Крым – 2020. «Куплю костюм с отливом – и в Ялту!» / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!

Крым – 2020. «Куплю костюм с отливом – и в Ялту!»

В развитие темы:
Симеиз: «- С обезьянкой не хотите сняться? — Нет. — А с Цоем?»
Чудеса в Никите
«Мой адрес – Ялта». По чеховским местам.
«А надо мнооооой гора Ай-Петри сияет в дымке голубой!»
«Пусть костры на седом Аю-Даге расцветают как алые флаги», или «В Юрзуфе жил я сиднем, купался в море и объедался виноградом…»

А вот кому дворцы: Воронцовский, Голицынский, Ливадийский, Массандровский, Юсуповский!

Как говаривал один колоритный киноперсонаж, «имею возможность купить козу – но не имею желания». На фоне закрытия авиасообщения с Европой и запрета на выезд туда на собственной машине, отпуск в Крыму стал казаться чем-то сказочно желанным. Хотя, посетив сей полуостров последний раз в 2007 году, я для себя точно решила: спасибо, но больше и даром не надо.
Две недели в окрестностях Ялты в сентябре 2020 в корне изменили мое мнение об отдыхе в этом регионе: уезжать не хотелось — а это главный показатель удавшегося отпуска.
Удивительная природа, насыщенный хвойными ароматами воздух, чистое и теплое море, вкусные фрукты, санаторный электрофорез и сбалансированная диета – что может быть лучше.
Не было бы счастья, но благодаря пандемии Крым снова вошел в число мест для престижного и желанного отдыха, как раньше, в советское время: «Куплю костюм с отливом – и в Ялту!»

Наш советский кинематограф Крым особенно уважал. Режиссеры, сумевшие выбить съемочные дни во «всесоюзной здравнице», благодарили Крым прекрасными пейзажами, которые не в состоянии была испортить даже пленка Шосткинского комбината, а также несчетным количеством крылатых фраз.
Афоризмы: «А надо мнооооой гора Ай-Петри сияет в дымке голубой!», «Куплю костюм с отливом – и в Ялту» и более позднее «Я тут с 87 года отдыхаю, а такой бардак вижу в первый раз!» — сопровождали нас на протяжении всего отдыха.

«- Куда едем?
— К югу!
— Перелетные птицы, что ли? К югу!»

Поездку в Крым я планировала в апреле вместо несостоявшегося традиционного мартовского выезда за границу. Тут началась вся эта история с карантинами, так что после отмены еще и этого отпуска я вдруг начала мечтать о Крыме как о чем-то желанном и труднодостижимом.
Запуск курортного сезона в Крыму с 1 июля многие восприняли с опасением, в результате чего я неожиданно стала счастливым обладателем двух льготных путевок на сентябрь в санаторий на Южном берегу Крыма, недалеко от Ялты.
До поездки было два летних месяца, за которые надо было оформить санаторно-курортные карты и получить необходимые справки. Это был квест покруче получения шенгенских виз: лично мне для оформления карты пришлось обращаться в поликлинику пять раз (посещение участкового, который выписал направление на ФГ, ЭКГ, анализы – раз; прохождение исследований – два; экстренный визит к дежурному врачу, внезапно усмотревшему в моих легких следы туберкулеза – три; рентгенография легких – четыре; оформление санаторно-курортной карты – пять). Обращение в коммерческую клинику за оформлением карты также не избавляло от необходимости делать исследования и как минимум дважды приходить на прием, что в условиях нашего города выливалось в 4000 рублей с человека, плюс справка на антитела – еще 2000. Платить 12 тыщ только за медицинские справки меня жаба задушила, так что пришлось знакомиться с современными участковыми врачами. Один из них, выписывающий направление на рентген легких, например, уточнил: «Кашель-машель есть?»
За день до выезда необходимо было еще посетить врача-инфекциониста и взять справку об отсутствии инфекционных заболеваний – раз, а также в доврачебном кабинете получить справку об отсутствии зарегистрированных случаев ковида по адресу – два.
Без всех этих бумажек в санаторий не принимали, что, в принципе, справедливо.
За две-три недели до выезда умудрились оба переболеть какой-то простудой, остаточные явления в виде противного щекочущего горло кхеканья бесследно прошли через два дня пребывания на целебном крымском воздухе.

Но туда надо было еще добраться. Здесь у нас даже не было вариантов – едем на своей машине.
От нас до места отдыха было порядка 1660 километров, никаких ночевок по пути не планировали (как правило, за границей мы всегда заранее бронируем отели, в поездках по России этого практически никогда не делаем).
Выехать удалось за два дня до начала путевки, правда, не с утра, а к вечеру. С 17 до 22 часов успели добраться до ранее печально знаменитого Лосева. Обход участка Лосево – Павловск уже действовал, но мы на него не выезжали, остановились на ночевку в мотеле «Хуторок».
Несмотря на начало сентября, в мотеле оставался лишь один номер – трехместный, ценой в 1500 рублей. Забегая вперед, скажу, что это был самый дорогой ночлег по дороге)))
Заселились, стараясь не шуметь и не будить уже отрубившихся в соседних номерах «жаворонков». Преимущественно, все постояльцы таковыми и являлись: к моменту нашего отъезда в 9 утра во дворе из десятка машин оставались только две, а первые рвущиеся к югу путешественники начали выезжать с 4 утра (для нас – ночи).

Во второй день пути мы планировали добраться практически до Крымского моста, это 800 километров примерно. С учетом окончания туристического сезона и начала учебного года, легковых на трассе было намного меньше, чем живописали участники июльских и августовских пробок на М4. Зато прибавилось зерновозов, ползущих по правому ряду, тогда как фуры с левого даже не уходят.
Все эти «прелести» дороги через Ростовскую область и Краснодарский край хорошо знакомы тем, кто ездил на «наш юг». Для нас же более привычным до этого года было направление на Европу через Беларусь, по М4 мы ездили лишь однажды в 2016 году, совместив командировку в Таганрог с краткосрочным отпуском в Сочи.
В ту поездку мы открыли для себя прелести донской кухни, я с восторгом писала о ресторане «Крепостной вал» в Азове, согласившись с утверждением, что он – повод для посещения города.
Поэтому, отправляясь в Крым, мы обязательно запланировали заехать в Азов, чтобы отведать ухи с расстегаями, зажаренного насухо с луком судака и еще чего-нибудь столь же вкусного.
Увы, спустя четыре года все изменилось в худшую сторону: расстегай уменьшился в размерах в два раза, но вырос в цене, уха обернулась вполне заурядным рыбным супом, а судак был съедобным – но и всего. В общем, я бы у них звезду мишленовскую отозвала(((

Некоторым утешением стали купленные в полях за Азовом арбуз и дыня. Вкус был явно лучше, чем у тех, что мы у себя на рынке берем. На обратном пути купили три дыни и желтый арбуз –«играли и не угадали ни одной буквы».

Тимашевск и Славянск-на-Кубани – два города, где мы попали в традиционные заторы. Минут 15 в каждом потратили в пробках, и все же нам повезло: нас как-то стороной при этом обошел грозовой фронт, который два дня проливал дожди в Краснодарском крае.
В районе Темрюка стала искать жилье на одну ночь, Букинг предложил вариант в Голубицкой «на первой линии» за 1000 рублей за ночь! Причем и фотографии, и отзыв были хорошими, так что направились на постой. Искомая гостиница находилась на отшибе, глухомань страшная. Но номер оказался чистым, удобным, так что мы остались и еще умудрились в ночи прогуляться к морю, пообещав себе утром сразу после зарядки перед завтраком скоренько искупаться в Азовском.
Тот самый номер за 1000 рублей:

А так все выглядело утром при тусклом свете пасмурного солнца:

Лезть в воду явно расхотелось, остаточные явления двух грозовых и штормовых дней давали о себе знать. На берегу обнаружили несколько здоровенных розовых медуз, сантиметров 40 в диаметре, не меньше. Потом читала, что эти заразы – главный враг отпускника на Азовском побережье.

Вчера мы въезжали в Голубицкую затемно, поэтому утром с удовлетворением отмечали изменившийся характер местности.
Море!

Степь!

Для заправки заехали в город Тамань, поскольку очередь на последней лукойловской заправке перед Крымом не подлежит цензурному описанию. Как и везде на трассе М4, в Тамани обман к привычному недоливу на заправке – около 15 процентов. Заправляться старались максимум на 2000 рублей, но и с этой суммы умудряются надурить рублей на 400. Из нашего опыта: на М4 наглее всех вел себя Лукойл, обманывали по-божески на газпромовских заправках.
В Тамани заправщик на вопрос в лоб «Не доливаете?» ответил честно: «А кто сейчас этого не делает!» Кругом сплошные Василии Алибабаевичи: «То бензин, а то – дети!»
Вообще расход на топливо оказался самой крупной статьей расходов в этой поездке: по 10000 рублей на проезд в одну сторону, и еще около 4000 накатали в Крыму (при условии, что километраж был небольшой).

Про Крымский мост столько всего было сказано за последние несколько лет, что равнодушно по нему ехать просто невозможно. Конечно, впечатляет!

Перед пересечением Крыма я утром подключила на двух телефонах услугу «Домашний пакет Россия +», чтобы пользоваться интернетом и мобильной связью без ограничений, на оба телефона пришли сообщения о подключении. Поэтому я очень удивилась, когда после Крымского моста на одном телефоне 4g так и остался, а у меня интернет отключился. Через две недели, когда я стала отключать услугу, выяснилось, что на моем телефоне ее вовсе нет((( Но особо от отсутствия постоянного интернета я не страдала, а в качестве навигатора пользовались офлайн-картами MAPS.ME на телефоне.

За неделю до нашей поездки состоялось открытие трассы Таврида, так что мы отправились прямо по ней до Симферополя.

В районе столицы Крыма я как штурман зевнула с нужным поворотом, так что зарулили мы в Симферополь. Город очень и очень зеленый, тенистый, но на загруженных дорогах в центре особо не полюбуешься. Поэтому на трассу до Ялты выскочили с большим облегчением.
Я все время вспоминала одну из любимых книг, «Соловьев и Ларионов», в которой герой как раз направляется из Симферополя в Ялту, выбрав самый крымский способ преодолеть разделяющие их 80 километров:
«Несмотря на дождь, духота не спадала. Лишь когда троллейбус выехал за город и набрал неожиданную для такой машины скорость, стало легче. Словно по команде, пестрые нейлоновые занавески выбросило наружу, и они бились о стекла с внешней стороны. Это синхронное махание придавало троллейбусу праздничный, какой-то даже свадебный вид <…> За Чонгарским перевалом погода совершенно изменилась. Тучи с дождем остались за северной стороной хребта, и в лобовое стекло троллейбуса, начавшего осторожно спускаться по серпантину, ударило солнце. В тот день природа сделала всё, чтобы потрясти Соловьева. Солнце, так неожиданно сменившее дождь, не просто сияло в безупречно голубом небе. И солнце, и небо зеркально отражались где-то далеко внизу, переливаясь бескрайней мозаикой сквозь проплывающие в окне кипарисы. Так Соловьев впервые увидел море».
Мы передвигались на машине, поэтому нас неспешно движущиеся по узкой дороге троллейбусы слегка подбешивали. К этому моменту накопилась усталость от дороги, да еще домашние и рабочие проблемы никак не отпускали. Тут еще в паре километров до места назначения запутались на узких улицах: санаторий вот, виден, но подъезды к нему везде перекрыты бетонными блоками и как добраться – непонятно.

Наконец, мы на месте.
Первым делом нам с порога измеряют температуру, проверяют инфекционные справки – и только убедившись в отсутствии явных признаков заболеваний отправляют в медпункт на первичный осмотр. Все две недели температуру измеряли перед завтраком и ужином. На каждом шагу – дезинфекторы, работают облучатели-рециркуляторы. На пляж просто так не пройти – охрана проверяет температуру на входе. Я такие меры профилактики только приветствую. Единственное послабление, которое отдыхающие стали себе позволять на второй день, — это маски. При себе, конечно, имели: в магазин зайти, или музей посетить. Но шлепать по санаторию в шортах и в маске в 30 градусов – больше вреда, чем пользы.

Пользу от санатория я почувствовала сразу: через два часа я забыла 90 процентов всех проблем и сложностей этого года и в первую же ночь избавилась от привычной бессонницы. Вероятно, этому способствовали процедуры: успокаивающий травяной чай, йодо-бромные ванны, бювет с минеральной водой, массаж, трехразовое питание, полосатые пижамы. Но главное лекарство санатория на Южном берегу Крыма, как всячески подчеркивал медперсонал, — это воздух, солнце и вода.
Полностью согласна.
Мы размещались в стороне от дорог, санаторий скрывался в тени хвойных и не очень деревьев, от которых воздух был похож на раздаваемый перед завтраком кислородный коктейль.

Внизу серебрилось море, самый вид которого на угнетенный организм действует благотворно:

А уж когда под местные деликатесы…

Если честно, последняя фотография – постановочная. Бутылку вина эту мы так и не распечатали, отвезли домой в коллекцию (скромное творение крымских виноделов аккуратно расположилось между бутылками с четырех Канарских островов, французским вином из фильма «Хороший год», чешским рислингом из подвалов замка Вильдштейн и прочими сувенирами, которые булькают).
Я предпочитаю сухие вина, а крымские славятся сладкими сортами. Потому приволокла вино для вечерних посиделок из дома, купив привычную испанскую риоху в проверенных магазинах дома. Изменив таким образом своему принципу есть и пить в поездках только местное.

Две недели размеренного отдыха по режиму санаторного учреждения для нас двоих были новинкой. Сразу стало ясно, что смысла носиться за двести-триста километров в Севастополь или Бахчисарай – смысла нет. И раз уж мы на ЮБК – надо попытаться посмотреть все в окрестностях Ялты, причем не обделяя себя солнцем и морем.
Пляж у нас был санаторный, но и любой другой отдыхающий мог там расположиться, только заплати за лежаки и зонт. Не скажу, что людей на берегу было мало, но ведь это изначально очень популярное место. Тем не менее, купаться можно было с большим комфортом:

Мне очень понравился пляж.
Чисто на берегу и в воде – ни одной бумажки или окурка. Пляж из мелкой и средней гальки, комфортной для ног, вода прозрачнейшая. Чистый туалет. Кабинки для переодевания. Никаких хождений коробейников с пахлавой-чурчхелой.
Я даже нашла два положительных отличия от испанского пляжа: номер раз — на тебя никто не дымит, желающие покурить поднимаются на бетонную набережную к специальным скамеечкам и пепельницам. Номер два: ни одного нудиста и топлес-загорающих девиц. Хотя последнее отличие вряд ли всеми отдыхающими на крымском пляже воспринимается как недостаток)))
За порядком на пляже следят несколько спасателей: помогают с лежаками, возвращают купающихся из-за буйков и даже урезонивают бегающих по волнорезу (здесь он зовется «боней») обезумевших от свободы и моря детей, на которых расслабленным мамашам начхать.
Желающим выпить холодного пива тоже не приходится страдать: в кафе на пляже вполне адекватное пиво «Крым» в пластиковых стаканах от 100 рублей, очень нейтральные сорта, с легкой кислинкой, без горечи, холодным на пляже заходит на ура.
К пиву можно прикупить копченую барабульку – гордость здешних мест. Покупали один раз, за 150 рэ, вкусно, живы, не отравились.
В общем, впервые за последние 10 лет мы были на пляже 12 дней подряд!

Санаториев в районе Ялты – великое множество, как-никак, «всесоюзная здравница».
Из них самым помпезным и олицетворяющим дух ушедшей эпохи мне показался санаторий «Родина», изображение которого я взяла в качестве заглавного снимка к этому отчету. Спускающаяся к морю парадная лестница, гипсовые статуи в нишах и на крыше главного здания, вазоны, фонтаны, лепнина – какой-то сплошной «Старик Хоттабыч». А, еще раз прикреплю:

Для удобства отдыхающих в толще скалы от главного корпуса к пляжу проложен лифт. Постояльцы санатория пользуются им бесплатно, остальные должны раскошелиться на 60 рублей. Мы не раскошелились, гоняли везде пёхом.
Кстати говоря, в Гаспре есть своя канатная дорога, также принадлежащая санаторию — «Ясная Поляна», ее нижняя станция расположена на пляже санатория, но сейчас она не действует. И если не ошибаюсь, то и санаторий «Марат» располагает своей канаткой.
С доступом на территорию санаториев на ЮБК все по-разному: где-то он свободный, как в «Родине» и «Ясной Поляне», а куда-то, как в гурзуфский «Пушкин», ходу нет (в расположенный на территории санатория музей Пушкина посетителей провожает сопровождающий от музея строго по расписанию один раз в час, но об этом мы еще позже поговорим).
Что касается цен: кусаются.
Если бы не льготная путевка, платили бы в районе 8000-9000 рублей в сутки на двоих с трехразовым питанием, лечением и проживанием в двухкомнатном номере с видом на море. Хотя с нынешними ценами — это всего 90 евро. До 2014 года мы отели до 100 евро за ночь в Европе даже и не смотрели. Эээээх…

Вечерами нас в санатории пытались всячески занимать: теннис, бильярд, караоке, концерты местных бардов, поэтические вечера. Участвовали мы в них с переменным успехом, хотя вечером гулять особо было некуда. Несколько раз выезжали вечерами, чтобы увидеть расположенную под боком главную (с точки зрения изготовителей магнитов) крымскую достопримечательность, ныне пребывающую на реставрации:

А еще выбрались в Ялту на вечерний променад. Мы вообще не ожидали увидеть такое столпотворение людей! Не знаю, сколько там было тысяч отдыхающих и местных, наша медсестра чуть ли не каждый день рассказывала, что она вечерами с подругами отправляется на набережную. Это немудрено: для любителей курортной движухи там лафа.
«Кроме набережной, все плоскости в этом городе наклонны» («Соловьев и Ларионов»).

На каждом шагу самодеятельные артисты, жанры и репертуар самые разные, перечисляю в порядке убывания публики: исполнители русского шансона, огнеглотатели, участники танцевальных баттлов, из остальных помню одинокую девочку со скрипкой, исполняющую заглавную тему из «Игры престолов».
Массандровский пляж — самый благоустроенный, полностью отреставрированный, с огромным количеством ресторанов и магазинчиков – тут же у нас обоих вызвал ассоциации с туристическими Канарами. Видать, пока нам нет туда ходу, мозг будет пытаться найти сходство с ними везде, где только можно.

Но даже в этом сумасшедшем вечернем городе встречаешь напоминания о прошлом Ялты, которое позволило ей долгое время носить прозвание «русской Ниццы».

Перемещаться в курортный сезон на машине по ялтинским улицам хоть днем, хоть вечером – удовольствие ниже среднего. Поэтому мы сосредоточились на ближайших окрестностях Ялты, или же на так называемой Большой Ялте.
О них мне очень хочется рассказать, в ближайшей части рассчитываю поделиться впечатлениями о чудесах в Никите.