Путешествие по Памиру и Тянь-Шаню 2009 г, часть 5 / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!


Авторизация

Зарегистрироваться

Войти или Зарегистрироваться        Мобильная версия

Путешествие по Памиру и Тянь-Шаню 2009 г, часть 5

Предыдущая часть здесь
Часть 5
03.08.09. Продолжаем движение на юг. Пяндж успокоился и течет вольготно, широко, спокойно. Вслед за рекой плавной дугой огибаем Ишкашимский хребет с его главной вершиной — пиком Маяковского (6095 м).
Сразу за Ишкашимом открываются дивные виды на семитысячные вершины хребта Гиндукуш, по которому проходит граница между Афганистаном и Пакистаном.

Фото 84. Скалы.

Фото 85. Вершины хребта Гиндукуш.
Обогнув Ишкашимский хребет дорога устремляется прямо на восток. Отсюда начинается Ваханская долина, Пяндж в этих местах распадается на множество рукавов. От некоторых притоков проведены каналы, построенные или строящиеся при содействии духовного лидера исмаилитской общины мультимиллиардера Ага-хана IV для орошения немногочисленных, но так необходимых декханам, сельхозугодий. Чаще всего мы проезжали мимо плантаций картофеля. В двадцати километрах дальше Ишкашима, под остатками стен древней крепости Каахка (III-IV вв), встретили польский экипаж, который покоряет Памирский тракт в обратном нашему направлении. В 10-30 экспедиция достигла самой южной точки своего маршрута: 36º41´5´´с.ш.
Фото 86. Остатки крепости Каакха.
Дорога до Лянгара скучна и однообразна. Единственным её украшением были затейливой архитектуры светло-серые скалы, через которые пробивается к Пянджу речка Дараидаршай. Да ещё и порадовала вывеска на одном из придорожных магазинов, которая на чистом русском языке сообщала, что этот магазин — “комерический”!

Фото 87. Верхний Пяндж разливается на несколько рукавов.
Кишлак Лянгар расположен у слияния рек Памир и Вахандарья, соединяясь они образуют Пяндж. Таким образом, наше путешествие по Пянджу заканчивается, мы проехали его почти весь, снизу до верховьев. Теперь мы будем подниматься вверх по правому берегу реки Памир, который разграничивает Таджикистан и Афганистан выше Ваханского коридора. Сразу за речной стрелкой начинается подъем на склоны Шахдаринского хребта. Вслед за колеёй вползаем на высоту 3100 м. Местами радиус поворота на серпантинах настолько мал, что длиннобазой L-200 приходится проходить такие повороты за два-три переезда. Преодолев 600 метров по высоте любуемся долиной нижнего Памира.

Фото 88. Внизу — река Памир, на заднем фоне — Ваханский хребет.
Через несколько километров дорога приводит к узкому каньону ручья, сбегающего с ледников пика Мац (5547 м). Примерно с километр едем по одной стороне ущелья над пропастью, затем столько же назад, но уже по противоположному краю. Какими же маленькими кажутся автомобили по сравнению с горными гигантами! Ещё один необычайно оригинальный уголок неповторимой и скупой на красоты природы Памира, положенный в копилку благодарной памяти нашей экспедиции.

Фото 89. Два берега одного каньона.
Вокруг ни души, только безмолвные коричнево-красные и серо-бурые громады гор, на многие километры нет ни жилья, ни стойбища. Создается впечатление, что мы движемся в натянутой, как струна атмосфере незнакомой, совершенно другой, планеты. Может быть, именно за подобные ощущения называют безжизненные панорамы Восточного Памира марсианскими пейзажами.

Фото 90. Марсианский цвет горообразующих пород.
За очередным поворотом натыкаемся на сиротливо накренившийся на домкрате и камнях «Москвич» без трёх колес. Копошащиеся рядом трое мужиков не очень убедительно пытаются разбортовать колесо. Запаска дырявая, две камеры пробиты — печальный итог поездки на видавшей виды резине по местным дорогам. Наши механики разворачивают походную мастерскую, помогают клеем, заплатами и остальным не хитрым шиномонтажным ремонтом. Постепенно выясняется, что мы оказываем помощь таджикскому музыкальному коллективу, гастролирующему по кишлакам и посёлкам Горного Бадахшана. Подкармливаем незадачливых артистов арбузом и в благодарность, а также по случаю дня рождения Саида, ребята устраивают нам концерт под открытым небом! Исполняют национальные памирские мотивы и песни в электронной обработке. Среди звенящей горной тишины, чистого горного воздуха, под шепот горной речушки где-то далеко внизу, эта музыка и эти песни звучат так органично, естественно, самобытно.
Фото 91. Концерт под открытым небом.
Просветленные и одухотворенные продолжаем движение по памирским высокогорным просторам.

Фото 92. Вершины Восточного Памира.
От погранзаставы Харгуш начинается пологий, затяжной и пыльный подъём на перевал Харгуш (4344 м). Теперь мы насовсем распрощались с афганской границей и направляемся в сторону озера Яшилькуль. Спустившись с перевала, пересекаем Памирский тракт, ещё раз встречаем американца Эндрю, который, побывав на Яшилькуле, возвращается в Хорог (ох, и тесен, оказывается, Памир) и встаём лагерем на песчаном берегу озера, расположенного на высоте 3719 метров и обрамленного ожерельем вершин Северо-Аличурского хребта.
Проехали 297 км.

Фото 93. Приютившая нас бухта.
04.08.09. Дневка на озере Яшилькуль. Хоть озеро и называется зелёным, на самом деле вода в нем все время меняет цвет. Серо-стальная при беспокойном ветре, бирюзово-голубая в первых лучах восходящего солнца и плотно-зеленая ярким днем.

Фото 94. Озеро Яшилькуль ярким солнечным днем.
В этот день мы посетили начало реки Гунт, которая вытекает из-под обломков скал, когда-то рухнувших и перегородивших реку, в результате чего, собственно, и образовалось озеро. Интересное природное явление вызвало оживленную дискуссию про то, с какой стороны обвалились горы и как тут все было до землетрясения. Бесформенные нагромождения камней навевают футуристические картины фантастического апокалипсиса.

Фото 95. Эта расколовшаяся так фигурно скала имеет размеры с большой деревенский дом.
По дороге в лагерь омываемся в народной лечебнице — горячем источнике с температурой воды 37ºС. Сильный, холодный, порывистый ветер мешает в полной мере насладиться теплыми ваннами.

Фото 96. Лагерь у озера Яшилькуль ранним утром.
05.08.09. День начинается с высокогорной Аличурской долины. В отличие от заунывных пейзажей Южно-Аличурского хребта долина покрыта буро-зеленым травяным ковром, на котором пасутся стада овец и коров. Дополняют пейзаж белые пятна юрт. Издавна Аличур населяют киргизы-скотоводы. После неприметного перевала Найзаташ (4314 м) между желто-красных скал огибаем Пшартский хребет и спускаемся к самому высотному на территории бывшего СССР районному центру — кишлаку Мургаб.
Фото 97. Колоритный афганец в райцентре Мургаб.
Заправки, как таковые, отсутствуют, солярку приходится заливать из бочек частников во дворах, находящихся в разных концах деревни.
Бензин, солярка, затем базар, лепешки, халва, печенье и опять потянулась пыльная лента грейдированного шоссе.

Фото 98. Мургабский рынок.

Фото 99. Не так уж и давно тут проходила «священная» граница СССР.
Едем по дороге, ведущей к границе с Китаем, по направлению к озеру Ронгкуль, на котором нам советовали остановиться на ночевку. Несмотря на необычной формы скалы, встречающиеся по дороге, и клубы высокохудожественной пыли, поднимаемой в небо автомобилями, само озеро не производит никакого впечатления — заболоченные берега, соленая вода, сильный ветер, широкая межгорная котловина.

Фото 100. Скалы позднего выветривания.

Фото 101. Озеро Ронгкуль.
Принимаем решение двигать дальше — покорять самый высокий автомобильный перевал СНГ Акбайтал (4655 м) ещё сегодня. Поднимаемся вверх, вдоль ручья Акбайтал-Южный. Справа тянется колючая проволока в два ряда и вспаханная контрольно-следовая полоса – граница Таджикистана с Китаем, повторяющая изгибы отрогов Сары-Кольского хребта.

Фото 102. Долгий подъём на самый высокий автомобильный перевал бывшего СССР.
Сам подъём на хребет нудный и скучный: три очень затяжных тягуна, да пара поворотов и вот мы уже фотографируемся в узком коридоре между двумя скалами на вершине перевала высотой 4655 метров. Дует бешеный ветер, пытаясь повалить с ног, потоки воздуха настолько плотные, что на них вполне можно опереться. Такое впечатление, что вот-вот закружатся в безумной свистопляске колючие снежинки.

Фото 103. На перевале Акбайтал. Высота 4655 м.
Не успев полюбоваться на окружающие панорамы, торопимся спуститься вниз, подальше от штормового ветра, в более комфортные погодные условия.

Фото 104. Спуск с перевала.
Объезжаем массив пика Карасак (5754 м) и по прямой, как по линейке прочерченной дороге, попадаем в широкую долину, на которой находится самое большое на Памире озеро — Каракуль.

Фото 105. Вид на озеро Каракуль.
Издалека озеро поражает неповторимо бирюзовым цветом водной глади, в которой отражаются белоснежные вершины Заалайского хребта с пиком Ленина (7134 м) во главе. Глаз не оторвать от такой красоты! Остановились на ночевку в маленькой частной гостиничке у киргизской семьи в кишлаке Каракуль.

Фото 106. Дети хозяев гостиницы.
Высота 3948 м. Проехали в этот день 330 км.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ЗДЕСЬ.

Все публикации автора на этом сайте:

Путешествие по Памиру и Тянь-Шаню 2009 года.

По Восточной Турции, гостеприимной Грузии и дождливой Армении. ( 2011 год)

Погружение в Гоби или караван дядюшки Бобо. ( 2012 год)

Комментарии (8)

RSS свернуть / развернуть
+
0
+ -
avatar

Columbo

  • 14 февраля 2011, 18:08
Хороший отчет.
И как это указатель "«священная» граница СССР" еще не снесли.
+
0
+ -
avatar

Oлeg

  • 14 февраля 2011, 20:32
Ну, на мой взгляд, в азиатских республиках очень уважительно относятся и к СССР, и к россиянам. Во всяком случае, мы постоянно сталкивались именно с таким отношением.
+
0
+ -
avatar

puzzle

  • 14 февраля 2011, 21:21
Так они просто не в курсе, что СССР-а уже нет:))
+
0
+ -
avatar

Oлeg

  • 15 февраля 2011, 14:12
Точно!!! Скажем, сильно расстроены, что его собственно уже и нет!
А на этом бетонном указателе с обратной стороны, надпись: «Границу охраняет весь народ!»,
+
0
+ -
avatar

OlgaNN

  • 16 февраля 2011, 16:19
суперотчет на суперпутешествие! 5+ баллов!!!
+
0
+ -
avatar

Oлeg

  • 16 февраля 2011, 23:00
Спасибо, Ольга, за высокую оценку сего скромного труда.
+
0
+ -
avatar

Belka

  • 20 февраля 2011, 22:35
С нетерпением буду ждать продолжения. Столько переживаний и радости за ваши экипажи.
Читала на одном дыхании, словно сама участвовала в экспедиции. Надеюсь, что когда-нибудь и мне удастся побывать на Памире )))
Спасибо Вам Олег!
+
0
+ -
avatar

Oлeg

  • 21 февраля 2011, 13:05
Спасибо! Продолжение написано и опубликовано, буду рад, если хотя бы чуть-чуть помог мечтам осуществиться и Вы когда-нибудь побываете на Памире и Тянь-Шане. Как минимум — эти места не оставляют путешественников равнодушными.

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.