Погружение в Гоби или караван дядюшки Бобо. Часть 5. / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!


Авторизация

Зарегистрироваться

Войти или Зарегистрироваться        Мобильная версия

Погружение в Гоби или караван дядюшки Бобо. Часть 5.

Что было раньше читайте здесь.

Часть третья. Испытание пустыней.
 
«То, что произошло дальше,
с трудом поддается описанию.
Через пять минут после того,
как были обвязаны головы мулов,
караван окутала кромешная тьма…
Все окутал мрак, ничего не было слышно,
кроме свиста ветра и его глухого рева,
когда он налетал на навесы фургонов»
Майн Рид, «Всадник без головы».
 

12.06.12.  Выспавшись после ночных ремонтов, выехали только в половине десятого утра.

Фото 83. И покатили они дальше.
Воздух быстро прогрелся до 24°С, становилось жарко, окна салонов открылись и качественная монгольская пыль продолжила своё въедливое дело.

Фото 84. Пыль занимает основное место на многих снимках
Временами казалось, что ты сам становишься частью этой субстанции, этого пылевого облака, разве что не распадаешься на мириады пылинок.

Фото 85. При отсутствии ветра пыль быстро заполняет все пространство межгорных котловин
Экспедиционеры в свете наступившего Дня Независимости России готовились к объявленному замполитом похода вечернему театрализованному представлению, репетируя по одному обязательному номеру от каждого экипажа. Тогда мы ещё не подозревали, что своенравная монгольская природа  уже заготовила для нас свой эксклюзивный спектакль, круто замешанный на собственном сценарии.

Фото 86.Чем южнее, тем чаще встречаются облезлые по причине линьки «корабли пустыни»
От центра сомона, поселка Цогт, где мы наполнили топливные баки, карта предлагала два варианта пути. Первый продолжал свое неторопливое движение, выгибаясь дугой по полупустынным степям на границе между хребтами Монгольского Алтая и всхолмленными равнинами Заалтайской Гоби до поселка Шинеджинст, последнему жилому форпосту на пути в центральные области Гоби.

Фото 87. Пестрые горы
Второй соблазнительно тянул на северо-восток, прямо в горы, по диагонали пересекая хребет Гичгенийн-Нуру и, впоследствии, сливался с первым вариантом в том же населенном пункте. Положа руку на сердце, нам уже слегка приелись степные просторы, и мы, в надежде ухватить напоследок ещё один глоток свежего горного воздуха, выбрали второй высотный вариант дороги до «ворот пустыни Гоби».

Фото 88. Горы становятся более округлыми под воздействием мощных пустынных ветров
От Цогта, почти сразу начинается постепенный, в несколько ступеней, пятидесятикилометровый подъём на перевал Дутийн-Даба (2918 м). Несколько раз, поднявшись на перевальный взлет и обойдя венчающий вершину традиционный обо, казалось, что мы уже достигли нужного перевала, но после непродолжительного спуска вновь продолжался подъём до следующего перелома. И так несколько раз. Местами среди серых камней, там, где ранней весной текут потоки растаявшего снега, зеленели азиатские невысокие тополя с блестящими листочками. Одна смотровая площадка интереснее, другая скучнее. Но, вот дорога, наконец, подняв нас  на  три тысячи метров,  среди проплешин снега, раскрывает вид на обе стороны кряжистого хребта.

Фото 89. Последние метры подъёма на перевал Дутийн-Даба (2918 м).

Фото 90. Традиционный обо на вершине перевала
Несмотря на солидную высоту, панорама особым очарованием не привлекла, и караван без остановки покатил спускаться в сторону северной стороны Монгольского Алтая, забирая правее к поселку с каким-то прямо таки китайским названием Чандмань.

Фото 91.Предвыборные агитационные юрты в поселке Чандмань.

Фото 92. Поагитировали и мы.
Дорога пошла настолько ровная, что позволяет гнать до 80 км/час, скрадывая расстояния значительно быстрее, чем все предыдущие дни. Только столбы пыли, поднимаемой колесами, высоко завиваются за автомобилями бойко сдуваемые ветром, гуляющим по межгорной котловине, по которой как по коридору  катимся мы вперед к пустыне Гоби.

Фото 93. Плоская долина
Обогнув крупный массив горы Зен-уул (3452 м) ненадолго останавливаемся на обеденный перекус, обдуваемые тугими, теплыми воздушными струями.

Фото 94. Недалеко от этих выходов красной породы мы пообедали
После Шинеджинста движемся живописным ущельем с невысокими скалами обтекаемой формы, сглаженными постоянно дующими ветрами.

Фото 95. Скальный каньон, выводящий в итоге к Гоби
На выкате из этого импровизированного коридора гордо стоит одинокое дерево – последнее на пути странника, погружающегося в необъятные пустынные просторы Гоби.

Фото 96. «Прощай-дерево». Последнее дерево перед гобийскими просторами
Здесь обязательно останавливаются. Кто просит у духов благоволения на преодоление трудного пути, кто оставляет в трещинах, глубоко прорезавших древесную кору пару сотню денежных знаков – на удачу, кто принимает пару-другую глотков спиртного для укрепления духа, кто просто фотографируется у крепкого ствола.

Фото 97. «До встречи в пустыне!»
Впрочем, справедливости ради надо отметить, что деревья нередко встречаются и дальше, но все какие-то мелкого росточка, либо сухие, причудливых форм. А это особенное, прощальное что ли, символичное.
Отсюда мы официально, так сказать, попадаем на территорию пустыни Гоби.

Фото 98. Таким пейзажем встретила нас пустыня.
Выбравшись из сопок, колея петляет по песчаной равнине меж низкорослых саксауловых зарослей. Местный, так называемый белый (по цвету ствола) саксаул, не имеет листьев. Их роль выполняют молодые зеленые веточки – побеги текущего года. Кстати, именно этими нежными ветвями питаются верблюды, а вовсе не колючками, как принято писать в детских книжках.

Фото 99. Раскидистый саксаул
У отдельных, мощных экземпляров стволы витиевато, немыслимо изгибаясь, стелются, цепляясь за любые неровности почвы, пытаясь противостоять бешеным гобийским ветрам.

Фото 100. Жить захочешь — не так изовьёшься!
Монголы называют это место Цаган элс – белые пески. Нам этот песок не показался каким-то особо светлым, но местным жителям, конечно же, виднее. Оставив позади саксауловую рощу, начинаем подниматься на плато, перед которым сторожевым бастионом высится утес причудливой формы, с уступом похожим на голову какого-то мифического животного.

Фото 101. Под этим утесом мы встали лагерем
Наверху, на плато не видно никакого укрытия, ветер шумит, место абсолютно не перспективное для стоянки. Решили спуститься с плато немного назад, под защиту песчаного обрыва и устроиться более комфортно.

Фото 102. Планы на завтра. На заднем плане слева — то самое безобидное облако, с которого все началось.
Как и положено, в пустыне, речки, ручья или даже колодца рядом нет, но наши водные запасы позволяют спокойно провести не одну ночевку без пополнения емкостей живительной влагой. Если, конечно, не устраивать банно-прачечные процедуры. Ветер крепчает, но солнце светит, погода вполне достойная.

Фото 103. Танцы с палатками
С северо-востока на чистом, синем небе появилось вполне безобидное белое облако, мелькнула крамольная мысль: «Наверное, к дождю!». Проехали за сегодня 394 км. На месте размещения лагеря кипят привычные  хозяйственные хлопоты.  Палатки устанавливаются, правда, по причине усиливающегося ветра приходится натягивать дополнительные растяжки и работать по двое, поскольку хулиганствующий ветер все время пытается вырвать из рук любое полотнище – спальники, коврики, тенты и тому подобные материалы.

фото 104. Кто-то тут уже останавливался
На газовой плите булькает почти готовый борщ, столы расставлены. Механики отвинтили и сняли с «Мицухи» подтекающий радиатор для проведения восстановительных работ. Параллельно они же пытаются разобраться с отломанным кронштейном крепления заднего редуктора у Discovery. Принимается решение сломанный кронштейн  удалить, в надежде, что джип докатится до автосалона с двумя оставшимися. За всеми этими занятиями никто не обратил внимание на то, что вполне безобидное белое облачко вначале заполонило полнеба, потом оно стало серым и темно-серым, а потом…

Фото 105. Внезапно потемнело
А потом произошло все то, что так вкусно описал в своем романе Майн Рид. В считанные секунды стало темно, ветер из сильного переквалифицировался в ураганный и началась форменная песчаная свистопляска. Просто штормовой ветер можно было бы  и пережить, так ведь нет, буря эта подняла в воздух тучи песка и бросала их колючими молниями в лица, в глаза, в волосы, в кабины автомобилей, в не полностью закрепленные палатки, в большой котел с недоваренным борщом, под раскрытый капот «Мицубиси». Песок был везде. Распоясавшаяся стихия переворачивала столы, пыталась сбить людей с ног, срывала и уносила вдаль одежду, очки, пластиковые бутылки с водой, жестяные банки с пивом, шапочки, фуражки, чехлы от фотоаппаратов.  Палатки спасли, просто наехав на них машинами. В одну, ту, которую успели полностью поставить заранее, забилось трое жильцов и уже больше до утра они из палатки не выходили. Только так удалось её уберечь от длительного полета по пустынным пространствам Гоби.

Фото 106. Единственная установленная палатка. Снято уже на рассвете.
 Вой ветра снаружи стоял такой, что общаться можно было только знаками, да и то если был виден собеседник. Первыми опасность гигантской пескоструйки оценили очкарики и фотографы – стекла линз и объективов быстро могли стать матовыми, что, кстати, и произошло с пластиком налобных фонарей. Боковые стекла и никелированные части автомобилей с той стороны, с которой неслась эта песчаная тьма, к утру помутнели. Зато для человеческой кожи вроде как польза – бесплатный пилинг. Все наиболее важные и нужные легкие предметы попрятали по машинам, сами люди после зачистки территории также заняли места в кабинах. Ночевать пришлось сидя в автомобилях. Временами порывы ветра достигали такой силы, что просто невозможно было отойти от автомобиля на пару шагов. Груженые джипы с людьми в кабинах ощутимо качало. Без ручника машина свободно катилась со скоростью второй передачи.
Фотографии бури отсутствуют, все боялись за оптику. Есть запись с видеорегистратора, но я не уверен, что смогу разместить его здесь.
Температура воздуха +38°С. В кабине душно, но стекло не опустишь – заметет песком весь салон. Среди свиста ветра и шуршания песка по лобовому стеклу неожиданно прозвучал вопрос по рации: «А кто знает, сколько может продолжаться подобная буря?», «Да, наверное, пару часов, не больше». Уже потом, в Москве, в тепле и уюте, сидя перед экраном компьютера, я выяснил,  что подобные природные катаклизмы в Монголии могут продолжаться и неделю, и десять дней, и больше. Песчаные вихри иногда долетают до российской территории, Бурятии, Иркутской области и даже до Владивостока. Весной. В период  природной неустойчивости. У нас же на календаре было лето.  Спектакль, задуманный стихией утром, более чем удался! Аплодисменты! Занавес!

Продолжение читайте здесь. Часть 6.

Все публикации автора на этом сайте:

Путешествие по Памиру и Тянь-Шаню 2009 года.

По Восточной Турции, гостеприимной Грузии и дождливой Армении. ( 2011 год)

Погружение в Гоби или караван дядюшки Бобо. ( 2012 год)

Комментарии (4)

RSS свернуть / развернуть
+
1
+ -
avatar

merenga25

  • 27 декабря 2012, 08:49
А что дальше? Очень интригующее повествование.
+
1
+ -
avatar

Oлeg

  • 27 декабря 2012, 09:13
Спасибо! Предновогодние хлопоты мешают размещать рассказ быстрее, но все же постараюсь до праздника все опубликовать.
+
1
+ -
avatar

ElenaV

  • 27 декабря 2012, 12:14
Завидуем Вам белой завистью, тоже любим так путешествовать:
avtovselen.ru/glavnaya/
С наступающим новым годом!!! Пусть он принесет Вам незабываемые путешествия!!!
+
0
+ -
avatar

Oлeg

  • 27 декабря 2012, 18:40
Спасибо за ссылку, в свое время много ездил по Сибири.
С новым годом! Новых и дорог и богатых впечатлений!

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.