Северный Марш или Кола-2015. Дни 11-14. Финал. Кировск – Петрозаводск – Рускеала – Старая Ладога – Москва. / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!

Макси-трейлер
Введение. Общие сведения. Официальный трейлер
День 1. Москва — Ярославль — Вытегра — Андома-гора — Пудож
День 2. Пудож — Повенец — Медвежьегорск — Рабочеоостровск
День 3. Рабочеоостровск — Соловки — Соловецкий монастырь.
День 4. Соловецкие острова. Гора Секирная. Лабиринт у Белого моря.
День 5. Большой Заяцкий остров. Каменные лабиринты. Ночевка в палатке.
День 6. Полярный круг. Мурманск.
День 7. Териберка. Водопад. Баренцево море.
День 8. Мурманск — Кировск (Хибины).
День 9. Хибины. Кировск — Куэльпорр.
День 10. Хибины. Восхождение на гору Куэльпорр.
Дни 11-14. Кировск — Петрозаводск — Рускеала — Старая Ладога — Москва.

Друзья, напоминаю вам, что наш отчет представлен в видеоформате с небольшим текстовым сопровождением. Видео достаточно подробные, но на все вопросы мы обязательно постараемся ответить.

Оставшиеся дни путешествия можно в определенной степени считать «докаточными». Самые главные и интересные цели в этой поездке мы уже увидели (Соловки, Хибины, Мурманск и Териберка), но домой как-то ведь нужно было вернуться. И, пока телепортацию людей не изобрели, сделали мы это традиционным способом – на автомобиле. Чтобы обратная дорога не была полной копией уже пройденного по пути туда, решили завершающую нитку пустить по западному побережью Онежского озера, затем переезд к Ладоге, посещение Рускеалы и Старой Ладоги, и, наконец, завершающий 700+ -километровый рывок до Москвы.

Несмотря на то, что на маршруте есть масса всего интересного, особенно для тех, кто поедет, например, в Карелию впервые, я посчитал, что «докаточные» дни можно смело собрать в более компактный формат как по видео, так и по описанию. Итак, в этом посте краткий очерк сразу о четырех последних днях нашего путешествия и, соответственно, два видео.

Дни 11-12. Кировск и горный музей. Возвращение в Карелию. База отдыха Сандал. Водопад Кивач. Петрозаводск на колесе обозрения. Переезд в Рускеалу.

Утром прощаемся с Хибинами и базой Куэльпорр, где нам безумно понравилось и куда мы мечтаем как-нибудь обязательно вернуться. Обратный трансфер на гостиничной «буханке» и вот мы уже в Кировске. Напоследок идем в горный музей МВЦ «Апатит». Его создало работающее здесь предприятие и посещение музея является совершенно бесплатным. Ну, хоть какая-то компенсация за изгаженную природу :) На самом деле, музей интересный, здесь выставлена очень хорошая коллекция камней и горных пород. Однозначно, заслуживает внимания. Кстати, в здании МВЦ расположен и небольшой кафетерий с пончиками, мы зашли – тоже можно смело рекомендовать.

Ну, а дальше нас ждал длинный перегон из Кировска в Карелию. Дорога тут одна – трасса Р-21 «Кола» и никаких тебе вариантов. Ничего примечательного на обратном пути не произошло и мы спокойно доехали до базы отдыха «Сандал», где нам предстояла ночевка. База находится у одноименного озера. Это большое и совершенно самостоятельное озеро, хоть и находится совсем рядом с Онежским. База эта удобна тем, что находится совсем рядом с водопадом Кивач, в который мы и направились следующим утром.

Ну, про Кивач особо рассказывать нечего. Да, когда-то этот водопад произвел на меня большое впечатление, но тогда я еще много чего не видел. Поэтому – да, красиво, но не самая впечатляющая водная стихия. В любом случае, в погожий солнечный денек здесь приятно провести некоторое время. Помимо водопада есть также музей природы, да и вообще можно побродить по местным лесам, так что, при желании можно найти чем заняться.

После Кивача едем в столицу Карелии – город Петрозаводск. Здесь у нас нет никаких серьезных планов, просто навестить знакомый город, через который несколько раз проходили маршруты наших водных и не только походов. Из обязательного было посещение бара «Кивач» на улице Ленина недалеко от железнодорожного вокзала, где мы неоднократно трапезничали. То есть, это была дань традиции. Также мы немножко прогулялись по набережной у пассажирского порта, прокатились на колесе обозрения, закупились провизией в большом ТЦ и отправились дальше.

Завершающая часть 12-го дня – это еще один большой перегон из Петрозаводска в Рускеалу. Дорога интересная, красивая, трафика не много. Процентов на 80% уже отремонтирована (на 2015 год). Последний участок проходит вдоль Ладожских шхер – очень красиво! Была мысль встать с палаткой, даже вроде бы нашли место, но комары, начинающийся дождик и опасения, что это место слишком доступно с трассы, — все эти факторы повлияли на наше решение ехать в Рускеалу и искать там размещение.

После некоторых блужданий в сгущающихся сумерках остановились на базе отдыха «Рускеала». Взяли самый простой номер на четверых, без удобств. Есть микроволновка, так что можно подогреть еду. Отужинав, завершили день глубоким сном.

Дни 13-14. Горный парк Рускеала. Катание на лодке. Полет над Мраморным каньоном на ZipLine. Ладожское озеро. Старая Ладога и крепость. Могила Вещего Олега. Возвращение в Москву.

С утра пораньше, попив чайку и чем-то перекусив на скорую руку, отправляемся в горный парк «Рускеала». Этот парк, открывшийся совсем недавно, в 2005 году, – пример правильного вложения частных средств – стал по-настоящему замечательным и привлекательным для семейного и не только отдыха. Он же пример грамотного управления и организации места таким образом, чтобы оно стало удобной для посещения туристической достопримечательностью. В общем-то, во многих аспектах парк не уступает некоторым западным образцам. Жаль, что таких парков у нас пока совсем немного.

Я бывал в этом парке еще в 2011 году и видно, что с тех пор развитие его продолжалось. Например, стал доступен для посещения Итальянский карьер. В этот раз мы его и посетили, а также покатались на лодке на озере Мраморного каньона и полетали на экстремальном аттракционе ZipLine. Это когда тебя с одной, более высокой, точки отправляют по веревке на другую. В Рускеале ты пролетаешь над всем Мраморным каньоном. Я – боюсь высоты, но решился на спуск и не пожалел, — это было здорово!

Здесь же в парке мы и пообедали. Денек выдался жарким, доходило до +30. После северных холодов мы усиленно отогревались. После парка заехали на Рускеальские водопады, известные тем, что здесь снималась кинолента «А зори здесь тихие». Место приятное, красивое, спокойное и, что немаловажно, совершенно бесплатное.

Остаток дня провели в дороге из Рускеалы до Старой Ладоги. Дорога, проходящая преимущественно по восточной стороне Ладожского озера, довольно красивая, но впечатление сильно портит ее качество. Некоторые участки просто разбиты «в хлам» и приходится ехать очень осторожно, чтобы не остаться без колес. По пути есть пара выходов с дороги прямо к озеру, где можно полюбоваться Ладогой во всей красе.

В Старую Ладогу приехали уже когда стемнело. Благодаря женщине-администратору нам удалось заказать себе шашлык, никаких других вариантов покушать в это время уже не было. Ну, по крайней мере, нас в этом очень уверяли.

И вот наступает последний день. Собираемся, выезжаем, завтракаем и идем смотреть на крепость. Староладожская крепость когда-то была разрушена почти до основания, сейчас ее потихоньку восстанавливают. В день нашего пребывания здесь проводился исторический фестиваль. Для нас это, скорее, был минус, потому что было море людей и платный вход (500 рублей). Мы решили, что как-то не по карману и в ближайшем скверике переждали часа полтора до тех пор, пока фестиваль не завершился. Крепость неплохая, но, например, Ивангородская крепость или Псковская, или Копорье, — производят гораздо более сильное впечатление. Как раз в 2011 году мне довелось совершить путешествие по северо-западу России, одно из целей которого был осмотр древних русских крепостей. Нам удалось посетить все крепости за исключением Староладожской. Ну, что же, теперь пробел был удален.

Перед отъездом из Старой Ладоги заехали на место, которое обозначается как захоронение Вещего Олега. Об этом здесь есть даже табличка. Представляет собой пару холмов, с которых открываются красивые виды на Волхов. С точки зрения науки, нет никаких доказательств, что Вещий Олег был погребен именно здесь.

С чувством грусти, но также усталости и желанием вернуться домой, отправляемся в завершающий марш-бросок из Старой Ладоги до Москвы. Большая часть пути прошла по Ленинградке. Нам повезло – Вышний Волочек и участок от Солнечногорска до Москвы мы проехали по новым скоростным автомагистралям, которые в то время еще оставались бесплатными. Путь до Москвы с остановкой на ужин занял около 8 часов. Завезли наших друзей и сами оказались дома уже под утро, когда на улице было совсем светло…

Вот и закончилось наше путешествие! Спасибо всем, кто читал, оценивал, делился. Отчет считаю завершенным. До новых путешествий!