Италия от Венеции до Сиракузы за 15 дней на самолётах, поездах, паромах, автобусе и автомобиле. Часть 14. Заключительная. / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!

Часть 13.

Савока, Помпеи. Путь домой.

Да, сегодня начинается обратный отсчёт нашего итальянского путешествия. Сегодня стартуем в сторону дома и пожинаем плоды ошибки при планировании маршрута. В четверть девятого пополудни из Палермо в Неаполь отправляется наш паром. Ехать-то всего ничего – 430 километров по платным дорогам, что-то около пяти часов, но нам нужно ещё заехать в Савоку, в аэропорту сдать машину и вернуться в Палермо, а в дороге может случиться всё что угодно. Ещё раз убедился, что нужно планировать ночёвку вблизи пункта отправления (аэропорта, вокзала, порта). Поэтому вещи сложены вчера вечером, с утра небольшой заплыв в чистейшей воде.

Попрощались с Ионическим морем.

Бросили монетки. Смешно, но ведь сбывается. Через четыре месяца мы опять купались в Ионическом море, только в греческой Парге.

Небольшая пятнадцатиминутная пробежка с чемоданами до парковки (одна из ассоциаций этого путешествия — тарахтение чемоданных колёсиков по тротуарам, за последние двадцать лет я столько не таскал на себе багаж) и мы летим по магистрали Е45 на север. На подъезде к Катании можно ещё раз полюбоваться грозной Этной.

Что бы попасть в деревушку Савока нужно съехать с магистрали Е45 и в курортном городке Santa Teresa di Riva

свернуть в горы.

Подъём к деревне крут и серпантинист.

В деревне несколько достопримечательных мест: крепость и две церкви 12 и 13 веков.

Но из-за дефицита времени мы только посетили бар Вителли,

где на террасе под этим окном

Майкл Корлеоне у хозяина просил руки его дочери Аполлонии.

Савока симпатичная деревня,

а виды со смотровых площадок захватывают дух.

Очень жаль, что мы ограничены во времени. Савока стоит того, что бы на неё потратить полдня, а ещё лучше переночевать здесь. А мы по платной магистрали мчимся в Палермо.
В Мессине через пролив видно материковую Италию, носок «сапога» — Калабрию.

Дальше дорога платная, что вполне объяснимо, уж очень дорогое удовольствие её постройка. Это сплошные эстакады и тоннели.

Я сначала их считал, но потом сбился со счёта и бросил сие занятие.

А вокруг столько красивых и интересных мест.

В аэропорту за три минуты сдали машину. Сотрудник прокатной конторы только зафиксировал количество топлива.

По Сицилии мы проехали 909 километров.

Еле успели на шестичасовой автобус до Палермо. Следующий, через полчаса, и если в городе будут пробки, может быть цейтнот. Ну, вроде бы всё можно выдохнуть, на паром мы не опаздываем. Но выдыхали зря, приключения только начинались.

Пять дней назад в аэропорт мы ехали с остановки на площади Руджеро Сеттимо (Piazza Ruggero Settimo). От этой площади до причала, с которого отправляется паром в Неаполь, пешком пилить минут десять. Используя прославленный Холмсом метод дедукции, я пришёл к выводу, что автобус, связывающий аэропорт с вокзалом, скорее всего, должен включать в маршрут и третий транспортный узел – паромный причал. Поэтому, когда подъезжали к площади Руджеро Сеттимо, я спросил у водителя на какой остановке лучше выходить, что бы попасть на паром. Он ответил, что на следующей после площади. А следующая остановка оказалась вокзалом.

Немного отойдя от вокзала в сторону моря, решил спросить у местных, правильно ли мы путь держим на неаполитанский паром. Тут из подъезда выходит здоровенный мужик (наверное так должен выглядеть классический бригадир из «Коза ностра») с миниатюрной женщиной и девочкой, и идут к машине. Я им задал мучающий меня вопрос, но диалога у нас не получилось, они не знали ни слова на английском, а у нас с итальянским совсем беда. Но как-то с помощью рук и всяческих ужимок и гримас удалось выяснить, что идём мы верной дорогой. Ну, мы и пошли дальше. Через минуту они нас догоняют и предлагают сесть в машину. Спрашиваю: «Вы такси»? Нет, говорят/показывают, но пешком вы можете не успеть на паром. Загрузились мы в машину и те десять минут, что мы ехали до порта Марианна, так зовут женщину, без умолку пыталась развлекать нас разговорами. Она рассказала, что они совсем не знают английский язык, но дочка в школе изучает его. Пыталась дочку использовать как переводчика, но безуспешно. Однако, с помощью пантомимы и гугл-переводчика мы как-то понимали друг друга. Расставались мы как старые друзья. На прощание Марианна сказала: «Я хочу, что бы вы знали, что в Палермо есть хорошие люди». Вот так случайно познакомились с милыми палермитанцами. На паром мы попали за час до отправления, а могли бы, благодаря водителю автобуса, опоздать. Но, всё хорошо, когда заканчивается хорошо.

До свидания, Палермо!

До свидания, Сицилия!

А мы скрасим вечер бутылкой сицилийского розового вина.

Паром в Неаполь прибыл по расписанию. Мы дождались когда основная масса пассажиров, толкая друг друга локтями и коленями, вывалилась на причал и спокойно сошли на берег вместе с фурами.

Около семи часов утра мы бодро шагали в сторону вокзала Гарибальди. Приятно прогуляться по утреннему городу, когда ещё почти нет прохожих и машин. С вокзала мы поедем в Помпеи. До центрального вокзала идти около получаса. На нужную нам электричку можно сесть на станции Порта Нолана (Porta Nolana). До неё идти ближе и она конечная, но нам нужно было сдать чемоданы в камеру хранения, а она есть на вокзале.

При подготовке этой поездки в Италию у меня не был решён вопрос, как добраться из Неаполя в посёлок Фьюмичино без пересадки. Дело в том, что последнюю ночёвку я решил организовать поближе к аэропорту вылета. Поэтому забронировал отель в шести километрах от аэропорта. И вот, когда подходили к вокзалу Гарибальди я увидел жёлтый автобус с надписью «Napoli – Fiumicino airport». Вот так неожиданно решился вопрос, правда нужно было ещё добраться из аэропорта до посёлка, но это уже детали. После сдачи багажа в камеру хранения нашли автокассы и узнали, что этот автобус отправляется каждые два часа с 2 часов ночи до 8 часов вечера. Время в пути 2 часа 50 минут. Нам больше всего подходил автобус, который отправляется в 14-00.

Во время покупки билетов на электричку на меня повеяло домом. Расплатиться в кассе пригородных поездов можно только наличными (чувствуется тяжёлая длань каморры), а со стоевровой купюры сдачи нет ни в одной кассе, что удивительно при таком обороте пассажиров. Из-за этого пришлось пропустить ближайшую электричку и для размена денег попить кофе в ближайшем кафе. Билет от вокзала Гарибальди до Помпеи стоит 2,6 евро. Ехать минут сорок.

Описывать этот величайший архитектурный памятник дело неблагодарное. Историки этим занимаются с конца восемнадцатого века, с того момента когда в 1748 году под руководством Карла VII из династии Бурбонов начались раскопки города. Как ни кощунственно это звучит, но благодаря огромной трагедии, когда с трёх часов дня 24 августа 79 года н.э. до утра следующего дня Помпеи засыпало лавой и пеплом, мы можем видеть как жили древние римляне, т.к. лава и пепел законсервировали город. Честно сказать, страшно смотреть на такое.

Главный вход – Морские ворота. Через эти ворота был выезд из города к гавани.

За воротами одноимённая улица – Морская.

Справа от ворот храм Венеры (1 век до н.э.) когда-то он был одним из самых пышных в городе.

Далее форум – деловой и административный центр.

Гуляем по улицам города,

заглядываем в сохранившиеся дома

Останавливаемся у значимых объектов:

Большой театр, приобрёл нынешний классический греческий облик во втором веке до н.э.

Пройдя через Квадрипортик театра (Quadriportico dei Teatri), который использовался для прогулок в антрактах (позже здесь были казармы гладиаторов),

попадаем в Малый театр, известный также как Одеон.

Дом Менандра (Casa di Menandro).

Дом богатого помпейского семейства, но фамилия у них была не Менандро. Дом назван в честь греческого поэта Менандро, фреска которого есть в доме.

Идём дальше.

С улицы Кастрицио (Via di Castricio)

можно попасть в дом Венеры морской (Casa della Venere in Conchiglia), который был восстановлен после бомбардировки 1943 года.

В доме шикарный сад,

а вот фреску Венеры, именем которой назван дом, сфотографировать не удалось из-за группы китайских туристов. Ждать пока каждый из них сделает с ней селфи терпения не было.
Пройдя до конца улицы Кастрицио, видим амфитеатр.

Амфитеатр, построенный в 70 году до н.э. является старейшим из сохранившихся римских амфитеатров.

Здесь помещалось 20 000 зрителей, всё население города.

А по этим коридорам более 2 тысяч лет назад они шли на представление.

За амфитеатром есть небольшой сквер,

где усталому туристу можно подкрепиться, что бы продолжить путь.

Сыр, зелень, оливки и вино, какое же ещё может быть меню в стенах Старых Помпей.

У нас остаётся ещё немного времени для прогулки по древнему городу.

Предприятия общепита. Под прилавком жгли огонь, что бы блюда были горячими.

Тут меня посетила мысль: «Вот с каких времён у европейцев воспитывалась культура хождения вечерами, по праздникам и будням, в кафе и рестораны! Т.е. мы, где-то через две тысячи лет вылезем из своих кухонь в люди».

Дом Фабиуса Амандуса (House of the Fabius Amandus).

Стабианские бани (Terme Stabiane), одно из старейших зданий города (IV- III вв. до н.э.)

Подходим мы к публичному дому, т.е. к Лупанарию. А там вот такенная очередь на вход. Мне вспомнились очереди за водкой во времена сухого закона. За всё время пребывания в Помпеях я столько людей в общей сложности не видел.

И остаётся крикнуть только: «О, боги»! Вот она сущность человеческая. А нам вещают, как народ тянется к высокому! Нет, конечно интересно заглянуть, но не до такой степени, что бы стоять в очереди.

Пойдём дальше. Вот он, зловещий Везувий, нависающий над городом.

В доме трагического поэта (Casa del Poeta Tragico) первая в мире зафиксированная надпись «Осторожно собака»!

Ещё много не посмотрели, но пора на выход.

На мой взгляд, на осмотр Помпей нужен целый день. Это был последний экскурсионный пункт итальянского путешествия. Последний взгляд на убийцу города (и зачем люди селились вблизи опасных мест?)

и держим путь в Фьюмичино.

Один билет на автобус Неаполь – Фьюмичино стоил 20 евро, вернее 19,99. Багаж бесплатно.
Водитель был немного похож на Челентано.

Песен он не пел и по хорошей магистрали

довёз к месту назначения точно в срок, в 16-50.

От аэропорта до посёлка доехали на местном автобусе, который отходит от терминала №2. Никаких указателей и обозначений остановки нет вообще, чем был крайне удивлён. Билет нужно покупать в табачном магазине внутри терминала за 1,3 евро. Таксисты охреневшие. Одна запросила 30 евро это за шесть-то километров пути, а у тех которых диспетчер в жёлтом жилете регулирует — 25 евро.

Если честно сказать, то здесь вылез третий мой «косяк» подготовки поездки. Нужно было поискать прокатную контору в Неаполе, которая не будет «драть три шкуры» за опцию «one way», на машине ехать в Помпеи и Фьюмичино, а утром в аэропорту сдать её. Тогда не был бы привязан к камере хранения, автобусу из Неаполя, не было бы метания по аэропорту в поисках остановки местного автобуса и т.д.

В Фьюмичино был забронирован номер в Suite Room Fiumicino на Via delle Nasse, 46.
Уютный гостевой дом в тихом переулке.

Своя парковка.

Симпатичный номер за 80 евро.

До пляжа пять минут ходьбы, но искупаться мы уже не успели. Только прогулялись до него после ужина.

А ужинать пошли подальше от пляжа и других тусовочных мест в Trattoria «Le Romane» по адресу Via Attilio Corrubia, 34. Это тоже в пяти минутах ходьбы от отеля только в противоположную сторону.

Когда мы пришли посетители были только местные. Хозяева почти не говорят по-английски. Тихое семейное заведение.

С изящными балеринами на стенах.

Очень хорошо готовят и недорого:
разнообразное антипасти.

бараньи внутренности,

мясо

и бутылка вина

около 40 евро.

Бутылка просекко

под звёздным итальянским небом скрасит грусть расставания с Италией.

Утром хозяин отеля вызвал нам такси, которое за 15 евро доставило в аэропорт.

Потом, полдня прогулки по ставшему родным Стамбулу.

Традиционный ужин за галатским мостом в рыбном ресторане.

И вот он, ростовский рассвет со свой лоджии.

Вот и закончилось очередное путешествие. Немного грустно, но сердце утешается тем, что через четыре месяца будет следующее. Завтра нужно покупать билеты на самолёт Ростов — Салоники. Но это уже другая история.