Обзорная Прибалтийская петля - ВСТУПЛЕНИЕ / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!


Авторизация

Зарегистрироваться

Войти или Зарегистрироваться        Мобильная версия

Обзорная Прибалтийская петля - ВСТУПЛЕНИЕ

Увы, очередное лето осталось позади. Отдельные счастливчики еще продолжают колесить по дорогам разных стран, а большинству из нас время садиться за отчеты о маршрутах, освоенных за период отпусков и летних каникул. Хотел бы поделиться впечатлениями о нашем семейном путешествии с детьми и моими немолодыми родителями по соседней Прибалтике. За две недели мы постарались увидеть наиболее яркие достопримечательности Эстонии, Латвии и Литвы, а на обратном пути заглянули в старинную крепость Изборска. Почему это петля, надеюсь, видно на карте. Маршрут строился исходя из моей нелюбви возвращаться той же дорогой, что приехал. Это связано не с суевериями, а с жадностью до новых впечатлений. А обзорная эта петля, т.к. нам интереснее первое и общее впечатление о каждом месте, а не тщательное исследование всех достопримечательностей и истории какого-то отдельного города. Надолго мы нигде не застреваем, в архитектурных стилях не разбираемся, поэтому новый путеводитель по Прибалтике составлять не будем. Их и так хватает. Надеюсь, что несмотря на некоторую поверхностность, кому-то этот отчет поможет в планировании семейного путешествия по этим странам, а в ком-то просто пробудит желание больше ездить по свету.


ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ПУТЕШЕСТВИИ

Даты: 16-28 июля 2012 г.
Маршрут: СПб — Таллинн — остров Сааремаа — Валка — Цесис — Сигулда — Рига — Клайпеда (Куршская коса) — Вильнюс — Изборск — СПб
Пробег: 3030 км от двери до двери.
Автомашины: Suzuki Baleno 2000 г.в. (универсал, полный привод, 1.6л) и Шевроле Спарк 2011 г.в.
Экипаж Сузуки: водитель — Борис Козырев (автор отчета), ответственная за настроение — Анна Козырева (жена водителя), ответственные за звуковое сопровождение — Лия (9 лет), Семён и Артём (по 7 лет).
Экипаж пылесосика Спарка: водитель — мама автора (68 лет), пассажир — папа автора (77 лет)


Собственно о дорожных впечатлениях и посещенных местах речь пойдет в следующих частях отчета. Здесь я решил дать некоторую информацию о подготовке к путешествию и «полезные ссылки» для планирования маршрута. Если вам это не интересно, то эту часть отчета можно пропустить и перейти сразу к рассказу об Эстонии.

ПОДГОТОВКА К ПУТЕШЕСТВИЮ
Прежде всего, как родилась сама идея путешествия? Страсть к путешествиям на автомобиле — болезнь, как известно многим из участников этого форума, заразная, тяжелая и трудно излечимая. Зуд в одном или нескольких местах, который она вызывает, можно усмирить только очередной поездкой, да и то ненадолго. Зато эта болезнь приносит нам много незабываемых впечатлений и соединяет такое разнородное сообщество автопутешественников в нечто единое целое.
Впервые, приступ этой болезни накрыл меня в 2008г. Съездив из Питера в Волгоград и вернувшись через Рязань домой, я понял, что никакой другой способ потратить отпуск мне уже не принесет настоящее удовольствие. Домашние отнеслись к моей патологии с должным состраданием и пониманием: в следующее путешествие мы отправились всей большой и шумной компанией. После этого, дорожным синдромом заболели дети (теперь они весь год вспоминают предыдущую поездку и мечтают о следующей), и даже драгоценная жена, которая терпеть не может ночевать в чужих домах, научилась получать удовольствие от дороги и новых мест. Летом 2009г. мы прокатились по маршруту СПб-Псков-Смоленск-Рязань-Владимир-Рыбинск-СПб. На следующий год одолели путь на юг — СПб-Тамбов-Волгоград-Кабардинка-Ростов-Тула-Тверь-СПб. Однако, в том году на обочине под колесами дальнобойщика погиб наш Форд Мондео. Пришлось внести коррективы в планы на лето 2011 года, но мы воспользовались этим моментом, чтобы освоиться на заграничных дорогах. На машине друзей мы скатались в Финляндию (Порвоо-Турку-Хельсинки), а будучи в Австрии на конференции, взяли прокатную машину и побывали в итальянских Альпах. И все-таки это не то. Это вылазки, а не путешествия. Но в конце того лета мы, наконец, накопили на нового железного коня. Не такой вместительный, как Форд Мондео, он обладал дополнительным багажником на крыше, полным приводом, круиз-контролем и рядом других полезных для дальней дороги функций. Настало время думать о новых странствиях.

Подружившись с этим форумом, я нашел для себя массу полезной информации о возможных маршрутах. Из трех наиболее для меня привлекательных, Скандинавию (включая Норвегию) пришлось отложить до лучших времен из-за дороговизны, а бросок на Урал (или за Урал) требовал более серьезной подготовки. Между тем, прибалтийские страны привлекли сразу несколькими преимуществами. Они рядом. Они маленькие — можно делать короткие перегоны, что с детьми, безусловно, большой плюс. Дороги, может, и уступают европейским автобанам, но для первого серьезного путешествия на Сузуки очень даже хороши. В Прибалтике есть что посмотреть и в плане природы, и в плане культурных достопримечательностей. В Таллинне я был только в детстве (остались воспоминания о сказочных башнях и черепичных крышах), Латвия и Литва вообще были для нас Терра Инкогнита. Итак, к весне стало ясно, что мы едем в Прибалтику.

Тут же вырос состав участников. Родители, узнав о наших планах, попросились второй машиной в состав каравана. Они у меня, вообще, боевые. Мама, в свои 68 лет, лихо водит (правда, машины выбирает маленькие: сначала Дэу Матиз, теперь Шевроле Спарк). В прошлом году, она ходила на байдарке по Ладоге, в позапрошлом ездила на Матизе в Хибинские горы и на Белое море! Кстати, сразу после возвращения из Прибалтики в этом году, подруга уговорила ее поехать на Спарке на Домбай, походить маршрутами на Кавказе!!! В общем, дай нам всем Бог такого отношения к жизни в ее возрасте. Но вот планировать путешествия и ориентироваться в незнакомых местах ей уже трудно. А так, они прицепились к нам на хвост и движения не замедляли. В чем-то было даже удобнее: можно было по очереди отсаживать кого-нибудь из мелких к ним в машину, а двое детей на заднем сиденье — это СОВСЕМ не то же самое, что трое детей!!!
Ну, а основной экипаж и его типичные занятия можно видеть на фотографии ниже. Автор отчета судорожно пытается понять, куда ехать дальше и что смотреть дальше. Штурман-жена воспитывает детей. Ну, а дети, понятное дело, занимаются чем попало.


Началась разработка маршрута. Прежде всего, было необходимо выяснить, что мы непременно хотим увидеть. В список must-see, по умолчанию, входили три столицы. После изучения опыта предшественников, мы захотели побывать на эстонских островах и на Куршской косе. Таким образом, уже можно было надеяться на баланс ландшафтных и архитектурных впечатлений. В дополнение, я выписывал все интересные объекты, на которые натыкался в путеводителях и отчетах автопутешественников, рассчитывая посмотреть хотя бы некоторые из них по дороге между основными остановками. Для путешествий с детьми такие промежуточные остановки особенно актуальны, так как позволяют выгулять мелюзгу в середине дня и сберечь нервы родителям в остальное время.

Более опытные туристы на этом форуме дали мне ценные рекомендации по выбору путеводителей по Прибалтике. В результате, друзья мне подарили все три путеводителя Bradt, а новейшее издание Lonely Planet по всем трем странам сразу я купил on-line и скачал с их официального сайта. Так получается заметно дешевле, чем печатное издание. При желании, можно купить отдельную часть, по той стране, которая вас интересует, но весь целиком путеводитель мне обошелся в $17.5 или 550 руб на наши деньги. Путеводитель в бумажном виде удобнее тем, что в него можно подглядывать на ходу, во время экскурсии. Из электронной версии зато можно копировать текст по выбранным достопримечательностям целыми кусками и составлять собственный «путеводитель», где уже не будет ничего лишнего. В принципе, оба издания мне понравились. Bradt за счет большего объема дает больше истории и подробностей. Любопытно, что LP при этом, в чем-то более объективный, когда речь заходит о политике. Скажем, Bradt ну совершенно не понимал, почему кто-то мог быть недоволен сносом «Неизвестного солдата» в Таллинне? Ведь этот памятник мешал дорожному движению, и никаких других мотивов у эстонских властей быть не могло! =\ А LP, поддерживая, разумеется, борьбу прибалтов за независимость, все же отмечал и проблемы русскоязычного населения. Ну да ладно, я не ради политики путеводители читаю.

Среди интернет-ресурсов и отчетов, наиболее полезными для планирования путешествия в целом оказались следующие:

Коллекция туристических отзывов о Прибалтике
Прибалтийская петля наших друзей
Качественно сделанный фото-отчет по трем странам
Коллекция фото-прогулок по отдельным городам
Маршрут по основным достопримечательностям Прибалтики (с кратким описанием)
Более подробную информацию и впечатления о каждом посещенном городе или достопримечательности мы находили по другим ссылкам, буду их выкладывать в соответствующих частях отчета.

Изначально я планировал ехать через Финляндию и на пароме в Таллинн. Для Питера это логично, только лучше в обратную сторону: въезжать напрямую в Прибалтику, а выбираться через Финляндию. Основные проблемы и очереди на балтийских границах возникают именно при въезде в Россию. На эстонской границе надо записываться на переход за несколько недель, а на остальных можно просто встать в многочасовую пробку. Правда, в этом году, русско-финская граница тоже захлебнулась в потоке автомобилистов: друг только что четыре часа простоял, возвращаясь из Финляндии в понедельник вечером. Для тех, кто решат воспользоваться паромом, между Таллинном и Хельсинки есть рейсы трех компаний (еще одна перевозит только пассажиров, без транспорта):
Tallink Silja Line
Viking Line
Eckero Line
Цена за автомобиль и пятерых пассажиров на удобные нам паромы варьировалась от 93 до 129 евро, причем зависит это не от компании, а от выбранного дня и рейса. Так что есть смысл прикинуть стоимость днем раньше/позже или, скажем, не вечером, а утром. У каждой компании свое ограничение по высоте машины, после которого цена резко подскакивает. У меня, из-за верхнего багажника, был риск превысить ограничение, а отвинчивать его и запихивать в машину на время рейса — не хотелось. В конце концов, мы решили сэкономить время и деньги — поехать напрямую из Петербурга в Таллинн.
Обратно мы сначала планировали выезжать через Беларусь и Смоленск, навестить там друзей. Но друзья сами отправились отдыхать в это время, и, в итоге, мы маршрут сократили: из Вильнюса направились в сторону Питера (с заездом в Изборск).

Определившись с маршрутом, мы стали искать места для ночлега. Тут мой опыт мало кому поможет: очень ограниченный бюджет диктует свои правила, и мы в основном ищем друзей, знакомых или рекомендуемые ими гостевые дома. На острове Сааремаа нам порекомендовали кемпинг, остальные остановки были более цивилизованные. Некоторые варианты, возможно, все же будут кому-то полезны — о них буду рассказывать по ходу отчета.

О визах и прочих формальностях на этом форуме уже очень много написано. В любую страну Шенгена для визы нужны фотографии, анкета (можно заполнить в электронном виде), мед.страховка. Стоит обычная шенгенская виза 35 евро, причем на каждого ребенка надо брать отдельную визу, для детей старше 6 лет — за полную стоимость. Из Питера почти все туристы едут по финским визам. Есть визовый центр, где всё делают быстро и удобно, но придется доплатить за услуги (21 евро с каждого). В финском консульстве тоже принимают, по записи, но записаться довольно сложно. Для организованных путешественников, планирующих визу заранее, могу порекомендовать хороший сервис (друзья активно пользуются): viza.vipkarta.fi/request. Этот клуб за 500-600 рублей по тарифу «терпеливый» записывает в очередь в финское консульство, при этом в эту стоимость входит оформление всех документов и мед.страховка. Только звонить желательно за месяц, хотя иногда у них бывают «горячие» места в очереди.
Мы — нетипичные петербуржцы, в Финляндию за продуктами не ездим. :) А пользоваться финской визой для поездок совсем в другие страны, не заезжая в Финляндию, — небезопасно. В следующий раз, могут отказать в Шенгене. Стали интересоваться визами в консульствах балтийских стран и сразу поняли, почему все идут в финское. Для туристической визы прибалтам нужно подтвердить бронирование отелей на каждый день путешествия, причем бронь через интернет не принимается. Могут потребовать доказательства предоплаты. А у нас: где кемпинг, где вообще квартира друзей — попробуй собери со всех подтверждения. Также, нужно доказывать свою платежеспособность свежими выписками со счетов или покупкой «дорожных чеков». В конце концов, знакомые в Литве согласились сделать нам гостевые приглашения: в таком случае не нужно подтверждать ни маршрут, ни финансы. У них (прямо как в России) для этого надо обращаться в свою миграционную службу, платить взнос за каждого приглашенного (17 литов) и ждать неделю. У нас еще и паспорта заканчивались, пришлось оформлять новые, потом пересылать им копии, потом ждать приглашений (правда, пересылать их в Россию не надо, они сразу в компьютерной системе консульства, достаточно знать номера приглашений), потом, собственно, делать визы… боялись, что придется переносить или отменять поездку, но все закончилось благополучно. Дружелюбные сотрудники литовского консульства сделали нам визы за 5 дней, никаких вопросов не задавали, детям (до 12 лет) вообще все сделали бесплатно — это, видимо, в случае «гостевой визы» так. Так что мы сэкономили и на услугах визового центра, и на детских визах. Дальше осталось только сделать грин-карт на 15 дней, и можно ехать.

Что взять с собой? Как тут на форуме справедливо заметили, одни берут в далекое путешествие домашние тапочки и кучу денег, а другие полный набор запчастей и всю бытовую технику. Что лично нам пригодилось в пути? Круиз-контроль — это, конечно, здорово. Существенно экономит и бензин, и нервы водителя. Кондиционер мы в этих северных странах не очень часто использовали, предпочитали открытое окно. Но в многочасовой пробке на границе при жаре под 30 и туче кусачих насекомых вокруг — он нас просто спас. За 10 дней до поездки, друзья сделали мне великолепный подарок на день рождения: купили навигатор. В прошлом году, в Финляндию, мы ездили просто с распечатками из Гугла. «Поверните направо на улицу такую-то, проедете 300 метров...» Как ни странно, мы справились, но это было тяжело, несколько раз плутали как следует. В чужой стране указатели не всегда помогают, хотя смотреть на них, конечно же, надо в любом случае. На навигаторе поставили iGO-8.0 (бурный восторг!) и Navitel для движения по России (за пределами Ленинградской и Московской областей iGo не слишком хорошо ориентируется). При движении караваном (две или больше машин) очень выручают рации. Кроме всего прочего, это и для детей отличное развлечение в пути: переговоры вести. К сожалению, наши рации загадочным образом исчезли незадолго до поездки, пришлось обходиться без них. Ноутбук предназначался не только для хранения информации и фоток, но и для развлечения малышни музыкой и фильмами. Больше техники вроде бы не было.
Для ночлега: взяли палатку (пригодилась один раз, в кемпинге) и спальники на всех (пару раз выручали, когда кроватей на всех не хватало). Очень пригодились три надувные детские кровати. Мы их и в палатку ставили, для мягкости, и выбор жилья сразу становился шире: все-таки пятиместных вариантов для ночлега не так много.
Питание планировалось по принципу: один раз в день можно поесть в кафе (пообедать или поужинать), остальное — готовить самим. Продукты в Прибалтике стоят столько же или меньше, чем в России. Особенно, если обращать внимание на частые «акции»: незадолго до конца срока годности товара цены в супермаркетах снижают порой раза в два. Тем не менее, мы взяли некоторое количество круп, консервов и молока длительного хранения на те дни, когда не будет времени или сил бегать по магазинам. Мы также взяли пару 6-литровых бутылей воды и несколько маленьких бутылочек. Очень пригодились! Пить хочется все время, и в пути, и во время пеших экскурсий, а постоянно покупать воду в туристических зонах — довольно накладно. Взяли и термос, чтобы во время пикников на обочине можно было чайку попить или «бомж-пакет» заварить. Штука полезная, хотя мы постоянно забывали долить туда кипяток.

В этот раз я заметил, насколько же выросли дети за время наших путешествий. В прошлые поездки жене приходилось их непрерывно развлекать (то виды из окна прокомментируй, то в «слова» поиграй, то сказку расскажи). В этот же раз они уже спокойно развлекали себя сами. Играли, занимались головоломками, обсуждали увиденное. Обошлись даже без аудиозаписей. В общем, экипаж — что надо! Разумеется, мы все же взяли им какие-то игры и забавы, которые помогали скоротать время на длинных перегонах. Кроме любимых игрушек, в ход шли головоломки, конструкторы, наборы для рисования, электронная игра (изредка).



Финансы. В каждой из трех балтийских стран — своя валюта. Эстония перешла на евро (цены кое-где справочно указывают еще и в кронах, но платить ими уже нельзя). Курс евро во время путешествия колебался от 39.2 до 39.9 рублей. В Латвии имеют хождение латы, курс 56-57 руб/лат. За литовский лит давали 11.3-11.6 рублей.
Практически везде мы расплачивались банковской картой, проблем не возникало. Так удобнее: не нужно думать об обмене, выгодном курсе и т.д. Однако, для покупки сувениров, походов в туалет и просто на всякий пожарный рекомендуется иметь некоторую сумму в местной валюте. На Куршской косе отсутствие наличных литов в сочетании с полным отсутствием банкоматов и обменных пунктов сильно потрепало нам нервы.


Бензин в России заправляли 92-й, 26-27 руб/литр. В Прибалтике не видели его ни на одной заправке, использовали 95-й. В Эстонии (на острове Сааремаа) он стоил 1.34 евро/литр или примерно 53 рубля по тому курсу. В Латвии: 0.96-0,98 лат / литр, т.е. около 55 рублей. В Литве цена за литр была 4.8-4.9 лит, что составляет приблизительно 56 рублей. Была мысль взять с собой из России 10-литровую канистру, но мы от нее отказались. Заправок в Прибалтике хватает, экономия на 10 литрах — рублей 300, зато большой шанс дышать бензиновыми парами всю поездку (особенно с нашей ненадежной пластиковой канистрой). На 3030 километров в пути мы потратили 232 литра горючего. Так что средний расход был 7.6 литра на сотню — очень неплохо, с учетом городов, нескольких серьезных пробок и строгих ограничений скорости в нац. парках.

Ну, хватит, пожалуй, вводных слов. Пора переходить собственно к отчету о замечательном и запомнившемся нам приключении. Но если у вас есть какие-то дополнения или вопросы, которые помогут будущим путешественникам по Прибалтике лучше спланировать свою дорогу — буду очень благодарен за ваши комментарии!!!

Продолжение — Эстония (Таллин)

Комментарии (18)

RSS свернуть / развернуть
+
2
+ -
avatar

MVS

  • 1 сентября 2012, 17:12
Великолепное вступление. Поразил состав экипажа Шевроле. Вызывает интерес, как они справились с данным путешествием.
+
2
+ -
avatar

bkozyrev

  • 1 сентября 2012, 21:06
Большое спасибо на добром слове! =)
Прибалтику не назовешь экзотикой, шедевральных фотографий от моей мыльницы тоже ждать не приходится… Постараюсь, по крайней мере, сделать отчет максимально удобочитаемым и полезным. Критикуйте по ходу — будем дополнять и исправлять!

Поразил состав экипажа Шевроле. Вызывает интерес, как они справились с данным путешествием.

Справились — хорошо. Понятно, что нагрузки в пеших экскурсиях мы старались рассчитывать, с учетом детей и двух немолодых людей. Папа сказал, что это было самое ненапряжное путешествие за долгие годы, а мама (после довольно тяжелой поездки на Кавказ) решила, что путешествовать теперь хочет только в Европу, с нами. =\
+
2
+ -
avatar

Sergey-CH

  • 1 сентября 2012, 23:54
Прочитал с большим интересом! Теперь вижу моменты, которые нужно доработать в своём отчете. Но сначала дождусь окончания вашего рассказа :)
+
1
+ -
avatar

bkozyrev

  • 4 сентября 2012, 23:09
Спасибо, Сергей! Но если Вы про свои полезные советы путешественникам, то окончание рассказа уже вряд ли что-либо добавит. Дальше я буду про путевые впечатления рассказывать. :)
+
0
+ -
avatar

Sergey-CH

  • 4 сентября 2012, 23:39
Я тоже тружусь над отчетом и как раз над первой его частью — подготовительным этапом, а тут такой хороший пример вступления :) Вот и решил не торопиться, всё в кучу не валить. Может быть и мысли какие полезные в голову прийдут )))
+
1
+ -
avatar

puzzle

  • 2 сентября 2012, 12:02
Увы, очередное лето осталось позади.

Борис, очень пессимистичное начало))
Я очень рад, что Вы воспользовались моими рекомендациями по выбору путеводителей.
Что касается того, чем дополнить отчёт — хотелось бы увидеть хотя бы одно фото автора — так гораздо легче воспринимается текст.
+
1
+ -
avatar

bkozyrev

  • 2 сентября 2012, 21:08
Да, Александр, еще раз спасибо за рекомендации, я дал ссылку на наше обсуждение путеводителей, может быть еще кому-то пригодится.

Что касается фото автора (да и всех участников) — их неизбежно будет несколько в самом отчете, когда речь будет уже идти о путешествии, а не о подготовке. Хотя меня смущают прочитанные здесь на форуме рекомендации публиковать как можно меньше фотографий «я на фоне». Мол, это больше для личных блогов да социальных сетей годится, а здесь всем интересно смотреть на достопримечательности и дороги, а не на путешественников. Не знаю…
+
0
+ -
avatar

bkozyrev

  • 2 сентября 2012, 21:26
Хотя, пожалуй, Вы правы. Пусть будет. Добавлю фотографию всего нашего экипажа, в т.ч. автора, в разделе «состав».
+
0
+ -
avatar

puzzle

  • 2 сентября 2012, 21:28
Вообще-то я и сам не люблю изобилия фото из серии «я на фоне». Благо, что «цифра» позволяет сделать почти одинаковые фото достопримечательностей как для отчёта так и для семейного альбома. Кстати, в ЖЖ сообществе «ру-трэвел» не разрешается размещать более трёх личных фото на пост, что, как мне кажется, очень правильно.
А вот отсутствие даже одного фото автора у «нас» на автотуристу ещё пока встречается, и меня это несколько напрягает, поскольку всегда хочется знать с кем «имеешь дело». Впрочем, как я понял, к Вам это не относится))
+
1
+ -
avatar

bkozyrev

  • 2 сентября 2012, 21:48
Впрочем, как я понял, к Вам это не относится))

Эээ… не понял? =)
+
0
+ -
avatar

puzzle

  • 2 сентября 2012, 22:17
Да, совсем запутал…
Не относится потому, что Вы пообещали: Вашим фото быть))
+
1
+ -
avatar

bkozyrev

  • 2 сентября 2012, 22:23
А! Уфф… теперь понял. =)))
+
3
+ -
avatar

Belka

  • 7 сентября 2012, 12:35
Экипажу Шевроле, как говориться, респект и уважуха", особенно водителю!!!
Так держать! Здоровья и жизненной энергии на долгие годы!
+
0
+ -
avatar

ninvol

  • 7 сентября 2012, 14:44

+
2
+ -
avatar

bkozyrev

  • 7 сентября 2012, 17:29
Спасибо! :)
Нет, не цеплялись ни в этот раз, ни в предыдущие наши поездки через границу Шенгена. Теоретически, конечно, можно нарваться на буквоеда, который будет добиваться формального соблюдения запрета на ввоз продуктов. Но на практике, если вы не везете продукты в промышленных количествах (коробками, ящиками) или каких-то деликатесов (банки с икрой), то никого ваши пакеты с молоком, консервы и пачки крупы не волнуют. Насколько я понял, подход у них: можно для личного пользования; нельзя, если есть подозрение, что на продажу. Ну, и лучше не везти скоропортящиеся продукты: какое-нибудь сырое мясо, например. Там могут потребовать сертификаты или вообще запретить ввоз.
+
1
+ -
avatar

Vlad-Kenig

  • 9 сентября 2012, 23:59
Молодцы!
Спасибо за интересный и большой отчет!
Очень интересно было почитать о тех местах Прибалтики, где когда-то побывал… очень давно…

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.