Дагестан и не только. Сентябрь 2022. Часть IV. Сулакский коньон. Завершение дагестанской части поездки. / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!


Авторизация

Зарегистрироваться

Войти или Зарегистрироваться        Мобильная версия

Дагестан и не только. Сентябрь 2022. Часть IV. Сулакский коньон. Завершение дагестанской части поездки.


10 сентября. Гуниб – кфх Родник. 178 км.
Жалко уезжать, но впереди еще много интересного. И опять очередные игры в пятки с солнцем.


Вроде утро погожее, затеплилась надежда на ясный день. Через полчаса всё опять закрылось облаками, больше смахивающими на тучи. Небольшой выход на прощание с воротами Шамиля и в путь.




Чуть задержались на центральной площади. Сегодня суббота, тут организовался рынок, но даже моя любительница спонтанных покупок ненужных вещей ничего интересного на нем не обнаружила.
В планах переезд на ночлег над Сулакским каньоном с остановками в фотогеничных местах. Первым по маршруту идет Ирганайское водохранилище, образованное в результате строительства одноимённой Ирганайской ГЭС, что входит в каскад станций на реке Аварское Койсу, являясь его нижней ступенью. И вроде бы все хорошо. И горы на том берегу и качельки для фотографирования, но непогода портит впечатление. Водная гладь не переливается лазурью и сразу заметно огорчительное отсутствие зелени по берегам. Свои мильон фотографий мы конечно сделали, но особого восторга при этом не испытали. Фото на артобъекте стоит в районе пятидесяти рублей.



Дальше по маршруту и по течению идет Чиркейское водохранилище на реке Сулак. Посмотрел на карту, а там Андийское Койсу сливается с Аварским Койсу, а дальше ррраз и уже Сулак. Кстати койсу с тюркского буквально – овечья вода. Но прежде мы уходим от воды в горы. Вот где красиво стало.


Какие-то нереальные тирамисушные очертания вершин. Увы, очень скоро прикрылись фатой облаков.


Ну и мы едем дальше и подъезжаем к гимринскому автодорожному тоннелю. Он самый длинный в России – 4303м. Перед таким длинным перегоном сквозь скалы внимательные дорожники позаботились и о местах общего пользования. Но что-то пошло не так. За неделю поездки по республике я отвык от мысли, что туалет на дороге может быть непригляден и еще издалека неуловимыми флюидами давать знать о своем присутствии.
За тоннелем дорогу словно подменили. И горы перестали быть живописными и погода испортилась окончательно. Просто стало пасмурно. Ожидаем дождик. Уже в который раз за время отпуска.
Чиркейское водохранилище какими-то сногсшибательными видами тоже не порадовало. Все тормозят возле площадок, где уже раскинулся микрорынок и по берегу стоят несколько фотокачелек-скамеек за небольшую сумму. Сверкающую на солнце водную гладь остается рисовать в воображении.




Почти не надеясь на что-то удивительное и поругивая себя за потерю времени, свернули с дороги у очередного скопления машин. Оказалось – не зря. Пара сотен метров от стоянки и мы выбрались на раскритикованную в инете смотровую – тещин язык (она же язык тролля). Такой вот замечательный скальный выступ над ущельем, на котором даже в безопасном отдалении от пропасти стоять немного боязно из-за приличной силы ветра. Тут уже за плотиной начинается каньон.

И народ кругом снуёт, того и гляди пихнет локотком.
Особо рисковые идут на самый край этого самого языка, вызывая у наблюдающих искренний испуг и сомнения в умственных способностях фотомодели. В итоге и я не удержался, заставив Свету привлечь внимание общественности громкими и не всегда приличными замечаниями в мой адрес, а заодно прикинуть, как ей потом рулить в одиночестве до дома.


Оказалось, смотреть гораздо страшнее, чем там находиться. С одной стороны языка действительно отвесная стена, а вот с другой вполне себе покатый склон, вызывающий ложное ощущение безопасности. А в это время внизу видна темносиняя лента реки с прогулочными катерами. По идее, мы там завтра тоже должны оказаться, причем в идеале в солнечную погоду.

Предполагается, что лучшие виды на каньон в Дубках. Собственно, туда все и едут. Какими-то проулками, пропуская в особо узких местах встречные машины, мы вываливаемся к стоянке у самой посещаемой смотровой. Тут и площадки оборудованные и очередной рынок разнообразных сувениров. Постоянно подходят люди с предложениями прокатиться на катере по каньону, уверяя, что тут конечно холодно и ветер, но внизу ярко светит солнце, голубеет небо и жара, причем всё это за полцены. Мы не введемся и упрямо надеемся на завтрашний день.
Места хватает всем. Перила на краю совсем не являются чем-то необходимым. Народ прогуливается вдоль обрыва, находя интересные для себя ракурсы.



Не забываем, что это самый глубокий каньон Европы. 1920 метров. На 63 метра глубже американского грандканьона и более, чем на полкилометра превосходит глубину черногорского на реке Тара. Отсюда по-прежнему можно увидеть Чиркейское водохранилище, которое, стоило нам оттуда уехать, тут же включило себе солнечный свет.


Погода – она такая. Пытается спутать все карты. Даже чай в термосе пригодился. Поблизости есть еще доступные смотровые точки, но мы легких путей не ищем. Ева по координатам привела нас к бетонным блокам поперек дороги, с возможностью их объезда через серьезную канаву. Под руководством вышедшего из машины штурмана, слегка цепанув днищем, в миллиметрах от деревьев и арматуры мы проникли за ограждение. А дальше никого. Очередной и самый шикарный в Дубках вид к нашим услугам.




И мы тут совершенно одни, только очень сильно вдалеке на горке виднеется какой-то внедорожник.
Перелезать через канаву еще раз мне очень не хотелось. Повинуясь внутреннему чутью и отбросив в пропасть чувство самосохранения (в случае фиаско меня бы не пощадили), я, вопреки указаниям навигаторов (а они в два голоса пытались направить меня на ложный путь), двинул дальше по колее в траве. Минуты через три мы выскочили к трассе. Пришлось запрыгнуть на приличный бруствер, но сорику это не проблема. Все выдохнули, навигаторы пересчитали время, я милостиво прощен до очередного косяка. А его ждать недолго. Скоро будет.
Но сперва Главрыба. Тут всё начиналось с разведения форели, но как-то разрослось и превратилось в приличное место отдыха. Время как раз к позднему обеду. На входе есть общепит с подносами, где тебе могут предложить достаточно много вкусностей, но основные изыски дальше в ресторане. Одна из дорожек к нему ведет вдоль речки, где лихо гоняют очередные суденышки, но это уже не прогулка по каньону, здесь своя небольшая акватория.
А в ресторан нас поначалу пускать не захотели. Занято всё, как в зале, так и на веранде. Прогнозное ожидание порядка полутора-двух часов. И пока мы эту информацию переваривали, тут же нашелся свободный столик. Заказана форелька в различных вариантах и совершен вояж к машине за аккуратно налитым в лояльные бутылочки спиртным. Не прокатило. Нас быстро раскусили и предельно деликатно попросили не злоупотреблять.
Вкусная рыбка. Ну и недешево конечно, но вполне вменяемо.
Здесь и переночевать можно, но сами домики за небольшим штакетником стоят среди гуляющих. Неуютно.
Наш ночлег дальше. Неведомое кфх (крестьянское фермерское хозяйство) Родник. Перебираемся через Сулак и прощаемся с хорошей дорогой. Сперва еще нормальный асфальт, но это ненадолго. Повинуясь дорожным указателям и нашим навигаторам, мы съезжаем на грунтовку. И не сказать чтоб плохую, но погода не угомонилась и внезапно приподнесла сюрприз. Заморосил дождь и резко сгустился туман.

Ощутимо потемнело. Дорога превратилась в пару метров расплывчатой скользящей колеи с глубокими (как стало казаться) обрывами по краям. Малыш раз пять приготовилась к прыжку в неминуемую пропасть и раз десять к столкновению с чем-то большим и пока еще невидимым на дороге. Несколько раз сбоку возникали наезженные пути, ведущие неведомо откуда и уж абсолютно непонятно куда. Ну и мы просто куда-то движемся по приборам, не имея какого-либо видимого ориентира. Вокруг просто темное молоко. В какой-то момент навигаторы решили, что мы у цели. По нынешнему обзору здесь может быть всё что угодно – не видно ни зги.
Слабый отсвет источника света намекнул на близкое жилье. Мимо прошуршала какая-то живность, похожая на собаку. Будем выяснять обстановку.
И оказалось, что мы по адресу. Нашелся организатор заселения. Мы аккуратненько подъехали к нашему домику, где вопреки описанию оказался еще и санузел внутри. И камин. Романтика. Только дров еще нет.
Домик наш на отдалении. Спасение замерзающих – дело рук самих замерзающих. Наскоро переобувшись (вот и сапоги пригодились), я отправился в туманные сумерки. Два шага за порог и дом растаял. Моя цель – неясное свечение впереди. В тумане возле света я натолкнулся на свежеприехавшую группу туристов из минивэна, бросившихся на меня с радостными приветственными возгласами. Наивные. Они думали, что я тут что-то решаю. Освещенное окошко ближайшего строения выдало распорядителей здешних мест. Там посиделки. Причем (допускаю, что мне привиделось) со спиртным, что меня крайне удивило, вроде не приветствуется в республике алкоголь. В компании оказался старший, который уверенно пообещал дрова в ближайшие минуты, а на вопрос о завтраке и вообще о кафе махнул в сторону темноты, указав таким образом направление.
Очень скоро я засомневался в верности пути. Из клочьев тумана стали выплывать деревья, и через пару шагов я оказался в непроходимой чаще, как сперва подумалось. Упрямство сыграло добрую шутку, еще немного и я выбрел на нужную полянку. С завтраком всё прояснилось, но отнюдь не с погодой. Обратный путь не менее дремуч. Понятия не имею, как местные барышни из кафе домой пойдут.
А дров дома по-прежнему нет. Насупленная Зайка глядит волком. Я отправляюсь во второй дровяной поход. В окошки строений видно, что остальные уже разместились. Где-то гитара, где-то отдых за чтением, всё это под уютно горящий огонь камина.
Конечно всё срослось, как надо. И дрова появились. Домик наполнился теплом и потрескиванием. Нашлись свечи.

Даже гитара была расчехлена. Шарман. Предвкушаем солнечное утро.
11сентября. кфх Родник – озеро Кезеной-Ам. 173 км.
Еще из дома при бронировании этого жилья мне настоятельно рекомендовали встретить рассвет над Сулаком. Ведь тут лучшая смотровая каньона, Дубки отдыхают. Вчера оценить прелесть обзора не получилось. В районе шести выглянули в окно – туманище кажется осязаемым. Есть смысл еще подремать.
Перед выходом на завтрак я вышел на пробный променад. Ощущение, что вокруг стадо коров, но их не видно, изредка мелькают части животинок и снова попадают в кромешной белизне.
Возле основных домиков повстречал раннюю туристическую пташку. Ребята сходили на рассвет к каньону. Бессмысленная прогулка. Выяснилось, что вчера уже в ночи кто-то сюда на такси добрался. Вероятно наощупь.
Но я тоже к обрыву. Вчерашняя лесная тропа уже не столь дремуча и практически прозрачна.

На поле и в лесу кажется, что штиль, а вот если подойти к краю пропасти, то видно, что откуда-то снизу с невероятной скоростью несутся белые клочья тумана и ощутимо веет сыростью.
Ввиду невидимости принято твердое решение ехать отсюда сразу после завтрака по сути несолоно хлебавши. Грусть от непогоды была слегка развеяна приветливостью местных поварих. Мало того, неожиданно удачно удалось договориться насчет урбеча. Это вкусное и полезной лакомство было в малом количестве приобретено на рынке в Дербенте. Вчера мы встретили его на смотровой в Дубках по вменяемой цене, но деньги в машине оставались. Даже думали сделать специально сегодня крюк туда. А тут, можно сказать, из первых рук и очень недорого, только надо по дороге в какое-то селение заскочить.
Прогулка на катере вероятнее всего отменяется, а так цена 8 тысяч за судно. Есть еще желающая пара, так что выходит по 4 с семьи. Соседи за завтраком рассказали, что с Дубков или с Главрыбы возят за 9-10 тысяч. Они вчера вечером в дождь катались и даже такие покатушки им понравились.
И вот тут вдруг погодная удача повернулась к нам слегка вполоборота. Кто-то из пытающихся разглядеть полоску воды вдруг издал радостный клич, и мы устремились на край площадки.

Сквозь белизну стали проявляться очертания противоположного склона и, о чудо, темной ленты Сулака.


Кажется запас белого вещества снизу закончился. Предметы приобрели резкость. Стало возможным разглядеть что-то дальше, чем на расстоянии вытянутой руки. Поездка на катере снова приобрела статус актуальной. Быстро договорились. Взяли полчаса на сборы и совместно с другой парой погрузились в Ниву, что домчит нас до причала.
Сумма за катание включает в себя и доставку, а это немаловажно, каменистый грунтовый серпантин не манит испытывать собственный автомобиль, каким бы внедорожным он себя не мнил.
Да, туман развеялся, но солнышка это не прибавило. Всё равно пасмурно. И тем не менее поездка удалась. Где-то лихо лавируя, где-то неспешно мы продвигались по чистейшей темносиней воде в сторону чиркейской плотины.





Ближе к концу маршрута появились водопады. Сперва просто как множество стекающих струй (какие-то там очередные чьи-то слезы), а потом и небольшие, но полноценные ниспадающие ручьи.






Наш капитан давал возможность и пофотографировать и пофотографироваться. Показалось, что мы сегодня первые. Перед нами не было никого замечено, а вот в нашем кильватере трепыхается несколько аналогичных катеров.

Из живности были замечены орлы и их добыча – небольшое стадо горных коз на отвесном склоне. Удивительная способность копытных лазить по скалам. Наши провожатые сказали, что всё-таки они порой срываются.
Речной круиз совершенно переменил настроение. Само местечко, показавшееся в тумане непригодным для жилья и отдыха преобразилось, обрело очарование сельского быта и свежесть живой природы.
Прощальный взгляд на Сулак сверху и мы уезжаем из Дагестана.

Переезд на берег чеченского озера Кезеной-Ам. Вчерашняя сумеречная дорога сменила наряд. Мерещившиеся Свете обрывы чудесным образом трансформировались в альпийские луга. Вокруг зеленеет трава, пасется живность, на небе даже заголубели прорехи меж туч. Да вообще все вскоре засияло. Понятное дело, мы же отсюда уезжаем.
Заезд в поселок за урбечем обернулся приобретением шикарного чуду (а нам везде вкусные попадались, разница была лишь в степени нашей голодности). Постепенно выбрались из полей на асфальт, чему откровенно противились оба навигатора. Горы пропали, езда стала не слишком интересной. Из замеченного обратили на себя внимание школьники. Предельно аккуратные, а девочки еще и с красными (почему-то) платками.
Хасавюрт встретил нас немыслимой пробкой. Еле двигаемся. Наглохитрые обходят по правой полосе, которая вроде на поворот, и встраиваются впереди, добавляя масла в котел нашего негодования от непредвиденной задержки. Множество попрошаек цыганского вида требуют к себе внимания. И видно, что им перепадает какая-то денежка от водителей. Проблема оказалась в нелепейшей аварии на медленной дороге. Наша полоса перекрыта, мы объезжаем по встречке, а та вообще глухо стоит.
Без каких-то особых проверок переместились из Дагестана в Чечню, кстати, потом по пути к озеру мы еще раз попали в Дагестан и снова в Чечню, есть там участок. Ушли наконец с трассы и вроде бы пошли в горы, но что-то никак они не начнутся, зато к нам вернулись тучи-облака. Эту опцию в отпуск мы не заказывали, пришла к нам огорчительным бонусом. Всё солнце осталось в Хасавюрте.
Ближе к серпантинам пропускной пункт, наверно как раз заезд в Дагестан. Веселый страж порядка пытался уверить Свету, что не далее как в прошлом году я здесь с другой барышней проезжал. Дальше началась красивейшая горная дорога ведущая куда-то в очередную тучу.
Естественно мы в неё въехали. Окружающая красота скрылась за плотной белой завесой. Из ниоткуда возникают резкие повороты. Уже начали расстраиваться, как на одном из поворотом появилось белое пятно солнца. Сперва это был просто свет сквозь дымку, а потом мы вдруг выскочили из тучи и оказались в другой реальности с синющим небом, ярким солнцем и зелеными лугами на склонах гор. Под нами между горными вершинами ватой клубится преодоленная туча. Вершины походят на острова в море. Такого мне еще видеть не доводилось. Останавливаемся на каждом повороте, рискуя добраться до озера уже в темноте.




Но нет. Минуем родник на перевале с говорящим названием Харами «запретное».

По легенде, многие годы между чеченцами и андийцами (небольшой дагестанский этнос) шла непрекращающаяся борьба за этот участок хребта. Собрали даже специальный Совет, где были представители обоих народов. Долго обсуждали, но к примирению так и не пришли. В итоге, объявили гору «запретной» — «хьарам» и, следовательно, ничейной.
И вот она перед нами – жемчужина Чечни. Синее чистое озеро. Каким-то образом относится к бассейну реки Сулак. У водоема много имен: чеченские Кезеной-Ам и Эйзен-Ам, аварское Ретло, русские Большое Форелевое и попросту Голубое, ну а иносказательно — и вовсе Три Лепестка за характерную форму.


Есть и легенда. Кезеноем или Эйзеном назывался стоявший здесь аул, где жили богатые, жадные, чёрствые люди, золото любившие больше, чем бога. И когда пришёл к ним странник, искавший кров, кезенойцы не захотели приводить в свой дом оборванца и даже спускали на него собак. В итоге странник переночевал у нищей вдовы на околице, а как только ушёл — невесть откуда поднялась вода и поглотила всё село, кроме её дома.
И легенда недалека от научных сведений о происхождении. Давным-давно мощный обвал, результат землетрясения, запрудил речки Харсум и Кауха и появилось это чудо глубиной до 72 метров. Никаких речек из Кезеноя не вытекает, вода из него просачивается вниз по трещинам. Ходят слухи, будто меченая учёными рыба позже обнаруживалась в Каспийском море. Но это вряд ли: рыба здесь представлена эндемичным видом форели. С треснувшим дном связывают и хорошо заметную белую «ватерлинию» — в последние годы Кезеной-Ам сильно мелеет, хотя учёные и утверждают, что это нормально и в прошлом его уровень колебался на 8-10 метров.
Хоть мы и приехали по-светлому, но дело к вечеру, солнце ушло за горы. Бронирование жилья здесь выглядело наиболее невнятно. Предоплату не взяли, подтверждения не прислали, просто сказали по телефону, что всё хорошо. А оказалось, что и правда — всё хорошо. Отличный номер с видом на озеро за три тысячи и с завтраком.
Вечерняя предужинная прогулка закончилась неожиданной встречей с группой молодежи, вывалившейся откуда-то прямо из лесных зарослей на склоне уходящей ввысь горы. Какая-то тропка туда уходит. Ребята посулили красивые виды и крайне тяжелый спуск. Хотя какие там могут быть виды сквозь непролазную чащу.
Наконец добрались до местного шашлыка. Вкуснятина.

Часть I. Москва — Махачкала через Калмыкию.
Часть II. Дербент и окрестности.
Часть III. Кто не был в Гунибе, тот не был в Дагестане.
Часть IV. Сулакский коньон. Завершение дагестанской части поездки.
Часть V. Из Чечни в Северную Осетию сквозь Ингушетию.
Часть VI. Финишный взлет на Эльбрус, выход к Терсколу и спокойный Пятигорск.

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.