Опять весна, опять на север. Две недели в Прибалтике. Часть 3. / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!


Авторизация

Зарегистрироваться

Войти или Зарегистрироваться        Мобильная версия

Опять весна, опять на север. Две недели в Прибалтике. Часть 3.

Часть 1.

Часть 2.

5 мая. Старый Вильнюс. Тракай.

Сегодня прогноз погоды совпал с реальностью, что не очень часто бывает, утро выдалось солнечным. Поэтому решено ехать в Тракай, резиденцию великих князей и столицу прибалтийских караимов. Вот из-за этих караимов я и решил ехать в Тракай не на машине, а на общественном транспорте. Дело в том, что во время подготовки к поездке я прочитал о ресторане караимской кухни в Тракае «Kybynlar», где можно отведать «Тradicinė karaimų trauktinė», что переводится как традиционная караимская горькая настойка. А познакомиться с караимской национальной кухней, не попробовав их древний напиток, рецепт приготовления которого передаётся из поколения в поколение, я позволить себе не мог. Хоть в Литве и допускается 0,4 промиле у водителя, но зачем рисковать?

Что бы совместить полезное с приятным, на автовокзал пошли пешком. От дома до вокзала около двух километров, а попутно можно знакомиться со Старым Вильнюсом.

По старейшей городской улице Пилес (первый раз она упоминается в исторических хрониках в 1530 году, как главная улица города, ведущая от замка к новым городским воротам)


попадаем на Ратушную площадь.



А вот и сама Ратуша.



Если честно сказать, то вильнюсская ратуша больше похожа на Дом культуры советской постройки, хотя нынешнее здание построена в конце 18 века. Кстати сейчас в этом здании находится Дом работников искусств.

На улице Ворота Зари (Аušros varty) в одном месте сконцентрировано несколько достопримечательностей.

Православный Святодухов монастырь.



Главный храм монастыря (скорее монастырей, т.к. здесь находятся и мужской и женский православные монастыри, единственные действующие в Литве) Святодухов собор.



Этот храм построен в первой половине 17 века. Очень богатый интерьер собора.





Но вот я ещё не видел православных храмов в стиле барокко. А может просто не помню?

Рядом и практически одновременно со Святодуховым монастырём построен римско-католический костёл Святой Терезы.



В нескольких метрах от костёла Святой Терезы достопримечательность, давшая название улице, городские Ворота Зари. В 1514 году эти ворота уже упоминаются в хрониках. Это единственные уцелевшие городские ворота, из десяти, построенных в начале 15 века.



Над воротами галерея с часовней. В этой часовне Чудотворная икона Девы Марии Милосердной. Ещё её называют Вильнюсская Мадонна. Эту икону почитают и католики, и православные, и униаты. Если увеличить фотографию, то в главном витраже галереи можно увидеть лик Вильнюсской Мадонны.

А это внешняя сторона Ворот Зари с иконой Исуса Христа.



Вот здесь и заканчивался средневековый Вильнюс.

Так, осматривая Старый город, незаметно пришли на вокзал. От ворот до вокзала десять минут ходьбы, но, уже не разевая рот направо и налево, так как смотреть на оставшемся пути уже нечего.

Автобусы на Тракай ходят часто, время в пути сорок минут. Один билет туда стоил 1,7 евро, а назад 1,77. Возможно из-за того, что разные автобусные компании перевозили.

Наверное от автостанции до Островного замка можно добраться на общественном транспорте, но ничего по этому поводу пояснить не могу, т.к. даже не задумывался об этом. Там всего-то два с половиной километра, причём мимо достопримечательностей.

Костёл Явления Пресвятой Девы Марии, который был основан в 1409 году как Тракайский приходской костёл.



Часовенный столб, увенчанный скульптурой Святого Иоанна Непомука, считающегося покровителем города.



Полуостровной замок, построенный во второй половине 14 века сыном Гедиминаса, князем Кястутисом. В те времена это был очень большой замок, но во время войны между Россией и Речью Посполитой в 1655 году был разрушен и до начала 20 века лежал в руинах. Из 11 башен осталось 4, огромный двор и вековые деревья.







И вот наконец перед нами жемчужина Тракая – Островной замок.



Бесконечные походы крестоносцев на Литву в конце 13 – начале 14 веков заставили великого князя Гедиминаса задуматься о строительстве хорошо укреплённой резиденции. Так в начале 14 века на трёх островах, искусственно соединённых в один, был построен Островной замок, который за свою историю никогда не был завоёван неприятелем. В 1337 году он уже упоминается в немецких летописях. Эта дата и считается датой основания города Тракай.

Сейчас в замке исторический музей. Взрослый билет стоит 5,21 евро, детский – 2,32 евро.











Прогуливаясь вокруг замка, увидели на другом берегу озера Гальве поместье графа Тышкевича «Ужутракис».



Согласно путеводителю там очень красивый парк, но из-за дефицита времени мы туда не попали.

Полуостровной и Островной замки связывает улица Караиму (Кaraimų).



Караимы это тюркоязычный народ исповедующий иудаизм в своей интерпретации (не признают священной книгой Тору). По одной из исторических версий в Литву они были перевезены из Крыма князем Витовтом после военного похода на юг. Расселены они были между двух замков, на сегодняшней улице Караиму. При князе они выполняли функцию личной гвардии, т.е. охраняли князя и мосты, ведущие к замку.

На улице Караиму есть один из ресторанов Тракая предлагающий караимскую национальную кухню. Ну как можно пройти мимо?



Это ресторан «Кибинай» на улице Караиму, 29. Караимское название ресторана «Кыбынлар» это множественное число от слова кыбын. Кибин (кыбын) это самое известное караимское блюдо, по сути это пирожок с начинкой из крупнорубленной баранины или говядины, но бывают с начинкой из капусты, творога. Это наверное для модных нынче вегетарианцев.

Конечно же, в таком месте нужно пробовать кыбыны. Пробовали разные: и с бараниной, и с говядиной, и с курицей. Мне больше понравились с бараниной. А к кыбынам приложением пошли первые блюда из караимской кухни: баранья лапша, суп с бараньими рёбрами, томатный суп с клёцками. И конечно же «Тradicinė karaimų trauktinė», караимская горькая настойка на травах, кореньях, пряностях. Вкус передать трудно, отдалённо напоминает хорошую «Старку», но очень отдалённо. Счёт за обед в этом ресторане с настойкой и пивом получился меньше 30 евро.

Ну, что ж, далее очень подходит штамп: «усталые, но довольные мы возвращались домой». Что бы не ходить по одной дороге, и увидеть другой Вильнюс, домой пошли по улице Пилимо (Pylimo)



мимо Хоральной синагоги, единственной оставшейся из сотни вильнюсских синагог.



Что удивило – центр города-столицы государства, конец рабочего дня, а на улицах нет обезумевших толп людей несущихся куда-то, автомобили не стоят в пробках, выпуская из себя смердящие тучи выхлопных газов. Где все эти атрибуты «счастливой столичной жизни»? Мне, жителю провинциального города, но «осчастливленному» всем выше перечисленным, остаётся только позавидовать вильнюсцам.

На Кафедральной площади открылась чудная картина.


Наверно классно на воздушном шаре парить над Вильнюсом, рассмотреть его с высоты птичьего полёта. Но, тут только могу сказать словами известного персонажа: «Чё-то я очкую».

6 мая. Старый Вильнюс. Ужупис.

Сегодня у нас последний день пребывания в Вильнюсе, а по прогнозу после обеда обещают сильный дождь. Поэтому, за полдня нужно успеть как можно больше увидеть.

Начнём с костёлов Святой Анны и Святого Франциска.



Костёл Святой Анны был построен на рубеже 15 и 16 веков, и с тех пор ни разу не перестраивался.
Костёл однонефный.



Незатейливый алтарь.



Пожалуй, единственное украшение это витражные окна.



Сразу за храмом Святой Анны находиться костёл Франциска Ассизского (Бернардинский костёл). Возведён в начале 16 века, но потом неоднократно перестраивался.

Фасад у него будет поскромнее костёла Святой Анны.



А вот интерьер роскошнее.







В пяти минутах ходьбы от костёлов, на берегу реки Вильня ещё в середине 14 века была заложена православная церковь. В 16 веке она была перстроена. Была и униатской церковью и библиотекой университета. В 1865 году храм вернули православной церкви. Сейчас это Успенский кафедральный собор Московского партиархата РПЦ. Однако сфотографировать его целиком удалось только с другого берега Вильни.



Ну вот, в этом путешествии мы приблизились ещё к одной границе.



Ужупис. Вот где дружба народов и толерантность. Согласно табличке здесь пять государственных языков: литовский, белорусский, иврит, русский и польский. Может быть политикам Восточной Европы съездить к властям Ужуписа на стажировку?

В 16 веке это был квартал ремесленников. В советские времена здесь был самый криминальный район города и поэтому очень дешёвое жилье. Дешевизна жилья привлекала студентов расположенной неподалёку Академии художеств. Таким образом, вильнюсская богема постепенно сконцентрировалась в этом районе. Сейчас, естественно, это один из престижных районов города. История района чем-то напоминает историю парижского района Монмартр.

Под мостом сидит один из символов Республики Заречье – Зареченская дева.



Если подняться по улице Ужупио, то перед нами ещё один символ республики – Ангел хранитель.



Вообще-то внешне район не очень фешенебельный,



но, очень какой-то уютный.



Даже немного сельский.



Счастливые люди, живут в центре города, а как будто в деревни. Мечта.

Вот это, пожалуй, самое узнаваемое место Ужуписа.



Но я здесь искал другое, я искал заведение под названием «Шнекутис» (Šnekutis). Я знал, что в этом баре есть несколько сортов домашнего деревенского пива и соответственно такая же еда. Нашёл я его на улице Полоцк (Polocko), 7 «а».





Интерьер очень аутентичный.





Пиво действительно хорошее. Цены «детские» (на 6 мая): первые блюда — 1,7 евро, вторые около 4 евро (самое дорогое блюдо свиная голень с капустой – 8,4 евро), закуски к пиву (свиные уши, луковые кольца) по 2 евро, пиво 2 евро.

Погода портится, а нам ещё нужно забраться на гору Трёх крестов. От бара «Шнекутис» до Трёх крестов немногим более километра, но по Горному парку и, соответственно, идти в гору.





Такое ощущение, что находишься в лесу, а не в центре города.

По преданию на этой горе язычники до смерти замучили монахов-францисканцев. Потом прибили их к крестам и сбросили в реку. Еще в начале 17 века на этом месте были воздвигнуты деревянные кресты. Их несколько раз уничтожали и восстанавливали. Современные кресты воздвигнуты уже в 1989 году.



Мне кажется, со смотровой площадки на горе открывается самый лучший вид на город.



Я бы даже сказал очень символичный вид. История Вильнюса как на ладони. На переднем плане, на Замковой горе остатки древнего города, так сказать «откуда есть пошёл славный город Вильнюс», у подножья более поздний княжеский дворец. За ним красные крыши старого города. А на дальнем плане над городом высится телевышка, как символ современности.

А дальше пошёл дождь.

Забежали пообедать в ресторан «Aline Leiciai» на улице Стиклю (Stikliu), 4. Это возле Ратушной площади.

Стильное заведение.



Относительно недорогое. У нас так получилось, что всё было по 2,5 евро. И пиво, и супы, и чай. Только суп в ржаном хлебе стоил 4 евро.



Но вкусный, зараза. Мы чуть «кастрюлю» не съели.

Раз погода к прогулкам не располагает то, что ещё делать? Конечно же, в торговый центр, ребёнка приодеть. Но это уже другая, малоинтересная история.

Завтра предстоит насыщенный день. Через Каунас, который давным-давно чуть не стал городом моей «альма-матер», поедем в Восточную Пруссию.

Комментарии (16)

RSS свернуть / развернуть
+
6
+ -
avatar

Slyn

  • 16 июля 2015, 18:15
Автору безусловный зачот! Не торопясь и по основным точкам. Будем брать маршрут на вооружение. Спасибо. Ждем продолжения!

Но одна мыслЯ не покидает меня… не то, чтобы терзает, но беспокоит… уверен, что более старшие и опытные камрады легко мне всё объяснят, однако выскажусь…
Разглядываю панорамы внутренних убранств соборов, костелов… много отчетов, много фотографий, хороших и разных… их тысячи… и удивляюсь… а вот в Киеве внутри храма фотографировать запрещено. Нельзя. Ни в одном. Ну в Лавре, за деньги где-то разрешат… но это Лавра, это отдельное государство в государстве. А ни в Андреевской, ни в Софиевской, ни в Михайловской… помню во Владимирской церкви сделал кадр «с бедра», практически из кармана, на маленькую мыльницу, без вспышки, сопровождающие инсценировали «час пик в метро»… ну вобщем не могли «местные» ни увидеть, ни услышать съемки… однако откуда ни возьмись понабежали бабушки и давай нас поносить… как бы мы дурачков не включали, кем только не прикидывались — бесполезно — вытолкали нас на улицу с воплями…
А здесь читаешь отчеты… смотришь картинки — вот Собор того, Собор этого… вот виды снаружи, вот виды внутри… нескладуха какая-то…
+
2
+ -
avatar

SuperMax

  • 16 июля 2015, 18:50
Спасибо. А ведь и правда, сейчас глянул свои украинские отчёты четырёхлетней давности, и нет ни одной фотографии интерьеров церквей!
+
1
+ -
avatar

Vlad-Kenig

  • 16 июля 2015, 22:31
Увы… к большому сожалению, полностью согласен с этим замечанием...(((
В православных храмах снимаешь либо тайком, либо с благословения настоятеля… Бывало также, что бабки и выгоняли за съемку…
В храмах католических и других конфессий фотографирование не только поощрялась, священники и монахини открывали соборы, включали свет для удобства съемки, рассказывали историю храмов.
+
2
+ -
avatar

SuperMax

  • 16 июля 2015, 23:09
Точно, даже возвращаясь из этой поездки заезжали на Валдай. Так там, в монастыре снимал «от бедра», потому, что для съёмки нужно было получить благославление настоятеля.
+
2
+ -
avatar

Умка

  • 16 июля 2015, 19:08
В России во всех храмах и церквях аналогичная ситуация. Поэтому это вопрос к православным священникам и батюшкам.
SuperMax, земляк, спасибо!!! Как будто заново прогулялась по Литве!!! Вы у меня входите в 5-ку любимых Авторов данного сайта. Я очень очень жду опубликования всех Ваших заметок!!!
Хоть Puzzle и «ругался» на некоторых, но я чётко делю людей на Писателей и Читателей… поэтому, большое СПАСИБО Писателю SuperMax!!! До встречи на страницах сайта!!! :-)))

+
1
+ -
avatar

SuperMax

  • 16 июля 2015, 23:27
но я чётко делю людей на Писателей и Читателей

Спасибо. Но я, скорее читатель, который пытается написать «как бы для себя, для человека, готовящего путешествие в данном направлении».
+
1
+ -
avatar

Умка

  • 16 июля 2015, 19:12
SuperMax, возник вопрос, а Вы не знаете как давно появилась Дева, которая сидит по дороге в республику Ужупис??? Просто летом 14г. я её не видела или просто не обратила внимания…
+
3
+ -
avatar

SuperMax

  • 17 июля 2015, 08:25
По внешним признакам давно сидит. )))
+
1
+ -
avatar

Умка

  • 17 июля 2015, 08:53
SuperMax, спасибо!!! Ваше чувство юмора + 1000!!! )))
+
3
+ -
avatar

Vlad-Kenig

  • 16 июля 2015, 22:34
Хорошо написано! В некоторых местах мы не успели побывать, теперь посмотрим «виртуально». Самый вкусный «суп в хлебе» мы попробовали как раз у караимов в Тракае. «Хлеб-кастрюлю» доели по дороге домой в Кениг…
+
1
+ -
avatar

SuperMax

  • 16 июля 2015, 23:17
Спасибо.
В некоторых местах мы не успели побывать, теперь посмотрим «виртуально».
Завидую вам белой завистью. Вам до Вильнюса ближе чем мне до дачи в Апшеронском районе Краснодарского края.
«Хлеб-кастрюлю» доели по дороге домой в Кениг…
Мы тоже эту кастрюлю чуть не до донышка общипали, даже как-то неловко было. А про Кенигсберг в следующей части будет.
+
2
+ -
avatar

Vlad-Kenig

  • 16 июля 2015, 23:35
Мы сейчас больше предпочитаем соседнюю Польшу.
Во-первых, можно ездить по «приграничке», виза не нужна,
во-вторых, ближе,
в-третьих, меньше стоять на границе. В последний год время прохождения границы с Литвой сильно увеличилось (из-за не слишком хороших отношений политиков расплачиваются простые граждане...)
+
0
+ -
avatar

Чарли

  • 17 июля 2015, 15:05
SuperMax, отличный отчет. Только читать мне его грустно, шутка:). Вильнюс – это по сути вырванное сердце Беларуси. Но, наверное, счастье города все-таки в том, что по историческим меркам он был подарен современной Литве и вошел в состав СССР буквально «вчера» если не «сегодня утром». Иначе, как пить дать, большинство церквей до наших дней не дожило бы; наверняка Виленский университет претерпел бы изменения; в костеле Святой Анны нашел бы пристанище какой-нибудь спортивный клуб и вряд ли мы бы рассказывали байки про то, что Наполеон хотел вынести этот костел на «на руках», так он ему понравился, потому что от самого костела ничего бы не осталось; а Республика Ужупис была бы загнана под землю и не было бы никакой забавной конституции….
Кстати, вопрос на наблюдательность. Вы обратили внимание, что герб над воротами Вострай Брамы (или как Вы пишете на летувисский манер Aušros Vartai – ворота зари) на Вашей фотграфии, несмотря на все свое сходство абсолютно не такой, как герб современной Литвы? Отличия полные как в цвете щита и снаряжения всадника, так и в том, что хвост лошади на гербе современной Литвы задран вверх, а на браме вниз. В разные времена цвет упряжи и щита всадника мог меняться от золотисто-желтого до синего, но основными цветами герба Погоня в ВКЛ всегда были красно-белые и «правильно» :) хвост должен висеть вниз, как раз как на браме.
+
1
+ -
avatar

SuperMax

  • 17 июля 2015, 15:42
вряд ли мы бы рассказывали байки про то, что Наполеон хотел вынести этот костел на «на руках»

Что не помешало французам сделать там конюшню.
+
1
+ -
avatar

Tat-77s

  • 23 июля 2015, 22:24
Наслаждаюсь.
Старый спор «физиков и лириков», почему там фотографировать можно, а здесь нельзя. Склоняюсь больше к мысли, о перегибах на местах. Хотя в Чехии не раз столкивались с тем, что и там тоже не везде можно.
Но вот я ещё не видел православных храмов в стиле барокко. А может просто не помню?

позволю себе напомнить, в России стиль получил название «Нарышкинское барокко» — по фамилии первого заказчика, как говорится, кто первый встал, того и тапочки.
В Москве это: Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях и Храм Знамения Богородицы в Дубровицах (ну очень затейлива), а в Питере Смольный собор и Смольный моностырь (все-таки Растрелли был мастер!).
+
0
+ -
avatar

SuperMax

  • 24 июля 2015, 08:32
Спасибо за «наводку» на «Нарышкинское барокко».
В Москве это: Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях и Храм Знамения Богородицы в Дубровицах (ну очень затейлива), а в Питере Смольный собор и Смольный моностырь

А в этих храмах я как раз и не был, к сожалению.
все-таки Растрелли был мастер!
Бесспорно.

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.