Пространство, на которое мы выбрались, получилось ну очень просторным — площадь Республики (Place de la République)…
… с прилегающим к ней парком Эспланада (L'Esplanade):
Прежде чем попасть на эспланаду пересекли небольшой парк, разбитый перед зданием мецского Дворца правосудия, построенного в конце XVIII века…
… с памятником очаровательной лошадке:
Позже я «пошерстил» просторы нета в надежде добыть информацию об этом очаровательном животном. Оказалось, что это скульптура посвящена неоднократному победителю скачек Derby в 1840-х годах — Rinbow. Изваял её французский скульптор Кристоф Фратен. Ну значит лошадка этого заслужила. Многие ли из нас могут похвастаться своими памятниками — разве, что посмертными?!
Тьфу блин, что-то я не туда забрёл… :(
На Эспланаде и в её окрестностях мы и провели практически всё, оставшееся до отъезда, время. Наличие целой россыпи достопримечательностей не позволит уйти оттуда быстро.
Восточную часть парка украшает статуя маршала Нея…
… одного из талантливейших полководцев Бонапарта, кстати носившего прозвище Le Brave des Braves, что в переводе означает «Храбрейший из храбрых».
По иронии судьбы Ней был расстрелян в 1815 году как государственный изменник. Хотя в его деле всё далеко не однозначно, и лишний раз убеждаешься, что политика — дело пакостное.
Недалеко от маршала заметили вот такую авангардистику:
Я её для себя назвал «Тачанка», уж больно похожа. Причём, чтобы сообразить — что это, рассматривать надо в «профиль», в «анфас» не получится.
Слева расположено здание бывшего Арсенала…
… сооружения необходимого при ведении военных действий. А вот после Второй мировой войны пустующее хранилище армия передала городу, который долгое время не знал, что с ним делать. В конце 1980-х годов было принято решение о перестройке арсенала в концертный зал. И говорят так удачно получилось, что сам М. Ростропович отметил его уникальные акустические свойства.
Эспланаду и площадь Республики разделял оригинальный барьер из каскадных фонтанов…
… служивших одновременно и украшением, и источником определённой прохлады. Сама же площадь является границей старого и новых районов города. В архитектуре Меца заметно переплетение французского и германского стилей. Старый романтичный — «французский» Мец, расположившийся преимущественно вокруг кафедрального собора, окружён Мецем «немецким», более прагматичным, как мне показалось, чуть более холодным, но от этого не менее привлекательным.
С севера, от собора, к площади «прорезаются» улицы Serpenoise и des Clercs…
… наполненные магазинами, привлекающими любителей шоппинга. Это одни из самых оживлённых улиц города. На нижней фотографии заметна колонна Юпитера, стоящая слева, возле магазина NewYorker:
Это уменьшенная копия исторического оригинала римской колонны, ныне хранящегося в мецском музее. Высота оригинала составляет более 10 метров. А нашёл уникальную находку, датируемую III веком, житель французского городка Мертан, что в 40 км от Меца, копаясь в своём огороде.
На одной из примыкающих улиц — du Palais, где находится спасительный «оазис» туристов, нуждающихся в удовлетворении естественных надобностей и Wi-Fi — МакДональдс, мы стали слушателями замечательного уличного концерта этнической музыки перуанских индейцев:
Перуанская флейта потрясающа, послушать её живьём мне доставило истинное удовольствие. Жаль, что мы были ограничены во времени, но минут двадцать, пока Влас закидывал в планшет необходимые карты, я наслаждался музыкой.
В паутине местных улиц мы наткнулись на вот такие треугольнички, вмонтированные в тротуары:
Это своеобразные стрелочки указывают направление к местным достопримечательностям, а изображение на стрелке объясняет — к какой именно. Эта забавная форма заботы о туристах сопровождала нас и при посещении других французских городов в этой поездке. Вот уж истинно — мелочь, а приятно. Хотя на мой взгляд это далеко не «мелочь».
Южную часть площади ограничивает комплекс зданий C.N.M.S.S, что-то вроде фонда социального обеспечения военнослужащих:
Обойдя периметр Place de la République, мы немного удалились от неё вглубь по улице du Coetlosquet, чтобы взглянуть на один из старейших храмов города — церковь Святого Мартина (Église Saint-Martin):
Исторические хроники не дают ответа на вопрос: «С какого времени на этом месте возник первый храм?». Церковь упоминается с XII века, но это уже время кардинальной перестройки храма.
Поглазев на «старушку» мы узкими улочками…
… не забывая про ретромобили…
… двинули в сторону Porte Serpenoise, что на проспекте Шумана (Avenue Robert Schuman). «Змеиные ворота», построенные в XVI веке, являлись воротами, через которые осуществлялся доступ в Мец с юго-западной стороны:
В начале XX века ворота были перестроены в триумфальную арку, несущую на своих стенах упоминания о важных событиях своей-же истории. Окружение ворот тоже достойно внимания. Это и стоящее рядом жилое здание…
… и раскинувшийся рядом сквер Жиро (square Giraud)…
… где, разувшись, можно босиком побродить по шелковистой травке или перевести дух, на ней повалявшись.
Чуть дальше, в окружении этого изумрудного царства, находится роскошное здание губернаторского дворца (Palais du Gouverneur):
В начале XX столетия дворец был построен немцами в качестве резиденции командующего 17-го армейского корпуса и был назван General-Kommando. После возвращения Меца под юрисдикцию Франции в 1919 году представительство заняли французские военные. Во время немецкой оккупации Второй мировой войны, здание вновь заняли немцы, после освобождения Франции — опять французы — такие вот «качели»!
Рядом с резиденцией был замечен симпатичный домик, видимо для обслуги:
Обогнув, стоящий напротив дворца 4-х звёздный отель La Citadelle, больше смахивающий на армейские казармы, мы вновь вернулись к Арсеналу и Эспланаде, описав таким образом почти двухкилометровую «дугу». И сразу «уткнулись» в одну из главных городских достопримечательностей — капеллу тамплиеров (Chapelle des Templiers):
Здание, конечно, эпохальное. Единственная ротонда в Лотарингии, построенная рыцарями Ордена и сохранившаяся до современности. Время постройки — XII-XIII века. Своей счастливой судьбой капелла обязана Просперу Мериме, являвшимся «по основному месту работы» в середине XIX века главным инспектором исторических монументов и внесшему её в список уникальных архитектурных памятников. Обойдя ротонду кругом, внутрь мы так и не попали, и не только мы одни. Довольствовались снимками снаружи.
Недалеко от капеллы, на зелёном поле газона, установлена необычная скульптура, стилизованная под…
… а вот под что, я не разгадал.
Всего лишь в сотне метров от одной архитектурной «жемчужины» поблёскивает другая, ещё более древняя — церковь Святого Петра (Église Saint-Pierre-aux-Nonnains):
Это сооружение, построенное римлянами ориентировочно в конце IV века, изначально являлось термами при гимнастической школе.
Спустя три века, разрушенную войсками Атиллы, школу передали монастырю бенедиктинок и бани перестроили в монастырскую церковь.
Сейчас здесь проводятся выставки и концерты, в нашем случае в здании храма проводилась свадебная церемония.
Saint-Pierre-aux-Nonnains является самой старой церковью Лотарингии, и, со слов Википедии, возможно всей Франции. Стоящая рядом с ней колоннада, подчёркивает античность этого здания.
От церкви мы вышли на западную оконечность Эспланады. Здесь установлен памятник Солдату-освободителю, в память о французских воинах, погибших в годы Первой мировой войны:
Прямо перед памятником расположена смотровая площадка, эдакий симпатичный балкончик, с которого открывается чудный вид на набережную Мозеля, Средний «мост покойников» (Moyen Pont des Morts) и Новый храм (Temple Neuf), высящуюся на южном краешке острова Пти-Суси. Полюбовавшись панорамой и понаблюдав за несколькими свадебными процессиями, устроившими здесь фотосессии, мы спустились вниз и обнаружили, что под балконом расположены живописные искусственные гроты с фонтанами:
Время неумолимо напоминало нам о необходимости закругляться. А как? Сделаешь несколько шагов и взору открывается что-то новое, интересное. По соседству с Эспланадой, позади Дворца правосудия, имеется сад Jardin Boufflers, открывающийся очередным фонтаном:
Фонтанчик сей был украшен барельефами различных земноводных. Там были лягухи:
Ящерки:
И неизвестные науке, но обаятельные рожицы:
В центре парка на пьедестале высился памятник участнику двух французских революций и войны за независимость США — маркизу де Лафайету (помните — легендарная эскадрилья „Лафайет“, это в честь него). Кстати — лейтенант королевских мушкетёров:
Практически напротив вышеупомянутого сада на Мозеле, за мостом Digue de la Pucelle, на водных перекатах развлекались слаломисты-байдарочники:
С этого-же места хорошо виден мост Moyen Pont des Morts — Средний мост «покойников» или «мертвецов», кому что нравится (бр-р-р!):
«Покойничьих» мостов в городе два — Большой (Grand Pont des Morts) и, собственно, Средний. По логике должен быть и Малый, но, как ни парадоксально, таковой отсутствует.
Несмотря на жуткие названия, происхождение их отнюдь не скрывает в себе каких-либо леденящих душу историй — в XIII веке, при строительстве Большого моста, по причине нехватки средств на постройку, городским епископом был издан указ, обязывающий, готовящихся к переходу в «лучший мир» сограждан, завещать лучшие платья своего гардероба приюту Святого Николая. Часть вырученных после продажи завещанных костюмов средств, передавалась на строительство и содержание моста. Вот отсюда и «весёленькие названия».
Большой мост «старше» Среднего, он построен в XIII веке, а Средний — век спустя, оба моста вначале были деревянными, затем были перестроены в камне.
До Большого моста мы не дошли, по причине временного цейтнота, а жаль — он древнее и наверняка интереснее.
Откровенно говоря в Меце мы много до чего не дошли, это и Немецкие ворота (Porte des Allemands) — уникальное сооружение, прекрасно сохранившаяся часть крепостных сооружений средневекового Меца, к модернизации которых приложил руку знаменитый Вобан, отметивший в своё время, что: «Крепости защищают провинции королевства, а Мец — государство в целом». Это и железнодорожный вокзал, и Церковь Святой Сеголен, и Клуатр Реколлектов — перечислять можно долго, а пять часов — это ничтожно мало для любого города, а уж для такого, как Мец и подавно. Сожалея о том, что где-то чего-то мы не успели увидеть, лелея в душе надежду на возвращение, понимаем, что в большинство мест наше возвращение сомнительно — уж больно сильна жажда открытия нового, неизведанного. Но, как говорится: «Никогда не говори „никогда“.
И вот опять я „ушёл“ в сторону, давайте закончим прогулку.
Со Среднего моста открывается прекрасная панорама, центральное место в которой занимает Temple Neuf — церковь, ставшая одним из символов лотарингской столицы:
Судьба Нового храма в какой-то мере схожа с судьбой Эйфелевой башни, при её строительстве, в начале XX столетия, жители Меца заявляли о том, что новая церковь не только не вписывается в архитектуру города, но и создаёт архитектурную дисгармонию, что негативно может повлиять на историческое лицо города.
Но прошло время, а оно как известно — лечит, хандра ушла, а храм остался, да не просто остался, а как мне кажется, очень даже удачно „вписался“ в облик города. Или я не прав?
Temple Neuf:
мост Святого Марселя (Pont Saint-Marcel):
мост Рош (Pont des Roches):
А это уже вид на кафедральный собор и набережную Поля Вотрена (Quai Paul Vautrin):
(Обратите внимание на разницу оттенков жёлтого в домах на набережной и собора)
Проникнув по мосту Сен-Марсель на остров Пти-Суси…
… мы, уже основательно спеша к отъезду, тем не менее сделали несколько снимков открывающихся вокруг картинок:
Всё — пора к машине. Уже на ходу, проскользнув мимо Святого Стефана…
… отметили освободившуюся от торговцев площадь, на площади Сен-Луи мельком взглянули на веселящихся членов, как их назвала уважаемая Татьяна Tat-77s: „прости Господи… сообщества“…
… оплатили 10 „ойриков“ за „Аркашкин“ отдых вот в таком симпатичном аппаратике, заметьте, жёлтого цвета…
… и несколько минут спустя взяли курс на Дижон, оставляя позади (но сохраняя в сердце) „город из света и мёда“, как охарактеризовал свою „малую Родину“ уроженец Меца — поэт Поль Верлен. А вот чтобы оценить истинность слов Верлена надо в Меце побывать.
опа, уже и меня цитируют :))
действительно «город из света и меда» прав Верлен, предводитель «Проклятых поэтов» французского символизма.
Кружева декора, сочные краски, ммм ляпота.
С Вашего разрешения фото с цветами на фоне набережной, возьму себе, можно?
Татьяна, с помощью Антона, добавил-таки видео, так, что про перуанскую флейту можно не только прочитать, но и послушать. Если Вам конечно интересно. :)
С уважением!
Вашему вниманию можно позавидовать. Там она красавица, где и была — впереди лошадки. И водичка льётся из кувшинчика по-прежнему. Я вот только как-то её пропустил.
Приятно читать положительные комментарии. Спасибо большое!
Вас долго было не видно на сайте. Дела?
Да, совершенно погряз в рутине дел. Вот только вынырнул на поверхность и сразу на сайт. О сколько же всего интересного! И Ваши отчеты, и Бориса, и новичков. Жаль, что с этой непонятной экономической и политической обстановкой с путешествиями в Европу придется повременить. Зато есть Россия-матушка, куда и надеюсь отправиться в следующее автопутешествие.
Внимание!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять
комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество
привилегий на сайте!
Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.
Комментарии (7)
RSS свернуть / развернутьTat-77s
действительно «город из света и меда» прав Верлен, предводитель «Проклятых поэтов» французского символизма.
Кружева декора, сочные краски, ммм ляпота.
С Вашего разрешения фото с цветами на фоне набережной, возьму себе, можно?
BVD64
Спасибо, Татьяна, за оч-ч-чень тёплые слова!
Tat-77s
BVD64
С уважением!
MrMineika
BVD64
Приятно читать положительные комментарии. Спасибо большое!
Вас долго было не видно на сайте. Дела?
MrMineika
Внимание!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!
Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.