Поездка из Украины в Закавказье на авто. Июль-август 2011 года. Часть 7. / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!


Авторизация

Зарегистрироваться

Войти или Зарегистрироваться        Мобильная версия

Поездка из Украины в Закавказье на авто. Июль-август 2011 года. Часть 7.

Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Часть 7 Часть 8 (Заключительная)
Мой прошлогодний трип



Грузия.

Всех ценителей и почитателей традиций и культуры этой прекрасной страны, Грузии, прошу меня простить за то, что пишу о ней так мало. Еще раз хочу напомнить, что моя основная цель- это повидаться с близкими людьми в Карабахе, и погостить у Них. А все путешествия являются второстепенными, но, вместе с тем, не менее желанными.
На Грузию в это раз отводилось не менее 2-3 дней. Хотелось увидеть скальный храмовый комплекс Давид Гареджи, знаменитую Алазанскую долину, курорты Боржоми, Бакуриани и много что еще. А фактически, имеем такой же маршрут, как и по пути в Армению, только с более детальным осмотром Тбилиси и полноценной ночевкой в Мцхете.
Хочу сказать, что в этом году прохождение армянской таможни воспринималось как-то спокойнее, чем в прошлом. Думаю, это произошло потому, что уже не являлись неожиданностью незапланированные расходы на пошлины и страховку. А вот грузинская сторона удивила. Девушка, которая вводила данные из наших загранпаспортов и техпаспорта в компьютер, проявляла крайнюю степень расхлябанности и невнимательности. Прошло минут 10 после того, как Она забрала наши документы, а результата все не было. Только потом нас попросили сказать, где и чей загранпаспорт. Посмотреть на фотографию в документах просто никто не додумался. Когда закончилось это мучение, в первую очередь для работников таможни, нам разрешили ехать дальше.



Тбилиси

Тбилиси, как обычно, встречал нас своим шумом клаксонов, безобразным и совершенно алогичным стилем вождения, и тесным потоком. Стоит упомянуть, что все водители, которых я видел за рулем авто, были пристегнуты. И, при совершенно безумном количестве машин, на улицах города, не было пробок. Было удивительно наблюдать, как вся эта масса несется вперед. Участвовать во всем этом- еще удивительней. Аварий за все время замечено не было, а вот поцарапанные бамперы- это в порядке вещей.





Не знаю, сколько попыток, в средневековье, было предпринято, чтобы взять штурмом крепость Нарикала, но нам эта высота оказалась не по зубам. Остановившись на полпути в узкой улочке, мощенной булыжниками, медленно скатываемся обратно вниз, с крутого подъема. Осторожное маневрирование на загруженной машине, делает это зрелище привлекательным, для проходящих мимо туристов. С левого бока моего авто, проносится полицейский полноприводный внедорожник, с интервалом, не превышающим 10 сантиметров.
Поскольку грузинских денег, лари и тетри, у нас не было,- прошел час, прежде, чем удалось найти место, где можно было оставить автомобиль, в центре Тбилиси. Забравшись на тротуар, и, на половину, преградив путь пешеходам одой из центральных улиц, следуя общему стилю, наблюдаемому вокруг, задачу считаю выполненной: припарковался.
Дальше, в пункте обмена валют, обзаводимся грузинской валютой, и, окружив небольшой ларек, торгующий местными деликатесами, принимаемся заполнять голодные желудки.

Крепость Нарикала

Вторая попытка штурма крепости Нарикала была пешей и имела успех. Задавая вопрос молодежи, сможем ли мы, следуя по этой улице, выйти к крепости, получаем… нет, не в нос, а ответ, что, мол, «не понимаем по-русски». По-украински уточнять не стали. А лишь в очередной раз вспомнили слова Саакашвили, что после событий 2008 года, в Южной Осетии, количество студентов, выбирающих, в начале учебного года, русский язык для изучения, сократилось с 50 процентов, до 10. И здесь политика. Или нет, это уже реалии жизни!!!




Крепость Нарикала является душой города. Упоминания о ней возвращают нас к истории 7 века. Расположенная на горе Мтацминда, с нее открывается прекрасный вид на город. Даже крупномасштабные работы по реконструкции не могут испортить общее впечатление. Отсюда виден и старый Тбилиси, и Серные бани, в которые мы так и не попали, и Президентский дворец, и телевышка, и главный кафедральный собор грузинской православной церкви Самеба, и храм Метехи, и Стеклянный мост через Куру, и нависающие над берегом дома, так и норовящие свалиться в реку, и парк, и много что еще.




А вообще, столицу можно назвать городом контрастов. Старинные здания, церкви и парки, разбитые плитки и обрисованные стены подземных переходов, ретро автомобили, стоящие и догнивающие, кажется, уже пол века, в центре города, обвалившиеся части домов, современные госучреждения, головокружительная иллюминация ночного города- все это переплетено и тесно связано с одним названием- Тбилиси.





Дальше, осматриваем церковь, находящуюся в крепости Нарикала, и отправляемся на холм святого Ильи, к главному кафедральному собору Грузии- Самеба. Неспешная прогулка занимает около 40 минут. По пути хочется то пить, то есть, то спать. Мысль о том, что близится день отъезда домой, отрезвляет, и заставляет собрать волю в кулак и сконцентрироваться в настоящем моменте.

Собор Самеба

Собор Самеба является одним из самых высоких церковных сооружений во всем мире. Высота его главного купола, вместе с крестом, превышает 100 метров. Здание построено сравнительно недавно, в 2004 году. На территории расположен небольшой питомник с птицами, которых подкармливают туристы.









Парк и Стеклянный мост

После осмотра собора направляемся к парку и Стеклянному мосту, через Куру. Для того, чтобы добраться туда, необходимо перейти одну из центральных улиц города, проходящую по левому берегу реки. Задача эта оказалась, как минимум, не из легких. Никаких подземных или пешеходных переходов по близости обнаружено не было. По этому, воспользовавшись наглостью и неплохой реакцией, переходим оживленную дорогу в неположенном месте. Выходим прямо к спуску на набережную, где находится парк. Плюющий, и бросающий в газон окурок, охранник полностью дискредитирует себя в наших глазах, как представитель хваленой грузинской полиции. Его место, в лучшем случае, на заводе, а не в общественном месте, где гуляют женщины и дети. Больше удивляет то, что это первый случай, когда вижу правоохранителя с таким поведением, здесь. Ну, как говорит восточная мудрость: даже в хорошей семье не исключено появление обезьяны. Поскольку обезьяну, в современной полицейской форме, мы уже видели, продолжаем наш путь дальше.



Знаменитый Стеклянный мост был построен сравнительно недавно, и является одной из достопримечательностей столицы. Пешеходное сооружение, выполненное из металла и стекла, переливается огнями в вечернее и ночное время, создавая неповторимые волновые эффекты движения.

Мцхета 1

Когда мы вернулись к машине, уже темнело. Поскольку оставаться на ночь в Тбилиси не рассчитывали, решили ехать дальше, в Мцхету. Город, являющийся древней столицей государства, расположен возле слияния рек Белая Арагви и Кура.
Скоростная дорога позволила быстро добраться до города, но вот понять, где его центр, и все интересующие нас достопримечательности, с первого раза, так и не получилось. Мы выехали на Военно-Грузинскую дорогу, переехав через Куру. Осмотр города оставили на утро, тем более, что находились рядом с ним, и разобраться куда ехать- вопрос технический. А поскольку в 10 метрах от нас был расположен указатель, показывающий направление движения к монастырю Джвари, посещение которого также было включено в нашу программу, решили ехать туда.

Джвари

Монастырь расположен на горе. Это одно из самых древних церковных сооружений в Грузии. Дата основания- 6 век. Здесь, по преданию, воздвигла крест святая Нина. Отсюда открывается прекрасный вид на Военно-Грузинскую дорогу, а так же- место слияния Арагви и Куры. Поскольку время было позднее, двери здания самого храма были закрыты. Это не мешало туристам ходить по его территории и любоваться красотой вокруг.





Уже совсем стемнело, когда мы вернулись к машине. Что делать: искать ночлег где-то здесь или спускаться к трассе и ставить палатку там- вопрос, конечно, хороший. Через пару километров от монастыря, по пути к трассе, находим поворот к каким-то корпусам. Как потом оказалось, здесь живут монахи. Наш вид не внушил им доверия, и просьбы пустить переночевать туристов из братской Украины, закончились неудачей. Как и попытки получить разрешение поставить палатку, на их территории, до утра. Финальным аккордом нашего знакомства с монахами, прозвучала история о волке-людоеде, которого недавно застрелили солдаты, находящиеся в расположенной неподалеку воинской части. История прозвучала убедительно и не вызывала никаких возражений. С мечтой о койке, и горячем ужине, пришлось распрощаться. Спускаемся к Военно-Грузинской дороге и находим место для палатки. Процесс ее сборки и установки, а так же наша подготовка ко сну, занимает не более 15 минут. Все это происходит при свете фар.
Я лег спать, как всегда, в машине. Уже через несколько минут после того, как были выключены фары, шум трассы стал отдаляться. Перед глазами поплыли отрывки уходящего дня. Были в нем и свежий армянский хлеб, и длительные походы по городу, и клубы утреннего тумана, и нежные воды Севана, и высокие купола церквей, и таможня с таможенниками… Все стремительно меняется. Особенно в таких поездках, как эта. Словно проживаешь несколько жизней за пару недель. И только черное ночное небо, к которому становишься всегда ближе, находясь в горах, кажется, остается неизменным.

Мцхета 2

Когда лучи солнца рассеяли ночную темноту, а шум со стороны трассы начал усиливаться, пришло время собирать вещи и отправляться в путь.
Как была вторая попытка взятия крепости Нарикала, вчера днем, так, в нашей истории, существует и вторая попытка взятия Мцхеты, сегодня утром. Завоеватели мы доброжелательные и мирные.
Первым делом осмотрели историческую часть города и центр. Фасады и крыши домов выполнены в едином стиле, из красного кирпича и глиняной черепицы. Отреставрирована большая часть города и ведутся работы по реконструкции главной церкви. Если верить словам местных жителей, то деньги, на материал и работу, выделены из госбюджета. Это сделано для усиления туристической привлекательности города. Других причин не знаю.






Поход к Арагви и Куре не вызвал абсолютно никаких положительных эмоций. Кроме зловония и мутной воды совершенно нечего смотреть. Для того, чтобы увиденное нами место, соответствовало всем красивым легендам и описаниям, и ассоциировалось с чем-то хорошим, городским властям нужно что-то изменить здесь. Однозначно. Возможно, почистить русла, или поменьше загаживать реки, вверху, по течению. А для всех тех, кто не желает испортить свое первое впечатление, рекомендуем смотреть на слияние рек с горы, от монастыря Джвари.

Собор Светицховели, монастыри Самтавро и Шио-Мгвиме

Осмотр собора Светицховели был начат в 9 часов, с момента его открытия. Свечи, в церковной лавке, так купить и не удалось. Она была просто зарыта. По территории гулял священник, с неким лукавством прихрустывая ботинками саранчу, ползущую и летящую с полей, прямо в храм.



Зайдя в храм, попадаем в какую-то необыкновенную атмосферу. Женщина-служитель сказала, что сегодня праздник, посвященный какому-то святому. Перед иконой этого святого читал молитву священник. Саранча своими лапами топтала святое место даже здесь, внутри храма.




Дальше, по плану, было посещение монастырей. В Самтавро находится церковь и женский монастырь. Здесь становится понятно, что все, к чему прикасается женская рука, пронизано любовью и теплотой. Во дворе, вдоль аллей, растут цветы, все необыкновенно чисто и ухоженно. В мужских монастырях всегда присутствует простота и аскетизм, совершенно другие виды энергии.
Чтобы убедиться в этом, побывали в Шио-Мгвиме. Монастырь расположен в 12 километрах от Мцхеты, в горах. На вопрос, адресованный таксистам, есть ли туда дорога, следовал ответ, что да, есть. Какой вопрос- такой и ответ. Корректным нужно считать такой вопрос: «Какого качества дорога ведет к монастырю?». Но, поскольку, умными становятся далеко не сразу, последствия своей неграмотности приходится проживать буквально всеми клетками тела. Вскоре выяснилось, что к монастырю ведет всего одна дорога, и та- просто в ужасном состоянии. Через 3 километра резко заканчивается асфальт. Спуски и подъемы становятся круче, камни на «дороге»- больше, а размытая ливнями канава, по центру,- глубже.



В трех километрах от монастыря встречаем хитрого монаха, который обещает показать дорогу, и просит о помощи. Хочет, чтобы мы подвезли Его. Что делать- подвозим. Теперь, в и так загруженную машину, садится пятый человек. В гору ползем на пределе возможностей. Хорошо, что усвоен карабахский горный опыт, в сочетании с инструкцией по технике безопасного вождения, переданной в устной форме одним из близких мне автомобилистов.
Дедушка-монах отвечал на все наши вопросы, но чувствовалась какая-то напряженность в общении. Не скажи мне, что это монах, по общению можно подумать, что этот человек скрывается от правосудия, что-то замышляет, либо имеет криминальное прошлое. Он рассказывал нам о том, что еще 12 лет назад жил в центральной России. Тогда, почему нам советовал ехать обратно по более близкой дороге, через Абхазию? О том, что 20 лет назад там шла война, и нет никакого открытого сухопутного сообщения с Грузией, мог не знать, скажем, бывший житель Чукотки, или Ханты-мансийская. А когда сказал, что «может и через Цхинвал можно проехать», стало совершенно ясно, что лучше никаких советов не спрашивать, или, по крайней мере, не воспринимать их всерьез. О события конца лета 2008 года мог не знать только очень далекий или безразличный к судьбе страны человек. Ведь в любой воюющей стране количество туристов всегда стремится к нулю, а все коммуникации между воюющими сторонами прерываются.
Расстояние в 12 километров преодолеваем минут за 40. Даю себе слово, что если и поеду сюда когда-нибудь снова, то только на арендованном внедорожнике.
Приехав к монастырю, наш попутчик сделал вид, что нас не знает, и никогда не видел. Его мерная походка и затылок говорили о том, что подвезти доброго человека дело, в этих местах, не требующее слов благодарности.
Двое, из четырех, в нашей компании, явились в монастырь с «чужим уставом». Я- один из них. На наших ногах были надеты шорты. Одежда совсем не для посещения церковных мест, тем более- монастырей. Ну, что взять с туристов… Вместе с тем, в главный храм, на службу, нас не пустили. Пришлось довольствоваться осмотром внешней стороны храма и территории. Было слышно, как красиво поют монахи.




Перед выездом из Мцхеты, на оставшиеся деньги, были куплены продукты в дорогу. Впервые в жизни ел мациони- кисломолочный грузинский продукт. Интересно было наблюдать за девушкой-консультантом, которая пыталась объяснить, на языке мимики и жестов, что это за продукт такой. Русский язык Она не знала. Но любопытство взяло надо мной верх, и, спустя несколько минут, пол-литровая банка с кисляком была подчистую вылизана. Свежий хлеб был тому свидетелем.

Жинвальское водохранилище

Уже становилось негласной традиций, все самые жаркие дни проводить в дороге, зато, приехав к водоему, постоянно думать о тепле. Этот раз не был исключением. Кто-то просто взял, и выключил солнце, нагнав на небо облака. А Жинвальское водохранилище стало местом нашего последнего купания. Нет, не то, чтобы с нами что-то случилось, не буду драматизировать. Последним оно было здесь, в Грузии, в этом году и в этой поездке.
Почему-то, на поверхности воды, то и дело появлялись пузыри, судя по всему, поднимающиеся со дна озера. Словно работал компрессор. Таких мест было множество. Возможно, это «дышала земля»? Ну, а если это какая-нибудь гигантская рыба-сом, терпеливо поджидающая свою жертву. Не зря же здесь никто не плавал. Ну, и пусть подавится! Снимаем одежду, оставляя только плавки, и залазим в воду.
Похоже, что единственными рыбами-сомами были мы. Вода была мягкой, купание- освежающим. Набравшись сил, движемся дальше.



Крепость Ананури

Расположенная возле Военно-Грузинской дороги, несомненно, является одной из ее достопримечательностей. В древние времена могла служить как пунктом обороны, так и огневой точкой, для прикрытия отступления, и задержания основных сил противника. Узкое Дарьяльское ущелье, в этом плане, было бесценным, обладающим незаменимым тактическим преимуществом, местом, ограничивающим ширину линии фронта.
Внутри крепости находится церковь. Присоединившись к группе туристов, слушаем экскурсию на китайском языке. Девушка-гид рассказывает, наверное, что-то очень интересное, если принять во внимание тот факт, с какой подачей и энтузиазмом Она это делает. Китайцы равномерно распределились по всей площади храма, внутри, и, казалось, совершенно не слушая гида, фотографировали любую «мелочь». У каждого китайца был один, два, а то и три фотоаппарата. Вот уж технологичный народ. И уже- впереди планеты всей. А ведь мы, если разобраться, находимся только в начале века стремительного развития научно-технического прогресса. Что же дальше?

Дорога домой

Как бы ни манили дальние страны, а обратная дорога всегда приятна. Едешь себе, если спешить некуда, наслаждаешься жизнью. Вокруг горы, реки, ручьи, с чистой водой. Так бы и остался здесь жить. Но привязанность к коптящим небо трубам, и постоянной погоней за наживой, побеждает, в этой неравной схватке. Эмоции в сторону. Мы едем домой!!!
Когда подъезжали к смотровой площадке, выполненной в стиле Дружбы Народов Мира, мой друг, Виталик, воскликнул в изумлении: «Смотри, украинец!!! У него на велосипеде украинский флаг изображен». Останавливаю машину. Знакомимся. Оказывается, этот мужчина, уже не юных лет, путешествует на велосипеде, с рамой от УКРАИНЫ. И путь его начат из Черкасс. И проехал уже пару тысяч километров от дома. В Его планах было посещение Грузии и Армении. Мы в шоке! Обступили этого героя со всех сторон, и нашим вопросам не было ни начала, ни конца. В недорогой базарной ветровке, с самошитым чехлом для фотоаппарата, и перевязанным веревкой объективом, с клетчатой сумкой на багажнике- этот человек был нашим героем сегодняшнего дня. А впрочем, и предыдущих дней тоже. Есть же богатыри в наше время!!!





Мне вспомнились мои бесконечные поездки по крымским серпантинам, с утра до вечера, по 120-140 километров в день. С азартом в душе и огнем в глазах, крутил я педали своего Скотта. И было все это каких-то лет 5 назад.
Перед грузино-российской границей, на участке Гудаури- Степанцминда, пошел дождь, постепенно переходящий в ливень с градом. Видимость сократилась, а, и без того неровная грунтовка, стала еще и мокрой. Побежали ручьи, разрезая дорогу на части. С гор срывались водопады. В туннелях прятались осторожные автопутешественники. Ощущение надвигающегося апокалипсиса все усиливалось.
Ну, а наш конь, несмотря ни на что, шел, а где и полз, в перевалку, вперед. Стеклоочистители судорожно метались вправо-влево, капли дождя и куски льда выстукивали свою нехитрую чечетку, по крыше автомобиля, а в салоне играла армянская музыка.






Грузия мне очень понравилась. Здесь очень богатая культура и гостеприимные люди. Общаясь с автопутешественниками, которые ездили в несколько раз больше, чем я, по этой замечательной стране, и были здесь дольше, становится ясно, что нет никакого шанса не полюбить ее, такому вот парню, как я. Надеюсь, в ближайшем будущем, у меня будет возможность побывать здесь еще, и сказать много теплых, и даже горячих, слов. А так же, подкрепить их разнообразным фотоматериалом.

Границы.

Перед грузино-российской границей стояла общая очередь из фур и легковых автомобилей. Дело казалось безнадежным. И снова я ошибся- это был самый быстрый переход пропускного пункта, за два года моих поездок.
Впервые не провели сканирования машины, а женщина-таможенник сама заполнила форму временного ввоза ТС. Власти начала подготовку к Сочи 2014? Рановато еще.
На въезде в Чми проверили документы, и отпустили без взятки. В следующий раз общались с правоохранителями уже на российско-украинской таможне.
И вот, за границей- Украина. Уткнувшись в очередь из 35 машин, подумал, что застряли надолго. Но и здесь я ошибся. Два часа для такой очереди, с поправкой на российское законодательство для украинцев, в пределах нормы, как по-моему. Интересно, наверное, наших братьев-россиян, так же мучают украинские пограничники?
Думаю, главная причина, почему так, сравнительно быстро, двигалась очередь, была связана с тем, что практически все автомобили были с российской регистрацией. А процедура выезда с родной страны заметна упрощена. Здесь нет никакой бумажной волокиты, деклараций, миграционных карт и т.д., просто вещевой и паспортный контроль. Все.

Украина

Здравствуй, Родина!!! Признаться, я соскучился по твоим широким полям, черной, как уголь, землей, и голубым небом. Я не замечаю твоих разбитых дорог, хотя есть с чем сравнивать, поверь мне. Я не вижу Твоих опухших лиц, сидящих в кустах, в полицейской форме. Или все это не Ты? Или- не только Ты все это? Я Тебе радуюсь, я люблю Тебя.
Трасса свободна. Набираю скорость. Так хочется поскорее попасть домой. Не на небеса, а в Харьков. За окном свистит ветер, «перекрикивая» музыку в салоне.
И ехали мы быстро, и приехали засветло. Друзья-знакомые были доставлены к подъездам домов, или отправлены в родные города.
Так и закончилась моя очередная поездка. На следующий год уже вызревают планы. И хочется верить, что это, дай Бог, не последнее мое путешествие. Есть желание увидеть что-то новое, для наблюдения и изучения. Даже, по пути к родным и близким.
В последней части я собрал и систематизировал всю техническую информацию, которая должна быть полезна автопутешественникам. Там будет и над чем посмеяться, как я надеюсь, и о чем задуматься, и что записать или запомнить для тех, кто собирается впервые в путь.

Продолжение здесь

Комментарии (2)

RSS свернуть / развернуть
+
1
+ -
avatar

RmH

  • 5 сентября 2011, 15:06
Отличный отчет!!! Интересный, информативный, впечатляющий!!!
+
1
+ -
avatar

RomanYalovega

  • 5 сентября 2011, 16:19
Спасибо Вам за теплые слова:)

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.