Кольцо по Центральной России, минуя Москву (август 2009 г.). Часть II Смоленск-Рязань-Владимир / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!

Общий маршрут путешествия: СПб-Псков-Смоленск-Рязань-Владимир-Суздаль-Рыбинск-СПб
Начало отчета читать здесь: Часть I СПб-Псков-Смоленск

Маршрут второй части отчета:

Смоленск-Рязань 17.08.09
Примерный пробег — 620 км, чистое время в пути — 8.5 часов.
В 10:30 выезжаем из Смоленска на М1. Трасса великолепная, впрочем, об этом здесь на форуме уже только ленивый не написал. Перед поворотом на Залужье притаилась камера ГИБДД. К 13:00 одолеваем примерно 250 км и решаем сделать остановку на обед. К тому же, мы доехали до примечательного места: истока Москва-реки. Конечно, эта достопримечательность довольно таки искусственная. Великая водная артерия вытекает из вполне заурядного болота по правую сторону от шоссе (если двигаться к Москве). Оттуда под дорогой протекает крошечный ручеек, который со временем превратится в реку. Но показывать туристам болото как-то не престижно. Поэтому слева от шоссе, там где ручеек уже можно заметить, построили часовню, куда поступает вода из ручейка, а оттуда стекает обратно. Вот там туристы и отмечаются. Мы не стали выпендриваться и лезть в болото. Послушно развернулись и припарковались по другую сторону дороги, у часовни. Отпили водички (надеюсь, Москва-река от этого не пересохла), сфотографировались на первом (по течению) мосту через эту реку. Там же и пообедали.

Настоящий исток Москва-реки в этом болоте

Часовня у истока Москва-реки

Первый по течению мост через Москва-реку

После обеда продолжили путь. На выезде из Кубинки заметили еще одну камеру. Приближалось время сворачивать на А108, т.к. Москву я предпочитаю объезжать именно по этой дороге. Но тут мы дали маху, промазали мимо нужного поворота. На одном из форумов в качестве ориентира этого поворота давали «Желтый горбатый запорожец, стоявший на крыше-комплекса». Никаких запорожцев не заметил. =) Свернули сначала по указателю на Наро-Фоминск, запутались, развернулись, снова повернули в Балабаново — как выяснилось, опять же не на А108. На нужную нам трассу выбрались только к 17:00. На этом участке обнаружили легендарного Берендея и его царство. А еще через час уже нужно было сворачивать на М5. От этих блужданий мы изрядно подустали. Правда, в Луховицах нам немного подняла настроение креативная реклама города.

Берендей и его царство

«В России три столицы: Москва, Питер, ЛУХОВИЦЫ» =)

Наконец, к 20:00 мы въезжали в славный город Рязань, где друзья уже готовили нам шашлыки.

В Рязани мы на две ночи остановились в гостинице «Учитель». Вообще-то, это областной центр повышения квалификации для преподавателей. Нам гостиницу порекомендовали рязанские друзья, они туда даже иностранных гостей устраивают. Кроме того, мы почитали отзывы. Эту гостиницу отчаянно ругали, как самое скучное и тихое место, где совершенно невозможно ночью выпить и повеселиться. После такого критического отзыва, мы решили, что лучше места для семейного отдыха не найти. Гостиница хорошего советского типа: без каких-либо изысков, но чисто. Охраняемая стоянка. Мы сняли блок из двух комнат на пять мест. Общая стоимость — 1630 рублей за ночь. Только надо иметь в виду, что в первую очередь гостиница обслуживает учителей из области, поэтому если у них какая-нибудь конференция, то мест в гостинице не будет.

Нам очень повезло с рязанскими друзьями, Славой и Олей. Мало того, что они кормили нас всякой вкуснятиной, в т.ч. фруктами из собственного сада. Так Оля еще и профессиональный экскурсовод и весь день показывала нам Рязань, несмотря на жару за 30 градусов.
Разумеется, в первую очередь мы отправились смотреть местный кремль. Это одновременно и исторический центр, и окраина Рязани, поэтому мы не слишком удивились стадам коз рядом с кремлем. В рязанском кремле нет стен. Они были деревянные и давно сгорели. Уцелел Успенский собор XVII века и ряд других каменных построек. Правда, внутрь собора мы не попали — туда вообще, не просто проникнуть. Слава сводил нас в другой собор, неподалеку от кремля. Сам он — пастор протестантской церкви, но дружит с настоятелем этого православного собора. Нам показали интереснейшую купель для крещения в византийском стиле. А в кремле мы полюбовались каменной резьбой Успенского собора, осмотрели каменные палаты, сходили в краеведческий музей. Кстати, музей небольшой, но очень хороший, с интерактивным оборудованием, позволяющим детям послушать голоса разных животных и птиц, понять их естественную среду обитания. На задворках кремля ведутся археологические раскопки. Изредка, всем желающим позволяют в них поучаствовать. Там можно выкопать какую-нибудь пуговицу или сапог XVI века. Еще на территории кремля находятся остатки некрополя — почетного кладбища. До революции, там было около 200 могил именитых горожан. Осталось всего несколько. Большевики разрушили остальные и использовали надгробные плиты для сооружения постамента памятника Ленину. Символично. =(

Рязанский кремль — вид с реки

Успенский собор в рязанском кремле. Сюда мы не попали. Только снаружи полюбовались резьбой.

Козы рядом с кремлем. А в этот собор нам удалось попасть

Купель для крещения в православном храме.

Палаты в рязанском кремле

Мы медведей не боимся. Мы их шишками кормим! (Краеведческий музей)

Рядом с кремлем под крутым спуском с холма находится пристань, от которой каждые полчаса-час отправляется прогулочный теплоходик. Речка Трубеж — крошечная, и трудно поверить, что теплоход умудряется в ней развернуться вокруг своей оси. Чуть дальше она впадает в р. Ока. По ней теплоход доходит до моста, через который нам предстояло на следующий день продолжить путь. Прогулка достаточно приятная в жару, если бы не передозировка попсы, которую на таких речных прогулках считают обязательным крутить на максимальной громкости всю дорогу.

Речная прогулка по р.Трубеж и р. Ока

Кроме кремля и его окрестностей, в Рязани есть смысл посмотреть усадьбу академика Павлова. Собственно, это музей «два в одном»: усадьба семьи Павловых и музей его научной деятельности. В 2008 году мы побывали там с дочкой Лией и ее сверстницей Настей, дочкой Славы и Оли. Экскурсовод начала подробно рассказывать нам о генеалогии Павловых. Но стоило попросить ее ориентироваться на детей, как она тут же переключилась и провела для пятилетних девчонок интереснейшую экскурсию по предметам быта XIX века. В этот же раз, к сожалению, сама усадьба была закрыта на ремонт. Показывали только экспозицию, посвященную несчастным собакам и прочим жертвам научных изысканий. Но экскурсия вновь оказалась интересной даже для малышни. Кроме того, работники музея настойчиво уговаривали нас есть яблоки, изобильно растущие в усадьбе.

Усадьба академика Павлова

Вообще, погуляли мы по Рязани с удовольствием. Несколько картинок-впечатлений:

Рязанцы вьют гнезда

Живут в чайниках. =) Многие туристы считают, что это банковское хранилище. Но это кремлевский офисный центр!

Памятник у пожарной части

Но нам вновь пора трогаться в путь. Маршрут нашей петли начинает загибаться на север, постепенно приближая нас к дому.

Рязань-Владимир 19.08.09
Примерный пробег — 260 км, чистое время в пути -3,5 часа.
От Рязани во Владимир ведет весьма увлекательная дорога, по крайней мере, ее первая часть: Р123. Она отчаянно петляет по лесу и не дает водителю расслабиться ни на минуту. В народе ее прозвали «тещин язык». По крайней мере, одну серьезную аварию мы видели собственными глазами. Дорога сносного качества, хотя местами заплатки. От Спас-Клепики до Тумы дорога становится более прямой, количество заплаток снижается. Движение также становится более оживленным. От Тумы начинается прямая трасса Р73 хорошего качества. Только в начале объездной вокруг Гусь-Хрустального ремонтировали мост, а мы поймали огромную колдобину.

Наш железный конь по пути в г. Владимир. Видно, что лесопосадки — дело человеческих рук.

Примерно к 15:00 мы были во Владимире. Небольшая часть Золотого кольца должна была стать последним этапом нашего путешествия.