Первый скандинавский! Москва-Рига-Стокгольм-Осло-Ставангер-Берген-Аурланд-Лом-и обратно (ч.1) / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!


Авторизация

Зарегистрироваться

Войти или Зарегистрироваться        Мобильная версия

Первый скандинавский! Москва-Рига-Стокгольм-Осло-Ставангер-Берген-Аурланд-Лом-и обратно (ч.1)

Lysefjord. View from the Preikestolen

ПРЕДИСЛОВИЕ
Идея совершить пробег на своем авто по странам Скандинавии родилась у нас где-то год назад. Надо сказать, что об автомобильных пробегах я мечтал всегда, даже тогда когда не было своего автомобиля как такового а мысль о возможности поехать зарубеж и вовсе не возникала за своей почти абсолютной нереальностью.
Автомобильный способ передвижения, по моему мнению, в наибольшей степени позволяет ощутить путешествие как последовательное перемещение из пункта А в Б и так далее, так как оно собственно и выглядело раньше (без прыжков самолетом на несколько тысяч километров за пару часов, без бесконечных пересадок, проверок, досмотров, перетаскивания багажа).
Вы выходите из своего дома, садитесь на коня в машину, (багаж уже собран и упакован) и отправляетесь в путь. По пути вы видите как на ваших глазах потихоньку начинает меняться пейзаж, растительность, климат, страны и рано или поздно приезжаете в пункт назначения с совершенно другими ощущениями от дороги.
Наверное, многие могут возразить, что куда проще долететь до начала туристической части маршрута на самолете, на месте взять в аренду авто и дальше уже катать сколько и куда угодно. В этом есть определенная правда: машина чужая, застрахована, сломалась или ДТП – не твоя забота…
Но! Куда же я без своего боевого коня? Потом, если бы я каждый месяц мотался до ближайшей границы с Шенгеном, может это меня бы и утомило, но раз в год прокатиться через дружественную Беларусь или по пути заглянуть в Питер – проблем для меня не представляет. Что же касается риска, а как же! Он был, есть и всегда будет. Путник, отправляющийся в самостоятельное странствие а не на экскурсию с гидом (посмотрите налево, направо… и не забудьте, что сегодня после музея промыслов у нас шопинг и ужин) всегда рискует. Заболеть, заблудиться, потерять коня или голову…
Но в отличие от пилигримов средневековья у нас есть много средств и способов свести эти риски к минимуму.
Вот такой у меня длинный пролог получился, но давайте ближе к делу! Итак, как уже следует из названия – это наш первый европейский выезд (если не считать, периодических набегов к родственникам в Латвию). До этого как то не складывалось. То машина была не той системы не европейская, то опять же европейских денег не хватало. В прошлом году, наконец после очередного визита в Латвию, во время которого на 2 дня пешим порядком скатали на пароме в Стокгольм я понял, что пора! И начал морально и физически готовиться.
Основной целью нашей поездки стала Норвегия. Сейчас с женой пытаемся вспомнить когда нам в первый раз туда захотелось и не получается. Могу только сказать, что меня всегда поражала суровая красота северных стран, а тут еще за год до этого мне попался сборник с Григом. Ну и, в третьих, обилие прекрасных и иллюстрированных отчетов о поездках в эту страну ( в том числе и на этом сайте) убедило нас окончательно.

ПОДГОТОВКА МАРШРУТА




Просмотреть маршрут на карте большего размера

Маршрут начали прорабатывать за погода до предполагаемого старта. А уж если летом и ехать в Норвегию, то делать это надо тогда, когда вероятность лета будет наиболее высока – в июле. В отличие от большинства соотечественников, в Шенген мы решили въезжать не через Финляндию, а через Латвию. Во-первых, как я уже упоминал, у нас там есть родственники, а это вызов и 2 небронированные ночевки по пути туда и обратно на берегу собственного (увы, не моего) озера с банькой и всем прочим… Во-вторых, дорога через Белоруссию и Латвию, на мой взгляд, на порядок интереснее, чем через Выборг в Финляндию. Опять же, если ехать из Москвы это получается еще и существенно короче. С 2007 года Латвия в Шенгене и для человека с евровизой никаких проблем с пересечением как Латвийской, так и всех остальных границ не существует.
Может быть у многих еще существует предубеждение о каких-то не очень хороших отношениях к русским. Могу авторитетно заверить, как человек русский, не знающий латышского языка и часто там бывавший как в советское так и постсоветское время — это абсолютная неправда!!! Единственное с чем я соглашусь – это с семьей Тезиных, о том, что Латвийские погранцы очень нервничают когда машина не останавливается у знака Stop или стоп-линии. А в остальном, я вас уверяю – первое место, где вам нагрубят – это будет на обратном пути и уже в России :-(
Итак, первый участок пути был однозначно выбран как Москва-Рига с бонусом в виде бесплатной ночевки у родственников недалеко от границы. Вопрос о месте пересечения границы был решен так же однозначно – ехать через Белоруссию. Во-первых, трасса М9 почти на половине своего протяжения в стабильно-коматозном состоянии. Во-вторых, погранпереход Терехово-Зилупе славится своими длинными очередями из легковых машин латышей-челноков, которые каждый день пересекают границу по мультивизе только для того, чтобы заправиться дешевым российским бензином, купить блок сигарет, литр алкоголя, лекарств и продать все это уже в Латвии. Вроде как с ними борются, но очереди по прежнему большие и реально на том переходе можно провести несколько часов, особенно в обратном направлении.
Путь через Белоруссию стартует по прекрасной трассе М1 (до Смоленска), далее через погранпереход Рудня-Лиозно попадаем в Беларусь и через 3-4 часа через Витебск, Полоцк-Верхнедвинск оказываемся на погранпереходе Григоровщина-Патерниеки. На этом переходе очередей из легковых никогда не бывает, потому как Батька с челноками борется, да и визы надо латышам добавочные брать.
По сравнению с М9 путь через Беларусь проигрывает только тем, что он длиннее на 90 км (зато без очереди) и необходимостью оформления на границе Россия-Беларусь транзитной бумажки стоимостью 5$ и оформляемой за 5 минут. Из плюсов – почти европейские дороги с европейской разметкой, со смешными названиями населенных пунктов, где преобладают буквы Ы и А, а так же очень приятный город Витебск!
От Риги маршрут уже стандартный – паром компании Таллинк до Стокгольма. Билеты на паром брал аж в апреле месяце в Paromy.ru, так как меня припугнули возможным дефицитом мест на машины высотой >180 см. А мой Ford Focus сTule боксом на крыше уже ровно 200! К сожалению жесткая привязка к отпускным дням, синхронизированная с другими челнами семьи не позволила нам взять на Шведско-Норвежскую часть поездки больше 9 дней. Из них 2 дня/2 ночи было решено оставить на пеший и музейный Стокгольм, так как дети ни разу еще в европейской загранице не бывали, а там есть что показать. Далее – дневной переезд и одна ночевка в Осло и на следующий день старт к прибрежной части Норвегии, где предполагалось провести 4 ночи в разных местах. Из того, что мне хотелось сделать обязательно был штурм скалы Preikestolen, визит в Берген, Согне-фьорд, на Фломскую железную дорогу. В соответствии с этим и была сформирована туристическая часть норвежского маршрута с последней точкой ночевки уже в горной Норвегии в городке Лом и стартом обратно, минуя Осло по сельским дорогам в шведский Краслстад и на следующий день в Стокгольм.
В обмен на исключительное и авторитарное право командира экипажа и единственного рулевого принимать единолично все важные решения, касаемые маршрута, питания, распорядка дня и т.п. моей семьей было выдвинуто единственное требование – наличие цивилизованных мест для ночевки (то бишь свой матрас, душ, туалет и т.п.). Ну не туристы они! Опять же женщины: жена и 2 дочери 16 и 12 лет. К счастью младшая – Аня по всем шведским и норвежским законам проходила еще как дитя. Поэтому для проживания в крупных городах (Стокгольм, Осло, Карлстад) я бронировал отели сети Scandic, в которых есть понятие семейного номера (до 4 -5 человек), а дети до 12 лет размешаются на дополнительном месте бесплатно. К тому же у меня уже была карта частого гостя, которая позволила с существенной скидкой заранее забронировать номера. На туристической части маршрута бронировали уже места попроще. О них я расскажу позже, но все равно все было сделано заранее.
Вообще для подготовки поездки очень помогли советы и отчеты, опубликованные на этом и других сайтах, а так же интернет ресурсы www.visitsweden.com, www.visitnorway.com и другие. Карты и всякие полезные каталоги по Норвегии можно так же бесплатно получить в Норвежском торговом представительстве в Москве. Так, очень помог подобранный там путеводитель по фьордам. В качестве системы навигации – IGO8.3 Как альтернатива были распечатаны маршрутные листы на каждый день, подготовленные при помощи ресурса www.viamichelin.com. Для удобной связи с остальным миром – туристические сим-карты GoodLine.
Почти неделю потратил на подготовку к тому, что можно назвать автобезопасностью. Сделал расширение КАСКО на страны Европы, само собой грин-карту, сделал список официальных представителей и дилеров Ford по всему пути, выписал телефоны консульств и экстренных служб. Почитал по поводу особенностей правил дорожного движения. Из технической подготовки автомобиля обошлись необходимым минимумом: комплектом удобного инструмента, крестовым балонником, запасными лампами фар, фонарем, радар-детектором (только для России) и всякой другой полезной и необъемной мелочевкой.
Для собственной безопасности – медицинская аптечка, усиленная антибиотиками, жаропонижающими и противовоспалительными средствами. И сухой паек на 2-3 приема пищи, укомплектованный одноразовой и легкоусваи-ваи-вае-мой едой из серии «Завтрак Бомжа». Но это на крайний случай, который, к счастью, не наступил. Так что паек был роздан на обратном пути родственникам, которые питаясь правильной деревенской пищей никогда в жизни не видели быстрорастворимых макарон со вкусом креветок.
Многовато написал, но что делать? Подготовка всегда занимает больше времени, чем сама поездка…

Рабочий конь в боевой готовности...

My workhorse

11 ИЮЛЯ. СТАРТ. МОСКВА-РИГА.

Итак, ранним воскресным июльским утром я сделал наконец то, о чем мечтал последние месяцы: сел в машину, завел и поехал в Норвегию. Я отношусь к категории автолюбителей, которые любят стартовать пораньше. Меньше машин, свежая голова, все хорошо видно. Я не стану подробно описывать эту часть нашего путешествия. Трасса М1 наверняка хорошо знакома многим. А первая ночевка у родственников в Латвии, так же вряд ли представляет для кого-нибудь интерес. Поэтому укажу только на то, что может быть полезным для других, кто поедет в Шенген таким же путем.
Состояние дороги по М1 от Москвы до Смоленска в целом на 5 с минусом. По сравнению с прошлым годом стало больше участков с колейностью. Но по-прежнему – это одна из тех немногих российских трасс, где можно использовать круиз-контроль. Больше 120 км/ч на груженой машине с 200-литровым боксом на крыше я не шел, а потому и не представлял существенного интереса для гаишников, которых к слову было достаточно много. Опять же помогал радар-детектор, который успешно ловил как живую силу противника, спрятавшуюся в кустах, так и киборгов на треногах. На участке Смоленск-Рудня идет уже обычная, но тоже вполне приличная российская дорога. Не прошло и 5 часов, как мы уже были на границе с Белоруссией. Полного бака бензина как раз хватило до последней Лукойловской заправки, расположенной непосредственно перед границей. Радар-детектор в багаж – и вперед на запад!
Проезжая мимо длинной очереди из фур непосредственно через погранпункт я тщетно пытался сфокусироваться хоть на ком то из людей в форме или с полосатой палкой. Ни у кого наше появление на границе не вызвало ни малейшего интереса. Даже какое то ощущение возникло, что я что-то делаю неправильно. В прошлом году, выпускающий наш пограничник посмотрел права и паспорт и белорусский тоже смотрел, а сейчас – пусто. В недоумении я даже проехал лишних 200 метров мимо будки, в которой надо оформлять транзитную бумажку. Пришлось бежать назад. А оформлять, надо! Впрочем говорят, что можно это сделать и выезжая, но зачем нам потенциальные проблемы? Оформляется, тем более, за 5 минут и в любой из трех валют: 5$, 172 российских рубля или не помню сколько там белорусских.
Ну вот, республиканская казна пополнена на 5$ и мы продолжаем путь, наметив небольшую перекуску на одной из площадок для отдыха, которых на белорусских дорогах достаточно много.

Буквально сразу после пересечения границы начинают встречаться аисты.

***

Надо отдать должное нашим соседям. Белоруссия приятно удивляет, по крайней мере автотуриста. Дороги хорошие, разметка всюду, придорожные дома и участки огорожены однотипными заборчиками. Встречаются плакаты, гласящие, что дороги – это лицо Беларуси.
Что для российского автолюбителя непривычно, так это то, что у них по-прежнему народ обгоняет через сплошную и даже двойную сплошную. Я не знаю тонкостей правил дорожного движения в Белоруссии, но похоже за это у них права не отнимают. У нас то это уже стойкое табу! Но народ едет достаточно дисциплинировано и дружелюбно. Если пропускаешь правым поворотником на обгон, обязательно тоже моргнут «спасибо». И грузовики перед тобой не тормозят, а прижимаются правей, даже если посередине двойная сплошная, через которую я как волк через флажки уже не могу…
Витебск – это единственный город в Белоруссии, не имеющий объездной дороги на вашем пути и проезжаем его непосредственно через центр. Но это не проблема, навигатор подскажет где свернуть, зато можно полюбоваться городом или остановиться и купить по смешной цене колбаски в дорогу. Расплатился я, кстати, без проблем сбербанковской зарплатной Visa Electron. Весь оставшийся путь до Латвийской границы (около 3 часов) провели в развлекательной игре «Как название этого населенного пункта пишется по-русски?»
О приближении к погранпереходу «Григоровщина» мы легко узнали по длинному хвосту из фур. Традиционно объезжаем их по встречке и оказываемся вторыми в очереди из легковых машин. Контрольный талон на въезд, проверка, штампики в загранпаспорта, штампик в 5-долларовую бумажку, «что везете?», контрольный талон на выезд – 10 минут и мы на нейтральной территории.
Подъезжая к латышской части перехода надо перестроиться на полосу предназначенную для легкового транспорта. Вспомогательные знаки с символами легковых и грузовых машин, красного и зеленого коридора висят сверху. Останавливаемся на стоп-линии. Перед нами никого, ни легковых машин, ни людей. Через минуту откуда-то выходит пограничник и рукой показывает – проезжать ближе. А дальше та же последовательность: «Куда едем», «Что везем?», штампик в паспорта и… «Машину на парковку и, пожалуйста в таможню к окошку N1».
Это что-то новенькое. Но очень быстро выяснилось, что это новая мера направленная на ловлю контрабандистов. Надо написать в специальной табличке сколько литров бензина, алкоголя, пачек сигарет и лекарств ты везешь. Проверки как таковой НЕ БЫЛО. Даже верхний багажник не попросили открыть. Перекинулись парой слов о погоде и поехали дальше. 15 минут – и мы на территории Европейского Экономического Сообщества. Потом нам сказали, что указанную бумажку могут потребовать, если вас остановят в приграничной зоне. Как бы независимый контроль того как работает таможня на границе. Но делается это, в первую очередь для ловли местных, зарабатывающих на мелкой контрабанде.

А дальше через 10 километров мы доехали и до места нашего ночного отдыха. Рассказами про родственников я обещал вас не грузить, но несколько фотографий с нашего вечернего отдыха покажу. Исключительно с целью вызвать чувство легкой или не очень зависти.

Вечером на озере.

I wish could be here again..

***

Lake, evening...

Читать продолжение

Комментарии (10)

RSS свернуть / развернуть
+
1
+ -
avatar

admin

  • 16 августа 2010, 08:55
Фотографиям растравили душу донельзя! :-) :-(
+
1
+ -
avatar

MVS

  • 16 августа 2010, 12:20
Читается очень легко и с интересом. Полноценная пятерка!
+
0
+ -
avatar

EdGen

  • 16 августа 2010, 12:42
Спасибо! Фото пока отображаются с искажениями. В ближайшее время исправлю.
+
0
+ -
avatar

mwnuke

  • 19 августа 2010, 13:27
Очень красивые фотографии!
+
0
+ -
avatar

EdGen

  • 19 августа 2010, 18:09
Спасибо! На них только и остается что посмотреть после поездки…
+
1
+ -
avatar

Antonio

  • 26 августа 2010, 11:41
Берген — моя мечта!!! планирую на след. год, спасибо огромное за отчет!!! очень-очень интересно)!
+
0
+ -
avatar

EdGen

  • 26 августа 2010, 13:44
Спасибо! Рад, если Вам это поможет!
+
0
+ -
avatar

Lartof

  • 29 августа 2010, 14:23
Фотографии отличные!!! На какой фотоаппарат снимали? Вы случайно не фотограф? Спасибо за отчет.Надеюсь воспользоваться Вашим маршрутом.
+
0
+ -
avatar

EdGen

  • 29 августа 2010, 14:34
Спасибо! Нет, я не фотограф, так, щелкаю периодически :-) Но камера неплохая. Canon 50D. Объектив Canon EFS 17-85. До этого был Canon 350D. Удачи!
+
0
+ -
avatar

Muandr

  • 15 января 2014, 16:31
Здравствуйте.
Большое спасибо за море полезной информации.
Хочу Вас попросить дать контакты горной гостиницы в р-не Preikestolen.
Спасибо.

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.