На арендованном автомобиле по Перу. / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!

На арендованном автомобиле по Перу.

Начало здесь.

Куско и Священная Долина

Еще когда мы только присматривались к Перу, мы решили провести в Куско побольше времени – ведь именно Куско и его окрестности называют археологической столицей мира.

От Пуно до Куско добирались на машине, смена высоты с 3855 м до 3395 м. Дорога густо усеяна достопримечательностями и надо выбирать. Это был мучительный процесс! По пути посмотрели храм Виракоча (Temple Viracocha), самое высокое крытое здание инков, но по-настоящему все хотели увидеть Inca Bridge, или на местном наречии Кесвачака.

Именно этот мост описан в книге Уайлдера «Мост короля Людовика Святого». Но в путеводителях о нем ни слова. У нас есть только самая общая карта, даже не карта, а схема. Решили применить метод «язык до Киева доведет» и начали поиск в Комбапата. Сначала мы кричали прохожим – Пампамарка! И нам в ответ долго размахивали руками, объясняя дорогу. Минут через 30-40 мы все-таки выехали на правильное шоссе, и все пошло легче. Пампамарка сменилась на – Янаока! Потом – Кюхо! Произношение тут подвело, но мы быстро нашли военного, который прочел название и направил нас, куда нужно. А как выехали на грунтовку, то кричали – Кесвачака! И нам просто махали рукой, дальше, мол. Все дальше и дальше, а моста все нет и нет. По дороге к нам в машину просились детишки, возвращавшиеся из школы, и дразнились, когда мы не останавливались. Мы подебатировали, подвезти ли детишек, но решили, что без разрешения родителей не стоит :) В какой-то момент дорога круто пошла вниз, и Саша говорит все, дальше не поедем — засветло добраться до Куско мы уже не успеваем, и непонятно, что впереди.

Совет для тех, кто пойдет за нами – одним на своей машине до Кесвачака ехать не стоит. Лучше нанять проводника, а еще лучше поехать с экскурсией. Уже дома проверили Google maps – до моста мы не доехали каких-то 500 метров…

Больше никуда не успели. Не поели. В Куско приехали темным вечером, отель нашли не с первого раза. Наше бронирование потеряли, девочка на дежурстве по-английски еле-еле понимает – еще полтора часа. Пристроили машину на ночь, заселились – еще минут 40. Сходили поесть, потом домой… Теперь в душ и спать! Поворачиваю краны – вода не греется. Муж говорит, что он читал, что в Перу не везде есть горячая вода. Почти со слезами встаю под ледяную воду – вот так нам и надо, чтобы не расслаблялись! С визгом быстренько ополаскиваюсь и СПАТЬ!

Писак.

Горячей воды не было и утром, но все равно это был чудесный день! Мы так насиделись в машине за неделю, что побродить по развалинам комплекса в Писаке было такое счастье! Машину оставили на маленькой стоянке на площади, взяли такси за 20 солей, и нас довезли до развалин Писака в горах, а назад в город мы уже шли пешком (1.5-2 часа).

Тропа от археологического комплекса спускается до знаменитого городского рынка, самого «представительного» в Куско и окрестностях в плане изделий местных мастеров и всяческих сувениров.

Тут же попробовали типовое уличное блюдо, которое продают перуанские бабушки: в большой алюминиевой бадье в горячей воде лежат початки вареного маиса. Его тебе вылавливают, кладут на кукурузный лист и отрезают ломтик от круглого козьего сыра. Маис крупный и несладкий. Со свежим сыром очень вкусно (2 соля маис, пол-соля кусочек сыра). В этот день мы распрощались с машиной.

Священная Долина.

Наняли таксиста на весь день повозить нас по Священной Долине (150 солей). Saqsaywaman, Chinchero, Moray, Salinas, Ollantaytambo – если есть время, то обязательно нужно ехать! В Чинчеро, по дороге к испанской церкви, прямо на улицу выходят торговые лавки. Возле одной лавчонки разговорились с мастером-резчиком по тыквам. Мне понравилась одна тыковка – кванта коста? А он мне – мадам, зайдите в мою лавку, там у меня есть и не такое! Действительно — сокровища как в пещере Алладина! Тыквы всех форм, размеров и расцветок лежат на разных полочках, по степени сложности работы. Есть grade fine, а есть и super fine. Небольшая super fine тыковка это 3 дня работы (50 солей). И вся эта тыковка размером с детский кулачок мелко-мелко изрезана — инковские священные животные, календарь, ремесла, деревенские сценки… Через рисунок извивается знаменитая Тропа Инков! Попросили мастера вырезать на тыквах свое имя – Rufo из Chinchero.

В Морае видели сельскохозяйственный комплекс инков. Есть мнение, что на закольцованных террасированных склонах инки экспериментировали с разными агро-культурами, занимались селекцией. Вдобавок, это место считают одной из «чакр» Земли. Мой муж единственный из нас спустился в самый низ и постоял на чакре. В Салинасе были на соляных разработках. Вода из соляных источников устремляется в вырытые маленькие бассейны и наполняет их, после чего канавку перекрывают и воду отводят в другое место. На солнце за две недели вода выпаривается – и соль можно вычерпывать.

Ойятамтамба – еще один внушительный инковский комплекс.

Отсюда вечером мы поездом направляемся в деревеньку рядом с Мачу Пикчу, где и заночуем. На железнодорожной площади распростились с нашим таксистом, договорились, что он встречает нас завтра в «том же месте, в тот же час».

В деревеньке гостиницы и хостели встречают приезжих прямо у поезда. С транспорантиками – тут ждут Хелен, а здесь Марка. Нас никто не ждет, но мы еще в поезде написали на бумажке с помощью моего словарика заветные слова по-испански: две комнаты, горячая вода, завтрак. Si, si, si – радостно кивает нам девочка, и мы идем за ней. Ура, горячая вода есть! Моемся и без ужина ложимся спать.

Мачу-Пикчу.

Хотели добраться до Мачу Пикчу рано утром, до наплыва туристов. Не вышло. Чтобы купить билет (135 солей), оказывается нужен паспорт! Еще один совет: в Перу без паспорта НИКУДА. Паспортов у нас с мужем оказалось два, а не четыре, поэтому пришлось идти второй раз. Вдобавок за завтраком разговорились с соседкой по отелю (родилась в Иране, образование получила в Англии, живет в Египте), которая была свидетельницей недавней египетской революции. С трудом прервали беседу и отправились на автобус.

От перевалочной деревеньки дорога на Мачу Пикчу, самую главную достопримечательность Перу, не заасфальтирована, хотя автобусы ходят непрерывно. Как так – не понимаю. Но вообще перуанцы очень трепетно относятся к своим археологическим памятникам – чувствуется испанская школа! Коммерческого налета практически нет. Нет магазинчиков с сувенирами, автоматов по расплющиванию монеток, и прочей дребедени. Автоматов с кокой и чипсами тоже нет. На территории Мачу Пикчу нельзя есть и пить, и на всей огромной территории памятника туалет я видела только на входе. А ведь посещение Мачу Пикчу это минимум пол-дня! Если попросишь, дадут карту комплекса, где информации кот наплакал – бери гида и иди слушать лекцию. Мы гида не брали, но слышали как проходящим группам гиды рассказывали про квадратные километры, тонны и килограммы и даты инковских династий.

Мы решили миновать толпу и уйти по тропе на Sun Gate (Ворота Солнца), т.е. пройти немножко по знаменитой Тропе Инков (Inca Trail). Когда-то мы всерьез рассматривали возможность пройти по этой дороге 4-х дневный маршрут, читали отзывы в интернете, но в конце концов трезво оценили свои силы. Уже в Перу мы лично разговаривали с теми, кто сделал Inca Trail – отзывы разные, но даже те, кто был доволен, отзывались о походе без особого восторга. Во-первых, реально тяжело, даже когда основное снаряжение за тебя несут носильщики. Во-вторых, заедает мошкара. А вот маршрутик в Воротам Солнца короткий и объективно не очень сложный, но все-таки по жаре и на высоте! Круглодневное сиденье за компьютером тоже не способствует хорошей физической форме. Поэтому чувствовала себя как Смок Беллью на Чилкутской дороге – еще немножко, еще… Упомяну, что после 3-х недель непривычной активности и регулярного питания практически без сладкого, добавок и перекусов я оздоровилась, как Смок, и вес сбросился сам собой.… сидели у Ворот Солнца и смотрели на великолепный комплекс и на всю эту красоту вокруг…

Возвращаемся в Ойатамтамбо в поезде первого класса, другие билеты распроданы. В поезде один (!) вагон, стеклянная крыша, чтобы видеть склоны гор, и бригада из 3-х человек. Пассажирам показывают костюмированное представление – пляски, шайтан… Потом показ мод – проводники демонстрируют изделия из альпаки.

Потом, само собой, шоппинг. Словом развлекли. Сосед наш был очень интересный собеседник, инспектор железных дорог. Рассказывал про свою жизнь, как охотились за ним террористы из Shining Path, как два раза он терял свой бизнес… Женат на японке, много раз мог уехать, но – «это моя страна».

Сходим с поезда прямо в толпу таксистов, предлагающих свои услуги. Ищем своего водителя, но никто не помнит его в лицо! К нам пробирается молодой человек и что-то говорит по-испански. Мы отмахиваемся: у нас уже есть водитель, только где же он? Но мальчик не отстает. Мы прямым ходом идем к такси с рекламной пирамидкой на крыше – рекламу-то мы узнали! И мальчик с нами. Оказалось, наш вчерашний водитель передал нас этому молодому человеку, и они догадались переставить опознавательный знак с одной машины на другую. Доехали без приключений, договорились, что завтра мальчик отвезет Сашу и Таню в аэропорт, а послезавтра нас.

Куско.

Сплав по реке Урубамбо мы отменили и провели великолепнейший день в Куско! Походили по городу, поели чичеро – свиные кусочки с косточкой обжаренные в кипящем масле. Их готовят прямо на улице, у входа в чиччерию запах такой, что устоять невозможно. Блюда два – густая похлебка и мясо с гарниром из маиса, лука и юкки. Незатейливо, но вкусно, сытно и недорого – 7 солей порция, нам хватило одной. Посмотрели парад в честь 85-летия местного рынка – пожилые бабушки в красочных костюмах шли по улицам.

В такой праздник рынок закрыт, но вокруг торговля не прекращается. В основном фрукты, напитки, сушеные и жареные закусочки, и полноценная горячая еда из огромных котлов. До сих пор жалею, что не попробовали поросенка — в Куско, как нам сказали, их готовят лучше всего. Вообще на рынке столько всего вкусного хочется попробовать, НО! Ложки и тарелки ополаскивают в ведре с водой, протирают фартуком и дают следующему покупателю. Так что в следующий раз я приеду со своими! Выпили кофе в Inca Fe, симпатичное местечко на одной из центральных площадей, Kusipata. Кофе в Перу неважный, хоть Перу и хвалится, что здесь выращивают какой-то необыкновенный органический кофе. Вечером сходили на концерт музыки и танцев провинций региона Куско, очень колоритно!

Было у нас несколько интересных ситуаций с перуанцами. Перед отъездом на Мачу Пикчу мы сдали постирать грязное белье в соседнюю прачечную. Это даже была не прачечкая, а мастерская, где подшивали костюмы и делали мелкий ремонт одежды, и заодно принимали в стирку белье. Прочитали на двери объявление: «1 кг белья 2.5 соля» и решили постираться. Отели оказывают такую услугу очень недорого, но мы тогда этого не знали. Наш двух-килограммовый пакет, взвешенный на безмене, потянул на четыре, ну ладно. Готово будет завтра, маньяна. Нет, говорим, мы уезжаем, нам нужно послезавтра – маньяна-маньяна. На том и порешили, квитанцию нам через копирку выписали. Вернулись мы с Мачу Пикчу – белья нет. А следующий день воскресенье и мастерская закрыта. А в понедельник утром мы уезжаем. Конечно, ничего такого в пакете не было, но каждый вечер стирать оставшиеся две пары белья и носков как-то не хотелось. Муж считал, что нашу одежду увели, но я склонна верить людям. И к тому же мне стало интересно, что происходит. Пошла я на ресепшн и сказала, что назначаю премию в 20 солей, если нам помогут вернуть наш пакет до отъезда. И что же – в 9 вечера одежда была у нас!

А когда нас отвозили в аэропорт, мы долго прощались с мальчиком таксистом. Я уже вышла из машины, гляжу через окно, как муж расплачивается, затем выгребает всю мелочь из карманов… Мужчины жмут друг другу руки. Забираем чемоданы, направляемся к дверям аэропорта. Вдруг муж хлопает себя по карманам – где бумажник? Бумажника нет, такси уже отъехало. Мы замахали руками, но бесполезно! Вдруг, видим, машина выворачивает назад и паркуется. Парень выскакивает с бумажником – что ж ты, амиго! Еще минута братания – и мы в аэропорту, летим на Икитос.

Остался последний кусочек — Амазония.