Финляндия - Швеция - Норвегия 2009 Часть 1-я / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!


Авторизация

Зарегистрироваться

Войти или Зарегистрироваться        Мобильная версия

Финляндия - Швеция - Норвегия 2009 Часть 1-я

Финляндия – Швеция – Норвегия 2009г.

Необходимое предисловие.

Я – не писАтель. И не отважный первооткрыватель неизведанных земель. И не научный исследователь. Я – обычный человек. Чтобы не сказать обыватель. И цель нижеприведенной писанины – всего лишь помочь тем людям, что делают сегодня свой выбор и задаются теми же вопросами, которыми задавался и я. Поделиться с ними своими личными (и только личными!) соображениями, наблюдениями, опытом. Льщу себе надеждой, что это кому-то хоть как-то да поможет.
Поэтому я, в качестве лирического вступления, позволю себе немного порассуждать на темы, на первый взгляд несколько отвлеченные. Но это лишь на первый взгляд.
Как всем хорошо известно, главное в любом деле – это Подготовка. Но любое дело начинается всё же не с неё, а с принятия Решения.

Почему я вообще решил поехать?

«На машине?! В Норвегию?!», — услышав о моих планах, друзья вздымали очи горе, разводили руками, крутили пальцем у виска, совершали иные аллегорические телодвижения, сопровождая их метафорическими высказываниями в мой адрес.
А и действительно? С чего это меня вдруг потянуло в эдакую авантюру? Опыта подобных путешествий у меня нет, здоровья тоже уже не так, чтобы очень, на дворе мировой кризис… Не проще ли (и многие именно так мне и советовали) купить путёвочку и не иметь всех тех забот и проблем, что я столь старательно себе подыскал?
Ну захотелось человеку новых пейзажей – это ещё можно понять, но отчего столь сложным, чтобы не сказать, мазохистским, образом?
Дело в том, что моя цель состояла вовсе не в том, чтобы просто увидеть какую-то красивую гору, красивый залив, красивую церковь. Да, безусловно, я хотел увидеть нечто, мною доселе невиданное, побывать в новых необычных местах, но вместе с тем, я хотел сделать это ОПРЕДЕЛЁННЫМ ОБРАЗОМ.
А потому, задуманная поездка вообще воспринималась мною как своего рода самоценность. А это уже несколько иная психология и несколько иное восприятие действительности.
Что есть наша жизнь? Череда однообразных дней, неуклонно ведущих нас к неизбежному концу?
Леонардо да Винчи, вроде бы, сказал, что ЖИЗНЬ — ЭТО НЕ ТЕ ДНИ, ЧТО ПРОЖИТЫ, А ТЕ, ЧТО ЗАПОМНИЛИСЬ. Много ли дней нашей жизни навечно впечатываются нам в память?
БОльшая и, увы, лучшая часть моей жизни, к сожалению, уже прошла. Так или иначе. И будущее не сулит мне особых радостей. И мои возможности с каждым годом будут всё более сужаться. Как «шагреневая кожа». Это печально — но это так.
Вот я и решил, так сказать, «воспрять духом»! Использовать те возможности, что у меня ещё ПОКА имеются. Тот резерв, которым я ПОКА ЕЩЁ располагаю. И эта поездка воспринималась мною как Путь, как Врата, Выход из нашего житейского тупика. ПУТЕШЕСТВИЕ, которое суть не фотосессия, не праздное любопытсво, а которая суть ПРИКЛЮЧЕНИЕ!
Приключение, которое даст мне возможность стряхнуть с себя давящую тяжесть однообразия бытия, его мелочной суеты, его бытовухи, его текучки, всего того, что намертво засирает наш мозг и по существу убивает его.
Ведь мы всё более как биороботы, как зомби в нашей жизни.
Понятие старости относится как к физическому состоянию, так и к духовному. Пример — родители жены, которые живут сейчас со мной.
Им ничего уже не надо. Им такая поездка не нужна и даром.
Даже в самой комфортабельной каюте лайнера, с врачом в экипаже, с диетическим питанием и т.д. и т.п. Просто не нужна. Они бы шашлыки с пивом на огороде предпочли бы. Всяким фьордам и парижам.
А потом сериал посмотреть, в котором не помнят даже сюжета…
Вот ТАК умирает человек. А не только сорвавшись в пропасть.
Помните у Высоцкого: «Так лучше, чем от водки и от простуд».
Маловероятно умереть в поездке. А вот умереть духовно можно в любом возрасте и при любом состоянии здоровья.

Предлагается Жизнь.
Недорого.

Почему именно сейчас?

Поверьте, не стоит искать идеальных условий, оптимального стечения обстоятельств. Они всё равно таковыми никогда не будут. Не стоит обманывать себя. Разве перестанут болеть родители? Рождаться и расти дети и внуки? Не потребуется ремонт? А может вспомнить про 1992 год? Про 1998-й? Про нынешний кризис? Кто гарантирован от подобного в будущем?
Есть возможность — и её надо реализовать, потому как никто не знает, что ждёт нас всех впереди…
Судьба не будет дожидаться, пока человек соизволит что-то решить и на что-то решиться. Судьба даёт лишь ВОЗМОЖНОСТЬ и лишь СЕГОДНЯ, но ничего не обещает на будущее. Н-И-Ч-Е-Г-О. И это надо понимать. Понимать, что отказываясь от поездки сегодня, возможно отказываешься от ЕДИНСТВЕННОГО шанса, единственной возможности в жизни, а не от просто от сегодняшнего предложения.
И Судьба не бронирует шансы.
Таким образом, задуманная поездка — это вовсе не шашлык на даче, а осознанная попытка сохранить самого себя.
Это ли не самое главное?

Молодёжь, к сожалению, зачастую не видит реальных своих преимуществ. Строит карьеру, копит деньги. Это правильно, конечно, но в тоже время и так обыденно!
А время-то идёт… Это лишь кажется, что его ещё много.
Заработать много денег, чтобы потом начать «хорошо жить», в том числе и путешествовать. А можно это делать уже сейчас, сегодня, не тратя времени. Да, с меньшим комфортом, да, по более простым вариантам, но зато сегодня. Сейчас. А не потом. Потому, что потом острота восприятия жизни снижается, а вот этого-то молодые в силу своего жизненного опыта, осознать и принять пока не могут.
«Если бы молодость знала, если бы старость могла»… Это вот как раз про то самое.

Официальные турпоездки, разумеется, имеют свои преимущества и, возможно, в какой-то момент могут явиться единственно возможным вариантом.
Однако, я уже описАл выше, почему решил НА ЭТОТ РАЗ отказаться от них.
Поездка на своём автомобиле имеет как свои плюсы, так и свои минусы. Не стану сейчас перечислять их здесь. Скажу лишь, что основными преимуществами самостоятельной поездки мне представляется возможность самому разработать маршрут, отсутствие во время поездки жёсткой привязки ко времени и месту, а также возможность подобрать себе попутчиков.

Финансовая составляющая.
Это очень важная составляющая. Важная, но не фатальная. И не роковая.
Чуть ниже я приведу общую классификацию трат. Сразу отмечу, что в целом мои предварительные экономические выкладки, основанные исключительно на отчётах о путешествиях, выложенных в сети, оказались вполне корректными. Так что, повторять все цены до мельчайших подробностей, вероятно, нет смысла.
Уже по окончании поездки, подводя финансовые итоги, стали очевидны пути и возможности снижения затрат. Причём весьма существенные. Однако, это уже иной подход и иная идеология; малобюджетность – как главный приоритет, экономия – как философия. Мы пошли по иному пути.
В целом, наш подход к финансам был таков; мы определили сумму, которую каждый участник поездки был готов потрать на поездку, а затем попросту проводили мониторинг трат, чтобы вовремя внести в них поправки. Начиная от коррекции маршрута, и заканчивая разного рода необязательными тратами, вроде сувениров, покупки вкусненького и т.п.

Общая классификация трат:

1. Стандартные, но неизбежные
а)Оформление виз
— консульский сбор
— фирме-посреднику (да, мы воспользовались этим)
— страховка
— фотография
б) Грин-карта на машину
в) Билеты на паром. Здесь большое поле для расчётов и вариантов. Мы воспользовались паромами Хельсинки – Стокгольм и Стокгольм – Хельсинки.

2. Более вариабельные, но также неизбежные
а) Ночлег (более подробно описан в последующих разделах)
б) Бензин.
Стоимость бензина в России 21 руб, в Финляндии 58 руб (мы не заправлялись), в Швеции
52-54 руб, в Норвегии бензин стоит порядка 65 руб/л.
Выезжая из России, непосредственно на границе, можно залить полный бак + канистру 10л.
в)Питание (личный опыт изложен ниже)
г) Платные дороги
д) Платные парковки
е) Паромы по пути следования
По нашему маршруту это были сравнительно незначительные траты.

3. Необязательные траты.
а) покупки, сувениры
б) рестораны
в) развлечения
г) музеи

Состав команды.

1. Игорь. Ваш покорный слуга, которому возраст и здоровье уже не позволяют бодро сайгачить по «гОрам и дОлам», но ещё позволяют желать этого. Организатор и идейный вдохновитель поездки. Он же Пилот. Обладает характером занудливым, хотя сам предпочитает называть это обстоятельностью.



2. Дима. Обладатель более поздней даты рождения, более крепкого здоровья, навигатора и двух фотоаппаратов. Штурман, Регистратор и Грузчик, короче. Сам считает себя Фотографом. Человек творческий, а потому увлекающийся, требующий пригляда.



3. Таня. Обладает ещё более поздней датой рождения в паспорте. Переводчик. Запасной водитель. А вообще значение Тани трудно переоценить.



4. Логан. Седан отечественного производства малого класса. Самый молодой, но тем не менее вполне полноправный член команды. На него также необходимо оформлять документы, его надо кормить, за ним необходимо следить и ухаживать. От него во многом зависит не только сама возможность путешествия, но по сути и жизнь и здоровье остальных участников поездки. И забывать об этом нельзя!



Разработка маршрута.

Это очень ответственное дело. Маршрут должен обязательно соответствовать стилю, или, как сейчас модно говорить, формату поездки. Расхождение по этому параметру вызовет массу проблем. Что необходимо учитывать? Что именно хочется увидеть, среднюю скорость, наличие второго водителя или способность одного проехать некое расстояние. Определиться с суточным пробегом, а для этого принять во внимание и остановки для фотографирования, и время для осмотра достопримечательностей, и остановки для еды, и особенности конкретной дороги, и переносимость длительной поездки разными участниками, и время остановки на ночлег и т.п.
Приоритетом в нашей поездке являлась великолепная природа Норвегии. Осмотру творений рук человеческих было отведено гораздо меньше времени и само это время являлось оперативным ресурсом. Крайне важно согласовать стратегию поездки и её приоритеты со всеми участниками ещё до самой поездки.
Итак, исходя из всего вышеизложенного, мною был определён регион поездки (SOGN OG FJORDANE) и разработан посуточный маршрут. Сразу скажу, что в него пришлось вносить коррективы по ходу, но эти коррективы существовали как варианты ещё на стадии разработки маршрута, а потому были понятны всем участникам.
И ещё одно замечание. Не стоит пытаться «объять необъятное». Т.е. пытаться увидеть за одну поездку сразу всё. Увиденное надо не перечислять, а оценивать, а впечатления не копить, а усваивать. Я сам допустил здесь некоторый «перегиб», но об этом позже.

Краткий Дневник поездки

В нём я в частности указываю населённые пункты, через которые мы проезжали, номера дорог, связанные с ними виды, впечатления, рассказываю о бытовых деталях поездки. Этот раздел писался в разное время, а потому страдает некоторой стилистической «чересполосицей». Уж как смог.

День № 0.

Этот день был запланирован мною, как день выезда, но без пересечения границы.
С утра загружаю машину и – впадаю в ступор; вещей слишком много. Забит весь багажник и всё заднее сиденье.



А ведь будет ещё два человека и оба с вещами! Буквально в последний момент жена спрашивает меня, глядя на два литровых термоса, приготовленных мною, берёт ли термос ещё кто-нибудь. Узнав, что Дима берёт 2-х литровое чудовище, предлагает мне оставить один. Посмотрев ещё раз на забитый салон, я соглашаюсь. Эх, сколько уж раз сказано…
Запихиваю всё в машину, как могу и трогаюсь. Отчего-то на ум приходит старая китайская поговорка: «Путь длиною в тысячу ли начинается с первого шага». Мысленно пытаюсь адаптировать её к автомобилю, и так незаметно пролетают первые километры. Проехав примерно 50 км, на Таллинке заливаю полный бак и делаю первую запись в «гроссбухе». «Учёт и контроль», блин, как учил нас дедушка Ленин…
Прибываю в Питер. Дима, разумеется, не готов. Т.е. совсем. Пока я с нарастающей паникой слежу за растущей кучей Диминых вещей, его жена готовит нам обед. Едим, заливаем термос свеженьким чайком (2 л!) – и вот – наконец-то всё готово и мы можем ехать. Что мы и делаем. Примерно через 40 минут раздаётся звонок, и мы узнаём, что оставили Димин термос на столе. Однако возвращаться – плохая примета, и мы отважно устремляемся в Неизведанное без второго термоса. В конце концов, скоро к нам присоединится ещё один член экипажа, и мы рассчитываем на его, а вернее её, предусмотрительность.
Подъезжаем к Выборгу. Там нас встречает Юрий Svibal, местный житель, человек с форума логановодов, который забронировал для нас гостиницу и любезно согласился выступить в роли лоцмана.
Заселяемся. Желание попить чайку в гостиничном буфете пропадает тотчас, как только мы знакомимся с ценами; 150 рублей за две порции – это слишком сильно бьёт по нашим, и без того взвинченным нервам, и для их успокоения мы предпринимаем вечернюю прогулку по Выборгу.



Погода с мелким дождём, ветреная, холодная и наша прогулка не особо затягивается. Ужинаем остатками прихваченной из дома пищи, и пытаемся уснуть.

День № 1.

Ранний подъём. На часах 4 часа 15 минут.
УТРА!
Не выспались оба, но Дима ещё и храпел!
Лихорадочно собираемся, завтракаем «чем Бог послал», с третьей попытки заполняем бланки таможенной Декларации (настоятельно рекомендую это делать именно не на границе, а заранее) и Большое Путешествие начинается.
Навигатор уверенно ведёт нас за пределы Отчизны, но, вначале, правда, он приводит нас в лапы скучающих пограничников на выезде из Выборга. Они расспрашивают нас, но документы не проверяют. Погранзона пустынна, что нас радует. Но мы едем с скрупулёзным соблюдением ПДД; мало ли… За 5 км от границы заезжаем на «Лукойл», заливаем полный бак и 10-литровую канистру. Впрочем, для особо экономных, могу сказать, что непосредственно на самой границе есть ещё две заправки неизвестных мне брэндов.
Подъезжаем к Торфяновке. Несмотря на ранний час, перед шлагбаумом уже томится около 20 легковых автомобилей. Занимаем своё место и тоже ожидаем. Наконец подходит и наша очередь. Российскую границу проходим относительно быстро; холодный ветер с дождём не способствует служебному рвению таможенников, да и конец смены, опять же. Кинув лишь беглый взгляд на наш, забитый до крыши пепелац, таможенник посмотрел на нас, как на законченных придурков и вяло махнул рукой.
Ещё один пограничный пост – и вот мы уже в Финляндии. Предупреждённые инструкцией из интернета о коварстве финских гаишников, ползём по финской территории с предписанной знаками черепашьей скоростью, но в результате всё равно заезжаем куда-то не туда. Нарушив всё, что только можно нарушить, мы возвращаемся и наконец-то попадаем на финский погранпост. Финнов двое, как и нас, но взаимопонимания мы никак не обретаем. Финн упорно спрашивает нас о чём-то на басурманском языке (хотя нас и уверяли, что они все говорят по-русски), а мы лишь глупо улыбаемся в ответ. И главное – куда, чёрт побери, делись все те россияне, что были в очереди до и после нас?! Наконец мы наскучили финнам и те пропускают нас далее. Финская таможенница сидит за окошком в тёплом помещении, и выходить на улицу у неё нет ни малейшего желания. Она что-то спрашивает, мы что-то отвечаем, и — ву а ля! Здравствуй, Суоми!
Моя финская знакомая, которая уже ждёт нас в Хельсинки, написАла мне: «получишь удовольствие от езды по европейским дорогам». Я-то, по наивности, думал, что она про качество дорожного полотна, но всё оказалось куда как интереснее. В Европе ездят иначе, чем у нас, поэтому в психологическом плане ездить по ИХ дорогам, гораздо легче, чем по нашим, где каждый выезд скорее напоминает боевой вылет; успевай лишь башкой крутить, ежели хочешь выжить.
Насладившись первыми пасторальными пейзажами, решаем отдохнуть и «освежиться». Для коих целей избираем одну из АЗС. Поскольку мы забыли (о! это слово будет нас преследовать в дальнейшем) заправить термос в России, мы заливаем горячую воду из автомата в призаправочной кафешке и со спокойной совестью топаем к выходу. Но не тут-то было! Нас тут же отлавливает бдительный финский персонал и заставляет заплатить 1 евро! То ли за посещение мест уединения, то ли за воду – мы так и не поняли, но зато хорошо поняли, что стали беднее на означенную сумму. Так вот ты какое, Забугорье! Вот он – «звериный оскал капитализма»! Дороги хороши, водители вежливы, но за водичку – плати.
Первая скоростная дорога. Разрешённая скорость указывается лампочками, т.е. она меняется, в зависимости от ситуации. Периодически видим табло, на котором указывается темп-ра воздуха и дорожного полотна. Во как!
Летим, поспевая на встречу. И вот он – Хельсинки. Навигатор ведёт нас к указанной цели и наконец-то мы паркуемся, озадаченно рассматривая указатели парковки. А их не так-то просто понять с первого раза. В России таких нет.



Глубоко подумавши и порывшись по карманам, оплачиваем парковку в автомате. Чек прикрепляем у лобового стекла и уже через пять минут по парковке идут проверяющие. Вообще-то, знак указывал парковку с парковочными часами (это такая картонная фиговина, на которой выставляешь время парковки), но автомат пробивает время самостоятельно и проверяющие удовлетворены. Переводим дух; успели. Нарываться на неслабый штраф нет никакого желания. А контролёров твои обстоятельства не интересуют.
Встречаемся со знакомой. Выясняем желаемые покупки. Навигатор ведёт нас в порт к паромному терминалу, откуда мы отправимся в пешую прогулку. На парковке вновь автомат, но у нас уже нет необходимой мелочи. Бежим её разменивать. Попытка расплатиться банковской картой оказалась безуспешной (кстати, это была единственная неудача с картой за всю поездку). Не помогает ни знание языка нашей провожатой, ни «звонок другу». В будущем нам неоднократно приходилось наблюдать даже местных жителей, задумчиво читающих инструкции по оплате на АЗС и прочих терминалах. Похоже, что европейцы тут чуток перемудрили.
Гуляем по Хельсинки. Повсюду толпы туристов, повсюду русская речь. Впрочем, «наших» можно также легко вычислить по безмятежному отношению к правилам дорожного движения. Если вы увидите человека, задумчиво бредущего по проезжей части в центре города на красный сигнал светофора – то он почти наверняка окажется земляком.
Перекусываем на набережной. Там настоящий «дикий» рынок, где продают всё, начиная от сувениров и заканчивая свежеприготовленной рыбой. И почти все продавцы принимают банковские карты переносными терминалами. Вот так рынок!
Поражает огромное количество чаек, которые вообще не боятся людей. Продавец, подавая вам тарелку с едой, накрывает её другой тарелкой, иначе половину еды, пока вы её несёте к столу, разворуют чайки. Они бродят под ногами обедающих, бродят по столам, сидят на всех карнизах, гоняются за беспечными одиночными едоками. Чуть больше агрессии – и получился бы чистый Хичкок.



Приближается время отплытия. Совсем потеряв голову от впечатлений, мы вновь забываем заправить машину, купить продукты, приготовить необходимые вещи, которые мы заберем с собой в каюту. Дело в том, что автомобильная палуба закрыта всё время плавания и открывается лишь за 30 минут до прибытия парома в пункт назначения. Так что, если что забыл – так уже не возьмёшь.
Специальный человек на пароме командует парковкой, и машины набиваются в его чрево, что твои шпроты в банку.


Отплываем. Картины, проплывающие перед нами, заставляют нас тут же забыть обо всех сомнениях по поводу стоимости билетов. Передать словами и средствами цифромыльницы красоту морского заката невозможно!



Теперь, наверное, самое время пояснить, почему мы оказались именно на пароме из Хельсинки и почему ночевали в Выборге.
Дорога, как известно, полна неожиданностей. Если бы наш маршрут пролегал исключительно по суше, то мы бы не стали тратить деньги на ночёвку в Выборге. Однако, имея впереди немалое количество километров пути, имея такое Неопределённое, как пересечение границы, а с другой стороны, имея жёсткую привязку к месту и времени отправления парома, мы решили свести риск к минимуму, т.к. опоздание на паром было бы равносильно краху всей поездки.
Преимущественно из тех же соображений, был выбран Хельсинки в качестве точки отправления, а не Турку, хотя билеты из Турку были бы дешевле. Ну и плюс мне хотелось повидаться со старой знакомой, да и по Хельсинки погулять. В общем, дело тут индивидуальное, но разница в цене на билеты воспринималась мною просто как ещё одна плата, и я знал, за что плачУ.

Паром. Все их видели. Вот один из красавцев:


Паром – это целый город! Можно долго и восторженно перечислять все его отличительные черты, но это заняло бы слишком много места. На пароме есть всё. От казино до спортивных снарядов, от ресторанов до буфетов, от мультиков для детей, до интернета для взрослых. Магазин Tax Free, фотопечать, магазины одежды и сувениров и т.д. и т.п. Всё прекрасно, но…
Не покидает ощущения собственной чужеродности на этом празднике жизни. Повсюду чужая речь, персонал по-русски не понимает, чужие правила, чужие традиции. Ну почему у России нет таких кораблей?! Эти огромные плавучие дома снуют по морю, что Логаны по российским дорогам. Постоянно в поле зрения ещё один-два подобных красавца. Ведь это ещё и бизнес, в конце концов!
Нагулявшие аппетит, проголодавшиеся, наслышанные о чудесах местной кухни, мы отправились на ужин. На пароме можно расплатиться банковской картой, можно евро или шведскими кронами (SEK). Ужин для взрослых в буфете стоит 35,5 евро. Недёшево, прямо скажем. Но зато – чего там только нет!
И рыбная линия, и мясная, и сладкая и т. д… Напитки от пива до шоколада, выпечка, мороженое, сласти…
Причём каждая «линейка» настолько многообразна, что практически невозможно хотя бы попробовать всё.
Там надо делать несколько заходов, чтобы попробовать хотя бы основное.
Налопавшись, «сколь влезло» и рассовав по карманам «нашу борьбу с инфляцией», мы выходим полюбоваться закатом, но силы оставляют нас и мы отправляемся в каюту.
Приобретенный нами «автопакет» включает в себя одно «машиноместо» и каюту. Количество людей, которые плывут, на стоимость пакета не влияет. Необходимо лишь указать количество пассажиров, чтобы при посадке подобрали подходящую каюту. Потому, что бронируешь не конкретную каюту, а лишь её класс. Мы вдвоём в одну сторону плыли в трёхместной каюте, а назад в четырёхместной.
В каюте есть электричество 220 в, есть санузел, душ. Из экономии мы брали каюту ниже ватерлинии. Нам говорили, что в этих каютах нередко шумно. В общем-то, так оно и оказалось, но мы так вымотались, что шум нам не мешал, а в обратную сторону каюта того же класса, была отчего-то менее шумной. Доступ на верхние палубы свободный, так что «резервации» нет. Но…
Палуба, где были расположены наши каюты «плебейского класса» напоминают лабиринт для подопытных мышек. А чуть погодя, я и вовсе заметил в стенах этого лабиринта …водонепроницаемые автоматические переборки! Т.е., в случае пробоины корпуса, ряд отсеков нижних палуб просто напросто перекрывается переборками и все, оказавшиеся на тот момент на данной палубе, по сути, обречены. Во имя тех, кто смог оплатить спасение собственной жизни, купив билет в каюты верхних палуб.
Вот так-то…
Каюта, блин, действительно шумная! Но мы очень хотим спать…

День №2
Спали как убитые – это про нас. Едва не проспали завтрак. Описывать завтрак не стану, но он не уступает ужину. Разве что ценой; 10,5 евро. Но если на ужине ещё можно сэкономить, то на завтраке, поверьте, не стоит. Впереди у нас большой перегон и первая неизвестность с ночлегом. За завтраком теряю шарф (на улице прохладно), здесь же впервые встречаем земляков. Радуемся.
Паром проплывает красивейшие места, но долго любоваться ими у нас уже не остаётся времени, и мы спешим в каюту и к машине. Как выясняется, далеко не каждый лифт ведёт на нижние палубы, а пройти остаток пешком невозможно. Всё та же герметичность. Приходится побегать. У лифтов уже очереди.
Причаливаем – и вот она, Швеция! Не ждала?
Как же! Ещё как ждала! У выезда с парома два полицейских. Они внимательно смотрят на номера прибывших машин, и, разумеется, выбирают именно нашу. «Алко-тест, плиз». Вот ведь, сцуко! Раз номера российские – то значит алко-тест! Больше ни одной машины не проверили. Мы видели.
Дую в трубочку. Полицейский недоверчиво смотрит на прибор и просит повторить. Дую ещё раз. Трезв, собако! Полисмен расстроен; он кисло улыбается и машет рукой – проезжайте. Типа, «Вэлком», как бы, по-шведски.
Ну что же, «вэлком» — значит «вэлком». Вперёд, Норвегия ждёт нас!
Проглянувшее было с утра солнышко, скрывается за тучами, начинает накрапывать дождик, который становится нашим спутником на ближайшие пару суток.
Дороги гладки, пейзажи живописны, водители законопослушны. Кати себе, да кати! Что мы и делаем. Наша «нить Ариадны» — это Е18.
Через какое-то время заезжаем перекусить на АЗС, а заодно подкормить Логана импортным бензинчиком. 10 литров отечественного оставляем как НЗ, пока не проясним местную ситуацию с заправками.



На обед выбираем стоянку, обозначенную знаком «ёлочка и столик». Дерево на забугорных знаках, в отличие от наших, нарисовано строго вертикально. Что прикалывает. Эти знаки станут в предстоящей поездке играть для нас весьма важную роль, но пока мы об этом не догадываемся и по-детски радуемся оборудованным под крышами столам и столикам, туалетам и рукомойникам. Первое испытание наша газовая плитка проходит на ура.



Подъезжает фура с эстонскими номерами. Все люди братья. Свято веря в это, мы отправляемся поболтать. Водитель эстонец вроде тоже рад нам и не прочь поболтать на негосударственном языке. Получив от него кое-какие сведения и советы, мы отправляемся в дальнейший путь.
Перед самой границей с Норвегией заезжаем ещё на одну АЗС. Она автоматическая. Внимательно наблюдаем, как расплачивается картой местный водитель, и пытаемся повторить его действия. Улавливаем разрыв в логической цепи «бензин – наши действия – оплата» и буквально вытаскиваем шведа из машины с требованием помочь. Он пожимает плечами и даёт понять, что мы всё делаем правильно. Ну так – так так. Заправляемся, и мне приходит извещение, что с карты списана 1 (одна!) крона, хотя автомат выдаёт нам чек на 257 крон. Дима уверяет меня, что основное списание произойдёт позже, и со смешанным чувством мы уезжаем. К слову сказать, в последующем мне так и не удалось уловить списания именно данной суммы с карты. Так что на моей совести, возможно, лежит одна халявная заправка в Швеции. Но мы не специально. Честное слово!
Местность становится всё гористее и всё живописнее. Дождевые тучи, лежащие на вершинах гор, лишь придают пейзажу большую выразительность, а вот для фотографирования дождик вовсе не нужен. Мы радуемся красоте окружающего мира, даже не догадываясь, какие потрясения нас ждут ещё, в этом плане, впереди!
Незаметно подъезжаем к границе. Смекаем, что это именно она, лишь встав по ошибке в ряд для грузовиков. Быстро поправляемся – и вот мы уже в Норвегии. Тормозить не пришлось.
Первый (и, кстати, последний, несмотря на указания навигатора) пункт оплаты проезда по платной дороге. Небольшая очередь перед светофорчиком. Пункт оплаты автоматический, но всё фиксирует видеокамера. Слышим впереди «родную речь» и идём разбираться с ситуацией. Две питерских машины тормозят всех. У них нет мелочи, чтобы скормить автомату (20 NOK), а их карту «ВИЗА ЭЛЕКТРОН» автомат не принимает. Пока они бегают, разменивая купюры у остальных водителей, все спокойно стоят в очереди, никто не сигналит, не пытается объехать виновников затора. Наконец ребята возвращаются с монеткой и движение возобновляется. К моей «ВИЗА КЛАССИК» железный норвежский мытарь претензий не имеет, и мы едем дальше.
Смеркается, да и мы подустали. Начинаем задумываться о ночлеге. Решаем подъехать поближе к Осло и заночевать перед ним, т.к. на завтра у нас там рандеву с третьим участником поездки.
Ага. Щаз! Аккурат за 70 км до Осло мы видим последний кемпинг и легкомысленно проезжаем мимо. А дальше начался кошмар.
Дождь полил как из ведра. Бросив беглый взгляд на окружающую действительность с точки зрения ночлега, мы с ужасом обнаружили, что обочины как таковые отсутствуют. Т.е. совсем. Тогда мы ещё не знали, что так будет по всей Норвегии, и ехали вперёд, высматривая какую-нибудь лужайку, сарайку или хоть что-нибудь, что помогло бы нам определиться с ночёвкой. Уже подъехав непосредственно к Осло, мы пытаемся в отчаянье остановиться в придорожном отеле, но там нет мест. Въезжаем в столицу Норвегии. «Город-волшебник зажёг фонари», но замечательные виды нас уже не радуют. Остановиться где-либо вообще не представляется возможным, и мы тупо едем вперёд и вперёд. Уже начинаем всерьёз задумываться о ночёвке в машине где-нибудь на АЗС, как видим указатель на кемпинг. Радостно кручу руль в нарушении всех правил, но кемпинга нет. Что за чёрт?! Описываю ещё один круг, пугая местных водителей; табличка-указатель есть, а кемпинга нет. Плюнув, возвращаемся на трассу, а затем заезжаем на какую-то заправку, возле с которой видим вывеску «Hotel». Рядом водитель-норвежец. Быстро поняв, в чём дело, он пытается нам как-то помочь. Из его объяснений мы наконец понимаем, что кемпинг, который мы не нашли, расположен где-то на окраине города примерно в 12 км от того места, где мы находимся, а ближайший кемпинг по маршруту расположен примерно в 25 км. Дима хочет ехать вперед, но я сомневаюсь в правильности понятого и в том, что мы найдём в ночи другой кемпинг и хочу вернуться. Пытаем навигатор, и он вдруг сознаётся, что знает этот кемпинг и готов нас туда проводить. Появилась надежда, обнаружился луч света в тёмном царстве, забрезжил свет в конце тоннеля!
И навигатор, лапушка, не подвёл! Не прошло и получаса, как мы уже парковались перед кемпингом Bogstad.



О, что это был за кемпинг! Это целый город на окраине столицы. При въезде тебе выдают план на руки, чтобы ты не заблудился в нём. Длиннющие ряды палаток, кемперов и домиков. К ним подвозят туристов на автобусах!
Сил у нас осталось к тому времени совсем ничего, Дима вообще простыл и кашлял, с неба упорно что-то капало и мы попросили домик.
“Cabin full”. Уже очень скоро нам придётся выучить это печальное словосочетание, а тогда мы услышали его впервые. С помощью универсального языка жестов, мимикой и танцем, дежурная на ресепшен наконец вбила в наши очумевшие головы ту простую мысль, что ночевать мы сегодня будем на травке. На мокрой травке, в мокрой палатке, а если не поспешим, то ещё и голодные, т.к. кухню скоро закроют.
И за это удовольствие нам ещё необходимо заплатить. Те самые 255 крон, которые мы больше нигде не встречали, в качестве оплаты за палатку. Столица – она и в Норвегии столица.
«Дорогая, блин, моя столица…», — напевали мы с Димой, пытаясь понять, как же установить эту чёртову палатку и тент над ней, а также собирая в лучах фар рассыпанные вещи. Затем я отправился в душ, а Дима был командирован с чайником за водой. Впопыхах мы не подумали о тех электрических столбиках, которые понатыканы повсюду; впрочем, нам всё равно была нужна кухня.
Ужинаем бутербродами, детским питанием и шоколадом, и этот день наконец-то заканчивается.

День №3

С утра солнце, но неуверенно. Торопимся перебрать вещи.



Палатка вся мокрая как снаружи, так и изнутри. Половина вещей тоже. Причём там, где палатка мокрая снаружи – изнутри сухая. Т.е. не протекает.
Накануне на ресепшен выдали магнитные карты. Ими надо пользоваться на кухне и в душе. Как мы поняли, при отъезде с них будут считываться показания. Возможно, надо будет платить. Но всё работало и без этих карт, а когда мы их отдали – никто ничего не проверял. Так что, смысл этих карточек остался нами не понят.
Пользуясь случаем, осматриваем кемпинг. Он действительно огромен и такое впечатление, что как минимум половина людей в нём остановилась здесь вовсе не одну ночь.



Наше внимание привлекает довольно большое количество автомобилей, явно почтенного возраста, но которые имеют вид ухоженный и явно используются людьми для реальных поездок, а не для «ретро-парадов».



В последствие мы не раз будем встречать их на дорогах.



Определяем маршрут. Е18 — Е16 — №7. Планируем доехать до Gol и там встретить Татьяну. Так и поступаем.
Погода начинает радовать. Виды за окнами автомобиля приобретают всё более сказочный характер, и перипетии дня вчерашнего начинают понемногу сглаживаться.



Впервые фиксируем внимание на практически полном отсутствии обочин. Из-за этого печального обстоятельства масса прекрасных видов удаётся лишь созерцать или пытаться фотографировать из окна на ходу, что не всегда удаётся. Всё ещё надеемся, что это временные обстоятельства, хотя впоследствии убеждаемся, что так обстоят дела по всей стране. Очевидно, что это не может быть случайностью, ну а о причинах подобного дорожного устройства мы можем лишь гадать.
Начинаю обращать внимание на цены на АЗС, и тут выясняется, что стоимость бензина в столице отчётливо ниже, чем в провинции…
После обеда погода вновь портится; поднимается сильный ветер, периодически идёт дождь. Начинаем задумываться о ночлеге. Перспектива повторить вчерашние подвиги нас вовсе не прельщает. Тем временем прибываем в Gol. Заруливаю на первую попавшуюся стоянку и подхожу с картой в руках к каким-то людям. По карте в Gol кемпингов нет, но нам в это не верится. И правильно не верится; кемпинги есть. Целых три, два из которых по нашей завтрашней трассе. Туда и едем. В первом из них слышим уже знакомое “Full cabin! Only tent”. Приуныв, уже под дождём, едем дальше; благо всего пару километров. И тут наконец удача улыбается нам! На ресепшен нет никого, но вооружившись аналитическими способностями, обострившимися в силу острой необходимости, я быстро выясняю, что в кемпинге имеется два пустых домика, один из которых я немедленно и занимаю. Дима сомневается в правомочности моих действий, но мои доводы, а главное припустивший не на шутку дождь, убеждают его в моей правоте.
Поясню и для остальных…

ПРОДОЛЖЕНИЕ:

Комментарии (2)

RSS свернуть / развернуть
+
1
+ -
avatar

Nutshell

  • 1 августа 2009, 21:17
Игорь, пишет Вам Даша, спутница Антона в его норвежском путешествии. Ваша история просто удивительная, причем не только по сути своей, но и по изложению. У Вас невероятный писательский талант. Больше всего тронули слова в про необходимость приключений в нашей жизни. Вы как в душу заглянули. Сразу появилось желание стряхнуть с себя невидимую паутину бытия, которая нас связывает каждый день, и сделать нечто, о чем потом можно будет рассказывать детям. Желаю Вам всю жизнь сохранять свои ориентиры и надеюсь, что это лишь первый Ваш отчет из сотни таких же удивительных. Буду ждать Ваших следующих историй! Спасибо Вам
+
0
+ -
avatar

admin

  • 1 августа 2009, 21:23
Игорь! Присоединяюсь целиком и полностью к Даше, хотя ещё всё не прочитал, но первой трети мне хватило, чтобы оценить на 5+ как подход к поездке, так и стиль и качество изложения… Так держать! Есть у меня мысль рвануть как-нить Нордкап. Может даже (очень маловероятно) на этот Н.Г. Мы с Дашкой были бы рады предложить Вам присоединиться, ежели позволят и Вам и нам обстоятельства, мат. положение, время и пр. Так что имейте в виду! ;-)

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.