Большое Скандинавское путешествие. Часть 8 / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!


Авторизация

Зарегистрироваться

Войти или Зарегистрироваться        Мобильная версия

Большое Скандинавское путешествие. Часть 8

Рёрус (Røros) — Думбос (Dombås) — Rv 55 — Гаупне (Gaupne)

Предыдущая часть

За ночь успели собраться тучи, временами начинает моросить дождь. Но нас не испугаешь.

Возвращаемся в Рёрус. В центре города стоянка платная, но мы нашли площадку без каких-либо знаков, на которой уже стоял кто-то из местных. Несмотря на погоду, очень много туристов, в основном норвежцев. Ну, это их история, которой, на самом деле, не так и много сохранилось.




Одна из центральных улиц






Колокольня — один из символов города.




Двор лавки с керамикой )))




Улица вдоль реки



Промышленный центр города — завод по выплавке меди (основан в 1644 году, окончательно закрыт в 1978-м). И его главное здание — собственно плавильный цех:



В отличие от многих других зданий Рёруса, плавильный цех — это не оригинальное сооружение, а реконструкция. Старое здание было уничтожено пожаром. Но, как обещает путеводитель, все восстановлено «как было». Внутри музей (мы не заходили — время...).


Вокруг художественно разбросаны глыбы металлургического шлака.


Еще одно здание завода.



Если есть желание, можно погулять по шлаковым отвалам, скопившимся за века работы завода. По ним проложены дорожки.



Оказывается, это очень романтично )))






Домики шахтеров





Несколько неожиданно — памятник оленю. Оказывается, это в честь саамов, которые когда-то жили даже здесь.



Интересный город. Целиком превращенный в музей, он в то же время живет своей жизнью. Современные машины пробираются по узким улочкам между почерневшими от времени стенами домов, а река все так же, как и век и два назад, шумит на камнях, да зеленеет трава на крышах.

Время к обеду, а у нас еще планы грандиозные да путь-дорожка дальняя, до моря Норвежского )))



По 30-й дороге спускаемся на юг вдоль реки, почти параллельно шведской границе. Вокруг приятный сосновый лес. По-прежнему пасмурно, но хоть поливать почти перестало.

Сворачиваем на 3-ю дорогу под прямым углом к прежнему курсу и теперь уже к морю. Из одной долины в другую, но, в целом, относительно ровно и не напряжно. Городов здесь нет, только небольшие поселки и отдельные фермы. Под конец постепенно набираем высоту и в очередной раз выруливаем на уже почти родную Е6.

Снова на юг. Дорога постепенно идет вверх, подбираясь к километру над уровнем моря. Вокруг горная тундра с небольшими островками снега. Чувствуется, что трасса магистральная: даже в этих краях попадаются кемпинги — для тех, кто не боится ночью замерзнуть.


Вдоль дороги — березовый лес. Настоящий...


… из карликовой березы

Южный край этого горного плато обрывается довольно резко. Дорога петлями, почти серпантином круто идет вниз, к городу Думбос (Dombås). Удобно, когда на город можно посмотреть сверху: сразу видно, как и куда ехать.

Кстати, на подъеме стоит шлагбаум со светофором. Судя по всему, когда наверху плотная облачность или снегопад, дорогу перекрывают. И все, жди у шлагбаума погоды. На более мелких дорогах подобное мы встречали. Оказывается, от такого не застрахована и крупная трасса.

В Dombås начинается трасса Е136 на Олесунн (Ålesund). И в кои-то веки сервис именно для автопутешественников: на одной площади несколько крупных магазинов, большая бесплатная автостоянка.



Здесь же здоровенное двухэтажное здание, весь второй этаж которого занимает столовая. В нем два бесплатных компьютера с выходом в Интернет. Мы же обедали в кафе под травяной крышей на площади. Кассиром оказалась девушка родом из Мурманска. Пообщались, нам подсказали мясное блюдо с абсолютно непроизносимым названием. Оказалось очень вкусно, спасибо )))

Проезжаем еще немного по Е6 и уходим вправо, на 15-ю дорогу. Перемычка между ней и Е6, оказывается, тоже имеет свой номер (438). Дотошность почти как у немцев.

Дорога идет по берегу красивого длинного озера. В солнечную погоду тут, наверное, совсем красота, но и сейчас очень даже ничего. По-другому.





Очередная развилка, и поворот на нашу вторую на сегодня главную цель – дорогу 55.

55-я дорога входит в список национальных туристических дорог Норвегии. Кроме нее, в нем еще 17 дорог по всей стране. Статус национальной туристической дорога получает за особую живописность.

Проект, начатый еще в 1994 году, должен привлекать туристов в глухие уголки страны. Главной достопримечательностью в данном случае является сама дорога.

Список ведет норвежская дорожная администрация. Она же должна оборудовать смотровые площадки, зоны отдыха, подъезды к интересным местам. Процесс пусть небыстро, но идет.


Поначалу ничего совсем уж особенного. Неширокая, но довольно прямая долина; порожистая река, вдоль нее дорога, справа и слева крутые скалистые склоны. Разумеется, никаких площадок, чтобы поближе подойти к воде.







Постепенно лес на склонах становится все мельче и, наконец, исчезает совсем.



Голые темные скалы и тундра, появляется снег.






Ручеек у дороги

Прямо над головой, закрывая верхние части гор, висят тучи. Прикидываем, что в них мы въедем значительно раньше, чем достигнем вершины перевала, и становится несколько тревожно.



Остановились сфотографировать долину. Обочины, естественно, нет, встали прямо на полосе с аварийкой – все равно на дороге никого. Через пару минут сверху, из облаков, спускается машина с норвежскими номерами. Останавливаются, спрашивают, все ли в порядке – аварийка ведь. Здесь горы, свои правила поведения. Все серьезно.


Самая необычная и странная фотография в этой поездке. Почему? Попробуйте посмотреть на нее, не отрываясь, хотя бы полминуты…

Верхняя часть долины. Черные скалы, белый снег, чистейшая, свежерастаявшая голубовато-зеленая вода. Водопады прямо у дороги. Вода вообще везде – сверху, снизу, в воздухе. Просто другой мир. Если бы не ледяной ветер и не позднее время, задержались бы еще. Непривычная, какая-то неземная красота.







Продолжаем подниматься. Кажется, вот уже начнется спуск, но дорога вновь и вновь прижимается к боковой стене и, петляя, лезет вверх. Одна долина переходит в другую, все выше и выше, но главный перевал – 1434 метра над уровнем моря — еще где-то впереди.

Мы в национальном парке Jotunheimen. Середина июля. Зима. Сквозь облака кое-где просвечивают голубым ледники. Они рядом, на нашей высоте. Максимум за полчаса можно дойти. На лыжах.





Дождевое облако ложится на дорогу. Резко падает видимость, как в плотном тумане. В облаках уже практически сумерки, торопимся проехать перевал, пока тут совсем не стемнело. Как-то не хочется приобретать навыки езды по горам в темноте и тумане.

А вокруг сугробы. Местами дорога буквально прорезана в толще снега, вдоль обочин отвесные снежные стены высотой по три метра. Как ни странно, на градуснике почти +10 (правда, с ледяным ветром), но на снеге это не отражается никак. Неудивительно, что эту дорогу на зиму закрывают – сложно представить, что тут творится в феврале.



И тут нам навстречу вылетают лыжники. Четыре штуки, на роликовых лыжах. В футболках и шортах.

В безлюдных горах, посреди снегов, под дождем; здесь даже сотовой связи нет. Камикадзе или просто идиоты?



Загадочное сооружение из стекла и металла оказалось указателем на самые высокие здешние вершины. Крутишь «стрелочку», а внизу подписано, куда конкретно она показывает. Верим норгам на слово: при такой низкой облачности ни одной вершины не видать.

Впереди долина, куда нам надо спуститься. С почти отвесными стенами.



По вертикали около километра. Как оказалось, дорога такая же, вертикальная.

По 55 трассе удобнее ехать с юга на север: в гору тогда карабкаешься потихонечку, а спуск потом ровный и плавный. В нашу же сторону – машина на крутом уклоне разгоняется даже на пониженной передаче, а тормозами пользоваться нужно очень аккуратно, чтобы их не перегреть. Плюс масса крутых закрытых поворотов, дорога очень узкая, местами в одну полосу, да и почти вертикальный обрыв справа по борту вдохновения не добавляет. Ну ничего, проехали )))



55-я дорога занимает 6-е место в Норвегии по высоте над уровнем моря и 1-е – среди норвежских дорог, которые ведут не на вершину горы, а через перевал из точки А в точку Б. Если кто хочет не просто погулять по облакам, но и покататься по ним на машине, то это сюда.



Опять мы на берегу моря. На этот раз это Lustrafjord, один из дальних рукавов крупнейшего в Норвегии Согнефьорда (Sognefjorden). Очень крутой берег, дорога идет возле самой воды, повторяя все его изгибы. Но видно, что здесь уже юг: на любом более-менее ровном клочке земли или чей-то дом, или сад.

Мы уже отвыкли от того, что ночью может начать темнеть; приходится привыкать. Уже в сумерках добрались до места нашей очередной ночевки – городка Gaupne. Проехали насквозь все его две с половиной улицы, выскочили с другой стороны, но кемпинга не обнаружили. На карте же он обозначен где-то в центре. Вернулись. Ничего.

Встали на площадке у торгового центра. Все, естественно, уже закрыто, даже охранника нет, на улице тоже никого, спросить некого. Звоним в кемпинг. Типа, мы здесь, потерялись, заберите нас отсюда! Закономерный вопрос: вы где? Отвечаем: мы тут. Возле торгового центра. ОК, говорят, вы в ста метрах от цели.

Оказалось, что некоторые особо одаренные норги поленились вкапывать отдельный столб для указателя на кемпинг и повесили табличку со стрелочкой где место нашлось, с левой стороны от дороги. Маленькую и неосвещенную, ее просто не видно. Днем мы бы увидели торчащие из-за забора вагончики (кемпинг у самой дороги), но не сейчас в потемках. Ладно, нашлись.

Кемпинг Pluscamp Sandvik. В этот раз наша избушка стоит в яблоневом саду. Совсем юг. Быстро разгружаемся (операция уже отработана до автоматизма), чай с бутербродами (вкусный паштет на обалденном норвежском хлебе с соленым норвежским маслом) и в кровать. Завтра у нас, единственный раз за поездку, четко обозначенное время: в 9 утра отплывает паром. А до него еще ехать, и дорога неизвестно какая.

Чуть ли не самое вкусное блюдо в норвежской кухне – это обычный бутерброд с маслом. Масло здесь исключительно соленое. И очень удобное для путешественников: даже в простом холодильнике (не в морозилке) превращается в камень, потом долго не размораживается, а в совсем растаявшем виде не растекается и держит форму. Главное, при покупке не взять вместо сливочного масла (smør) маргарин (как слышится, так и пишется).

Хлеб в магазинах пекут сами, из уже готового теста в вакуумной упаковке. В основном разнообразный зерновой. Нам больше всего понравился «Jagerbrøt». В магазине всегда есть бесплатная автоматическая хлеборезка. Пара секунд – и буханка порезана, не надо возиться с ножом и вытряхивать крошки. Удобно )))


Продолжение — круиз по фьордам

Комментарии (6)

RSS свернуть / развернуть
+
1
+ -
avatar

bkozyrev

  • 17 августа 2015, 18:57
Включенная аварийка, насколько я слышал, воспринимается как сигнал бедствия по всей Скандинавии, не только в горах. Многие наши соотечественники нечаянно привлекали к себе всех местных добрых самаритян, остановившись на фотосессию. ;)
Хорошие места. Но у Вас они еще холоднее выглядят, чем были в нашем путешествии.
+
1
+ -
avatar

Sev_i_Strannik

  • 18 августа 2015, 17:14
Включенная аварийка, насколько я слышал, воспринимается как сигнал бедствия по всей Скандинавии, не только в горах

Вообще да. Поэтому без особой необходимости ее лучше не использовать. Но еще аварийка рекомендуется при остановке в зоне плохой видимости — обозначить машину. На равнине многие бы проехали мимо (раз вокруг машины никто не бегает, помощи не просит), но в горах останавливаются.

Хорошие места. Но у Вас они еще холоднее выглядят, чем были в нашем путешествии.

В тот год снега было много, и лежал он дольше, чем обычно, так что нам «повезло» :) Обычно столько снега бывает в мае, максимум в июне. Зато талой воды было полно, и все водопады «работали» в полную силу.
+
1
+ -
avatar

Miquel

  • 18 августа 2015, 15:38
330 с хвостом лет завод производил медь, имея деревянные цеха!!! Работали плавильные печи, летели искры! Это ж какая охрана труда была, есть и будет у Норвегов! Ни одного пожара! А наши, вот так называемые группировки МЧС, которые с семьями по 45 дней ежегодно летают в любую точку мира на отдых бесплатно не могут озеро потушить!!!
+
1
+ -
avatar

Sev_i_Strannik

  • 18 августа 2015, 17:16
В обращении с огнем — это да… У них и леса почти не горят, даже в сухой год.
В этой поездке видели летящую на вызов пожарную машину — на полной скорости по горному серпантину. Там реальные асы за рулем…
+
0
+ -
avatar

Vlad_nsk

  • 22 августа 2015, 20:42
у нас, в Сибири, в Сузуне (село под Новосибирском) монетному двору с медеплавильным производством, не меньше лет, и тоже работало исправно, без пожаров…
+
0
+ -
avatar

Sev_i_Strannik

  • 24 августа 2015, 19:22
Все от людей зависит, от отношения к работе и к друг другу. Когда каждый понимает, что от этого завода в прямом смысле зависит судьба твоей семьи (так как другой работы нет и не будет), а если еще и все твои предки тут работали, то и отношение получается соответствующее…

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.