Обзорная Прибалтийская петля - ЛИТВА (Клайпеда-Тракай-Вильнюс) / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!


Авторизация

Зарегистрироваться

Войти или Зарегистрироваться        Мобильная версия

Обзорная Прибалтийская петля - ЛИТВА (Клайпеда-Тракай-Вильнюс)

Часть 1 — Вступление (подготовка и планирование путешествия)
Часть 2 — Эстония (СПб-Таллинн)
Часть 3 — Эстония (Таллин- о. Сааремаа -Валка)
Часть 4 — Латвия (Цесис-Сигулда-Рига)
Часть 5 — Литва (гора Крестов — Куршская коса)
Часть 6 — ЛИТВА (Клайпеда-Тракай-Вильнюс)
Часть 7 — Путь домой (Вильнюс-Изборск-СПб)

За первый день в Клайпеде мы так практически ничего и не увидели в самом городе. Все силы и время ушли на осмотр Куршской косы. Кстати, я в той части отчета предлагал подумать над одной из деревянных скульптурных загадок Ведьминой горы на косе:

Зачем девушка наступает на ногу кавалеру на танцах в деревне? Нет, это не неуклюжая попытка обратить на себя его внимание. Она проверяет: уж не бес ли в людском обычае к ней клеится?! И точно! В сапоге-то не нога — копыто. Попался, голубчик. =) Интересно только, много ли настоящих парней-кавалеров осталось у девицы, после таких-то проверок?! ;) Но… осторожность, конечно, превыше всего.

Настало время познакомиться и с самой Клайпедой. Вообще-то за глаза нам казалось, что в этом городе, кроме Куршской косы, ничего особенно интересного быть не может. Порт — он и есть порт! И первое впечатление, вроде бы, это мнение подтверждало…


Современная Клайпеда

В то же время, несколько наших знакомых и случайных собеседников утверждали, что именно Клайпеда произвела на них большое впечатление, очень понравилась… надо было разобраться! Времени, чтобы посетить музей часов или какие-то другие музеи и выставки в Клайпеде, у нас не было. Но мы твердо решили погулять хоть немного по историческому центру города.

Тем временем, корректировались наши дальнейшие планы. Изначально мы собирались возвращаться в Россию через Минск и Смоленск. Главной целью было навестить друзей, пообщаться. Но по ходу выяснилось, что друзья наши разъехались по отпускам. Т.е. ночлег-то у нас был обеспечен, но мы решили отложить визит в эти города на другой раз, когда можно будет совместить приятное с полезным, а в этот раз ехать из Вильнюса прямо на Питер. И вдруг наши друзья из Минска неожиданно обнаружились… в Прибалтике! Да не где-нибудь, а как раз в Клайпеде. Мы решили, не откладывая в долгий ящик, пообщаться с ними прямо здесь, чтоб неповадно было пытаться от нас скрыться. :) Так что гулять по старой Клайпеде мы отправились все вместе.

25.07.2012 Клайпеда
Клайпеда — чисто немецкий городок. Многочисленные туристы из Германии иначе как Мемелем этот город не называют. Хорошо укрепленный форпост крестоносцев, а затем Прусской империи не удалось надолго захватить никому из противоборствующих на литовской земле сил. А во время войны с Наполеоном, Мемель даже успел побывать временной столицей Пруссии, пока Берлин оставался в руках французов. После Первой мировой союзники отобрали у немцев Мемель в наказание за агрессивное поведение и собирались превратить в вольный город под международным контролем. Но международное сообщество далеко, а литовские военные части рядом. Когда они заняли Мемель в 1923 г., все решили, что это будет для Литвы утешительный приз за отошедший Польше Вильнюс. А приз был ценным. Клайпеда — единственный незамерзающий порт на побережье. Неудивительно, что все войны прокатывались по нему ожесточенными боями, и во время Второй Мировой большая часть Клайпеды была уничтожена. Уцелел лишь кусочек старого города. Кстати, в нем нет ни одной церкви — Советский Союз объявил три уцелевшие после войны слишком поврежденными, чтобы их восстанавливать, и старинные здания снесли до основания.
Городок в своей старинной части очень маленький и очень «правильный». Практически все улицы строго перпендикулярны. Улочки узкие, как и положено средневековому городу, но почти в любом направлении можно увидеть современные дома. Свое очарование в Клайпеде, пожалуй, есть. Хотя не могу сказать, что город произвел на нас такое же сильное впечатление, как на тех, кто нам его так горячо нахваливал. Может быть, мы были слишком заняты разговорами с нашими белорусскими знакомыми. Что успели увидеть — покажем:


План старой Клайпеды





Виды старой Клайпеды


В старом городе неожиданно много современной скульптуры. Там еще были памятники ноутбуку и прочие забавные экспонаты. Но этот «глазастик» буквально очаровал наших детей. Они дружно решили заняться селекцией и вывести себе подобную зверюшку!

Интересно, а какие ассоциации вызывает у вас скульптурная группа на фото ниже? Лично у меня — похоронные!

Хотя стоит эта пара у местного ЗАГСа. Не знаю, почему они такие печальные. Мы с женой катогорически не согласны с их восприятием брака!!! =)

Время, однако, близится к часу, а нам еще до Вильнюса добраться надо. Старший экипаж начинает нервничать и посматривать на часы. Только как убедить детей, что нужно торопиться, если друзья купили им мороженное?


25.07.2012 Клайпеда-Тракай-Вильнюс
Пробег от окраины Клайпеды до Вильнюса 320 км, чистое время в пути 3.5 часа, средняя скорость 90 км/час

Наш маршрут Клайпеда-Тракай-Вильнюс

В 13:00 местного времени, наконец, выехали. Еще через полчаса покинули Клайпеду, предварительно заправив обе машины. Выезжаем на главную автомагистраль Литвы, соединяющую Клайпеду и Вильнюс. Движение по трассе А1 оживленное, но дороги хватает на всех. Ограничение скорости на этой великолепной автостраде 130 км/час. Примерно так и едем, даже не используя разрешенные +10 км/час. Не хочется напрягать малолитражный Шевроле, да и «овес» для наших бензобаков в Прибалтике дорог. А вот литовцы (или, по крайней мере, автомобили с литовскими номерами) несутся как сумасшедшие, обгоняют нас, как будто мы на месте стоим. После педантично соблюдающих правила эстонцев и достаточно спокойных латышей это кажется чем-то необычным. Может быть, местным водителям грезятся автобаны Германии? Мы же и с разрешенной скоростью стремительно приближаемся к Каунасу. Но дорога показалась мне довольно утомительной. Глазу не на чем остановиться, ехать скучно. Хорошо, что круиз-контроль поддерживает заданную скорость без моего участия. Чтобы пообедать на обочине, съезжаем на второстепенную дорожку, и пейзаж сразу же становится веселее, душа отдыхает. Все же есть свои преимущества в движении вне автобанов.

Проехав 200 км от окраины Клайпеды, мы достигли Каунаса. Это, пожалуй, самый литовский город страны, но в наших планах данной поездки он не значился. Объезд вокруг города сопровождается знаком 80 и полицейской засадой, которых мы в поездке по Прибалтике практически нигде не встречали. Потом ограничения скорости становятся невнятными. Привычный зеленый знак автомагистрали (в Литве дающий право на 130 км/час), сменяется квадратным знаком с легковым автомобилем. Не круглым, запрещающим проезд грузового транспорта, а именно квадратным. Можно было бы решить, что теперь мы едем по обычной загородной дороге с ограничением скорости 90, но в относительно опасных местах появлялись знаки «не больше 100 км/ч»! Решаем, что вне действия этих знаков по этой дороге можно ехать 110 км/час — потом в Вильнюсе с нами неуверенно, но согласились.

Была у нас мысль заехать в Литовский этнографический музей Rumšiškės — посмотреть на деревянную архитектуру и предметы быта разных регионов страны. Этот музей — один из крупнейших в Европе такого рода. Он удобно расположен неподалеку от трассы, в 25 км от Каунаса в сторону Вильнюса. Но мы провозились в Клайпеде дольше, чем планировали, да и жара хорошо за 30 отбивает всякое желание устраивать себе долгие пешие прогулки. Жаль: в Риге мы тоже не добрались до подобного музея под открытым небом. Еще один пункт в списке: «в другой раз».

В 17:00, проехав еще 70 км, поворачиваем на Тракай. Одно из самых раскрученных туристических мест в Литве практически не оборудовано парковками. Но это никого не смущает. Местные жители давно превратили свои участки в импровизированные автостоянки. Немолодые женщины дежурят на улицах, зазывают к себе и расставляют машины под яблонями с ловкостью завзятых регулировщиц движения. Стоит это удовольствие 10 литов, без ограничения по времени.

Тракайский замок древнее, чем Вильнюс. Он был оплотом и столицей князя Гедеминаса, которого в Литве почитают, пожалуй, больше, чем у нас Петра I. Впоследствии князь Витаутас превратил замок в одну из самых защищенных крепостей Европы. Тот же князь привез из своего похода в Крым караимов — приверженцев иудейской Торы, отвергающих устные предания и раввинистические традиции иудеев. Впрочем, крымские караимы не были евреями. Они тюркского происхождения. Витаутас был впечатлен храбростью этого воинственного народа и взял их себе на службу в качестве личной гвардии. Караимы прижились в Литве, в Тракае их было особенно много. Сейчас их во всей Литве осталось меньше трех сотен. Судя по всему, процесс ассимиляции скоро сделает этот небольшой народ достоянием истории. Чтобы сохранить караимское наследие в Тракае создан музей быта караимов и несколько ресторанов с караимской кухней. И все же основной достопримечательностью города остается замок Тракай. Он так великолепно отреставрирован, что кажется ненастоящим. Но выгодное расположение на острове делает Тракайский замок неотразимым. Мы взяли напрокат лодку (10 литов за два часа плюс права в залог) и медленно, с наслаждением прокатились вокруг острова, под некоторыми мостами и к самому замку. В жаркий солнечный день — удовольствие неописуемое.










Тракайский замок

Когда, нагулявшись, мы вернулись к машине, сил на караимскую кухню или на музеи уже не оставалось. Хотелось поскорее добраться до места ночлега в Вильнюсе. Из Тракая мы выехали в 19:20, а через 10 минут уже подъезжали к окраине столицы. Еще через полчаса, всего лишь разок запутавшись в указаниях навигатора, мы парковались у дома друзей наших родителей. Мать и дочь потеснились, чтобы предоставить в наше распоряжение две комнаты в своей квартире. Правда, детей пришлось укладывать на полу, но кого могут смутить такие мелочи? Зато прямо за окном нашей комнаты росла яблоня — хоть урожай собирай, не выходя из квартиры!


26.07.2012 Вильнюс
Дом, в котором мы ночевали, был польской малоэтажной застройки. После войны советским переселенцам выдавали ордера на заселение без указание адреса: что найдешь пустующим, то и твое. Так отец нашей хозяйки и обосновался здесь, в непосредственной близости от городского центра вместо выселенной польской семьи. Вообще, Вильнюс трудно назвать литовским городом. Конечно, бытует легенда о князе Гедеминасе, которому приснился железный волк, воющий на холме, что было истолковано как обещание будущей славы этой крепости, которая разнесется по всему миру. Но к концу XIX века самая большая национальная группа в Вильно были даже не поляки, а евреи: около 40% населения. Поляков было немногим меньше, а литовцев там жило чуть больше 2%. После Первой мировой город отошел Польше, столицей же Литвы был Каунас. И только по результатам раздела Польши, Советский Союз отдал Вильнюс Литве, непосредственно перед оккупацией. За время войны еврейское население города было истреблено фашистами, а сразу после нее поляков выселили «на историческую родину». Опустевший город был заселен русскими и литовскими переселенцами. Город с такой бурной историей не мог не стать очень любопытным местом для туристов.

Выспавшись, мы отправились исследовать этот интересный город. Нам очень повезло — наша хозяйка влюблена в Вильнюс и с радостью согласилась провести для нас небольшую обзорную экскурсию. Потом мы гуляли уже сами по себе. Но без такого вступления, мы бы не смогли увидеть город как бы изнутри.
Первым делом, мы отправились к «Трем крестам». Исторически, это место гибели первых миссионеров-францисканцев от рук язычников. Деревянные кресты были заменены бетонными в 1916 году, взорваны в 50-х и восстановлены в 1989 г. И выглядит, как новодел, поэтому в моих планах эта достопримечательность не значилась. Но отсюда очень хороший вид на город. Почти до самой смотровой площадки можно легко доехать на машине, и парковка там бесплатная. Так что стоило воспользоваться.

гора Трех Крестов


Вид на башню Гедеминаса с горы Трех Крестов


Старый Вильнюс с горы Трех Крестов

Затем, мы посетили церковь свв. Петра и Павла. Не самая древняя и не особенно эффектная по архитектуре эта церковь потрясает внутренним убранством, созданным двумя специально приглашенными итальянскими мастерами в конце XVII века. В церкви свыше 2000 скульптурных изображений людей с индивидуальными чертами лиц, не считая изображений растений, мифологических персонажей и абстрактных узоров. И над всем этим парит ажурная ладья — главная люстра-канделябр храма.

Церковь св. Петра и Павла


Люстра-ладья. Кстати, наша хозяйка не знала, откуда взялась такая идея люстры? Она предположила, что сказались итальянские корни скульпторов, тоска по теплому морю, но у нас есть смутные воспоминания, что где-то мы уже такую люстру видели. Может быть, кто-то подскажет?


Некоторые из тысяч скульптур в церкви св. Петра и Павла


Нередкое, к сожалению, в католических соборах изображение Бога-Отца.


Жизнерадостные мотивы...


Во дворе церкви Петра и Павла

Наконец, настало время погулять по старому Вильнюсу. Немалая часть его не отреставрирована, хотя туристов, обычно, водят по самым парадным местам. Центральные улицы заполнены толпами туристов и отдыхающих, но параллельно им идут дивные и совершенно безлюдные улочки.

Не парадный старый город...



Парадный Вильнюс. Кстати, «шапка Мономаха» на последней фотографии украшает, как ни странно, католическую церковь.


Безлюдная улица старого города


Не безлюдная улица… :)

Город сразу же пленил нас многочисленными уютными двориками, утопающими в буйной зелени и цветах. В некоторых из них доступ в квартиры до сих пор прямо с наружной лестницы.



Дворы старого Вильнюса

Вошли мы в сердце старого города через Святые ворота (они же Острая брама или Ворота зари). Над древними воротами в XVIII веке выстроили каменную часовню, где помещается одна из основных святынь Вильнюса, почитаемых католиками и православными: «Остробрамская икона Божией Матери», без Младенца на руках, что в иконографии встречается довольно редко. На стенах часовни многочисленные золотые и серебряные сердечки. Это принесенные уже за 300 лет обетные дары паломников — «вотумы». Среди сердечек встречаются изображения рук, ног, автомобиля и офицерского погона! Это я, уже вернувшись и почитав немного, на фотографии разглядел. =)


Святые ворота (Острая брама)

А неподалеку можно полюбоваться Пятницкой церковью. Это одна из старейших православных церквей Литвы, где когда-то Петр Первый крестил своего арапа Ганнибала — прадеда А.С. Пушкина. По преданиям, первую православную церковь на этом месте построила выданная в Литву замуж витебская княжна аж в 1345 году.


Здесь наша большая компания разделилась. Родители с нашей хозяйкой отправились гулять в Университет, где на обзорную площадку можно подняться на лифте. Были очень довольны, но я не буду о чужих впечатлениях рассказывать. А мы, первым делом, вкусно пообедали впятером в Čili pica за 83 лита (на форуме есть советы по едальням в Вильнюсе) и пошли к Кафедральному собору. Рядом с ним любопытная башня-колокольня. Эта башня строилась в общей сложности 500 лет! Сначала она была крепостной. В 1520 году к ней пристроили два этажа, превратив в колокольню. Еще через сто лет достроили этаж для часов (механизм все еще работает). Шпиль появился в 1893 г. Так что по этой башне, как по археологическому раскопу, можно рассказывать об этапах истории города. :)



Сам собор нас не очень заинтересовал. Дети, правда, стали расспрашивать, почему стенные скульптуры изображают рядом с людьми быка, орла, льва и ангела? Пришлось поднапрячься и вспомнить, как это связано с Евангелиями и книгой Откровения.

Ну а от собора рукой подать до башни Гедеминаса. Небольшая крепость на холме, куда можно подняться пешком или на фуникулерчике.

Вид на башню Гедеминаса

В башне музей истории. В частности целый зал посвящен Baltijos kelias — живой цепи длиной почти 600 км, в которую жители трех стран Прибалтики выстроились в 1989 году, вспоминая пакт Молотова-Риббентропа. Остальные экспозиции связаны с более древней историей города.

Ну-ка, кто внимательный? Кто догадается, что это за экспонат музея, и как он связан с Вильнюсом?

В основном же, люди забираются на башню, чтобы насладиться видами Вильнюса со смотровой площадки.


Виды с башни Гедеминаса

На последней фотографии две церкви, которые для невнимательных туристов часто сливаются в одну. Кирпичное здание побольше — церковь Франциска и Бернарда. Но гораздо более известна кружевная церковь св. Анны, правее. В ее фасаде использованы кирпичи не менее 33 разных форм. Забавно, но никто толком не знает ни точной даты постройки, ни архитектора, ни для кого эта знаменитая теперь церковь строилась. Разумеется, спустившись с холма, мы не преминули осмотреть ее поближе:


Ажурная готическая церковь Св. Анны, по преданию, так понравилась Наполеону, когда он занял Вильнюс, что император мечтал унести ее в ладонях в Париж. Но мы не захотели ничего уносить из Вильнюса. Пусть все стоит на своих местах. Лучше мы еще раз сюда приедем, полюбуемся этим замечательным городом.

А нас уже ждет путь домой. Но по дороге мы еще заедем в древний Изборск и заглянем в пещеры под Гатчиной.

Комментарии (4)

RSS свернуть / развернуть
+
1
+ -
avatar

Sergey-CH

  • 19 октября 2012, 10:25
что это за экспонат музея, и как он связан с Вильнюсом?

Хвоста не видно, а голова на волка похожа.
Есть какая-то легенда про железного зверя, поищу.
+
2
+ -
avatar

bkozyrev

  • 19 октября 2012, 12:55
Все верно. Но если внимательно прочитать эту часть отчета, то можно и про железного волка кое-что найти. ;)
+
2
+ -
avatar

Sergey-CH

  • 19 октября 2012, 13:21
Точно! Наверное, это подсознательно и навело на отгадку.
Вот ссылка на саму легенду «О железном волке».

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.