Экспедиция Карелия-Кольский-Заполярье 2015. Часть 2: Белое море. / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!

Экспедиция Карелия-Кольский-Заполярье 2015. Часть 2: Белое море.

К предыдущей части

Заполярье. Внезапные 23 километра в Нильмогубу. Тоня Тетрина. Красный глаз. 09.08.2015

Проснулись между дождем и дождем, почуяв приближение осадков, сверхбыстро собрали сухие палатки. Прошлым вечером, посмотрев на карты и решили, что 50 верст до Нильмогубы и обратно не крюк, все вместе закинем «науку» к месту назначения, может нам еще и белух в бионаучном центре покажут. Так что мы не спеша позавтракали и двинули в путь. Наивные. 23 километра до Нильмогубы, по разухабистой и трясучей грунтовке мы ехали неполных два часа,

и белух нам не показали, потому что они отдыхают, но поскольку мы, наконец, вошли в состояние путешествия, то такое подвисание нас ничуть не смутило, и всю обратную дорогу мы собирали грибы.

Делается это так: в связи с тем, что ехать быстрее 30км/ч по этой, скажем так, дороге не получается, то сбрасываем до 20 и высовываем голову в окно, как только видим белый подходящего размера, встаем и забираем его,

чтобы не вставать еще раз пешком проходим туда-сюда метров 50 и сваливаем в кучу остальные белые, подосиновики и маслята исключительно приятно-среднего размера. Чиркаем по ножке, при малейшем подозрении на червивость утилизируем. Едем дальше, повторять до тех пор, пока не закончатся свободные ёмкости, при желании и сноровке, методом «грибное сафари» можно наполнить ёмкости только белыми.

В Зеленоборском традиционный заезд на заправку на улице Магистральная, где по-прежнему готовят самые вкусные гамбургеры, обжаривая котлету и нарезая зелень при клиенте, изрядно подкрепившись поехали в Кандалакшу поснимать виды на залив.

Опять от перепадов высот щелкает в ушах. Уже сильно за Лувеньгой и очень сильно не доезжая до Умбы, в совсем уж «медвежьих» местах, на дороге голосует девчонка, как выяснили потом, девятый класс, проавтостопила от Мурманска в Москву, Питер, теперь едет к друзьям в Умбу. «Вот мы в её возрасте»…. были такими же. Катька «наука» нас покинула, так что в Л200 есть свободное место, едем в Умбу. На этот раз не сворачиваем в Варзугу, а везем девчонку до конца, по адресу, и не пожалели – Умба необыкновенной красоты поселок, а вид с моста через реку – вот прям сразу хочется купить там дом.

Все наши приключения привели к тому, что ехать на Аметистовый берег и на маяк в Кашкаранцы не складывалось. Вернее, складывалось, конечно, но тогда пришлось бы ночевать на Аметистовом берегу, но буквально за четыре дня до этого, к нашим знакомым nikavika.ru/ путешественникам на Аметистовом берегу вышла поздороваться медведица с двумя медвежатами, поэтому спрашивать мнение группы о ночевке там я не стал, ответ я уже знал заранее.

Поехали на Тоню, то, что Дима нас ждет, я уже знал, но как нас встретили! Так вкусно мы еще не ели, уха корная, нежнейшая латочка, дичь.

Посидели, пообщались, выпили, расслабились, меня даже немного отпустила тревога за загоревшийся «красный глаз»: лампочка давления масла стала переходить в тлеющий режим после пуска двигателя, и гаснуть спустя несколько минут работы, я, конечно, первым делом подумал на датчик давления масла, но alarm в голове загорелся.

Протопленная баня попустила меня окончательно – сейчас мы у друзей, сейчас всё хорошо, решение проблемы я найду завтра, а пока сладкий сон чисто вымытого тела и прояснившегося сознания.

Лирическое отступление №3 Лемминги
Как вы понимаете по ходу повествования, у нас образовалось ведро благородных грибов и полные животы, благодаря гостеприимству Димы Комарова. После бани было решено потратить время на чистку и варку, чистить пошел я, а варить отправились Макс со Златой. Поскольку медведики здесь тоже, вполне себе, захаживают, для обработки пищи уходили от лагеря к морю. Сижу я, чищу грибы, и вдруг, что-то живое и некрупное со всей своей дури и скорости врезается мне в подошву сапога. Перепугались мы оба, и лемминг, не разбирающий в сумерках дорогу, и я, не ожидавший такого коварного нападения, через минут 15 я привык к тому, что периодически кто-то пробегает мимо, а некоторые, непосредственно, по мне. Всю ночь, побережье напоминало магистраль, где наши палатки, явно перегородили некоторые основные артерии, животное вроде маленькое, но разгон берет достаточный, чтобы в палатке прозвучал отчетливый «пум».

Умба. Дикие Евражки вешают себя на столб. Безымянная радиалка. 10.08.2015

Утром приехал Александр Борисович, отец Димы и собственно хозяин и основатель хутора-музея «Тоня Тетрина», ходячая энциклопедия края, с невероятной жаждой познания нового, и столь же невероятно добрыми лучистыми глазами. Спросил его про знакомых мотористов в Умбе, получил совет, и мы с Аннике отправились. Конфуз в том, что все глюки к этому моменту исчезли. Мастера мы не нашли, поскольку он уехал в отпуск в Питер, посовещавшись с мужиками мы пришли к выводу, что это был глюк датчика, и мы с Аннике немного зависли – ведь зачем-то мы, приехали в Умбу, а просто так ничего не делается. В этот момент мы поняли две вещи – мы проголодались и я забыл дома непромокающие штаны. Расспросив ребят из сервиса, где тут что, мы посетили сначала кафе. Кафе это больше всего, мне напомнило ЗИЛовскую пельменную, в которую я захаживал после института, стиль – конец 80-х, начало 90-х. Но это всё меркнет перед настоящим (не порошковым) картофельным пюре за 35 рублей гигантской порцией свежезапеченой трески по 60 рублей огромный кусок, горячим компотом и шариком бананового мороженого, цены я забыл, поскольку посчитал их несущественными. Вы найдите Умбу на карте мира – там есть банановое мороженое, по-моему, это круто. Ровно напротив кафе магазин с зеленой крышей, где продается рыболовно-охотничье снаряжение, и где я отхватил себе полный противодождевой костюм, весьма недурного качества, за довольно симпатичные деньги. Зелененький, как я люблю.

Теперь, защищенные от непогоды, мы пошли в местный магазин сувениров, через три дома от магазина снаряжения, к развязке на Варзугу.

Это гораздо больше музей, чем магазин сувениров, с очень колоритным и душевным хозяином. Выходит, в Умбу нас привело действительно не просто так.

Вернулись в Тоню, и решили сделать еще одно дело. Терский берег несколько раз пересекает полярный круг, в Тоне тоже есть точка пересечения, рядом два высоченных столба, где можно оставить памятную доску о себе

. В Москве у нас есть друг Сережа, Сережа занимается деревянной мебелью, у Сережи я взял в дорогу дубовую доску и немного брусочков, чтобы было сухое дерево на растопку. На доске мы изобразили композицию про наш экипаж «Дикие Евражки», покрыли лаком и повезли на север… только дырку сверлить не стали, у нас же гвозди. Когда в дубовой доске с хрустом сломался второй стальной гвоздь,

я даже стал сомневаться в окончательном и бесповоротном успехе производимой операции, но, как известно, волю Евражек не сломить, у нас даже лебедка только передняя. На третьем гвозде доска треснула, но не раскололась, теперь всё как положено, это у тех кто на Лэнд Круизерах бороздит просторы всё должно быть идеально, а у экипажа белой Нивы в памятной доске обязаны быть два обломка гвоздя и трещина. Красотища!

Также в этот день мы совершили немного внедорожную

, немного скалолазную прогулку вдоль берега Белого моря, до одного из мысов этого мира.

Хочется еще раз высказать нашу благодарность проводнику — это было восхитительное приключение, полное опасностей.

На обратном пути, уже практически подойдя к машинам, мы шли по мшистой звериной тропке, солнце пригревало подставленный к нему бок, как вдруг, я четко осознал, что от меня уползает змея. Надо сказать, что зная страх своей второй половины перед этими рептилиями, я изучаю информацию про змей в каждом регионе, куда мы ездим, и, несмотря на то, что в других путешествиях, мы встречались со змеями достаточно часто, я был твердо уверен из источников – в заполярье змей нет. Источники — это очень хорошо, но в данный момент от меня уползает сорокасантиметровая, черная как смоль, гадюка, это я уже успел рассмотреть, и дать остальным сигнал сбавить газ. В течение следующих пяти минут мы встретили еще двух, одна из которых была гигант-рекордсмен и нифига не уползала в сторону, а встала в оборонительную стойку. Как там в мультике? «Пули свистели над головой».

Теперь Аннике даже не знала, кого больше бояться медведей или змей. Александр Борисович подарил нам половину здоровой рыбины, мы же позвали на ответный ужин, вчера нас угощали по-поморски, сегодня мы ответим по-туристически: картошка с грибами, рыба на костре, соленья, Александр Борисович занимался гостями, а Дима пришел и мы очень здорово провели вечер, пожалел, что гитара просто физически не влезала в ниву, а попеть хотелось, топанье леммингов в сумерках этому весьма способствует.

Лирическое отступление №4 Белухи.
Рано утром, в бухте, где мы стояли, показались четыре белые спины, сначала далеко. Были споры – камни, какой-то плавающий мусор, но спины приближались и вскоре сомнений не осталось – это Белухи. Ходили они по ближайшим бухтам до обеда, и во время нашей радиалки мы, повернув головы, снова смотрели на четыре белые спины, вообще, ни в одном предыдущем путешествии, нам не доводилось видеть такое количество разных морских животных, в этот раз нам очень везло. Но об этом позже.

К следующей части

• 9 сентября 2015, 06:28
Богата Россия прекрасными местами, жалко, что увидеть всё невозможно. Но стремиться к этому нужно!
Спасибо за помощь и отличный отчёт!

• 9 сентября 2015, 09:42
Спасибо за теплые слова.

• 9 сентября 2015, 10:11
При нынешней тенденции развития (падения) курса рубля, в ближайшем будущем путешествия по России будут в приоритете.

• 9 сентября 2015, 10:42
1) Бюджет путешествий по России существенно выше, рублю еще долго надо падать, для того, чтобы Российский туризм стал бюджетнее заграницы.
2) Единственный способ бюджетного путешествия по России — жып (байдарка, каяк, велосипед, ноги), палатка, тушенка, перловка… На такой выход из зоны комфорта способны очень немногие. Во всех остальных случаях, туризм по России — это дорогое удовольствие из-за трансфера и сервиса (отсутствующего и дорогого)

• 9 сентября 2015, 11:05
Это смотря что сравнивать. Если пакетный тур в Египет с самостоятельным путешествием (не экспедицией типа внедорожник, палатка, примус) по России, то возможно по России будет дороже. А если самостоятельное путешествие по России с подобным например по Финляндии, то картина совершенно другая. Довольно наглядный пример моё прошлогоднее путешествие в Финляндию. Пока ехали туда из Ростова посмотрели Псковскую область (ПушГоры, Печоры, Изборск, Псков), а на обратном пути Смоленск. И, хочу заметить, сервис по России был на достойном уровне, цены, даже по прошлогоднему курсу, были явно в пользу России, а трансфер меня мало интересует, т.к. я путешествую, в основном, на автомобиле. Подробный отчёт о том путешествии с ценами и описанием сервиса на этом сайте есть.

• 9 сентября 2015, 11:44
Скандинавия вообще место дорогое)))
А у нас… сильно зависит от места и от конкуренции. Если брать северное направление, то в Вологодской области сервис, гостиницы будут относительно бюджетные, само-собой, не в Вологде или Костроме. В Ленобласти тоже можно бюджетно и приятно заселиться и пообедать, даже в Питере. Потом Карелия — всё дорого, относительно бюджетно на правой стороне Онежского озера. В Мурманской области — отдохновение, цены падают по мере удаления от Карелии, а уровень сервиса растет. Отдых на Белом и Баренцевом морях, существенно дешевле Карелии. А вот, например нефтеносные Лангепас, Салехард, Уренгой — Карский залив, дорожной связи с материком нет, стоимость всего астрономическая. Самый заурядный клоповник в районе 7500 за ночь с человека. Учитывая то, что на колесном транспорте можно передвигаться только зимой, с забортной температурой около -40, в палатке не встанешь.

• 9 сентября 2015, 11:54

Ну, это уже путешествие с элементами экстрима. Я восточнее линии Архангельск — Вологда — Ярославль — Волгоград — Астрахань в России не забирался. Но дальше мне на автомобиле проблематично из-за отсутствия времени: два отпуска в году по две недели.

• 9 сентября 2015, 12:08
Нехватка отпуска общая проблема, у меня золотой начальник и разрешает мне разбивать мои 28 дней, по собственному усмотрению, плюс праздники — в итоге можно сделать два-три больших выезда и еще два тысячекиломитровика в год, плюс 200-400 километров по выходным в укромные уголки соседних областей.

• 9 сентября 2015, 15:09
Судя по всему Вы правы. Но это ведь к лучшему. хоть страну посмотрим!
А в ней так много всего интересного!