Дальний бой...
Водитель дальнобойщик — интересная профессия и романтика и опасность, причем здесь автотуризм спросите вы? А при том, что водитель дальнобойщик покрывает многие км дорог за световой день играючи и с максимальной скоростью 90км/ч, а перед автотуристом стоит задача проехать и отдохнуть. Как не превратить руление в труд и отдыхать за рулем я и попробую рассказать на личном гражданском и не только опыте, опыте друзей и знакомых…
Начну с того, что не претендую на истинность и на звание гуру или профессора вождения, более того я даже не считаю себя профессиональным водителем.
Одиночка
Измените посадку за рулем, ехать на дальние расстояния в городской позе не лучший выбор. Следует немного больше отодвинутся от руля и немного больше откинуть спинку, зеркала следует перестроить так чтобы видеть шире и немного выше (в городе как правило страются смотреть уже и ниже). Оптимальная посадка когда ноги не висят, а руки не лежат и не тянутся к рулю, спина не напрягается. Каждому свое, однозначен лишь факт что поехав как есть — вы скорее всего быстро устанете, прислушивайтесь к своему телу первые сотни км и старайтесь ему угодить, иногда достаточно «одного щелчка» регулировки чтобы стало удобно.
Проверьте давление в шинах, и лучше бы оно было чуть выше чем обычно (на 0,1-0,2) снизится расход и повысится острота реакции машины на руль, хотя конечно мелкие неровности станут ощутимее.
Посмотрите маршрут, мысленно или на бумаге выделите контрольные точки (поможет соориентироваться по указателям).
Если предстоит ехать 1000-1200 км разбейте путь на отрезки 200-300 км и возьмите за правило делать остановки через эти промежутки — покурить, гигиена, заправка, питание. Не стоит сводить это воедино (вот сейчас еще чуть чуть и точно заедем на АЗС, заправимся, поедим, отдохнем...), останавливаясь с одной целью вы тратите 5-10 минут, комплексная же остановка отнимет 30-50 минут, за это время вас обгонят все те тихоходы которых вы обгоняли ранее и вам придется рисковать снова.
Выезжать далеко лучше до рассвета или вместе с ним 5:00-6:00, первую пару часов вы будете зевать, но спать не будете точно.
Вставать на ночлег следует не позднее 21-22:00 иначе толком не отдохнете, но если цель побольше проехать, то рядом с вами должен сидеть тот, кто выспался ранее и непрестанно следит за вами (разговариает на интересные темы (с)tutukata).
Сигнал к 100% прекращению движения — снижение скорости, если водитель теряет бдительность из-за усталости он подсознательно снижает скорость на 10-15%, а также начинает двигаться более прямолинейно (при движении по прямой) обычно мы движемся немного подруливая (это в нас полушария борятся:)), а в случае усталости мы подсознаетльно фиксируем руль в одном положении и лишь изредка спохватившись что уже почти обочина или середина дороги решительно поправляем траекторию.
Противодействие сну у всех разные, но наиболее универсально — жуйте, пейте! грызите орехи, пейте негазированную воду — пока работают челюсти и желудок уснуть сложно, а вот курить и есть шоколад не стоит, нехочется спать только пока сигарета в зубах, а шоколад вырабатывает гармоны счаться, под которые хочется спать (не налегайте на обычную еду типа бутербродов и с другими объектами жевания не переусердствуйте! если организм насытится вы уснете для лучшего пищеварения).
Музыка может как мешать спать так и усыплять(даже хэвиметал отличная колыбельная для уставшего мозга), лучшая музыка в ночи это тишина — в цивилизованных странах основная и важная разметка «шершавая» наедете, услышите и почувствуете, но если врубить музыку то уже нет…
Как бы хорошо вы себя не чувствовали с 3 до 5 часов ночи — СПАТЬ, это мертвое время!!! как минимум один раз «на минутку» в этот промежуток уснет любой, даже если он несколько лет страдает бессоницей. Но еще есть опасные часы днем — когда усталость легко возьмет свое 11-12 и 17-18, это также следует из графика движения 2-3 часа за рулем без перерыва легко, 5-6часов без перерыва уже сложнее и начнет клонить в сон, осановитесь, сделайте что-то иное (просто погулять и попрыгать вокруг машины поможет минут на 10-30). Помните — устает не тело, устает мозг, дайте ему другие задачи или отдых (30-60 минут сна)!
Максимальную скорость следует держать на отметке 100-130км/ч (на границе разрешенной) это оптимально и с точки зрения времени в пути и с точки зрения расхода и напряжения за рулем.
Когда мы на двух машинах проехали 2800км от Новосибирска до Самары за 28 часов (две остановки на сон по 2 часа каждая) я курил, и для того чтобы покурить мы останавливались через 150-200км 1-5минут и снова в путь, но то была гонка со временем и мы ее выиграли.
Группа
Движение группой одна из сложнейших задач в дороге и самая распространенная ошибка (новички ориентируются на фуры) идти непрерывной колонной — НЕНАДО.
Во-первых, сами фуры не идут колонной, а то что вы догнали вереницу фур на трассе говорит лишь о том что те кто сзади не могут обогнать переднего, а связь между фурами идет по радио (кстати рекомендую обзавестись, на территории РФ вещь просто волшебная, но не пользуйтесь ей при маленьких детях — дальнобойщики суровы в выражениях:) через то же радио можно например попросится у больших братьев пропустить, тогда они могут вам помочь обойти их вереницу).
Во-вторых, движение организованной колонной не может пройти нормально без головной и замыкающей машины сопровождения, а также машин перекрытия с достаточным опытом сопровождения колонны (этому учат и долго), вы или будете растягиваться или наступать друг другу на пятки, а также создавать хаос в местах предстоящих парковок или на перекрестках.
В-третьих, движение даже четко организованной колонной с сопровождением существенно медленне чем одиночными машинами, т.к безопасная скорость движения колонны не более 90км/ч, все что выше чревато массовым завалом при экстренном торможении одной из машин (например выбежавшее под колеса животное).
Отметьте контрольные точки или конечную точку маршрута, разделитесь и езжайте каждый в своем ритме, по прибытии или неприбытии в контрольные точки держите связь посредством телефона, рации, SMS, интернета, разное (если это кафе/гостиница/магазин можно просто через персонал или ресепшен оставить записку).
Основная цель коллективного выезда в дальнее путешествие носит чисто моральный аспект — где-то тут в пределах 0-10часов есть свои и они могут помочь. Также при встрече с ними вы сразу начнете делится горячими впечатлениями и/или узнаете что-то важное и стоящее чтобы на след день сразу посмотреть.
Есть у групповой поездки и еще одно преимущество — экипаж так или иначе опережающий, может сообщить важную информацию — например об огромной пробке на автобане или о том что в таких-то гостиницах нет мест или они дороги, это поможет экипажу нагоняющему изменить маршрут или сэкономить время не заезжая в уже обозначенные отели (что запросто может привести к смене ролями лидера и преследующего), т.к. при движении по одной дороге вы так или иначе будете обращать внимание на одни и те же отели.
Ночлег
Относительно применимая к вождению тема, но тем не менее неотъемлемая его часть. Если вам удалось проехать 1000-1200км за световой день то:
— вы уснете там где сидите (за рулем) и проснувшись в лучшем случае до обеда промаетесь с болями в спине и/или пояснице. Основные плюсы — скорость (встали на парковку, откинули спинку, спите), второй плюс снова скорость (больше 3-4часов в машине вы врядли проспите:))
— разобьете палатку рядом с машиной, гарантированные физические упражнения от 30 и более минут, вполне вероятно что по окончании процедуры спать уже перехочется (где-то еще на полчасика), к тому же утром вас ждут аналогичные упражнения в обратном порядке. Основные плюсы — смена вида деятельности и разминание конечностей, дешевизна, больший комфорт относительно первого способа.
— остановитесь в придорожном отеле, после принятия душа или вообще ванной (и такое встречается, да) вы гарантировано выспитесь и максимально восстановите силы, тем более если дополнить это ужином с горячительными или прохладительными и плотным завтраком. Основные плюсы — ошутимо быстрее чем палатка, но все же медленнее чем в машине (при условии что первый встреченый отель распологал необходимым кол-вом свободных мест и устроил по цене), максимальное восстановление сил и безопасность, также экономия времени на поиск/готовку питания.
Принимаю комментарии и замечания. Дополняйте, внесу в общий текст!
Комментарии (42)
RSS свернуть / развернутьmronik
Для борьбы со сном я жую жвачку, желательно ядреную. Если чувствую, что уже готов спать останавливаюсь. Хватает 20-40 минут на сон. Очень сильно усыпляют отличные белорусские дороги :)) поскольку на них попадаю как раз в послеобеденное время, когда за плечами уже много км.
Выезжать люблю рано. Летом ближе к рассвету. За утреннее время прохожу достаточно приличный кусок пути, пока дети досыпают на заднем сиденье. Потом уже остановки, разминки и т.п.
LAS
mronik
Sergey-CH
Если при езде за рулем сильно клонит в сон, то следование за дальнобойной фурой лишь ускоряет этот процесс. Заметив это, я старался отставать, либо обгонять, но чтобы перед глазами не было монотонной картинки.
Если нет особой нужды, то лучше следовать естественным привычкам. В обычной жизни рано ложитесь спать? — остановитесь на ночевку пораньше. Любите плотный завтрак? — сделайте организму такое одолжение и во время автопутешествия. Сложности возникают, когда у пассажиров и водителя привычки разные.
LAS
вообще следование за любым другим ТС быстро утомляет, но не столько монотонностью сколько напряжением — т.к. впереди есть движушийся объект вы постоянно находитесь в напряжении — удерживание дистанции отслеживание его маневров и маневров тех кто идет на обгон. Обогнать 1-2 легковушки проще чем фуру или фуру с хвостом из легковушки, так что скорее всего сначала обгонят вас и вклинятся между вами, а уж затем пойдут обгонять фуру, причем кол-во нетерпеливых может быть таково что вас постепенно оттеснят от той фуры на 5-10машин
avensis
LAS
разные условия, разное отношение:) днем и в ясную погоду висеть на хвосте напряжно, в суловиях ограниченной видимости это своего рода маяк, однако он может сослужить плохую службу — вы не видите что перед ним, и в случае ЧП (не дай Бог) время для вашей реакции ощутимо сократится вплоть до абсолютного нуля. Яркий пример из жизни — скорость 100-110 иду за поводырем, плавный левый поворот по встречке фура. Вдруг мой поводырь виляет вправо на обочину поднимая пыль и из этого облака пыли на скорости около 90-100км/ч вырывается вторая встречная фура обгонявшая первую (да бывают идиоты идущие на обгон в правом повороте). Как я ушел на обочину полностью укутанную облаком пыли моего поводыря, как я тормозил по гравию чтобы не влететь в него же и как я все таки остановился свисая одним колесом в кювет примерно в метре от его прицепа можно не рассказывать, достаточно сказать что встречные фуры тоже остановились и мы дружно скурили по пачке сигарет минут за 20, под почти не прекращающиеся извинения виновника… с того момента я взял для себя за правило — «иметь чистый горизонт».
оригинально:)
mronik
tutukata
способ действенный, его применяют водители автобусов дальнего следования, насколько я знаю, в обязательном порядке
если водитель устал, но еще едет, а уставшие как и он пассажиры уже спят — это нехорошая ситуация, часто приводящая к катастрофам
еда и напитки разные — это индивидуально, кофе многих бодрит лишь не на долго, а потом наступает совсем обратный эффект, долго жевать жвачку или еще что-то не каждому понравится
конечно же лучше ночью спать в отеле чем ехать, но иногда все же приходится проехать то или иное расстояние
LAS
я в тексте упоминаю этот способ:) «если цель побольше проехать, то рядом с вами должен сидеть тот кто выспался ранее и непрестанно следит за вами» дело в том что разговоры тоже могут имет mhfpysq эффект, поэтому и пигу просто следить.
mronik
AlfaBlack
От себя добавлю способ для летнего времени. Водитель периодически снимает футболку, смачивает её припасённой водой, отжимает и одевает на себя — бодрит колоссально.
Насчет ночевки в палатке. Не согласен, что это дольше чем поиск и вселение в отель. Отели не везде встречаются в изобилии, к тому же стоят денег, в отличие от палатки. Время постановки палатки (со всем содержимым) вдвоем 15 минут:
AlfaBlack
LAS
michel
Езжу сам далеко и много, поэтому не могу не согласиться с автором. Единственное, о чем сожалеешь, это то, что не имел их лет 20 назад, а доходил до всего на собственном опыте.
Спасибо, что подняли тему и поделились опытом!
LAS
michel
LAS
michel
michel
LAS
michel
admin
michel
michel
Tantel
Сама планирую самый длинный перегон от Москвы до Великого Новгорода с утра пораньше с остановками на… что нибудь:). Потом до Котки (там отдых в коттедже с радиалками). Обратно через Таллин — Латвию — Брест до Москвы. Обратный маршрут только разрабатываю правда. Поскольку времени много думаю не делать в день больше 400 км. Думаю всё будет отлично.
Hermit
gundos
категорически не согласен
за 5-10 минут не отдохнешь, а вот все тихоходы обгонят за это время, делая комплексную остановку на пол часа по крайней мере делаешь все дела за раз и отдых много более полноценный выходит, остановки каждые 300 км — это может актуально фуристам, которые едут максимум 90-100 км/ч при средней 70 км/ч, у меня при последней поездке на первых этапах средняя скорость была 110 км/ч, зачем останавливаться каждые три часа сбивать хороший темп и терять время??
SuperMax
LAS
A319
LAS
A319
gundos
на счет риска для жизни, риск так ехать москва питер например и прочим трассам где по 1 полосе в направлении, опасно в костромской области например, где ямы глубиной больше, чем клиренс моего авто или по мкаду где машин как муравьев в разоренном муравейнике.
по таким дорогам как минка в светлое время суток, в сухую погоду, на хорошем авто прошедшем перед выездом тех обслуживание я не вижу причин не ехать 130/150 км/ч за пределами населенных пунктов…
AlfaBlack
LAS
Все мы разные и у всех разный стиль вождения, и на каждого из нас найдется «учитель» с точки зрения которого мы не умеем водить машину. Понимание истины и верный путь у нас постоянно меняется, но он все равно остается единственно правильным в наших глазах:)
Я же всех и всегда призываю кодному — соблюдайте ПДД, они написаны кровью. И если вы находите для себя уместным/удобным наршуать ПДД, то по крайней мере не призывайте к этому других и уж тем более не хвалитесь этим.
LAS
Похорошему — залетели заправились, размялись посетили туалет, пополнили запас воды/еды/разное и через 10 минут вас уже и след простыл, для обеда спокойно остановились в кафе и покушали (30-40минут).
Как обычно — остановились, полчаса искали где кусты погуще, полчаса по одному бегали в кусты, как все сбегали достали скатерть накрыли полянку, достали домашние припасы, курочку, яички, огурцы, помидоры…
Собственно где терять время и силы это выбор каждого. Я же пишу именно с точки зрения комфорта в пути, как сделать поездку отдыхом, а не пыткой типа «надо притопить еще немного, тогда мы точно приедем раньше», это актуально только если вы сегодня выехали и сегодня же приедете в конечную точку отдыха.
Reddleon
Повод для снижения скорости в России — это разбитая в хлам дорога. К сожалению. Желаю всем путешествия в Норвегию!- желание игнорировать знаки пропадет напрочь.
Два часа за рулем — время визуального и психологического комфорта. Потом необходим перерыв — для смены зон возбуждения в мозгу ;)
А что касается отдыха, то полноценный сон (пусть даже в палатке), но с душем и горячим питанием не заменит ничто. LAS прав, говоря про дальнее путешествие, а не про однократный длинный переезд. У меня скоро планируется 6000 км за месяц. При этом я желаю отдыхать, купаться и смотреть Европу, а не мчаться по автобанам с крейсерской скоростью.
В связи с обсуждаемым предлагаю обдумать, прокомментировать и поддержать идею организации частных парковок везде, где есть ваш участок земли, дача, дом, огород. По принципу малокоммерческого каучсерфинга. Мы все ездим, давайте объединяться! (Автор, простите за офтоп)
Alladdin
NEpodarok71
От Тулы до Бреста 1180 км. проходим за 14 часов.
Alladdin
lilia
И ещё про скорость. Во времена моего детства на бортах грузовиков писали: «Шоссе не космос», «Водитель помни — тебя ждут дома», а скорости были не чета сегодняшним.
Внимание!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!
Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.