По Восточной Турции, гостеприимной Грузии и дождливой Армении. / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!


Авторизация

Зарегистрироваться

Войти или Зарегистрироваться        Мобильная версия

По Восточной Турции, гостеприимной Грузии и дождливой Армении.

Апрель — май 2011 года.
Часть первая
21.04.11. Шуршит монотонно под колесами трасса М4 Москва – Дон. За окнами – проклюнувшаяся черными мокрыми стволами деревьев и серым небом подмосковная весна. Пока ещё прохладно, впрочем, с каждой сотней километров на юг весенние признаки все весомее. Впереди – дорога до Сочи, не предполагающая ни трудностей, ни новых открытий. Так буднично и началось наше путешествие в Восточную Турцию и Закавказье. Нас шестеро на трех машинах — проверенных дорогами и временем Mitsubishi L-200 и Jeep Wrangler со своими постоянными экипажами, а также новые члены нашей команды на кроссовере Volvo XC60. Отправка парома, который должен доставить нас из Сочи в турецкий город-порт Трабзон, предположительно произойдет через два дня, что позволяет не спешить, передвигаться в спокойном ритме и дает возможность слегка отвлечься на небольшое отступление.

Поиски новых, предпочтительно горных маршрутов постепенно обратили наши взоры на Восточную, не обремененную благами цивилизации часть Турции с её Понтийскими горами и Армянским нагорьем, озером Ван и горой Арарат. Попасть туда из России можно на пароме через Черное море, либо в объезд по черноморскому побережью по территориям Украины, Румынии, Болгарии и Западной Турции. Конечно же, есть ещё путь через Грузию, но поскольку по странам Закавказья мы планировали возвращаться в Россию, то этот вариант заезда в Восточную Турцию и не рассматривался. Объезд Черного моря долог, изобилует продолжительными асфальтовыми перегонами и требует дополнительного оформления виз некоторых из указанных стран. Естественно, был выбран первый вариант – по морю! На пароме! С машинами! Романтика!
Реальность оказалась гораздо прозаичнее душевных порывов — возможность переправы на пароме через Черное море оставалась под большим сомнением до самого последнего момента, в связи, с чем само проведение экспедиции висело на волоске. Сведения о расписании движения этого самого парома были не точные, отрывочные, противоречивые. А за две недели до начала путешествия из Сочи вообще пришла тревожная информация об отмене движения паромов Россия – Турция.

Фото 1. Весенне-полевые работы на Кубани
Спасли ситуацию призванные на помощь турецкие строители, которые по телефону выяснили у турецких же перевозчиков, что паром все же существует и будет отправляться из Сочи в Трабзон ориентировочно 23 апреля. Вздохнув облегченно, забронировали места под машины и каюты для экипажей в кассах сочинского морского порта, быстро закидали пожитки и отправились навстречу морским ветрам, чистому горному воздуху и пьянящим ароматам загадочного Ближнего Востока.

Фото 2. Печально известная станица Кущевская
Краснодарская трасса хорошо известна и много раз описана, не буду подробно на этом этапе останавливаться. Скажу только, что широко растиражированные автомобильной общественностью гаишные поборы на этом направлении нас обошли стороной, может ещё не сезон?! В первый день проехали 973 км и заночевали в «Байк-отеле», расположенном в городке Каменск-Шахтинский.

Фото 3. «Байк-отель» в г. Каменск-Шахтинский
Погода пока не балует – в течение дня температура не поднималась выше 10ºС.
22.04.11. Около восьми утра продолжили наше путешествие. Вокруг – панорама весенних полевых работ. Погода солнечная, но пока ещё прохладная + 4ºС. Не доезжая до Краснодара, в Кореновске, свернули налево в сторону Белореченска, с тем, чтобы проехать по менее заезженной трассе, перевалить через перевал Шаумянский (420 м) и спуститься к Черному морю уже в Туапсе.

Фото 4. Предгорья Кавказа в районе Ходыженска
Глаза с удовольствием любуются на юную весну — на деревьях появились светло-зеленые ещё совсем молодые листочки, в садах зацвел абрикос. Обедали в ресторанчике на склоне живописной горы перед Ходыженском.
Горизонт прикрыла ломаная линия вершин Главного Кавказского хребта. Вслед за шоссе широкими виражами начинаем подниматься вверх. Подъём на перевал Шаумянский представляет из себя несколько серпантинов по пыльной гравийке.

Фото 5. Подъём на перевал Шаумянский
На верхней точке ведутся дорожные работы, что ещё более уплотняет поднявшуюся над дорогой пылевую завесу. После спуска, у поселка им. Шаумяна, опять встаем на асфальт и продолжаем пересекать горы Большого Кавказа. Незаметно проехали перевал Гойтхский (336 м) и вниз по речке Туапсе спустились в город Туапсе около 18-00.
Теперь справа от нас в просветах придорожных стволов поблескивает Черное море, а слева – крутые склоны сбегающих к морю гор. Трасса до олимпийского Сочи забита длинномерами и фурами, движение затруднено даже сейчас, в апреле.

Фото 6. Виражи сочинской трассы
В итоге, к сочинской гостинице «Жемчужина» мы добрались лишь к девяти часам вечера. Получив положенную долю совковой бюрократической прилепучести и одновременно невнимания к клиенту в классическом стиле советских времен, расселились. Идти куда-нибудь в поисках достойного ужина было лень, поели в гостиничном ресторане со скучающей официанткой и неинтересным меню.
Пройдено ещё 684 км.
23.04.11. Организационно-паромный день, начавшийся с завтрака в отеле. Пасмурно, около 12ºС, периодически моросит дождь. К 10-00 прибыли в порт. По каким-то причинам красивейшее здание Сочинского морского вокзала никак не используется, кроме как под магазин спортивной одежды на первом этаже.

Фото 7. Здание Сочинского морского вокзала
Все службы расположены на пирсе, вдоль причалов. Пока девушка в кассе оформляла билеты для провоза техники и людей, мы наблюдали прибытие так необходимого нам турецкого парома «Эрке».

Фото 8. Морской вокзал. Другой ракурс
После общения с представителем перевозчика по имени Тенгиз, который оформляет бумаги на размещение автомобилей на судне, отправились на поиски нотариуса, чтобы срочно оформить генеральную доверенность на одну из наших машин. Оказалось, что в Сочи, как и Москве по субботам нотариальные конторы не работают. И также как и в Москве, узкие улицы Сочи забиты автотранспортом – пробки по полной программе. Из-за этих-то пробок и нехватки времени не успели залить баки под горлышко и наполнить канистры российским топливом. В Турции оно (топливо) гораздо дороже нашего. Ну, да ладно, на весь путь все равно не запасешься.

Фото 9. «Мы провожаем папу!» Герои известной кинокомедии на площади морвокзала
Требуемую бумагу мы так и не оформили, но нервов и времени потратили немало. В итоге генералку заменили простой рукописной доверенностью, пообещали некоторую сумму ответственным лицам за помощь в решении нашего вопроса и пристроились в очередь на таможенный досмотр и погрузку на паром. Оформление машин и людей проходило хоть и неторопливо, но гладко.

Фото 10. Идет таможенный досмотр
В досмотровую зону запускают по четыре автомобиля, проверяют документы, номерные агрегаты, бегло просматривают багаж и, пожалуйста, вперед по мосткам в темную утробу парома.
Внутри грузового отсека автомобили размещаются в два ряда, крепятся за колеса растяжками. Мы же поднимаемся на пассажирскую палубу, получаем ключи от трех двухместных тесных кают и накрываем торжественный ужин, посвященный началу морской части путешествия на верхней открытой палубе.

Фото 11. «Эрке» — турецкий паром под флагом Андорры
Есть ещё палуба с баром, нещадно прокуренным и зал с сидячими местами, для тех, кто экономит на каютах. Туалет и умывальники функционируют, даже теплая вода присутствует, располагаются удобства рядом с баром. Обнаружили мы и помещение с вывеской «Ресторан», но он, по-видимому, несколько лет уже не работает. Так что мы правильно поступили, расположившись на свежем воздухе. Тут хоть и прохладно, зато радует глаз вид открытого моря и панорама удаляющегося российского берега. Кстати, паром не двинулся с места, пока не были выплачены обещанные перевозчику призовые деньги. Зато сразу после этого, команда судна выбрала чалки и медленно, слегка покачиваясь, паром покинул Сочинскую акваторию. Отправка состоялась в 19-30 вечера.

Фото 12. «Уходят башенки вокзала и удаляется причал»
Плавание проистекало ровно. Быстро стемнело и долго ещё за кормой были видны огни Большого Сочи. По каютам разошлись около одиннадцати вечера. После бодрящей прохлады верхней палубы в каюте показалось тепло и уютно. К середине ночи каюта превратилась в душную камеру с сильным запахом солярки, но после включения вентилятора стало гораздо свежее и комфортнее.

Фото 13.«Прощай родимый берег»

Фото 14. В открытом море
24.04.11. Турецкий берег выплыл из утренней дымки где-то около 8-00 утра. Горы подступают к самой воде, по склонам раскиданы городские строения, мечети. Пока пили кофе, паром вошел в трабзонскую гавань. Тут же лихо подрулил катер спецслужб и сопроводил «Эрке» к причалу.

Фото 15. Акватория Трабзонского порта
Паспортное оформление много времени не заняло, да и таможня долго не тянула со своими бумагами. Перевозчик с турецкой стороны, Вахид, видимо, предупрежденный своим сочинским собратом, намекнул на сложности своей службы и неуступчивость таможенников в некоторых вопросах оформления авторанспорта, но после обещания компенсировать его трудовые заслуги, задвигался веселее. Кроме того, Вахид поинтересовался, где мы на таких внедорожниках намерены ездить по Турции, поскольку: «Не хочу критиковать Россию, но в Турции плохих дорог нет!».

Фото 16. Выезд из утробы парома
Пришлось пообещать ему: «Мы – найдем!». После подобного обмена мнениями, за полчаса нам выправили все необходимые бумаги. Наличие международной страховки «грин-карты» во многом сократило время оформления. Так как был воскресный день, банки не работали, пришлось доллары поменять тут же, на таможне. Получив на руки турецкие лиры, мы благополучно покинули международный терминал Трабзонского порта.

Фото 17. Мечеть в Трабзоне
На ближайшей заправке пополнили запасы горючего, которое действительно в Турции почти в три раза дороже, чем в России, разобрались с нужным направлением и по трассе Трабзон – Эрзурум покатили от моря прямо в горы, преодолевать хребет Понтийские горы. Главным пунктом сегодняшней культурной программы определили посещение древнего монастыря Сумела, высеченного высоко в скалах, в пятидесяти километрах от Трабзона, в верховьях речки Алтындере. По пути, в поселке Мачка, пообедали в приятном ресторанчике, на зеленом берегу по-весеннему шумной речушки.
Обед состоял из жареного на сковороде мяса, множества овощных салатов, отварного картофеля, небольших котлеток.

Фото 18. Обед в придорожном ресторанчике
После обеда, свернув с основной трассы, въехали на территорию национального парка «Алтындере». Асфальтированная дорога петляет между высоких отвесных скал, с остроконечных вершин которых сползают бесформенные лохмотья тумана.

Фото 19. Урочище Алтындере
Чем выше мы забираемся в горы, тем плотнее облака тумана, постепенно укутывавшего всё ущелье. Проехав речной водопадный слив и покружившись по крутым серпантинам подъёма, останавливаемся на стоянке. Дальше – по тропинке перевитой корнями могучих елей пешком поднимаемся к древнему монастырю.

Фото 20. Ущелье затягивает туман
Сохранившиеся до нашего времени строения монастыря относят к XIII-XIV векам, но считают, что армянские монахи возвели тут часовню гораздо раньше, примерно в V веке. В 2003 году была завершена частичная реставрация сгоревших в начале XX века монастырских помещений, были расчищены фрески. В 2010 году патриархом Константинопольским здесь была проведена первая за долгие 90 лет забвения служба.

Фото 21. Помещения монастыря встроены в нависающие скалы
Монастырь поражает воображение, а его создатели вызывают уважение и восхищение! На узких полках, прилепившись к скалам, высятся здания в несколько этажей. При этом раньше сюда можно было подняться только по узкой крутой тропинке, а грузы и сейчас поднимают по подвесной канатной дороге.

Фото 22. То, что осталось от богатых фресок
К сожалению, густой туман не дает в полной мере оценить умение и дерзость древних строителей не побоявшихся возводить монументальные здания в таких неимоверно сложных природных условиях!

Фото 23. Трос канатной дорги, уходящий в никуда...
Погуляв по территории монастыря, возвращаемся на трассу и начинаем подъём на перевал Зигана (2010 м). Окружающие панорамы теряются во все том же тумане. Моросит мелкий дождь. Хребет Зигана-Даглар перевалили по длинному тоннелю. Кстати, в Турции все тоннели освещены, облицованы плиткой и больше напоминают станции метро, чем горные выработки.

Фото 24. Турецкие тоннели
За перевалом небо расчистилось, туман остался позади, и появилась возможность обозревать окружающие горы. В районе поселка Кале, увидели старинную крепость, возведенную на скальной вершине, поискали подъездную дорогу и попробовали подняться к воротам. Колея неожиданно прервалась на середине подъёма, но и отсюда было понятно, что крепость когда-то была возведена на самом высоком месте речной долины и позволяла контролировать перекресток нескольких караванных путей.

Фото 25. Маленькая, но очень гордая крепость на высокой скале
Преодолев отроги Восточных Понтийских гор, через перевал Вавук (1810 м) постепенно поднимаемся на Армянское нагорье. Собственно, вся Восточная Турция – это сплошные горы, хребты, межгорные котловины и узкие речные долины. Дорога вьется вдоль реки Чорух. Миновали городок Байбурт и начали подъём к перевалу Коп-Даги (2305 м). Подъём пологий, с широкими вольготными виражами поворотов. С высот 1900-2000 метров снег контрастными штрихами прорисовал контуры окружающих склонов и вершин.

Фото 26. Вид с перевала Коп-Даги
На перевале холодно, дует резкий, колючий ветер. Вершину перевала венчает мемориальный комплекс турецким воинам, погибшим во время Первой Мировой войны.

Фото 27. Памятник турецким воинам, погибшим в Первую Мировую войну
На спуске с перевала Коп открывается панорамный вид на пик Акбаба и другие вершины высотой более 3000 м. Постепенно, вслед за шоссе, спускаемся к реке Карасу и движемся вверх по её течению, прямо на восток.

Фото 28. Пик Акбаба
К Эрзуруму, городу, приютившемуся на склонах гряды Паландокен на высоте около 2000 м, добрались к 20-00 часам. Разместились в отеле «Аксай» недалеко от центра. Рядом с гостиницей приземистая мечеть Лала Мустафа-Паши, построенная ещё в XVI веке. День был долгим, насыщенным событиями. После ужина (основное блюдо — шашлык из баранины, порезанный мелкими кусочками) улеглись рано. Проехали сегодня 337 км.

Читать часть 1
Читать часть 2
Читать часть 3
Читать часть 4
Читать часть 5
Читать часть 6
Читать часть 7

Комментарии (12)

RSS свернуть / развернуть
+
1
+ -
avatar

SemenovEA

  • 12 декабря 2011, 16:10
Очень интересное начало! Жду продолжения
+
0
+ -
avatar

gorvi

  • 13 декабря 2011, 18:40
Начало многообещающее. )))
Подскажите, пожалуйста, какова стоимость переправки 1 машины и 3 человек на пароме в Турцию? Спасибо.
+
1
+ -
avatar

Oлeg

  • 13 декабря 2011, 21:07
Спасибо за интерес к нашему путешествию.
В конце апреля текущего года стоимость переправки одного джипа равнялась 600 долларам, а место в каюте стоило 150 долларов.
+
0
+ -
avatar

gorvi

  • 14 декабря 2011, 11:42
Да… в цене они себя не обделяют. Я тоже рассматривал такой вариант (т.к. ехать в Турцию через Румынию, Молдавию совсем не хочется) и цена на паром не вдохновила. Если машина +3 человека, то получается итого в одну сторону 1050 баксов или около 770 евро. В прошлом году цена на паром в Турцию была примерно такая же.
В прошлом году ездили в Исландию. Джип (выше 190см) + 3 человека в отдельной каюте 750 евро, только там плыть в одну сторону порядка 1600 км и 2.5 суток.

Даешь продолжение!
+
0
+ -
avatar

puzzle

  • 14 декабря 2011, 13:12
Специально посчитал, сколько мы потратили на троих для того, чтобы добраться от Минска до границы с Ираном по земле. 5 дней, 3500 км — с проживанием, питанием, визами, дорожными сборами и бензином вышло около 970 долларов.
Так ведь до Сочи и от Трабзона до иранской границы нужно тоже ещё доехать…
Паром фтопку:))
+
0
+ -
avatar

gorvi

  • 14 декабря 2011, 15:23
Ну не все паромы в топку )))) Например в Исландию по другому не попадешь. Да и там у меня была мысль в одном месте воспользоваться паромом (слишком большой круг), но паром к тому времени ходил совсем в не то время. Из Ростока в Данию на пароме милое дело. Но там цены адекватные, а вот из Сочи… тем более, что можно по земле объехать.
+
0
+ -
avatar

puzzle

  • 14 декабря 2011, 17:20
Ну, я и не все имел ввиду:) Речь конкретно о Сочи-Трабзон. Скандинавскими паромами сам неоднократно пользовался — ничего против них не имею:).
+
0
+ -
avatar

shklyev

  • 14 декабря 2011, 11:58
Спасибо, очень интересное начало. Тоже интересовал этот паром (на будущее). Жду продолжения
+
0
+ -
avatar

SemenovEA

  • 14 декабря 2011, 16:58
Интересно, а реально проехать в Турцию из России через Грузию (Сочи-Адлер-Абхазия-Грузия (Батуми)?
+
0
+ -
avatar

puzzle

  • 14 декабря 2011, 17:24
На этом пути:
Сочи-Адлер-Абхазия-Грузия

если удастся преодолеть границу Абхазия — Грузия, то первой и последней достопримечательностью Грузии будет местная «кутузка»:(
+
0
+ -
avatar

Oлeg

  • 14 декабря 2011, 20:07
Спасибо всем за интерес, продолжение редактируется.
Через Абхазию и Южную Осетию грузины просто не запускают. Хотя, вообще-то, в Грузии нас принимали очень душевно (об этом будет в продолжении).Через Верхний Ларс можно туда попасть, но мы там собирались возвращаться, поэтому выбрали паром. Не дешево, конечно, но потому и лютуют, что сейчас «Эрке» чуть ли не единственная прямая связь Турции с Россией.
По земле попадать в Турцию (в Восточную) через Румынию, Болгарию слишком уж далеко, плюс визы — сравнимо с паромом.
+
0
+ -
avatar

RomanYalovega

  • 19 декабря 2011, 20:44
Сочи-Адлер-Абхазия-Грузия-граница закрыта. Только через Верхний Ларс (Северная Осетия) и то, если нервы крепкие.

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.