить нас к достопримечательности. Но как-то разбаловали их туристы. Три тысячи за заезд к сомнительным красотам под снегопадом нас не устроили.
Ближе к вечеру стали попадаться уже знакомые лица. То есть за короткий срок мы стали немного местными, нас узнают, мы тоже уже относимся к окружающим, как к знакомым. Они даже меня смогли отговорить от похода к водопаду. И наступил вечер. Предвкушение завтрашнего выхода в море, сдобренное водочкой с замечательной закуской.
А в окно видно, как люди сидят в неподвижном автобусе и продолжают надеяться на отъезд.
Море ждет нас. Это настолько очевидно, что природа постаралась и оставила нас без нормального завтрака. К утру электричество закончилось. Вместе с водой. Испарилась возможность взять на судно термос с горячим чаем. Хорошо хоть оставался в термосе вчерашний теплый. Скромный бутербродный перекус и мы уже движемся в местный порт. Вернее причал, под которым стоят небольшие кораблики, что мнят себя сейнерами.

Сразу глубоко. Особенно хорошо это понимаешь, посетив общественный туалет, типа самосброс, пристроенный рядом. Под ним несколько метров прозрачнейшей соленой воды. На палубу спускаться приходится по скользкой металлической лестнице. До сих пор удивляюсь, что все наши перемещения остались без падений.
Как-то всё рассредоточилось, устроилось и десять рыбаков плюс один турист с фотоаппаратом в моем лице под руководством капитана вышли в море. Достаточно быстро выяснилось, что тут рыбы нет. То есть вытащили ребята пару пикш, но это явно не то. В какой-то момент попалась и треска, но как-то случайно. В общем, глянул на всё это безобразие наш капитан и повел кораблик к Кильдину, а это почти три часа ходу. Стало очевидно, что без ста грамм рыбы точно не будет. Так что периодически наша сплоченная группка залезала на капитанский мостик, служащий одновременно и камбузом и столовой, дабы отвлечься от созерцания заснеженных берегов за неспешной застольной беседой. Да и тепло у него там. На плитке попыхивает чайничек. Уют.
Кстати, пейзаж, при кажущемся однообразии, умудряется быть нескучным. О заснеженные скалы бьет прибой, в море на отмелях тоже активно играет волна. Несколько раз попадались водоплавающая местная живность. Я не сильно разбираюсь, наверно котики. Ну и пернатых, конечно, множество.



Дошли до места и резко вдруг началась рыбалка. Всё по команде капитана. То есть косяки он там у себя по приборам видит, грамотно ставит судно и говорит когда забрасывать. Ловцы, по его словам, должны располагаться по одному борту, видимо так проще распутываться в случае чего. Но ведь всегда находится тот самый чудак, который считает, что с другой стороны ждет особенно большая рыба. Вот с ним как раз и происходили основные зацепы, когда спутанная снасть находится под днищем. При том, что в отличие от нас ему было как-то важно побольше наловить, а тут как раз над косяком, когда самое оно, нужно всё бросить и ковыряться в петелечках и узелках.
На четверых у нас было три действующие снасти. Четвертую забраковали. Причем две удочки магазинные, а Женек обзавелся настоящей лопарской самодельной. Простейшая внешне (два прута, сваренные перпендикулярно и катушка), она ни разу не отстала в уловистости от остальных.

В каких-то моментах с ней было даже проще тащить треску. А это отдельная песня. Глубина от семидесяти до ста метров. Рыба прямо там и ходит. Леска разматывается до легкого удара пунды (грузила) о дно. Чуть подмотаешь и ждешь. Если там рыба есть, то долго ждать не приходится. Чувствуется удар и можно тащить. Представить себе даже не могу, что привлекательного в этих металлических цилиндрах для трески, но хватает она крючок без особых раздумий. Ну и начинается раскачка. Прям всем телом. Приподнял удочку, опуская, подтянул леску, и так сто метров. Периодически леска разматывается, но это уже с катушкой небольшие проблемы возникали. Зато вдруг показывается в темной воде светло-голубое пятно, а бывает рядом еще одно, и уже точно ясно, что ты тащишь добычу, а бывает, что и сразу три рыбины за один заброс висят на крючках. И сразу азарт и легкое беспокойство, не сошла бы. Если видно, что сильно крупная, кто-то рядом поможет багром. Кстати самая крупная едва не убежала. Пришла с двумя поменьше и в последний момент сорвалась, оставшись висеть на багре, зацепившим её секундой ранее.




Сперва еще немного отмечаешь, кто сколько вытащил и даже есть небольшая ревность к чужому улову. Но потом становится вообще неважно. К тому же с уловом потом еще и повозиться надо. И вот на этом воодушевлении, когда видишь уже в воде свою рыбу, понимаешь, что тащишь еще чью-то снасть. И вместо того, чтобы снять улов и снова кинуться в гущу косяка приходится распутываться. А рыба потихоньку уходит. Так и ловили. То активные забросы и радостные возгласы, то очередные поиски косяка. Капитан, глядя на наш относительно небольшой (исключительно для поддержания тонуса и предохранения от заболеваний) запас алкоголя, попенял нам на неуважительное отношение к морскому водяному. Сие было нами немедленно исправлено и порция водки улетела за борт.
Постепенно мы уловились. Стало хотеться домой уже. Вторая часть рыбаков, похоже, готова была и ночью рыбу таскать. Но куда уж больше. В начале рыбалки я даже представить не мог, что рыбы может быть столько. То есть я видел подобное на видео и на фото, но тут всё было выловлено своими руками.


При этом стало ясно, что мы слегка подутомились. Холод, мокрый снег, ветер, волна и постоянное раскачивание с грузом на другом конце лески, заставляют желать горячего ужина в уютном помещении и в теплой компании. Но эти сопли не для наших неутомимых попутчиков-рыболовов. Эти семеро смелых готовы завтра выйти в море едва рассветет. У них не приключение, а добыча. С трудом удалось отодвинуть время сбора на восемь утра.
А тем временем мы еще у Кильдина. Нам еще к дому идти. И тут началась третья часть этого балета. В пути надо эту всю рыбу разделать. Я вот, например, в жизни не разделывал живую рыбу, средняя длина которой примерно с руку. Капитан сноровисто показал как и что, и ушел к себе, не желая наблюдать за нашими потугами сделать всё быстро и ловко. Опыт – дело полезное. С каждой новой рыбиной дело шло уверенней. Нож точно находил нужные хрящи в позвонках, а требуха точно ложилась в руку. Ради уменьшения возни в дальнейшем и компактности груза свою треску мы сразу избавляли от голов и хвостов, которые тут же летели за борт на прокорм местной живности. Вторая компания с этим не заморачивалась, брала всё. Капитан потом нас слегка корил за эти самые головы. У них тут вообще всё в дело идет. Про плавники он обмолвился очень живописно. Цитировать дословно не выйдет, но с заменой некоторых слов звучало примерно так. Зря вы их выбрасываете. На сковородочке пожарить. Офигительно офигенная фигня получается. То есть вкуснотища, превосходная степень качества которой, видимо, достигает кубической. За этой разделкой путь домой вообще остался незамеченным. Совершенно непонятно было, как мы вытащим рыбу на берег. Палуба корабля по прежнему находится двумя метрами ниже причала. Но на это случай имеется миниподъемный кран-стрела. Всё получилось. Даже ничего не сорвалось и не перевернулось. И все сумели самостоятельно подняться на берег.
Можно было опрометчиво предположить, что наступил долгожданный отдых. Отнюдь. Рыба настойчиво требовала внимания. Леха привез с собой вакууматор. Немалая часть вечера была посвящена окончательному доведению улова до кондиции, включая разделку туши на несколько кусков и упаковку в непроницаемые пакеты. Бесценную помощь в этом оказывал вкусный (а он не мог после сегодняшнего дня оказаться иным) ужин, прерывающийся добрыми тостами. Настроение благодушное, тем более, что электричество дали. Это значит есть кроме ужина еще и вода любой температуры и работает ларь для заморозки рыбы.
Завтра ранний подъем и надо бы уже ложиться, но Леху обуял дух неутомимого кулинара. Затеял он заняться печенкой. Набрали мы из трески и этого добра. Первым пунктом в её приготовлении идет очистка продукта от всякой нечисти в виде спиралевидных таких червячков. Так вот их там жуткое количество. Кропотливыми усилиями рыбья печень была избавлена от лишнего. Правда, наша при этом получила дополнительную алкогольную нагрузку. Но иначе мы б не справились. Леха заявляет, что тресковая печень всегда такая замусоренная и эта гадость в ней безвредная, просто внешне неприятная, и при промышленном производстве никто не занимается скрупулезным вычищением. Так и закатывают в банки. Да. Еще ж банки. Понятное дело их надо стерилизовать. Туда загрузить продукт и три часа кипятить. Время заполночь. Вставать в шесть и целый день потом на корабле. Выход нашелся. Через три часа Леха поднялся по будильнику и завершил процесс приготовления. Почему-то казалось, что мы не встанем.
А вот и нет. Поднялись достаточно бодро. Есть электричество и вода. Нормальный завтрак, кипяточек в термосы и в путь.
Сегодня сразу на Кильдин. Сценарий вчерашний. Ищем, ловим, распутываемся.




Понемногу ящики заполняются рыбой. Поодаль гуляет еще несколько суденышек разного размера. Всё машут удочками и при этом общее мнение, что рыбы нет.



Вроде бы еще не подошла. Но нашим скромным запросам улов вполне удовлетворяет. Радует погода. Не в смысле тепла и солнца, а разнообразием. За короткое время спокойная вода вдруг покрывается волнищами, небо закрывается тучами и сверху густо валит мокрый снег, а через несколько минут опять ясно. Сегодня помимо порции водки водяному обломился еще и ножик, который под конец рыбалки Леха все-таки отправил за борт. Исключая эту промашку, всё гораздо привычнее и ловчее. Даже разделка рыбы. Сегодня решили отдельно собирать еще и икру. Добавляет возни, но наверно оно того стоит. Наверно, если завтра снова бы в поход, то мы бы встали и пошли, но всё равно есть приятное чувство окончания морской эпопеи.

Сегодняшнюю рыбу в вакуум уже не будем закатывать. Часть осталась ночевать в машине. Часть ушла в ларь. Ей там только переночевать и домой. Приедет прям свежая. Охлажденная. Ради доставки ценного груза Леха сколотил целый ящик из фанеры и изолировал изнутри пенопластом. Теперь он занимает весь багажник сантафешки.
А вечер не закончился еще. Мы всё равно нашли кулинарных приключений. Началась суета вокруг крабов. Их надо было приготовить на месте, иначе не довезем. А это еще одна долгоиграющая история. Сперва аккуратненько избавиться от жабр, потом в сильносоленой воде варить определенное время. А они ж еще и ни в какую кастрюлю не влезают. Хорошо, что в машине каны оказались. Одним словом, вся эта процедура серьезно продлила вечер. А завтра очередной ранний подъем, так что до икры даже лехины руки не дошли.
Очередное утро и очередное удивление слаженности нашего коллектива. Все сборы прошли лихо и без задержек. Есть серьезное подозрение, что всё это благодаря отсутствию женщин в составе команды. Оставалось выяснить лишь одну немаловажную деталь. Открыта ли дорога на Мурманск. До вчерашнего дня сводки были неутешительные. На улице идет снег, но вроде без особого ветра. Но ведь с этой стороны преграждающих постов замечено не было, так что можно ехать на свой страх и риск. В конце концов мы на двух машинах. Так и проехали. Где-то было скользко, где-то узко, но нормально. Немного отъехали от берега и вообще развиднелось. На небе ни облачка, всё сверкает, на склонах следы кайтеров. Ощутимо похолодало. Обошли один шнек, что трудолюбиво расчищал нам путь домой.

Проехали. Потом оказалось, что эта суббота была единственным днем, когда дорога была проезжей. На следующий день её опять наглухо закрыли, а в интернете снова стали появляться рассказы о безуспешных попытках прорваться сквозь метели и заносы. А мы тем временем лихо домчали до Чёлмужей.
Рано утром уже домой. За ночь подморозило. На дороге корка льда. Вроде ехать тыщу верст, а слишком быстро как-то страшновато. Хотя нашелся сумасшедший жигуленок, обошедший нас на извилистой лесной трассе. После этого маневра он прямо перед нами дал по тормозам, введя меня в искреннее недоумение, и по дуге с правой обочины с заносом ушел влево на проселок. А между тем сверкает утреннее солнышко, искрится всё, что способно это делать. Красотища. Только что отсутствие знака «шипы» стало считаться неисправностью, при которой эксплуатация ТС запрещена. Так вот найти этот знак в Вытегре оказалось непросто. Всё подмели начисто. Но справились. Дальше за Вытегрой изматывающий ремонт, а потом обычная рутина доезда до Москвы.
Приятнейшим бонусом к поездке оказалась вкуснейшая рыбка, что прекрасно выдержала дорогу и была доставлена в целости и сохранности.

Комментарии (2)

RSS свернуть / развернуть
+
0
+ -
avatar

Эдуард67

  • 30 июля 2017, 20:29
Хорошая поездка и удачная рыбалка.
Обратно Вы удачно проскочили.
+
0
+ -
avatar

ryab

  • 31 июля 2017, 10:02
Вообще повезло. В этом году там и в мае еще проблемы были с дорогой.

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.