Большое Скандинавское путешествие. Часть 4 / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!


Авторизация

Зарегистрироваться

Войти или Зарегистрироваться        Мобильная версия

Большое Скандинавское путешествие. Часть 4

Хапаранда — Арвидсъяур (Arvidsjaur) — Рогнан (уже Норвегия)

Предыдущая часть

С удовольствием провели утро в Хапаранде. До безнадежности милый город. На улицах пусто, тишина.






Отель Svefi Hotell — главное здание. Оно же школа искусств.














Сирень здесь все еще цветет



Вышли на берег Балтийского моря, посмотрели на Финляндию на том берегу. Здесь Балтийское море, в общем-то, и заканчивается – самый северный его край.





Перед этим рассчитались с гостиницей. Дошли до главного здания, нашли там тетку-администратора, сдали ключ, расплатились карточкой. Все! Европа )))

Попробовали найти место, где можно выпить кофе с булочкой. Неудачно. В городе утром закрыто вообще все (в кафе при отеле, кстати, за отдельную плату можно заказать завтрак, но это удовольствие только с 7 до 9 утра, мы не успели).

На выезде из города обнаружили здоровенную Икею. Сам магазин нам сейчас не нужен, а вот местное кафе с утра работало.



Вдоль морского побережья в Швеции идет шикарная автомагистраль Е4. Машин мало, езда без дерганий и перестроений, любуемся природой. На ярко-синем небе ослепительно-белые облака, вокруг зелень – красота!



На этом фоне несколько расслабились, не среагировали вовремя на команду навигатора и пропустили съезд на неприметную дорожку. Пришлось ехать несколько километров до ближайшей развязки и возвращаться.

Навигация в путешествии – это вообще отдельная тема. По атласу России и СНГ мы катаемся уже давно; два года назад был куплен шикарный атлас Германии (плюс в нем есть карты всей Европы, довольно подробные, несмотря на мелкий масштаб). Еще карты Польши и Белоруссии. И наконец-то дождался своего часа большой атлас Норвегии. Нет, как показал опыт нашего первого путешествия в 2010 году, по Европе можно успешно перемещаться, не имея никаких карт вообще, лишь примерно представляя, где же находится конечная цель, но со сложными маршрутами, с множеством разных дорог, нервы лучше поберечь.

В этот раз у нас появился автомобильный навигатор – телефон Nokia N8. Он у нас и резервный фотоаппарат, и видеокамера, и видеорегистратор, а еще и звонит ))) GPS-навигация в нем встроенная, карты бесплатные с сайта Нокии. В таком режиме используем его первый раз, так что тестируем и вылавливаем глюки на ходу.




Дорога номер 94 – это уже махровая Скандинавия. Одна полоса в каждую сторону (асфальт и разметка вполне нормальные), вокруг леса, озера и очень редкие населенные пункты.



Шведы живут интересно. Деревня – это, как правило, десяток двухэтажных домов, причем раскиданных в лесу так, что из окон и соседей, наверное, не видно. Усадьба на природе, в тишине и уединении. Все очень красиво, ухожено. Мы бы так тоже не отказались.











А городов на севере страны практически нет. В одном из немногих попавшихся на пути, с труднопроизносимым названием Арвидсъяур (Arvidsjaur), остановились перекусить в ресторане «Лапуня» (это мы его так прочитали; по-шведски – Laponia). Понравился и снаружи — большой вигвам в парке на берегу озера, — и внутри. Взяли по большому куску жареного мяса с гарниром и кофе.



Кстати, общая черта для всей Скандинавии: заказывать нужно только основное блюдо, гарнир (картошка, салатики, соусы) идет с ним в комплекте.








Береза к палке привязана цепью. Чтобы не унесли ))



В первый раз столкнулись и с такой чисто скандинавской неприятностью, как знак «сужение дороги». Из всех дорожных знаков он здесь – самый страшный. Знак, после него закрытый поворот, а сразу за поворотом – мостик шириной в полторы полосы. И на него по закону подлости как раз въезжает грузовик. Остановиться перед узким местом уже не успели, впритирочку разъехались на самом мостике.

После этого выработался рефлекс: видишь знак о сужении дороги – сразу тормози. Особенно актуально это оказалось в Норвегии. Там если уж сподобятся предупредить об узкости, то только в действительно опасных местах.

В сторону Норвегии нас ведет 95-я дорога. Граница все ближе, местность вокруг все глуше, потихоньку поднимается в горы.



В какой-то момент увидели человека на обочине. Подъезжаем ближе – а там морда, с рогами! Здоровенный северный олень чешет себе по краю дороги, как будто так и надо. От неожиданности сразу не среагировали, проскочили мимо.

Вскоре получили второй шанс. Целое семейство оленей, пасутся прямо возле дороги. Вот тут мы с фотоаппаратом оторвались…





Олени все в ошейниках – домашние, но на вольном выпасе, как дикие. На нас ноль внимания. Потом, правда, прискакал большой белый олень, обложил своих матом за отсутствие бдительности (голоса у них интересные – словно кашляют), и все стадо быстренько мигрировало через дорогу в кусты. Мы бы их и там еще поснимали, но тут по дороге прошла машина, и от ее шума теперь уже бдительные олени ушли совсем далеко в лес.







Едем дальше, под настроением. Которое попытались, но не смогли испортить шведские дорожники: участков пять, в общей сложности километров тридцать, поверх асфальта засыпаны щебенкой. Наверное, предполагалось так выровнять просевшую дорогу, а потом сверху по новой заасфальтировать. Только пока они худо-бедно возятся с первым участком, на остальных в этой щебенке уже накатана колея, ямы появились, и приходится уже их засыпать. Почему не делать все по очереди, насколько хватает возможностей – непонятно. Совсем как в России )))

Местность вокруг повышается, становится все более горной. Где-то здесь проходит Полярный круг. Не знаем как в других местах, а на этой дороге шведы его поленились обозначить. Зато на горах появились островки снега.



Перевал будет как раз в районе границы, а пока – выше горы, красивее виды, снега все больше, и он все ближе.



Температура падает: днем было около 20, сейчас +10, и это еще не предел.



Перевал. Высота – 740 метров над уровнем моря. Тундра. Острова снега со всех сторон. Озера, наполовину покрытые льдом. +5, ледяной ветер. Июль!





Скромная табличка сообщает, что мы пересекли границу Норвегии. Вокруг – ни домика. Таможенные и пограничные службы (для тех, кому оно надо) расположились внизу, в теплой долине.

Норвегия входит в Шенген, но не входит в ЕС. Такая вот интересная страна. Поэтому для грузов есть какие-то особенности прохождения границы, в отличие от стран собственно Евросоюза, из-за этого здесь все еще действует таможня. Но заезд на нее – по желанию ))) Автопутешественников все это не касается никак, можно ехать по прямой и ни о каких границах не задумываться.

Дорога потихоньку спускается вниз, но горы вокруг становятся только выше. Норвегия сразу показывает, куда мы попали.



Перед поездкой этот участок дороги просматривали по карте и по спутниковым снимкам. Детализация – отчетливо видна разметка на дороге. Но, как оказалось, в горах вид сверху дает очень приближенное представление о реальности. Такой сложной дороги мы не ожидали.



Знак «крутой спуск», под ним табличка: «включи пониженную передачу» (Low gear). Ширина – две узкие полосы, местами полторы, на отдельных участках дорожка в одну машину. Обочины нет вообще никакой. Слева скала, справа обрыв. Редко-редко карманы для разъезда. Ограждение сбоку символическое (вряд ли дохлая бетонная стеночка высотой 10-15 сантиметров в случае чего удержит даже велосипед), местами его вообще нет. Постоянные повороты, за которыми ничего не видно. И крутизна спуска: на второй передаче машина разгоняется так, что ее приходится придерживать тормозами. Чисто на тормозах здесь ехать нельзя: если перегреются, то каюк.

В таком режиме проехали полкилометра (по вертикали), до трассы Е 6. Оглянулись назад – впечатление, будто спускались напрямик по отвесной скале. Дорога вписана в ущелье, издали ее и не видно. Как впоследствии оказалось, таких дорог в Норвегии – половина. Но красота – нереальная!





Е 6. Эта трасса проходит через всю Норвегию с севера на юг, и ехать нам по ней не одну сотню километров. Сейчас мы едем на север. Нормальная дорога, по одной полноценной полосе в каждую сторону, есть разметка. Дорога идет в довольно широкой ровной долине, то и дело пересекая реку. По бокам – вертикальные стены гор, голые скалы.

Через 35 километров сворачиваем на городок Рогнан (Rognan). Впереди, от края до края долины, синеет море – Салтдал-фьорд (Saltdalsfjorden), рукав крупного Skjerstadfjorden. Первый фьорд на нашем пути.



Рогнан – городок с секретом. Въезд в него всего один и находится до начала собственно жилой зоны. Если проскочил – трасса уходит в горы, и возможность развернуться появится километров через пять.

Проехав через городок (по нашим меркам, это большая деревня), сворачиваем в кемпинг. Там нас уже ждут.



Rognan Fjordcamp находится на окраине Рогнана, прямо на берегу фьорда. Пахнет морем, шумят чайки, и никаких комаров. Хотя последнее не удивительно – к моменту нашего приезда (половина 12-го ночи) похолодало до +8. Почти час гуляли по берегу. Если бы не близкие горы, светило бы солнце, а так оно только подсвечивает вершины на другой стороне долины. Полярный день, солнце за горизонт не садится вообще.







В нашей избушке двухэтажная кровать, столик и две табуретки. Не очень просторно, но вполне уютно. Ночевка обошлась в 350 крон.

В кемпингах нам пришлось ночевать еще не один раз, сразу опишем их общие черты, чтобы потом не повторяться.

Мы везде заказывали домики без удобств. Почти всегда (кроме самого первого раза) они в реальности оказывались четырехместными (две двухэтажные кровати). Фактическое количество народа на стоимость не влияет.

Везде есть столы, стулья, электроплитка. Отопление электрическое, включается поворотом регулятора на самой батарее. Холодильник есть, но иногда его может не быть. Зато могут встретиться незапланированные удобства, вроде кофеварки.
Розеток много, на всю нашу технику хватало. Если кому-то мало, можно еще поискать. Дополнительные розетки можно обнаружить и под кроватью, и на стене под потолком.

Постельное белье нужно привозить с собой (по идее, можно взять и на ресепшн, но за отдельную плату). Подушки – это опция, чаще отсутствуют (у нас с собой были две небольшие походные, специально на такой случай). Один раз не было одеял, но они и не понадобились – на улице потеплело.

В домиках всегда чисто и вполне уютно. За собой нужно убирать (по крайней мере, вытряхивать мусорное ведро и подметать натоптанную грязь на полу). За оставленный мусор грозятся снять дополнительные деньги.

«Удобства» в отдельном здании. Несколько кабинок, умывальников, душ. Тоже всегда чисто, никаких очередей (иногда это даже странно, учитывая количество народа в некоторых кемпингах). Душ чаще платный (в кабинке стоит автомат, в него надо кидать монетки).

Для желающих есть домики со всеми удобствами, а также здоровенные домищи для больших компаний. Противоположная крайность – за небольшую плату получаете несколько квадратных метров травки (с подведенной электрической розеткой), на которых можно ставить палатку или просто ночевать в машине. В стоимость входит собственно травка, а также пользование «удобствами».

Несмотря на большое количество народа, в кемпингах всегда очень тихо, и ночью, и днем. Шуметь в Норвегии не принято.


Продолжение — Заполярная Норвегия

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.