В 1445 году венецианская колокольня Сан Анджело накренилась до критического состояния. Власти были вынуждены прибегнуть к способу, предложенному одним из зодчих-знатоков. Секретным способом он выпрямил башню, но на следующий день она рухнула. Архитектор Аристотель Фьораванти от заслуженного наказания, вполне возможно, граничащего с расправой, сбежал буквально на край света – в Москву, где прославился строительством Кремля по образу и подобию итальянских крепостей. А Венеция до сих пор поражает гостей и туристов помимо всего прочего и легкой кривизной своих стен, обусловленной непрочностью основы – дном лагуны.
Концепция города в Венеции – уникальная и неповторимая («северная Венеция», «египетская Венеция», «хорватская Венеция» — забудем эти льстивые сравнения: Венеция одна). Как сказал о ней Петрарка, это mundus alter — «другой мир».
О Венеции написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов. Даже художник и эссеист Андрей Бильжо, семь лет назад потихоньку прикупивший недвижимость в этом городе, выпустил книгу со скромным названием «Моя Венеция» («РГ», 08.04.2013). Но такова уж магия этого города, что даже два дня, проведенные здесь, дают тебе некое моральное право так о нем говорить. А потому позвольте собраться с мыслями и представить свои записки об этом удивительном месте.
12 марта
Подготовка к восприятию Венеции началась исподволь: уже в Вероне, Падуе, Виченце встречались характерные изящные здания и высокие стрельчатые окна, а также крылатые львы, парящие над городом на особенно стройных колоннах.
Венеция должна была стать финальным крещендо нашего почти двухнедельного итальянского путешествия.
Вечером 12 марта после посещения Падуи и Виченцы мы оставили машину в паркинге Тронкетто (42 евро за двое суток и один час), а сами отправились в отель на вапоретто (в рифму даже получилось). Было уже темно, слева по борту слабо угадывались очертания домов. Несоответствие увиденного ожидаемому тогда показалось очень странным: колокольня на Сан-Марко и сама площадь были освещены очень тускло, и пока мы подбирались к причалу, то весьма удивлялись данному обстоятельству. Только потом стало понятно, что расцвечивать подобно елочной игрушке венецианские палаццо, церкви и обычные дома (хотя как в Венеции может быть обычный дом?) – просто преступление против их красоты.
Первое, что мы увидели, выходя из вапоретто на станции Сан Марко, — наш отель Savoia & Jolanda
Заселение прошло благополучно, нам предложили скидку в 20 процентов в отеле ресторана с видом лагуну и помогли подняться в номер (в отеле есть лифт, что редкость для Венеции!) Все было замечательно: деревянные балки под потолком, кровать с балдахином, стены обиты шелковистой тканью, шикарная ванна с аэромассажем, халаты… Часа в три в соседний номер заселилась парочка китайцев. Почему именно китайцев? Помилуйте, граждане, что же я, китайский язык от всех остальных не отличу?! Короче, мы стали свидетелями всего, что делалась за стенкой в соседнем номере, особенно в ванной. Парочка, видимо, жила по своему китайскому времени, так как они колобродили до утра, не давая спать бедным нам. Поэтому я стала расистом и днем в каждой раскосой физиономии видела виновников своей бессонной ночи. Если учесть количество туристов-азиатов в Венеции, позлиться пришлось.
А пока мы бросили вещи и вышли на набережную. Прямо напротив отеля – классический вид на венецианскую лагуну и Сан-Джорджио.
Вечер был посвящен бессистемным прогулкам по улицам и вдоль каналов Сан-Марко и Сан-Поло. Узкие слабо освещенные улицы уносили в прошлое. Лишь на мосту Риальто и в этот поздний час звучала разноязыкая толпа.
Пока бродили по венецианским улочкам, решили поужинать поздно, в отельном ресторане. Но там нас никто не ждал: вроде, народ сидел, однако двери были закрыты, озабоченно бегали официанты.
Из диалога с портье:
— Ресторан закрыт. Большая вода.
— Когда – завтра?
— Сейчас.
Мебель в фойе уже была поднята на деревянные чурбаки, стеклянные двери открыты, а в прорезиненные пазы дверного косяка вставлена плита. Быстрота, с которой действовали убиравшие в ресторане официанты, наводила на нехорошие мысли. Решили срочно вернуться за Сан Марко и купить хотя бы пиццу навынос, чтобы не быть затопленными на подходе к отелю. Кстати, все оказалось не так страшно, на потопляемых лугах местах бригада прорезиненных грузчиков с гиканьем привычно расставила специальные помосты для ходьбы, так что если не цепляться зонтиками, то два человека стандартной комплекции вполне в состоянии были разойтись на узенькой дорожке.
Кстати, из купленных четырех сортов пиццы одна оказалась с вареной картошкой…
13 марта
Утром я высунулась в окно, доколе смогла, чтобы сфотографировать «вид на город». Опля!
После завтрака началась обширная культурная программа.
В музее Коррер нами был куплен единый билет, дающий право посещения музеев площади Сан-Марко (15 евро с носа, 4 музея). Некстати зарядивший дождь вынудил провести в музее немало времени: сквозь окна были видны мокрые зонты все прибывающих и прибывающих на Сан-Марко туристов. Самыми впечатляющими среди главных сокровищ музея для нас стали картина Карпаччо «Две венецианки» и скульптура Антонио Канова «Дедал и Икар» (репродукции из Интернета, фотографировать в итальянских музеях нельзя).
От Сан-Марко мы направились через мост Академии в район Дорсодуро, здесь расположены два интересных музея – музей Пегги Гуггенхайм и музей Академии. Если у меня есть выбор, увидеть старых мастеров или полюбоваться современным искусством, то на 99 процентов я отдам предпочтение немеркнущей классике. Именно так мы и поступили, отправившись в Академию. Здесь прежде всего мне надо было увидеть тапочки святой Урсулы, аккуратно поставленные возле кровати спящей девушки: цикл Витторе Карпаччо о святой Урсуле – шедевр венецианского искусства. Наконец-то в Венеции мне удалось увидеть самой то, о чем я с таким интересом читала у Вайля. Надо сказать, что его книга «Гений места» мне очень помогла.
Есть такие произведения искусства, восприятие которых будет неполным, если не знать историю их создания. В музее Академии к таковым можно отнести монументальное полотно Веронезе «Пир в доме Левия». Вот как пишет о нем Петр Вайль:
«Церковь заказала ему сюжет Тайной вечери, но отказалась принять: мало того, что один апостол режет баранину, а другой ковыряет вилкой в зубах — живописец разместил на холсте полсотни фигур, включая негритят-прислужников, пьяных немецких солдат, карликов, шутов и собак. Вышел скандал, и Веронезе вызвали на суд инквизиции. В итоге сошлись на смене названия: «Пир в доме Левия»… Запись допроса сохранилась. «Вы в самом деле считаете, что все эти люди присутствовали на Тайной вечере? — Нет, я полагаю, что там были только Господь наш Иисус Христос и его ученики. — Почему же вы изобразили всех остальных? — На холсте заказанного мне размера оставалось много места, и я подумал, что могу заполнить его по своему усмотрению».
По набережной Гранд-канала всего несколько минут – и оказываешься на стрелке острова. Здесь, напротив здания старой таможни Punta della Dogana, установлена необычная скульптура «Мальчик с лягушкой». Экстравагантный владелец аукционного дома «Кристи» Франсуа Пино открыл в заброшенном здании таможни собственный, непохожий ни на что музей из экспонатов собственной коллекции (достаточно сказать, что над лестницей висит его высказывание: «Коллекционирование – фигня»). А скульптура работы американского скульптора Чарльза Рея стала спорной достопримечательностью Дорсодуро и всей Венеции. Кстати, во время сильного ветра ее накрывают прозрачным футляром.
В этом месте нельзя не восхищаться пышным великолепием церкви Санта-Мария делла Салюте.
Церковь сооружена в 1631 году в честь избавления от чумы, унесшей треть жителей города. Поэтому центральное место внутри храма отведено скульптурной группе, изображающей изгнание Девой Марией чумы в образе грязной старухи.
Украшению интерьера этой церкви немало поспособствовали Тициан и Тинторетто.
А вот после этого надо было идти на набережную Неисцелимых – любимое место прогулки Иосифа Бродского. Но тогда это как-то выпало из головы, и мы вернулись обратно по мосту Академии.
Обедая в небольшом ресторанчике в районе Сан-Поло, наше внимание привлекла фотография на стене. На ней было изображено последствие обрушения колокольни на Сан-Марко. Как известно, ее восстановили по настоятельному желанию венецианцев и гостей города. Конечно, без этой высотной доминанты классический вид на главную достопримечательность Венеции не был бы полным.
Второй по красоте после базилики Сан-Марко считается собор Санта-Мария Глориоза деи Фрари.
Именно здесь находятся гробницы прославленных венецианских художников: Тициана и Антонио Канова. Фотографировать, естественно, нельзя. Поэтому – контрабанда:
Помимо обязательных и запланированных к посещению достопримечательностей мы забрели в район Санта Кроче. Здесь можно увидеть подлинную Венецию: в этих районах нет многочисленных туристических групп, родители мирно ожидают из школ своих отпрысков, европейские бабули гуляют с мелкими собачонками.
Эти картинки не намного уступают по степени умильности традиционным видам сохнущих на венецианском ветру простыней.
Вечером мы ненадолго зашли в отель, чтобы оставить в номере купленный чемодан. Включив телевизор, увидели, как народ ожидает нового папу. Комментаторы ликующе что-то говорили, но ожидание затягивалось. Наконец, имя было объявлено. Разочарованию комментаторов не было предела, надо было слышать, как они выдохнули при имени нового папы! Видимо, всерьез ждали «своего».
Когда мы снова вышли наружу, моросящий дождь превратился в реальный ливень. Зато получасовая прогулка под дождем позволила увидеть Сан-Марко в неожиданном ракурсе:
В этот вечер мы все-таки поужинали в ресторане отеля, правда, нас пересадили ближе к внутренней стене – «большая вода, синьоры». В меню мы даже не смотрели, сразу попросили рыбу и мясо. Рыбешку вынесли на большом блюде и продемонстрировали ее мне во всей красе (с меньшим апломбом в Марселе показывали набор из пяти рыб с омаром и другими морепродуктами, которые потом пошли в тазик буйабеса – причем за аналогичную цену). Потом уже другой официант с театральными ухватками разделал ее, то есть снял два кусочка филе вдоль хребта, положил их на тарелку, щедрыми жестами разбрызгал над рыбешкой масло и удалился. Наверно, пошел на кухню доедать мою рыбу, большая часть которой так и осталась лежать на блюде. Я вдогонку напомнила про салат и возлагала надежды хотя бы на него. Напрасно. Набор из грубых салатных листьев с тремя ломтиками парникового помидора и ложкой тертой моркови и в самом паршивом привокзальном ресторане назвать «зеленым салатом микс» было бы сложно. У Андрея было не лучше…
Все это время за соседним столиком какой-то мужчина шумно восторгался: «Белиссимо!»
Это что же надо было такое заказать?! Оглядываюсь.
Ну конечно.
Паста.
Слопав с голодухи после ужина за 65 евро все хлебные палки из корзины, мы поклялись, что слово «белиссимо» для нас отныне – ругательное.
Поздним вечером мы слышали, как плещется вода прямо под нашими окнами: так неожиданно «вид на город» стал «видом на лагуну».
14 марта
Третий и последний день в Венеции – надо было столько всего успеть!
Нет, не так – надо было успеть хоть что-то.
Вещи были оставлены в отеле. Разбирая утром бесчисленные накопившиеся бумажки, мы выбросили единый билет на посещение музеев, так как на нем было обозначено: действителен – до 13.03.2013. Когда же мы покупали билет в Палаццо Дуккале, нам встретилась вчерашняя девушка из музея Коррер. Она нас – о чудо! – узнала, вспомнила и стала объяснять, что у нас уже есть билет для посещения Дворца Дожей. Мы пытались что-то сказать про дату, но она, выяснив, где мы оставили «проездной», решительно отправила нас в отель за билетом: «О кей, 30 евро — ит'с биг мани!» Метнувшись в отель за билетом (идти было всего 2 минуты), мы снова стояли перед нашей благодетельницей, которая приветственно махнула нам в сторону входа. Вопросов не возникло и у пропускающих внутрь служителей.
Милая итальянская девушка, если ты сейчас читаешь эти строки, то разреши сказать тебе огромное спасибо за такую трогательную заботу о двух симпатичных путешественниках из Тулы! Мы тебя помним!
Тем не менее, не все музейные сотрудники были настолько лояльны: их работа, по-моему, заключалась исключительно в пресечении любых попыток сфотографировать хоть что-то внутри. Что мы и сделали — исключительно в знак протеста, поскольку с таким количеством запретов и ограничений я сталкивалась только в родном отечестве. Итак, шпиёнская съемка из Большого зала:
В Сан-Марко с фотографированием было проще: конечно, там тоже было запрещено, но вокруг все нарушали, как будто так и надо. Мы и присоединились, потому что как можно это не попытаться запечатлеть!
Поднявшись наверх, на галерею, мы были вознаграждены видом на Сан-Марко и лагуну. Кстати, на самом деле бронзовые статуи лошадей имеются в двух комплектах. Вопрос на засыпку: где подлинники и где копии?
Следующим обязательным пунктом в программе был подъем на колокольню Сан-Марко. За секунду до открытия лифта лифтер молниеносно отпрыгнул от двери и вжался в стену. Мы сразу поняли, почему! Такого ветра я не встречала никогда! Сквозь него надо было продвигаться, как сквозь толщу песка, ветер пронизывал до костей, как рентгеновские лучи. Однако неимоверный вид на город и лагуну того стоил!
К сожалению, внизу хоть и было на порядок тише, но все-таки тоже стало довольно ветрено, вдобавок начался дождь (давно не видели!) Надо было срочно согреться, поэтому мы поспешили в какой-то открытый (уже счастье) ресторан. У зазывалы в почти белом смокинге на входе поинтересовались, есть ли суп, на что получили исчерпывающий ответ о наличии и супа, и меню на русском языке. Спагетти фрутти де маре, воспетые Александром Генисом, надо было попробовать непременно. Андрей соблазнился «телячьей печенью по-венециански». Плюс – горячий бульон с равиоли и бокал белого вина – что еще нужно для полного счастья!
Оказалось, нужно, чтобы все это было вкусным.
Короче, в Италии нам катастрофически не везло с едой!
Те самые «морские фрукты», как романтически называются в Италии морепродукты, обернулись скудным морским коктейлем, в котором с десятком сиротливых креветок по ошибке затесалось щупальце осьминожка и одна малютка-мидия. Андрей, попробовав венецианскую печень, попросил у официанта масло, соль, перец, бальзамический уксус или хоть что-нибудь. «Поразительно, как вы умудряетесь это готовить – абсолютно никакого вкуса!» — говаривала героиня романа Юхана Боргена.
В общем, если я вспоминаю о Франции или, например, Бельгии, на мои воспоминания стонами откликается желудок и требует немедленного возвращения в эти райские страны. Самое большое разочарование в еде у нас случилось в итальянских ресторанах. Наверное, нам не повезло. Скорее всего. Все двенадцать дней подряд. После поездки в Италию я чувствую себя маленьким мальчиком из сказки «Голый король»: все уважаемые люди хвалят итальянскую кухню и рассказывают неимоверные истории о потрясающих итальянских блюдах, а я этого не вижу. Мы в этой стране были в одиннадцати или двенадцати ресторанах, ни в одном не было вкусно. Из этой ситуации есть, на мой взгляд, только один выход. Приехать еще раз в другое время года и попытать гастрономического счастья снова!
День в Венеции неумолимо катился к завершению. Мы еще добрались до Сан Джорджо дельи Скьявони, где шедевры Карпаччо создавались для гильдий ремесленников-далматинцев и албанцев – выходцев с Балкан.
Именно об этих картинах сложены прекрасные стихи:
»Мерцает дерево смиренной позолотой.
Карпаччо по стенам с прилежною заботой
По фризу развернул простой души рассказ..."
Мы дошли до набережной, с которой открывается вид на кладбище Сан-Микеле. Остров мертвых засажен кипарисами, здесь лежат Дягилев, Стравинский, Бродский. Здесь же похоронен Петр Вайль – его положили в землю самого необычного города на земле/на воде. Но добраться туда было невозможно: ветер не позволял просто стоять на набережной.
И все же, Венецию надо было покидать. Но сделать это можно было и очень красиво. Сюда мы прибыли в темноте, а вот покидали город, так сказать, с парадного входа. Мы сели на вапоретто от Сан-Марко и проехали по знаменитому маршруту вдоль Гранд-канала. По дороге я все время вспоминала строки Вайля:
«Ветхие палаццо — сами произведения живописи. Это заметно не сразу. Сначала в глаза бросается образцовая венецианская графика: окна, арки, колонны, порталы. Все удвоено водой, но не только за эффект удвоения Венеция должна быть благодарна лагуне. Вода — уникальный фон, на котором неожиданными цветами и светотенями проступает портрет Венеции».
Уже поздним вечером мы въехали в Австрию. По сторонам угадывались горы, на стекло падали редкие снежинки. Мы снова возвращались в зиму после итальянской весны.
Что такое счастье — это каждый понимал по-своему (с).
Читаю отчет и не сомневаюсь, что поездка удалась. Иначе вы не смогли бы про неё так замечательно рассказать. Несмотря ни на что.
Конечно, поездка удалась! Сейчас кажется, что слишком многое не успели сделать. В Венеции, например, положить цветы на могилу Петра Вайля — его книги, в том числе написанные в соавторстве с Генисом, для меня уже несколько лет являются настольными. А всякие мелочи и шероховатости — у каждого в поездке они бывают. Спасибо за отзыв!
По поводу еды могу подтвердить. Нам там тоже ужасно не повезло в первый день — на 86 евро нам продемонстрировали небольшую дораду (вынеся ее с такой помпой, будто она последняя в своем роде и на ней чешуя покрыта алмазами и сусальным золотом), очень скромную порцию толстых макарон с чайной ложкой соуса и небольшую закрытую пиццу. Вина нам налили по бокалу, демонстрируя всем видом значимость сего действа. Остались мы голодными и грустными.
А вот на следующий день мы такой глупости, как пойти в ресторан, мы не совершили. Выпытали у местных жителей, куда ж они сами-то ходят?! Пошли в ту самую пиццерию и отъелись за прошлый день и на две недели вперед, пропитавшись любовью и тихой нежностью к вкуснейшей итальянской кухне! Порция вкуснейшей лазаньи насытила бы любого голодного, большая порция пасты, щедро сдобренная вкуснейшим соусом, восхитительный капрезе и огромная ароматная вкуснейшая пицца (напуганные вчерашним ужином, мы решили заказать ассортимент с запасом), запиваемая фризанте из потного кувшинчика — это просто неприлично вкусно было! Сын осилил еще какой-то десерт, но уже с огромным трудном. А чек, однако, оказался в полтора раза меньше предыдущего. Мы такими теплыми, умиротворенными и осоловевшими колобками катились к отелю, что чуть не задавили улитку, степенно переходившую тротуар в тусклом свете фонаря.
Мы, кстати, жили не в самой Венеции, а в Местре. Так было бюджетнее, да и мы почему-то смутились мысли оставить машину на Транкетто и плюхать оттуда с чемоданами. Предпочли отельную парковку. Остановка автобуса до Венеции была у порога отеля, путь до Венеции занимал минут 15-20, интервал движения от 7 минут до 25 — расписание висело возле портье у нас в гостинице, билеты мы купили у него же. Было интересно покататься на их автобусах. :)
И ужинали мы «у себя» в Местре ;) А в Венеции поели только один раз. Нам дико не повезло с погодой — дождь лил по-Форестогамповски (слева, справа, сверху, а иногда и откуда-то снизу), мы замерзли и вымокли в первый день до невозможности — по джинсам как по фитилям вода добиралась до самого нижнего белья. Так что отогреться и обсушиться было заветной, но труднореализуемой мечтой — все кафешки были забиты. Удалось втиснуться только в заведение буквально на площади Сан-Марко, где нам подали очень недурственные пепперони, которые мы запили чуть ли не пятью заварничками с горячим чаем.
Красивые у вас фотографии ночной площади Сан-Марко получились! Мы ее видели затопленной почти по колено, в мутной серой завеси дождя все дни нашего там пребывания. Надо, видимо, вернуться! ;)
Как говорят, нет плохой погоды — есть плохая одежда. Но я с Вами полностью согласна: в «нелетных» условиях отдыхается не так весело. А то что надо возвращаться — это факт, во второй раз (а моему спутнику — в третий) все равно будет чем заняться. По поводу отеля: мне хотелось именно в Венеции, правда, вид на лагуну был совсем запредельный по цене. Но вот хотелось! Спасибо за Ваши комментарии, прочитала с удовольствием. Особенно про «фитили».
Мне импонирует, что вы «решились» на ночёвку непосредственно в Венеции, а не в бюджетных окрестностях. А также, что «отважились» преодолеть мост Академии и посмотреть на город с изнанки))
Никакого насилия над организмом в прогулке по не самым туристическим местам Венеции не было. Наоборот, днем, когда в центре было не пробиться от резвящихся европейских школьников и экскурсионных групп, спешащих за зонтиком гида, ноги так и поворачивали в противоположную сторону. А ночевка в Венеции была желанным пунктом, причем хотелось отель в классическом венецианском стиле. Что и получилось.
Внимание!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять
комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество
привилегий на сайте!
Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.
Комментарии (9)
RSS свернуть / развернутьSergey-CH
Читаю отчет и не сомневаюсь, что поездка удалась. Иначе вы не смогли бы про неё так замечательно рассказать. Несмотря ни на что.
begun12
Ryzhik
А вот на следующий день мы такой глупости, как пойти в ресторан, мы не совершили. Выпытали у местных жителей, куда ж они сами-то ходят?! Пошли в ту самую пиццерию и отъелись за прошлый день и на две недели вперед, пропитавшись любовью и тихой нежностью к вкуснейшей итальянской кухне! Порция вкуснейшей лазаньи насытила бы любого голодного, большая порция пасты, щедро сдобренная вкуснейшим соусом, восхитительный капрезе и огромная ароматная вкуснейшая пицца (напуганные вчерашним ужином, мы решили заказать ассортимент с запасом), запиваемая фризанте из потного кувшинчика — это просто неприлично вкусно было! Сын осилил еще какой-то десерт, но уже с огромным трудном. А чек, однако, оказался в полтора раза меньше предыдущего. Мы такими теплыми, умиротворенными и осоловевшими колобками катились к отелю, что чуть не задавили улитку, степенно переходившую тротуар в тусклом свете фонаря.
begun12
Ryzhik
Мы, кстати, жили не в самой Венеции, а в Местре. Так было бюджетнее, да и мы почему-то смутились мысли оставить машину на Транкетто и плюхать оттуда с чемоданами. Предпочли отельную парковку. Остановка автобуса до Венеции была у порога отеля, путь до Венеции занимал минут 15-20, интервал движения от 7 минут до 25 — расписание висело возле портье у нас в гостинице, билеты мы купили у него же. Было интересно покататься на их автобусах. :)
И ужинали мы «у себя» в Местре ;) А в Венеции поели только один раз. Нам дико не повезло с погодой — дождь лил по-Форестогамповски (слева, справа, сверху, а иногда и откуда-то снизу), мы замерзли и вымокли в первый день до невозможности — по джинсам как по фитилям вода добиралась до самого нижнего белья. Так что отогреться и обсушиться было заветной, но труднореализуемой мечтой — все кафешки были забиты. Удалось втиснуться только в заведение буквально на площади Сан-Марко, где нам подали очень недурственные пепперони, которые мы запили чуть ли не пятью заварничками с горячим чаем.
Красивые у вас фотографии ночной площади Сан-Марко получились! Мы ее видели затопленной почти по колено, в мутной серой завеси дождя все дни нашего там пребывания. Надо, видимо, вернуться! ;)
begun12
Ryzhik
Вам спасибо за интересный отчет! Читаю с первой части с удовольствием и интересом. Жду окончания!
puzzle
begun12
Внимание!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!
Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.