Грандиозный автотур по Европе 2008. На автомобиле в Европу! / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!

Грандиозный автотур по Европе 2008. На автомобиле в Европу!

Начало здесь.

18 Август 2008 г.

Tellaro, Pisa, Lucca
Как мы и прeдполагали, к этому моменту нам уже захотелось на море. На этот случай у нас уже был готов план. Ближайшим к Милану очевидно является Лигурийское побережье. При выборе места для остановки мы руководствовались уже проверенной схемой: в атласе ищем красивые пляжи, а затем по кемпинговому атласу выбираем кемпинг в этом районе, отдавая предпочтение наиболее комфортным и тихим. Мы остановились в кемпинге Gianna в маленьком городке Tellaro. Место для палатки, которое нам предложили, сразу очень понравилось. Весь кемпинг располагался на террассах с оливковыми деревьями и с этого амфитеатра открывался вид на городок и море с близлежащими островками. На центральной аллее были обнаружены несколько инжиров, а что же может быть вкуснее свежепойманного инжира?!

Нашими соседями оказалась итальянская семья. Судя по всему, они здесь остановились на довольно длительный срок. Для них, как и для многих других европейцев, отдых в кемпинге — это что-то вроде выезда на дачу и дача получается весьма комфортная и в прекрасном природном окружении. Глава семьи сразу подошел с нами знакомиться и предложил молоток для забивания палаточных колышков — этого инструмента ещё не было в нашем наборе и Серёжа с трудом растягивал палатку. Тут мы вновь столкнулись с тем, что человек, совершенно не зная никикого другого языка, кроме своего родного итальянского, раговаривет с нами с полной уверенностью, что мы его понимаем. Мы действительно поняли основное содержание, и, как ни странно, в этом случае лучше всего отвечать по-русски. Конечно же, он не поймёт большинства слов, но уловит интонации, мимику и жесты, что у нас получается естественнее всего, когда мы разговариваем на своём родном языке.
Вечером он читал газету, сидя за столиком с маленькой чайной свечкой, и это в сочетании с видом на розовое от закатного солнца море создавало очень уютную атмосферу. Вообще, соседи в кемпинге не воспринимались как нечто раздражающее, все были очень приветливы и доброжелательны. Позже наш итальянец пришёл к нам хвастаться, что Италия опережает Россию в олимпиадном рейтинге по количеству медалей, показывая соответствующую таблицу в газете. Мы улыбнулись, пытаясь вспомнить наши другие спортивные достижения, но и последний футбольный чемпионат не принёс утешения. На следующий день Россия заработала ещё несколько медалей и вырвалась вперёд, но эту новость мы уже не успели с ним обсудить — нужно было двигаться дальше. На прощание мы искупались и полакомились инжиром.
18 августа было запланировано посещение Пизы. Наверное, наряду с Римским Колизеем, Пизанская башня — самая известная достопримечательность в Италии. Площадь Чудес, где расположена башня, собор и баптистерий, все построенные в едином стиле, действительно очень красива, массивные строения не кажутся тяжеловесными благодаря продуманной внешней отделке, но впечетление сильно омрачалось толпами желающих поддержать башню в кадре, а также чернокожих торговцев. Здесь мы поняли, что соблюдение сиесты — не просто ритуал, а жизненная необходимость. Дневной зной заставлял нас пробираться по теневым участкам, и узкие улочки казались очень удачным конструктивным решением — солнце сюда не попадает, по-видимому, никогда.

После небольшого привала на разъедение дыни мы направились в Лукку — город в Тоскане с сохранившимся средневековым центром. Особенность Лукки в том, что здесь сохранилась крепостная стена вокруг всего старого города, по верху которой проложена специальная прогулочная дорожка для пешеходов и велосипедистов. Так мы и сделали — взяли велосипеды напрокат и объехали весь город. Кольцо крепостной стены было особенно удобно — оно выполняло роль кольцевой дороги (4.2 км) и было расположено на возвышении, так что сюда можно было въехать и быстро увидеть следующий интересный объект. Была здесь и колокольня, на вершине которой разбит оливковый сад, и площадь Амфитеатра, где стены домов по периметру были построены с использованием стен древнеримского амфитеатра, фрагменты которых видны и сейчас, а сама площадь получилась идеально овальной.Вечером мы прибыли в очередной кемпинг, который находился на вершине одной из гор в окрестностях Флоренции. К сожалению, мы прибыли на место уже затемно, поэтому вечером не смогла оценить удачного расположения этого кемпинга, но утром мы увидели отличные панорамы, открывавшиеся сразу с двух сторон, которыми можно было наслаждаться в том числе и из плавательных бассейнов. На вершине было свежо и прохладно и незабываемый сосновый воздух.

19 Август 2008 г.

Флоренция
На этом этапе путешествия мы несколько расслабились и временно перестали вести дневник, но всё-таки попробуем восстановить хронологию событий. 19-го августа мы были во Флоренции. Здесь впечатления были не такими яркими и, скорее всего, тому виной была усталость, жара и обилие туристов. Собор и колокольня нас, конечно же, порадовали и вид с пьяцоллы Микеланджело был прекрасным, но в толпе в районе галереи Уфицци мы едва не потеряли друг друга. Мы целый день бродили по улицам, выпили кофе на площади Республики, но всё равно — впечатления не совпадали с ожиданиями. Всё-таки когда за короткий промежуток времени происходит слишком много различных событий и смен впечатлений, сознание не успевает их переваривать. Думаю, что замечательный город Флоренция пал жертвой именно этой печальной закономерности. Сделаем из этого организационные выводы :-)

20 Август 2008 г.

Campo Imperatore
В плане поездки был намечен горный поход. Рассмотрев как следует карту, мы выбрали самый высокий район Апеннин в горном массиве Гранд Сассо, что в самой середине итальянского сапожка, в регионе Абруццо, вблизи его столицы Аквиллы. В Аквиллу мы прибыли поздно вечером19 августа и остановились в гостинице «Фридрих II». В Абруццо и Апулии это имя часто встречается и в названии улиц, и замков — всё-таки достаточно уважаемый император Священной римской империи, родившийся именно в этой части Италии. Утром 20 августа мы со свежими силами поехали в Кампо Императоре. На высоте 2100 метров находится станция канатной дороги и горный отель, в котором скрывался осужденный Муссолини, до того как его не вывезли оттуда специальным самолётом Гитлера. Но, конечно же, не поэтому мы выбрали для прогулки именно это место. Здесь находится самая высокая вершина Апеннин — Корно Гранде (2912 м), на склонах которой расположен и самый южный в Европе ледник. Забраться на неё можно только с альпинистским снаряжением, но поблизости есть много других вполне доступных вершин. Заранее в Германии мы приобрели подробную карту этого горного региона с пешими тропинками. Вообще, в таких местах сложно заблудиться — целевая вершина, как правило, всё время находится перед глазами. По карте можно представить себе примерные расстояния и альтернативные подходы к вершине, хотя на практике тропинок оказывается всегда больше, чем в карте. Дорога к нашей вершине лежала по серии живописных хребтов, затем пришлось спуститься в долину и снова подняться на прежнюю высоту. По карте трудно было представить сложность этого маршрута, а для подъёма на нашу первоначальную цель требовалось вновь спуститься и подняться по довольно крутому склону не менее 300 метров ввысоту. Тогда мы приняли решение несколько сократить маршрут и подняться на другой пик, тропинка к которому как раз шла от той «седловой» точки, в которой мы остановились на привал. Было очень хорошо видно, что растительный мир склонов различался в зависимости о того, насколько солнечное и ветреное местоположение. Были даже маленькие снежные кляксы. В целом эти горы можно охарактеризовать, как «южные горы» с очень интересной растительностью. В Альпах на такой высоте уже были бы видны ледники, но здесь сухо и очень тепло. Помимо типичных камнеломок, крупок, молодил и альпийских колокольчиков, очень порадовали белоснежные горные маки, которые попались нам только на одном из склонов. Подъём на Pizzo Cefalino был очень интересным, на последнем этапе тропа, помеченная специальными мазками краски на камнях, заставила нас карабкаться вверх по довольно крутому склону — лично мне эта часть пути понравилась больше всего :-) Вид с вершины оправдал все силовые затраты. Обратно спускались другим путём и возвращались к Кампо Императоре более простой тропинкой, идущей не по хребтам, а по склонам, с небольшими перепадами. Бежалось весело и легко, с мыслями о прекрасно проведённом дне и машине с сочной дыней, ожидающей нас на парковке. :-)

Спуск в долину по автомобильной дороге тоже очень живописен, иногда было похоже на Крым.

21 Август 2008 г.

Ческое море, полуостров Гаргано, бухта Манакоре
До сих пор мы неуклонно следовали первоначальному плану нашего путешествия, но вечером 20 августа нужно было принимать ключевое решение, от которого зависел дальнейший маршрут. Напомню, что мы никогда раньше не путешествовали в таком режиме, а потому не представляли, как это будет ощущаться в действительности. Опыт предыдущих дней показал, что частая смена отелей и кемпингов переносится тяжело, а осмотр городов в жару превращается в мучения. Согласно первоначальному плану, мы собирались достичь носка итальянского сапога и даже переправиться на Сицилию, чтобы взобраться на Этну. Одним из решений этой логистической проблемы была бы 4-х дневная остановка на берегу Ионического моря (подошва сапога)с последующими радиальными поездками. В этом случае получалось несколько длинных переездов и это могло быть утомительно. С тяжелым сердцем мы отказались от Сицилии, утешая себя тем, что она достойна более пристального внимания, а значит отдельного более длительного посещения. Было решено провести 4 полных дня на побережье Адриатического моря, на полуострове Гаргано, на котором, согласно картам и путеводителям, были отличные пляжи и интересный горный ландшафт. В этом случае время, которое нам предстояло провести в пути, несколько сокращалось.
На побережье Гаргано было очень много кемпингов, но на месте обнаружилось, что первый же намеченный нами по справочнику комфортабельный кемпинг, а точнее окружающие его горные склоны очень сильно пострадали от недавнего пожара — на выгоревшие сосновые рощи национального парка было больно смотреть. Мы стали объезжать бухты в надежде всё-таки найти уютное место. На подъезде к бухте Манакоре заросли зеленых пиний нас порадовали вновь. Это был третий обследованный нами кемпинг и мы решили здесь остаться, тем более, что нам удалось найти место под палатку, которое практически в течение всего дня находилось в тени этих самых сосен.
Итак, 21 августа было ознаменовано переездом к морю, замечательным обедом в прибрежном ресторане (здесь был самый вкусный тирамису!) и ночным купанием (пока мы ставили палатки, пока разбирали вещи ...).

22 Август 2008 г.

Гора Святого Ангела
Теперь мы живём у самого синего моря :-) в кемпинге Internazionale Manacore. Как я уже рассказывала, место у нас очень удачное — в тени зонтичных сосен (они же «пинии», очень популярное на юге Италии хвойное), до моря метров 70. Можно было расположиться и у самого пляжа, но там шум моря и проблемы с тенью. Около 8 утра солнце находтся низко над горизонтом и всё-таки попадает в окно нашей палатки, становится жарковато и нужно вставать. Соседи итальянцы тоже просыпаются и готовят свой традиционный утренний кофе. Ещё здесь есть немцы, и, видимо, их бывает довольно много, потому что весь персонал говорит по-немецки (но не по-английски). В это время на пляже ещё никого нет и можно искупаться и побегать по песку практически в полном одиночестве. Пляж песчаный, что немного неинтересно для тех, кто любит нырять, но зато очень комфортно — можно с разбегу бросаться в воду и чувствовать себя ребенком. Границы бухты обозначены двумя скальными мысами, на каждом из которых возвышаются рыболовные приспособления сложной конструкции. Вчера в темноте они казались мне похожими на мачты кораблей. И тут же в кемпинге продают свежую рыбу, мы покупаем крупных креветок и жарим их на завтрак. Это очень просто — нужен только лимон, выжимаем сок на жарящиеся креветки и несколько ломтиков бросаем в сковороду, немного соли, около 3 минут с каждой стороны и блюдо мечты готово. Пробовали добавлять розмарин — лишнее, только лимон и больше ничего. А потом — снова к морю. Даже если уже накупаешься и не хочется загорать, нет ничего приятнее, чем просто подремать в шезлонге в тени, но всё равно рядом с морем.

В этот день мы собирались осмотреть главную достопримечательность региона — гору Святого Ангела, но, в силу вышеизложенных причин :-), выехали довольно поздно. Место это известно тем, что здесь было явление Архангела Михаила, который повелел возвести храм в его честь на месте старого языческого алтаря, находившегося в пещере. С тех пор здесь произошло ещё мног чудес, связанных с именем San Michele. Над пещерой возвели базилику, или так называемый «сантуарий» — это целый комплекс для паломников. Замечательно выглядит скальный алтарь и знаменитые серебряные двери дамасских мастеров перед входом в саму пещеру.

Рядом находятся руины одного из замков Фридриха. Городок очень милый, со множеством узких улиц и лестниц, повторяющих рельеф горной вершины и склонов. С наступлением сумерек и окончанием сиесты они стали наполняться местными жителями. Мужчины и женщины сидели вдоль крупных улиц, или неторопливо прогуливались по ней, иногда молча, видимо просто испытывая потребность в обществе. Одеты все были нарядно. Магазины открывались и город становился всё более оживлённым. Это наблюдение оказалось верным и для других городов, которые мы видели — вся жизнь только после сиесты.
Вернулись мы уже довольно поздно, поужинать в горах не успели, но в кемпинге нас ждал хороший ресторан и пицца из дровяной печи.

23 Август 2008 г.

Бари — город Николая Чудотворца
Бари с самого начала был в плане нашей поездки и в итоге стал самой южной точкой Италии в нашем путешествии. Этот город известен прежде всего тем, что в нём покоятся мощи Святого Николая Чудотворца, «спасенные» в своё время из Миры (ныне разрушенный город на побережье Турции). Я всё это время находилась под впечатлением, от прочитанной книги Генри Мортона «От Римо до Сицилии», в которой английский журналист в особом стиле пишет о своём путешествии по югу Италии в 1969 году, рассказывая о многих исторических событиях, связанных с этими местами. Не скрою, что иногда он бывает немного язвительным, особенно это касается рассказов о том, как итальянцы выкрали очередные мощи, но во свём остальном его впечатления были очень красочны и интересны. От него я узнала, что в Бари и в его окрестностях очень много уголков, напоминающих некоторые места в Англии, что явилось следствием норманнского завоевания Апулии. Но есть и некоторые отличия: «Где, например, в Англии вы увидите колонны, покоящиеся на спинах слонов?» ( о кафедральном соборе Бари). Базилика Святого Николая — тоже массивный норманнский храми мощи святого Николая находятся в красивой крипте этой базилики. На площади перед этим храмом установили статую Николая работы Церетели, её подарил городу Путин во время визита в 2003 году. Итальянские паломники радостно фотографировались рядом с ней.
Приехали в город мы в самом начале сиесты, а потому оказались перед закрытыми дверями всех храмов. В ожидании 16 часов мы бродили по улочкам старого города, которые старательные жительницы мыли также тщательно, как и пол в своих домах. Поэтому центр Бари очень скоро стал у нас ассоциироваться с запахом моющих средств — развешенное для просушки бельё тоже этому способствовало.

С помощью навигатора мы также нашли русскую церковь Николая Чудотворца, куда мы пришли незадолго до начала службы. В храме есть специальная Барградская икона Николая Чудотворца и несколько грузинских икон. Видимо здесь, как и во многих православных церквях Европы, много прихожан из Грузии.

На обратном пути мы заехали в Трани, где я мечтала увидеть ещё один норманнский собор, расположенный у самого берега моря, которым также очень восхищался Мортон. Мы как раз успели к закату и стали свидетелями красивейшего вида этого собора.
В кемпинг мы вновь вернулись довольно поздно, но пиццерия ещё работала :-)

24 Август 2008 г.

Умбрийский лес
Практически все дороги на полуострове Гаргано ведут через национальный парк «Умбрийский лес» и мы за прошедшие несколько дней успели неоднократно его изучить и под полуденным солнцем и в предполуночной тьме, где на каждом повороте горного серпантина в свете фар перед нами представалиособенно загадочные дубы и буки, а иногда дорогу перебегали хорьки и даже лисенок. Очень захотелось посмотреть на этот лес изнутри, тем более, что он представлялся идеальным убежищем от жары во время сиесты — здесь тень и высота около 800 метров даёт о себе знать. Накануне мы приметили офис парка, заглянули, убедились, что есть прокат велосипедов и приобрели карту с маршрутами. 24 августа мы приехали к этому офису пораньше, так как уже успели заметить, что этот парк довольно популярен среди местных жителей, которые активно используют все специальные площадки для пикников. Выбрав себе велосипеды, мы наметили по карте самый длинный кольцевой маршрут — около 30 км. Буковый лес, усыпанный опавшей листвой, сквозь которую пробивались сиреневые цикломены, а также дубовые и сосновые области со сложным рельефом выглядели действительно здорово. «Я увидел южную оконечность огромного леса Умбра, последнего остатка первобытного леса, некогда покрывавшего Апулию. В жаркй летний день огромные дубы и буки замирали в молчании, прерываемом лишь редким для Италии звуками — пением птиц. Это была разновидность лесной местности, которую некогда завоевали норманны. Она совершенно не похожа на лысые очертания сегодняшней Апулии. В этих лесах водилась дичь, на которую охотились собаки и ястребы Фридриха II.» Дорога преимущественно шла под гору, и этот «down-hill» вполне можно было предвидеть, так как на схеме были обозначены высоты и внутренний голос говорил мне, что это не к добру, но колёса неслись вниз сами собой, временами приходилось ехать по очень крутым сыпучим склонам. Отличные пейзажи, мелькавшие перед шлазами во время этих спусков не оставляли сомнений в правильности выбора маршрута. Но час расплаты всё-таки настал — мы преодолели почти 600 метров по высоте и возвращение к парковке и пункту сдачи велосипедов уже совершенно очевидно грозило эквивалентным подъёмом. Подъёму по пересеченной местности мы предпочли автомобильную асфальтированную дорогу, что, однако, было не намного легче. Этот опыт «up-hill'a» был незабываемым и очень полезным, как стало понятно позднее. Последние километры мы преодолевали уже пешком, наблюдая за тем, как на пикниковых местах местные «справляют» сиесту — спят в спальниках прямо на земле около своих мангалов, всё-таки без сиесты они не могут обходиться. Около офиса были ещё вольеры с оленями и другими местными животными. Ещё было небольшое симпатичное озеро.
Уставшие, но довольные мы вернулись в кемпинг и радостно поужинали, отвдав среди прочего все сорта Моцареллы, которое предлагало меню местного ресторанчика.

25 Август 2008 г.

Салат с осьминогами
По плану нам нужно было направляться в сторону Рима, но так как стиль нашей поездки предполагал возможность свободного выбора в зависимости от обстоятельств, мы прислушались к своим ощущениям и предпочли ещё один день отдыха на море. Утром мы купили на рынке крупных креветок и осьминогов, попутно расспросив хозяина-рыбака, как их лучше готовить. Он рассказал по-немецки, что их нужно варить 30 минут с добавлением лимона, без соли (!) а потом приправить по вкусу лимонным соком, оливковым маслом, чесноком и луком. Мы решили сделать салат, аналогично салату с кальмарами, который мы часто делали дома в Москве. Для этого мы обжарили картофель с луком и болгарским перцем. а сварившихся осьминогов почистили (шкурка легко удалялась под струёй воды, как у кальмаров) и порезали на отдельные щупальца. Заправили, согласно рецепту рыбака. Получилось очень вкусно! Голова осьминога по вкусу похожа на кальмаров, а щупальца больше напоминают мясо крабов или лобстеров. Да, ещё на горе Святого Ангела мы купили белого вина специально для рыбных блюд и оно нам, конечно же, пригодилось.

31 Август 2008 г.

26-31 августа
К сожалению, красочно закончить наше повествование так и не получилось, поэтому вкратце расскажем о том, что после того как мы покинули Адриатическое побережье, мы посетили Рим и провели в этом городе два незабываемых дня. Кстати в Риме, припарковавшись на площади Европы мы получили наш первый штраф… за неоплаченную парковку. Не подумайте, что мы намеренно нарушили правила — просто оба паркомата на этой стоянке оказались неисправны, и получить заветный талон было просто невозможно! Вернувшись поздно вечером к нашей машине мы обнаружили под стеклом конверт и квитанцию. Впрочем, такие же квитанции лежали под стеклом каждой машины :) После Рима мы еще на полдня навестили Венецию, где уже бывали раньше. Самые яркие фотографии этих дней можно посмотреть в нашем фотоальбоме. Утром 30 августа мы отвезли наших друзей в аэропорт Венеции, а сами двинулись в дорогу по уже привычному маршруту: Италия — Австрия — Украина — Беларусь — Москва

Финансовый отчет за всю поездку приводить не станем, т.к. часть расходов идет из рассчета на двоих, часть на четверых.
Приведем только Итальянскую часть с 15.08 по 29.08 в расчете на четверых:

Питание, включая кафе и рестораны: 776 евро
Музеи и экскурсии: 306 евро
Пробег по Италии: около 3500км

Итого: 52 евро на человека в день.
Данные расходы не включают персональных трат (подарки, сувениры, шоппинг)