Кольский полуостров 2009 год, часть вторая. / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!


Авторизация

Зарегистрироваться

Войти или Зарегистрироваться        Мобильная версия

Кольский полуостров 2009 год, часть вторая.

Начало отчета...
Ночью пошел дождь. Утром меня разбудили капли дождя в номере. Ремонт крыши у них шел очень медленно. Капало на стол, где стоял ноутбук. Потом началась капель на мою кровать, но мы уже собирались дальше. Позавтракали на скорую руку, течь из крыши усилилась…. Когда уезжали, спросили у дежурного администратора про сувениры. С ней был мужчина, видимо муж, он сразу позвонил своей маме и проводил нас к ней домой. Они с мужем занимались изготовлением сувениров. «Бабушка», как называл ее сын – работает по коже, а «дедушка» — по металлу, рогу и кости. Очень приглянулся нож, но цена в 8 тысяч сразу отпугнула. Накупили всяких амулетов из рога и можжевельника, нам про них рассказали, назвали всякие названия – например у Марины был человек-олень Мяндыш, у девчонок — дочери Монтераки. Кто она такая я так и не понял, еще купили бубен, небольшой, но настоящий из кожи. Мы оставили там 1500 рублей, Макаровы 1000. удовлетворенные выехали в сторону Оленегорска и дальше на Кандалакшу. Дождь шел только до конца мончегорского района, а потом небо развеялось появились белые облака, солнце – настроение сразу улучшилось.

Как потом оказалось расстояние мы рассчитали не совсем верно и проехали в итоге не 300 км, а все 450. Наша цель – Кузомень – деревня и самая северная пустыня. Дорогу до Кандалакши мы уже знали, а вот дальше – Терский берег. В самой Кандалакше остановились пообедать, и зашли в магазин за продуктами. Обедали в кафе, которое было пристройкой к столовой. Было воскресенье и столовая не работала, а в кафе продавали вчерашний обед. Дети есть отказались, кое что поклевали и отказались. Проехали через Кандалакшу и выехали на перевал, а за ним – вид на кандалакшский залив. Жалко, что у нас фотоаппарат не работал, пришлось заставить Макарова останавливаться и делать фотографию. Дорога до Умбы хорошая, потом на Варзугу примерно до 50 км – асфальт, а потом грейдер. Хороший такой, мы шли до 80 км/ч. Правда местами он был с ямками, но в целом сносно. На карте дорога до самой деревни Кузомень была нарисована как «дорога с покрытием», но на деле оказалось, что дорога идет на Варзугу, а на Кузомень – песчаная лесная дорога. Огромные лужи на песчаной дороге преодолевали достаточно легко, потом встретили парней на мотоцикле и спросили, как ехать в деревню, они посоветовали свернуть вправо к берегу, там дорога лучше, чем основная.

Свернули и довольно скоро выехали на открытое пространство — началась песчаная пустыня. Огромная лужа преградила нам дорогу, УАЗик по ней прошел легко, узнали у него как там дальше дорога, он сказал, что эта лужа – самая плохая, дальше проще. Рискнули, и как два парохода преодолели ее вброд.

Проехали дальше и поняли, что началась настоящая пустыня. Встать там не представлялось никакой возможности, т.к. просто голое песчаное пространство. И в деревне вряд ли сможем найти пристанище, решили вернуться к лесу, к тому же времени было уже много, пора вставать на стоянку. Было солнечно, но ветрено, насекомые быстро почувствовали нас и прилетели на свежее мясо. Мы развернулись и поехали обратно. Я решил, что мне хватит экстрима по преодолению лужи в брод и надо ее попробовать объехать, и конечно сел! Меня пробовали дергать, но сел хорошо, Саня проехал по луже и меня стали дергать. Сцепили два троса, мне пришлось вытащить все вещи из багажника. Немного помучались и все получилось. Ужин прошел хорошо – вокруг было просто море грибов, сварили гречу с грибами и сыром.

Для скорости воспользовались газовой горелкой, которую так героически забыли накануне на Сейдозеро. Выпили живого Кольского пива и пошли спать.
Утром пошел дождь, была надежда, что это мухи, но это был дождь. Он шел и шел, не прекращаясь. Настроение сразу ухудшилось. Даже завтрак не исправил его, но внезапно налетел ветер и разогнал облака. Дождь прекратился, мы собрались в деревню через пустыню. Накануне мимо нас проехала одиннадцатая, они нам рассказали, что до села Кузомень 5 км, а до Устья Варзуги – 9. решили сходить в Кузомень. Собралась экспедиция – я, Саня, Юля, Марина и Даша. Таня с Егором и Ксения с Катей остались в лагере.

Пустыня впечатляла – барханы или дюны, перемежались ровными участками с красными камнями плитняка, везде были следы мотоциклов, внедорожников и квадроциклов. Саня фотографировал все подряд. Постоянно дул ветер нам на встречу, но дождя не было. Поднявшись на одну из дюн, увидели вдалеке две машины, как потом оказалось – везли брус в Кузомень ЗИЛ-131 с 3 мостами и КРАЗ.

ЗИЛ сел, а КрАЗ пытался его вытащить, но толь-ко погнул ему бампер. В итоге они решили отвезти на КРАЗе груз, потом вернуться и перегрузить груз. Мы дошли до деревни.

Деревня произвела достаточно грустное впечатление, улица – песчаная колея, дома все покосившиеся, кроме пары домов обшитых сайдингом и нового клуба.
ФАП вообще в полуразрушенном состоянии. Народ смотрел как-то сквозь нас, как будто мы призраки. Только если мы обращали на себя внимание, здороваясь с ними, они на нас смотрели.

Прошли всю деревню, зашли в магазин, посмотрели ассортимент. Обратили внимание, что на выходе из магазина лежат пустые банки и бутылки из под пива. Народ пьет не вы-ходя из магазина. За деревней был на дюне погост – кресты и памятники расположены группами, в каждой группе своя фамилия. Еще впечатлил памятник воинам, погибшим в Великой Отечественной войне. Стелла и перед ней на дощечке фотографии сельчан, с указанием места смерти и места захоронения. У тех, чьи фото не нашли, изображение медали. Потом пошли на берег моря и обратно.

По дороге поймали в море пенку, ее прибило вол-нами, принесли в лагерь. Девочки собирали всякую гадость по дороге, чьи-то зубы, звезд, ежей и ракушек. Видели джип – он гонял по пустыне. По пути набрали еще грибов и сварили суп.

Снова пошел дождь, ветер был очень сильный, мы переставили тент, пообедали, а заодно и поужинали. Дождь усиливался, мы пошли по палаткам, времени было уже 19-00, Ксения читала, Марина ходили с Дашей по пустыне и мокли, Катя с Юлей играли в мокрую курицу – самая актуальная игра. Пока мы ходили, ребята на джипе подъезжали к Тане и рассказали, что стоят на Лодочном ручье, рядом с домиками, которые сдают в аренду. Таня решила, что это тоня Тетрина. Решили, что завтра поедем туда, если пере-станет дождь, и мы сможем высушить палатки, а если нет, то стоим дальше.
Времени было 20-00, когда у нашей палатки заглохла какая-то машина. Я пошел посмотреть – приехали рыбаки на волге, которую мы видели, путешествуя по берегу из Кузомени. Они предложили рыбы, мы согласились, в итоге оказались владельцами 15 кг. Сига. Парни оказались добрыми, дали нам еще и соли, и научили солить рыбу. Мы рас-спросили про тоню Тетрина, они сказали, что только вертолетом можно до нее долететь, т.к. она находится в самом «горле» Белого моря.

А домики стоят действительно у ручья, и они могут нам привезти семги, если мы там простоим день – другой. До полуночи мы со-лили сига, потом еще жарили и ели. Так и легли спать в 24-00.
Утром дождь не перестал, решено было сниматься и ехать искать домик у Лодочного ручья. Обратная дорога нас не пугала, мы уже по ней ехали. В Интернете много на-писано про то, что до Кузомени нельзя добраться иначе как на 4х4. Я хочу опровергнуть это. Если ехать по дороге не Кузомень и свернуть направо у поклонного креста и щита с вывеской типа «Береги природу», то выезжаешь на берег моря, по песчаной дороге. А там пара тройка мест, которые можно пройти. Одна большая лужа с песчаным твердым дном, которую мы прошли туда, а Саня еще и обратно. И в Кузомени стоят и ВАЗ-99 и ВАЗ-1011, хотя УАЗов и Нив больше. Дорога обратно была проста, решили еще заехать в Варзугу.
Варзуга производит совсем другое впечатление, нежели Кузомень. Новые типовые домики, строительство ведется, красивая церковь Богоматери Спасительницы на водах. Ей исполнилось 450 лет. Но был дождь, мы немного покрутились по селу, заехали в автопредприятие, пытаясь найти Сане бензина, но безуспешно. Взяли курс на Умбу.
На Лодочном свернули с дороги и нашли домики. Все было закрыто в них никто не жил, рядом стояли питерцы. У забора висела табличка с номером телефона. Но, как назло, не было сети. Пришлось забраться на скамейку, чтобы поймать сигнал. По этому телефону мне сказали, что да, домики сдаются, но надо звонить по другим телефонам и дали три, один заблокирован, по второму снова сослались на третий, а по третьему ответила Светлана – хозяйка домиков. Она сказала, что в Финляндии и вернется через два дня. Место очень красивое, лес и рядом море, но у нас были мокрые палатки, и нам нужно было жилье с крышей. Мы поехали дальше. По дороге еще остановись в Кашкаранцах, пытались там снять домик. Нам подсказали бабушку Сидорову.
Бабушка Сидорова 87 лет лихо соскочила с печки, когда услышала что нам сказали будто она сдает полдома. Оказалось нет, но нам на встречу пошли, но помещение для 9 человек оказалось маловато – кухня и комната с 2 кроватями, и в придачу давали мастерскую. В общем, решили ехать дальше. В Кашкаранцах красивый пляж – красная галька, маяк и церковь, а в остальном та же разруха, что и в Кузомени.
Саня после Кашкаранцев рванул, т.к. у него бензина было на 30 км. Он решил про-ехать как можно дальше, выбрал оптимальный режим и ушел вперед. Я ехал не спеша до асфальта. Дорога от Умбы до Варзуги, как уже говорил – 50 км асфальт, потом грейдер. Бензин у него кончился за 12 км до Умбы. Дальше я его тащил на веревке до заправки. Правда на повороте с подъемом веревка лопнула по шву и вышибла мне датчик парктроника, его быстро вставили не место и заправляться.
Умба состоит из города и поселка, в этом двойном населенном пункте нет гостиницы, вернее они есть, но одна на ремонте, а вторая непонятная. Мы еще попробовали устроиться на турбазу, предварительно долго ее искали и все показывали в разные стороны. Нашли, но там оказалось дорого по 800 рублей, причем с каждого. В итоге поехали искать счастья в тоне Тетрина.
Удивительно, но поворот нашли сразу, от Умбы на 23-24 км есть направо поворот, потом спросили у местного товарища в огородах.

От огородов по низкой воде – по отливу вдоль берега, потом забрать на право и вверх через перевальчик. Вот тут мы страху и натерпелись, но это еще был не тот страх, что был потом. Дороги в лесу разветвляются и по прямой идет дорога на Тоню Тетрина. Там висит пара указателей, которые не сразу видно. Но кое-как мы добрались до владения Александра Комарова. Он местный краевед и воссоздал тоню в таком виде, как она была в начале 20 века, ранних строений не сохранилось. Раньше он работал в Ревде, создавал музей и исследовал лопарей.

К сожалению Комарова не было на месте, впереди виднелась еще тоня Насилово, но мы туда не поехали, а встали не берегу чуть поодаль от Тетрина. Было солнечно, отлив, поставили мокрые палатки и принялись готовить и раскладываться. Виды вокруг были просто великолепные, дети ушли пастись по берегу, мы надеялись на скорый приезд Комарова.

Он не приехал, ночь прошла спокойно, утром я сходил на тоню Насилово, разбудил сторожа, поговорил с ним, Комаров должен приехать, т.к. ловушки у него стоят. На-род начал просыпаться. Позавтракали и каждый занялся своим делом, пошли гулять по берегу собирать «творческий мусор». Дошли до Насилово, посмотрели у них корабль гостиницу, и все ждали Комарова. Девочки пошли собирать бруснику, набрали 5 литров. Мы с детками купались в море, потом жарили сига, пили перцовку, все больше за то, чтобы приехал Комаров.

День был просто прекрасный, солнечный, теплый. В конце концов, Комаров приехал вечером, быстро сел в лодку и поехал проверять ловушки. Мы с Саней пошли к нему договариваться. Договорились переночевать у него, за 4 200 рублей. Так у него по 700 рублей, но с нас не со всех взял, а только с 6 человек. Дети с Таней жили в основной избе, а мы с Саней и Юлей в избушке на ножках.

Ночью было холодно, но перед этим мы сходили в баню. Правда перед нами мылись москвичи и потом наши дети с Та-ней, они чуть не погубили баню, но все исправили. Баня обычная русская, топится почти по черному, только труба добавлена. Напарились все и в бочку с морской подогретой водой и в ней морская капуста. Из бочки вылезаешь и голова кругом, вокруг ночь, звезды и море шумит.

Комаров дал нам рыбы и картошки, на ужин была уха и чай, силы нас покинули, т.к. мы собрали все вещи, перепаковали их, уложили, помылись, и холодная ночь нам не показалась сильно холодной.
Утром Комаров провел нам экскурсию по своему музею, в принципе мы просто жили в музее.

Пересказывать не буду, это просто надо видеть. Мы прибили на его столб у входа с табличками нашу табличку с именем города.

Выспросили как ехать нижней дорогой и поехали. И тут мы заблудились. Вернее до определенного места мы ехали нормально, а потом забрали слишком сильно влево и заблудились. Мы долго ехали по отврати-тельной дороге, по камням, обили все, что можно было оббить на днище, Я наехал на пенек и оторвал бампер…. Это было очень обидно, подвязали и поехали дальше. Заехали в тупик и пришлось поворачивать обратно. И тут возникла проблема. На один из подъемов мы еле поднялись, еще когда спускались по нему, шутили, что подняться будет трудно.
При подъеме побили все то на днище, что еще не было побито.

В конце концов, выехали на перекресток и увидели один из указателей т. Тетрина. Мы были так рады, что поехали к перевалу как к родному. Выехали на побережье и поняли, что потеряли время и приехали к большой воде. Встали не берегу и стали готовить есть и просто ждать у моря отлива. Та программа, которая была запланирована на сегодня, по прохождению пути была не выполнена на 100%. Отлив и низкая вода ожидается только к 19-20 часам. Впереди дорога домой! Саня лег поспать, я начал писать путевой журнал. Поели каши с тушенкой, в последний раз в походе и, как только вода отошла, поехали. По пути по берегу было четыре ручья, два маленьких и почти незаметных, а два приличных. Я прошел по берегу, посмотрел, что вода спала, разбудил Саню и отправил его вперед, только рекомендовал у ручьев держаться правее – ближе к морю, там тверже песок и ниже берега ручья. Первый ручей прошли очень удачно, про маленькие вообще молчу. А вот во втором у моря прибило водоросли, которые и смутили Саню. Он рванул левее – ближе к берегу т просто провалился в ручей. Берега ручья были достаточно высоки, хоть и песчаные и по середине был островок из песка. Вот на него он и сел брюхом.

Я его выдернуть не смог, пришлось идти в огороды искать полноприводную машину. Нам дед, который шел из садов с лодкой, сказал что нет, но я довольно быстро нашел мужика с УАЗиком «буханкой». Он подъехал и пытался выдернуть Саню вперед, но машину уже замыло песком, да и уперлась она в песок. Стали дергать назад, оборвали все наши троса. Прицепили тросом мужика – витой толстый шнур. Откопали задние колеса по наклонной и выдернули с 3 попытки.
Дети все это время резвились на пляже и играли с собакой мужика. Поблагодарили, объехали по морю и рванули в Кандалакшу, т.к. было уже 19 часов.
Гостиницы в Кандалакше две. В одной – Беломорье – номера только дорогие, во второй – Всполохи – тоже по 600 с человека, решили ехать дальше до поселка Зеленоборского. Там гостиницу закрыли год назад, едем в Лоухи. Проскочили Полярный круг, въехали в Карелию. В Лоухах одна гостиница и там нет мест, а времени уже 23 часа, было предложение ехать в ночь, но дорога на севере Карелии не располагает к ночным поездкам. Помогла администратор гостиницы, отправила нас в Дом отдыха локомотивных бригад. Через все Лоухи до ЖД и там направо по главной дороге третий дом слева. Там и переночевали по 367 рублей за койку. Наскоро перекусили и спать, утром быстро позавтракали и снова в путь. Тетеньку администратора в Доме отдыха подкупило то, что нам не надо документов и мы рано уедем, наверное она заработала.
Обратная дорога была долгой и трудной. Прошли в последний день 1 330 км от Лоухов до Костромы. Завтракали у Сегежи, потом остановились в Медгоре, купили бальзама. В первый раз ехали по восточному берегу Онежского озера назад.

Дорога, такое ощущение, стала за две недели еще хуже. Остановились на месте нашей первой стоянки в нашем самом первом путешествии. Поздравили Макаровых с 11 годовщиной свадьбы, вы-пили квасу. Дома были в 2-30 ночи, уже 22 августа. Бросили все в машине и спать.
Итак, проехали за поездку 4 515 км, средний расход солярки – 6,4 литра на 100 км, средняя скорость 62 км/ч, по трассе туда расход 6,1 литра, скорость 81 км/ч, потом побуксовали, поездили по горам… Искупались в Баренцевом море и Белом море, Сейдозере, горном озере у Териберки. Перешли через перевал Эльморайок – 14 км туда и 14 км обратно. Посетили Мурманск, Териберку, Ревду, Ловозеро, Кузомень, Варзугу, Кашаранцы, Умбу и много других городов.

Комментарии (14)

RSS свернуть / развернуть
+
0
+ -
avatar

Columbo

  • 2 февраля 2011, 23:43
Блин, эта часть просто мегаэкстремальная… Улёёёёт… Вот на фото преодоления брода(лужи) я с ужасом смотрел. Гидроудар не боялись получить? О валуны ничего не погнули? Очень часто бывают повреждения у некоторых путешественников.
+
1
+ -
avatar

dema02

  • 3 февраля 2011, 06:26
:) Боялся, поэтому второй раз поехал по тундре и сел…
Валуны погубили у меня глушак, пенек — бампер, Саня об валуны погнул опору…
Но выехали!
+
0
+ -
avatar

gundos

  • 3 февраля 2011, 14:16
Гэлакси — это ЖЫП!!!
отличная поездка, жаль конечно, что гостинично-туристическая сфера не развита, хотя может оно и к лучшему…
это уже 2-й Ваш отчет, прочитанный мной за 2 дня — нравится, есть что нибуть еще из путешествий по России?? выкладывайте))
+
1
+ -
avatar

dema02

  • 3 февраля 2011, 14:20
:)
Точно Жып! Есть еще отчеты, но более ранние, понемногу выложу — Урал, Карелия, Русский Север, Краков…
+
0
+ -
avatar

gundos

  • 3 февраля 2011, 14:26
ббфф, от ффклуба))
урал, карелия — было бы очень интересно, русский север — эт где?)) под ним обычно как раз кольский понимается вроде бы…
а в кракове сам был, правда проездом!
+
0
+ -
avatar

dema02

  • 3 февраля 2011, 14:28
Русский север — это Вологодчина, Архангельская область, Коми…
+
0
+ -
avatar

gundos

  • 3 февраля 2011, 14:35
ну тоже интересно!!!

кста ффклуб — это форд фокус клуб у нас и «старшие» (мондео, куга, S-макс и гэлакси-воды) общаются, тоже есть не малый раздел об автопутешествиях, рекомендую заглянуть ;)
+
0
+ -
avatar

dema02

  • 3 февраля 2011, 14:38
Я там есть, но слишком мал круг братьев, слишком далеки они от народа… Шутка.
На самом деле — мало народу ездит на наших машинах. Я все больше в ЖЖ пишу.
+
0
+ -
avatar

gundos

  • 3 февраля 2011, 14:59
ездят то многие, писать большинство ленится, да и не каждому по силам, я вот начал писать о поездке в прагу на новогодние, не смог добить последнюю часть, то времени нет, то лень, то муза не приходит…
+
0
+ -
avatar

dema02

  • 3 февраля 2011, 15:06
Я стараюсь писать во время поездки, пока свежи воспоминания и ощущения. Сначала писал в блокнот, потом стал таскать с собой ноут. В Израиле и Черногории вообще писал онлайн и фото выкладывал тоже онлайн — там везде был интернет. Коллеги и друзья следили за путешествием.
Потом только немного правлю по мере перечитывания. В день по 15-20 минут на обдумывание и почеркушки!
+
0
+ -
avatar

vitalik222

  • 31 марта 2011, 18:05
Гостиница вторая только называется не Всполохи, а сполохи — т.е. северное сияние.
+
0
+ -
avatar

dema02

  • 8 апреля 2011, 06:35
Может быть, уже не помню, а фото нет…
+
0
+ -
avatar

FF-user

  • 8 апреля 2011, 12:43
Первая часть больше понравилась. Вторая какая-то корявая, трудно читать, наверное, торопились дописывать.
И машины жалко, зачем же их так убивать. Для таких поездок нужны УАЗы.
+
0
+ -
avatar

dema02

  • 8 апреля 2011, 12:47
Может быть, писал для себя, чтобы не забыть… Особенно машины не убивали. На УАЗике проехать 4 000 км — трудно!

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.