Поездка из Харькова к Черноморскому побережью России. Лето-осень 2009 г. / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!


Авторизация

Зарегистрироваться

Войти или Зарегистрироваться        Мобильная версия

Поездка из Харькова к Черноморскому побережью России. Лето-осень 2009 г.

ЧАСТЬ 1 ЧАСТЬ 2

Харьков- Криница.


В этом селе, недалеко от Харькова, я живу с 2009 года. Отсюда начинаются все мои путешествия.

Мечтаю.
Морозным февральским вечером 2011 года, сижу в своем загородном доме, в живописнейшем месте Харьковской области, и на ум приходят мысли о лете, солнечных днях, голубом небе с пушистыми, летящими вдаль, облаками и запахе свежескошенной травы…
Да, особенно в конце зимы, так хочется больше тепла. Мысли все чаще устремляются вперед, когда можно будет снова вдохновить друзей на поездку, собрать вещи, и поехать в очередное путешествие. В открытое окно машины будет задувать теплый, летний ветер, а дорога манить новыми испытаниями, увлекая своей непредсказуемостью и сюрпризами. Подобные мысли приносят ощущение легкости, покоя и радости. Чувствую себя лет на 20 моложе, словно возвращаясь в беззаботное детство.
Вот так все и должно начинаться- думаю я. Такой и должна быть мечта в своем чистом и прекрасном виде. Легкость и покой это то, что нужно.
А сейчас оставляю все мечты и планы в стороне. Пусть вызревают, всему свое время. Поговорим…

О мотивах: зачем я все это пишу.
Так или иначе, продолжая летнюю тему, хочется вспомнить о своей поездке, вот уже 1,5 летней давности из Украины в Россию на машине, вдоль Черноморского побережья, с остановкой во всех живописных местах, которые встречались на пути.
За прошедшее время большинство названий и мелкие детали стерлись из памяти. Остались события, носившие ярко выраженный, особенно эмоциональный, характер. Все, о чем можно было пошутить, посмеяться, задуматься.
Можно лишь сожалеть, что я плохо с первого раза соотношу названия населенных пунктов с находящимися поблизости красотами природы. В этом случае мой рассказ получился бы куда более практичным и полезным для автопутешественников, а не просто захватывающим либо интересным.
Пусть читатель знает, что в моем рассказе есть как доля правды, так и вымысла. Правда заключается в том, что все события действительно были. Вымысел- в моей оценке, описании каких-то деталей и художественном стиле повествования.
Этим же и объясняется мой мотив: почему я хочу рассказать Вам о своей поездке.
Просматривая разные отчеты, я часто встречал рассказы, как кто-то, с семьей или друзьями, ездил в Краснодарский Край на отдых, либо путешествовал вдоль Российского побережья Черного моря. Казалось бы, накоплен колоссальный опыт, обо всем давно сказано, и что еще можно сказать нового о тех дорогах, которые многократно были пройдены до нас. Никого уже не удивишь поездкой из Украины в Россию. И все же, зачем писать об этом снова и снова?
Мой ответ прост.
Каждый человек, как многим известно, видит окружающий мир по-своему, встречая разные испытания, оказываясь в неожиданных ситуациях, которые нужно решить. То, как мы думаем, действуем, воспринимаем окружающий мир- в этом и заключен главный интерес, пусть даже «похожих» историй.
И как нет двух одинаковый людей, также нет двух одинаковых судеб, при всей объективности окружающего мира (маршрут, ГАИ/ГИБДД, время года, политическая ситуация и т.д.), всегда присутствует субъективность в происходящем.
Поэтому, с чистой душой, а также, уверенностью и оптимизмом, я смело «приукрашу» все по-своему: говорить плохо о работниках таможни не буду, правительство ругать- тоже, давать резкие критические оценки- тем более. Даже ГАИшников, как и других криминальных субъектов, буду называть, немного иронично, но ласково: блюстители закона или стражи порядка. Вот теперь, когда многое прояснилось, и получило свое название и определение, можно отправляться в путь. А дело было так…


Карта прохождения первого отрезка пути.

Предыстория и Цель.
Сама идея поездки как таковой пришла от моих знакомых-единомышленников, за 2-3 месяца до ее начала.
Основной целью было участие в Аюрведическом фестивале и семинаре, организованном в поселке Криница (недалеко от Геленджика), на одном из прибрежных автокемпингов, для небольшого количества людей.
Конец лета- начало осени, дорога, общение, море, палатки, отдых, лекции, группа хатха-йоги, восточная кухня, пешие походы, новые впечатления и знакомства, снова и опять общение- все это сильно манило всю нашу группу. Решено: едем!

Подготовка.
Думали-решали, КАК ехать. На поезде или машине. Каждый высказывал собственную точку зрения, взвешивали все «за» и «против». И когда любовь к автопутешествиям окончательно победила, и поиски альтернативы прекратились, было принято окончательно решение ехать на машине. Вместе с тем, быть в тех краях, и не воспользоваться возможностью проехаться вдоль моря, было бы глупо.
Подготавливаю машину, собираю вещи. В трудовой деятельности- затянувшийся провальный период. Сама поездка оказалась возможностью переключиться, или полностью отключиться от «блошиной возни» и подумать о велИком. А там, глядишь, и мысли нужные придут. Вобщем, все сходится. Путешествие как раз кстати.
Пробегаю глазами по составленному списку, чтобы ничего не забыть (привычка, выработанная годами, чего, к сожалению, нельзя сказать о полноценном сне перед поездкой). Страховка, сложенные личные вещи, документы, мобилка, ключи, деньги, подборка музыки, полный бак бензина, хорошее настроение- все взял, ничего не забыл. Мой Иранский Конь готов к дороге.

Дорога к морю
Ночью делаю круг почета по спящему Харькову, забираю всех ребят.
Складывается впечатление, что в это время не спят только таксисты, сумасшедшие и мы.
Настроение приподнятое. В глазах огоньки, живой интерес и готовность, перед встречей с чем-то новым. Нас пять человек. Максим, Олег, Саша, Вика и я (Роман).
Надо упомянуть, что до этого на такие дальние расстояние еще не ездил, т.к. мой Закавказский трип протяженностью приблизительно в 5000 км. состоялся только год спустя. О нем можно прочитать здесь: avtoturistu.ru/blog/otchety/1055.html
Несколько раз катался из Харькова в Крым. Но так, чтобы путешествие было больше 1500- 2000 км. это впервые. А здесь еще и в ближнее зарубежье.
Выезжать до рассвета в моей привычке, т.к. в это время трасса свободная, а границу, как я читал в отчетах, лучше проходить утром, или, по крайней мере, в первой части дня, до обеда. Недостатком ночного старта, лично для меня, является только то, что накануне вечером, практически невозможно заснуть: постоянно кто-то звонит, спрашивает, утончает, присылает СМС. Каждый хочет, чтобы все было учтено и ничего не упущено из виду. Зато все возникшие в результате преимущества с лихвой компенсируют этот недостаток.





Сержант Петренко, здравствуйте!!!
Первый раз правоохранители остановили машину перед г. Антрацит, в Луганской обл. Формальная предпосылка- движение по левой полосе, при свободной правой. Люблю я это дело, беседу с умными людьми в форме. А Они как любят.
Ну, пригласили в машину «для беседы». Что делать- пошел.
Вот этот случай помню как сейчас. Сидим в ВАЗике. Смотрят на меня два добродушных глаза, понятно, что хотят. В машине вдвоем, больше никого нет. Говорит мне, что я нарушил ПДД, в которых говорится, что движение по левой полосе разрешается только для опережения, поворота или разворота.
Как потом оказалось, ГАИшнук- милейший человек, которому просто было скучно на той утренней, пустынной дороге. А здесь- такого хорошего собеседника встретил, который без мата с Ним разговаривает, еще и на «Вы». После небольшого общения блюститель закона, типа, переходит в разряд знакомых.
Вобщем, рассказал Ему про деда своего, который в Управлении Милиции работал после Войны, и что люди, сидящие в моей машине спортсмены- тоже рассказал, и о том, что правый ряд, по которому мы НЕ ехали, был усеян ямами от снарядов, а обочина давно посыпалась от старости- тоже не забыл упомянуть. Думаю, Он и сам прекрасно все это знал.
Разговаривали минут десять, затем лицо ГАИшника смягчилось, начала появляться улыбка. Вопросы задает, на мои отвечает. Вобщем, деньги он у меня не взял, только просил, чтобы еще пару минут с ним в машине посидел (Вот это класс!!!), т.к. в это время, в нескольких метрах от нас, Его коллега остановил машину с российскими номерами, и «было бы некультурно, если Россияне увидят и подумают, что Украинская ГАИ только их и наказывает, а «своих» отпускает просто так».
Подождали, пока машина уедет, мне отдали документы, пожелали счастливого пути, и мы поехали дальше. 100 грн. (12,5 долларов) так и остались лежать в моем кармане.
Второй раз остановили в приграничной зоне. Проверили документы, также пожелали счастливого пути. Спасибо, доброжелатели. Кстати, в Грузии и Армении научились желать счастливого пути не останавливая машину. Не нарушил- не остановят. Есть чему поучиться.
Приклеиваю на задний бампер наклейку с надписью UA. Украина- до встречи; Россия- здравствуй!!!

Таможня.
Границу проходим с 8 до 10 утра. Перед Нами примерно 8 машин. Наша компания затаилась, чувствуется небольшая напряженность. Как позже выяснилось, практически все в нашей компании пересекают границу впервые, либо же, как это было в моем случае, очень давно не делали это.
Множество различных бумажек. Временный ввоз ТС, миграционные карты… бррр!!! Там запятую не поставил, здесь написал не то, тут подчеркнул лишнее…Переписываю заново. Бюрократы еще те.
Страховку никто не спрашивал ни при выезде из Украины, ни при въезде в РФ.
Незнакомое место, обстановка, новый жизненный опыт, полная неясность того, чем закончится наша затея с пересечением границы.
Сдерживаемая нервозность немного повлияла на ясность понимания, и как следствие- действий. Вместо полосы для выезда с Украинской таможни- еду куда-то не туда, и вместо легковой полосы пытаюсь заехать на яму для досмотра грузовых машин. Огромные и свирепые глаза таможенника, попытка перейти на мат- помогли мне приободриться. Отвечаю на литературном русском, что мы не местные. Успокаивается. После этого казуса разум вернулся и больше не покидал меня в ближайшие дни. Позже с ребятами вспоминали, как чудили на таможне и смеялись.
Спасает Вера во все хорошее.

Россия-Матушка
Когда все таможенные формальности были позади, и августовское палящее солнце входило в зенит, наш железный конь уже преодолел Новошахтинск и мчался по Ростовской трассе.
Что и сказать. Такого движения в Украине не увидишь, когда каждую секунду проносятся навстречу, или мимо нас, фуры и легковые машины. Броуновское движение отдыхает. Хорошо, что все эти частицы не сталкиваются и не разлетаются в разные стороны. Остается общее ощущение хаотичности происходящего. Мы просто затерялись в этом потоке, и это Нас вполне устраивало. Подтверждением этому служат наши коллективные гляделки и искалки Украинских номеров вокруг- вообще не встречаются.
Через каждые несколько километров стоят камеры и машины ГИБДД. Все записывают и фотографируют. Улыбаемся. Пусть Украинцев запомнят радостных, а не с маниакально-депрессивным выражением лица в состоянии жертвы.
На многих участках дороги проводят ремонт.



Въезжаем в Ростов на Дону, долго блуждаем по городу (без навигатора). Машин очень много, движение затруднено, всюду пробки.
То-ли приближающаяся усталость дает о себе знать, то-ли воображение разыгралось, либо и впрямь местные смотрят на нас, как на иностранцев. Не то, чтобы с подозрением, а скорее с любопытством. Когда спрашиваем, как найти интересующую нас дорогу- откликаются. Возможно, это связано с тем, что основная трасса, и спешащая на отдых разношерстная публика автотуристов, находится в стороне, догадавшись вовремя повернуть на Краснодар, и только подобные нам блуждают по Ростову в поисках выезда.
Наконец-то удается вернуться на дорогу. Спасибо за это местным жителям, подсказали.









Заправки по Ростовской трассе встречаются часто. Бензин в России отличного качества и на пару гривен (0,25 доллара) за каждый литр дешевле Украинского. У машины появляется едва заметный дополнительный драйв, никогда не наблюдаемый до этого. Радует.
Снова ремонты дорог. И вместе с тем нам везет, т.к. часто попадаем в «зеленую полосу» на реверсивном участке, и движемся в потоке, пусть даже с невысокой скоростью. С грустью наблюдаем за мучениями водителей и пассажиров встречного направления, стоящих в многокилометровой очереди. Подобный эпизод повторялся неоднократно. Была надежда, что после первого сентября поток машин заметно уменьшится, а работа на недостроенных участках к этому времени продвинется. В последствии надежды подтвердились на практике.









В предвкушении.
А впереди Нас ждал Краснодар и начало Кавказских гор.
Надо сказать, что пока мы ехали к запланированной точке на побережье Черного Моря, поселку Криница, то неоднократно проезжали между областями и районами КПП, где скорость приходилось сбрасывать до 5 км. в час, или полностью останавливаться.
В этот момент смотришь глаза в глаза Российским правоохранителям, дежурящим на этих пунктах с автоматами. Вспоминаю о выдержке и самообладании разведчиков. Лицо спокойное, слегка улыбчивое, отношение доброжелательное. Все признаки страха, агрессии либо высокомерия с нашей стороны сведены к минимуму либо на нет. По крайней мере- делали вид, старались.
От Российско-Украинской границы до Джубги, на Черноморском побережье, таких пунктов как минимум пять. Остановили только в одном месте. Где точно уже не помню. Не исключено, что это и была «та самая знаменитая» Цукерова Балка, в которой любят общение с вечно спешащими Москвичами, дальнобойщиками, и осторожными, как мы, Украинцами.
Решительным движением жезла велели поставить машину в правый ряд, даже не на обочине. При этом все машины двигались в один ряд с полной остановкой перед КПП. Подошел сотрудник, проверил документы. Отдал, через открытое окно моей машины, сказал, что можем ехать дальше, и снова пошел к левому ряду на КПП. Никаких намеков на взятку. Общение сухое и формальное.
Нужно отметить, что на всех этих пунктах пропуска, уже на обратном пути, а также тех, что мы встретили от Криницы до Сочи и обратно до Джубги, за время нашего путешествия в России, нас больше ни разу не останавливали для проверки документов, несмотря на то, что практически на каждом КПП приходилось сбрасывать скорость до нескольких километров в час, или полностью останавливаться перед знаком «Стоп».
Самое время сказать, что за 8-ми дневную поездку ни разу не пришлось платить деньги. Правила старался не нарушать. И поскольку все приключения обошлись без финансовых затрат, в пользу широких карман Российского и Украинского бюджета, то это только порадовало.
А пока наше путешествие продолжается дальше, и обо всех удачах можно будет с уверенностью сказать исключительно после возвращения домой. Все тихо и мирно; главные испытания еще впереди.
Когда с заднего сидения начали доноситься чавкающие и плямкающие звуки, было решено остановиться и пообедать всем вместе (водитель же не супермен или Терминатор, он только тренируется). Многие знают, что я не сторонник обедов в салоне машины, т.к. светлая тряпичная обивка с трудом поддается чистяще-моещему воздействию.
Останавливаемся, приседаем, потягиваемся, обедаем. Немного отдохнув и набравшись сил, продолжаем движение.
Краснодар впечатлил своим размахом новостроек вдоль трассы, и супер дорогой. Еще лучше, чем была прежде. Казалось бы, куда еще лучше? Четкая разметка, широкие полосы, ровное полотно. Помню, как напротив нас, пересекая дорогу, на высоте нескольких сотен метров, снижался большой пассажирский самолет, заходя на посадку. Чего только не вспомнишь, спустя 1.5 года))





За Краснодаром характер трассы начинает заметно меняться. Вдалеке, сквозь вечерний мираж, дымящегося над асфальтом воздуха, начинают появляться очертания гор. По разным сторонам дороги то и дело появляются остановки-базарчики, с разноцветными овощами и фруктами. Несмотря на огромный выбор, не скажу, чтобы это вызывало огромный ажиотаж у водителей, тем более на закате дня. Их постоянное мелькание то справа, то слева сделало свое дело. И вот уже недавно дремлющая команда, сидящая в машине, приободрилась, стали слышны разговоры: кто-то мечтает о винограде, кто-то о грушах, кто-то о прохладной минеральной водичке, кто-то о том, чтобы, наконец, окунуться в море, и лишь водитель, следящий за дорогой, мечтает обо всем и сразу, особенно об отдыхе.
Останавливаемся недалеко от базарчика. Попадаем в центр внимания местных торговцев. Базар есть и остается базаром. Решили размяться, называется. В Харькове такого цвета и размера фрукты можно увидеть или в супермаркетах или на картинках в журнале в разделе «экзотика». Впечатляет. Ну очень все привлекательно и аппетитно выглядит. Наш друг, Олег, мечтает отведать лесных Краснодарских орехов, фруктами Его не соблазнишь. Интересно, чем Краснодарские орехи отличаются от Харьковских? Риторический вопрос.



И вот, когда все желающие удовлетворили свои эстетические и пищевые потребности, мы продолжили наш путь.
Минивены и «джипы» с Российскими номерами «пролетают» мимо, а вслед за ними тянутся вереницы грузовых машин. Все спешат, торопятся. Не теряют надежду добраться до конечного пути назначения до наступления темноты.
Широкие Ростовские степи, с пологими спусками и подъемами, остаются далеко позади. И когда знаменитый по красоте перевал между Краснодаром и Джубгой был преодолен, и дорога, извиваясь и петляя, устремилась вниз,- пришло осознание, что наше путешествие, на сегодня, близится к завершению. Где-то там побережье, а значит и до Криницы недалеко.
Разметка стала, словно, заигрывать с водителем: сплошная по центру и одна полоса для опережения то в попутном, то во встречном направлении, меняясь. И нужно успеть опередить впереди едущие грузовики, и перестроиться до того, как мелькающую на полотне дороги белую стрелку не вытеснит сплошная линия разметки.
Стражи порядка не дремлют и здесь. Позже, уже в Кринице, стало известно, что у одного из наших Московских товарищей, приехавшего на встречу, блюстители закона отобрали права- не успел перестроиться. Началась сплошная, когда Ему навстречу «вылетела» машина с характерным раскрасом и проблесковыми маячками на крыше. Развернулись, догнали, остановили, составили протокол, лишили прав. Тут и создание аварийной ситуации, и нарушение правил разметки. Даже взятка в 5000 рублей (где-то 1250 грн.) вопрос не решила. Сказали, что уже надоело убирать трупы с дороги. Может, хотели, чтобы дали большую сумму. С трудом верится, что ГИБДДшник образца 2009 года (как и 2010, впрочем, тоже) отказывается от наличных. Скорее, цена вопроса была выше предлагаемых чаевых. Мы об этом уже никогда не узнаем. Вобщем, выдали временные права. Сказали, что на суде увидимся. Московская обл. и Краснодарский край- ах, как далеко друг от друга. Как Они все это представляют и думают решить? А товарища жалко. Вроде не из лихачей. Вот, что это: судьба, глупость, или все и сразу?
Мы в поисках поворота дороги. Ищем, где бы свернуть направо, чтобы не ехать до Джубги, а потом не поворачивать там, в сторону Геленджика. Так и не нашли нужного поворота, внушающего доверие. А поскольку солнце неуклонно стремилось на запад, и тени от деревьев и машин становились все шире и длиннее- экспериментировать не стали. Тем более что на одометре автомобиля количество пройденных километров за день приближалось к тысячной отметке.
Еще и еще раз стоит отметить, что дороги в России, по Ростовской трассе, до самого побережья, а также вдоль всего Черного моря от Геленджика до Сочи- в отличном состоянии. Нужно признать, справедливости ради, что Украинские дороги на порядок уступают тем, которые мы увидели у наших братье Россиян. Хвала соседям и позор Нам.
О Российских дорогах сказал; дураки не встретились.













Движемся дальше.
С перевала спускаемся к дороге, вдоль побережья, поворачиваем направо. От Джубги до Криницы меньше часа пути. Хорошо, что этот путь проехали до наступления темноты. Благодаря подсказкам местного населения находим тот самый поворот с основной трассы, в сам поселок. И по живописнейшим местам движемся уже к самому кемпингу, расположенному в 400 метрах от берега моря. Дорогая протяженностью 10-12 км., с парой совершенно непредсказуемых поворотов, которые окончательно запутывают Нас, и только медленно бредущие с моря отдыхающие подсказывают верное направление к интересующему месту. В такие минуты на ум приходят мысли о пользе навигатора, со всеми преимуществами прокладки маршрута.

Вот и приехали.





По правде сказать, место представлялось более чистым и диким, судя по рассказам организаторов мероприятия. Брюзжим некоторое время, устраиваем пробный пристрел в близлежащие кемпинги, и к нашей великой радости находим прекрасное место, в 5 км. от общего места встречи. С прекрасным хозяином, чистотой вокруг, в 50 метрах от моря на берегу соснового леса, семейными минивенами и трезвыми общительными людьми. Хозяин гордо заявляет: у Нас дебош на территории не приветствуется. Все въезжающие проходят обязательный фейс-контроль, как и проверку поведения на адекватность. Нарушителей порядка просят покинуть кемпинг. Класс!!! Нам такое подходит. Прекрасный пример как личная инициатива и Воля человека способна изменить мир вокруг к лучшему, пусть даже это относится к небольшой площадке для отдыха.
Провокация с моей стороны удалась, и вся наша команда соглашается остановиться в этом замечательном, намного лучше, чем предыдущем, месте. Как оказалось чуть позже, мое ликование было недолгим, т.к. постепенно, к вечеру, начали съезжаться к основному месту встречи другие участники мероприятия, а также организаторы. И так само собой получилось, что особо никого не уговаривая, все-же окончательно остановились на первом варианте. Пришлось пожертвовать комфортом и чистотой: цена за то, чтобы все участники семинара жили рядом и могли общаться и посещать абсолютно все мероприятия без привязки к водителю и транспорту.
Основная программа начинается с завтрашнего дня. Знакомимся. Люди приехали с разных уголков СНГ. Много интересных, ярких личностей.
Обедаем в кафешке. Оплачиваем стоянку и проживание за весь период пребывания. Устанавливаем палатку.







Наконец-то, идем поздороваться с вечерним морем. В небе появляются первые звезды. Шум волн, крики чаек и короткий сон прямо на берегу окончательно забирают усталость, накопившуюся в течение дня. В полудреме перед глазами проплывают бесконечные вереницы машин, августовская жара, раскаленный на солнце асфальт… Все это уже позади. Что-же ожидает нас дальше?









А пока все знакомились и общались, я не забывал сделать вот так:


и даже на следующий день- вот так:


и так:


ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Комментарии (8)

RSS свернуть / развернуть
+
0
+ -
avatar

MVS

  • 2 февраля 2011, 11:06
Спасибо за художественный стиль изложения.Читается очень легко.Надеемся, что продолжение будет более иллюстрированным.
+
1
+ -
avatar

ninvol

  • 2 февраля 2011, 11:22
Действительно, приятное и доброжелательное повествование… Понравилось!
+
1
+ -
avatar

RomanYalovega

  • 2 февраля 2011, 12:43
Мой ноутбук устоил настоящую акцию неповиновения)) Переодически выключается, когда уже все фотографии готовы к публикации. Второй раз начинаю заново, не знаюсь)
В ближайшем времени появятся иллюстрации.
+
1
+ -
avatar

RomanYalovega

  • 2 февраля 2011, 12:45
не сдаюсь, точнее
+
1
+ -
avatar

Columbo

  • 2 февраля 2011, 23:28
Суперское повествование, давайте еще пишите, ждем с нетерпением!!!
+
0
+ -
avatar

автотуризм-украина

  • 11 февраля 2011, 13:48
на какой машине ехал
+
1
+ -
avatar

grays

  • 11 февраля 2011, 16:32
Очень понравилось!!! Ждем продолжения.
+
0
+ -
avatar

RomanYalovega

  • 15 февраля 2011, 20:42
Прошу у Всех прощения за долгие ответы. Всю неделю колесил по Львову и области, по работе. Еще пару дней буду здесь. Было не до инета.
Ездил и езжу на автомобиле «Samand». Это Иранское авто с Пыжовским движком и подвесткой.
Так много можно сказать о тех местах, где сейчас нахожусь. Не знаю, получится или нет. Фотки делать некогда. А без фоток, не интересно получится, думаю)

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.