Часть 2
День одиннадцатый, 17 июня
Направляемся в район Пизы. Решили остановиться на побережье севернее города, чтобы провести последние дни в Италии на море.
Поехали по бесплатной дороге, которая шла вдоль западного побережья Апеннинского полуострова.
Иногда дорога проходила по тоннелям сквозь прибрежные скалы. Небольшой участок нашего пути мы проехали по римской кольцевой автодороге.
Миновав Ливорно и Пизу, мы поехали вдоль непрерывного ряда прибрежных кемпингов, который растянулся на двадцать километров. Такого мы еще не видели. Мы полчаса ехали мимо этого ряда с разрешенной скоростью 50 км/ч. Казалось, ему не будет конца. Кемпинги эти в основном трехзвездочные и предлагают отдых в бунгало только на неделю, с субботы до субботы. Наверное, есть спрос именно на такой отдых.
Двигаясь в течение дня с юга на север, мы видели по компьютеру автомобиля, что температура воздуха за бортом постоянно понижается. И когда мы доехали до места, а проехали мы за день 549 км, температура воздуха была 17оС. Вот это оказалось для нас большим сюрпризом, мы поняли, что купание в море отменяется. И кемпинг нам в принципе не нужен.
Мы доехали до городка Маринелла ди Сарзана (Marinella di Sarzana), примерно в пятидесяти километрах севернее Пизы. Ради интереса зашли в кемпинг, в котором планировали остановиться. Свободного двухместного размещения в бунгало или кемпере там не было, всё занято. А нам и не надо. Пустой пляж только укрепил наше мнение.
POI навигатора показал, что в городке есть четыре гостиницы. Оставив Катерину в машине на стоянке, пошел пешком искать их. В течение пяти минут нашел две гостиницы.
Сначала зашел в трехзвездочный пятиэтажный отель. На ресепшине никого не было, через пару минут вышел молодой парень и спросил на английском или немецком будем говорить. Не знаю почему, но я ответил, что на русском. Наверное, выпендриться захотелось. На что парень мне по-русски ответил, что он две недели назад как вернулся из России. Оказывается, этот молодой человек где-то учится и изучает русский язык, ездил в Россию на стажировку в Москву и Тверь, а сейчас летом подрабатывает в этой гостинице переводчиком.
Я спросил, что отель может предложить. Он пошел звать администратора отеля. Минут через пять вышла помятая… негра, этакая Вупи Голдберг в молодости. Слово «негритянка» было бы для нее очень большим комплиментом. Она потыкала пальцем в клавиатуру компьютера и сказала, что двухместный номер стоит 100 €/сутки. Дороговато, однако. Другие варианты посмотреть не захотела и ушла. Мне ничего не оставалось, как попрощаться с парнем, похвалить его знание русского языка, после чего мне показалось, что он замурлыкал.
Пошел в другую гостиницу. Это был, так называемый, пансион – Pensione Marinella, где нам предложили двухместный номер с завтраком за 62 €/сутки. От завтрака я отказался, тогда получилось 56 €/сутки. Остановились на два дня.
Машину поставил на бесплатную внутреннюю стоянку около здания пансиона, въезд и выезд с которой контролировался электронными датчиками.
В номере пансиона мое внимание привлекла инструкция, висевшая на стене санузла. Там по-итальянски и по-английски было написано следующее: «В нашем пансионе, как и в любом другом нормальном отеле мира, полотенца меняются ежедневно. Если вы хотите заменить полотенце, то положите его на пол. Если не хотите менять полотенце, то оставьте его висеть на стене».
В нашем путешествии был один резервный день, так, на всякий непредвиденный случай. Сначала, мы планировали использовать его на отдых у моря, но так как погода испортилась, то решили, что лучше проведем лишний день в Германии на обратном пути.
День двенадцатый, 18 июня
Сегодня у нас последний целый день пребывания в Италии. С утра решили, что надо заранее позаботиться о гостиницах в Германии, забронировать их по Интернету. В пансионе есть платный wi-fi интернет, но у нас нет ноутбука. Попросил на ресепшине попользоваться местным ноутбуком. Женщина, которая работала в это время, сначала отказала, но потом согласилась помочь. К сожалению, в пансионе в тот день Интернет не работал. Спросил, где ближайший Internet point. Оказалось, что самый близкий находится в городе Каррара (Carrara), в десяти километрах по направлению к Пизе. Решили, что заедем, десять километров для машины не крюк. Женщина по телефонному справочнику нашла адрес Internet point, и я заложил его в навигатор.
По пути в Каррару, я всё пытался вспомнить, где я слышал это название, чем знаменит этот город. Но безуспешно. Только дома по Интернету я узнал, что в этом городе еще со времен Римской империи добывали и сейчас продолжают добывать знаменитый каррарский мрамор, из которого построены многие значимые строения Италии и сделаны различные скульптуры. И что в Карраре находится единственная в мире церковь, полностью построенная из мрамора. Из него было легче всего построить, так как мрамора там много, а другого строительного камня мало. Но всего этого мы тогда не знали и ехали в Каррару просто искать Интернет.
Город Каррара разместился у подножия гор. Его неширокие улицы плотно заставлены припаркованными автомобилями, остается только проезд. Где-то остановиться – большая проблема.
По адресу из телефонного справочника Internet point не оказалось. Вот и верь справочникам! Спросил у местных аборигенов, где его найти. Поехали по другому адресу. Там Internet point был, но остановиться около него не было никакой возможности. Поехал наобум в надежде где-нибудь остановиться и вернуться обратно пешком. Наконец увидел свободное место и припарковался.
И тут наше внимание привлек необычный цокающий звук. Что это? Оказалось, что это развлекались idiota bambini italiani, что хочется перевести как «славные итальянские ребятишки». С противоположной стороны дороги они бросали камушки в припаркованные автомобили. В основном все камни попадали в ближайшую от них машину. А мы остановились за ней. Чтобы не испытывать судьбу лакокрасочного покрытия нашей машины, пришлось спешно оттуда ретироваться и искать другое место. После этого я с навигатором в руке пошел искать Интернет.
Проходил по мосту через маленькую горную речку и увидел этот живописный вид. Это дома простых каррарцев, как они живут и чем питаются неизвестно.
Наконец-то добрался до Internet point. Но оказалось, что я пришел за пять минут до обеденного перерыва и смогу воспользоваться их услугами только через два часа. Спасибо, что не отказали. Потраченного времени, конечно, жаль, но ничего не поделаешь, поедем дальше.
Доехали до Пизы. Старая часть города обнесена каменной стеной, проезд за которую разрешен только местным жителям. Для туристов имеются платные стоянки по периметру стены. Оплата стоянки через знакомый по Риму автомат.
Опустил в него два еврика, и автомат показал, что мы оплатили стоянку до 11 часов следующего дня.
«Вот это автомат!» — сказал я, — «Наверное, он неисправен», — и нажал кнопку.
«Что ж не сделаешь ради этих русских», — подумал автомат и выдал чек.
Мимо нас проезжал на велосипеде молодой человек. Увидев номер машины, он остановился и спросил, не наша ли это машина. Это был наш соотечественник, выпускник МГУ, который в настоящее время работает в Италии. Он сказал, что впервые видит машину с российскими номерами у стен Пизы. Молодой человек помог нам решить проблему дня – найти Интернет. Объяснил, где находится местный Internet point. Мы прошли вовнутрь городской стены в старую часть города, немного пообщались и каждый пошел по своим делам.
По старому городу туристов катают на лошадях.
А здесь живут простые пизанцы.
Интернет в Пизе стоит 3,5 €/час. Мы успешно забронировали гостиницы по booking.com на два дня в пригороде Мюнхена и на один день в Дрездене. И сразу стало легче, теперь можно не думать о жилье в Германии на обратном пути.
Дошли до площади Piazza del Duomo, на которой находятся колокольня, она же Пизанская башня, собор и другие строения из мрамора. Вот это красотища!
Вокруг строений спланированы зеленные лужайки, по которым разрешается ходить, на которых разрешается лежать. Во всяком случае, никто не гоняет. И люди этим пользуются. Температура воздуха в этот день была около 20оС, и полежать на травке, наверное, было приятно.
Пизанская башня очень изящная и красивая. Конечно, геодезисты в двенадцатом веке оплошали при строительстве, и сейчас она популярна, в основном только потому, что она «падающая». А ведь башня и сама по себе шедевр архитектуры.
Вокруг башни ходят толпы туристов. При нас было очень много лиц азиатской национальности, может быть японцев, может быть китайцев. Они вели себя очень шумно, и всем им обязательно надо было сфотографироваться в позе «я поддерживаю башню», делая при этом страдальческие лица. Занятное зрелище.
Получилось так, что мы подошли к Piazza del Duomo с задней стороны, а выходили через основной проход в стене. Перед этим проходом кружком стояли карабинеры, о чем-то оживленно разговаривая. На первый взгляд, кажется, что они случайно встретились и им не терпится обсудить какие-то новости. На самом деле они отлично работают и контролируют все вокруг. Через проход они видят территорию вокруг башни. А когда я фотографировал их на фоне стены, то один из них очень внимательно за мной наблюдал, на фото это видно.
Немного погуляли по городу, и зашли во встретившийся по пути супермаркет. Там была необычная для нас система покупки фруктов. Все фрукты разложены по пронумерованным ячейкам, их было более пятидесяти. Покупатель кладет понравившийся продукт в пакет, ставит на весы, нажимает номер ячейки, и автомат выдает чек, который следует наклеить на пакет. На выходе, как мне показалось, никто не контролирует, соответствует ли номер, по которому оплачиваются фрукты, номеру ячейки, из которой они взяты. Просто берут деньги по чеку и всё. Что это, система на доверии? Неужели такое возможно? И когда это будет работать в России? Ждем-с.
Затарившись продуктами, мы поехали обратно в Маринелла ди Сарзана.
День тринадцатый, 19 июня
Сегодня мы выезжаем из Италии. С одной стороны грустно, быстро пролетело время. А с другой стороны, мы в предвкушении того, что опять поедем через Альпы. Впечатления и восторги о первом пересечении Альп еще свежи в памяти и нам хочется повторить это снова. По пути в Италию мы проезжали через восточный краешек Альп, горы там не очень высокие. Сейчас мы поедем через Доломитовые Альпы, наверное, они покруче будут и поэтому интересней.
Италия провожала нас дождем. Сначала мы хотели его переждать, но потом поняли, что это бесполезно, и нам пришлось грузить сумки по лужам.
По территории Италии мы решили ехать по бесплатной дороге, чтобы еще раз посмотреть на страну. Дорога была интересная, мы ехали через северную часть Апеннинских гор. Из дождя скоро выехали и перед нами открывались чудесные виды. Временами мы ехали по серпантину и поднимались выше тяжелых дождевых облаков.
Дорога была всего двухполосная, но свободная, редкая машина ехала нам навстречу или обгоняла нас. Качество асфальта было очень хорошее. Нам иногда казалось, что мы едем по гребню горной гряды, так как справа и слева были более низкие места. Частенько в этих низинах нам встречались городки и деревушки.
Вид слева
Вид справа
Всё бы хорошо, но только по этой дороге быстро ехать было невозможно. Сто тридцать километров до города Пармы мы проехали почти за три часа. Доехав до Пармы, мы решили, что дальше поедем по платной дороге, так быстрее. Навигатор с этим заданием прекрасно справился.
По платной автостраде мы проехали 360 километров до самой границы с Австрией, за что и заплатили 24,80 €. Два раза заправлялись, цена бензина 1,36 и 1,44 €/л. Надо отметить, что на некоторых итальянских АЗС, помимо обычных колонок, есть колонки с обслуживанием. Цена бензина при этом немного дороже, примерно на 0,1-0,2 €/л, но зато можно не выходить из машины, все сделают работники заправки.
Когда мы подъехали к Альпам, погода стала портиться. Тяжелые темные тучи закрыли небо, и через некоторое время пошел дождь. Температура воздуха очень быстро начала падать. И когда она опустилась ниже 10оС, мы поняли, что погода в Европе кардинально ухудшилась. На границе с Австрией температура воздуха была всего 6оС! И это летом?! А мы не взяли с собой никакой теплой одежды. Оставалось надеяться, что это только локальное явление. Утешали себя, что в Германии будет теплее.
Иногда, на несколько минут дождь прекращался, и нам удавалось немного пофотографировать дорогу и горы через хорошо вымытое дождем лобовое стекло машины.
При въезде в Австрию опять встал вопрос о покупке виньетки на проезд по автомагистралям. Вчера наша первая виньетка успешно закончила свой десятидневный срок действия, и сегодня надо покупать новую. Я с утра терзался сомнениями: покупать или нет. По территории Австрии мы проедем всего 110 километров, это займет не более двух часов. Идет постоянный дождь, холодно, неужели нас кто-нибудь будет проверять? Но потом решил все-таки купить, руководствуясь пословицей «скупой платит дважды». Виньетка на заправке стоила те же 7,90 €.
Дорога, по которой мы ехали, является основной и самой короткой магистралью, связывающей Баварию и Италию. Десятки, если не сотни машин с кемперами тянулись по этой дороге с относительно небольшой скоростью, и которые постоянно приходилось обгонять. И мы были очень неприятно удивлены дополнительным побором на этой дороге, пришлось заплатить еще 8 € за проезд по ней. Это дополнительно к виньетке. Не удержались австрийцы, чтобы не содрать с туристов хоть еще несколько евриков.
Бензин на этой автомагистрали стоит 1,36 €/л, как и в Италии. Зная, по отзывам других автопутешественников, что в Германии бензин будет еще дороже, заправили полный бак.
Эта поездка через Альпы нас не впечатлила. Конечно, помешала погода. Но и сама дорога была более скучная, не было на ней тех супертоннелей, которые очень понравились нам в первый раз.
Вот мы и в Германии. Границы не заметили совсем. Альпы закончились.
Мы забронировали номер в трехзвездочном отеле «Demas Garni» (www.hotel-demas.de) в Унтерхахинге (Unterhaching), пригороде Мюнхена, в 8,5 километрах от центра города. Решили остановиться на два дня. Так как мы бронировали по booking.com, то заплатили за проживание 88 €. Если бы мы просто приехали в этот отель без брони по Интернету, то заплатили бы не менее 120 €. Почему при бронировании по Интернету получается дешевле, для нас так и осталось загадкой. Никто не дал внятного ответа.
Температура воздуха в Мюнхене была 10оС, и временами шел мелкий дождь.
Я оставил Катю в машине, а сам пошел устраиваться в отель.
На ресепшине меня встретил молодой человек с греческой фамилией Какойтотамлидис. К большому удивлению, он даже не посмотрел наши паспорта, попросил заполнить бланк, на котором я мог бы написать всё, что угодно, и этого было достаточно. Дал электронную карточку-ключ и стал объяснять, как пользоваться замками, подземным гаражом и другой инфраструктурой отеля. Особенно долго он рассказывал про сауну, что я даже засомневался, а есть ли в номере душ. О чем и спросил его. Он с высокомерной гордостью ответил: «Конечно, мы же в Германии!» На что я не удержался и пошутил: «А я дикий русский турист». Лучше бы я этого не делал. Такой реакции портье я не ожидал. Он побледнел и испуганно сказал: «Я этого не говорил». Я понял, что в таких ситуациях лучше не шутить. Парень явно испугался за свою работу, что я, может быть, буду жаловаться. Мне стало его жалко. Я как мог, попытался снять лишнее напряжение, поблагодарил его, посмотрел наш номер и пошел за машиной.
Ворота в подземный гараж открывались карточкой-ключем. Там стояло еще несколько машин.
Освещение гаража включалось и выключалось автоматически, и нам явно не хватало времени включения, чтобы немного разобрать и взять нужные вещи. Когда освещение погасло в первый раз, и мы погрузились в кромешную темноту, я попросил Катю подвигаться, чтобы сработал датчик движения и включился свет. Но это не помогло, датчик на нее совсем не реагировал. Пришлось мне сделать несколько шагов, и свет включился. Протестировав, таким образом, систему освещения гаража, мы нашли выключатель, и в дальнейшем Катя каждый раз нажимала его, когда свет выключался.
Наш номер в отеле был с балконом. Он нам очень понравился, особенно санузел и душ. Был даже фен для сушки волос.
Поначалу в номере было прохладно. Но система отопления работала, надо было лишь повернуть регуляторы температуры на радиаторах отопления. И совсем скоро в номере стало очень комфортно.
За день проехали 690 км.
День четырнадцатый, 20 июня
Погода с утра не изменилась, всё те же 10оС и моросящий дождь, который иногда давал передышку. Мы понимали, что нам очень не повезло с погодой. Хотели съездить в Мюнхен, но при такой погоде, наверно, этого делать не следует. Решили подождать несколько часов, вдруг выглянет солнце.
А пока я пошел на ресепшин узнать, как доехать до центра Мюнхена. Там работала девушка. Она сказала, что до центра ходит саб-бан (S-bahn), остановка которого находится в пяти минутах ходьбы за углом, и до центра он идет всего двадцать минут. Дала книжечку-расписание и распечатала кусок карты на принтере. Я попытался уточнить, что такое саб-бан, что это, наверное, поезд. С этим она не согласилась и даже удивилась, мол, саб-бан он и в Африке саб-бан. На том и порешили.
После полудня мы вышли на разведку, решили, что если не поедем в Мюнхен, то хотя бы посмотрим Унтерхахинг.
Перед нами предстал хорошенький, чистенький немецкий городок. Я обратил внимание, что нигде не видно земли. Или асфальт, или брусчатка, или плитка, или газон. Поэтому и грязи нет, несмотря на дождь. Из-за плохой погоды людей на улице практически не было.
Мы пошли на остановку саб-бана, было интересно посмотреть, что же это такое. Оказалось, что все-таки это поезд, что-то вроде небольшой электрички.
И тут мы окончательно решили, что никуда сегодня не поедем, здоровье дороже.
Когда состав саб-бана отъехал от остановки, на нее пришли два русских скота – два мужика агрессивного облика, рычащих матом и предполагавших дать кому-то по морде. Они думали, что их никто не понимает. Они подошли к билетным автоматам и стали их ковырять. Мы сочли за благо не признаваться, что мы русские и поспешили оттуда уйти.
Вот из-за таких экземпляров рода человеческого европейские страны и опасаются безвизового режима с Россией. Хотя они и так туда проникают.
Дошли до центральной площади городка, вокруг нее была пешеходная зона. На площади ни души, только велосипеды. Люди сидели в различных кафе и поглядывали на нас через окна.
Мы тоже решили зайти в одно кафе ради интереса. Там работали двое парней турецкого вида. В этом кафе делали пиццу и мы поняли, что очень удачно зашли. Заказали пиццу с грибами. Нам ее тут же испекли и подали с пылу-жару. Это была самая вкусная пицца, которую мы съели за все время нашего путешествия.
На первом этаже нашего отеля находился продуктовый супермаркет. Мы планировали в него зайти. Но, к нашему удивлению, он почему-то не работал. Я спросил у портье, в чем дело. Оказывается, в Германии по воскресеньям почти все магазины закрыты – выходной, а сегодня как раз было воскресенье. Возможно, работают магазины только в центре Мюнхена, но портье был не уверен.
Мы еще немного погуляли и вернулись в гостиницу. Остаток дня мы провели в номере, смотрели немецкое телевидение. Было довольно забавно смотреть хорошо знакомый американский фильм, где актеры говорят по-немецки. Такое ощущение, что все понимаешь. Смотрели также спортивные передачи. В это время шли соревнования за Кубок Европы по легкой атлетике, и смотреть их было интересно даже на немецком языке. Наши выиграли.
День пятнадцатый, 21 июня
Сегодня мы едем по знаменитым немецким автобанам, следующая остановка – Дрезден. Погода чуть-чуть улучшилась, дождя нет, температура воздуха 14оС.
Немецкий автобан – это хорошая добротная дорога с отличным асфальтом, три полосы в одну сторону, длинные полосы разгона и торможения, большущие указатели направлений, которые повторяются не один раз. Удобно и безопасно. Когда едешь по автобану, кажется, что по-другому просто не может быть, к хорошей дороге привыкаешь быстро.
На дорогах, по которым мы ехали, участков без ограничения скорости было не много. Перед развязками, съездами и другими потенциально опасными местами стоят знаки ограничения скорости, в основном 100 или 130 км/ч. А развязок на дорогах очень много.
Удивила манера езды по автобанам местных жителей. Они стараются ездить по крайней правой полосе, оставляя свободными другие две, и только при обгоне выезжают на вторую полосу. Я тоже какое-то время так ехал, старался не выделяться, но потом понял, что от такой езды больше устаю. Частые перестроения с первой полосы на вторую и обратно очень напрягают. И в конце-концов, я постоянно поехал по второй полосе, так быстрее и легче.
Примерно посередине пути мы решили отдохнуть. Остановились у специального придорожного комплекса, где были: кафе Макдональдс, супермаркет, заправка, и еще другие строения. В буфете супермаркета продавали много всяких вкусностей, и мы решили чего-нибудь купить и скушать. Нас привлекли изделия очень похожие на шаурму, такие же пакеты из теста с начинкой. Мы думали, что нам их разогреют в микроволновке, которая там была, и удивились, когда продавщица просто подала их из витрины-холодильника. Я спросил, как это едят, горячими или холодными, и не надо ли их разогреть. Теперь удивилась продавщица и сказала, что её в первый раз просят разогреть это блюдо, но если мы хотим, то она разогреет. Мы посовещались и предположили, что может быть эти изделия далеки от шаурмы и их едят холодными, и решили не разогревать. А зря. Совет немцам: надо разогревать, горячая шаурма вкуснее.
Недалеко от Дрездена асфальт закончился, началась бетонка. Необычная для российских водителей бетонка, без поперечных швов, только с продольными. Я видел такую в первый раз. Конечно, эта бетонка намного лучше, чем встречающаяся в России с поперечными швами, но после отличного немецкого асфальта по ней ехать было не очень приятно, она более шумная и временами не совсем ровная.
Около двух часов дня приехали в Дрезден. Всего за день проехали 495 км.
Мы остановились в Apartments Dresden. Это желтое четырехэтажное здание с мансардой, вероятно довоенной постройки, без вывески и других опознавательных знаков.
Дом находится на небольшой улице Рудольфштрассе, недалеко от железнодорожного вокзала. В этом здании квартиры сдаются постояльцам. Нам предоставили двухкомнатную квартиру на пять спальных мест, меньше вероятно не было, с ванной. Ключи от квартиры дала молодая женщина, базирующаяся в коморке подсобного помещения на первом этаже. Паспорта не смотрела, с моих слов заполнила какой-то бланк и взяла деньги – 29 €.
Машину я поставил на противоположной стороне улицы, там ее было хорошо видно из окна нашей квартиры. Занесли вещи, и пошли гулять по городу.
Мы находились в Восточной Германии, бывшей ГДР. Уровень жизни здесь, по сравнению с Западной Германией, заметно ниже. В Дрездене всё более бедно и убого. На улицах большое количество старых машин. Встречаются здания, в которых некоторые окна первых этажей забиты фанерой. Очень много разрисованных стен и везде какая-то неухоженность. Может быть, если бы мы ехали по Германии в обратной последовательности, то впечатление от Дрездена у нас было бы лучше, не с чем было бы сравнивать.
Чем ближе к историческому центру, тем город становится интересней. На площади Palaisplats нас порадовал фонтан с большой чашей воды.
Реку Эльбу перешли по мосту Августа (Augustusbrucke). С него открывается чудесный вид на исторический центр города. На мосту мы обратили внимание на странный черный цвет камней, из которых сделаны парапеты, как будто черной краской покрасили. Такого же черного цвета были некоторые части исторических зданий, которые контрастировали с другими, более светлыми частями здания. С первого взгляда это кажется странным.
Оказывается, что почти весь исторический центр города был разрушен американскими бомбардировками во время войны и его восстанавливали. При строительстве зданий старались использовать старые камни, которые и имеют черный цвет, наверное, от пожаров. Из-за этих камней некоторые части зданий кажутся как бы запачканными сажей.
Проходя мимо настенного керамического панно «Шествие князей» (на здании справа), на которое мы почти не обратили внимание, так как заранее ничего о нем не знали, мы увидели чудесную перспективу на церковь Богородицы (Frauenkirche), которая была заново построена в 2005 году. Рука сама потянулась к фотоаппарату. Кстати, розовая труба, которая пересекает улицу чисто декоративная, это не трубопровод. Мы не поняли, с какой целью она там закреплена.
Из прогулки по городу я для себя извлек урок: надо обязательно готовиться к посещению любого города или объекта. Про Дрезден мы практически ничего не знали, кроме того, что там находится знаменитая Дрезденская галерея. Мы ее не посещали, так как по пути она нам не встретилась, а ходить и искать ее мы не захотели.
Времени на осмотр города у нас было не много, да и прохладная погода в этот день не способствовала длительным прогулкам. Поэтому мы довольно быстро пробежали по историческому центру Дрездена.
В Дрездене хорошее отношение к русским. В сувенирной лавке можно встретить надпись: «Здесь говорят по-русски». В кафе Макдональдс немки зовут девушку, которая говорит по-русски, вероятно дочь русских эмигрантов. В супермаркете мне с большим энтузиазмом пожилая чета немцев помогала выбирать немецкое вино. И они от этого получали удовольствие. Приятно было видеть такое отношение.
День шестнадцатый, 22 июня
Сегодня у нас последний день действия шенгенских виз. До 24 часов мы должны пересечь польско-белорусскую границу. Навигатор посчитал, что до нее 810 км.
Около девяти часов утра собрались ехать. Но перед нами встала проблема: кому отдать ключ от квартиры. Никого в подсобке не было, все закрыто. Хорошо, что в прихожей на стене висел лист бумаги, на котором был написан телефон на случай непредвиденных ситуаций. Позвонил со своего мобильного телефона, в котором была sim-карта МТС, и спросил, что делать. Мужчина по телефону ответил, что ключ надо оставить на кухонном столе, а дверь просто захлопнуть. Что мы и сделали.
Пока не выехали из Дрездена, решили посетить уже знакомый нам супермаркет, купить хлеба на дорогу. Хотел расплатиться карточкой Visa, так как все мелкие деньги мы специально вчера потратили, а разменивать стоевровую купюру не хотелось. Но в этом супермаркете карточку Visa не приняли, впервые за всю нашу поездку. Вот это сюрприз. Но делать нечего, решили, что хлеб где-нибудь по дороге купим.
От Дрездена на восток, в сторону Польши, опять поехали по бетонке. По Германии мы еще проехали 105 км.
Перед самой польской границей нас остановили полицейские, они у всех водителей проверяли документы. Памятуя о мучениях австрийского полицейского с моим международным водительским удостоверением, я, прежде чем подать его немецкому полицейскому, сам открыл страницу с фотографией. На что он мне по-русски сказал, что знает, как оно открывается. Опытный оказался! Проверив документы, разрешил ехать.
По Польше мы решили ехать по бесплатным дорогам, так как платные дороги давали выигрыш во времени всего двадцать минут. Решили с ними не заморачиваться.
В Германии мы не заправлялись, удалось дотянуть до Польши. Бензин в Польше стоил всё те же 1,16 €/л.
В первый раз, когда мы пересекали Польшу, мы ехали с востока на юг, теперь мы заехали с запада. Это была совсем другая Польша. Дороги здесь были шире с нормальными асфальтированными обочинами, но мы совершенно не проезжали тех уютных стареньких городков с остроконечными католическими церквями. Здесь были простые поселения с разномастной застройкой.
Навигатор повел нас через Вроцлав. Заехав в город, мы вспомнили, что нам надо купить хлеба, причем в магазине, в котором я могу оплатить карточкой, так как злотых покупать не хотелось.
Оставив машину с Катериной на подвернувшейся по пути стоянке, я пошел искать магазин или по-польски sklep. Спросил трех разных людей, где тут у них ближайший супермаркет, и получил в ответ три разных направления. Оригинально! Решил послушаться парня, который объяснял по-английски, он мне показался наиболее адекватным. По пути зашел в небольшой хлебный магазин, но карточкой там оплатить было нельзя. Хозяин магазина, постоянно повторяя: «Давненько я не говорил по-русски», с большим удовольствием объяснил мне, как пройти до супермаркета. И я его нашел.
На дорогах Польши часто встречаются автономные предупреждающие сигнальные знаки-табло. Они питаются от солнечной батареи и два их фонаря (черные круги на фото) попеременно моргают. Видно такие знаки издалека, не пропустишь. Хорошо придумано, в России такие тоже не помешали бы.
А еще на дорогах установлены фоторадары, которые встречаются чаще всего в начале населенных пунктов. Метров за триста до фоторадара установлен информирующий о нем синий знак.
А вот и сам фоторадар. Серенький такой, невзрачный.
Но похоже, что это обманки, так как местные водители на них не реагируют, летают мимо них с явным превышением скорости.
На дорогах, по которым мы ехали через Польшу в первый раз, таких фоторадаров не было.
Наш путь проходил через Варшаву, почти по самому центру, навигатор определил этот маршрут как самый быстрый. Через Вислу мы проезжали по мосту Lazienkowski. Мне очень хотелось увидеть Дворец культуры и науки – знаменитую сталинскую высотку. Посмотреть своими глазами на здание, о котором было столько разговоров и которое даже предлагали снести. Специально останавливаться и искать его, уже не было времени, но если бы мы увидели Дворец издалека, то подъехали бы к нему. Увы, тщетно мы смотрели во все стороны, здание мы так и не увидели.
В Варшаве было довольно интенсивное автомобильное движение, несколько раз мне казалось, по опыту передвижения по Москве, что мы встанем в пробке. Но, ничего подобного не происходило. Водители были очень уважительными и дисциплинированными, никто не пытался протиснуться вперед, совершенно не было суетливых слаломистов, и мы в хорошем темпе миновали город.
После Варшавы мы какое-то время ехали за двумя автотрейлерами, везущими убитые автомобили. Эти трейлеры повернули на север в сторону Литвы. Вероятно, на самом деле, там из этого хлама собирают машины и потом продают их.
К сожалению, по Польше мы ехали несколько медленнее, чем предполагали. Навигатор показывал, что мы приедем на пограничный переход в Бресте около 23 часов. Не опоздать бы. Последние сто километров пришлось ехать с небольшим превышением скорости. Уже стемнело, и на наше счастье на дороге не было никаких гаишников. Нам немного помог местный грузовик, который ехал с хорошей скоростью и доехал почти до самой границы. Мы старались держаться за ним и, в итоге, сэкономили сорок минут.
На польской границе сначала всё шло по уже известному сценарию. Но потом подошли двое мужчин в форме, вероятно, таможенники, и стали на хорошем русском языке задавать различные вопросы. Спросили, какого года машина, хорошо ли на ней ездить, где были, что делали, покупали ли что-нибудь. Посмотрели, что везем в багажнике. Чем-то мы их привлекли, потому что к другим машинам они не подходили, выбрали только нас. Потом они стали между собой совещаться: один из них порывался по-хорошему осмотреть нашу машину, а другой его от этого отговаривал. Мне было очень любопытно, к какому решению они придут. Победила дружба, не стали они нас больше осматривать.
На белорусской стороне у нас проверили паспорта и Green Card, и оказалось, что страховка на машину в ноль часов уже закончилась. Я сначала удивился, как же такое может быть, но потом сообразил, что страховку я покупал на время действия шенгенских виз, и получается, что вперед по Белоруссии мы тоже ехали без страховки, но на это никто, к счастью для нас, не обратил внимание. А ведь при пересечении русско-белорусской границы у нас проверяли Green Card, но вероятно пограничника больше интересовало последнее число действия страховки и он не обратил внимание на первое. Повезло.
Мне пришлось купить Green Card за 647р на две недели, так как на меньший срок страховку не продавали. Еще заплатил 155р за транзит по Белоруссии. Ни за какую «экологию» в этот раз платить не предлагали, наверное, она ночью спит.
Границу проходили тоже ровно два часа.
На обратном пути, ни о какой гостинице в Белоруссии мы не помышляли. Решили, что обойдемся без нее, не впервой. А пока поедем сколько сможем. По дороге М1 проехали платный участок за 19р и повернули на дорогу М10. В итоге, проехав за день 982 км, остановились в лесу на ночлег в машине.
День семнадцатый, 23 июня
Сегодня мы будем дома, осталось только доехать.
По дороге обратно у нас было достаточно времени, чтобы вспомнить и обсудить наше автопутешествие. Впечатлений было много. И проезжая по знакомым местам, мы могли сравнивать, как обустроена жизнь у них и как тут у нас. Увы, но общее впечатление не в нашу пользу.
На обратном пути по белорусской дороге М10 мы от всей души «благодарили» тех «умников», кто придумал, наверное, еще в советское время, покрывать дороги каменной крошкой. Встречая ранее такие дороги в России, я наивно полагал, что аналогичное покрытие используется и в других странах, и что наши дорожники, как всегда, позаимствовали эту технологию из Забугорья. Что это улучшает сцепление с дорогой, особенно в гололед и в горной местности. Но, проехав по Европе, в том числе и через Альпы, мы нигде не встречали такого маразматического покрытия. Там, наверное, это в принципе не возможно, так как люди стали бы требовать от дорожников возмещения ущерба причиненного автомобилям, и разорили бы их судебными исками. Камушки, летящие в лобовое стекло из-под колес впереди идущей машины, – удовольствие еще то.
Вот так, с шутками и прибаутками, доехали мы до границы России. Километров за двадцать до пограничного перехода мы поняли, что у нас кончается бензин, и мы можем не дотянуть до более дешевого российского бензина. Вынуждены были заехать на белорусскую заправку, чем очень удивили местных жителей. Они наперебой стали объяснять, что до России осталось совсем чуть-чуть, и что лучше заправляться там. Спасибо за заботу. Но, чтобы доехать, пришлось на 100р залить три литра белорусского бензина.
На пограничном переходе никому до нас не было никакого дела. Увидев наши российские номера на машине, пограничники жестом показывали нам, что мы можем даже не останавливаться.
Домой мы приехали в 22 часа 40 минут, проехав за день 972 км.
Заключение
Вот и закончен мой отчет. Я потратил на него существенно больше времени, чем мне этого хотелось. Но за это время я как бы снова совершил наше путешествие, разобрался в некоторых деталях, понял свои ошибки и еще раз насладился содеянным. Я и сейчас немного повизгиваю от удовольствия, вспоминая наше путешествие.
В своем отчете я старался больше обращать внимание не на основные достопримечательности, которые и так всем известны по телевидению, журналам, Интернету, а на различные детали, ситуации, людей. Мне хотелось, чтобы потенциальные автопутешественники, прочитав этот отчет, разрешили свои сомнения, в чем-то разобрались и последовали нашему примеру. В то же время, я руководствовался принципом: «не навреди», — старался не давать информацию, в которой не уверен и которая могла бы ввести в заблуждение.
К сожалению, не всем отчетам можно верить. Я сам был дезинформирован о том, что проезд по дорогам Словакии стоит 35 €. С какого перепугу писал автор? На самом деле цены в Словакии следующие: 7дней – 4,9 €, 30 дней – 9,9 €, год – 36,5 €. Очень даже приятные цены. Но, об этом я узнал только после поездки.
В этом отчете я старался написать о том, что сам хотел прочитать в других отчетах, когда готовился к путешествию. В частности, о ценах. Я, конечно, очень рад за тех людей, которые могут себе позволить ехать хоть на край света и не смотреть на цены. Но, к сожалению, не у всех так получается, и поэтому я достаточно подробно указывал цены на жилье, бензин и прочее. Из-за этого мой отчет, может быть, проигрывает в читабельности, но я очень надеюсь, что эта информация будет кому-нибудь полезна.
Всего на наше путешествие мы потратили около 73 тысяч рублей, при курсе 1 € = 39р в то время. В эту сумму входят и расходы на получение виз. Для справки: бюро путешествий «За рулем» оценило по телефону двухнедельную поездку в Италию в тот же период в 1523 €, что составляет примерно 60 тысяч рублей. В эту стоимость входит оформление виз и страховок, восьмидневное проживание в одном из кемпингов в Каваллино, день в Вене и день в Дрездене. Бензин, естественно, свой.
Поездка наша удалась за малым исключением. Мы не заехали на вулкан Везувий и не посетили центр Мюнхена. В последние дни немного не повезло с погодой. А в остальном все было отлично.
Машина показала себя молодцом: ни разу не было даже намека на неисправность.
Дороги Европы – это отдельная песня. В тех странах, которые не были осчастливлены социализмом, все дороги давно уже построены и они очень хорошего качества. В Польше и Чехии дороги несколько хуже, но там их усиленно реконструируют и строят в настоящее время.
Движение организованно везде просто замечательно: толково и безопасно. За всю поездку я ни разу не попадал в ситуацию, когда двигаясь по какой-либо полосе, был вынужден поехать помимо своей воли в другую сторону только потому, что так организованно движение. А в России, в незнакомых городах, я с этим сталкивался частенько.
Совершенно не встречали гаишных засад. Нигде. Там гаишники работают, а не занимаются поборами. И план по штрафам им наверно выполнять не надо.
Относительно платных дорог. В Германии платных дорог нет. В Италии и Польше, имея навигатор, можно ездить только по бесплатным дорогам, которые вполне хорошего качества. В Чехии и Австрии виньетку надо покупать только для проезда по определенным дорогам. Возможен ли проезд без использования этих дорог, я не знаю, но, предполагаю, что при хорошей подготовке вполне возможно.
За всё наше путешествие мы видели одну машину с российскими номерами, она обогнала нас по дороге в Рим. Осваиваем мы потихоньку Европу. Отменили бы еще визы, тогда совсем было бы замечательно. Всё оказалось не так страшно как поначалу представлялось, и мы думаем, что это не последнее наше автопутешествие по Европе.
Дорогу осилит идущий. Да будет так.
Комментарии (51)
RSS свернуть / развернутьshklyev
BUTTON
После Вашего отчета, планирую включить Каваллино в свой маршрут, надеюсь, что в конце августа погода будет хорошей. Кстати в прайсе кемпинга, цена на высокий сезон стоит до 20/08, а дальше как? Не в курсе?
Еще, возможно ссылку на апартаменты в Дрездене? И далеко ли они от центра?
Этот город, тоже включен в мой маршрут.
Еще раз спасибо, вношу Ваш отчет в «избранное», как шпаргалку!
FF-user
У апартаментов в Дрездене своего сайта пока нет, поэтому ссылку дать не могу. Но если их поискать на booking.com, то можно найти. Здание находится в пятистах метрах к северу от ж.д. вокзала на улице Рудольфштрассе, которая сама длинной около километра. До центра города пешком 30 минут. По карте навигатора их легко найти.
vitos2011
Робинзон
+100! Это та ложка дегтя, что всегда омрачает воспоминания о поездке! Огромное спасибо за отчет!
gundos
в ашане уже давно работает =))
FF-user
Audimen
OlgaNN
Columbo
Alex71
FF-user
julli
gundos
кстати задумался по расстоянию Италия и Греция — сопоставимы, об поездке в италию каждый третий отчет ( после Чехии (Праги) и Франции), а отчет о греции 1 на весь рунет — почему?
shklyev
gundos
ну и если честно, то не вижу сложностей в маршруте через румынию и болгарию, ни чуть не сложнее, чем путь в хорватию через польшу, словакию и венгрию например…
а вот на пароме из бари или венеции — это уже перебор, тк до них 2-3 пути и потом еще 33 часа на пароме 5 дней дорога в один конец, такое можно себе позволить, если отпуск дней 40 и есть цель посетить италию, в проивном случае — это большой крюк
shklyev
Я и просчитываю с целью посещения Италии, причем Бари (Базилика Николая Чудотворца) и Венеция, а также Анкона (тоже есть возможность парома до Греции) входят в число планируемых к посещению городов.
От Патры до Микены 163 км
От Патры до Дельфы 124 км
От Дельфы до Микены 235 км
От Микены до Акрополя в Афинах 118 км
Вот и думаю
gundos
Teplo-71
Колобок
Columbo
navigator
FF-user
Очень приятно читать, что отчет нравится и кому-то полезен. Размещая его на сайте, я не задовался целью крикнуть миру: Вот, я сделал это! Я думаю Вы такие отчеты сами определите. Начиная писать, я сам не знал, что в итоге получиться. Так как по натуре я технарь, физика, математика — легко, а сочинение написать — это еще со школы большая проблемма, то это был вызов, прежде всего, самому себе. Если получилось — я рад.
Дочь свою я несколько раз упоминаю в отчете. Она была у меня главным рецензентом, а так как девушка она скромная, то ей и этих упоминаний показалось много. Не судите строго.
Audimen
OlgaNN
Cheh
Спасибо Вам за труд.
OLGANR
FF-user
Языковой барьер не большой. Достаточно, наверное, около десяти фраз на английском, чтобы решить все проблеммы. Их, я думаю, может осилить любой человек.
CineLine
PsixoZ
FF-user
Привет супруге, пусть не боится ехать, все будет нормально.
Мы кемпинги не бронировали. Но как мне объяснили мои знакомые русские немцы в кемпинге, которые ездят туда каждый год, в средний сезон мест хватает, а в высокий сезон (июль — август) без брони сложно, остаются только дорогие места.
В принципе, по отзывам других автопутешественников, можно обойтись и без международных прав, проблем не бывает. У меня фамилия в загранпаспорте на одну букву не совпадает с фамилией в правах, поэтому мне пришлось делать межд. права.
В моем представлении ехать в Италию через Финляндию и на пароме — это участь тех кто не любит рулить, и кто может позволить себе не считать деньги. Каждому — своё.
Реклама Гармин делает свое дело, но он далеко не лучший. Я брал у друга попользоваться такой гатжет, так мне хотелось его заплевать, еле сдерживался, так как чужой. И надо различать навигатор и навигационную программу. В мой навигатор Expley я могу установить три программы и переключать их по мере надобности. По европе самая лучшая программа — это Igo, ей мы и пользовались. В навигаторы Гармин устанавливают программу Гармин, можно ли туда установить дополнительные программы или заменить программу Гармин на другую, я не знаю. Изучайте, может быть Вы найдете там потайные ходы.
PsixoZ
А, паромы не такие и дорогие, автопакет машина+каюта от Турку до Стокгольма на Викинге 65-70 евро стоит, обратно столько же. От Стокгольма до Мальмо 650 км. далее в Германию, или через Данию, там 2 платных моста в районе 30 Евро, или на пароме в Росток, он 5,5 часов идёт, автопакет около 50 Евро. Просто самое простое это Финский шенген открывать, Финики от нас столько бабла имеют, что ставят его автоматом, только при повторном открытии начинают обижаться, если в Европе по дням больше был, чем в Чухне.
puzzle
Инструменты-->Настройки-->Навигация-->Объезды Вкл.
Далее ставите «птичку» в квадратике «Платные дороги», если Вы хотите избежать передвижения по платным дорогам.
А навигатор лучше тот, в котором самые свежие карты. Гармин выпускает обновления 2 раза в год.
PsixoZ
puzzle
Если карта 2-язычная, к примеру, Болгария с латиницей и кириллицей, то можно и так, и так.
FF-user
Робинзон
Машуля
Поедем через Вроцлав, Дрезден и Мюнхен.
Очень интересует вопрос питания. Где вы питались в Каваллино, сами готовили или ходили по кафе-ресторанам? есть ли там небольшие недорогие кафешки типа общепита? Где кушали в Мюнхене и в дороге? Пользовались ли вы кухнями в кемпингах? Ну и, может, что еще про еду интересного расскажете.
FF-user
Я не против был бы немного похудеть, но не получилось.)))
nash_g
FF-user
Island
Может еще намекнете где Igo надыбать?..
FF-user
Если у Вас PNA и разрешение 480х272, то могу ее переслать по почте. Пишите в личку.
Но лучше, наверное, попробовать поискать более свежую.
ronald
puzzle
avs75
С января уже перечитали много отчетов, Ваш отчет очень понравился, потому что снял некоторые вопросы, ответы на которые до этого найти не мог. За что Вам наше большое спасибо!
AlexandrV
FF-user
Dmitry039
FF-user
SergeyIvanov
Внимание!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!
Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.