Внимание, черепаха! или Несвоевременные воспоминания о поездке по Турции / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!

Внимание, черепаха! или Несвоевременные воспоминания о поездке по Турции

Черепаха двигалась со свойственной ей скоростью и почти сливалась по цвету с асфальтом. Выпуклости на ее панцире по форме были похожи на щебенку в этом самом асфальте, но все равно она была заметным объектом на узкой дороге местного значения где-то недалеко от Мармариса.
Черепаху нельзя было объехать, не сфотографировавши: не так часто в нашей жизни встречаются стремительно перебегающие дорогу черепахи.
Тем более, в нашей среднерусской полосе, где четыре месяца – зима, и еще по два – предзимье и послезимье.

Тем более, что змею, переползавшую дорогу десятью минутами раньше, мы не захотели фотографировать. Не знаю, почему. Возможно, потому, что трансферный гид настоятельно не советовал соваться в горы по причине ядовитости этих самых змей.
Но – все по порядку. Стыдно признаваться на этом сайте заядлых автолюбителей-путешественников, но я не откажусь от недельного пляжного лежания с книжкой и ныряния где-нибудь в теплых водах. Конечно, если это не единственная поездка в году. А поскольку для моей работы предпочтительнее брать отпуск частями, но не больше, чем на 2 недели сразу, то и получается с новогодними праздниками 3-4 поездки в год. Поэтому одну из них смело можно отдать направлению массового бюджетного туризма. Например, Турции. Тем более что и там есть что посмотреть неравнодушному человеку (хотя лично я встречала людей, которые бросались фразами типа «В Милане нечего смотреть» и «Для Вены достаточно двух часов»; бог им судья – несчастные люди!).
Машину брали напрокат в отеле, договорились за один день до выезда. Выбор мужа, не помню, по каким причинам, остановился на маленьком тентованном Сузуки Джимни. Я его активно поддержала, во многом потому, что бело-голубая расцветка машины очччень соответствовала моей ветровочке!
Машину взяли на один день, планируя посетить Памуккале и Эфес. Вообще этот маршрут у местных гидов запланирован на два дня с ночевкой, но мы рассудили, что не будем зависеть от еще сорока экскурсантов, нас избавят от посещения сувенирных лавок с эксклюзивными изделиями и мы сэкономим лишний день и нервы.
В принципе, все так и вышло. Но в некоторых моментах случились «косяки». Вернее, не «косяки», а так, не совсем ожидаемое соответствовало имеющему место в действительности.
Во-первых, тент снять не решились по причине неимоверно палящего солнца. На трассе Денизли — Измир все выхлопные газы от грузовиков были наши. А когда стемнело, похолодало так, что я навертела поверх хваленой ветровки еще два махровых полотенца и все равно подпрыгивала (кстати, на довольно жестком сидении) от холода. Вывод: взяли бы что пообычней с климат-контролем – было бы комфортней. Хотя, конечно, не так экзотично и по-отпускному.
Во-вторых, наш «малыш» лопал бензин с аппетитом мужающего подростка: на топливо в день ушло чуть ли не 270 долларов (учитывая недетские цены на бензин в Турции, об этом не раз писалось и на этом сайте в том числе). Это в то время, как аренда на один день составила всего 70 долларов.
Вот и все нарекания, в принципе.
Остальное сложилось как нельзя лучше.
Итак, маршрут:
Мармарис – Денизли – Памуккале – Эфес – Мармарис.
Протяженность – около 600 км.
Длительность – 17 часов (8 утра – час ночи следующего дня).
Время — июнь 2010 г.

Ехали, в основном, по федеральным трассам. Лишь один раз свернули на дорогу местного значения, где нам и встретилась черепаха из начала рассказа. Местность была очень красивая, сосны, ручьи, приятные холмы и долины, деревеньки с минаретами. Проезжая через одну из них на малой скорости, поймали на себе несколько изумленные взгляды местных жителей, а играющие на обочине дети просто остолбенели и показывали на нас пальцами вслед. Мне, как заслуженному паникеру, такая популярность показалась не самой желаемой, поэтому мы вернулись на трассу, по которой как раз и двигались туристические автобусы.
По пути не отказали себе в удовольствии выпить чай/кофе в придорожном кафе – все было довольно чисто и прилично; из еды при себе был пикник, любезно выданный в отеле – его хватило на быстрый перекус почти до самого вечера.
До Денизли – крупного промышленного города — доехали довольно быстро – меньше чем за три часа (учитывая «быстроходность» нашего малыша). Сам город проехали по касательной, увидели только огромные торговые центры с ширпотребом на окраине. Останавливаться не захотелось. Остановились перед городом и не пожалели: с высоты открывался красивый вид на долину.

Несмотря на то, что мы ехали без навигатора, практически не ощущали неудобства. У нас было две карты: одну накануне купили в магазинчике для проработки маршрута, вторую дали в прокатной компании – она так и пролежала в бардачке. Указатели по пути нашего следования были очень внятные и удобные, промахнуться практически невозможно (вспоминаю первую поездку в Андорру через Барселону по бумажной карте — вот где был кошмар!).
Памуккале лежит километрах в 20 от Денизли. Повернули по указателю и практически сразу увидели ЕГО! На солнце издалека были видны белые террасы. На въезде в качестве сувенира и источника полезной информации за 10 долларов купили проспект на русском языке.
Что же мы узнали?
«Памуккале (в переводе – «хлопковая крепость») — один из известнейших природных памятников Турции. Этот уникальный комплекс минеральных источников, внесенный в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, представляет собой край древнего вулканического плато Кючюк-Чекелез, возвышающийся над долиной более чем на 100 метров. Многочисленные термальные источники (температура +30-45°С) с перенасыщенной бикарбонатами кальция водой сбегают со склонов десятками потоков, образуя за счет выпадения солей белоснежные травертиновые террасы».
Все истинная правда и все интернетовские фотографии соответствуют действительности. Но мне больше понравилось фотографировать с верхней точки, чтобы было видно лежащие внизу постройки.

Читаем дальше:
«Некогда рядом со склоном стоял город Лаодикия, основанный еще во II тысячелетии до новой эры, в 190 году до н. э. на его месте построили священный город Иераполис. Сейчас в этом городе в хорошем состоянии сохранились такие уникальные памятники, как восстановленный римский театр, живописная колоннада главной улицы, комплекс терм Клеопатры, храм Аполлона, святилище Плутона с небольшим гротом, за которым начинается пещера, заполненная ядовитыми газами, монументальные ворота арки Домициана».

Термы Клеопатры – действующие! Можно было на час заползти в теплую воду бассейна вместе с тремя десятками клеопатрствующих туристок всех национальностей, среди которых преобладали наши соотечественницы, но как-то не сложилось. Боялись не успеть в Эфес.

Фото на память – и вперед!
Отрезок пути от Денизли по направлению к Измиру, в отличие от первой части нашего путешествия, был не таким живописным: это сельскохозяйственный район, с множеством теплиц и возделанных полей, плоский и слегка пыльный. Как я уже говорила, мы ехали в самый солнцепек, глотая выхлопы. Но наше настроение резко улучшилось, когда в воздухе повис стойкий запах спелой клубники! А вокруг – сплошные теплицы! И вот мы дождались ближайшей торговой точки: в тени деревьев в каком-то поселке между ящиками и лотками с зеленью бегал юркий сморщенный человечек. Он стремительно обслуживал водителей остановившихся грузовиков: отсчитывал сдачу, вручал пакеты с покупками. На прощание помыл под струей воды из шланга огурцы и сунул их уже практически в окно отъезжающим. Пока мы думали, он быстро пришел на помощь, резкими движениями показал на весь имеющийся в наличии ассортимент, после чего ловко набрал нам пакет клубники. Я еще не успела подумать, где бы нам ее помыть, как он жестами озвучил мою мысль. После чего вымыл клубнику, пересыпал ее в сухой пакет, с сомнением посмотрел на мою белую майку и сунул покупку еще в один: дескать, береженого… Потом всучил еще один пакет: отрывать листики от клубники и складывать их в него, чтобы не мусорить. Сполоснул и нам по огурцу, салютнул рукой и побежал к следующим дальнобойщикам!
Надо ли говорить, что мы после непродолжительного обсуждения постановили считать воду из шланга абсолютно чистой, отвечающей всем санитарным нормам, а посему остаток пути до Эфеса в моей памяти связан с вкусом клубники. Ах, да, еще огурцов!
Мы очень переживали, нет — не получить пищевое отравление, а не успеть в древний город Эфес до закрытия. Успели — за час до официального окончания продажи билетов, но ходили там еще почти три часа, черпая информацию из купленного в кассе проспекта. В это время разъехались уже все туристические автобусы. Кроме нас там было несколько таких же одиночек (по-моему, англо-говорящих) и группа дисциплинированных китайцев. Это было здорово, потому что позднее, читая об Эфесе в Интернете, я видела на фотографиях буквально армию туристов. Конечно, всем хочется, но нам повезло: мы встретили сумерки почти в одиночестве среди этой античной красоты.

Если кратко о самой посещаемой достопримечательности Турции, то Эфес – это крупнейший на берегу Эгейского моря древний город. Он был таким уже в X веке до н. э. Город быстро развивался как порт и за счет торговли и был настолько богат, что даже не строил крепостных стен! Держался за счет непререкаемого авторитета. Именно здесь располагался когда-то сожженный Геростратом храм Артемиды – самой почитаемой богини этих мест. Уровень моря в те времена был на 57 метров выше современного. Путеводитель сообщает: «После землетрясения в III веке до н. э. море отступило, город и порт были перенесены на новое место, выше в гору (бывшая гавань превратилась в болото, которое и сейчас скрывает 80% древнего города), но море все мелело, и город стал быстро приходить в упадок (сегодня береговая черта проходит приблизительно в 10 км от руин). В 262 году н. э. город почти полностью разрушается во время набега готов и на долгие века попадает в забвение».
Что запомнилось особенно: наличие целых двух хорошо сохранившихся театров. Названия – Большой и Малый!

Единственная уцелевшая стена библиотеки – одной из самых богатых и знаменитых для своего времени.

Конечно, мы не избежали участи большинства туристов во всех античных городах – посетить древний общественный туалет, покрутить головами: «Вот ведь надо же, а в России до сих пор…» и т.д.

Но самый пронзительный момент был уже почти на закате, когда мы добрались до ровной, заросшей травой площадки, на которой были нагромождены каменные саркофаги… В какой-то момент начинаешь ощущать толщу веков над своей головой и думать обо всех этих людях.

Все, пора домой. В смысле, в отель.

Перед дорогой назад в Мармарис (а нам надо было проехать около 200 километров) мы заехали в ресторан поужинать. Я так понимаю, что днем там едят туристы из экскурсионных автобусов. Мы снова были одни, нам принесли, что еще осталось, а осталось на тот момент куриное филе с рисом и крепкий кофе. Распрощавшись и расплатившись, мы вышли усаживаться. Пока Андрей подправлял съехавший набекрень тент нашего белого красавца, человек пять из числа служащих этого ресторана, пригорюнившись и скрестив на груди руки, смотрели на нас с состраданием. Они что-то говорили и показывали на номера с регионом Мармарис. По-моему, им было нас жалко. Да, вид у нас был еще тот, с обгоревшими за день носами. Кто-то даже вышел помочь с тентом. Но мы не смогли на турецком объяснить, что 200 км для нас – это как от Москвы до дома, муж туда мотается каждую неделю, да и практика у нас такая существует – в театр какой-нибудь московский съездить – и назад, дома — в час ночи, утром — на работу. А вот если нет в городе нормального театра?!
В отель возвращались уже ночью. По дороге нас остановил полицейский патруль, но как только они увидели наши обгоревшие физиономии — сразу замахали: проезжай, проезжай! Спасибо!
Через пару дней встретили своего белого малыша на стоянке перед отелем – со все-таки содранным тентом! Обрадовались как родному:

А еще купили на местном рынке черешню и клубнику.
Нет, по дороге была вкусней!