Сарай-Бату. По астраханским и калмыцким пустыням. Часть 2. / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!


Авторизация

Зарегистрироваться

Войти или Зарегистрироваться        Мобильная версия

Сарай-Бату. По астраханским и калмыцким пустыням. Часть 2.

Часть 1 здесь.

В движении в степи видели отары пасущихся овец, иногда довольно большие.

Возглавляет отару всегда козёл. Иногда встречались немногочисленные табуны лошадей вместе с жеребятами, небольшие стада коров с телятами. Причём, без пастухов, вдали от населённых пунктов и кошей, как будто одичалые, и их, кажется, не загоняют на ночь хозяева.
Дорожное покрытие приличное, скорость держим около 120, постов ГАИ почти нет.

Когда мы дважды были в этих пустынных степях в 1989 и 2001 годах, там водились многочисленные стада антилоп – сайгаков. Их можно было видеть с дороги, мчались с огромной скоростью сплошной массой, лавиной. Зрелище захватывающее.
Потом произошла перестройка, появились многочисленные неприкасаемые, наглые чиновники, местные князьки, или баи. Появилось многозарядное нарезное оружие, оптические прицелы, квадроциклы, снегоходы, и самое страшное для всего живого – вертолёты. Руководители и воры всех мастей ринулись в пустыню уничтожать этих добрых и беззащитных животных. Они очень пугливые, от рёва мотора вертолёта буквально сходят с ума, несутся с запредельной скоростью и некоторые погибают от разрыва сердца. В панике многих сбивают с ног и затаптывают.
Когда появилась частная собственность, власть имущие кинулись захватывать лучшие участки степей, где есть вода и какая-то растительность. Развели огромные стада коров и овец, построили большое количество кошей и загонов, от водоёмов проложили трубы для водопоя и орошения, провели линии электропередач, проложили примитивные дороги. Перегородили ранее бесконечно свободные степи и закрыли возможность сайгакам перемещаться в поисках пастбищ. Ареал обитания их резко уменьшился, те степные просторы, где они веками паслись, заняли коровы, лошади, овцы, козы, плюс неконтролируемая охота, превратившаяся в механизированное уничтожение.
Сайгакам было невозможно выжить, они быстро погибли.
Сейчас их осталось совсем немного на ограниченной территории заказника под охраной егерей. Служат для забавы местным и приезжим власть и деньги имущим.
Человек, как всегда, одержал победу.
Да здравствует Человек – Могильщик Природы!

Скорость весь день около 120 км/час.
Началась Калмыкия, мало чем отличающаяся от Астраханских пустынь. Разве что коши поприличнее, с крышами, загонами, с домиком для пастухов.
Такие же неплохие дороги, идём 120, нас обгоняют. Много иномарок, и что интересно, не видно грязных машин.

В 21.30 прибыли в калмыцкий город Яшкуль на автостоянку.
Пробег 686км.

14.06.2014г. Суббота. День третий.

Автостоянка в г. Яшкуль, Калмыкия.
До Элисты менее 100км.
Я проснулся приблизительно в 6.00 – что для меня непривычно,
Валентина в 6.50.
Долго лежали, делились впечатлениями и планами.
Выезд в 7.40.
Путь на Элисту, Сальск, Ростов.
Погода с утра хорошая, солнечно, лёгкие красивые на синем фоне светлые облака. От многочисленных дождей наша красивая машина выглядит неряшливо, тем более что все встречные и попутные чистые и блестящие.
Дорога, как и все в этих краях, однополосная, с хорошим покрытием. Если объезд, то асфальтированный. Немного машин, грузовиков почти нет. Спокойное движение со скоростью 110-120 км/час, никакой нервотрёпки.
Решили свернуть с автотрассы и посмотреть жизнь в глубинке.
На ближайшем перекрёстке свернули налево. Метров через 50 современный асфальт кончился и начался советский, который вряд ли с тех времён ремонтировался.
Ехать невозможно, свернули с насыпи и поехали по грунтовой колее. Паслись маленькие стада овец, штук по 20. Свернули с колеи и поехали по степи. Почва твёрдая, колёса не проваливаются, ехать можно в любом направлении. Через какое-то время остановились позавтракать. Вышли и удивились увиденному: твёрдая, хорошо утрамбованная овцами глина, вся поверхность густо покрыта овечьим помётом, никакой растительности, кроме верблюжьих колючек и обглоданных кустиков полыни. Было непонятно, что же едят овцы? Наверное, по этой причине они такие худые. Когда их постригут, выглядят узниками Бухенвальда.
Шипы у редких кустиков верблюжьей колючки необыкновенно острые, легко прокалывают джинсы. Как их едят верблюды? Видимо, не от хорошей жизни.
Вернулись в колею и продолжили движение. Допрыгали до какого-то села. Здесь даже драный асфальт закончился.

Вообще в Астраханской области и в Калмыкии бросаются в глаза бедность и убогость. Неказистые, низенькие, без фундаментов дома, многие построены из самана и камыша с глиной, низкими шиферными жёлто-зелёными крышами, маленькими окошками. Домики разбросаны по селу каким-то диким образом, ни улицы, ни переулка, кто где хотел, там и строил, штук 30 жилищ разбросаны в полном беспорядке, от одного к другому продавлена в глине колея. Удручающая нищета, невесёлые картинки.
Спросили, как выживают люди. Ответили, что за счёт двух-трёх десятков овец и коз, и приусадебного хозяйства. Если есть вода, можно выращивать овощи.
Люди широколицые с маленькими носами и узкими глазами – калмыки, казахи, татары, ногайцы и др. Женщины в шароварах и юбках.
Отдельно о стойбищах. В Астраханской области это какой-то кошмар. Приземистые, без фундаментов длинные навесы с провалившимися крышами и полуразвалившимися стенами, не понятно из чего сооружён загон для овец, ещё более ужасного вида сараюшки, очевидно, для родившихся ягнят. Рядом халупа из камыша для семьи или пастухов. Чем они топят — не понятно. Дети, очевидно, живут в школах-интернатах. Всё убогое, покосившееся, смотреть без слёз нельзя. Невольно приходят мысли, что мы зажрались.
В Калмыкии стойбища не такого удручающего вида, Илюмжинов, наверное, старался для своих земляков.
Прибыли в Элисту. Мы здесь третий раз.
Заехали на мойку, вымыли машину, поездили по городу, подъехали к буддийскому храму, самому большому в России и Европе. Высота 56 метров. На шпиле главного купола нет атрибутики, указывающей на религиозную принадлежность – ни креста, ни полумесяца. Религия калмыков – ламаизм, ответвление буддизма. Главный – лама. За рекордно короткий срок храм был спроектирован и построен в 2005 году Президентом Калмыкии Илюмжиновым. Храм называется «Золотая обитель Будды Шакьямуни».
Храм выглядит внушительно, золотые купола, искусная роспись, буддийские беседки по территории.
Поездили по Элисте, столицей её никак не назовёшь, типа большого районного города в наших краях.
Поехали на Сальск-Ростов через Зимовники. Вообще-то нужно было ехать через большое озеро Маныч-Гудило, но как-то не сориентировались.
По мере удаления от Элисты, перед границей Калмыкии-Ростовской области, проплывающие за окнами картины стали меняться. Почва потемнела, уходили буро-коричневые степи и стали появляться поля, луга, посевы, деревья. Машин мало, дорога приличного качества.
Прощай, пустыня! Экзотическая страна, поражающая воображение своей необычностью.
Приблизились к Ростову, повернули на М4 «Дон». И началось сумасшествие. Двухполосное движение в каждом направлении, масса машин, высокая скорость, метание из ряда в ряд, ползущий правый ряд и несущийся левый, все кому-то мешают, сигналят фарами, ревут клаксоны. Мы как-то чуть отвыкли в степях от этого дурдома.
Но надо втягиваться, это наша действительность.
Проезжаем с высокой скоростью знакомые города: Шахты, Каменск-Шахтинский, Миллерово, Тарасовка, Чертково, въезжаем на территорию Воронежской области. Здесь решили переночевать, т.к. заканчивалось светлое время, до дома ещё 300км, а ночью ездить мы очень не любим.
В 21.15 остановка на ночёвку на автостоянке где-то после границы Ростовской и Воронежской областей.
Усталости не чувствовалось, долго сидели в машине, я в тетради делал короткие записи о сегодняшнем дне. Спали в машине.
Пробег 855 км.

15.06.2014г. Воскресенье. День четвёртый.

Автостоянка после границы Ростовской и Воронежской областей.
Проснулись приблизительно в 7.30, выезд в 8.30.

В ноябре 2008года Дмитрий Крылов, ведущий телепрограммы «Непутевые заметки», сказал:
«Любовью к природе Бог награждает немногих высоконравственных людей с особым восприятием мира».
Я бы ещё от себя добавил, что есть небольшая категория лучших людей, помеченных Богом. Они обожают экстремальный образ жизни – сплав по горным рекам, скалолазание, покорение заоблачных вершин, спуск на горных лыжах, полёты на пара-дельтапланах, гонки на спортивных лодках, дальние походы на катерах и яхтах, автопутешествия по горам и пустыням, стремление всё свободное время проводить на природе.
Надеюсь, что мой отчёт, хотя он и не экстремальный, читают именно такие.

Каждый раз, отправляясь в автопутешествие, душа наполняется надеждами и радостью от встреч с новыми местами, с прекрасной природой, с экзотикой.
О доме почти не думаешь, он отодвигается далеко на задний план, впереди всё только романтическое и неизведанное.
Когда путешествие близится к концу, все мысли переносятся домой: как там?
А увиденное и пережитое отодвигается в прошлое, вспоминается как хороший сон, как сказка. И долго потом будут накатывать тёплые воспоминания о самых ярких событиях.
Путь домой всегда короче. Едем по своей, воронежской земле, где мы знаем каждый метр асфальтированных и грунтовых дорог, где всё свободное время мы в поездках, пеших походах, изучаем родные края, знаем все города, сёла, деревни, хутора, озёра, пруды, леса, рощи, парки, меловые холмы, пещеры и пещерные монастыри, на моторной лодке ходим по красивейшим воронежским рекам Дон и Воронеж.
Высокоскоростное движение по великолепной четырёхполосной автотрассе М-4 «Дон». Всё вокруг своё, родное. Мысли уже о доме, планы на ближайшие дни.

Дома в 13.00. Четырёхдневное замечательное путешествие в другой, пустынный мир подходит к логическому концу.
Пробег 265км.

В сентябре предстоит тридцатое автопутешествие в Гузерипль, на Партизанскую и Яворовую поляны, в станицы Меркулаевка и Сахрай, в Долину Нарзанов и Джилы-Су, к сказочному водопаду Гедмишх и волшебным озёрам Шадхурей, на Эльбрус.
Маршрут, как всегда, составлен по кольцу.
Даже сердце замирает от ожидания этого прекрасного времени!

Выводы и заключения:

12-15 июня 2014года, в дороге 4 дня.
Автомобиль — кроссовер Хёндай ix-35 полноприводной.
Экипаж 2 человека, супруги. Водитель один.
Пробег 2500км
Сожжено бензина АИ-92 200л.
Расход на 100км составляет 8,24л.
Истрачено 8 000р, плюс закупка продуктов перед выездом ~3 000р.
На бензин истрачено 6 000р.
Максимальный дневной пробег составил 885км.
За весь период не было ни одного ЧП.
Ни разу не были остановлены сотрудниками ГАИ.
Все 3 ночёвки на охраняемых автостоянках в автомобиле.

Послесловие.

12 – 15.06.2014г.
Скорость движения 100-110 км/час, от Астрахани до Элисты 120 км/час.
Дороги однорядные с хорошим покрытием.
Новый кроссовер Хёндай IX-35 вёл себя безукоризненно, ни малейших проблем, отлично поддерживает заданный микроклимат двухзонный климат-контроль. Мощности мотора в 150 л.с. практически хватает для уверенного движения в автомобильном потоке. Любой подъём легко преодолевается на 6-й передаче.
Спали все 3 ночи в машине на охраняемых автостоянках.
При необходимости в салоне можно лёжа поместиться троим.
Все дни периодически шли дожди.
В Астрахани и Калмыкии мы третий раз, прошло много лет с момента последнего посещения (2001г), и пустыня вновь поразила своей непохожестью на наши пейзажи.
Это совершенно иной мир.
Впечатление ошеломляющее.
За всё пребывание в пустынных краях не видели ни одного дикого верблюда, только в Сарай-Бату с седлом для посетителей, хотя сворачивали с асфальта и далеко уезжали в степь. Раньше их было много.
Пустыня – это иной мир. Там всё не так, как у нас. Там не жизнь, а выживание. Там мало что меняется десятилетиями, те же низкие, не понятно из чего сложенные домики без фундаментов, с маленькими окошками, покрытые в советские времена шифером. Постоянно дующий ветер засыпает всё вокруг глиняной пылью, в том числе и шифер, на нём прорастает мох, и все крыши становятся жёлто-зелёными. В маленьких сёлах, или как там их назвать, нет асфальта, нет газа. Хаотично разбросаны домики, нет улиц, нет переулков, от домика к домику продавлены глубокие колеи в глине.
Мне всегда казалось, что пустыня безжизненна, людей нет, там шляются вараны, скорпионы, фаланги, жуки-пауки, да кружат в безоблачном небе стервятники с голыми шеями, высматривая, где поклевать отдавших Богу душу. Да идут по известным лишь проводникам пескам верблюжьи караваны с оружием и героином. А сопровождают их закопченные бедуины в белых просторных одеждах. Наверное, где-нибудь в Сахаре так и есть, но в астраханских и калмыцких пустынных степях не так. Здесь постоянно идёт трудная борьба за жизнь. Основная масса населения имеет десяток-другой худосочных коз и овец, которых изо дня в день гоняет по одним и тем же пастбищам, где растут редкие верблюжьи колючки и обглоданная полынь.
В автопутешествиях мы живём автономной жизнью, это выработалось с советских времён, когда были огромные проблемы с бензином, иногда приходилось оставаться с пустым баком, просить у местных продать 5 литров по любой цене, даже шланги для переливания возили с собой. На редких грязных АЗС частникам его продавали по 5-10 литров, и то не на каждой, очереди были многочасовые.
Все перед путешествием ездили дома по городу ночами, набирали бензин.
Каждый вёз минимум канистру 20л, а некоторые загружали на багажник по 5 канистр и гордо посматривали на завидующих участников движения.
Гостиниц в СССР было мало, всегда все переполненные. Если не было командировочного удостоверения, одну-две ночи приходилось спать на чемодане в вестибюле, ожидая очереди.
Кемпингов и автостоянок вообще не было, всего несколько штук на Черноморском побережье, всегда переполненных, ждать очереди на заезд приходилось 2-3 суток у шлагбаума. Поэтому и путешественников не было, если кто заезжал за шлагбаум, то боялся выехать, чтобы не потерять место.
Продукты купить было негде, о колбасе лишь мечтали, со всего СССР ездили в Москву, чтобы в колоссальных очередях набрать варёной колбасы, а если повезёт, то и немного копчёной.
Не брезговали и ливерной, похожей на готовое дерьмо в кишке. Даже запах был соответствующий, и брезгливые люди, чтобы убить дух, эту «прелесть» жарили.
Все пассажирские составы из Москвы во все стороны страны после прохождения оставляли приятный колбасный запах. Их и называли «колбасными».
Автомобилисты продукты везли с собой, очень много, обязательно любыми путями добывали тушёнку или «Завтрак туриста», мастерили всякие установки для приготовления пищи под паяльную лампу – других горелок не существовало.
На Эльбрус частные автомобили не пускали, на Домбай не пускали, на Рицу не пускали. Приходилось бросать машину и на рейсовом автобусе ехать любоваться экзотикой.
Набирали кучу запчастей, т.к. нигде ничего не продавалось и не существовало станций тех. обслуживания. Все ремонты и обслуживания выполнялись самими владельцами.
Кроме веса пассажиров, набиралось ещё килограммов 100-150. Приседали «Жигули» и «Москвичи», приходилось усиливать пружины, было придумано несколько способов.
Ещё с тех времён у меня составлены списки всего необходимого, что может потребоваться в длительном путешествии – а мы именно путешествовали — чтобы было удобно, не голодно и как-то комфортно.
Сейчас в списке 92 пункта. Самое необходимое раскладываем в карманы боковин дверей, в «бардачок», в кофр между передними сидениями, а остальное в 3 картонных коробки:
— продукты не портящиеся;
— оборудование и приборы;
— одежда.
Всё скоропортящееся в автохолодильник, постоянно подключенный к электросети машины. Очень хорошая штука.
Берём газовую миниатюрную плитку с баллонами, китайский 2л. термос, из которого даже через сутки можно пить кофе и заливать кипятком супы быстрого приготовления.
Если термос пустой, кипятим воду на газовой плитке.
О постелях написано раньше.
Путешественники мы опытнейшие, я «накрутил» за рулём своих 8 автомобилей более 2 миллионов километров (5 раз до Луны и 50 раз по экватору вокруг Земли).
Мы много путешествуем по Северному и Западному Кавказу и Закавказью. Неоднократно побывали в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии, Дагестане, Ингушетии, Чечне, Северной и Южной Осетии, Адыгее, Грузии, Армении, причём, не только в городах и столицах. Проехали по всем возможным ущельям, поднялись на перевалы, пробрались к озёрам и другим экзотическим местам. Поднимаемся в горы, сворачиваем на грунтовые дороги и уезжаем далеко от асфальта, в отдалённые аулы, на озёра, водопады, в ущелья, к выдающимся скалам и другой экзотике. Туда, где мы можем побыть наедине с природой.
Иногда ночуем там, где застала ночь или дождь.
Мы путешествовали на «Москвичах» и «Жигулях» всех мастей.
Удобнее всего для этих целей универсалы.
В дороге нам нужны бензин, хлеб и иногда кипяток, чтобы не кипятить на плитке. Всё остальное с собой.
Воду берём из родников.

Жизнь людей в пустынных степях намного труднее и безрадостнее нашей. Мы на что-то жалуемся, чем-то недовольны, не понимая, что другие живут значительно хуже.

Почвы солончаковые – озеро метров 100 в диаметре, а посредине стоит цапля, и ей по колено. Берега белые, соляные.
На солончаковых почвах не могут расти сочные травы.

Моё подробное повествование кому-то понравится, кому-то нет. Хотелось бы узнать мнение и тех, и других. Я выставляю отчёт впервые, хотя это 29-е по счёту длительное автопутешествие.

Комментарии (1)

RSS свернуть / развернуть
+
0
+ -
avatar

angel-lv

  • 6 марта 2015, 20:08
Интересный рассказ, спасибо.

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.