Погружение в Гоби или караван дядюшки Бобо. Часть 2. / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!


Авторизация

Зарегистрироваться

Войти или Зарегистрироваться        Мобильная версия

Погружение в Гоби или караван дядюшки Бобо. Часть 2.

Читать Часть первую.

Часть вторая. Через горы к пустыне.
 
                                                         «Куда б ни метнулся взор
                                                                Не видно конца горам
                                                                Потоки стремятся с гор
                                                                И всюду простор ветрам»
                                                                Чанчунь, даосский монах, XIII в, «Путешествие на Запад»
                  
08.06.12. В течение наступающего дня необходимо было успеть выполнить несколько обязательных мероприятий – перейти российско-монгольскую границу, что не всегда получается быстро, получить пропуска на посещение монгольских пограничных зон, что так же может занять непредсказуемо много времени, запастись монгольскими деньгами для спокойного передвижения до Улан-Батора и так далее  и тому подобное. Поэтому подъём был ранним, руководитель неумолимым, а участники ответственными. Все это вместе позволило организованной колонне наших джипов подъехать на КПП Ташанта к самому началу работы таможни.

Фото 14. Ждем начала работы таможни
В девять сорок служивые неторопливо приступают к оформлению бумаг, выездных деклараций и таможенному досмотру машин. Проверка экспедиционного багажа происходит формально, больше по долгу службы, чем от большого рвения. Сказывается знание местных условий и наличие давних знакомств среди погранцов, транспортников и таможенников. 

Фото 15. Поднимаемся по нейтральной полосе
Тем не менее, вязкая канитель тянется больше двух часов, после которых мы все вместе собираемся за шлагбаумом и начинаем подъём на перевал Дурбэт-Дава (2482 м), возвышающийся на нейтральной полосе. Пока ещё катим по асфальту. На вершине перевала стоит продуваемый крепкими горными ветрами передовой пост российских пограничников, стела, поясняющая, что это граница между двумя странами, да пара парадных полосатых пограничных столбов с венчающими их государственными гербами России и Монголии.

Фото 16. Российско-монгольская стела
Здесь у нашей команды в последний раз проверяют паспорта и наличие в них монгольской визы, после чего открывают ворота и, наконец, выпускают на пыльный щебенистый монгольский грейдер, который через пять километров спуска приводит  к КПП «Цагануур» или Белое озеро, если по-русски.

Фото 17. Вышка под облаками
Монгольские спецслужбы сработали гораздо оперативнее российских и всего лишь через час мы добросовестно глотаем густую пыль, поднимаясь по широкой дуге на крутой бараний лоб перевала Оботын-Дава (2557 м).

Фото 18. Подъём на первал Оботын-Дава
На перевале устраиваем короткую фотосессию, любуясь на широкоформатные,   неповторимые панорамы Монгольского Алтая.

Фото 19. На перевале
Через несколько километров после перевала грейдер решительно преобразился в асфальтированное шоссе. «Дорога тысячелетия» — монгольская стройка века. Она по замыслу создателей рано или поздно должна связать асфальтом столицу  Улан-Батор с самыми окраинными точками страны.

Фото 20. Первый пробой первого колеса
Совсем чуть-чуть не доезжая до цивилизованной дороги, получил пробой колеса «Дискавери». Так что, в аймачном центре, кроме получения пропусков, появилась необходимость проведения шиномонтажных работ.

Фото 21. Монгольские горные просторы
Переехав по мосту речку Кобдо, около трех часов дня въехали в Баян-Ульгий. Предварительные согласования, электронная переписка и телефонные переговоры сыграли свою положительную роль – так нужные нам бумаги, пропуска на посещение приграничных с Китаем территорий мы получили в течение получаса. К слову, на этих серьезных справках список людей, допускаемых к проезду, выглядел, мягко говоря, несколько комично. Если я называюсь Ярин Олег Александрович, то в пропуске было указано: «Я.О. Александрович», Седых Владимир Петрович был назван «С.В. Петрович» и так далее. Оригинально и, главное, не очень понятно иностранным шпионам! Кроме пропусков, людьми в погонах были произведены упреждающие звонки в два погранотряда из трех, мимо которых нам предстояло проехать.

Фото 22. У офиса компании «Blue Wolf»
Здесь же, в офисе туристической компании  «Blue Wolf», приглашенным менялой был осуществлен обмен необходимого каждому количества рублей и долларов на местную валюту     по курсу 1$ = 1320 тугриков. Некоторые реально почувствовали себя миллионерами.

Фото 23. Пейзажи Баян-Ульгинского аймака.
Город Баян-Ульгий, расположившийся в межгорной котловине у реки Кобдо на высоте 1300 метров, является центром самого западного и высокогорного аймака. Несмотря на название (Баян-Ульгий – богатый край), район один из самых бедных, бесплодных, слаборазвитых и удаленных от столицы аймаков Монголии. В городе проживает около 30 000 жителей, преимущественно казахов, занимающихся животноводством на скудных кормовыми травами отрогах Монгольского Алтая. Вся местная промышленность – небольшой мясокомбинат. Культура – музыкально-драматический театр. На территории аймака культивируется традиционная для казахов охота с хищными птицами – беркутами. Раз в год, осенью,  проходят красочные праздники-соревнования Беркутчи.

Фото 24. Озеро Толбо-Нуур
Параллельно с нашими официальными встречами экипаж «Дискавери» героически заделывал пробоины и запасался камерами в монгольском авторемонте. За всеми этими хлопотами время пролетело незаметно, и только голодные желудки настойчиво напомнили о пропущенном обеде. Пришлось прислушаться к внутренним ощущениям и заехать в ресторанчик, где под любопытными взглядами местных жителей плотно отобедать. День был пятничным, у мусульман в этот день запрет на принятие спиртного, так что в качестве сопровождения к еде можно было употребить только пиво, да и то лишь потому, что мы гости из России.

Фото 25. Летят дикие гуси
Город покинули в седьмом часу. Грейдер уверенно поднимал нас вверх по склону, карабкаясь на перевал с двойной вершиной (2200 м и 2250 м) Буквально через несколько километров после выезда из Баян-Ульгия пыльную «дорогу тысячелетия» перегородил шлагбаум. Рядом, в  небольшой прокуренной кибитке расположился пункт сбора денег с проезжающих  мимо автомобилей на финансирование этого векового дорожного проекта. Сильно не трезвый чиновник (видимо, мусульманские обычаи он соблюдает без положенного рвения) неожиданно предложил вместо означенных в прейскуранте 9000 тугриков за шесть единиц автотехники всего лишь 6000, как за оптовую покупку. Само собой сопротивляться я не стал.

Фото 26. Озеро Толбо-Нуур окружено хребтами и скалами
На берег озера Толбо-нуур, голубой чашей расположившегося на высоте 2080 м в живописном горном обрамлении,  выкатились к восьми часам вечера, поставили лагерь, полюбовались живописными окрестностями. Фотографы широкой цепью рассыпались по скальным уступам обрамляющего воду хребта, стараясь выхватить неожиданные ракурсы красивого озера и окружающих его гор ещё до заката. Именно здесь, на камнях прибрежных скал неутомимый Паша Филатов «срисовал» мирно отдыхающих по соседству горного гуся и утку-огаря.

Фото 27. Утка-огарь и дикий гусь отдыхают рядышком. Чьё гнездо между ними не известно
Проехали за сегодняшний день 215 километров. Темнота постепенно скрыла водную гладь, мягко обволакивая склоны гор, лагерь затих. На небе бесчисленными яркими светлячками зажглись звезды, глядя на которые захватывает дух от восхищения и  трепещет душа, улетая в космическую бесконечность.

Фото 28.Озеро Толбо-Нуур. Утро.
09.06.12. От северного берега озера Толбо федеральная трасса, подбираясь  ко всегда снежной вершине Сайр, устремляется на северо-восток. Нить нашего же маршрута, свернув с основной дороги, уводит нас гораздо южнее, через перевалы хребта Мунх-Хайрхан к поселкам Булган и к китайской границе. Почти сразу за озером по постепенно сужающейся речной долине начинаем подниматься на пологий перевал Белийн-Дава (2400 м), на склонах которого встречаются древние каменные могильники.

Фото 29. Старые могильники на перевале Белийн-Дава
Покатый спуск с перевала, нырнув между двумя похожими друг на друга, как две сестры, вершинами, приводит к маленькому поселению Делюн.

Фото 30. Впереди заправка поселка Делюн
Здесь мы заправляемся под завязку, поскольку кто его знает, что там будет дальше с соляркой и бензином, особенно с 92-м. Перебои с  топливом в Монголии, во многом зависящей от российских поставщиков, к сожалению, приключаются, это надо знать и быть к подобной ситуации готовыми. Каждый наш джип на тот момент имел запас топлива на 800-1000 километров автономного путешествия. Китайская солярка в приграничье встречается чаще нашей родной, но тоже не всегда есть в наличии. Она гораздо хуже по качеству, но ехать, в общем-то, можно и на ней, нещадно чадя черным выхлопом на подъёмах.

Фото 31. В поселке Делюн
За поселком преодолели полуметровый по глубине брод через речку Буянт-Гол метров двадцати шириной. При этом настолько отвлеклись на фотографирование радужных брызг, летящих из-под колес внедорожников, что в итоге ушли в сторону от нужной нам колеи вверх по реке, разобравшись в ошибке только километров через десять.

Фото 32. Приятно вместо пыли проехаться по воде!
Возвращаться не захотелось и прямо через заболоченные солончаки двинулись в сторону высящейся на краю круглой долины горной гряды.

Фото 33. По этой мокрой зелени перебирались к нужной колее.
Попрыгав пару километров по зеленому кочкарнику, вновь встали на укатанную колею и, переехав по деревянному мостку шумливую речушку, начали затяжной подъём на перевал Тувшний-Даба (2572 м), ведущий через отроги хребта Мунх-Хаирхан (Вечная, Священная вершина) к истокам реки Булган.

Фото 34. Последние метры подъёма.
Нудный подъём всем так надоел, что наиболее отчаянные, после въезда на вершину перевала, ради ощущения свободы, азартно поднялись ещё и на близлежащую сопку.

Фото 35. А мы полезем ещё выше!
Едем дальше, практически не теряя высоты. Прижимаясь к левому отрогу хребта, закружили по широкому склону свою карусель  серпантины самого высокого на нашем пути перевала Агунтын-Дава (3065 м). Повторяя их изгибы и  пересекая пологий бок, справа налево и наоборот, поднимаемся все выше и выше.

Фото 36. Подъём на перевал Агунтын-Дава.
На перевальной точке сильный порывистый ветер, широкий обзор синеющих до самого горизонта горных вершин,  пыльная серая лента  оставшихся позади километров,  да приткнувшийся к обочине УАЗ, который вторые сутки безуспешно пытается оживить галдящая кучка монголов. Подкинули им пару советов, ну и отправились на спуск.

Фото 37. На перевале

Фото 38. Вид с перевала Агутын-Дава
В отличие от раздольной ширины  подъёма спускались по узкой речной долине. Собственно, самой речки ещё не было, она только угадывалась под снегом и льдом, покрывающими собой речное русло.

Фото 39. В верховьях реки ещё подо льдом.
И лишь через несколько километров ниже наш путь стала сопровождать журчащая водная струя. На берегу этого небольшого ручья мы и устроились на скорый обед. Не успели вскрыть и пару банок консервов, как неизвестно откуда появился немолодой чабан на низкорослой монгольской лошадке и устроил нам интервью на смеси жестов и казахских слов. Из его рассказов узнали, что «джипы тут редко, но все-таки проезжают».

Фото 40. Актуальный разговор
Во второй половине дня характер местности не изменился. Долина то сужалась, нависая над журчащим потоком и каменистой колеёй отвесными скалами, то раздвигалась, пугая заболоченными лужайками.

Фото 41. Монгольская идиллия.
Постепенно ручеек, сопровождавший нас почти с самого перевала, впитав в себя многочисленные ручьи, родники и ключи перерос в полноводную реку Булган-Гол.

Фото 42. Степной орел — полноправный член Красной Книги
В очередном расширении горной долины въехали в приграничный поселок Булган, в котором находится погранотряд и где, по идее у нас должны были доскональным образом проверить наличие разрешающих проезд документов. Но, то ли мы не попались строгим службам на глаза, то ли случилось обычное разгильдяйство, каковое  бывает и в России, у этих самых служб, то ли наоборот звонки из Баян-Ульгия произвели должное воздействие, короче, никто нас не останавливал, шлагбаумом дорогу не перекрывал и пропуска предъявить не требовал.

Фото 43. Жители Булгана.
Бензина на заправке не оказалось, солярка пока ещё у нас была в достаточном количестве, так что, подзаправившись в лавках китайским пивом и изучив внимательнейшим образом местное отделение компании «Oriflame», покатился наш караван дальше.

Фото 44. Фирменный салон «Oriflame»
Через 10-15 километров после деревни слабый на колеса «Дискавери» получил очередной пробой. Чтобы совместить ремонт колес с отдыхом остальных членов команды, решили встать на стоянку тут же, на галечном полуострове, протянувшимся метров на 500 вдоль пологого правого берега реки Булган.

Фото 45. В долине реки Булган.
Место оказалось уютным,  комфортным, от пыльной дороги огороженным густыми зарослями акации.
Фото 46. Красивая речная долина.
Под ужин и оздоравливающие напитки за столом потянулся долгий разговор, обмен полученными впечатлениями от первых дней путешествия.

Фото 47. Вечерние посиделки.
Лагерь затих поздно, под убаюкивающий плеск реки и мерное мерцание звезд.
За день преодолели 257 километров горных дорог.
 
                                        
Продолжение читайте здесь.

Все публикации автора на этом сайте:

Путешествие по Памиру и Тянь-Шаню 2009 года.

По Восточной Турции, гостеприимной Грузии и дождливой Армении. ( 2011 год)

Погружение в Гоби или караван дядюшки Бобо. ( 2012 год)

Комментарии (7)

RSS свернуть / развернуть
+
2
+ -
avatar

MVS

  • 19 декабря 2012, 16:53
Автору сего творения полноценные 5 балов. Отчет читается на удивление легко и с интересом. Спасибо.
+
3
+ -
avatar

Oлeg

  • 20 декабря 2012, 07:51
Спасибо, постараюсь продолжить в том же духе.
+
2
+ -
avatar

SemenovEA

  • 20 декабря 2012, 12:50
Отличный отчет! Пять баллов с плюсом! Фотографии очень красивые!
+
2
+ -
avatar

Oлeg

  • 20 декабря 2012, 14:06
Спасибо, подождите хвалить, ещё до пустыни не добрались!
+
1
+ -
avatar

Sergey-CH

  • 21 декабря 2012, 08:59
Красота! Интересно читать и ждать продолжения.
+
0
+ -
avatar

merenga25

  • 26 декабря 2012, 15:23
Восхитительный фотографии! Не реальный фон из горных хребтов окрашенных всеми оттенками синего и лилового.
+
0
+ -
avatar

Oлeg

  • 27 декабря 2012, 17:37
Спасибо! Ребята с фотоаппаратами действительно хорошо потрудились. Выбирать для публикации очень сложно — столько хороших фото!

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.