Старинные (захватывающие римский период) памятники и здания, интересные музеи, компактный исторический центр, уникальные и самобытные народные традиции, немноголюдность — при наличии развитой туристической инфраструктуры, отсутствие проблем с парковкой – чего еще желать?
Проведенный в городе с птичьим названием день стал квинтэссенцией словенского этапа нашего недолгого автопутешествия со славянским акцентом.
14 июня
Немного оглядевшись и освоившись в Словении, мы поняли, что особо рассиживаться у нас времени нет. Даже при условии, что главные достопримечательности Словении находятся в противоположной стороне страны, программа пяти полным дней обещала быть насыщенной.
«Птуй – город-музей», — честно говоря, я несколько скептически отнеслась к рассказу о его туристической привлекательности, но «на безрыбье»… Очень приятно сознаваться в несправедливости своих первоначальных представлений!
От нашей Нуньской Грабы до Птуя было меньше сорока километров, но добирались мы до самого старого словенского города больше часа. А все потому, что за шесть километров до конечной точки повстречался нам прямо по дороге восхитительный дворец.
Судя по информационному стенду, это дворец Dornava. Как оказалось, это одно из самых известных и великолепных зданий позднего барокко в Словении. Дворец Дорнава внесен в список культурного наследия национального значения.
Прекрасные ворота перед фасадной частью здания по виду неизвестно, когда в последний раз открывались, да и общий облик здания не наводил мыслей о его доступности для посещения. Но мы сделали попытку если не проникнуть внутрь – то хотя бы посмотреть на это величественное и полное достоинства сооружение со всех сторон (благо, было, где оставить машину).
Оказалось, что более-менее отреставрированной является только фасад дворца, остальные стены и внутренний двор пребывают в гораздо более прискорбном состоянии. И все же, даже в таком виде ясно представляешь былое великолепие и гармонию дворца с прилегающим парком.
Позаглядывали в окна: повсюду следы запустения и заброшенности. У нас сложилось впечатление, что во времена социализма здесь располагалось какое-то медицинско-социальное учреждение. Наша убежденность подкреплялась тем, что на подходе к дворцу на дороге был указатель: что-то вроде психоневрологической лечебницы. Пока мы бродили по двору, группа людей, сидящих в отдалении в саду, активизировалась и пришла в движении. По виду – как раз пациенты этой самой клиники. Тут мы решили тоже не задерживаться – от греха подальше…
Нечаянная встреча с таким великолепием изменила отношение к предстоящему знакомству с Птуем. А количество машин на огромной автомобильной парковке (вдоль Potrčeva cesta) перед въездом в исторический центр только укрепило в постепенно зреющей убежденности, что сегодня нам предстоит интересный день. Парковка оказалась бесплатной, если учесть, что провели мы в городе около шести часов, это оказалось приятным бонусом («Фри-фри!» — так, кстати, пояснила статус парковки местная жительница!)
Сразу по выходу из парковки впереди замаячил Птуйский замок – но пока что не очень убедительно:
Наше знакомство с древним (основан он в первом веке до нашей эры) Птуем началось классически – у Монумента Орфея, доставшегося городу в качестве напоминания о древнеримском прошлом. Увы, мороженое, которым к тому моменту у нас были заняты руки, сыграло злую шутку: каждый подумал, что другой сделает фотографию, так что в конечном итоге на двоих у нас оказалось только пара фотографий общего плана Словенской площади. Зато на них запечатлены сразу три исторические эпохи в трех памятниках: фоном римскому Монументу Орфея служит средневековая городская башня (Mestni stolp) и классицизм здания городского театра (Mestno gledališče).
От треугольной Словенской площади начинается Prešernova улица, но сначала мы заходим в информационный центр, расположенный практически на самой площади. Здесь нас снабдили справочной литературой (в том числе и на русском языке) и посоветовали обязательно посетить Птуйский град с выставкой карнавальных масок. Мне до сих пор неловко, что я не выказала достаточной заинтересованности, ведь уже спустя пару часов я в корне поменяла свое мнение!
Уже первый переулок вправо с Прешерновой улицы заманивал указателем на замок…
…но мы сначала решили пройти вдоль всей улицы.
Prešernova улица хоть и не является пешеходной, но и автобаном ее не назовешь, так что получить удовольствие от прогулки — вполне посильная задача.
Постепенно Prešernova улица все больше и больше уклоняется в сторону Дравы, так что через дворы последних домов уже видна эта красивая и полноводная река.
Улица вывела нас к Sončni парку, который завершается отвесной стеной над рекой Дравой.
Из парка уже хорошо виден замок наверху…
… но нас заинтересовало здание Доминиканского монастыря с необычной формой крыши и лепниной на фасаде:
Очень хочется заглянуть внутрь: по счастью, это вполне возможно. Вход стоит три евро с человека. Пожалуй, монастырь вряд ли может похвастаться богатой экспозицией, но вот время в нем чувствуется особенно остро и живо. А все потому, что монастырское здание пережило некоторую реновацию, которая позволила включить его в культурное пространство города. Помещение монастырской церкви превращено в концертный зал, современный облик зрительских мест на фоне старинных монастырских стен и каменных плит только подчеркивает единство прошлого и настоящего. И нет никаких сомнений в востребованности этой площадки для культурной жизни города.
Вот эти вкрапления подчеркнутой современности здесь очень кстати! Суперстильный туалет с модерновым освещением ожидаешь увидеть в какой-нибудь современной арт-галерее. Остается для музыкального сопровождения выбрать что-то типа «Дориме!»
Шутки – шутками, но атмосфера монастыря при всем своем архаизме – абсолютно живая, совершенно ясно, что здесь проходят какие-то мероприятия. Это у словенцев – общепринятая практика, как мы поняли за неполную неделю.
И все же, главный туристический магнит Птуя – это замок, Птуйский град.
«Холм, на котором высится замок, был заселен еще в V веке до нашей эры. Жители античной Петовии воздвигли на горе крепость и несколько святилищ, а в начале средних веков здесь находился славянский курган.
Средневековая крепость была построена в XI веке — тогда, когда замок и город были во владении епархии Зальцбурга. Архиепископы отдали замок аристократам Птуйским, поколения которых в течение трехсот лет проживания в Птуе основали доминиканский и миноритский монастырь и построили паломническую церковь на Птуйской горе. Надгробный камень с могилы последнего представителя рода Птуйских — Федерика IX — встроен в замок. В период с 1656-го по 1802-ой год в замке жили графы Лесли. Последние владельцы, графы Герберштейн, имели замок в своем владении с 1873-до 1945-ый год, вплоть до того времени, когда замок был национализирован и со своим богатым наследием включен в состав птуйского музея»
Путь из монастыря до расположенного на вершине холма замка хоть и не длинный, но довольно утомительный.
По дороге к замку обратили на женщину с пульверизатором, обрабатывающую растительность гербицидами: чтобы не разрушала каменную мостовую.
Даже без знакомства с информационной листовкой было уже ясно, что ограничиться исключительно внешним знакомством с Птуйским градом – это, мягко говоря, неразумно. А уж «замануха» в буклете порадовала нестандартным подходом с экспрессивной подачей:
«А знаете ли вы, что в этом музее можно увидеть очень редкую римскую двойную свирель тибию? А что скульптура «Несущий быка» из I митреума является одной из всего лишь двух сохранившихся в мире скульптур? А находящаяся здесь коллекция картин на турецкие темы — самая большая коллекция этого рода?»
Конечно, мы этого не знали, на что листовка, смягчившись, отозвалась следующей информацией – стилистически более нейтральной:
«Птуйско-Орможский краеведческий музей, один из крупнейших и наиболее посещаемых музеев в Словении, занимается сохранением и умножением культурного наследия на территории Нижнего Подравья. Включает в себя археологические, этнологические, культурно-исторические и исторические отделения и коллекции, выставочные залы, предназначенные для экспозиции современного изобразительного искусства, а также реставраторские мастерские и музейную библиотеку. Музей был основан в 1893-м году. Коллекции музея представлены к экспозиции в нескольких местах, их можно посмотреть самостоятельно или по предварительной договоренности в сопровождении экскурсовода, представляющем коллекцию на словенском или иностранных языках».
Входной билет стоит шесть евро – цена более чем гуманная. Экспозиция состоит из нескольких частей, первая – коллекция традиционных карнавальных масок — в том же здании, где находится касса и сувенирный магазин.
Выставленные образцы народного костюма сразу вызвали в памяти воспоминания о не совсем еще забытых со времен студенчества трудах Михаила Бахтина, который написал ряд основополагающих трудов современного литературоведения. Среди них – книга «Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Возрождения». В ней автор подробно исследует природу настоящего карнавала, имеющего народно-площадную смеховую сторону. В карнавалах участвовали разные персонажи — великаны, карлики, уроды, звери и т.д. – так карнавальным языком пародировалась серьезная сторона жизни. В карнавальном действе мир предстает «наизнанку»: все переворачивается с ног на голову, высокое предстает низким и пародируется. Наизнанку – это буквально: самый простой карнавальный костюм – это вывернутый наизнанку, мехом наружу, тулуп! Раз верх меняется местами с низом, то на передний план выходят мотивы, связанные физиологией: зачатием, совокуплением, испражнением и прочими «аппетитными» процессами. И главной целью этих действий является пробуждение жизни, телесного начала, плодородной силы.
Вот как раз народному карнавалу посвящена основная часть этого раздела экспозиции Птуйского замка.
Самая знаменитая маска словенского народного карнавала – это корант (или курант). Когда русские празднуют Масленицу, сжигая на костре чучело, словенцы изгоняют зиму, нарядившись как раз в вывернутые мехом наружу тулупы и шапки. К поясу у них привязаны коровьи колокольчики. Коранты управляют упряжкой ряженых «коней», которые тянут за собой плуг. Вся эта процессия пашет снег, сеет в борозды мякину или опилки, проходя через всю деревню с обрядами и призывая весну и богатый урожай в будущем.
Самые знаменитые «курентования» в Словении проходят в Птуе: с 1950-х годов эти празднования здесь приобрели международный характер, празднества длятся пять-шесть дней, на них собираются многочисленные зрители, благодаря этому сохраняются народные карнавальные традиции.
В Птуйском замке выставлены два типа костюмов корантов: «пернатые» и «рогатые». А также множество других карнавальных образов:
Кстати говоря, в основной части экспозиции Птуйского замка мы встретим рассказ еще об одной самобытной народной традиции – создании стеклянных картин на религиозные темы.
Честно говоря, какого-то специального материала я об этом жанре прикладного народного творчества не нашла, могу только делать выводы на основании краткой информации из справочного буклета, сайта музея Птуйского замка и собственно представленной экспозиции.
Стеклянные картины (а по существу – иконы) украшали крестьянские дома в Словении в XVIII – первой половине XX века.
Их создавали мастера из числа самих крестьян, об этом рассказывают фотографии, представленные на выставке. Даже оборудован макет рабочего места такого мастера.
Наивное искусство мыслит своими категориями, и в чем ему нельзя отказать – это в совершенной искренности. Вот поэтому вразрез с классическими канонами иконописи бесхитростно и наивно переосмысливаются такие сюжеты, как обучение отрока Христа, жизнь Святого семейства и т.д.
Были у народных мастеров излюбленные сюжеты и образы.
Особенно распространенным, судя по представленным образцам, было изображение Христа с пылающим сердцем:
У этого символа сложная символическая роль в христианской иконографии, его можно трактовать очень многосторонне, но главное значение изображения Святого сердца с пылающим пламенем и крестом (а иногда – и обвитого терновыми ветвями) – это показать преображающую силу Божественной любви. Католическая церковь даже отмечает особый праздник – Святейшего Сердца Иисуса (в 2017 году этот праздник приходится на 23 июня).
Словенцы также изображали и Божью Матерь с пылающим сердцем, иногда совмещая эти два образа вместе:
Пожалуй, коллекция карнавальных костюмов и стеклянных картин – это самая необычная и впечатляющая часть коллекции Птуйского града, но этнографической составляющей это собрание далеко не исчерпывается.
Основная часть музейного собрания преподносится под названием «Коллекция культурной жизни феодального периода»:
«Помещения оформлены в духе времени и передают атмосферу того периода. Большая часть помещений имеют мебель и произведения искусства периода с XVI до XX в.в., являющихся в свое время собственностью графов Гербенштейн. К экспозиции представлены также драгоценные брюссельские гобелены и картины XVII века на турецкие темы и мотивы».
Звучит не очень-то заманчиво, но действительность превосходит даже самые скромные ожидания. Несмотря на огромное количество посещенных к настоящему времени замков, Птуйский град производит впечатление очень гармоничного, продуманного и цельного собрания.
Возможно, дело в относительно недавней покинутости замка прежними владельцами (вспомним, национализация замка со всем содержимым пришлась на 1945 год), но многие помещения внутри выглядят совершенно жилыми (с поправкой на историзм!) и не производят впечатления случайного музейного соседства.
В каждом зале останавливаешься на несколько минут, потому что есть на что обратить внимание.
То это огромная люстра на лепном потолке, украшенном фамильными гербами:
То затейливая конструкция потолка:
К посуде я вообще неравнодушна, а уж оловянная встречается совсем нечасто:
Даже обычно скучные фамильные портреты не останутся незамеченными, если рядом с потомком древнего дворянского рода изобразить вот такого представителя доселе неведомой породы:
Я прямо представляю отчаявшегося художника, который в задумчивости потирает кистью подбородок и размышляет: «Что не так?»
В художественной галерее я не могла отвести глаз от двух скульптур, когда-то, видимо, украшавших средневековый собор: такие грация, изящество, благородство и изысканная чистота линий нечасто встречаются!
Забыла сказать, что все части экспозиции являются изолированными, расположенными на разных этажах, и переход от одной части к другой – через галереи внутреннего двора.
С этих галерей открывается довольно интересный вид на внутренний двор:
А непосредственно из окон замка можно увидеть раскинувшийся внизу город, Драву и противоположный берег.
Кстати, заглавная фотография сделана именно сквозь окно замка. Так же, как и нижеприведенная. На ней хорошо видна более ровная линия домов Прешерновой улицы, треугольник Словенской площади с башней и кусочком фронтона городского театра, а также здание Mestna Hiša (Ратуши) желтого цвета с башенками – туда нам еще предстоит добраться.
А пока – еще две части экспозиции.
«В романском зале замка XII века наглядно показано настоящее хранилище оружия замка, находящегося здесь и включающее в себя пятьсот единиц холодного, огнестрельного, охотничьего и спортивного оружия, а также защитного снаряжения с XV по XX в.в.»
Вот коллекция оружия – как раз самая незапоминающаяся часть экспозиции замка. Ну кого удивишь всеми этими псевдорыцарскими аксессуарами?
Но и здесь не обошлось без чудесных деталей.
«Ты че, сдурел?! Животину мучить!»
А вот КОЛЛЕКЦИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ – действительно шедевр! По свидетельству все того же информационного буклета, эта коллекция «является самой богатой и обширной в Словении. Она насчитывает около трехсот музыкальных инструментов, предназначенных для воспроизведения как классической, так и народной музыки. Особенно следует отметить наличие в этой коллекции римской двойной свирели тибии II или III века, являющейся уникальным, очень редким изделием во всем мире».
Меня не древние свирели как раз поразили, а очень грамотная организация этой части экспозиции. Все музыкальные инструменты разделены по своей принадлежности к определенной группе и по времени. Заходишь в первый зал – там выставлены инструменты военных музыкантов — и тут же начинает играть соответствующая музыка. В следующем зале рассказывается о Птуйском городском оркестре – и так далее.
Помню, как мне понравилась коллекция музыкальных инструментов в Вене, но вот там мне как раз не хватило звука: стоит какая-нибудь мандолина – а как она играет?
Так вот, в Птуйском замке установлены специальные стенды, выбираешь музыкальный инструмент, который представлен в этом зале, нажимаешь на кнопку – над выбранным инструментом в витрине усиливается свет, а из динамиков льется запись его неповторимого голоса. Это очень здорово!
В общем, я, пользуясь малолюдностью, на всем переиграла!
Я не оговорилась: мы практически никого почти за два часа, проведенные в музее, не встретили. Хотя посетителей во дворе было довольно много. По счастью, с несколькими группами школьников мы разминулись. А остальные, видимо, сочли для себя вполне достаточным знакомство с внешней стороной замка. Повторюсь: это было неправильное решение!
Виды на город с высоты замковых стен, и в самом деле, очень приятные, город выглядит как пряник.
Поставив Птуйскому граду заслуженную «отлично» в зачетную книжку, спускаемся с замкового холма снова в город.
И уже здесь пользуемся тем старым узким переулком, который приводит нас на Словенскую площадь.
И уже с нее буквально через пару минут ходьбы по Мурковой улице попадаем на площадь со зданием Ратуши.
Здесь мы сделали попытку выбрать ресторан на предмет поесть – но ничем не соблазнились, ограничились кофе с круассанами в кондитерской.
Прежде чем выехать из Птуя, надо было сделать классические фотографии замка с противоположного берега реки. Для этого надо перейти по пешеходному мосту через Драву. По дороге на каждом шагу встречались примечательные детали:
Не можешь отремонтировать асфальт – преврати его в арт-объект!
Вид с моста и с другого берега Дравы подтвердил фотогеничность Птуя:
Можно было выдвигаться домой. Несмотря на то, что мы провели в Птуе не меньше шести часов, мы ознакомились далеко не со всем списком имеющихся достопримечательностей. Так, в стороне от нас остались I и III митреумы (это такие подземные храмы культа Митры).
Напоследок мы сделали попытку посмотреть на дворец Turniščе, расположенному километрах в пяти от Птуя на другой стороне Дравы.
Мы даже вплотную подъехали к дворцу. Но в этот день здесь проходило какое-то массовое мероприятие, так что вмешиваться мы не стали.
По дороге домой еще раз проехали мимо дворца Дорнава и еще раз подивились его благородному облику.
В параметрах настройки навигатора выбрали кратчайшую дорогу, чтобы ехать по самым что ни на есть местным дорогам.
Именно здесь и сфотографировали зайца, фигурировавшего в предыдущем отчете.
Также наградой были красивейшие и спокойные пейзажи сельской Словении, где нам свезло очутиться.
У нас сложилось впечатление, что во времена социализма здесь располагалось какое-то медицинско-социальное учреждение.
Это прямо одна из особенностей социалистического строя — превращать бывшие дворцы и усадьбы в подобного рода учреждения. У нас в России таких, по-моему, не один десяток.
Птуй очень понравился, и особенно тем, что им управляет енот. :))) А если без шуток, то очень колоритно: и улочки, и дома, и замок, и виды на город. Женские скульптуры, те, что с «грацией и изяществом» просто восхитительны. Ну, и соглашусь с Вами и Еленой, раскрашенный асфальт прям находка для российских дорожников. А что — красиво!
Спасибо, Светлана, замечательный рассказ!
Владимир, спасибо за детальный «разбор полётов »!
А то мне даже обидно стало за Птуй: самая интересная часть — и ноль эмоций со стороны любознательной публики. Вот теперь — порядок)))
Город-сказка. 100% попадание с названием этой части.
Второй день штудирую, работа сильно мешает данному увлекательному процессу :))
Отчет в руку, сижу растекаюсь мыслью по древу, где сделать промежуточную остановку (шести часов конечно не будет, но все-таки). Здорово что в замке фотографировать можно.
Второй день штудирую, работа сильно мешает данному увлекательному процессу :))
—
И если работа мешается Птую,
То ну ее на фиг, работу такую!
Очень сильно рекомендовала бы заглянуть в замок, не ограничиваться только внешним видом. Если нравится такого рода коллекция (а я ее довольно подробно расписала) — должно понравиться!
И если работа мешается Птую,
То ну ее на фиг, работу такую!
то что Вы мастер художественного слова — знала, но еще и поэт! БРАВО!
Так как персональной нефтегазовой скважиной не обзавелись, то будем подрабатывать на стороне, дабы было на что путешествовать :)))
Наша убежденность подкреплялась тем, что на подходе к дворцу на дороге был указатель: что-то вроде психоневрологической лечебницы. Пока мы бродили по двору, группа людей, сидящих в отдалении в саду, активизировалась и пришла в движении. По виду – как раз пациенты этой самой клиники. Тут мы решили тоже не задерживаться – от греха подальше…
Ну да, я-то человек другой! Я ж читаю: «группа людей, сидящих в отдалении» отделении. Дальше вообще очень интересно стало, когда они активизировались и пришли в движение!
Управа Енота тоже повеселила, такое впечатление, что собрались Мультяшки и давай пугать друг друга… Особенно названием города!
Исторические части и города и рассказа рука об руку идут. Как мне нравятся такие мостовые из камушков с ладошку! Поставить этот «блинчик» на ребро, потом закрепить последующим! И так сотни квадратных метров!
С корабля, т.е. с самолета — и за рецензирование: это прямо достойно восхищения!
Что касается «веселого» изложения — у меня в разделе " проверка правописания" всякий раз шок и трепет. Компьютер требует нещадно удалять перлы типа «наличествующий», да и вышеприведенный отрывок требовал причесать по-литературному. Увы — поделать с собой ничего не могу: или терпеть — или пропускать!
А Птуй — да, веселый город, а где веселье — там енот)))
Внимание!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять
комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество
привилегий на сайте!
Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.
Комментарии (12)
RSS свернуть / развернутьellenna
Сначала подумала, что это мозаика напольная, а оказалось асфальт!
Ну и все остальное тоже впечатляет, спасибо.
begun12
Спасибо!
BVD64
Это прямо одна из особенностей социалистического строя — превращать бывшие дворцы и усадьбы в подобного рода учреждения. У нас в России таких, по-моему, не один десяток.
Птуй очень понравился, и особенно тем, что им управляет енот. :))) А если без шуток, то очень колоритно: и улочки, и дома, и замок, и виды на город. Женские скульптуры, те, что с «грацией и изяществом» просто восхитительны. Ну, и соглашусь с Вами и Еленой, раскрашенный асфальт прям находка для российских дорожников. А что — красиво!
Спасибо, Светлана, замечательный рассказ!
begun12
А то мне даже обидно стало за Птуй: самая интересная часть — и ноль эмоций со стороны любознательной публики. Вот теперь — порядок)))
Tat-77s
Второй день штудирую, работа сильно мешает данному увлекательному процессу :))
Отчет в руку, сижу растекаюсь мыслью по древу, где сделать промежуточную остановку (шести часов конечно не будет, но все-таки). Здорово что в замке фотографировать можно.
begun12
И если работа мешается Птую,
То ну ее на фиг, работу такую!
Очень сильно рекомендовала бы заглянуть в замок, не ограничиваться только внешним видом. Если нравится такого рода коллекция (а я ее довольно подробно расписала) — должно понравиться!
Tat-77s
то что Вы мастер художественного слова — знала, но еще и поэт! БРАВО!
Так как персональной нефтегазовой скважиной не обзавелись, то будем подрабатывать на стороне, дабы было на что путешествовать :)))
begun12
Удачного воплощения планов!
Planibel
begun12
Miquel
Ну да, я-то человек другой! Я ж читаю: «группа людей, сидящих в
отдалении» отделении. Дальше вообще очень интересно стало, когда они активизировались и пришли в движение!Управа Енота тоже повеселила, такое впечатление, что собрались Мультяшки и давай пугать друг друга… Особенно названием города!
Исторические части и города и рассказа рука об руку идут. Как мне нравятся такие мостовые из камушков с ладошку! Поставить этот «блинчик» на ребро, потом закрепить последующим! И так сотни квадратных метров!
Музыкальные инструменты напомнили Вену!
Красота!
begun12
Что касается «веселого» изложения — у меня в разделе " проверка правописания" всякий раз шок и трепет. Компьютер требует нещадно удалять перлы типа «наличествующий», да и вышеприведенный отрывок требовал причесать по-литературному. Увы — поделать с собой ничего не могу: или терпеть — или пропускать!
А Птуй — да, веселый город, а где веселье — там енот)))
Внимание!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!
Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.