Мы снова в Азию. Путешествие в Узбекистан, Казахстан. Часть 8. Узбекистан. Самарканд. / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!


Авторизация

Зарегистрироваться

Войти или Зарегистрироваться        Мобильная версия

Мы снова в Азию. Путешествие в Узбекистан, Казахстан. Часть 8. Узбекистан. Самарканд.

Часть 1 здесь.
Часть 2 здесь.
Часть 3 здесь.
Часть 4 здесь.
Часть 5 здесь.
Часть 6 здесь.
Часть 7 здесь.

07.09.2018 г. Самарканд. С утра мы отправились гулять по этому городу. Отправились мы без машины, так как вечером припарковались у отеля, в узенькой улочке, утром не захотели брать машину. Перемещались: где пешком, где на такси.
Сперва мы приехали на южную окраину города к комплексу «Мавзолей Ходжа Абди Берун и медресе Нодир Диван Беги».

Вход был платный, пожилой мужчина сидел за вот таким красивым столиком, он продал нам билетик, проводил нас по зданию медресе, рассказал, показал все и сфотографировал нас.

Ходжа Абди Берун прибыл в Самарканд (как сейчас принято говорить, с инспекцией) на должность главного судьи (казия), чтобы установить и внедрить судопроизводство по Шариату. Его могила (и его сыновей и внуков, похороненных рядом) стала местом паломничества и считается святым местом. Из-за того, что его захоронение было за пределами городской стены тогдашнего Самарканда, то захоронению была присвоена приставка Берун ( слово Берун – означает «… вне…»).

Захоронение датируется 12-м веком. По-видимому, рядом с захоронением по распоряжению султана Санджар Султон Маози построили мечеть. Но, учитывая, что в 13-м веке в Среднюю Азию было нашествие Чингисхана. Самарканд не избежал участи многих городов, и был разрушен, то возможно мечеть не сохранилась. Но в 17-м веке во время правления Имам-Кулихана по распоряжению правителя Самарканда Нодир Диван Беги на месте захоронения Ходжа Абди Беруна был возведен мавзолей – ханака Ходжа Абди Берун.
А на фото — внутренний двор медресе Диван-Беги.

В 1630-м году правитель Самарканда Надир-Диван Беги приказал построить рядом с могилой Ходжи-Ахрара мечеть и медресе. Медресе, построенное за два года, быстро получило эпитет «зеркало Шер-дора», так как его внешняя отделка была очень похожа на медресе Шер-дор у площади Регистан (туда мы придем позже).

Мечеть в медресе.

Вот такая красивая люстра в медресе.

И как показывает история, всё построенное в короткий срок, без учёта строительных технологий быстро приходит в упадок. Медресе Надир-Диван Беги не стало исключением. Однако, реставрационные работы помогли воссоздать первоначальный облик медресе. Сегодня ансамбль у могилы Ходжи-Ахрара включает отреставрированное медресе, три мечети с айванами и минарет.
Первая мечеть была построена в 17 веке.

Вторая мечеть была пристроена в 18-19 веках.

Эта третья мечеть построена уже в наше время.

Минарет.

Рядом с захоронением и колонными айванами просторная площадь с хаусом и вековыми чинарами.

Прямо на середине площади — чинара, дающая обширную, прохладную тень в знойные дни лета, посажена она была в 1528 году.

И красивые цветы!


Собор Святителя Алексия, построен в 1912 году.

Гуляя по Самарканду, прошли через парк имени Алишера Навои.

Аллеи в парке и…

… амфитеатр.

Мы пришли на Университетский бульвар.

Прошлись по его пешеходной части.

На Университетском бульваре установлен памятник Амир Темуру (Тамерлану).

От памятника открывается вид на мавзолей «Рухабад», куда мы дальше и отправились.

Мавзолей Рухабад («Обитель духа») — мемориально-культовое сооружение XIV века в Самарканде, место погребения исламского проповедника, богослова и учёного-мистика шейха Бурханеддина Клыч Сагарджи.

Вскоре после строительства мавзолей Рухабад становится одним из самых почитаемых культовых сооружений Самарканда. Сам Тимур, проезжая мимо мавзолея, всегда спешивался с коня. Позднее южнее Рухабада он от имени своего внука Мухаммад-Султана строит духовный центр, включавший медресе и суфийскую ханаку, который «Царской аллеей» (Шах-рох) был соединён с усыпальницей Бурханеддина Сагарджи.

Мавзолей Рухабад был построен по распоряжению Амира Тимура в 1380 году.

Мавзолей Рухабад является нетипичным для времени правления Тимура сооружением. У здания отсутствует характерный для этого периода входной портал, что делает все его фасады равнозначными.

Кроме Бурханеддина Сагарджи в мавзолее Рухабад были позднее захоронены его супруга, сыновья и родственники.

В последующие годы территория вокруг мавзолея неоднократно застраивалась. В 1880—1882 годах рядом с мавзолеем появилась оформленная в китайском стиле квартальная мечеть. В середине XIX века на месте обветшавших строений было построено одноэтажное медресе, минарет, а также вырыт бассейн (хауз). Мечеть и минарет дошли до наших дней.

От медресе сохранился портальный вход со стрельчатой аркой, фланкированный башенками-гульдаста, и привратные сооружения.

Мы пришли к Гур-Эмир — мавзолею Тамерлана (Амира Тимура) и его семьи (Тимуридов).

Фамильная гробница Тимура и наследников империи была воздвигнута в юго-западной части города в 1404 году (ныне — улица Регистан).
Сотовый свод.

Строительство мавзолея, начатое в 1403 году, было связано с внезапной смертью Мухаммад Султана, прямого наследника эмира Тимура (Тамерлана) и его любимого внука. Завершил строительство Улугбек, другой внук Тамерлана.
Внутренний двор.

Мавзолей был построен в юго-восточной части средневекового Самарканда, возведенного в конце XIV века по распоряжению Мухаммад Султана. Из состава зданий ансамбля Мухаммад Султана следует, что он задумывал строительство центра исламского образования, а не погребальный комплекс. Однако позже воля его властного деда придала иное значение ансамблю, центром которого стал именно мавзолей. К началу XX века сохранились только фундаменты медресе и ханаки, портал главного входа и часть одного из четырёх минаретов.

Внутри мавзолея.

Внутри мавзолея снизу стены украшены мраморной панелью с вставками из зеленого серпентина и фризами резных надписей, а выше расписаны синей краской и золотом.

Рельефные розетки на плафоне купола имитируют звёздное небо.

Декоративное убранство дополняют ажурные решетки на окнах и мраморная ограда вокруг надгробий, но они являются лишь декорацией, настоящие находятся в подвале.

Во время правления Тимура мавзолей стал семейным склепом Тимуридов. В этом архитектурном ансамбле находятся могилы самого Тимура, его сыновей Шахруха и Миран-шаха, а также внуков — Улугбека и Мухаммад Султана и тимуридов Абдулло Мирзо, Абдурахмон Мирзо, учитель и наставник Тимура Мир Саид Барака. На возвышении усыпальницы за мраморной оградой находится неизвестное надгробие некоего суфия Сайида Умара. По версии Т. Саидкулова это мог быть шейх ад-дин Куляль. В мавзолее был также похоронен сын Абу Саид тимурида и внук главы Узбекского улуса Абулхайрхана от дочери Хан-хаде бегим — Султан Мухаммад.
С обратной стороны мавзолея Гур-Эмир оставлена неотреставрированная часть.

Аксарай (XV век) расположен на тихой улице позади Гур-Эмира. Он был отреставрирован на частные средства в 2007 году и в настоящее время открыт для туристов.

Кусочек старой мозаики.

Как рассказал мне экскурсовод (в этот мавзолей пошла я одна), в интерьере видны более темные участки мозаики — это старые кусочки, а более светлые — это уже новые.

Видно, как мало сохранилось старины.


Спуск к захоронениям.

В мавзолее находится несколько захоронений, личности погребённых окончательно не ясны. Предположительно это советники или ближайшие помощники Тамерлана.

От мавзолея Тамерлана мы пошли к площади Регистан, по дороге в небольшой улочке увидели мечеть XVIII века.

Опять попросила разрешения сфотографировать красивую узбечку. Какие у них нарядные женщины! Правда маленькому мужчине что-то не нравится.

Пришли на площадь Регистан. Регистан — площадь в центре Самарканда. «Регистаном» называли главные площади в городах Среднего Востока. Самаркандская площадь является самым известным регистаном благодаря расположенному на ней знаменитому архитектурному ансамблю XV—XVII веков, центром которого являются медресе Улугбека (1417—1420), медресе Шердор (1619—1636) и медресе Тилля-Кари (1646—1660).

Медресе Улугбека является старейшим медресе на площади Регистан и было возведено в 1417—1420 гг. правителем государства Тимуридов и учёным-астрономом Улугбеком.

Внутренний двор медресе Улугбека.


Существующий сегодня интерьер медресе Улугбека.


Внутри медресе расположена торговля сувенирами, изделиями ручного производства.

По центру площади расположено медресе Тилля-Кари, оно было возведено через десять лет после медресе Шердор на месте караван-сарая 1420-х годов.

А это внутренний двор медресе Тилля-Кари.


Интерьер медресе Тилля-Кари.


Выставочная экспозиция внутри медресе Тилля-Кари.


Медресе Шердор (медресе «с тиграми», «Обитель львов») было построено на месте ханаки Улугбека, возникшей в 1424 году в восточной части площади напротив медресе Улугбека. К началу XVII века ханака наряду с другими зданиями площади обветшала и пришла в негодность. По распоряжению узбекского правителя Самарканда Ялангтуша Бахадура было начато строительство медресе Шердор и Тилля-Кари. Медресе Шердор почти зеркально повторяет стоящее напротив медресе Улугбека.

Внутренний двор медресе Шердор.

Небольшая выставочная галерея Чор-Су находится прямо позади площади Регистан в историческом здании XV века — «Торговый купол Чор-Су».

А мы отправились дальше гулять по Самарканду, от площади Регистан к мечети Биби-Ханум.
А по дороге решили пообедать в кафе на пешеходной улочке.

Мечеть Биби-Ханум (букв. «старшая принцесса») — архитектурный памятник 1399—1404 годов в Самарканде, грандиозная соборная мечеть Тамерлана, богато украшенная изразцами, резным мрамором и росписями. Восстановлена из руин в конце XX века.

Мечеть была воздвигнута по приказу Тамерлана после его победоносного похода в Индию. Строительство было начато в мае 1399 года. Месторасположение будущей мечети выбирал сам Тимур. В строительстве были задействованы мастера из различных стран: Индии, Ирана, Хорезма, Золотой Орды. К сентябрю 1404 года основная часть комплекса была уже построена. Согласно легенде, мечеть получила своё название в честь любимой жены Тамерлана.

Мавзолей Биби-Ханум, находится напротив соборной мечети Биби-Ханум, был заложен для матери, жены и других женщин из рода Тимуридов. Строительство было начато в конце 1390-годов и завершено в начале 1400-годов. Восстановлена из руин в конце XX века.

Скромный внешний облик обманчив.

Внутри очень красиво!


В интерьере сказочно красивые «сталактиты»!

Первой была захоронена мать Биби-Ханум. Здесь же была похоронена сама Сарай Мульк-ханым (по другому — Биби-Ханум).

Это сооружение называется «пюпитр».

Рядом с мечетью и мавзолеем Биби-Ханум находится восточный базар. Зашли на него, с восточного базара невозможно уйти без покупок. Столько всяких «вкусностей»!

Мечеть Хазрет-Хызр. Название мечети связано с именем пророка (наби) Хызра — покровителя путешественников, легендарного обладателя «живой воды».

Существующая ныне мечеть была построена на древнем фундаменте в 1854 году. В 1884 году в здании были проведены отделочные работы и перестройки.

В 1899 году был переделан айван мечети…

… и пристроена дарвазахана (входное помещение). Завершились работы в 1919 году, когда были возведены входной портал и восточный минарет, а дарвазахана была перекрыта ребристым куполом.

Потолок айвана.

Интерьер мечети.


3 сентября 2016 года на территории мечети Хазрет-Хызр был похоронен первый Президент Узбекистана Ислам Абдуганиевич Каримов. Усыпальница первого Президента Узбекистана состоит из двух частей — традиционного айвана и мавзолея.

30 января 2018 года над могилой первого президента Узбекистана был торжественно отрыт мавзолей.

А это вид на Самарканд от мечети Хазрет-Хызр.

Рядом с мемориальным комплексом Ислама Каримова находится ансамбль мавзолеев самаркандской знати Шахи Зинда. Сюда мы и пришли.
«Входная часть ансамбля Шахи Зинда. Построена Улугбеком от имени его сына Абдулазиза в 1434-1435 гг.»

Летний айван. Построен в 1910 году.

Дошедший до нас комплекс состоит из одиннадцати мавзолеев, последовательно пристраивавшиеся друг к другу в течение XIV—XV веков. Тем не менее, в ходе раскопок на восточном склоне городища Афрасиаб были обнаружены остатки мавзолеев XI—XII веков.
«Двухкупольный мавзолей. Построен в XV веке. Выделяется особым архитектурным стилем. Мавзолей посвящен придворной кормилице Улуг Улжаойиму.»

Старейшие сооружения ансамбля, от которых сохранились только основания и надгробия, датируются XI—XII веками. Подавляющее большинство построек относятся к XIV—XV веку, а перестройки XVI—XIX веков практически не повлияли на композицию и внешний вид комплекса.

«Мавзолей Тугли Текин (Амир Хусаин). Построен в 1376 году в честь матери Амира Хусаина, одного из полководцев Амира Темура. Позже здесь был похоронен сам Амир Хусаин. На портале использована резная поливная терракота.»

«Мавзолей Амирзаде. Мавзолей условно назван Амирзаде (сын Амира)». Построен в 1386 году.

Один из проходов между мавзолеями.

«Мавзолей Ширин Бека око. Мавзолей построен Темуром в конце XIV века для сестры Ширин Бека око.» 1385 год.

Захоронение.

«Мавзолей Шодимулк око. Воздвигнут в 1372 году. Одно из самых красивых сооружений, построенное в честь сестры Темура Туркон око и её дочери Шоди Мулк око.»

Захоронения в мавзолее.

Восьмигранный мавзолей, сооружен во второй половине XIV века.

Мы подходим к средней части ансамбля.

Мавзолей Усто Али Насафи, построен в 60-70-е годы XIV века.

Центром всего ансамбля является комплекс Кусам ибн-Аббаса, включающий несколько зданий, среди которых наиболее древние — мавзолей Кусам ибн-Аббаса и мечеть XVI века. Кусам Ибн Аббас («Шахизинда» — «живой царь») — двоюродный брат и близкий сподвижник пророка Мухаммеда. Он был одним из первых распространителей исламской религии в центральной Азии.
К комплексу ведёт дверь «Ворота-Дарвоза» с датой 1404—1405 гг., украшенная резьбой и первоначально инкрустированная слоновой костью. На правой створке имеется надпись «Двери рая открыты для правоверных».


Сам комплекс сооружен в XI-XII веках. Состоит из мечети, мавзолея, зиаратханы (главного помещения для молящихся) и чиллаханы (специальное помещение для совершения ритуала поста).



Урна для пожертвований.

Фрагмент древней балки.

Подходим к замыкающей верхней группе мавзолеев.

Верхняя группа построек включает три рядом стоящих мавзолея.

Комплекс Туман око. Построен в XV веке женой Амира Темура. Состоит из мулозимхоны (помещения для служащих данного комплекса), мечети и мавзолея.

Северная часть двора замыкается мавзолеем Ходжа-Ахмада, построенным ещё в дотимуровское время примерно в 1340-е годы.

«Мавзолей построен в 1360-1361 гг. По некоторым сведениям здесь похоронена одна из жён Амира Темура Кутлуг око.»

Возвращаемся, поднимаемся к выходу.

А у входа в комплекс Шахи Зинда под навесом расположены руины бани XV века.

Из мавзолейного комплекса Шахи Зинда мы пошли к мавзолею Святого Даниила. Почти весь день мы перемещались по Самарканду пешком от одного архитектурного объекта к другому, потому что они все находятся недалеко друг от друга. И мы опять пошли пешком. Шли мы вдоль стены древнего городища Афрасиаб.

Но, видимо, уже подустали, и через несколько сотен метров все же взяли такси и немного проехались. Приехали к мавзолею. На такси ехали минут 5.
Внизу протекает река Сиаб.

Мавзолей Ходжа Дониёр. По легендарным сведениям XVIII века в мавзолее захоронена часть праха ветхозаветного библейского пророка Данияр (Даниил), останки которого были привезены в Самарканд и захоронены среднеазиатским средневековым полководцем и завоевателем Амиром Тимуром (Тамерланом). Нынешнее здание мавзолея и комплекс были построены в самом начале XX века, в последующие годы само здание мавзолея и комплекс несколько раз были реконструированы.
Айван для молитвы.

После постройки мавзолея, с годами, по легенде могила начала расти, достигнув в длину более 17 метров (около 18 метров). Мавзолей периодически достраивался и удлинялся муллами, а в самом начале XX века над могилой пророка было сооружёно прямоугольное длинное здание мавзолея с цепочкой из пяти низких куполов.

Внутри здания мавзолея находится длинная дахма, в котором и погребён пророк.

На территории комплекса мавзолея находится родник, считающийся целебным и святым. Многие паломники пьют воду из родника, надеясь излечить свои болезни или просто освятиться.

В 1996 году 15-й Патриарх Московский и всея Руси Алексий II во время своего визита в Узбекистан посетил Самарканд, в частности мавзолей Ходжа Дониёр. Возле склепа находилось засохшее фисташковое дерево, которое патриарх решил освятить, и спустя некоторое время дерево вновь ожило.

От мавзолея Святого Даниила мы уже на такси доехали до музейного комплекса Улугбека. Мемориальный музей Улугбека — музей, посвященный известному средневековому среднеазиатскому государственному деятелю, математику, учёному-астроному и поэту — Мирзо Улугбеку, и исторической астрономии региона.

Справа от музея, внизу (сам музей и обсерватория расположены на небольшом холме) находится памятник Улугбеку, на фоне стелы, на котором изображено звёздное небо.

Музей был открыт в 1964 году. В 2010 году была осуществлена масштабная капитальная реставрация и реконструкция обсерватории Улугбека, музея и близлежащих исторических местностей.

Музей рассказывает о жизни, творчестве и научной жизни Мирзо Улугбека, о астрономии и математике той эпохи. В музее представлены исторические астрономические и математические предметы и инструменты, исторические книги и рукописи, найденные экспонаты из руин обсерватории и окружающих ее местностей, в том числе из Афрасиаба, уменьшенные макеты архитектурных памятников Самарканда и некоторых других городов Узбекистана, в том числе макеты некоторых архитектурных памятников Бухары и Шахрисабза, и другие экспонаты.

Портрет Улугбека в музее.

Изучением небесных светил Улугбек занимался при помощи астрономического телескопа, который находился в специально сооруженной для этого обсерватории.

Ее строительство началось в 1424 году, и спустя 5 лет она была полностью оборудована. После трагической смерти Улугбека здание обсерватории было разрушено до основания.

Прошел довольно долгий период времени, никто об обсерватории даже не вспоминал, впрочем, было забыто даже ее местонахождение. Но, в 1908 году знаток древних рукописей Абу Саид Махзум обнаружил упоминание о ее строительстве, а археолог Вяткин нашел и сами руины обсерватории.

Здание имело масштабный план, где помещения располагались в три яруса. Главным из них являлся астрономический квадрант, который был заключен в щелевидном пространстве.

Вид с холма Кухак, где находятся музей и обсерватория.

Ишратхона — архитектурный памятник в Самарканде, построенный во времена правления тимурида Абу-Сеида (1451—1469 годы). Здание, по-видимому, было местом погребения представительниц династии тимуридов, так как при раскопках 1940 года были обнаружены несколько женских погребений. В настоящее время здание находится в развалинах, причём купол и высокий барабан были разрушены сравнительно недавно — во время землетрясения 1903 года.

Ансамбль Абди-Дарун (Абду-Дарун) — комплекс сооружений мемориального, культового и духовно-просветительского назначения на Старом кладбище Самарканда, сложившийся в XII—XX веках у могилы известного исламского правоведа IX века Абд-ал Мазеддина.

Древним ядром ансамбля является мавзолей XII века, рядом с которым в разное время были построены ханака, мечеть и медресе.
В первой половине XII века над могилой Абд-ал Мазеддина по приказу султана Санджара был возведён небольшой мавзолей в виде куба, увенчанного коническим куполом на восьмигранном барабане. Вероятно к этому времени вокруг мазара уже появились другие захоронения. Мавзолей получился настолько мал, что практически всё его внутреннее пространство было заполнено надгробием святого. Поэтому в первой половине XV века в правление Улугбека к мавзолею спереди было пристроено более просторное однокомнатное помещение с порталом и куполом. Тогда же перед зданием в тени платанов был вырыт бассейн-хауз квадратной формы, которому в начале ХХ века была придана форма восьмигранника. Чуть позднее по бокам к ханаке и мавзолею были пристроены дополнительные подсобные помещения.

Коренные перестройки ансамбля, существенно менявшие его внешний вид, были осуществлены в XV, XIX и XX веках. В первой половине XIX века у северо-западного угла мечети были сооружены ворота-дарваза, к которым со стороны улицы через кладбище была проложена огороженная дорожка.

В 1905 году в северной части комплекса было построено небольшое медресе, а в 1909 году в его западной части на месте старой мечети было возведено более просторное здание с г-образным айваном.

Минарет был построен на рубеже ХХ и ХХI веков.

Вот здесь и закончилась наша прогулка по Самарканду. На такси мы вернулись в отель.
08.09.2018 г. В 12 часов мы выехали из Самарканда, в небольшом городке Джизак, через 100 км., мы свернули на озеро Айдаркуль. Дорога была вот такая грунтовая, через пустыню, причем дорог таких рядом было несколько, по какой хочешь, по такой и езжай, разницы нет.

Жители Джизака нам сказали, что через горы мы не проедем, и чтобы добраться до озера, нам нужно горы обогнуть. Вот мы и поехали огибать горы.

Мы добрались! От Джизака до озера было километров 150.

Озеро Айдаркуль и его окрестности. На озере были лошади, красивые, купались с другой стороны островка земли.

Я, конечно, пошла купаться, вода была замечательная, людей никого, красота!

Павел на таких «диких пляжах» не купается. Он, вообще, злился, что меня опять куда-то несет, видно по лицу, что злится, да? Пришлось срочно организовать пикник, чтобы муж подобрел. Когда мы уже подъехали к озеру, обнаружили какое-то хозяйство и людей за ограждением, они нам подсказали, где можно искупаться. Мы поехали, нас провожала собачка, пока мы были на озере, она была с нами, мы ее покормили немного, а, когда возвращались, она осталась с этими людьми.

Было много птиц в отдалении, не знаю, какие, может чайки?

Возвращаемся в Джизак. Его уже видно.

В этой пустыне еще был пост полиции!


Наша поездка на озеро заняла немало времени, поэтому этот день можно назвать «Днем озера Айдаркуль»! К вечеру, в 22.00 добрались до Ташкента.

(Продолжение следует).

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.