Часть 1. Туда – Польша, Чехия: Карвина, Цешин, Кромержиж, Зноймо
Часть 2. Туда – Чехия, Австрия: Зноймо, Ла-ан-дер-Тайя, Корнойбург
Часть 3. Там — Вена
Часть 5. Обратно – Чехия: Леднице, Валтице
Часть 6. Обратно –Польша: Варшава. Беларусь
Когда в Вене прошел снег – многочисленные каменные обитатели города («жителями» их как-то не получается назвать) преобразились:
При минус восьми на мне самой, кажется, скоро снег не будет таять. Природная мерзлявость характера гонит в очередной музей – благо в их недостатке Вену не сможет обвинить самый злобный критик.
Вот, хотя бы, что далеко ходить:
Венский Сецессион(входной билет 9,50 евро).
Сецессион – это и название объединения венских художников в эпоху модерна (югендстиля – как его называли в Австрии), и здание музея, в котором проходили выставки и организовывались манифесты представителей нового и смелого направления в искусстве того времени.
Само по себе здание – архитектурный манифест. Кстати, на фотографии с наездником с запряженными в повозку львицами – именно оно.
Входя в здание, понимаешь, что попал в храм нового искусства.
Изначальный вид здания Сецесссиона отличался от современного, но и там, и там главным акцентом в архитектурном решении был необычный купол в форме шара из лавровых листьев.
Правда, с чьей-то легкой подачи насмешливые венцы окрестили незаурядный купол «капустой».
Экспонаты с первых выставок венского Сецессиона давно стали классикой и перекочевали в более знаменитые музеи, как, например, произведения идеолога венского югендстиля Густава Климта. Тем не менее, Сецессион остался верен своему главному принципу: утверждение новых форм в искусстве, художественный эксперимент.
Я не знаток, но впечатление от основной части экспозиции: это самый одинокий музей.
Хотя и не лишенный шедевров:
По-моему, потерпевший крушение механический ежик – это символ нашей жизни на ее определенных этапах.
Если же без смеха, то в этот музей приходят ради одного-единственного произведения – «Бетховенского фриза» Густава Климта.
И именно его нельзя фотографировать.
В качестве компенсации я купила в музейном магазине книжку-раскладушку и постер с изображением одного из фрагментов этого самого большого произведения Климта: как-никак, 34 метра в длину!
Для иллюстрации буду использовать фотографии из интернета, чтобы совсем не быть голословной.
Чтобы увидеть это творение, необходимо спуститься в цокольную часть здания. Здесь, в помещении без окон, на трех стенах разворачивается история, навеянная автору Девятой симфонией Бетховена(работа была создана в 1902 году специально к Бетховенской выставке).
Бетховенский фриз конструктивно можно разделить на три части.
Первая называется «Тоска по счастью».
В этой части страдающее человечество (обнаженные фигуры, стоящие на коленях) взывают о помощи Золотого рыцаря, полного решимости облегчить им жизнь. Две женщины, символизирующие Победу (Славу) и Сострадание, склонились над рыцарем и обещают ему славу, хоть и добытую нелегким путем.
Далее на стене – обширное пустое пространство, орнаментированные несколькими парящими силуэтами.
Центральная часть фриза — «Враждебные силы».
Здесь даже не знаешь на чем остановиться: силы зла представлены в изобилии.
Главная среди них — центральная огромная фигура Тифона, слева от него — три горгоны, символизирующие болезнь, безумие и смерть, справа — женские фигуры, символизирующие сладострастие, несдержанность и похоть, одинокая фигура женщины — гложущая тоска всего человечества.
Далее – снова пробел с парящими силуэтами вдоль правой стены до ее середины, а завершает композиции третья часть — «Искусства, Хор ангелов Рая». Она состоит из нескольких фигур, символизирующих Радость и прекрасные Божьи Искры, а также изображает апофеоз любви.
Как всегда бывает, отрицательные персонажи в искусстве более убедительные, а идеал выглядит несколько размытым и надуманным. Я уж не сравниваю с современным творчеством, даже у великого Данте в «Божественной комедии» «Ад» изображен «весомо, грубо, зримо», а вот с «Чистилищем» и «Раем» — все какая-то бестелесность невнятная. Может быть, потому что человеку всегда легче представить беду, боль и невзгоды? Или они чаще встречаются в жизни?
В общем, размышлений много, ради этого произведения приходить в Сецессион стоит всенепременно. Мне даже жаль, что мы столько времени ходили мимо (трижды жили рядом с этим зданием в Вене), но так и не добрались, хорошо, что непогода нас сюда все-таки загнала.
Так же, как и в
Хофбург, вернее, в ту часть этого государственного музея, где размещено три экспозиции: императорские покои, покои императрицы Сиси и коллекция императорской посуды.
Про первые две говорить ничего не буду, все равно ничего нового не скажу, да и восторженно-идеалистического восприятия «неправильной» императрицы у меня нет напрочь. Скорее, наоборот.
А вот посуда в Музее имперского серебра меня потрясла!
Начало экспозиции – это кухонная утварь, среди которой преобладает медная посуда.
Сегодня на кухне медную посуду практически не встретишь, ее заменили изделия из стали и новомодных сплавов, а когда-то приличный дом не мог обойтись без сияния медных сковородок! Среди преимуществ медной посуды – ее высокая теплопроводность, благодаря которой процесс приготовления происходит иначе, чем на той же стальной сковородке или керамической. Кроме того, медь обладает антибактерицидным действием, как и серебро, так что использование медной и серебряной посуды с гигиенической точки зрения было вполне оправдано.
Среди минусов: медь разрушает аскорбиновую кислоту, так что традиционная варка варенья в широких и низких медных тазах лишала продукт витамина С (хотя кто когда ел варенье для ради витаминов?), а еще образующийся на поверхности оксид меди при хранении обогащал еду ненужными вредными веществами. Выход есть: после приготовления еду из медной посуды надо сразу съесть – или переложить в стеклянную или керамическую емкость.
Я продолжаю мечтать о медной посуде, несмотря на ее совершенно негуманную цену, а пока только посматриваю на музейные экспонаты.
Если на кухне господствовала медь, то на столе императорской фамилии вплоть до начала XIX века не было места ничему, кроме золота и серебра.
Фарфор при сервировке использовался только в двух случаях: при подаче супа и десерта.
Когда Европа вступила в период наполеоновских войн, австрийский королевский дом для продолжения финансирования военных операций вынужден был пойти на беспрецедентный шаг: золотые и серебряные сервизы были пущены на чеканку монет.
На смену старинным фамильным драгоценным сервизам пришел фарфор — безусловно, роскошный и сам по себе являющийся произведением искусства.
Все знают о советском «агитационном фарфоре», но эта идея, оказывается, уже «обкатывалась» на фарфоровых сервизах Габсбургов: среди сюжетов росписи – великие предки, замки Австрийской империи, сюжеты на историческую тематику.
Не считалось зазорным между монархами преподнести в дар фарфоровый сервиз: я уже не помню точно информацию аудиогида, но вот этот бело-зеленый сервиз как-то связан с именем Марии-Терезии, то ли она его дарила своей царственной дочери Марии-Антуанетте, то ли ей его подарили… Не помню.
Еще один подарочный сервиз был специально изготовлен для одного из охотничьих замков императорской фамилии, что определило тематику росписи.
Когда Вена готовилась принять конгресс 1814-1815 года, перед организаторами всеевропейской конференции встало множество задач не только политического характера, но и организационных: где размещать, как и на чем кормить. Специально для Венского конгресса были изготовлены парадные дворцовые сервизы из тысяч предметов, среди которых – роскошные пладеменажи.
Это настольные украшения в виде больших позолоченных подносов с подсвечниками, вазами, блюдами для фруктов.
Конечно, за состояние императорской утвари отвечало множество людей, среди которых были, например, ответственные за скатерти и салфетки. Они придавали салфеткам из тончайшего полотна такие формы, что современные горничные в египетских и турецких отелях должны просто рыдать от собственного бессилия.
Существовал способ складывания салфетки, который мог быть использован только за императорским габсбургским столом: салфетка складывалась в форме пяти закругленных лепестков, в двух из которых находились свежие булочки.
В общем, в этом музее можно провести несколько часов, с большим удовольствием, фиксируясь на деталях, слушая безумно интересный(впрочем, как и во всех венских музеях) и совершенно бесплатный аудиогид.
Кстати, музеи Вены предоставляют несколько бесплатных бонусов.
Так при посещении Kunsthistorische Museum Wien/ Венский Музей истории искусств по тому же входному билету можно пройти в музей
Нойе Бург.
Это величественное здание знакомо всем, кто имел удовольствие побывать в столице Австрии.
Интерьер не уступает внешнему облику в масштабности и великолепии.
Экспозиция музея состоит из нескольких частей.
Первая –
Эфесский музей.
Нам посчастливилось побывать
в древнем городе Эфесе, который сейчас находится на территории современной Турции, поэтому интерес к этой части экспозиции был неподдельным.
Было здорово увидеть многочисленные античные памятники, хотя их родина находилась в тысячах километров от этого места в центре Европы.
Оружейная палата Нойе Бурга – это десятки залов, утрамбованные рыцарскими доспехами и самым разнообразным вооружением, которым мог похвастаться средневековый воин.
Среди бесчисленного множества экспонатов (одна из посетительниц – наша соотечественница – не выдержала и выдохнула: «Откуда ж они столько рыцарей понабрали?!») попадаются очень занимательные экземпляры.
Такие, как вот этот средневековый доспех с приспособлениями для держания копья и упора для арбалета, хотя он больше похож на какое-то извращенное орудие пытки.
Или же вот этот комплект, в котором разве что можно только Шрека представить:
Но меня больше всего в Нойе Бурге вдохновила
Коллекция музыкальных инструментов.
На протяжении множества залов посетители имеют возможность проследить эволюцию привычного фортепиано или скрипки.
Причем некоторые из представленных фортепьян даже еще не определились с ориентацией:
Арфы здесь не арфы, а чудо-юдо-рыба-кит!
Для некоторых инструментов вряд ли есть названия в русском языке: тупиковые ветви развития музыкальной эволюции вызывают мысли о том, каково же звучание этих анахронизмов?
Пожалуй, больше всего в коллекции скрипок: самых разных, с украшениями в виде звериных и человеческих голов, с костяными деталями, с высказываниями по периметру…
Муж мой все хотел отыскать среди них работу Страдивари, я даже успела вспомнить старый анекдот про «нормальных пацанов, для которых Страдивари барабаны делал».
Страдивари, конечно, здесь нет, но вот скрипка Амати – есть.
И все сразу стало понятно, что среди множества скрипок здесь она – одна, и даже в своем молчаливом состоянии она звучала, подкупала благородной простотой своих линий, изысканной скромностью, и сразу вспоминался наш фильм про визит к минотавру, и великий Плятт, который чистил апельсин и от имени Амати говорил, что вот он уйдет, и все уйдут, а скрипки – они останутся…
В Вене легко и просто думать о вечном, здесь ты все время в центре истории, она окружает тебя со всех сторон. Каждый уголок здесь хранит тайны, и какое счастье, когда они по чуть-чуть, не сразу тебе приоткрываются.
Продолжение:
Часть 5. Обратно – Чехия: Леднице, Валтице
Комментарии (7)
RSS свернуть / развернутьBVD64
После таких чудесных рассказов, хочется помолчать, осмысливая увиденное (и прочитанное). Но просто помолчать не могу, кое-какие ремарки всё-же просятся наружу. :)
А мне показалось, что он просто «умирает» от смеха. Так намного позитивней.
Первое впечатление — ого, Кинг-Конг!
М-да-а-а… от такой тоски становится ещё тоскливее. (
Как-то грустно у Климта всё с прекрасной половиной человечества.
Мне кажется, что отрицательное, происходящее в нашей жизни — это всегда из ряда вон выходящее, поэтому и воспринимается острее, и вырисовывается чётче. А позитив, он как-бы заложен изначально, поэтому и принимается как само — собой разумеющееся, не акцентируемо.
Спасибо, Светлана — замечательная экскурсия!
begun12
А вот Климт со всем своим специфическим мировосприятием сейчас, по-моему, в массовой культуре перещеголял Ван Гога по индексу цитирования: его золотые плоские фигуры можно увидеть повсеместно от банки с кофе до постельного белья! Вот так, провозглашал новое искусство — а стал конфетной упаковкой.
Вроде, столько писала, сама довольна венскими главами отчета, а сейчас понимаю, сколько всего упустила, что касается ресторанов, например. Ну да ладно, а то совсем «Война и мир» получится!
lytiy_72
begun12
Что касается художественной составляющей — это у нас семейное:
Спасибо за отзыв!
lytiy_72
Светлана, я имел ввиду спите (крепкий здоровый сон и ничего более)! А то что хобби (увлечение) и отдых идут рука об руку — это же ЗАМЕЧАТЕЛЬНО. А ссылка довольно интересная.
Miquel
Спасибо Тебе, наш любимый ГИД, еду с чувством уверенности и душевного спокойствия. Ага. ;-]
begun12
Поезжайте, пусть с вами будет удача, хорошее настроение и чудесная погода!
Внимание!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!
Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.