По Восточной Турции, гостеприимной Грузии и дождливой Армении / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!


Авторизация

Зарегистрироваться

Войти или Зарегистрироваться        Мобильная версия

По Восточной Турции, гостеприимной Грузии и дождливой Армении

Читать часть 1.
Читать часть 2.
Читать часть 3.
Часть четвертая, турецко-грузинская

28.04.11. Встали рано, выехали из города в 9-00 утра. Сегодня в планах спуститься с Армянского нагорья к Черному морю и перейти турецко-грузинскую границу. Потеплело, наконец-то нет дождя, ласково пригревает весеннее солнце. В его лучах слева от шоссе искрится снегом массив горы Кизир-Даги высотой 3197 м.

Фото 90. Типичный для Армянского нагорья пейзаж
Через пару десятков километров, перед городком Ардахан по обе стороны дороги появился мощный сосновый бор. После лысых нагорий вид сплошной стены деревьев создает радостное настроение.

Фото 91. Вид соснового бора почему-то приподнял настроение

Фото 92. В городке Ардахан
Постепенно подбираемся к горной гряде Валниз Даглар, которая служит водоразделом рек Куры и Чорох. По очень пологому подъему незаметно поднялись на перевал Чам-Гечиди (2640 м).

Фото 93. Подъём на перевал Чам
На перевале плотными сугробами лежит снег. С перевального седла открывается потрясающий вид на пикообразные вершины окружающих хребтов.

Фото 94. Вид с перевала Чам-Гечиди
Спуск с перевала крутой, изобилует серпантинами, склоны гор покрыты густой тайгой. В долине дорога извивается широкими виражами, огибая бока горных отрогов. Справа от шоссе двумя сестрами красуются снежные пирамиды Гюзи-Даг (3167 м) и Чичекли-Даг (3194 м).

Фото 95.Замысловатые виражи спуска с перевала Чам

Фото 96. Там же

Фото 97.

Фото 98. Чем ниже — тем более широкими поворотами дорога огибает склоны гор
От гор Валниз Даглар начинается постепенный спуск сначала в долину реки Чорох, а затем и к Черному морю.

Фото 99. Панорама массива Чичекли-Даг
Мелькнул за окнами небольшой городишко Шавшат, на выезде из которого к высокой скале прилепилась неплохо сохранившаяся средневековая крепость Сёгютлю. Прямо от крепости начинается живописное, каньонного типа ущелье реки Окчулар, которое тянется почти пятьдесят километров.

Фото 100. Крепость Сёгютлю. Г. Шавшат
Дорога, то, прижимаясь к отвесным скалам, то, зависая над пропастью, повторяет причудливые изгибы правого берега. Адреналина добавляет отсутствие каких-либо ограждений в любых опасных местах. Спустившись к реке Чорох, поворачиваем вниз по её течению и продолжаем свой путь по трассе Эрзурум – Хопа.

Фото 101. В ущелье реки Очкулар

Фото 102. Дорожные встречи

Фото 103. Живописный речной каньон
За очередным поворотом попадаем в зону строительства большой гидроэлектростанции на реке Чорох. Река, зажатая высокими обрывистыми боками гор, бежит по дну глубокого ущелья.

Фото 104. Строительство виадука в районе будущей ГЭС на реке Чорох
Перепад высот от уровня дороги до среза воды – порядка 800 метров. С такой высоты огромные строительные машины кажутся мелкими жуками, копошащимися вокруг будущей плотины.

Фото 105. Глубокое ущелье реки Чорох. На этом месте будет водохранилище
Над возводящейся глубоко внизу ГРЭС сооружена смотровая площадка, с которой открывается вид на грандиозную стройку с её технологическими подъездными путями, пересекающими горы по многочисленным тоннелям, на растущий вверх бетонный створ электростанции, на расположенный ниже по течению городок Артвин.

Фото 106. Место возведения створа будущей ГЭС

Фото 107. На заднем плане — городок Артвин
Строения города раскиданы по многочисленным террасам, устроенным вдоль крутых склонов ущелья. Мы ещё раз убедились в умении турецких строителей возводить объекты в настолько труднодоступных условиях.

Фото 108. Подъездные пути к створу ГЭС пересекают горы по многочисленным тоннелям
После Артвина шоссе постепенно приводит наши автомобили к Лазистанскому хребту – последнему препятствию перед Черным морем и самому восточному отрогу Понтийских гор. Хребет круто обрывается к морю, не образуя низменностей и равнин, кроме узкой прибрежной полоски. Лазистан мы пересекаем по перевалу Чат высотой 1890 м.

Фото 109. Вид с перевала Чат.
С вершины перевала хорошо видны серпантины спуска, уводящие в туманную даль поросших густым кустарником ущелий. Заканчивается горная дорога у самого Черного моря, в городке Хопа. Отсюда мы поворачиваем вдоль берега моря на комфортную широкую трассу, связывающую Турцию и Грузию.

Фото 110. Шоссе, бегущее вдоль Черного моря, связывает Турцию и Грузию
На побережье по-летнему тепло + 27ºС, ярко светит солнце, ласковый ветерок лениво перебирает вымпелы и флаги. Прежде чем попрощаться с запомнившейся прохладной и дождливой погодой Турцией, обедаем в ресторанчике, второй этаж которого нависает над голубой морской водой. Отсюда до турецко-грузинского КПП Сарпи остается чуть меньше километра.

Фото 111. Впереди — грузинский КПП
Досмотр на турецкой стороне был условно-формальным, пограничники поставили штамп в паспорт о выезде, таможенники приняли бумаги на автомобили и вот мы уже перед грузинской границей. Признаться при планировании экспедиции посещение Грузии вызывало у нас наибольшие, вполне понятные опасения. Недавняя локальная война 2008 года, практическое отсутствие дипломатических и политических связей – негатив от этих событий не смогли скрасить с детства сложившееся отношение к грузинам как к отзывчивому гостеприимному, хлебосольному и очень дружескому народу. Вот с таким настороженным чувством мы подъехали к грузинскому пограничному пункту.

Фото 112. Одно из первых действий на территории Грузии — обмен валюты
Первое здесь действие для россиян – оформление виз. Сосредоточенно-серьёзная девушка справляется, надолго ли мы желаем посетить Грузию и, получив в ответ: «Да, пару дней, для проезда до Армении, после чего вернемся на территорию Грузии уже более основательно и в район Тбилиси», предлагает оформить нам транзитные визы, которые в три раза дешевле обычных одноразовых. Такое заботливое участие первого же представителя официальных структур напрочь растопило весь лёд наших сомнений и опасений по поводу предвзятого отношения населения Грузии к населению России. С этого момента мы с открытой душой и с искренним удовольствием знакомились с этой самобытной и древней страной. Все время нашего пребывания в Грузии нас сопровождали только приветливые, дружелюбные взгляды и заинтересованные разговоры.

Фото 113. Подъезжаем к Батуми
Пройдя несложную процедуру таможенного досмотра, которая заняла от силы минут десять, выкатываемся за пределы КПП, в обменнике меняем доллары на грузинские лари и направляемся к городу Батуми, главному туристическому центру современной Грузии. Город удивил масштабной стройкой, порадовал архитектурным разнообразием отреставрированных зданий старого центра, покорил узкими улочками и расстроил обшарпанными фасадами окраин.

Фото 114. Батуми. Драматический театр им. И. Чавчавадзе.

Фото 115. На улицах Батуми
В предместьях Батуми, вдоль всего побережья, расположено великое множество небольших, скромных и не очень, частных отелей, в одном из которых мы и поселились. Черное море плещется в пятидесяти метрах, сразу за дорогой начинаются пляжи. Хозяин сетует, что россияне здесь почти не появляются, чаще всего отдыхают у него украинцы.

Фото 116. Вид на Батуми через Батумский залив.
Сезон ещё не начался, поэтому питание в отелях не отлажено.

Фото 117. Частный отель по Батуми
На двух, вызванных хозяином, такси отправляемся ужинать в ресторан, расположенный в паре километров от гостиницы.

Фото 118. Важная составляющая грузинского обеда
На нарядной скатерти поочередно появляются «Хванчкара», «Киндзмараули», «Саперави», кукурузные лепешки, хачапури, грибочки, соусы, супы, шашлыки, зелень, овощи и ещё много подобных угощений, все то, что составляет обильный грузинский стол. И обязательно запотевшие бутылочки «Боржоми»!

Фото 119. Ну, и без бутылочек «Божоми» никак!
Незадолго до начала нашего путешествия в Интернете и прессе активно муссировали тему запрета исполнения российских и советских песен в грузинских заведениях общественного питания. Не знаем, существует ли в действительности такой запрет или нет, но то, что вытворял с нашими чувствами, уже успевшими соскучиться по дому, довольно крупный мужчина-исполнитель, ведущий музыкальное сопровождение ресторанного вечера, было восхитительно! Только грузин может так трогательно и с таким неподражаемым шармом петь по-русски: «Ах, какая жэнщыина, какая!».

Фото 120. «Ах, какая жэнщыина, какая!»
В гостиницу вернулись поздним вечером разомлевшие и раздобревшие, на тех же самых таксомоторах, которые, кстати, не брали с нас никаких промежуточных авансов, а рассчитали по факту, только после обратной доставки по месту назначения. Из таких мелочей и складывалось наше душевное расположение к людям, населяющим Грузию. Считается, что вода Батумского залива одна из самых чистых в Черном море. Пройти мимо этого факта спокойно мы, конечно же, не могли и окунулись в морских водах, несмотря на неожиданно разгулявшийся сильный ветер и кромешную тьму на пляже.
За сегодняшний день проехали 316 километров.
29.04.11. Позавтракали своими запасами под навесом на зеленой лужайке отеля, вскипятив на газовых горелках чай-кофе-какао. Отправились в путь около девяти утра – переезд на сегодня не обещал быть длительным. Подъём высоко в горы, перевал Годерзи, городок Ахалцихе, пещерный монастырь Вардзия, граница Армении.

Фото 121. В ущелье реки Аджарис-цкали
Но, как это часто бывает, природные факторы внесли свою корректировку в наше продвижение по маршруту. Вначале все шло по расписанию. Мы спокойно и размеренно поднимались по живописному ущелью реки Аджарис-цкали, разрезавшей мощные горы как раз вдоль грузино-турецкой границы. Любовались на маленькие грузинские деревеньки, на древний ажурный мост, на обратный отсчет времен года. Из лета, с каждой сотней метров вверх, мы перекочевали в весну, затем в раннюю весну. Перекусили в горном кафе, с балкона которого открывается великолепный вид на речной каньон.

Фото 122. В кафе над речной долиной
И вдруг, в высокогорном селе Хуло, местные жители нам говорят о заваленном снегом и не прочищенном перевале, через который невозможно будет ездить ещё дней десять. Новость для нас была столь неожиданной, что мы в неё не поверили и продолжили движение вверх, чтобы самим убедиться в том, что проезда нет. В Хуло закончилось асфальтовое покрытие, дорога превратилась в узкую гравийку, пересекаемую частыми ручьями, сбегающими с крутых склонов.

Фото 123. Высоко в горах сохранились и такие заправки
В последнем перед перевальным взлетом, селе Рикети о глубоком снеге на перевале нам поведал директор школы, вышедший на дорогу вслед за своими школьниками с любопытством разглядывавшими нас и наши джипы.

Фото 124. В селе Рикети
На высоте около 1900 м появился снег, дорога по широкой дуге выкатила на открытое пространство. И вот через километр мы въезжаем в узкий коридор со снежными стенами.

Фото 125. В снежных коридорах
Дорога прочищена ровно на одну машину и только изредка есть небольшие карманы для разъезда встречных автомобилей. По мере приближения к перевалу глубина снежного покрова увеличивается местами до двух метров, местами до трех. На вершине перевала Годерзи (2025 м) три бульдозера пробивают колею в шестиметровой толще снега!

Фото 126. Белые стены все выше
Белые стены и узкая полоска неба, вот и все что видно через лобовое стекло. У бригады дорожных работников выясняем, что дорога через перевал зимой опасна из-за обильных снегопадов, схода лавин, поэтому ею пользуются только в летний период.

Фото 127. На вершине перевала
А прочищать начинают в конце апреля, начале мая. Через пять – шесть дней надеются пробиться вниз на противоположный склон перевала. А пока…, а пока нам предстоит вместо оставшихся до Ахалцихе сорока пяти километров пробежать триста с лишним верст в объезд по проходимым на сегодняшний день дорогам!

Фото 128. Спускаемся...

Фото 129. Вид на ущелье от села Рикети

Фото 130. По дорогам бегут ручьи
Ну, что ж, возвращаемся в тепло, в Батуми, где ужинаем ухой, лососем, шашлыками, свежим картофелем и направляемся вдоль черноморского побережья мимо города Кабулети в крупный промышленный центр Западной Грузии – Кутаиси, известный в советское время производством автомобилей «Колхида». К Кутаиси добрались в темноте, не заезжая в город поселились в отеле стилизованном под старое грузинское подворье, но почему-то с названием «Барби». В уютном кафе приняли второй ужин с арбузом, грузинским вином, сулугуни, лепешками. Намотали по горным дорогам сегодня 358 км.

Читать часть 5.

Комментарии (1)

RSS свернуть / развернуть
+
0
+ -
avatar

SemenovEA

  • 19 декабря 2011, 16:09
Некоторые фотографии очень впечатляют!

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.