Кавказский калейдоскоп 2017. Часть 1. Синопсис и Беларусь. / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!


Авторизация

Зарегистрироваться

Войти или Зарегистрироваться        Мобильная версия

Кавказский калейдоскоп 2017. Часть 1. Синопсис и Беларусь.


“Sometimes They Come Back”.
Stephen Edwin King

С чего вдруг нас туда занесло.

Шлейф специфических, но вполне себе банальных семейных проблем довольно предсказуемо привёл к тому, что на неопределённый срок мы стали практически невыездными. В принципе, нами уже был пару раз опробован некий хитроумный сценарий, благодаря которому выкроить 7-10 дней на небольшое путешествие было вполне реально. Прошлогодний «Балтийский блиц» — из этой категории поездок, как и 3 сезон «Неизвестной Германии», датируемый декабрём 2015 года. Загвоздка состояла лишь в том, что срок действия наших виз закончился вместе с последней вылазкой. Открывать же новые визы под небольшое путешествие, вероятность которого была не так уж велика, казалось мне не только нецелесообразным мероприятием, но даже и в какой-то мере расточительным.

Прошедшей зимой мы апробировали новый для нас вид путешествий — поездки выходного дня на «штадлеровских» электричках. Чести удостоились Барановичи и Орша. Таким образом было положено начало «открытию» Беларуси. Первый блин комом не вышел. Желание и далее разрабатывать эту «тему» всеми доступными способами было занесено в повестку дня на постоянной основе, поэтому летние перспективы не выглядели совсем уж безрадостными. Ну, а в качестве возможной альтернативы я в теории рассматривал и непродолжительный скачок к нашим южным самостийным соседям.

Но в начале мая всё изменилось. Причём настолько неожиданно, что мы оказались застигнуты врасплох. С одной стороны, появилась свобода, с другой — требовалось налаживать жизнедеятельность в несколько иных условиях. Но прежде всего мы нуждались в душевной перезагрузке. Поэтому решение разрядиться где-нибудь за пределами Отечества, отложив тем самым решение непростых задач на потом, созрело очень быстро.

Виз у нас, как известно, не было. Привычный и надёжный способ их получения в этот раз был невозможен. Альтернативный сценарий, в силу ряда обстоятельств, грозил превратиться в затяжную эпопею, причём с негарантированным положительным исходом. Вот тут-то я и обратил свой взор на Кавказ, куда пока ещё можно пробраться без излишних формальностей.

(как обычно напоминаю, что все фото кликабельны)
Краткосрочный опыт посещения этого региона у нас имелся: в процессе транзита из Ирана в Турцию в 2010 году. Опыт в целом получился неоднозначным. С одной стороны, мягко говоря, смешанные чувства от пребывания в Азербайджане, где всё было крайне дорого, а редкий турист представлял собой исключительно источник наживы. С другой – восприявшая было великолепная Грузия времён Саакашвили, от которой мы остались без ума. Собственно, по этой причине именно Грузия и виделась мне основной целью нашей предстоящей поездки.
В этот раз мы могли себе позволить поездку длительностью порядка трёх недель. Июль казался мне идеальным месяцем для её воплощения. Во-первых, мы должны были избежать пересечения с основными турпотоками, приходящимися на август месяц. Во-вторых, к этому времени уже, как правило, становится понятно, стоит ли ожидать каких-либо погодных катаклизмов и их последствий. В-третьих, июль ещё не так горяч, но уже в достаточной мере богат на свежие овощи и фрукты.

Исходя из первоначального расклада, за минусом недели на подъезд/отъезд, непосредственно на знакомство с Кавказом у нас отводилось около двух недель. Для Грузии – это чрезмерно, как мне представляется. Поэтому неудивительно, что наша предстоящая «экспансия» очень быстро распространилась на весь регион. Причём забавно, что в итоге пожертвовать я решил именно Грузией. Достижимость своим ходом самых привлекательных регионов этой страны (Сванетии и Тушетии) вызывала у меня массу вопросов, на которые не было однозначных ответов. Поэтому данная цель не без сожаления перекочевала в «лист ожидания». Ну, а список объектов для посещения в Грузии в этот раз ограничился лишь рядом попсовых сайтов, которые в изобилии будут присутствовать на нашем замысловатом транзитном пути. В приоритете же оказалась доселе неведомая Армения, что логично. А также малоизведанные уголки Азербайджана, который, по слухам, в последние годы резко повернулся лицом к туристам.

Подготовка к поездке – это не пустой звук.

На самом деле – далеко не всегда. Организовать летнюю поездку в Европу я могу за два-три дня. Это с учётом разработки маршрута и сборов в дорогу. Идеи для такого трипа постоянно витают в воздухе либо давно уже зафиксированы на бумаге и ждут своего часа. Главное подспорье в этом – многотомная домашняя библиотека. С Кавказом дела обстоят намного хуже. Выбор литературы крайне скуден, поэтому приходится в большой мере полагаться на интернет. Выудить оттуда нужную информацию весьма затруднительно, если это, конечно, не касается попсовых достопримечательностей. Впрочем, без них тоже никак не обойтись, особенно если ты едешь в страну впервые.

Степ бай степ портфель желаний разбух не на шутку. После того, как были определены все пункты интереса на витиеватом маршруте, стало понятно, что мы и в месяц вряд ли уложимся. Вынужденный секвестр сократил план поездки до 24 дней. Но об этом я никому не сказал, дабы до поры до времени не давать поводов для недовольства. К слову, в итоге наша поездка растянулась на 27 дней. Решения о её продлении принимались спонтанно, по мере вовлечения в освоение региона.

Если для путешествия по Европе наличие плана маршрута является, пожалуй, единственным, но далеко не обязательным условием для успешного осуществления поездки, то в случае трипа по республикам бывшего СССР — это лишь полдела. Въезд на авто в эти страны обладает редко повторяющейся спецификой, о которой следует знать заранее. Дабы не быть застигнутыми врасплох внебюджетными тратами или вовсе получить от ворот поворот.
Проще всего с Грузией, где система годами остаётся неизменной. Наличие паспорта, техпаспорта и водительского удостоверения является достаточным основанием для въезда в страну.

Ситуация с въездом в Армению гораздо сложнее, но безвыходной не является, потому как всё решается на границе, разумеется, за деньги, но вроде как абсолютно прозрачно и легально.

Что касается Азербайджана, то, как известно, опыт преодоления границы у нас имелся. Там тоже всё решалось за деньги, но процедура была достаточно мутной. Причём не только на въезде в страну, но и на выезде. Более того, судя по отрывочным сведениям, ситуация там с течением времени только усугубилась. Въезд праворульных и тонированных авто был запрещён в принципе. Впрочем, меня это никак не касалось. Гораздо больше напрягала информация о том, что в Азербайджан ограничен въезд автомобилей, не соответствующих определённым экологическим стандартам. Теоретически меня и это «нововведение» не касалось. Но отсутствие специфических отметок в техпаспорте вызывало серьёзную озабоченность: я опасался, что доказать свою легитимность на границе будет крайне непросто. К счастью, незадолго до отъезда стали поступать весьма оптимистичные «вести с полей». Азербайджанское правительство, решительно и, надеюсь, бесповоротно развернувшееся лицом к туристам, отменило данное ограничение для нерезидентов страны. Кстати, теперь и тонировка автомобилей в летнее время не является препятствием для въезда в Азербайджан.

Таким образом, перечень необходимых формальностей был определён, оставалось лишь выделить под него бюджет, просчитать который заранее было невозможно…

Несмотря на то, что в поездках мы всегда стараемся придерживаться первоначального плана, заранее я бронирую ночлеги только зимой. «Свобода лучше, чем несвобода.» Летом в Европе акцент делаем на кемпинги, с заселением в которые проблемы у нас возникали крайне редко. В поездку на Кавказ я тоже решил взять с собой всё наше кемпинговое «хозяйство», прежде всего в расчёте на спонтанный дикий отдых. Как оказалось, зря. Из всего обширного комплекта нам пригодились лишь раскладные стулья со столом для нечастых перекусов на природе.

Жили мы в поездке в дешёвых гестах и гостиницах (поэтому зачастую данные наименования следует произносить исключительно в кавычках), которые, как правило, бронировали по принципу сегодня на завтра/послезавтра исходя из предполагаемого наличия Wi-Fi. В России и Армении, где у нас был мобильный интернет, мы и вовсе могли себе позволить подобрать ночлег непосредственно на месте.

Поначалу, питаться по большей части планировали в автономном режиме, для чего, собственно, и взяли с собой газовую горелку. Но дешевизна местного общепита таки «вынудила» нас хотя бы раз в день посещать кафе и рестораны, что явилось огромным довеском к палитре впечатлений о Кавказе.

Деньги. В Европу мы с собой берём пару-тройку валютных карт и некий минимум налички – то, что удалось наскрести в различных «запасниках». В этот раз задумка была аналогичной, но с учётом местной специфики. Понятно, что рассчитывать на возможность повсеместной оплаты «пластиком» на Кавказе крайне глупо. Но и возить с собой «пресс» налички и неудобно, и стрёмно. Постоянное обналичивание денег в местных банкоматах тоже не самый лучший выход. «Попадать» на комиссию не хочется никому. Впрочем, благодаря штудированию специализированных сайтов, идеальный выход из, казалось бы, патовой ситуации нашёлся быстро: банк ВТБ, опутавший сетью своих филиалов не только Беларусь, но и Закавказье. Во всех его банкоматах снимать наличные деньги можно безо всякой комиссии.
Подготовка авто (всё того же прожорливого, но очень комфортабельного Chrysler Pacifica) в этот раз обошлась без серьёзных денежных вливаний, ограничившись лишь заменой некоторых «расходников». В то же время не обошлось и без нехарактерного для меня бзика, который на время внёс сумятицу в мозг. Справедливо полагая, что дороги на Кавказе неидеальны, я вдруг озаботился тем, чтобы дополнительно обезопасить себя от возможных повреждений картера двигателя и проколов покрышек. Защита картера – довольно дорогое удовольствие, поэтому от неё я отказался почти сразу. Справедливости ради стоит заметить, что её наличие на некоторых дорогах Армении сэкономило бы мне кучу нервных клеток.
Бзик, связанный с ремкомплектами для шин просуществовал гораздо дольше. Поскольку меня беспокоили не столько возможные проколы, сколько порезы покрышек, я хотел приобрести баллончик с шинонаполнителем. Увы, но на мой типоразмер колёс их просто не оказалось в наличии. Поэтому и от этой идеи пришлось отказаться. Успокоил я себя тем, что, во-первых, у меня в комплекте имеется «докатка», а, во-вторых, — подобных прецедентов за 20 лет практически не было. Швейцарский саморез, с которым я спокойно доехал до дома, не в счёт.

Ещё один важный вопрос в процессе подготовки – это навигация. Имея два «железных» прибора, я традиционно полагаюсь на «Гармин». «Навител» — запасной вариант. Официальных карт Закавказья для «Гармина» не существует, поэтому мне впервые пришлось использовать карты OSM. (Там же были взяты и карты отдельных регионов РФ.) Куда как проще с картами для «Навитела». Впрочем, оценить качество последних мне практически не пришлось. «Гармин» «подвис» лишь однажды и то ненадолго. Гораздо чаще, в том числе и в пешеходном варианте, приходилось обращаться к помощи установленного на iPad/iPhone популярного приложения «Maps.me», которое «знает» о большем количестве достопримечательностей, нежели OSM.
Ну и, пожалуй, последнее из процесса подготовки, на чём имеет смысл сделать акцент – это «сувениры». После недолгого мозгового штурма мы остановились на продукции фабрики «Красный пищевик» и нескольких ликёроводочных заводов.

Невынужденный спойлер.

Прежде чем отправиться в путь, имеет смысл приоткрыть завесу тайны над нашим маршрутом. По крайней мере его начальным этапом, преодолеть который мы планировали за три дня. С обязательными остановками в Элисте и Дербенте, и необязательной в районе Воронежа. Выезд планировался на субботу 1 июля. Но некоторая специфика услуг, предоставляемых банком ВТБ, сподвигла меня на поиск его филиалов, расположенных у восточных границ Беларуси. Таковые оказались лишь в Могилёве и Гомеле. Идея попутно взглянуть на Гомель перевесила, поэтому именно он был назначен нашей промежуточной точкой. Поскольку выезд в пятницу вечером уже давно стал для нас нормой, я решил и в этот раз не отказываться от подобной практики. Таким образом мы существенно снижали нагрузку на следующий день, который виделся самым напряжённым на транзитном пути на Кавказ. Правда, лишняя ночёвка – это дополнительное давление на бюджет, хотя и не очень существенное.

Кстати, стоит заметить, что на этот раз мы отправлялись в поездку вдвоём с Машей. Дочь Татьяна категорически отказалась ехать с нами куда бы то ни было. Тем более что у неё на лето были собственные планы, которые она в итоге успешно осуществила. Горевать по поводу её отказа я не стал. Скорее даже обрадовался: во-первых, это существенно облегчало нагрузку на наш бюджет, во-вторых, ежедневно созерцать вечно недовольную физиономию ребёнка, нуждающегося лишь в еде и вай-фае – то ещё удовольствие.

А теперь в путь!

Так уж повелось, что гарантией удачного путешествия у нас является «дождик на дорожку» и небольшой семейный конфликт. Разумеется, тоже на дорожку.
Утро пятницы 30 июня 2017 года я заставил себя посвятить окончательной вёрстке ещё довольно сырого маршрута, в чём не сильно преуспел. Поэтому прилетевшая с работы решительно настроенная Маша застала меня за сборами в дорогу, которые находились лишь в начальной стадии. Впрочем, это было разве что поводом для ворчания, не более. Конфликт с места в карьер разгорелся из-за того, что по вине ЖЭСа, (и частично моей) нам так и не удалось до отъезда устранить одну не очень приятную проблему. Дошло до того, что Маша вовсе была готова отказаться от поездки. Я, впрочем, тоже. Немного снизить градус конфликта удалось, когда поступили заверения из ЖЭСа о том, что проблема будет устранена в начале следующей недели. Ответственность за это была возложена на Таню и её безотказного деда. Впрочем, Маша успокаиваться пока не намеревалась. Теперь её вдруг взволновало, что обретший волю ребёнок в наше отсутствие будет организовывать тусы в нашем же жилище. В связи с чем было принято решение спрятать (то бишь убрать с глаз) скромные запасы «золотишка». С учётом того, что нынешняя продвинутая столичная молодёжь в большинстве своём с трудом понимает, для чего в принципе нужно «золотишко», этот факт в Таниной среде надолго стал популярным мемом.

Выехали мы в 17.40, значительно позже запланированного. Попутно, на выезде из города, заскочили в известную компанию, где избавились от двух старых аккумуляторов, тем самым весьма кстати существенно пополнив наш рублёвый счёт.

Несмотря на наличие навигатора, я очень боялся проморгать съезд с автомагистрали М4 на М5. Виной тому прецедент, датируемый концом 90-х прошлого века. Тогда, направляясь в Одессу, я благополучно зевнул этот перекрёсток, результатом чего стала заметная потеря времени и безвозвратно растраченный комок нервов на запущенных дорогах на стыке двух областей.

В этот раз всё прошло идеально. Новенькая М5 не могла не порадовать отсутствием трафика и идеальным качеством покрытия. Наверное, это лучшая беларуская магистраль на сегодня. Смущают лишь довольно многочисленные нерегулируемые пешеходные переходы, которые заставляют резко сбрасывать скорость и напряжённо смотреть в оба. Впрочем, это «беда» всех автомагистралей в Беларуси.

Градус нашего конфликта потихоньку снижался. Окончательно же всё стихло после того, как мы преодолели полосу грозового ливня уже где-то в Гомельской области. Теперь можно было не сомневаться в том, что поездка пройдёт на отлично.

В начале десятого вечера мы спешились у гомельской гостиницы «Цирк». На небольшой парковке около входа зияло пустотой одно единственное место – как раз для нас. В советские времена эта гостиница, по-видимому, была ведомственной. Сейчас, наверняка, «микст». Так что соответствующий «шарм» сохранился, с чем мы столкнулись уже непосредственно на входе. Здесь весь персонал действует строго в соответствии со штатным расписанием. Приветливая дама-администратор, сидевшая в «аквариуме», отвечала за оформление документов, оплату и выдачу ключей от номера. Посреди обширного холла за одиноко стоящим ученическим столом сидела дама-мумия в очках (она же – портье). В её функции входило сопровождение гостей до номера и его демонстрация. Никакие иные действия и вольности не допускаются: ни чтение, ни вязание, ни разговоры. В этом мы убедились позднее, неоднократно проходя через фойе мимо застывшей женщины-мумии-портье и копошившейся в своём «аквариуме» женщины-администратора.
Не знаю, как для кого, но для меня не секрет, что советские гостиницы средней руки и выше всегда отличались в лучшую сторону размерами номера. Сейчас это преимущество ценно вдвойне, поскольку можно получить просторный номер по весьма бюджетной цене. В нашем случае это был двухкомнатный полулюкс.

Из окон которого открывался милейший пасторальный вид на провинциальный Гомель.

При этом стоит заметить, что гостиница «Цирк» располагается в самом центре города на улице со знаковым названием Советская.

Несмотря на сумерки, сидеть в номере мы не собирались. Нам нужно было немного размяться, провести рекогносцировку перед утренним фотоштурмом и где-нибудь перекусить. В процессе прогулки мы добрели до городской набережной, только вот в темноте это не осознали. Вечерний город оставил весьма приятное впечатление, так что утренняя вылазка предвкушалась в охотку.

На обратном пути заскочили в какое-то кафе-бистро, где я подкрепился шаурмой (или шавермой?), а Маша ограничилась мороженым. Таким образом, по возвращении в гостиницу ничто не мешало нам сразу же отправиться на боковую.



В субботу 1 июня гомельский филиал банка ВТБ-Беларусь должен был открыться в 10 часов. До этого времени нам нужно было успеть позавтракать, максимально содержательно оббежать город и выселиться из гостиницы. Реализация программы началась с города, около восьми утра.

Гомель находится в стороне от популярных туристических направлений. Поэтому вниманием город не избалован. Объекты интереса тех немногих любопытствующих, кто решил заглянуть в этот областной центр, можно перечесть по пальцам одной руки: скульптура «Лодочник», дворец, иногда парк с собором, изредка набережная. Понятно, что и мы не собирались их игнорировать. Все эти сайты расположены весьма компактно, добираться до них мы, разумеется, будем пешком, вдоль по улице Советской, ранее — Румянцевской, названной так в честь бывших владельцев города.

В годы фашистской оккупации она называлась Гитлерштрассе. Это лишнее подтверждение тому, что данная улица является главной магистралью Гомеля, поэтому её архитектурному ансамблю стоит уделить повышенное внимание. Важно лишь было найти «точку отсечки» — границу между банальным и оригинальным. Таковой, как мне думается, является «сталинская» башня со шпилем.

Возвышается она над бывшими корпусами ланкастерской школы, где ныне размещены производственные мощности обувной фабрики «Труд». Судя по названию, данное ОАО в состоянии находиться на плаву лишь потому, что выпускает продукцию для «людей труда».

200 лет назад здесь уже была городская окраина. Поэтому неудивительно, что в одном из ближайших зданий и поныне работает первая общественная баня. Дом, кстати, весьма любопытной архитектуры – постконструктивизм с вкраплениями романских элементов декора.

Конечно, нужно быть слишком глубоко в «теме», чтобы безошибочно определить, к какой эпохе относится то или иное строение на Советской. Главное здесь препятствие – это последствия войны. Восстановление города рождало не только классические образцы советского историзма,

среди которых особенно шикарно выглядят угловые здания.

Но и весьма далёкие от оригиналов новоделы в соответствующем сталинской эпохе стиле. Характерный пример – бывшее здание Соединённого и Городского банков, увенчанное гербом БССР.

Коль уж речь зашла о банках, то будет уместным заметить, что расцвет Гомеля пришёлся на рубеж 19-20 столетий. Именно в этот период кредитные учреждения в городе стали появляться буквально на каждом углу.

Те из них, которым посчастливилось «дожить» до наших дней, являются настоящими архитектурными жемчужинами Гомеля. Ярчайший пример – бывший Русско-Азиатский банк, здание которого ныне облюбовал Нацбанк РБ.

Стоит заметить, что даже среди неизбалованных подобными образцами архитектуры беларусов далеко не каждый обратит на них внимание. Но вот безучастно пройти мимо бывших доходных домов получится вряд ли.


Сохранилось их в Гомеле крайне мало. К тому же, часть из них – послевоенные новоделы.

Но качество работ – выше всяческих похвал!

Вплоть до мельчайших деталей, подчёркивающих стилизаторско-эклектичное начало этих архитектурных шедевров.

Но даже в этом ряду есть свои «звёзды», каковым безусловно является доходный дом Лейбы Маянца.

Кстати, в отличие от своих соседей – это подлинник – яркий образец архитектуры псевдорусского стиля.

С улицей Советской мы вроде как закончили, но справедливости ради стоит заметить, что её парадный лоск – это отнюдь не эксклюзив в рамках Гомеля. В подобной стилистике выдержаны и все остальные примыкающие улицы и переулки города.

Причём забавно, что некоторые из них напомнили мне далёкую, правда, подозрительно вылизанную Самару.

Кстати говоря, планировка города, пресловутый архитектурный «русский стиль» вкупе с самарскими ассоциациями подтолкнули меня к очевидному выводу: Гомель, по сути, выглядит, как типично русский город. Ведь в нём нет и намёка на характерные черты восточно-европейских городов с их рыночными площадями, ратушами, таунхаусами, барочными или готическими церквями и соборами. Для меня это явилось довольно неожиданным откровением.
Следующая ассоциация связана с Одессой. Разумеется, «вылизанной», даже чересчур. Касается она «Киевского спуска», ведущего к набережной.

Таким образом мы уже добрались и до Гомеля «попсового».

Непреднамеренно он начался для нас со знаменитого «Лодочника» — мифического основателя города. Растиражированную легенду я повторять здесь не буду, потому как она мне категорически не нравится из-за своей примитивности.

Набережная Сожа в Гомеле, кстати, тоже эдакая мини-копия самарской.

С той лишь разницей, что мусорки и скамейки не прикованы здесь цепями к фонарным столбам.

Не знаю, как давно её закатали в бетон, но благоустройство и наведение лоска заканчивали буквально у нас на глазах.

Как обычно в таких случаях, внимание привлекали не подневольные рабочие, а высокооплачиваемые надсмотрщики, процент которых явно выходил за разумные рамки.

Выгуливавший неподалёку своих борзых один из представителей рода Румянцевых застыл в неестественной позе при виде этой гротескной картины.

Воспользовавшись ситуацией, мы решили инкогнито пробраться во владения Румянцевых-Паскевичей, к которым в том числе относится и пейзажный парк.

Вообще, для меня стало приятным откровением, что знаменитый гомельский дворец и, соответственно, парк при нём расположены на высоком и крутом берегу Сожа, который разбивается ныне благоустроенными оврагами на своеобразные сектора.

Переброшенные через них изящные металлические мостики являются великолепными бельведерами.


Открывающиеся оттуда виды радуют глаз приятными «европейскими» пейзажами.

Вблизи дворца характер парка меняется на регулярный.

В его потайных уголках можно обнаружить места для романтических встреч.

С непременными видами на Сож и его ныне отнюдь не романтическую набережную.

Впрочем, пришла пора сосредоточиться на главной гомельской достопримечательности – дворце Румянцевых-Паскевичей, проект которого базировался на идеях архитектурного гения Андреа Палладио.

Он, вне всяких сомнений, «красавчик»! Несмотря на свой во многом новодельный вид – последствия войны, увы…

Не скажу за других, но лично я прикипел ко дворовому фасаду дворца.

Впрочем, стоит заметить, что изначально строение, на мой вкус, смотрелось довольно куцым. Но лишь до тех пор, пока к нему не были пристроены крылья-флигели.

С главным корпусом дворца они были соединены застеклёнными галереями-колоннадами.

Таким образом в начале 19 века сооружение приобрело законченный вид.

Но спустя полвека о симметрии пришлось забыть. Новый владелец – граф Паскевич решил обустроить во дворце личную резиденцию. Обосновался он в южном флигеле, на месте которого была возведена башня, увенчанная часовым механизмом.

Сейчас именно она, как мне кажется, может служить визитной карточкой этого великолепного сооружения.

Из обязательной программы у нас остался только Петропавловский собор, находящийся неподалёку в пределах парка. Строился ещё при Румянцевых, поэтому выдержан в том же стиле классицизма, что и дворец.

Подобных сооружений на территории бывшей Российской империи тьма тьмущая. Но далеко не все из них имеют возможность являться частью целого архитектурного ансамбля.

Чего, увы, не скажешь о часовне-усыпальнице рода Паскевичей, которая на этом фоне смотрится образцом безвкусия. Несмотря на свою фамилию, князь, видимо, был глубоко русским человеком, поэтому и согласился на то, чтобы местом его последнего пристанища стал «сказочный теремок» в псевдорусском стиле.

Внутрь собора мы не пошли. Убить бы нас там, наверное, не убили, но настроение подпортить православные верующие мастаки. Поэтому к храмам этой конфессии я всегда приближаюсь с опаской.

Накануне вечером, двигаясь по наитию, мы лишь чуточку продвинулись вглубь парка. Тем не менее кое-что запомнили. Поэтому, прежде чем расстаться с ним, по уже знакомому маршруту выбрались на пешеходный мост через Сож, чтобы по достоинству оценить панораму исторического центра Гомеля, каковым и является дворцово-парковый ансамбль, возведённый на месте доисторического городища.

Здесь же узнали от местных жительниц, что ранее набережная отличалась обилием деревьев, которые ради показушного глянца по устоявшейся беларуской традиции пришлось вырубить. Кстати, как оказалось, весь этот марафет на набережной был приурочен к стремительно приближавшемуся 875-летнему юбилею Гомеля.

Та же печальная участь постигла и вековые деревья на главной площади города, до сих пор носящей имя вождя революции. Теперь, в соответствии со стилем агроренессанс, Ленин стоит в окружении бетонных кадушек с высаженными в них туями.

Что касается непосредственно площади Ленина, то она на редкость ужасна. Раньше её доминантой, по-видимому, был дворец. Теперь же его за деревьями попросту не видно. Поэтому на первый план выходит здание областного драмтеатра, выполненное в стиле советского неоклассицизма. Увенчано оно музой, которая посылает довольно откровенные сигналы дедушке Ленину. Последний, к его чести, никак на них не ведётся.

Собственно, на этом всё, поскольку остальные здания, выходящие лицом либо боком на площадь, откровенно безобразны. Причём ночью всё это выглядит значительно хуже.

Наше беглое знакомство с Гомелем закончилось там же, где и начиналось — у цирка.

Это сооружение, напоминающее припаркованный классический НЛО, является приятным исключением в убогом архитектурном ряду, характерном для эпохи заката СССР.

В урочный час мы вернулись в гостиницу. Поели, собрали вещи, сдали ключи, загрузили машину и отправились в банк. Благо, что он располагался через дорогу. Тут-то нас и поджидал «облом». Накануне длинных выходных ВТБ затеял обновление программного обеспечения. Нормальный банк наверняка оповестил бы своих клиентов заранее. К примеру, посредством смс-рассылки. А здесь – объявление на дверях, которое мы двумя часами ранее не смогли рассмотреть, проходя мимо. Ситуация, конечно, неприятная, но и не критическая. Придётся-таки постоянно таскать с собой пачку долларов. Плохо, что теперь поездка будет обременена заботами, связанными с обменом наличных денег.

Напоследок в Гомеле нам нужно было пополнить запасы жизненно-необходимых продуктов. На вопрос о находящемся где-нибудь поблизости продовольственном магазине никто из местных жителей вразумительного ответа не дал. Пришлось прибегнуть к помощи интернета.

Пока Маша бегала в гипермаркет, я вводил в навигатор предстоящий маршрут. Отсутствовала она непозволительно долго, что не могло не бесить. Как оказалось, справилась с задачей Маша быстро, а всё остальное время, заблудившись в трёх соснах, металась по стоянке в поисках потерянной машины.

Курс на границу мы взяли лишь в начале двенадцатого. На месте были где-то через час. Впрочем, надолго не задержались. Увидев в наших руках беларуские паспорта, российский пограничник тотчас же утратил к нам интерес.

Российский транзит.

Комментарии (8)

RSS свернуть / развернуть
+
4
+ -
avatar

bulava61

  • 16 ноября 2017, 13:20
Хмурое осеннее московское утро со стучащими по подоконнику каплями нудного дождя не сулило ничего весёлого наступившему дню, как вдруг — я чуть не упал со стула — боже ж мой! Александр? Собственной персоной? Пошарил в головном мозгу — не сплю ли я? Чертовски приятно снова Вас читать.
ежедневно созерцать вечно недовольную физиономию ребёнка, нуждающегося лишь в еде и вай-фае – то ещё удовольствие.
Вот она — вечная проблема отцов и детей, кто-то из школьных классиков ею в прошлые века был озабочен, ничего не меняется.
Конфликт с места в карьер разгорелся
Боже, Александр, как истощилась Ваша нервная система за полгода отсутствия...
Дошло до того, что Маша вовсе была готова отказаться от поездки. Я, впрочем, тоже.
Кошмар, столько готовиться и в момент на всё плюнуть! К следующей поездке запаситесь валерианой. Надеюсь, продолжение не застрянет где-то на полгода.
+
3
+ -
avatar

Vlad-Kenig

  • 16 ноября 2017, 20:01
Спасибо за дневной Гомель. Были несколько раз, только проездом с ночевкой.
Теперь знаем, что можно планировать его и на день
+
3
+ -
avatar

КАРАПЕТКА13

  • 16 ноября 2017, 23:32
Очень рада читать вас снова! Жду продолжения, особенно об Азербайджане. Планы, понимаете ли…
+
1
+ -
avatar

Zebra

  • 17 ноября 2017, 21:10
Театр в Гомеле, оказывается, очень похож на наш, волгоградский! Отличия есть, но очень похож.

Кстати, как Мапсме может «знать» больше, чем ОСМ, если Мапсме всего лишь оболочка дла карт ОСМ? ;)
+
1
+ -
avatar

bkozyrev

  • 13 марта 2018, 13:35
Шлейф специфических, но вполне себе банальных семейных проблем довольно предсказуемо привёл к тому, что на неопределённый срок мы стали практически невыездными. В принципе, нами уже был пару раз опробован некий хитроумный сценарий
Но в начале мая всё изменилось. Причём настолько неожиданно, что мы оказались застигнуты врасплох. С одной стороны, появилась свобода, с другой — требовалось налаживать жизнедеятельность в несколько иных условиях.
Виз у нас, как известно, не было. Привычный и надёжный способ их получения в этот раз был невозможен. Альтернативный сценарий, в силу ряда обстоятельств, грозил превратиться в затяжную эпопею, причём с негарантированным положительным исходом.
… а выезде из города, заскочили в известную компанию

Александр, тебе надо срочно садиться за написание шпионского детектива. Или шифровки в Центр...? ;)
+
1
+ -
avatar

puzzle

  • 13 марта 2018, 13:52
Нынче в повседневной жизни градус шпиономании уже зашкалил, так что беллетристика вряд ли будет востребована.
+
1
+ -
avatar

bkozyrev

  • 13 марта 2018, 13:37
Конечно, было бы интересно почитать про уже кавказскую часть путешествия, тем более, что ты мне так и не раскрыл тайну, куда вас в итоге занесло?

Но про Гомель тоже понравилось. Тем более, что там мы в нашей летней вылазке в Беларусь так и не побывали.
+
1
+ -
avatar

puzzle

  • 13 марта 2018, 13:56
Конечно, было бы интересно почитать про уже кавказскую часть путешествия, тем более, что ты мне так и не раскрыл тайну, куда вас в итоге занесло?

Поскольку я анонсы не приветствую, а начало повествованию всё-таки положено, придётся пару-тройку лет потерпеть)

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.