Поездка из Украины в Закавказье на авто. Июль-август 2011 года. Часть 3. / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!


Авторизация

Зарегистрироваться

Войти или Зарегистрироваться        Мобильная версия

Поездка из Украины в Закавказье на авто. Июль-август 2011 года. Часть 3.

Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Часть 7 Часть 8 (Заключительная)
Мой прошлогодний трип


Дома у Акопа

Эту главу я хочу начать с рассказа об одном удивительном человеке- Акопе.
Акоп- это мой друг, живущий со своей семьей в Ереване, в частном доме. Описание жизненного путь, и само отношение этого человека к жизни, заслуживает особого внимания и уважения.
Будучи 16 летним юношей, Акоп пошел воевать, добровольцем, в Нагорный Карабах. Был самым молодым солдатом в своем отряде. Получил несколько ранений: в грудную клетку и в коленную чашечку. Пережил клиническую смерть, за которой последовала глубокая переоценка жизни и ее ценностей.
Уже после войны, будучи физически ограниченным в движениях, создал семью, и воспитывает сейчас 2-х детей. Работает на рынке с утра до вечера, порой и ночью. Выращивает овощные культуры. Спит несколько часов в сутки. Смог при этом купить и сделать ремонт в доме, создать комфортные условия для жизни семьи. Очень гостеприимный и отзывчивый человек.
Вот, к моему другу, Акопу, мы сейчас и направляемся.



По пути в Ереван огибаем величественный Арагац- самую высокую гору Армении.
Несмотря на то, что я уже в третий раз проезжаю по этой дороге- гору вижу впервые. В прошлом году был здесь ранним утром и поздним вечером. По этому, так и не удалось насладиться этим захватывающим зрелищем- видом на Арагац. Зато сейчас, смотрю то на дорогу, то, периодически, перевожу взгляд на пики Арагаца. На вершине лежит снег.
Вообще, армяне считают Арарат своей самой главной горой. Она изображена на национальной валюте- драмах. Исторически сложилось так, что сейчас она находится на территории Турции, в нескольких километрах от армяно-турецкой границы.



Арарат хорошо виден из Еревана и Араратской долины. Когда-то, менее 100 лет назад, гора входила в состав Армении, и была расположена на ее территории. Столько событий связано у армян с этим местом…
Огибаем Арагац и постепенно спускаемся в долину. До Еревана остается каких-то пару десятков километров. Дорога стала шире; начали встречаться высокие дома.
Поскольку было утро буднего дня, многие жители столицы спешили на работу. Манера вождения армянских водителей чем-то напоминала грузинскую. Но была более предсказуемой, как по-моему. А порой доходило до комичных ситуаций: все крутые водители едут в левом ряду, а я опережаю их по свободной правой полосе. Так было несколько раз.
Акоп встретил Нас и разместил у себя дома. Пока жена, Асмик, готовила обед, мы вальяжно раскинулись кому и где удобно: на диване, на креслах, на полу.





Пообщавшись, пообедав и приняв душ, договариваемся о наших дальнейших действиях. Ребята планируют пройти трехдневный, горный, маршрут, и вернуться снова к Акопу домой. А затем, на маршрутке, приехать ко мне в Карабах, где я их буду ждать.
К Акопу домой приезжают мои родственники, которые, накануне днем, приехали встретить меня в Ереван, из Карабаха. Я, вместе с Ними, собираюсь ехать в г. Сисиан, который находится недалеко от границы с Карабахом. Там нас, также, ждут родные, с которыми не виделись с прошлого года. А с некоторыми из них я был даже не знаком. Пришло время познакомиться.

По пути в Карабах

Пока решили несколько вопросов до выезда, была уже вторая часть дня. Выезд из Еревана превратился в настоящее трагикомическое приключение. Несколько раз, местные водители, на мой вопрос: «Как выехать из города в сторону Араратской долины?»- показывали рукой в противоположноые направления. Дело дошло до отчаяния. Я не знал, смеяться мне или плакать. Останавливаю машину возле управления таможни, и спрашиваю, у заходящего в здание, мужчины, как мне выехать из города в сторону Степанакерта. Мужчина ответил, что если я подожду Его 5 минут, то Он с радостью покажет мне дорогу, т.к. сам собирается ехать как раз в этом же направлении.
Когда человек зашел в здание, ко мне подошел охранник, и попросил убрать автомобиль. Но не с территории госучреждения, а на охраняемую стоянку, рядом. Я объяснил, что более 5-10 минут здесь не задержусь. Он остался непреклонным, ссылаясь на должностные инструкции.
Пока я заезжал на стоянку, и парковал машину среди Лексусов и Мерседесов, меня уже ждал, возле главного входа, человек, обещавший помочь. Об этом я узнал, как только подошел к месту, на котором стояла моя машина всего несколько минут назад.
Снова бегу за машиной на стоянку, благодарю охранника. Подъезжаю к главному входу. Наш незнакомец сидит в Тойоте, внедорожнике. Ждет нас.
Стрелка тахометра стремительно отклоняется вправо. Манера езды чиновников всегда отличалась высокой скоростью и быстрым маневрированием, по сравнению с другими водителями. Едва успеваю держаться за черным внедорожником. Все больше впитываю ереванский дух и стиль вождения. Представляю ситуацию, когда меня останавливает полиция за превышение скорости или проезд на красный свет, а мой помощник отрывается далеко вперед и теряется в плотном городском потоке. Отгоняю глупые мысли в сторону.
Останавливаемся перед перекрестком. Мне несколько раз, с поправкой на то, что я турист, и нахожусь в малознакомом месте, объясняют, как выехать из города в интересующем меня направлении. Пожимаем друг другу руки, и разъезжаемся с позитивными чувствами: наш доброжелатель с чувством, что оказался нам полезен, а мы, с чувством, что наконец-то двигаемся в верном направлении.
К Сисиану подъехали, когда уже стемнело. Нас встречали на Волге, и провожали до места ночлега в деревне. Дорога в горах была непростой. Участок в 20 км. ехали не менее часа. Мой Саманд передвигался, переваливаясь с колеса на колесо, подпрыгивая вверх и вниз. Несколько раз цеплял днищем машины за камни.
Зато люди, с которыми познакомились этим вечером, и в семье которых оставались на ночь- буквально растворили своим гостеприимством и добрым отношением, нашу усталость.
В высокогорном селе, в конце июля, начале августа, только поспела вишня. Это оказалось приятной неожиданностью. А еще здесь кормили очень вкусным, и потрясающе приготовленным, жареным картофелем.
Скажу несколько слов об армянском сыре. Он очень похож на нашу брынзу по вкусу. Буквально в каждой армянской и карабахской семье, на столе лежал этот сыр. Местные слово «брынза» не используют. Говорят просто- сыр. Спасибо хозяину и хозяйке дома за такую встречу и вкуснейшую пищу.
Пока я знакомился со своими дальними родственниками, ребята, из Еревана, отправились в трехдневный поход на Аждаак. За трое суток было преодолено 75 км. горного маршрута. А так же: купание в горных озерах, знакомство с Езидами (местные племена, населяющие высокогорные районы), проба сыра и молока и сооружение снежной бабы, из лежащего в горах снега…












В то время, как ребята совершали восхождение, мы были готовы двигаться дальше. Через Сисиан, на основную трассу, и дальше- в Степанакерт.
Ехать в Степанакерт было веселее, т.к. теперь было 2 машины: мой Саманд и Волга. В моей машине сидели уже не три человека, как это было до поездки в село, а пять. Спуски и подъемы по каменистой дороге, а так же движение вброд, в некоторых труднопроходимых местах, когда вода касалась кузова автомобиля, заставили включить мое внимание на все 100 процентов.
Впервые в жизни купался в горной «ванне», наполненной теплой минеральной водой.
Незабываемые ощущения.
Подъехав к заправке, недалеко от города Горис, обнаружил приспущенное переднее колесо с водительской стороны. Вопросу проколов посвящена отдельная тема.

Колесная эпопея

О том, как важно иметь исправное запасное колесо, аккуратно передвигаться по горным, каменистым, дорогам, рассказано в этой теме. С другой стороны, как бы аккуратно не передвигался, раз на раз не приходится. Не все зависит от нас, иначе, проколов никогда бы не было. А моя поездка оказалась на них богатой. И есть с чем сравнить. Не смотря на то, что в прошлом году состояние резины было хуже- проблем с ней было меньше. Подобное противоречие разрешается, зная о том, по каким малопроходимым местам (с загруженной машиной), и в каких условиях пришлось поездить. Как можно получить опыт горного вождения в изолированных, инкубаторских условиях, живя на равнинной местности? Да, никак! Цена за опыт- потраченное время и деньги, а так же определенные нервные затраты. В результате имеем колоссальный навык того, как делать надо, и, что не менее важно, как делать не надо.

Прокол номер один. Около 2000 км. от дома, вблизи г. Горис, на выезде из Армении в Карабах. Спущено переднее, левое (водительское) колесо. Поставлена запаска. Принято решение продиагносцировать и починить на шиномонтаже. Сделано. Вердикт: необходима установка камеры, т.к. качественному ремонту резина не подлежит. Причина выхода из строя- 1 см. порез со стороны протектора, предположительно сделанный об острый камень. Соглашаюсь на установку камеры. Предлагают на выбор: б/у в «отличном состоянии», или новая за 20 долларов. Соглашаюсь на б/у, но только в отличном состоянии. Со мной 2 опытных водителя. Смотрим в 3 пары глаз.
Ставят камеру. Балансируют колесо 30 и 70 граммовыми грузами. Такую балансировку еще не видел. Рассчитываемся в треть цены от новой камеры, плюс, деньги за работу. Еду на запаске. Весь Карабах откатываю на ней: полноразмерное колесо, отличающееся от основного рисунком протектора.

Прокол номер два. В ночь, перед выездом из Карабаха в Армению, спускает заднее правое колесо. Случай более классический. Принято решение ставить отремонтированное (с камерой) колесо, а пробитое ремонтировать по пути, или уже в Ереване, вечером следующего дня. Достаю из места для запаски колесо, устанавливаю. Спущенное ложу на место запаски.
Выезжаю ранним утром. Проехал 10 км. до г. Шуши, в гору, затем 10 км. от Шуши по направлению к Еревану. В итоге имеем следующий результат. Время 6.30 утра. На улице еще темно. Спущенное колесо. Малооживленная трасса.
Выгрузили вещи из багажника. Стоим у обочины с мигающей аварийкой. 2 пробитых колеса: основное и запаска.
Возможные решения: а) ехать с колесом обратно в Шуши на попутке, дождаться открытия шиномонтажа, ремонтировать колесо и возвращаться обратно, б) вызывать эвакуатор, ждать его приезда, платить деньги, чтобы везли машину на шиномонтаж, в) останавливать попутки, просить насос для подкачки запаски в надежде, что прокол на безкамерке не такой большой, и спускать будет не так быстро, что позволит добраться до ближайшего города. Принято решение отработать вариант «в».
Нервозность в коллективе возрастает. Стоим, с другом, вдоль дороги, останавливаем одну за другой машины. Что самое интересное и необычное, для украинского глаза- останавливаются. Это Вам не «моя хата з краю» (перевод: мой дом на окраине, или- а нам все равно). Из более чем 20 остановленных машин ни у кого не нашлось насоса. Что поразило, это сопереживание местного населения и желание помочь. Свидетельством этого служит тот факт, что из 20-30 проезжающих мимо машин, не остановились всего 2 или 3. Это не более 10 процентов. Не знаю, как Вам, но лично мне это говорит, по крайней мере, о не безразличии.
Приходит на память один занимательный эпизод, когда из-за очередного поворота выезжает на большой скорости черная иномарка люксового класса. А тут мы, стоим, машем руками, вдоль дороги. Резкое торможение, и задний ход. Затем, из-за поворота высовывается капот этой машины, секунды раздумий… Резкое ускорение, и мимо нас проносится этот внедорожник на огромной скорости. Тут мы и покатились от смеха. Деньги вез этот парень, или подумал, что здесь организована засада на него. Останутся теперь лишь домыслы, что именно испугало этого автомобилиста. У страха глаза велики- говорят люди. Вот и пример этому.
Что еще интересно, останавливались иномарки. Останавливались машины с молодыми мамами, на руках у которых лежали грудные дети. Останавливались грузовые ГАЗельки. Останавливались водители, находящиеся одни в машине. Для всех Их мы были просто незнакомыми людьми, на темной горной дороге- не лишний раз будет напомнить об этом.
Спустя 1,5-2 часа нам повезло. Остановилась машина отечественного производства. Офицер запаса- первый, у кого нашелся насос. Мучительное упражнение для мышц ног и ягодиц. Очень медленно, но уверенно, меняя ноги, и сменяя друг друга, доводим давление в колесе до 1,5 атмосфер. Похоже, что покрышка держит. Вся надежда на шиномонтаж, по пути следования. Благодарим офицера и едем дальше.

Ремонт на шиномонтаже в г. Горис.
Заехал на шиномонтаж. Другой, не тот, на котором был в прошлый раз, по пути в Карабах. Извлекли из запаски пробитое колесо, разбортировали, достали камеру. Смотрим, и удивляемся: как на свете еще не перевелись такие наивные люди, как мы… Совместными усилиями насчитали 8 (восемь!!!) латок на этой камере. А она ведь могла не просто спустить, а стрельнуть где-то в повороте. И потом домой попали бы не на легковой, а на спецмашине. И ни приехали бы, а привезли. Причем, вперед ногами… Не буду о грустном.




Анализирую ситуацию, понимаю, что нас «нагрели» дважды: первый раз, когда сказали, что резина ремонту не подлежит (может у них и не подлежит, т.к. не хватает навыков или оборудования), второй- когда впихнули убитую камеры. Идти и ругаться с барыгами на том шиномонтаже, где была куплена и установлена камера, не стал. Старую собаку новым трюкам не научить. Тем более еще и без ее согласия. Не хотел тратить, и без того бесценное, время.
События на этом шиномонтаже разворачивались куда более интересно. Похоже, что, увидев в таком состоянии камеру, проданную нам их коллегами, у этих работяг тоже сработал инстинкт наживы. То ли по внушаемому недоверию или неопытности, то ли по злому умыслу, нам начинают рассказывать, что корд на покрышке пожеван и ремонту не подлежит. Я не нахожу никаких видимых признаков этому. Нам предлагают колесо похожих характеристик. Смотрим- полный хлам. Цена вопроса 20 000 драм, вместе с балансировкой и работой. Это около 55 долларов. За такую цену можно купить у нас новую резину.
Мой друг настаивает на том, что колесо нормальное, и нас просто и банально «разводят». Понимаю, что испытываю похожее ощущение. Прошу работника автостанции делать в точности все, что ему скажут, тем более «клиент платит».
Бортируй обратно!!! Бортирует. Накачивай!!! Накачивает. Держит?!!! Держит… Шишек по бокам нет?! Металл из корда не вылазит? Даже износ ни на внутренней, ни на внешней стороне не заметен. Дальше говорю, чтобы искал дырку и чинил. Нашел и починил. Прошу озвучить цену. Плачу 3000 драм, а это около 8,5 доллара. На этом наше общение закончилось.
Снова анализируем ситуацию. Мой друг говорит мне: «Смотри, как хитро, сначала продали бы нам, иностранцам, убитую резину по цене новой, а потом еще отремонтировали и продали нашу, оставленную по всем законам жанра, резину таким же иностранцам, как мы, за похожую цену. Номер не прошел. Природная смекалка, плюс более богатый автомобильный опыт моего друга, не подвели.
Отремонтированное колесо положили в запаску. Решили больше не связываться с местными предпринимателями. Просим довести давление в спускающем колесе до значения 2,5 атмосфер.
Едем дальше на спускающем колесе. На одном из перевалов, в пункте отдыха, просим у местного водителя помощи, и подкачиваем колесо снова до 2 атмосфер.
Отремонтированная запаска лежит и ждет подходящего случая для замены. На спускающем колесе доехали до г. Джермук. А это не менее 200 км. от места первой подкачки. Нашли шиномонтаж. Молодой и улыбающийся парень хорошо понимает по-русски, но совсем не разговаривает.
Чиним основное колесо. Находим на нем 2 прокола. Как и где так угораздило меня- не пойму. Да, горные дороги, каменистые дороги…

Прокол номер три. Через несколько дней, уже в Грузии, перед грузинско-российской границей, снова спускает переднее, водительское, колесо. А это, как раз, та запаска, которая была установлена еще в Горисе, по пути в Карабах, и с которой у меня никогда не было никаких проблем. Меняем на отремонтированное колесо, лежащее в отделении для запаски. Спущенное колесо кладем на его место. Ночью, перед Минеральными Водами, разыгрывается настоящая драма.

Прокол номер четыре. Стук в районе правого, водительского колеса, отремонтированного в г. Джермук. Останавливаю машину возле отбойника, в 500 метрах от въезда в город. Отчаиваться долго не пришлось- хотелось поскорее домой. Иду с другом по направлению к городу. Подходим к посту ГИБДД, просим о помощи. Все, что для нас могут сделать- это посадить с пробитым колесом в проезжающую мимо машину, чтобы нас по пути подвезли к ближайшей автомастерской. Мы на больше и не рассчитывали. С правоохранителями договорились, что возьмем запаску, и подойдем к Ним сюда. Только я успел вернуться к своему авто, вижу, как останавливается машина с проблесковыми маячками. Оказывается, нам решили пойти еще больше на встречу, и обеспечить безопасность при замене колеса. И правда, движение не шуточное. Если крутить водительское колесо, и сидеть при этом на оживленной трассе- можно незаметно оказаться под колесом, какой-нибудь, проезжающей мимо, фуры.
Решено чинить запаску на сервисе в городе, ставить ее на машину, и ехать, туда-же, для починки основного колеса. Через пару минут нас подсаживают в проезжающий мимо грузовичок. Пока ехали, водитель сочувствующе поглядывал в нашу сторону и поддерживал разговор. Поскольку все это время колесо носил на плече, моя спортивная рубашка все больше стала напоминать на ветош, для очистки колесной грязи. Чем-то смахиваю на бездомного.
Круглосуточный шиномонтаж находим в 4 км. от места поломки. Денег только на бензин обратно, плюс небольшой запас. Молодой парень по имени Сергей без особых слов и объяснений с нашей стороны, проникает в наше положение. Его отношение к делу, зная, что много заплатить за работу мы не сможем, заслуживает самой высокой оценки, симпатии и нашей самой глубокой благодарности и уважения. Я пишу эти строки, и испытываю настоящую гордость оттого, что судьба нас познакомила с таким человеком.
Деньги Он с нас так и не взял. Ни копейки. А то, как был проведен ремонт двух колес, не оставляло никаких сомнений, что мы беспрепятственно вернемся в Харьков. Что, в последствии, и произошло.
Продолжаю рассказ дальше. После ремонта запаски ловим такси и возвращаемся к нашей машине. С дорожной службой была такая договоренность, что менять колесо будем исключительно в их присутствии, чтобы наше авто никто сзади не протаранил ночью, или, не дай Бог, не закатали в асфальт нас самих.
Так и сделали. Замена колеса осуществлялась в стиле лучших раллийных показателей. Как по скорости, так и по времени. Работникам автоинспекции была пожата рука, и сказаны слова благодарности.
Отъезжая, мигал им аварийкой и сигналил клаксоном.
Вспомнил самый страшный случай из моей практики общения с путешественниками, рассказанный одним армянином, возвращающимся из Еревана в Донецк, на старенькой иномарке в 2010 году, и оставивший, как раз под Минеральными Водами, рекордную взятку в 600 американских долларов, за «просто так». Интересно, что когда я общался с этим человеком до поездки, возникло ощущение, что у него очень конфликтный характер и вызывающий стиль общения. А уже после возвращения, что с Него правоохранители еще и мало взяли- более отталкивающую личность я давно не встречал. Возможно, все в этом мире справедливо и закономерно. Как думаете?

Продолжение здесь

Комментарии (2)

RSS свернуть / развернуть
+
1
+ -
avatar

neobrother

  • 14 апреля 2012, 14:15
Дааа, иногда кажется что у каждого должно быть приключение с проколом, чтобы начать понимать важность колесной подготовки. Только неисчерпаемый авантюризм заставляет нас ехать на горные дороги (или хотя бы даже на трассу Москва-Питер после зимы) на авто для них не предназначенные. Для тех, у кого есть возможность потратить на резину несколько больше денег, могу порекомендовать ставить покрышки с технологией runflat (или подобной — зависит от производителя), с проколами и рваными ранами сможете ехать на жесткой боковине быстро и долго. Производитель заявляет, что не менее 80км со скоростью до 80км\ч, я ехал километров 300 со скоростью до 60 и еще бы ехал, да до дому хватило, а там и до качественного монтажа. Есть, правда, один минус — их потом тяжелее чинить, и вне столиц, возможно, никто не возьмется. Еще хороший совет — в опасные места не нужно ездить на колесах большого радиуса (даже для трассы москва-питер R18 это уже неподъемная работа), все местные шиномонтажи (если нет очень большого города) просто не смогут с ними работать. Ну а электрический компрессор нужно приобретать вообще вместе с огнетушителем и аптечкой, вещь необходимая… Кстати, на современных шиномонтажах чинят практически любые повреждения дисков и шин, поэтому поврежденные запчасти местечковым мастерам не оставлять. Очень порадовала минводская часть рассказа, спасибо, рад что земляки помогли — я родился и вырос в Мин.Водах ))
+
0
+ -
avatar

Pentagon

  • 15 сентября 2012, 18:50
Читаю про проколы, и понимаю, как легко можно «вляпаться» в проблемы. Особенно учитывая рельеф местности и дорог в Закавказье.
Меня судьба уберегла от таких «шинных» сюрпризов за 7000км поездки на Кавказ.

Впрочем, были другие визиты на СТО — ударил АКПП в Казбеги, повредил защиты двигателя и раздатки по дороге в Омало, потекло масло из раздатки в Армении — но, где чудом, где благодаря помощи местных спецов, а где просто везение — всё закончилось нормально.

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.