Первый скандинавский! Москва-Рига-Стокгольм-Осло-Ставангер-Берген-Аурланд-Лом-и обратно (последняя часть) / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!


Авторизация

Зарегистрироваться

Войти или Зарегистрироваться        Мобильная версия

Первый скандинавский! Москва-Рига-Стокгольм-Осло-Ставангер-Берген-Аурланд-Лом-и обратно (последняя часть)

Окончание. Читать предыдущую часть

22, 23 и 24 ИЮЛЯ. ЛОМ-КАРЛСТАД-СТОКГОЛЬМ-РИГА. ДАЛЕЕ БЕЗ ОСТАНОВОК.

Вот и настал наш последний день пребывания в Норвегии. Сегодняшнее утро – начало нашего пути назад, домой. Настроение по этому поводу уже со вчерашнего вечера было немного минорное, спалось тоже как-то неважно. Но с утра нас взбодрило высокогорное норвежское июльское утро (+12 С). Удивительно было наблюдать по такой погоде за немками в шлепках и намотанных кое-как на голое тело полотенцах шлепающими из душа к своим палаткам.
Уже в 8 утра весь туристический центр, накануне вечером представляющий из себя мирно чадящий и пахнущий всеми сортами жареной рыбы и мяса палаточно-котеджный лагерь, гудел, как разоренный улей. Народ массово снимался с места ночевки, отправляясь в дальнейший путь по горным просторам Норвегии. Позавтракав, за всеми последовали и мы, тем более что переезд сегодня не маленький – около 500 км до шведского Карлстада.

Не знаю как для вас, а для меня обратный путь всегда кажется короче и немного скучнее. Чтобы немного разнообразить маршрут мы решили возвращаться в Швецию не через Осло, а свернув после Сер-Одала на дорогу N2 пересечь границу со Швецией в районе городка Морокулен и остановиться на ночлег в Карлстаде.

Судя по карте, до самого Сер-Одала мы должны были ехать по трассе Е6, имеющей европейский статус. Это предполагало быстрое и скучное передвижение. Но, это же Норвегия, поэтому получилось не совсем так. На большей части пути – это была стандартная и не очень широкая дорога по одной полосе в каждую сторону, иногда расширяющейся до трех полос. Поэтому передвижение по ней было достаточно медленным. За каждой фурой или неторопливой бабушкой на Volvo выстраивались хвосты по 10 – 15 машин.

Что касается пейзажа, то он был достаточно красивым. На всем протяжении по соседству с дорогой виднелась вода: сначала в виде бурных горных речек, потом в виде озер. Но серенькая погода явно не способствовала фотоохоте за пейзажами. А необходимость постоянно следить за дистанцией за впереди идущей машиной откровенно утомляла. Поэтому красивыми фотоснимками эту часть отчета мне украсить не удастся.

IMG_3793

Была надежда, что после Лиллехаммера дорога будет пошире и более скоростной. Все-таки столица зимних олимпийских игр! Но нет, мы все так же уныло педалировали. Зато как потом было приятно свернуть на почти сельскую R2. Горы к этому моменту куда-то отступили, погода стала стремительно налаживаться а дорога опустела! Мы ехали по сельской и относительно равнинной части Норвегии. Вот тут уже можно было пофотографировать, но фотоаппарат уже лежал зачехленным в багажнике (после вчерашних гор нам вообще поутру думалось что снимать какие-то сельские пейзажи с васильками недостойно, а зря!).

Дорога оказалась удивительно красивой. Безусловно, впечатляли идеальные сельскохозяйственные угодья. Километровые ряды капусты – это что-то! А так же немало удивило обилие полей с культивируемой в промышленных масштабах клубникой. Словосочетание «Норвежская клубника» до этой поездки мне скорее показалось бы каким-то оксюмороном – сочетанием несочетаемого.
Но нет, оказалось, что это традиционная для здешних мест ягода, пик которой конечно в силу погодных условий приходится на вторую половину июля. Вдоль дороги довольно часто попадались плакаты «Norske jordbær, salgs» призывающие куда-то свернуть и купить этой традиционной норвежской ягоды. Мы даже почти поддались этим призывам и уже рассчитывали потратить остатки норвежских крон на клубнику, но все время как-то промазывали мимо нужного поворота, а ближе к норвежско-шведской границе клубника почему-то закончилась. А жаль!

По мере приближения к границе мы задумались о том как бы нам вернуть деньги по чекам на Tax-Free покупки. На одном из конвертов с логотипом Global Refund были указаны адреса пунктов, на которых можно было провести эту процедуру. К нашему счастью такой пункт был и на границе норвежской R2 с 61-й шведской и размещался в Morokulien infocenter.

После нескольких неудачных попыток разыскать нечто похожее на информационную туристическую будку (так нам это представлялось) Мorokulien infocenter был обнаружен в шикарном двухэтажном деревянном здании, скорее напоминающем небольшую гостиницу. К услугам путешествующих здесь кроме валютно-кассовых операций были бесплатный душ, туалеты, магазины беспошлинной торговли и многое другое. Хоть мы уже и привыкли к европейскому сервису, но тут опять были приятно удивлены. Вот что значит страна, на деле заинтересованная в туризме!

Успешно вернув незаконно изъятую у нас часть евроналога мы двинулись дальше в сторону Карслстада, но уже по шведской территории. Странно, но ощущение было немного такое, как будто мы вернулись домой. А может это естественное ощущение когда минуешь какой-нибудь пункт контроля, каким бы формальным он не был. Дальнейший путь до Карлстада мы преодолели за один час легко и просто. И уже в половине пятого вечера после пары промазанных поворотов мы оказались у порога нашего очередного Scandica, расположенного, как оказалось, на одной из центральных улиц города – Drottninggatan.

И опять я пожалел об оставленном в багаже фотоаппарате. Город оказался очень красивым и светлым. Да и погода нас непривычно радовала своими +25С в тени. Во время подготовки к поездке я тщетно пытался найти в интернете какую-нибудь туристическую изюминку о Карлстаде и безуспешно. Бывает и так, в самом деле, ничем таким с исторической точки зрения город не увековечил. Разве что государственный переворот в 1809 году. Но и назвать его провинцией или как где-то мне попалось «Шведской Костромой» тоже неправомерно.

Drottninggatan оказался центральной и наполовину пешеходной улицей, наподобие бульвара, по сторонам которой располагались многочисленные и уже закрытые в 5 вечера магазины и еще работающие увеселительные и общепитовские заведения. После дорогой нам во всех смыслах Норвегии шведские цены приятно удивляли. Но бюджет поездки был уже основательно опустошен за предыдущие дни, поэтому проанализировав индекс БигМака, склонились к ужину в карлстадском ЭмСиДональде. За эту поездку нам 2 раза пришлось питаться в этих ресторанах быстрого обслуживания и я полностью соглашусь с мнением Сергея Баркова, высказанном в его отчете, что «булки» кажутся там повкуснее наших, но определенно есть трудности перевода.

Фиг вы вот просто так БигМак купите! И называется вроде так, но какая-то куча вариантов с комплексными обедами, суперакциями где что-то включено или наоборот недоступно. Вот и здесь надо было выбирать между каким-то McFeast-ом и чем-то навроде «СуперУжиномНаДвоихЕслиПривелЧетверых». Но наш кассир на свободной кассе оказался русскоговорящей девушкой, которая помогла с нелегким выбором.

Надо сказать, что за всю поездку нам раз 5-6 встречались русскоговорящие продавцы и всегда это были граждане бывших союзных республик, преимущественно Латвии и Литвы. Границы открыты и молодежь активно едет подзарабатывать в Европу.

Остаток вечера я провел за кружечкой пива в Скандике и размышлениями о прошедшей части поездки. Не буду описывать наш путь на следующий день до Стокгольма. И, вы уж простите, совсем не хочется писать про то как ехали обратно через границу и т.п. Все было стандартно и предсказуемо. Поэтому только ключевые моменты. Тезисно, так сказать.

В город мы прибыли к 14:00. Оставалось еще пара часов до регистрации на обратный паром в Ригу и это время мы провели в пешей прогулке по нецентральным улицам.
Мыслями мы уже были почти дома и с каждым следующим пунктом нашей поездки они все больше материализовывались в реальность. На регистрации в порту вокруг машин с латышскими номерами вовсю слышалась русская речь (или латышская, но обязательно с элементами русских нецензурных выражений). На самом пароме русский язык если и не доминировал, то, по крайней мере, на нем можно было спокойно обращаться по всем вопросам к обслуживающему персоналу. Ну а Латвия – это уже совсем как дома.
На пароме были закуплены традиционные дьютифришные гостинцы всем родственникам и другим заинтересованным лицам. Последняя ночевка в Латвии была так же бесподобна, как и по пути туда. На этот раз она еще только была украшена нашими рассказами о Швеции и Норвегии. А путь домой лежал так же – через Белоруссию.

Выехали мы в ночь в расчете приехать в Москву утром в воскресенье. Этот участок пути мы так же преодолели без происшествий, хотя ночью вероятность их получить на свой бампер гораздо выше. Нет, лоси мне дорогу в Белоруссии не перебегали, а вот на трассе Смоленск-Москва в пол четвертого утра со мной едва разъехался какой-то всадник без головы, но на лошади.

Единственная встреча с родным отечественным гаишником произошла сразу после пересечения границы Белоруссия-Россия. Но превышение скорости на 18 км/ч его не заинтересовало и, (о чудо!), промямлив что-то насчет поаккуратней… он отпустил нас восвояси. Таким образом, в 8:30 утра мы уже распаковывали вещи и готовили себя к выходу на следующее утро на работу… Да, жизнь жестока! В первую жаркую и дымную московскую июльскую ночь вспоминались прохладные синие норвежские вечера и красный, но совсем не жаркий закат на Балтике…
IMG_3842

НЕБОЛЬШОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Сегодня, когда я пишу эти строки, прошел ровно месяц с нашего возвращения с этого удивительного путешествия. Все рассказанное здесь – истинная правда, где-то немного приукрашенная, а где-то наоборот – недостаточно раскрытая. По моим ощущениям наша поездка удалась где-то процентов на 95. Я еще не был в очень многих странах. Сравнивать с ними Норвегию и Швецию абсолютно некорректно, но однозначно могу сказать, что полюбил наших северных соседей сразу и, надеюсь, надолго.

Из тех советов, которые я хотел бы дать другим туристам. Планируйте свое путешествие заранее! Возможности интернета сейчас почти безграничны. Про все можно прочитать и почти все можно спланировать и зарезервировать заранее. Поленился я забронировать билет на Фломскую железную дорогу – и эта часть маршрута осталась нереализованной, а ведь мог! Или пример наоборот. В горной гостинице Preikestolhytta всего 28 номеров. Столкнулся с обсуждениями на других форумах, что «место хорошее, только остановиться там нереально». Реально! Бронировать только надо на июль в апреле. За это денег, кстати, не берут. Ну и конечно читать, читать и читать отчеты тех, кто туда уже съездил. Спасибо этому сайту и другим туристическим ресурсам, которые мне помогли.

Ну и совсем технические вещи, если кому-то будет интересно.
Маршрут от дверей до дверей 4900 км.
Общий бюджет поездки на полные 14 календарных дней от Москвы до Москвы составил 4000 EUR. Это на четверых, почти взрослых, туристов. Сопоставимо по отдыху в хорошем отеле в Турции, но несопоставимо по полученным впечатлениям!
Машина самая обыкновенная, как вы уже видели по фото, Ford Focus с механикой, 1,8. Водительский стаж 10 лет, до этого по Европе и горным дорогам не ездил.
И по поводу фотографий. Небольшая подборка в 400 с небольшим фотографий (из 1500 забракованных!) по этой поездке лежит на Flickr (http://www.flickr.com/photos/nekto_nektov/). Если кому-то понравилось, используйте, но просьба ссылаться на авторство.

IMG_2840

Всем удачи и до встреч на дорогах России, ближнего и дальнего зарубежья!

Комментарии (8)

RSS свернуть / развернуть
+
0
+ -
avatar

niky-ur

  • 26 августа 2010, 08:07
Это того стоило! Отличный, красивый маршрут.
+
0
+ -
avatar

EdGen

  • 26 августа 2010, 11:02
Спасибо!
+
0
+ -
avatar

Belka

  • 30 августа 2010, 16:45
Огромнейшее спасибо за удивительно лёгкий, великолепный рассказ наполненный полезными ссылками и замечательными фото!
Будто снова побывала в Норвегии ;)
+
0
+ -
avatar

EdGen

  • 30 августа 2010, 18:38
Большое спасибо! После такой поездки чувства очень переполняли, хотелось с кем-нибудь поделиться. Рад, если понравилось.
+
0
+ -
avatar

Gholegh

  • 31 августа 2010, 15:01
Респект автору за терпение. Достаточно подробно и интересно. Путешествие классное, давно хочу подобного.
+
0
+ -
avatar

Ryzhik

  • 12 января 2011, 18:02
Спасибо большое Вам за такое описание поездки! Очень подробно, информативно, эмоционально насыщенно. Мы собираемся грядущим летом поехать в Норвегию, сейчас как раз заняты планированием маршрута и подготовкой к поездке. Из Вашего отчета почерпнула очень много — подтверждение своему жгучему желанию увидеть эту страну, много полезного для формирования маршрута. Не могу удержаться от комплиментов и восторгов! Вы очень здорово пишете — отличный литературный язык, легкий слог. Спасибо!
+
0
+ -
avatar

EdGen

  • 12 января 2011, 21:23
Спасибо за отзыв. И сам уже не верю, что сделали это, но посмотришь на фотографии и как-буто вчера там был. Советую обязательно взять и видеокамеру поснимать все это в динамике! Удачи!
+
0
+ -
avatar

Ryzhik

  • 13 января 2011, 08:23
Обязательно! Мы уже вплотную заняты бронированием билетов на паромы и железную дорогу — так что спасибо еще раз за совет бронировать все заранее.

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.