Белое море, белые ночи, белые паруса / Путешествия НЕ на автомобилях! / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!

Белое море, белые ночи, белые паруса

Хочу представить публике свои воспоминания о путешествии почти не линию Полярного круга.
Intro

Ух, как давно меня манила перспектива сплавиться по реке: в Турции уже баловались рафтингом … оставались как варианты Алтай и Карелия… но ЛИ практически моментально отклонила такой вид отдыха, как рафтинг, дав лишь согласие на морской отдых! Пришлось мне портить целый день зрение у компа, чтобы найти «два в одном»: море и рафтинг. Нашел-таки одну туристическую фирму из Петрозаводска, которая предлагала уникальное путешествие по Белому морю до необитаемого острова с недельным проживанием там…на уникальном же транспортном средстве – на лодке, которая была сделана по аналогии с традиционными лодками поморов.

В начале июля начинается активное движение в сторону Карелии рисковых людей, десятки людей с рюкзаками в человеческий рост штурмуют поезд Москва-Мурманск. Вот и мы среди них оказались.

Поезд идет медленно, за окном сверкает солнце, даря надежду на то, что с погодой нам повезет. Бывалый народ уже вовсю трескает всевозможные дошираки и пюре, а мы пускаем слюнки: ну, конечно, мы-то, как дилетанты, рассчитывали, что будет вагон-ресторан. Короче, пожрали только уже с наступлением следующего дня, а в полночь уже были на ст. Энгозеро — на выгрузку полагалось 60 секунд!

Белые-белые ночи

Хочу сразу заметить, что питерские белые ночи отдыхают по сравнению с карельскими — в три-четыре часа ночи светло, как днем, солнце на мгновение исчезает за лес, а через полчаса уже рассвет. Потрясающие ощущения! Иногда ловишь себя на мысли, что не понимаешь день это или ночь!!!

Пит-стоп

Естественно, что всё путешествие должно начаться с приключений, вот и встречающий нас на «четверке» инструктор-Денис попросил несколько минут на замену проколотого колеса. Как он исхитрился его проколоть, стоя на станции в ожидании нас? Поехали… по дороге Денис заметил, что ночь мы проведем в д. Калгалакша в гостинице, а на следующее утро отправимся морем на остров (названия у него нет). Я еще умудрился спросить сколько звезд у гостиницы; в ответ получил — НОЛЬ!!!

Через два часа были в гостинице, которая оказалась обыкновенным деревенским домом, но приспособленном для разного рода транзитников, заезжих рыбаков и туристов. Там нас ждал или поздний ужин или ранний завтрак, который «изобразили» Ирина и Оксана, ставшие для нас кормилицами на время нашего путешествия. Выпили, поели и — отбой!

Познакомимся

Дарья – дочь Оксаны
Ася – дочь Ирины

В МОРЕ, НА ОСТРОВ!

Проснулись. Ё-мое!!! Все небо серое, холодно, ветер дует, ничего себе начало! Но это действительно было только начало. А для начала-то отправились в магазин, за продуктами, при этом было нам сказано, что это последняя попытка приобрести то, что нам понадобится, ибо потом мы увидим магазин только на обратном пути. В общем, пока поварихи закупали продукты, моей фантазии хватило лишь на то, чтобы купить 1 л огненной воды, 2 л пива, три пачки соли и два коробка спичек. Зачем я покупал последние две позиции? Посмотрел бы на местных, сразу бы сократил перечень покупок! Но с местными нам еще предстояло чуть позже встретиться.

Отдать концы! Одев всё теплое: свитера, куртки, носки, шапки, сапоги, наша команда выходим на 6-метровой деревянной лодке-плоскодонке в море, под подвесным мотором. Через полчаса этот мотор вдруг передумал толкать лодку, заглох и перестал реагировать на любые попытки Дениса его завести.

Тут-то нас и догнала лодка с местными: две бабы (по-другому и не скажешь) и четверо мужиков и лайка Амур.

Причем мы на пирсе в деревне грузились одновременно… но мы стартанули чуть раньше, ибо у местных возникла проблема как раз с Амуром — на простой призыв одной из селянок: «Амур, *лядь! Прыгай на *уй!», тот, видимо, оказался в ступоре, не понимая чего от него хотят. Мы же с Лариской лишний раз восхитились великим и могучим!!! Да и Амур всё-таки оказался сообразительным псом, понял, что ему надо прыгать в лодку.

Ага, значит, мотор заглох на нашей Каравелле, никак не желая заводиться – и тут нас как раз банда калгалакшских и догнала.

В море контакт с местными был установлен мгновенно, в обмен на канистру бензина и «еще чего-нибудь жидкого» они согласились взять нас на буксир. Мы спасены! Как бы там ни было, но суровые местные законы не позволяют бросать в открытом море людей!

Путь был бы монотонен и неинтересен, если бы не аборигены. Каждые минут двадцать появлялась бутылка и стаканы, все до единого выпивали, закусывали куском хлеба и шли дальше. В итоге дело дошло до того, что когда в 20 метрах появилась нерка, один из моряков стрельнул по ней из ружья, слава Богу, не попав. У Дениса это вызвало массу вопросов, ибо по традиции, местные если и забивают нерку, то только на корм собакам.

Дальше — больше: по пути попались лебеди, совершенно не замечающие нашего приближения и плавающие метрах в пятидесяти от нас. Тоже бесполезные для еды птицы, огромные, но без мяса. Тут уже у наших спасителей разгорелась дискуссия, уже один из них достал ружье, но второй превратился в гринписовца, да стал размахивать руками и свистеть, чтобы птицы улетели. Спас, короче, трех лебедей.

Прошло два часа, и мы сделали пит-стоп на берегу. Оказывается, эти черти плыли на работу, а работу из себя представляет следующее: по берегам моря разбросаны одинокие домишки, в которые и отправляются два-три человека; они собирают ламинарию — морскую капусту, сушат ее, прессуют, а потом сдают в колхоз. Вот и мы по дороге выбросили первый десант. Хорошо хоть посадка-высадка была недолгой — всего лишь пару стаканов!

Еще через час мы ступили на берег острова. Нашего…

До того, как мы оказались на острове, на нём заранее побывали инструктор-Юра, его 12-летнего сын Леха и кореш его Дима. Вот благодаря их стараниям, на острове появились палатки, стол со скамейками под тентом, лесная «исповедальня» и многое, что должно было облегчить жизнь.

Пока мы осваивались на острове (метров двадцать в ширину и метров пятьдесят в ширину), окруженном с запада и востока метров на двадцать водой, с юга и севера берег был далеко), Денис и Юра поставили две сети…

ПЕРВЫЕ УДИВЛЕНИЯ

Ну вот, пока рыба шла в сети, первый же день стал днем откровений и открытий.

Самое главное открытие/откровение — это прилив и отлив. Побывав до этого на нескольких морях, на Белом я впервые столкнулся с тем, что Луна и Ледовитый океан два раза в день РАДИКАЛЬНО преображают ВСЕ вокруг, создавая, таким образом, определенные условия. Для начала надо сказать, что в отлив уровень воды падает метра на два; таким образом, с запада вода уходила практически вся, оставляя лишь няшу (это слово надо запомнить), с северной стороны остров осушался на 1 200 шагов (специально ходили замерять).

Опять же из-за того, что потом вода возвращалась, но уже почти из океана, она была о-о-чень холодной, так что о купании не было и речи. Во время отлива можно было только ждать прилива или ходить по острову в поисках дров… или, например, следов медведя, ведущих, к счастью, с острова на другой берег.

До воды дойти было настоящим испытанием, ибо радости от этого мало было: во-первых, няша, т. е. илистое дно, местами превращающееся в настоящую ловушку для всего — маленьких рыбок, застрявших в траве при отливе, и, на радость, местным чайкам, важно выхаживающим по мели и пирующих, до сапога Оксаны, опрометчиво направившейся помыть котел и чуть не повторившей судьбу Лизы Бричкиной («А зори здесь тихие»). Только ценой оставленного морю сапога она вырвалась из няши живой…

ВСЯ ПРАВДА О ПЕСКОЖИЛЕ

Словом, более мерзкого явления, как отлив, я не знал… опять же рыба клюет только с началом прилива, и, при этом, клюёт на пескожила! Хотя, природа, все-таки подумала о досуге рыбаков во время отлива, создав такое очаровательное существо, как ПЕСКОЖИЛ. Это существо, тот же самый червяк, но толщиной с человеческий палец и длиной сантиметров десять!

Жизнь пескожила до предела «разнообразна»: смысл его жизни заключается в том, что он проникает в песок, оставляя за собой небольшую лунку, затем он начинает пропускать через свою пасть этот песок, а ненужный материал выпуская через противоположное пасти отверстие, оставляя на поверхности мини-пирамиды из макаронин песка.

Так вот, переживая отлив и готовясь к рыбалке, homo sapiens берет в руки лопату, втыкает ее посередине между лункой и горкой и, перевернув кусок земли/песка, вытаскивает почти всегда одного, в лучшем случае, двух пескожилов. Накопав порцию пескожилов, можно приступать к самой ответственной стадии подготовки к рыбалке.

Я для этого выбирал большой камень, так чтобы было удобно возле него стоять, превращая этот камень в операционный стол.

WARNING!UVAGA!POZOR! ВНИМАНИЕ!
следующая часть — для людей с крепкой психикой и, желательно, читающих это на пустой желудок.

Рецепт (моего) приготовления пескожила прост: одной рукой берется червяк, кладется на камень и легким движением другой руки, надавливая на пескожила, извлекаете из него внутренности. При этом надо быть готовым, что часть их может оказаться на вашей физиономии…

Вот оставшаяся наружняя оболочка пескожила как раз и очень обожаема морскими рыбинами.

ПОРЫБАЧИЛИ

Так наступил второй день… Юра и Денис вернулись с добычей! Всего, что оказалось в улове хватило на то, чтобы пожарить свежей рыбы, закоптить рыбу в коптильне (размером где-то 80-40-30 сантиметров с двумя отделениями) — всего «лишь» три коптильни, сварить ухи из голов и нажарить две сковородки печени трески! Скромно?!

Но в тот момент показалось, что рыбы мало, поэтому мы с Юрой и Никитой на катамаране отправились еще раз на рыбалку, благо было время прилива, отплыв от лагеря метров на двести встали на якорь и понеслось… Естественно, первой пойманной рыбой оказался бычок, по-местному — ревяк, дав понять, что он — не последний пойманный сегодня бычок. Долго оставаясь в тени Никиты и Юры, я, вдруг, тоже принялся радоваться улову. Ну расскажи кому-нибудь в Подмосковье, что, поймав треску сантиметров на 20-25, мы без сожаления отпускали ее обратно со словами: «Да… маленькая!» Кто поймал самую крупную треску — скромно промолчу, так ведь еще и камбалы наловили.

А способ рыбалки до примитива прост: нужна лишь леска 0,5-0,6 мм, блесна тяжелая, грамм на 50-60, да пескожил. Опускается все это до дна, затем поднимается над дном сантиметров на десять и, чуть опуская и приподнимая леску, остается лишь дождаться, когда по пальцу ударит леска — рыба клюет!!!

И ведь не скажешь, что островная жизнь однообразна… спать расходились только часам к трем ночи, попев и послушав песен в исполнении Дениса и Юры, засыпали под невероятную какафонию птичьих голосов, просыпались же часов в 10-11… а куда торопиться — отлив не дремлет! Проблемой была только пресная вода, ближайшим местом ее обитания было озеро глубиной по колено, но на противоположном берегу, куда надо было плыть на катамаране, потом тащить 50-литровую бочку метров сто до берега по каменистой земле леса.

При этом вода была еще та… весь планктон, содержащийся в ней, придавал ей, даже после кипячения, цвет сильно разбодяженного пива, а вкус… один лишь раз я попробовал сделать кофе на этой воде, весь аромат кофе был уничтожен запахом воды. Спасло лишь то, что чай пили крепкий, диарея нам была не страшна!

ОКАЗАЛОСЬ, ЧТО НАШ ОСТРОВ УНИКАЛЕН

На следующий день наша нога ступила на противоположный берег для изучения и рассмотрения древнего очага саамов, сложенного из очень крупных камней, и растительности и живности острова. Как же обрадовалась эта живность нашему приезду, особенно комары и мошкара! Надо сказать, что наша стоянка оказалась просто раем по сравнению с другими территориями: наш остров был приятно продуваем ветерком, потому-то комары, а тем более мошкара, были у нас редкими гостями.

ЧТО И КАК РАСТЁТ

На третий день выходим еще дальше в море, и выходим не просто так, а под парусами! Как же долго я ждал этого момента… лишь по прошествии получаса после команды «Весла по обоим бортам», «Табань» и т. д., услышав «Суши весла», слух порадовала команда: «Ставь стаксель и грот!!!» Да что там говорить! Только тот, кто сам вышел в море под парусами, увидел, как ветер наполняет их, а лодка начинает бесшумно лететь по волнам, поймет, КАК это прекрасно: море, ветер и парус!

А шли мы на остров, где, согласно заверениям ученых, было старинное захоронение и можно было понаблюдать природу уже почти тундры, так называемой зоны отчуждения: это когда деревца высотой меньше метра, а мхи толщиной равной высоте деревьев… и кругом камни, камни… со следами полировки их ледником.

Ну что ж, совместив полезное с приятным, заканчиваем наше путешествие стандартной процедурой — рыбалкой. Кто знал, что нам скоро так повезет? А везение это должно было предстать в виде пойманной зубатки!

ЗУБАТКА

Та-а-а-к, история и природа Карелии чрезвычайно интересны, но, если уж ты в море, то грех еще раз не закинуть крючок с блесной. Скажу сразу, что в наши планы ловить зубатку не входило, так как ее оскал уже накануне в сетке удалось лицезреть, да и глаза ее не очень-то понравились. Рыбина-то эта, хоть и не хищница, но явно близкая родственница мурене, во всяком случае визуально: глазищи навыкат, зубищи, которыми она разгрызает раковины в надежде полакомиться моллюсками, могут легко и человеческое что-нибудь укусить. Но в сети она уже спала — так мы ее по-быстрому отправили на сковородку, да спокойно переварили ее.

А тут!!! Рыбацкое счастье изменчиво и, по началу, в каком бы из четырех мест мы не останавливались, нашими «клиентами» оказывались ненасытные ревяки. Иногда казалось, что им приятнее на крючке болтаться, чем бороздить глубины Белого моря. Треской же, даже самой маленькой, и не пахнет — ни одной поклевки. Потихоньку начинает приходить в голову мысль, что мы пытаемся в самый разгар отлива рыбачить. Эх, не судьба…

Вдруг вся фигура Юры превращается в пружину — кто-то наверняка с ним «вступил в контакт» на другом конце лески. Леска начинает стремительно уходить под лодку! Странно, ни треска, ни ревяк ТАК себя не вели. Завязалась борьба с еще неизвестным нам морским чудищем! Все-таки, супротив русского мужика не попрешь, но, Боже, Юра вытаскивает зубатку! От ужаса он замирает, его самообладания хватает лишь на то, чтобы бросить зубатку в лодку и держать ее висящей на леске. В этот момент я хватаюсь за весло, наверное, в первые секунды подумав, что я им буду обороняться, а не нападать на зубатку. Лишь только тогда, когда я увидел в руках у Дениса молоток, я понял — численный перевес на нашей стороне.

Эта зверюга вертится на крючке и умудряется всегда повернуться мордой к сопернику, то бишь ко мне и Денису. После очередной атаки на рыбу мы умудряемся сделать ОДНОВРЕМЕННО следующее: я прижимаю веслом рыбу ко дну, а Денис разящим ударом молотка пробивает дыру в ее черепе. Game is over!

Глядя на мертвую рыбину, я подумал: как же нам повезло, что рыбача накануне с катамарана, никто не поймал зубатку — я бы тогда либо сам за борт выскочил, либо леску отрезал!

Нет уж, братцы, давайте завтрашний день лучше посвятим строительству лесной бани-каменки, но никак не рыбалке!

ЛЕСНАЯ БАНЯ

Насколько «просто» соорудить баню в лесу представилась возможность узнать на следующий день. Нет, можно было, конечно, прикинуться «туристом», типа я здесь — в отпуске, а задача инструкторов обеспечить приятность этого отпуска, но…не по-мужски это как-то. Ну что, братцы? Грузимся на катамаран со всеми необходимыми «причиндалами»? Пошли!

Само собой предполагалось, что моя роль в постройке бани будет исключительна – т. е. в качестве вьючного животного. Да и ладно! Оказавшись на другом берегу и проведя разведку местности, Денис и Юра развели дискуссию, достойную философии марксистов-диалектиков. Естественно, матушка-природа не так проста, чтобы человеку давать какие-то поблажки, и поставила перед нами такую загадку: на берегу моря, в которое втекала вода из озера, было разбросано несметное количество камней, так необходимых для каменки, но воды – ноль, а вокруг озера – ни одного камня.

Ключевой вопрос на Руси «Что делать?» был решен в пользу озерного варианта, так что в мои обязанности вменялось собирать камни, разбросанные Всевышним в лесу. Оказалось, что не так тяжелы камни, как сама их доставка – ведь в лесу нет асфальтированных дорожек, зато моховых кочек, ямок и развалин предостаточно. Ну вот, пока я «наматывал» камнекилометры, Денис с Юрой занимались строительством каркаса бани, возводя конструкцию из ольховых жердей, на которую потом надо было накинуть старый палаточный тент.

Через несколько часов упорного строительства и легкого обеда появилось в лесу чудо рук человеческих: груда камней, сложенных в виде очага, в котором страшной силы огнем сгорали заранее заготовленные сосновые дрова, раскаляя камни своей температурой. Все, что оставалось сделать, так это дождаться прибытия всей нашей «футбольной» команды, т. е. еще 8 человек…и вот все 11 человек – в сборе.

Ну что поделаешь, так уж устроены мужики, что женщинам не дали возможности вкусить в полном объеме прелестей бани, зато уж три ходки по маршруту баня-озеро с раскрасневшимися физиономиями заставили быстро забыть про то, как тяжело было строительство этой самой бани!

НЯША
И кто бы знал, что день еще не закончился, а впереди нас ждет еще одно физическое испытание!

Конечно же Денис, предполагая, что может грянуть отлив, оставил катамаран вдалеке от места нашей высадки на берег, но когда мы ринулись (в буквальном смысле) на берег, окруженные миллиардами комаров и мошек, то обнаружили, что отлив в самом разгаре. Обратной дороги в лес не было, тучи мошкары не унимались, а наш остров – вот он, совсем близко! Кто же знал, что мы окажемся на нем лишь часа через три, а всему виной станет этот проклятый отлив и чертова няша!

Только стало это нам ясно лишь после того, как, погрузившись всем составом на катамаран и оттолкнувшись, мы застряли на мели на расстоянии полутора метров от берега: обратно уже не вернуться, так как только у троих человек были сапоги, а вперед двигаться не позволяет Луна, оттянувшая в сторону Ледовитого океана морскую воду.

Как стали модны сейчас всевозможные reality-show. Вот и я в какой-то момент подумал, что если бы какое-нибудь ТВ снимало нас на свои камеры, рейтинг этой передачи был бы не меньше «Последнего героя» или какого-нибудь «Дома». Честное слово, есть что посмотреть – то наша тройка: Денис, Юра и я, утопая почти по пояс в няше, пытались протолкать наше судно вперед, при этом получасовых усилий хватало лишь на то, чтобы продвинуть катамаран сантиметров на двадцать, то интеллектуальные игры, типа в «города», то неожиданная «находка» наших дам, которые, раскачиваясь маятниками, придавали поступательное движение нашему катамарану!

Вот так, на границе заката и рассвета, ни разу (!) не усомнившись в удачном окончании дня, наша Команда (да, думаю, что можно с большой буквы) высадилась на берег нашего острова. Еще бОльшему сплочению способствовала припасенная Денисом фляжка с огненной водой … жаль только ее содержимое к половине шестого утра было выпито, да, собственно, нельзя же пить всё время, надо и поспать! На следующий день надо было еще раз в море на рыбалку сходить, да потихоньку собирать вещи в обратный путь.

БЕЛЫЕ ПАРУСА
По меткому замечанию Юры: «Как только складывается команда, приходит время расставаться». Вот и мы, погрузив свои вещички в лодку, машем на прощание Оксане, Ирине, Асе и Даше, оставшимся на острове – мужики выходят в море. Нам предстояло добраться морем до д. Кангалакша, переночевать в «гостинице» и в половине шестого утра быть на ст. Энгозеро, где за 60 секунд остановки поезда надо было успеть загрузить рюкзаки и самим забраться в поезд.

Ух ты, мы вышли из бухты! Выйти-то вышли, но через полчаса заглох мотор – время испытаний еще не закончилось. И еще неизвестно кому было сложнее: физически — нам с Юрой, в течение часа работавших веслами и борясь с приливом и морскими течениями или же Денису, пытавшемуся оживить наш подвесной мотор. Да, были моменты, когда я даже не хотел смотреть в сторону берега на какие-то ориентиры, ибо гребешься-гребешься, а потом глянешь на какой-нибудь камень, лежащий на берегу, и понимаешь, что, в лучшем случае, твоя гребля лишь удерживала лодку на месте, не давая ее сносить… Нет уж, лучше сильнее грести, чем смотреть по берегам!

Что ж, Денис тоже не сидел сложа руки, через часок обрадовав нас командой «Суши весла!» Заработал движок!

Но зачем нам мотор, если у нас есть два белоснежных паруса!? И вот наша лодка превращается в белую птицу, летящую по воде на всех парусах. Это я вам скажу, удовольствие из разряда самых очаровательных, когда тугой парус проносит тебя мимо десятка трех лебедей, мимо стай прочих беломорских птиц – и все это лишь под звук воды, разрезаемой носом лодки! А как триумфально выглядело наше появление на причале в Калгалакше – не под рев мотора, а под мерное шелестение паруса и всплески весел!

Ура! Земля!

Переписываясь накануне поездки с организаторами, я задал им один вопрос. Естественно, речь шла о деньгах… а интересовало сколько нужно взять денег в дорогу. Ответ был предельно прост: «Деньги вообще не нужны, там, где вы будете, их просто НЕГДЕ тратить!!!» И все-таки, после недельной островной жизни и многочасового морского перехода сильно-сильно хотелось выпить! Минералки с газом!

Наш десант, высадившись на берегу, сразу стал «наводить порядок» на территории: Денис пошел за машиной и звонить на почту, мы ринулись в дом, где живет продавщица местного супермаркета; сопротивление бесполезно, открывай свою лавку!

Ух ты, пиво! Минералка! Водка! Да это не супермаркет – это гипермаркет!!! Долго мы еще наслаждались возможностью потратить деньги…

Остаток дня предполагал следующую программу: Юру с сыном Денис должен был отвезти на ст. Энгозеро (они оттуда отправлялись на разведку нового туристского маршрута), затем Денис возвращался и через некоторое время отвозил нас на ту же станцию. А пока все направились в известный уже нам отель, чтобы чуть перекусить и отдохнуть. Там уже были гости, трое мужиков солидного вида, приехавшие на VOLVO из Мурманска. Но не им предстояло стать гвоздем программы…

КАПИТАН САФОНОВ
Вся наша суета с кастрюлями, кипятком, вилками и кружками закончилась тем, что на ужин были приготовлены макароны с тушенкой и чай с печеньем. Взрослые помимо ужина еще решили принять допинг.

Еще не успело содержимое первой рюмки разлиться по всему телу, как с кровати поднялся Некто и, ни слова не говоря, уселся вместе с нами за стол. Вид его был грозен: на голове, помимо волос, у него еще, видимо, было птичье гнездо, оттянутые трико на коленках говорили о сильно развитой мускулатуре в тех же коленях. И, все-таки, самой сильной у него была правая рука, особенно движение с рюмкой от стола до глотки.

Несколько обескураженные таким Явлением, мы выпили по второй… и тут услышали:

— И что, вы мне не нальете?

-??? Так, вроде, у нас тут своя кампания, знаем друг друга. А ты кто?

Еще более удивленно, чем мы

-???????????? Да я – капитан Сафонов! Я все Белое море знаю!

О Боже, какие же мы недалекие: лейтенанта Шмидта, майора Вихря, полковника Исаева знаем, а самого капитана Сафонова нет! Позор!

Налили, выпили. После выпитой рюмки капитан Сафонов дал прощальный гудок, т. е. опять же в сплошной тишине, отправился в свою гавань – на кровать бороздить во сне просторы Беломорья. Хороший человек!

============

Ну вот, собственно, и все. Отвез Денис Юру и Леху … потом мы отправились в путь.

Из последних сил (весь день не спали, а про нагрузки Дениса я вообще молчу) забрались на поезд Мурманск-Москва – и мертвецким сном, моментально заснули. Еще немного – и мы будем дома…

P.S.

Тем, кто «наелся» турций и египтов

Тем, кто хочет почувствовать себя хоть недельку дикарем

Тем, кто хочет физически поработать

Тем, кто хочет увидеть неиспорченную человеческим присутствием природу

Тем, кто хочет почувствовать гармонию природы