Полярный трип. Зима 2018-2019. Часть2 / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!


Авторизация

Зарегистрироваться

Войти или Зарегистрироваться        Мобильная версия

Полярный трип. Зима 2018-2019. Часть2

Наверное хорошо, что я дождался весны и публикую этот отчет глядя на зелень за окном, совершенно иное восприятие...

Часть1 здесь

04.01.2019г


Суровые заполярные заправки: до отсечки — не получится, на 1000 рублей тоже… как в рекламе «сколько вешать в граммах!?»

В Ревде, недалеко от въезда, стоит стела с самолетом Хаукер Харрикейн, который обнаружил, вытащил и отреставрировал Александр Борисович Комаров. На досуге он рассказал, как сложно было доказать в позднем Советском Союзе, что самолет, купленный у Британии на деньги советских рабочих, и на котором воевал и погиб советский лётчик, имеет право быть восстановленным, несмотря на британское происхождение. Там же находится музей, который основал Комаров и Карнасуртский ГОК, на котором он работал. Там же есть мастера, делающие нарты и сани, за которыми мы, собственно, и поехали.


Вообще нельзя снимать ГОК, но в этом что-то есть очень необычное и волшебное
Самое, пожалуй, знаменательное в этом дне, это была гостиница «Надежда», в которой нам довелось остановиться. Небольшая комнатушка на две короткие кроватки с полкой и телевизором а-ля «Юность 406», свисающие клочьями обои, разнокалиберные цементные пятна, ржавые подтёки, мебель вся аляповато-разнокалиберная. Девушка администратор, заботливо выдала нам ключ и ушла домой. Вся прелесть состояла в том, что больше никого в гостинице не было вообще, мы устроили пир в общей кухне. Носились по коридорам с Астичем и играли в прятки, пытались не думать о фильмах ужасов, и вообще проводили время весело, ибо находясь в такой обстановке, её необходимо немедленно разрядить.


Непередаваемое ощущение, когда устройство ГОКа тебе объясняет мало того, что инженер этого ГОКа, так еще и основатель музея в котором мы находимся, собственно Александр Борисович Комаров


Вечер в абсолютно пустой гостинице, прекрасный повод экспроприировать кухню

05.01.2019

Когда я рассказывал в Москве про Лапландию, на меня смотрели с недоумением: это не сказка про Кая и Герду? Что за Лапландия? Она существует?
Она существует, это очень обширная территория, на которой проживают её местные жители – Лопари или иначе Саамы. Расположена она в тундровой части сразу нескольких стран – России, Финляндии, Норвегии и Швеции. Условной столицей Лапландии на территории РФ считается поселок Ловозеро, очень старое, изначально саамское поселение. В «нашей» Лапландии население очень смешанное, так как на севере тоже происходит, пусть и не заметное для нашей культуры, переселение народов. Несколько веков назад лопарей Белого и Баренцева моря сильно потеснили пришедшие коми и ненцы (самоять или самоеды). Культуры взаимно ассимилировались, и непосредственно саамов у нас живет очень не много, гораздо больше их в соседних частях Лапландии. Так или иначе, все эти культуры связаны с оленями, их разведением или охотой на них. Поэтому первым делом мы пополнили наши запасы олениной, а уже потом отправились на поиски стойбища.







Как видите, Ловозеро, очень активно объясняет что это лопарская столица


Приглядитесь и вы поймете, да это маршрутное такси номер 1, а вы что хотели, газельку?

Не с первого раза, но удача нам улыбнулась, благодаря Александру Борисовичу и его знакомым мы добрались до небольшой семьи оленей, нам разрешили поснимать и погладить мохнатых и рогатых северных трудяг.


В тундре зимой три вида транспорта — снегоход, олень и самолет


Ручник для упряжки, он же педаль газа


По сравнению с ненцами и лопарями они крупные, но для почти двухметрового меня как хорошая, крупная собака


Олень северный: Красивый. Гордый. Вкусный


Для коренных народов олень — всё, и питомец и богатство, и надежда на завтрашний день, а еще еда, одежда, транспорт, строительный материал и единственная возможность выжить в этих условиях.

Потом, ловя остатки света, мы попытались проехать в Ловозерские тундры, на Аллуайв к перевалу Геологов, но, к сожалению, здесь не пухляк, что на Белом море, а твердый отнастованный щит, а под ним много-много снега, зимой тут можно пробраться лишь на «Буране», колесной технике делать нечего. Мороз, надо сказать, в тундре очень существенный, кусачий, вернувшись вечером в Умбу, мы чувствовали себя, словно на курорт приехали. Каникулы кончаются, и завтра нас ждёт долгий переход до Пудожа, а потом и до дома. Но всё это не так грустно, когда ты побывал в Арктике зимой!


Поворот на Аллуайв… греемся


06.01.2019
Может ли в минус 9 идти дождь? Конечно да, дождем накрыло нас у Медвежьегорска и держало до самого Пудожа. Переохлажденная вода похожа на пластилин, растекаясь по стеклу, моментально превращается в густую, вязкую, липкую субстанцию, не счищается дворниками, образуя слой глазури. На фарах доходило до двух сантиметров. Ехать не невозможно, но очень сложно, приходится вставать и отогревать лобовое стекло, в машине при этом жара, обдув на полную, но стекло оттаивает, только если стоишь, минуты за три. Во время движения же, мы лишь с грустью наблюдаем, как затягивается наша амбразура. Вот здесь и подстерег нас «Карельский сюрприз», о котором я слышал ещё много лет назад, но не думал, что сам попадусь. Чистящий грейдер здесь проходит полотно, обочину и еще полтора метра за обочиной, в итоге получается очень ровная площадка справа от дороги, но она фальшивая, под ровным, выглаженным настом скрывается пустота. Уже в пяти минутах от Пудожа, я понял, что недотяну, надо встать и отогреть стекло, вижу в затягивающуюся амбразурку ровную обочину, оттормаживаюсь, съезжаю, и правая сторона машины делает «ух!» и проседает вниз. Крен не страшный, всё работает, пробую тронуться – машина едет, но при попытке сдвинуться еще сильнее кренится направо, Аннике привычная, просто напряжена, у Астича глаза как пятирублёвки, вещи стремительно перелетают на правый бок. Оцениваю диспозицию: лебедиться можно под 45 градусов через дорогу, машина стоит с приемлемым креном и падать не планирует, ситуация не критическая, однако, хоть и очень темно, но не очень поздно, машины ездят и протягивать сейчас через дорогу трос, вариант не идеальный, оставим его в план «Б». План «А» будет тормознуть любую машину тяжелее УАЗа, натянуть тросом против крена и Патрикеевна выйдет сама. Вытащил своих «домочадцев», им, оказывается, было страшненько и они попискивали лёжа на дверях. Сложность плана «А» состояла в том, что физически не видно, что ты тормозишь, первая попытка закончилась Пассатом, и мужик совершенно искренне остался просто помочь. А вот вторая была очень удачной, я поймал Додж Рам, а дальше всё прошло как по маслу, Патрикеевна действительно выехала сама, мы лишь сняли нагрузку на крен. Спасибо всем, кто не оставляет людей на дороге в беде, огромное и от всего сердца.


Дайте мне точку опоры и я не переверну УАЗик!

Также искренне могу рекомендовать отель «Онего» в Пудоже, очень удобно, уютно, кафе с вкусной и недорогой кухней, воспользуемся и не раз, и, конечно, спасибо всем гостиницам, куда можно заехать с собакой, для нас теперь это весьма актуально. Мы же вернулись в Москву, работать и ждать новых возможностей и приключений.

Эпилог.
За пару недель до отъезда мне написал Женька Титов:
— Представляешь, видел в метро поезд «Россия, устремленная в будущее» и не успел на него.
Я подумал, что правильный ответ будет: мы все на него не успели, но пока я обдумывал всю ироничность ситуации, он прислал второе сообщение:
— Ирония в том, что он едет по Кольцевой…
Я много об этом думал, глядя на осиротевший, обезлюдевший север, символ России, кормилец, всегда богатый, но требовательный. Север требовал работы, много и щедро за нее вознаграждал, не развивать Арктику значит пожирать себя заживо. Уроборос, древний змей, пожирающий собственный хвост, символ мертвой цикличности, пожирание собственной истории, самоистребление, поезд, устремленный в будущее, и едущий по кольцевой.
Я вспоминал историю евреев, лишенных страны и рассеянных по всему миру, выстоявших, сохранивших культуру, историю, традиции, вознагражденных за это пустыней и построивших в этой пустыне рай. Я думал о людях моей Родины, воинственных, могучих, построивших самую огромную страну на планете и саморассеивающихся, сбегающих от своего прошлого, от своей сути, те, кто не может сбежать в уютную страну, сбегают в алкоголизм, наркоманию, религиозное мракобесие. У нас даже не пустыня, нам нет необходимости делать чудо из песка, нам рай построить намного проще. Нужно лишь взять и сделать.


Комментарии (9)

RSS свернуть / развернуть
+
3
+ -
avatar

Александр67

  • 22 апреля 2019, 15:40
Отличное путешествие, прекрасный рассказ и фотографии. Замечательный эпилог!
Спасибо Вам большое!
+
2
+ -
avatar

Сергеевич

  • 22 апреля 2019, 15:54
Спасибо вам)
+
3
+ -
avatar

Эдуард67

  • 22 апреля 2019, 16:22
Спасибо за отличный рассказ! Удачи в новых путешествиях вашему экипажу!
+
2
+ -
avatar

Сергеевич

  • 24 апреля 2019, 22:39
Спасибо, удача нам не помешает
+
1
+ -
avatar

Miquel

  • 26 апреля 2019, 16:57
Олень северный: Красивый. Гордый. Вкусный


Сможешь взять меня в подобное путешествие? Я бы был очень благодарен!
Больше всего удивляет стойкость твоей женщины! Нет слов! «Декабристка».
Ну а «самоед», похоже своё сердце тебе подарил.

+
2
+ -
avatar

Сергеевич

  • 26 апреля 2019, 17:06
Сможешь взять меня в подобное путешествие?
Не вопрос, это вообще касается желающих, мы живые люди и не кусаемся, нам можно написать, типа «Эй, а куда евражки едут в следующий раз, мы хотим тоже»

В экспедицию, которую готовлю сейчас, стояла толпа народа, уж я наобещал, верблюды. черепахи, змеи, скорпионы и всякие марсианские пейзажи, вкупе с +60 днем и -5 ночью… прямо очередь была… но к моменту выезда никого не осталось((((

Больше всего удивляет стойкость твоей женщины! Нет слов! «Декабристка».
что есть, то есть…
+
0
+ -
avatar

Бога

  • 21 февраля 2020, 17:48
Отличная поездка! Белая зависть… Бывал в этих краях, но только летом. Теперь просто обязан и зимой там побывать! Автор молодец, хороший слог — приятно читать! https://www.drive2.ru/r/volkswagen/transporter/551833617060331738/logbook/?sort=asc Это моя поездка, если интересно… А что за экспедиция со змеями-скорпионами?
+
0
+ -
avatar

Сергеевич

  • 21 февраля 2020, 18:31
Спасибо за теплые слова, за год были совершены поездки в среднюю Азию и про север мы не забыли. Однако в публикацию они не пошли. Возможно осенью, после длительной экспедиции по средней Азии, выйдут сразу два отчёта по одной тематике, с разбегом в год и несколько тысяч километров.
Азия она большая, и, видимо незавершённость общей картины, сказалась на публикации.
+
0
+ -
avatar

Бога

  • 21 февраля 2020, 20:19
Буду ждать… Средняя Азия — тоже интересно! Может когда-нибудь устроим совместную поездку.)

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.