Предыдущая часть
13 июня, день восемнадцатый, Трир-Мец-Дижон
Экскурсионную, так сказать, программу следующего дня я планировал начать с «петли Саара» — удивительно красивого места Германии, где река делает разворот на 180 градусов, создавая глубокий речной полуостров.
Для удобства туристов в этом месте создана специальная смотровая площадка Aussichtspunkt Cloef (49.501850, 6.540789), позволяющая в полной мере любоваться творением природы. Выглядит эта красота так:
Но эта прекрасная фотография к сожалению не наша. Увы, мы на Cloef не попали, хотя засыпая в Трире, я был твёрдо уверен в обратном. Но не зря говорят: «Не говори — гоп...».
А начиналось всё очень даже неплохо. Завтрак в «Pentahotel Trier Europahalle» был не хуже ужина, наверное лучший завтрак за всю поездку — большой выбор блюд и даже шампанское, как приятный бонус. К моему глубочайшему сожалению мне этот бонус пришлось пропустить.
В прекрасном расположении духа мы попрощались с персоналом, загрузились в «Аркашу» и выехали с парковки. А потом и случилась очередная забастовка навигатора. Даже не забастовка, а форменный саботаж. Сколько мы не пытались его запустить, он упрямо «сдыхал» на загрузке. В итоге с навигом нам пришлось проститься.
Настроение было подпорчено, а ведь ещё надо было выбираться из города. Как? Покупать дорожный атлас? Совершенно из головы, в тот момент, вылетело, что в планшетник-то карты заброшены.
Потеряли около часа на «реанимацию» навигатора, разбор сложившейся ситуации и поиск пути выхода из неё.
Вот от чего возникает такой «тупой» ступор? Мне кажется только от нехватки опыта.
Потерять час, чтобы вспомнить про iPad! Кто-то сейчас наверное прочитает и посмеётся.
Но так случилось. Жалко лишь потерянного времени, из-за чего, собственно, мы на Саар, и не попали. Пришлось брать курс сразу на Францию.
Люксембург прошли транзитом, и довольно оперативно, остановившись лишь на АЗС. Заправили бак «под завязку», бензин там был на порядок дешевле, чем в Германии и Франции.
Французская часть нашей программы начиналась со столицы некогда могущественного Лотарингского герцогства — Меца. Город удачно расположен на пути следования из Трира в Дижон — место нашей сегодняшней дислокации. Лотарингия название немецкое (Lothringen), французы говорят Лоррен (Lorraine). Как и Эльзас, за свою долгую историю Лотарингия — Лоррен не единожды переходила от французов к немцам и обратно.
К Франции у меня особое «душевное» расположение, сложившееся ещё в детстве под влиянием её литературы и кино. Чувство это необъяснимое, да я и не пытаюсь этого делать.
Просто эту страну я посещаю с нескрываемым удовольствием.
В Меце мы были около 11-ти утра. Парковку нашли в центре, недалеко от Place Saint-Louis.
Туда мы и пошли, оставив «Аркашу» отдыхать.
Окружающие площадь постройки сохранились с времён средневековья. На нижних этажах домов с одной стороны расположены арочные ниши…
… по которым можно обойти площадь по всей длине, что очень удобно в дождливую погоду. Дома построены на фундаменте старых римских стен, сохранившихся с III века от римского поселения Divodurum Mediomatricorum. Так, во всяком случае, рассказывается с интернете. Приобретшая в Средние века статус торговой площади, место сбора ростовщиков и менял, Saint-Louis сохранила его до наших дней.
Площадь уже с утра наполняется машинами и людьми, крупные торговцы открывают магазины, мелкие — разворачивают лотки, уличные артисты начинают выступления, в общем людно и живописно:
Названа площадь в честь короля Людовика IX Святого, умершего в Тунисе во время Восьмого крестового похода и впоследствии ставшего первым святым среди французских монархов. Сейчас на площади установлена его статуя:
Любопытно, что первоначально площадь украшала скульптура другого Людовика — Третьего, но горожане ошибочно приняли его за Людовика Святого и назвали площадь Saint-Louis. Ошибку исправили в середине XIX столетия, когда место III-его занял IX Святой.
От Людовиков, пустынными улочками…
… мимо «сладких» витрин…
… мы вышли к Собору Святого Стефана, выполняющим функции кафедрального (Cathédrale Saint-Étienne de Metz):
Несмотря на внушительные размеры (123 метра в длину и 42 — в высоту), собор тяжеловесным не выглядит. Изящные стрельчатые арки и ажурная лепнина придают его готическому облику ощущение какой-то невероятной лёгкости, а наличие большой площади витражного остекления (6 500 м²) делает собор светлым изнутри, за что его ещё называют «светильником Господа».
По поводу того, как удалось этого добиться, существует легенда:
«Архитектор Пьер Перра долго не мог придумать идею создания храма легкого и наполненного светом. Как-то прогуливаясь по городу, он разговорился с приятным молодым человеком о своих творческих муках при создании проекта. Незнакомец сказал, что у него есть нужное решение. Пьер был готов отдать за этот секрет всё, что угодно. И новый приятель попросил за него душу. Сделка с дьяволом состоялась, но зодчий поставил условие, что темные силы получат душу лишь после его смерти, в момент, когда его тело будет предано земле. В положенный срок дьявол пришел за обещанной душой, но был разочарован. Архитектор обманул его, приказав после своего кончины положить тело в свинцовый гроб, установив его так, чтобы он не касался земли. Благодаря хитроумной идее душа была спасена.»
Вот так «легендарно» принизили архитектурный гений Перра.
Как и большинство зданий исторического центра собор построен из местного песчаника жёлтого цвета, носящего название pierre de Jaumont – «камень с жёлтой горы», и при солнечной погоде он отливает золотистым оттенком, выглядит очень красиво.
Первое святилище Святого Стефана на месте современного собора был воздвигнуто в далёком V веке. Строительство собора, началось в XIII веке и продлилось более трёхсот лет. При строительстве новый неф пристроили к старой романской церкви. В соборе соседствуют витражи различных эпох: от XIII века до XX, в том числе и работы Марка Шагала. С южной стороны собора возвышается колокольня de la Mutte, постройки XV века и определяющая верхнюю точку строения — 88 метров. Её колокол звонит только в исключительных случаях, последний раз в 1918 году, в ознаменование победы французских войск.
Снаружи собор в изобилии украшают всевозможные скульптуры и гаргульи:
Внутреннее убранство собора тоже не оставляет равнодушным никого из входящих, невольно проникаешься атмосферой разновековья:
А вот про этого персонажа…
… стоит рассказать отдельно. Я, как уже стало понятно из предыдущих топиков, неравнодушен к легендам. Так вот это — герой одной из мецских легенд — дракон Грауйи.
Он нам уже попадался чуть раньше, на одной из улиц, когда мы шли к собору:
Я ещё тогда, помнится, подумал о том, что где-то рядом китайский ресторан находится, ну или что-то подобное. Оказывается нет, китайские товарищи на сей раз не при чём.
Вот собственно и сама легенда:
«Как-то раз апостол Петр решил отправить Святого Климента в Мец, чтобы он проповедовал там Евангелие. Однако по прибытию обнаружилось, что город захватил дракон, которого жители прозвали Грауйи, вместе со змеями. Они терроризировали горожан и наводили в нем невероятный беспорядок.
Святой Климент не испугался чудовища и осенил его крестным знамением, а затем увел далеко за пределы Меца. Он приказал Грауйи и змеям найти для проживания безлюдное место и больше никогда не пугать людей. Говорят, что с тех пор в городе больше совсем не водятся змеи.»
В интернете можно найти несколько различных версий легенды о Грауйи с дополнениями, так сказать, и изменениями. Но этот вариант считается классическим. Между прочим горожане, вплоть до Французской революции, отмечали в день Святого Георгия праздник, посвящённый дракону. По улицам города носили чучело Грауйи, и каждый торговец, мимо заведения которого проносили дракона, задабривал его своими подношениями.
Из-за своей относительной «узкости» неф собора иллюзорно кажется выше, чем на самом деле:
Западный фасад украшает шикарная, на мой взгляд, готическая роза работы Эрмана де Мюнстера, созданная в XIV веке:
Витражи главного мецского храма заслуживают отдельного рассказа. Мне вообще нравится этот красивый раздел архитектурного искусства, и могу сказать, что Cathédrale Saint-Étienne de Metz обладает одной из красивейших витражных коллекций Европы, естественно из числа тех, которые я имел счастье лицезреть:
Витраж Буша (XVII век):
«Коронование Девы Марии» над алтарём:
«Рай и грехопадение» Шагала:
Это произведение долгое время было прикрыто из-за наличия на нём обнажённой натуры, что повергло в шок местных священников. Отрыли витраж только после прямого обращения автора к министру культуры Франции.
Сцены из Библии, созданные Жаком Вийоном в середине XX столетия:
А здесь переплетение эпох: слева — де Ликсхайм (XVI век), справа — Шагал (XX век):
Это, если не изменяет память, тоже работы де Ликсхайма:
И многое другое, чьих рук — что, я уже честно говоря, не разберусь:
Мы провели в соборе больше часа, и если бы не желание увидеть в городе как можно больше, мы бы так рано из него не вышли.
С восточной стороны к мецскому кафедралу примыкает площадь Армий
(place d'Armes), которую ещё называют Оружейной. Здесь, помимо собора, базируется местная мэрия (справа), турофис в здании бывшей гауптвахты, перед которым с постамента на горожан и туристов взирает герой осады Ла Рошели — маршал Фабер — уроженец Меца. Чуть дальше, в глубине улицы, расположен главный городской музей:
Бывший епископский дворец, стоящий чуть в стороне перед собором, ныне функционирует как рынок:
Вся соборная площадь была заполнена торговыми палатками:
По выходным дням (а мы были в Меце в субботу) на площади разворачивается ярмарка продовольственных и промышленных товаров. Мы с Власом прошлись ради интереса по рядам. Впечатлил выбор колбас и сыра, всё остальное в принципе как у нас, особенно тряпочные ряды. Цены не порадовали, хотя и покупать мы ничего не собирались.
Потолкавшись немного по рынку мы решили, что нам уже пора на свободное пространство.
Продолжение
Комментарии (12)
RSS свернуть / развернутьTat-77s
BVD64
Не готов что-то пояснить, в оригинале всё нормально.
Tat-77s
А теперь по теме )
наверное должны быть какие-то свои грабли на которые наступаешь при случае. Я конечно не супер опытный путешественник, но регулярно нахожу себе и окружающим приключение, зато потом очень забавно вспоминать.
А экскурсия на славу получилась по городу, наслаждаюсь. Все как я люблю, и это ведь еще не все?
А на первых фото, с ярмаркой, флаги, прости Господи… сообщества, что в Меце рынки уже под эгидой этого-самого проводят?
BVD64
У них там какой-то праздник проводился, но вроде бы всё достойно было. :)
BVD64
Спасибо за добрые слова в адрес автора! :)))
begun12
Хорошо, что поездка получается такой разнообразной по объектам и стилям, не дает «замылиться» глазу. Да и нам читать интересно!
Жаль, что навигатор подвел, бывает(((( но расстраиваться не стоит совершенно, впереди много интересного!
BVD64
Досада была недолгой. Мы потом путешествовали по планшетнику, и честно говоря, «водил» он нас не хуже навигатора.
begun12
Miquel
По ходу чтения отчёта, вдруг закралась мысль, что что-то здесь весьма необычно. Прокрутил ещё раз. И вот разгадка. Подавляющее большинство фотографий в желтых тонах. Лишь маленькое разноцветное пятнышко церковных витражей разбавляет общий фон.
Наверное, это желчь дьявола, разукрасившего стены, в отместку архитектору-обманщику?
BVD64
Я сам удивился «горчичному» оттенку снимков. Вот старый Мец такой, хотел даже поправить в фотошопе — ваще какая-то лажа получается. Причём оттенки жёлтого — разные.
Или это — корявость рук фотографа :(, или волшебство, или действительно козни беса.
MrMineika
BVD64
Спасибо!
Внимание!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!
Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.