Казалось бы, чего проще: Вальхалла/Walhalla – зал славы выдающихся личностей, принадлежащих германской культуре. Своеобразная «доска почета» немецкой нации.
Потом начинаешь соображать: а была ли сформирована немецкая нация в момент создания пантеона славы? И что значит – немецкая? И как в Вальхаллу чуть ли не на соседние полки попали, на минуточку, такие несовместимые персонажи, как Барбаросса и Эйнштейн, Екатерина Вторая и Вильгельм Оранский, Николай Коперник и Моцарт, да еще ряд персонажей, которых мы никогда в жизни к «немцам» не отнесли бы?
Опять же, до момента посещения немецкого зала славы я была уверена, что Вальхалла – это типично скандинавское изобретение.
Только намахавшимся за день боевым топором до хруста в плечевых суставах викингам могло прийти в их здоровенные рогатые головы (ничего личного – просто картинки с колоритными норвежскими шлемами вспомнились), будто павших в кровавой сече за богатством (ведь даже внешне патриотических побуждений к набегам на менее воинственных соседей не могу припомнить) воинов услужливо подхватывают под мышки не менее воинственные, но приятные неизбалованному взору девы-валькирии и со всеми удобствами перелета бизнес-классом доставляют героев в небесный чертог. Там они ведут поистине райскую жизнь: с утра азартно рубятся друг с другом, пока всех заново не поубивают, а потом садятся пировать со свойственным героям размахом – кабанятина и медовуха. Есть еще третье времяпрепровождение – ночью, но мы по цензурным соображениям данный аспект опускаем.
То есть Вальхалла – это такой узко специфический идеал райской жизни, и далеко не каждый человек, даже в военной форме, даже двести лет назад, при описании райского местечка как компенсации за тяготы и тревоги военной жизни представил бы нечто, хотя бы приблизительно напоминавшее Вальхаллу.
Это я просто пытаюсь понять, что заставило отправить в такое злачное место весь цвет немецкой поэзии и музыки. Ну ладно Вагнер – этому там и место, пусть помучается за свои шестичасовые оперы, но сослать туда Моцарта или Гейне – с утра рубить конкурентов, днем жрать вепря, а ночью… ну короче, первых двух пунктов достаточно, чтобы искренне посочувствовать по крайней мере трети знаменитых личностей, которых удостоили чести быть увековеченными в зале славы Вальхалла.
Если же серьезно, то идея храма славы возникла с 1807 года на фоне побед наполеоновской армии над немецкими государствами при Людвиге I Баварском, который в то время еще был кронпринцем (нет, это не тот самый эксцентричный баварский король Людвиг, который сейчас стал символом туриндустрии Баварии, создатель Нойшванштайна и Линдерхофа, — а его дед).
Время воплощения грандиозного замысла — 1825-1848 годы.
Ориентиром для местонахождения Вальхаллы является город Регенсбург, от него до достопримечательности – около 15 минут езды. Официальный адрес: Walhallastraße 48 93093 Donaustauf
Величественное сооружение на высоком берегу над Дунаем видно издалека:
Парковка – 2,50 евро для легкового автомобиля.
Входной билет – 4 евро с человека.
Указатель с парковки – до здания идти минут пять неспешным шагом вверх по лестнице сквозь тенистый парк с деловитыми дятлами в кронах деревьев.
Уже от парковки открывается не лишенный приятности вид на Дунай с холмистыми берегами:
Но настоящая красотища ожидает посетителя, остановившегося на каменных ступенях у входа в масштабное сооружение, высоким образцом для создания которого архитектору Лео фон Кленце послужил Парфенон Афинского Акрополя V века до нашей эры:
При подготовке к поездке я читала о том, что к Вальхалле можно добраться из Регенсбурга на кораблике по Дунаю, думаю, в этом случае вид на сооружение снизу будет еще более захватывающим. Я же просто ограничилась тем, что спустилась по двум лестничным пролетам, чтобы запечатлеть красоту с нижней точки:
Но лучше всего оценить гармонию замысла помогает современная фототехника – картинка с официального сайта:
Вальхалла внутри – это единственный открытый для посетителей зал: масштабный, отделанный по всей своей немалой высоте благородным мрамором, с кессонным потолком с широкими окнами (это единственный источник естественного света в помещении, не считая высокой входной двери).
По всему периметру зала в хронологическом порядке выставлены бюсты выдающихся представителей германской культуры – при наличии знаний о внешности героя, если же воссоздание облика затруднено – создатели мемориального зала ограничивались табличками с указанием имени.
От Вальхаллы здесь разве что название: вместо воинственного варварства тут царит дух утонченной высокой классики. Так вместо прекрасных, но грубоватых валькирий перед доблестью, талантом и прочими выдающимися качествами увековеченных в зале славы склонились утонченные крылатые музы и гении:
На момент открытия в 1842 году в зале Вальхаллы было установлено 96 бюстов и 64 мемориальные доски. Причем увековеченными оказались представители разных государств, включая Россию. Главное – чтобы человек был хороший . Формальным признаком соответствия были немецкое происхождение и/или принадлежность исторического персонажа к государству, входящему в состав Священной Римской империи германской нации. Заинтересовавшись численным составом этого политического образования, я нашла что-то уж очень внушительную цифру: к моменту распада Священной Римской империи в 1806 в ее состав входило около 350 королевств, великих герцогств и просто герцогств, княжеств и прочих образований!
В качестве отступления – выдержка с одного очень познавательного и интересного сайта, касающаяся различий между словами немецкий, германский и собственно Deutscher, Deutsche:
«Русское слово «немец», как и обозначение немцев в других славянских языках, происходит от слова «немой»: кто не может изъясняться на нашем языке, тот и есть немец. Изначально это слово обозначало вообще любых иностранцев: например, в царской грамоте двинским таможенным целовальникам, напи¬санной в 1588 году, находим такую фразу:
«А съ Нѣмецъ съ Аглинскихъ, и с Барабанскихъ, и съ Шпанскихъ, и съ иныхъ Нѣмецъ имати судовая проѣзжая пошлина вѣлено по тому же, какъ и съ Русскихъ людей».
Под английскими немцами имеются в виду англича¬не, под брабантскими — бельгийцы, а под испанскими — испанцы. Впрочем, уже в древнейших русских текстах немцами чаще называют представителей германских народов, а не всех иностранцев вообще: так, слово «немцы» встречает¬ся во введении к Повести вре-менных лет в ряду других названий народов: «варѧзи. свеи. ѹрмане. готѣ. русь. аглѧнѣ. галичанѣ. волохове. римлѧнѣ. нѣмци. корлѧзи. венедици. фрѧговѣ и прочии».
Сами немцы называют себя и свой язык словом deutsch, но это не очень давнее обозначение. Баварцы, тюринги, швабы, франки, саксы, алеманны долгое вре¬мя осознавали себя как близкородственные, но отдельные народы. В латин¬ских источниках второй половины I тысячелетия н. э. часто встречаются упомина¬ния германского права, и там всегда говорится не о немцах в целом, а об от¬дель¬¬ных племенах:
«Если кто-то исподтишка убьет свободного человека и бросит его в реку или в такое место, откуда не сможет вернуть труп, что баварцы назы¬вают murdrida…»
«Если кто-то убьет человека, что алеманны называют mortaudo…»
Обозначение theodiscus («народный») в латинских текстах применительно к германским племенам начинает регулярно употребляться с IX века, а в тек¬стах на собственно немецком языке это обозначение языка в виде diutisk (кото¬рое затем превратится в deutsch) появляется у выдающегося ученого, просве¬ти¬теля и переводчика Ноткера около 1000 года. Итальянское слово tedesco («немец») восходит к тому же корню — оно продолжает латинское theodiscus. Однако по-английски это обозначение закрепилось вовсе не за нем¬ца¬ми, а за гол¬ландцами (Dutchmen), а немцы называются латинским словом Germans. А, например, по-французски в качестве обозначения немцев закре¬пилось назва¬ние одного из немецких племен — алеманнов: allemands».
Было интересно рассматривать бюсты образцовых правителей, полководцев, ученых и художников – и при этом вспоминать те места на карте Европы, которые с ними связаны. Такая очень личная география крайне оживляет довольно скучный процесс осмотра.
Государственные деятели и полководцы
Фридрих I Барбаросса – один из самых известных правителей средневековой Европы, славу ему принесли его итальянские походы, а также внутригосударственная преобразовательная деятельность. «Обо что мне встанет план БарбароссА?»
С этим именем мы столкнулись, исследуя Нюрнбергский замок Кайзербург, к созданию которого приложил руку не только сам Фридрих, но и его потомки.
Вильгельм (Виллем) I Оранский
Жизненный девиз Вильгельма — «Je maintiendrai» («Я буду упорствовать»). С этим девизом он возглавил восстание против испанского владычества в 16-17-м веках. Восстание вылилось в восьмидесятилетнюю войну. Объявленный вне закона Вильгельм возглавил его. Сначала из Германии, а позднее из Принсенхофа в Делфте, где он, в конце концов, нашел свою смерть. Его убийца, Бальтазар Жерар, был арестован и жестоко наказан. Его тело было искромсано раскаленными щипцами в разных местах. После этого он, еще живой, был четвертован, его сердце вырезано и положено ему на лицо, его голова была отрублена… В конце концов, части его тела были выставлены на показ в разных местах города. Тело же принца Вильгельма Оранского было перенесено в Новую церковь. Его вдова Луиза де Колиньи хранила его сердце в свинцовом ларце. О Принсенхоф, где убийца расправился с Вильгельмом Оранским, и Новой церкви, где воздвигнут уникальный памятник на его могиле, — в рассказе о Делфте.
Эрцгерцогиня Австрии, королева Венгрии и Богемии Мария Терезия – это, конечно, блестящая Вена! Каждая новая поездка – кирпичик в удивительный рассказ о династии Габсбургов. Что из посуды подарила Мария Терезия своей дочери французской королеве Марии-Антуанетте — здесь и почему каждый из династии Габсбургов был захоронен минимум в двух, а то и в трех местах – здесь.
Еще одна императрица в Вальхалле — российская Екатерина Вторая.
Здесь отсылок к связанным с именем императрицы местам – масса, остановлюсь на одной: во время встречи Счастливого нового года в Санкт-Петербурге попали мы аккурат 1 января на балет «Лебединое озеро» в Эрмитажный театр. Когда-то здесь в окружении самых близких и доверенных лиц и смотрела представления Екатерина Вторая. Зал небольшой, необычной формы – амфитеатром. Стоит обратить внимание на то, что билеты не нумеруются: садиться надо на свободные места. На декорациях был весьма приблизительно изображен Нойшванштайн. Сцена совсем небольшая. Когда на нее выскочил табун лебедей, слегка ёкнуло сердце: выдержит ли? Не знаю, какой состав – шестой или седьмой — выступал в первый день нового года, но лебеди-балерины подкупали своими коренастыми приземистыми фигурками и крепко стояли на толстых ножках. Некоторые были слегка кривоваты. Это успокаивало и придавало романтической истории любви несколько земной оттенок. Одна Одетта/Одиллия была совершенна как самый прекрасный лебедь.
Еще среди доблестных немецких сынов запечатлено сразу три русских полководца:
Генерал-фельдмаршал Христофор Антонович Миних – служил при Петре Первом и Анне Иоанновне, во времена царствования Елизаветы Петровны оказался в опале, но с воцарением Петра Третьего вернул себе прежнее расположение власти, оказался он и ко двору Екатерины Второй.
Князь Михаил Богданович Барклай-де-Толли — российский полководец шотландско-немецкого происхождения. В массовом сознании с легкой подачи Льва Николаевича предстает «немцем», который в 1812 году «поспешил сдать французам всё, что мог» — в противовес «русскому» Багратиону. Сразу вспоминаем крайне неоднозначное по оценкам Бородинское сражение.
Граф Иван Иванович Дибич-Забалканский — русский полководец прусского происхождения, генерал-фельдмаршал. Четвёртого (после Кутузова, Барклая-де-Толли и Паскевича) и последнего полного кавалера ордена Св. Георгия мы могли видеть на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде.
Отто фон Бисмарк
«Железного канцлера» — вернее, одно из льстящих самолюбию русских высказываний – у нас любят частенько вспоминать. Впрочем, основания сделать такие выводы у Бисмарка были: он провел в Санкт-Петербурге 1859-1862 годы, прилично выучил русский язык и даже пытался вести свойственным русским дворянам образ жизни. Получилось не очень хорошо: на медвежьей охоте будущий объединитель Германии отморозил ноги, так что шла речь о возможной ампутации. Выводы Бисмарка были блестящими: нельзя охотиться на безоружных животных (это он про медведей) и воевать с русскими.
Художники
Альбрехт Дюрер – об этом великом художнике мы вспоминали в разных поездках. Увидели в Нюрнберге чудом уцелевший при бомбардировках союзнических войск дом, где родился Дюрер.
Перед крошечным домом обитает здоровенный заяц-мутант – вариация на тему самого знаменитого рисунка Дюрера. Который, кстати, хранится в венской Альбертине – но по причине колоссальной ценности и хрупкости этого листка бумаги вместо него на потеху публике отдувается копия.
Один из самых знаменитых автопортретов в мировой истории искусства – а именно дюреровский – мы имели счастье наблюдать в старой пинакотеке Мюнхена аккурат в разгар Октоберфеста, после воскресного парада. А все потому, что в музейном буфете прекрасно разливают традиционный немецкий напиток, что не токмо не препятствует познанию прекрасного – но вельми усугубляет произведенное впечатление.
Изысканные картины Дюрера – гордость Галереи старых мастеров в Дрездене.
И уж совершенно неожиданно было обнаружить гравюры и рисунки Дюрера на выставке в музее Новый Иерусалим в Подмосковье!
Рубенс и Антон Ван Эйк
Пожалуй, Рубенс – это пример беспримерной продуктивности в творчестве. В какой европейский музей не зайди – непременно насчитаешь пару-тройку десятков квадратных метров ядреного рубенсовского «мяса»: Королевский музей в Брюсселе, Венский Музей истории искусств, Прадо – всего и не перечислишь. В Антверпене – дом-музей Рубенса, в котором есть намек на причину столь беспримерной плодовитости мастера. Секрет – в поистине социалистическом способе организации трудового процесса.
Композиторы
Моцарт Автоцитата: «То ли Вайль, то ли Генис с присущей им хитрой проницательностью и умением давать хлесткие определения заметили, что австрийцы—гениальные люди: они сумели убедить весь мир, что Моцарт—австриец, а Гитлер—немец. Насчет второго—как-нибудь в другой раз, а вот с Моцартом все действительно так и обстоит. Это как Россия в восьмидесятые годы доказывала, что настоящая водка—сделанная в России. Так для австрийцев Моцарт—бренд. Вернее, так—БРЕНД! БРЕНДИЩЕ!
Если у Вены еще есть варианты (опера, музеи и испанская школа верховой езды), то для жителей славного Солеграда почти без вариантов: дом, где Моцарт родился, дом, где Моцарт жил, купель, в которой крестили малютку-Моцарта.
Сидя вечером в крошечном ресторане в Старом городе, поворачиваешься на залп фотовспышек: на противоположном краю площади группа темноволосых туристов с характерным разрезом глаз как по команде щелкает фотоаппаратами. На первом этаже Mozarts Gebursthaus — СПАР Моцарт. В нем продается моцартовский джентльменский набор: шоколад, ликер, кружки, магниты на холодильник. Покупаю ликер и коробку конфет и фотографирую ТОТ САМЫЙ ДОМ, ГДЕ РОДИЛСЯ МОЦАРТ. Чем я лучше или хуже других?»
Иоганн Себастьян Бах
В любом мало-мальски уважающем себя европейском соборе организуются концерты: чем ближе к туристическим центрам – тем попсовей мотив.
Безусловный фаворит в вечерах органной музыки (продолжительность – 1 час, цена – 10-15 евро ) – Бах. Как, например, на органном концерте в пражском соборе Святого Николая.
Рихард Вагнер
Пожалуй, самый выразительный, пылкий, страстный и темпераментный портрет во всей галерее.
Понимаешь, почему такой харизматичный человек мог подчинить себе такую неординарную личность, как короля Людвига II Баварского — внука основателя Вальхаллы. Поэтому без упоминания о Вагнере не обходится ни один рассказ о Нойшванштайне и Линдерхофе, например.
Франц Шуберт
Нет, здесь мне нечего сказать от слова «совсем». Но личико – очаровательное.
Брамс
См. Шуберт.
Рихард Штраус
«Мало ли в Бразилии Педров» – примерно так же можно выразиться и в отношении Штраусов в музыке. Конечно, Штраусы – это прежде всего Вена и легкомысленные вальсы Иоганна Штрауса-сына, но и представитель немецкого романтизма в музыке Рихард Штраус для меня тоже оказался увязан с Веной: в 2012 году в знаменитой Венской опере мы побывали именно на опере Рихарда Штрауса «Электра». Мне запомнилось оформление сцены – циклопические фрагменты торсов, разъятые на части и как бы символизирующие распад всего. Кстати говоря, когда три года назад Венская опера пошла еще дальше по деструктивному пути и представила новую версию спектакля, в которой загнала героев в засыпанный углем подвал психушки, – зрители дружно «забукали» такую постановку.
Я абсолютный ноль в музыке, но фрагмент одного произведения этого автора могу назвать безошибочно: отрывок его симфонической поэмы «Так говорил Заратустра» звучит в начале передачи «Что? Где? Когда?»
Ученые
Николай Коперник
Создателя гелиоцентрической системы мира внесли в число прославленных немцев, насколько я поняла, на том основании, что он родился в городе Торунь, входившем в Королевство Пруссию. После поездок по ряду польских городов, которые стали таковыми последние семь десятков лет, этому уже не удивляешься.
И все же Николай Коперник воспринимается как заслуженный сын польского народа, потому и установлен в его честь памятник в центре Варшавы.
Грегор Мендель – еще один славянин в зале славы. Он жил в чешском городе Брно, который называли на немецкий лад Брюнном – Чехия входила в состав Австро-Венгерской империи. И еще какое-то время Мендель служил учителем в гимназии Зноймо – сейчас это удивительно привлекательный город на юге Чехии недалеко от австрийской границы. Удивительное дело: монах Грегор Мендель преподавал математику, физику – и рассказывал о явлениях природы как материалист. А еще у отца Грегора было вполне соответствующее мирной жизни в монастыре увлечение, нечто вроде хобби: на крошечном монастырском огороде размером 35 на 7 метров он выращивал горох разных сортов.
Альберт Эйнштейн
Судя по стилистике, бюст прославленного физика пополнил ряды славных сынов немецкого народа совсем недавно. И немудрено: происхождение и жизненная позиция Эйнштейна заставили его покинуть Германию в 1933 году и эмигрировать в США. Еще одно связанное с именем Эйнштейна место – его музей в Берне на улице Крамгассе.
Писатели и поэты
Генрих Гейне
Стихотворение «Лорелей» на немецком мы пытались учить, чтобы сдать зачет в институте:
Ich weiß nicht, was soll es bedeuten
Daβ ich so traurig bin;
Ein Märchen aus alten Zeiten,
Das kommt mir nicht aus dem Sinn.
Die Luft ist kühl, und es dunkelt,
Und ruhig flieβt der Rhein;
Der Gipfel des Berges funkelt
Im Abendsonnenschein.
Die schönste Jungfrau sitzet
Dort oben wunderbar,
Ihr goldnes Geschmeide blitzet,
Sie kämmt ihr goldenes Haar.
И т.д.
Тогда я представить не могла, что сама побываю на Рейне, великой немецкой реке, и не раз!
Пожалуй, самой эффектной была встреча в районе знаменитого Рейнского водопада, в Швейцарии. Правда, прекрасной златокудрой девушки замечено не было: и без ее чар особо отчаянные граждане в бушующих водах пробирались на маленький островок. Точно, без волшебства тут не обходится!
Философы
Эразм Роттердамский — самый знаменитый уроженец Роттердама. Город, отказавшийся от традиционного облика, сегодня поражает нестандартным подходом к созданию городской в целом и музейной в частности среды. Многотонные зайцы и футбол в музее – здесь.
Мартин Лютер:
Удивительный портрет реформатора церкви нам повстречался в храме Святого Венцеля в Наумбурге: полотно изображает Лютера с лебедем. История такова: во время казни Яна Гуса на костре он воскликнул: «Я только гусь, а тот, кто мне последует, будет лебедем!»
Мартин Лютер не случаен в Наумбурге: 5 апреля 1521 года он проездом останавливался в городе, о чем свидетельствует памятная табличка на Марктплатц.
Кант:
надо же когда-нибудь доехать до Калининграда!
Центральное место в зале славы занимает фигура создателя Вальхаллы – баварского короля Людвига I:
Кстати говоря, именно баварское правительство сегодня как правопреемник «той» Баварии решает, кто достоин сегодня пополнить ряды образцовых германских представителей нации. Непременное условие – со дня смерти безусловно заслуженного человека должно пройти не менее 20 лет.
Последнее пополнение – бюст Конрада Аденауэра, первого федерального канцлера ФРГ (1949-1963).
У меня прямо лютый вопрос возник: поместят ли туда в свое время госпожу канцлерин?
В лучшем случае: поживем – увидим.
Хотя… Ну внесут основательницу «Европейского халифата» лет эдак через пятьдесят в зал славы – нам-то что от этого?
Создать свой собственный гипотетический, но обоснованный список — вот задача!
Итак, проект Российской «Вальхаллы» (версия 1.0). Правители
Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван Грозный, Михаил Романов, царь Алексей Михайлович, Петр Первый, Екатерина Вторая, Александр Первый, Александр Третий Полководцы
Федор Ушаков, Павел Нахимов, Александр Суворов, Михаил Кутузов, Петр Багратион, Алексей Брусилов, Георгий Жуков Художники
Андрей Рублев, Исаак Левитан, Илья Репин, Валентин Серов, Казимир Малевич Ученые
Михайло Ломоносов, Дмитрий Менделеев, Константин Циолковский, Иван Павлов, Николай Пирогов, Игорь Сикорский, Игорь Курчатов, Сергей Королев, Лев Ландау Писатели и поэты
Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Лев Толстой, Иван Тургенев, Федор Достоевский, Иван Гончаров, Федор Тютчев, Антон Чехов, Иван Бунин, Александр Блок, Михаил Пришвин Композиторы и деятели культуры
Петр Чайковский, Мариус Петипа, Анна Павлова, Сергей Эйзенштейн, Дмитрий Шостакович, Георгий Свиридов, Майя Плисецкая, Андрей Тарковский «Харизматические личности»
Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Александр Грибоедов, Юрий Гагарин, Владимир Высоцкий
Правда, прекрасной златокудрой девушки замечено не было:
Эту мадам встречал на берегу Рейна где-то под Кобленцем.
проект Российской «Вальхаллы» (
Добавил бы в полководцы Рокоссовского и генерала Белова, тормознувшего немцев своим кавкорпусом у Каширы и погнавшим потом танковые части с Тульщины. А почему Грибоедов попал в личности, а не в писатели? Написать за недолгую жизнь одно произведение, ставшее классикой, дорогого стоит!
Написать за недолгую жизнь одно произведение, ставшее классикой, дорогого стоит!
А если бы в школе не говорили, что «Горе от ума» — гениальное произведение? Если объективно посмотреть на этот источник блестящих афоризмов?
А почему Грибоедов попал в личности, а не в писатели?
— вот именно поэтому. Все же отношение к Александру Сергеевичу сформировалось во многом из-за трагической «смерти Вазир-Мухтара», да еще история романтической любви с налетом экзотики на все это наложилась, тут еще алмаз «Шах» — в общем, «для Атоса это слишком много, для графа де Ла Фер слишком мало».
Добавил бы
— вот поэтому я предложила свою версию «1.0», поскольку, как мне подумалось, после знакомства с германской достопримечательностью естественно возникает желание порассуждать на эту тему.
Спасибо за отзыв!
А если бы в школе не говорили, что «Горе от ума» — гениальное произведение? Если объективно посмотреть на этот источник блестящих афоризмов?
Давно уже забыл, что говорили в школе, но год назад неожиданно прочитал «Горе от ума» (именно прочитал, потому что в школе не читал), получил определённую порцию позитива. На что-то другое из школьной программы пока не тянет.
Признаюсь, Вальхаллу, с детских времён, под впечатлением книг и особенно кино, представлял именно такой, какой Света, Вы её представили во вступлении. А это — не брутальная Вальхалла, а какая-то утончённая «Вальхалльюшка». :)
А если серьёзно, то сооружение, без сомнения, грандиозное! Да и место для возведения было выбрано соответствующее — выигрышное: виды очаровательные! И интерьер неплох, бюстам под стать, вот только Эйнштейн, как мне показалось, больше на Твена похож, но это уже издержки индивидуального восприятия.
Спасибо за интересный экскурс!
вот только Эйнштейн, как мне показалось, больше на Твена похож
— ага! Наверно, это из-за того, что в мраморе лохматую шевелюру сложно было изваять))) Но Эйнштейн — точно один из самых эмоциональных бюстов во всем собрании.
Вам спасибо за внимание!
Я согласен с Алексеем. Там не хватает советских полководцев, которые так победоносно прошли по Германии. Если применять подобную логику, то их бюсты должны присутствовать в Вальхалле.
И ещё мне подумалось: не там ли спрятана Янтарная комната?..
По-хорошему сюда надо отнести и генштабистов Шапошникова и Василевского, хотя окончательные решения по всем военным вопросам принимал Сталин. Но по причине отсутствия человеколюбия у «отца всех народов» его рука не поднимается включить в зал славы. Ведь нет графы «противоречивые личности». Тогда в эту графу перевёл бы Пушкина с Лермонтовым — поэты-то великие, а вот людишки никчемные.
Внимание!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять
комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество
привилегий на сайте!
Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.
Комментарии (11)
RSS свернуть / развернутьbulava61
begun12
— вот именно поэтому. Все же отношение к Александру Сергеевичу сформировалось во многом из-за трагической «смерти Вазир-Мухтара», да еще история романтической любви с налетом экзотики на все это наложилась, тут еще алмаз «Шах» — в общем, «для Атоса это слишком много, для графа де Ла Фер слишком мало».
— вот поэтому я предложила свою версию «1.0», поскольку, как мне подумалось, после знакомства с германской достопримечательностью естественно возникает желание порассуждать на эту тему.
Спасибо за отзыв!
bulava61
begun12
Miquel
Теперь ясны твои изменения в жизневосприятии. Все читали, а ты нет. Ты стал спокойнее.
BVD64
А если серьёзно, то сооружение, без сомнения, грандиозное! Да и место для возведения было выбрано соответствующее — выигрышное: виды очаровательные! И интерьер неплох, бюстам под стать, вот только Эйнштейн, как мне показалось, больше на Твена похож, но это уже издержки индивидуального восприятия.
Спасибо за интересный экскурс!
begun12
Вам спасибо за внимание!
Miquel
И ещё мне подумалось: не там ли спрятана Янтарная комната?..
begun12
?!
Спасибо за отзыв))
Miquel
Вот! Все так думают! А она там!)))
bulava61
Внимание!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!
Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.