И всё таки, как ни банально это звучит, а «Стамбул – город контрастов». Часть 2. / Путешествия НЕ на автомобилях! / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!


Авторизация

Зарегистрироваться

Войти или Зарегистрироваться        Мобильная версия

И всё таки, как ни банально это звучит, а «Стамбул – город контрастов». Часть 2.

Начало.

04.01.2015. Дворец Топкапы – «Бухара» — акведук Валенты – Галатская башня

Не смотря на то, что церковь Святой Софии и дворец султанов Топкапы находятся рядом, посетить я их решил в разные дни. Можно конечно все достопримечательности района Султанахмет за один день обежать, но во-первых, в голове будет каша из впечатлений и эмоций, во-вторых неизбежна «музейная усталость», это когда ходишь вроде бы немного, от экспоната к экспонату, но к вечеру ноги не ходят, а в-третьих у нас в этой поездке был главный и редкий козырь – время.

На этих фотографиях наглядно видно расстояние между объектами на площади Султанахмет.
Я стою возле фонтана султана Ахмеда III.


Слева на фотографии видна крепостная стена, которая была построена от берега Мраморного моря до берега бухты Золотой Рог и отсекала территорию дворца Топкапы от города.
Сзади главные ворота — «Ворота султана», ведущие в первый двор дворца — «Двор войска».



Передо мной дорога, ведущая на площадь. Справа видно контрфорсы Святой Софии, а на заднем плане мечеть Султанахмет.



Дворец Топкапы вначале назывался просто «Сарайы Джедит-и Амирэ» (Дворец Султана), а в XVIII веке его стали называть «Топкапы Сарайы» (Дворец пушечных ворот). Строить его начал султан Мехмед II Фатих через десять лет после завоевания Константинополя. Ещё через десять лет дворец в целом был построен, и султаны прожили в нём почти четыреста лет до 1855 года.

Топкапы большой дворцовый комплекс, состоящий из четырёх дворов.
Первый двор это хозяйственное и церемониальное предместье дворца. Сюда мог попасть любой желающий. Собственно и в настоящее время сюда может зайти любой желающий абсолютно бесплатно, т.е. даром.

Второй двор — место собраний Дивана. Диван что-то вроде Боярской думы.

Третий и четвёртый дворы это внутренние покои султана.

Первый двор ещё назывался «двор войска» и здесь располагались различные службы (больница, пекарня и т.д.). Сейчас здесь кассы, сувенирные магазины. Но, самый главный объект внимания это церковь Святой Ирины. На мой взгляд, это жемчужина достопримечательностей Византии в целом и Константинополя в частности.



Экстерьером и интерьером она не блещет, но ведь это одна из древнейших церквей Константинополя. Она была построена раньше первого храма Святой Софии (360 год) и здесь была кафедра константинопольского патриарха. В 381 году здесь проходил второй Вселенский собор, который признаётся всеми церквями.

Оказавшись внутри дворца султана, эта церковь никогда не была мечетью. От её убранства практически ничего не осталось.



Какие-то фрагменты фресок.



Зато мозаичный крест в апсиде очень редкий памятник эпохи иконоборчества.



Ещё одна уникальная деталь, которой нет больше ни в одном храме Константинополя это синтрон – маленький амфитеатр сидений для участников соборов.



Вход в церковь Святой Ирины платный – 20 лир, но можно пройти по музейной карте.
Из первого во второй двор ведут «Врата приветствий».



Проезжать под ними верхом имел право только султан. Сейчас под этими воротами находятся турникеты контроля оплаты посещения дворца. Стоимость билета – 30 лир. Мы прошли по музейным картам.

Второй двор назывался «Двор Совета» или «Двор справедливости». От ворот веером расходятся дорожки. Дорожка направо ведёт к дворцовой кухне и столовой. Где выставлена экспозиция предметов кухонной утвари.
Прямо «Дорога Падишаха» к «Вратам блаженства» ведущим в третий двор.



Налево дорога к Каретным вратам гарема. Они под башней на заднем плане. Эта сторожевая башня называется «Башня справедливости», видимо по названию этого двора.



Перед башней небольшое помещение, где заседал Диван. Название этот государственный орган получил от кушеток, с трёх сторон окаймляющих зал Совета.



В стене над местом великого везира окошко с решёткой, через которое султан мог наблюдать за работой своих советников.
В соседнем помещении сидели писари. Разницы в интерьере помещений вельмож и писарей практически не заметно.



С террасы Дивана прямая дорожка к «Вратам блаженства» во внутренние покои монарха.



Но в третий двор так же можно попасть через гарем. Вход в гарем платный – 15 лир, да ещё и в очереди за билетами нужно постоять, но с музейной картой проходим мимо очереди.

Гарем это дворец во дворце, государство в государстве. Полноправным хозяином здесь была валиде-султан, мать султана. В гареме четыре внутренних двора и несколько сот помещений, конечно, посмотреть можно очень его малую часть. Но всё равно в голове всё перепуталось. Где покои валиде-султан, где покои сыновей султана, где – что? Не помню. Поэтому просто несколько фотографий. Ещё и фотографировать трудно из-за большого количества туристов. В который раз убеждаюсь, нужно меньше спать и приходить в топовые музеи к открытию.

Первый двор гарема.





В чьих-то покоях. Обратите внимание на азиатку в левом нижнем углу следующей фотографии. Вот это восторг у человека! Наверное, до самого Китая глаза у неё будут круглыми.









А в этот двор выходили окна, так сказать, общежития наложниц.



Помещения гарема связаны между собой лабиринтами коридоров.



Из гарема через вон те двери в углу попадаем в третий двор, так называемый внутренний двор, куда даже великий везир мог попасть только после высочайшего позволения султана. И, конечно же, только через «Ворота блаженства».

Сразу за воротами, закрывая двор, стоит Тронный зал, где султан принимал с докладами везира, иностранных послов с дарами.



Нужно отметить, что помещение довольно тесное и скромное.

По периметру двора в палатах сейчас экспонируются одежда, сокровища, оружие, мусульманские святыни.
Павильон Завоевателя, в подвале которого хранилась личная сокровищница султана.



Четвёртый двор это дворцовый сад, разбитый на холме с несколькими павильонами.
Вот Ереванский павильон, построенный в ознаменование взятия Еревана в 1635 году.
Отсюда открываются прекрасные виды на бухту Золотой Рог



Вид на Босфор



Мраморное море и Принцевы острова



Внизу видно остатки крепостной стены построенной на берегу Босфора ещё римским императором Септимием Севером.



На осмотр дворца Топкапы у нас ушло более трёх часов. Если пользоваться аудиогидом получится ещё больше. Но и за три часа наступила музейная усталость, которая лечится двумя способами или покой или ходьба маршевым шагом. Но, «покой нам только снился», потому, что по прогнозу погоды к вечеру должен пойти сильный дождь.

Следующим пунктом программы был акведука Валента. До него около трёх километров, как раз хорошая разминка после трёхчасового топтания по музею. Ещё одним плюсом пешей прогулки стало обнаружение недорогой харчевни. Кафе это находится на улице Boyaci Ahmet и называется «Бухара». Вот уж неожиданно было в Стамбуле встретить такое название. А что?, в Ростове есть же ресторан «Нью Йорк». Вывеску этого заведения видно с улицы Divan Yolu. Цены вполне божеские, готовят хорошо. Суп – 3 лиры, шаурма от 5 лир, основное блюдо – 12-18 лир. Порции большие. Первое, второе и какую-нибудь закуску съесть сложно, особенно если закуску и суп начал есть с хлебом.

А мы, отобедав, продолжим путь к акведуку. Мимо мечети Лалели



в основании которой работают кафе и магазины. Но я уже писал об этой традиции содержать мечеть за счёт близлежащих коммерческих предприятий.
И вот он бульвар Ататюрк, который «пронизывает» акведук Валенты.



Этот акведук лишь хорошо сохранившийся фрагмент разветвлённой системы водоснабжения Константинополя, по которой вода с севера, из Белградского леса попадала в центр города. Закончили строительство этого сооружения при императоре Валенте в 378 году. Нужно заметить, что использовали этот водовод до конца XIX века. Диву даёшься, полторы тысячи лет работал водопровод. Умели же строить!

Начинает накрапывать обещанный дождь, но забиваться в отель не хочется, ведь времени всего половина четвёртого. Под моросящим дождем по бульвару спускаемся к метромосту.
— А не сходить ли к Галатской башне?
— А чё, нам дождь не страшен!

Не сидеть же в номере и в лото играть. Это можно было и в Ростове делать. А тут всего делов-то, через бухту Золотой Рог перейти, да на той стороне в гору залезть.

Галатский мост с метромоста. Безрадостный пейзаж, а времени всего 16-00.



По узким, резко уходящим вверх улочкам вскарабкались к Галатской башне.



А там, мама дорогая, очередь желающих подняться на смотровую площадку три раза обернула основание башни. Понимаю желание сделать знаменитую фотографию исторического центра с освещёнными мечетями, но какая же фотосессия получится под дождём? А когда через полчаса мы спустились к Галатскому мосту, начался проливной дождь, который бодрой рысью погнал нас в отель.

Если посмотреть в окно, то очень слабо можно верить прогнозу погоды, но он уверенно так вещает: «5 января ясно, солнечно, тепло». Поэтому, не обращая внимание на грохот падающей с небес воды, на следующий день планируется поездка в крепость Румели Хисары и в посёлок Румели Фенери, который находится на другом конце пролива Босфор, на берегу Чёрного моря.

05.01.2015 Ещё раз Галатская башня – не увиденный дворец Долма Бахче – Румели Хисары – Румели Фенери.

Не сказать, что бы утро было солнечным, но дождя не было. Сегодня предстоит передвигаться на общественном транспорте, поэтому нужно купить Истамбулкарт. Это проездная карта практически на все виды транспорта в Стамбуле, включая паромы/катера. Можно покупать разовые жетоны, но тогда одна поездка стоит 4 лиры, а по карте 2,15 лиры и если пересаживаешься в течение 90 минут на другой транспорт, твоя поездка уже стоит 1,45 лира. Выгода этой карты очевидна, если планируется хотя бы несколько поездок. Карту можно купить в специальных автоматах, в газетных киосках, я покупал на рецепшене в своём отеле. Карта стоит 10 лир, 6 лир залог и 4 лиры на счёте. Когда карта не нужно её можно сдать, и вернуть свои 6 лир. Пополнить карту можно в автоматах на остановках общественного транспорта и в газетных киосках.

Первым делом нужно забраться на Галатскую башню. Когда подходили к ней ожидали увидеть опять очередь, но было свободно. Наверно под дождём ночью интереснее?
Билет на смотровую площадку стоит 25 лир, и, печалька, музейная карта здесь «не пляшет». На башню поднимаешься на лифте с лифтёром. Видать это за трудную работу лифтёра нужно заплатить 675 рублей с человека!

На верхней площадке есть кафе, но мы прибыли сюда, что бы обозреть окрестности.
А вот этот негодяй бесплатно сюда припёрся.



Перед нами историческая часть Константинополя. В окружении парка Гюльхане, дворец Топкапы, правее Святая София, а ещё правее мечеть Султанахмет. За дворцом Топкапы виднеются Принцевы острова в Мраморном море. Справа под чайкой Галатский мост.



А здесь левее чайки мечеть Сулеймание, метромост и мост Ататюрк.



Мечеть Сулеймание поближе.



А теперь вниз по узким улочкам (ума не приложу как они здесь в гололед на машине ездят)



на набережную, что бы на трамвае доехать до конечной остановки Кабаташ. С причала Кабаташ можно совершить морскую прогулку по Босфору, но у нас другие планы. И первый пункт этого плана — новый дворец султанов Долмабахче.

В XIX веке султанский дворец Топкапы уже выглядел довольно архаично. Видимо поэтому был построен дворец Долмабахче по европейскому образцу. Церемония открытия состоялась в 1856 года, после окончания Крымской войны. Отпраздновали, так сказать, групповое избиение. Як на моїй рідній мові кажуть: «Гуртом і батька легше бити».

Рядом с причалом дворцовая мечеть.



Мне она показалась самой нарядной из осмотренных в Стамбуле.







За мечетью вход во дворец — «Ворота сокровищ».



Но вот незадача, во дворец нас не пускают, а всё потому, что по понедельникам и четвергам он закрыт для посещений. И ведь ещё дома, при подготовке к поездке, я себе на бумажку выписал выходные дни в интересующих меня местах, а вот не доглядел. Что бы назад по тексту не возвращаться: в Святой Софии выходной понедельник, во дворце Топкапы – вторник.

Ну, что ж прогуляемся вдоль дворца по улице Долмабахче, посмотрим на дворец сквозь забор, а на площади Бешикташ на автобус и в крепость Румели Хисары. До площади Бешикташ полтора километра, и что нам после вчерашних восьми километров пройденных пешком. Но, фиг вам посмотреть сквозь забор, это вам не Петергоф или Вена, с их ажурными заборами в Петродворце и Шёнбрунне, здесь глухой забор метров шесть высотой. Вот иди, мил друг, и любуйся. Но ведь должен же быть «луч света» какой-нибудь. А вот он. «Султанские ворота».



Через эти ворота во дворец попадали только султаны. Возле ворот в синих стеклянных будках в карауле стоят солдаты, а вот каково им летом там стоять, если вдруг там нет климатических установок?

До Румели Хисары можно доехать на автобусах 25 Е, 40 и 41. На площади Бешикташ загрузились в автобус 25 Е. Крепость находится возле Второго Босфорского моста и ехать нам до неё около получаса. Остановка так и называется Румели Хисары.
На остановке никаких указателей нет. Да и самой крепости с остановки не видно. «Пораскинув мозгами» делаем вывод что крепость наверху, там же вход. Вперёд, т.е. вверх по улице, упирающейся в остановку.



После долгих расспросов выходим к воротам крепости, но они закрыты и уже давно, т.к. замок заржавел. Однако.

Спускаемся вниз и, наконец, находим вход в крепость. Тут даже автопарковка есть.



Как оказалось, нужно было выйти из автобуса и вернуться назад на четыреста метров, мимо кафешек и ресторанов выстроенных в сплошную линию.

Вход в крепость платный 10 или 15 лир, точно не помню. Мы прошли, используя музейную карту.
Крепость Румели Хисары построил Мехмед II на европейском берегу во время подготовки к осаде Константинополя в 1452 году напротив крепости Анадолу Хисары, которую на азиатском берегу построил его прадед Баязид I. Построили её всего за 139 дней. Крепость сыграла очень важную роль при осаде, т.к. на помощь Константинополю не смогли прийти корабли союзников Византии венецианцы из черноморских колоний.

Внутри крепости были деревянные казармы и мечеть, которые до настоящего времени не сохранились. Гарнизон составлял 400 янычар. За время осады была всего одна попытка прорыва блокады, но янычары корабль потопили, морякам порубили головы, а капитана посадили на кол.











Второй Босфорский мост.



Считается, что этот мост построен на том мест, где две с половиной тысячи лет назад навёл понтонную переправу персидский царь Дарий I в 512 году до нашей эры во время похода на скифов Причерноморья. Ну что же – логично, ведь здесь самое узкое место Босфора.

Для того что бы осмотреть крепость достаточно получаса. Дальше нам нужно попасть в посёлок Румели Фенери, который находится в месте соединения пролива Босфор и Чёрного моря.
Я знал, что туда ходит автобус №150, но он идёт с конечной станции зелёной ветки метро – Хаджиосман. Но, как туда попасть от Румели Хисары кроме как возвращаться в центр города я не знал. Потом вспомнил, что этот автобус идёт через городок Сарыер. А до него от Румели Хисары можно доехать на том же автобусе 25Е. Только до конечной остановки доезжать не нужно, а нужно выйти на остановке «рынок». На этой же остановке можно пересесть на автобус №150. От Румели Хисары до Сарыера автобус идёт около получаса и столько же от Сариеры до Румели Фенери.
Вот здесь я и увидел, что на радость автомобилистам, строится объездная магистраль вокруг Стамбула. Опоры нового моста уже поставлены южнее деревни Гарипче.

Название посёлок Румели Фенери (Европейский маяк) получил из-за маяка построенного здесь в 1855 году.



Рядом с посёлком есть развалины генуэзской крепости.









Конечно без надписей на стенах типа «Здесь был Вася» не обошлось.



А эти две скалы и есть те самые сходящиеся скалы Симплегады, между которыми аргонавтам под покровительством Геры удалось провести корабль.



Где-то там за горизонтом Одесса.



Как вам южный берег Чёрного моря?





Я когда-то жил недалеко от южного берега Баренцева моря. Так пейзажи ничем не отличаются.

Возле маяка есть очень хороший рыбный ресторанчик «Mendirek». Здесь хорошо готовят и не дорого. Три рыбных супа, два рыбных порционных блюда, сковорода жаренных морепродуктов, чай и два кофе обошлись в 82 лиры. Вода и свежевыпеченные лепёшки бесплатно. Официант округлил до 80. После того как я дал ему 5 лир «бакшиша», он ещё принёс сладкую выпечку и фрукты в подарок.
От Румели Фенери до конечной остановки метро Хаджиосман автобус идёт 50 минут. Хотя автобусный маршрут является пригородным всё равно оплатить проезд можно с помощью проездной карты «Истамбулкарт».

Продолжение следует

Комментарии (12)

RSS свернуть / развернуть
+
1
+ -
avatar

BUTTON

  • 9 февраля 2015, 17:08
Жду продолжения!
+
0
+ -
avatar

SuperMax

  • 9 февраля 2015, 17:13
Думаю к концу недели будет заключительная часть.
+
0
+ -
avatar

ALMarin

  • 9 февраля 2015, 18:03
Центровзвешенный экспозамер спас бы фотки…
+
0
+ -
avatar

SuperMax

  • 9 февраля 2015, 18:28
А что это такое?
+
2
+ -
avatar

Tat-77s

  • 9 февраля 2015, 18:48
Спасибо за экскурсию. Лихо Вы с общественным транспортом разобрались. :-)
+
1
+ -
avatar

SuperMax

  • 9 февраля 2015, 21:34
В каком смысле разобрался?)))
+
1
+ -
avatar

Tat-77s

  • 10 февраля 2015, 09:44
:) как коренной стамбулец. Откуда информацию черпали, что куда идет и где пересаживаться?
+
2
+ -
avatar

SuperMax

  • 10 февраля 2015, 10:09
«Старый воин — мудрый воин», а если серьёзно, то какой транспорт идёт до некоторых достопримечательностей Стамбула указано в путеводителе «Вокруг Света». В частности это мне понадобилось при поездке в Румели Хисары. Оставалось только определиться на местности, т.е. какой из трёх автобусов проходит через площадь Бешикташ. О том, что в Румели Фенери идёт автобус №150 я знал из чьего-то отчёта. Когда на остановке Румели Хисары, глядя на карту «ломал голову» как мне попасть на этот автобус, вспомнил, что в том же отчёте говорилось, что городок Сарыер он проезжает. А у автобуса 25Е Сарыер это конечная остановка. В общем всё просто оказалось. Хотя я с общественным транспортом не очень дружу. На каком автобусе добраться из точки А в точку В в Ростове-на-Дону затрудняюсь ответить, хотя город знаю прекрасно и могу практически любые пробки объехать «огородами».
+
1
+ -
avatar

SemenovEA

  • 29 марта 2015, 16:10
Внимательно читал отчет и одновременно следил в Google Earth за Вашими передвижениями по Стамбулу. Сделал много меток на карте, пригодятся для будущего путешествия, пока только не знаю, автопутешествия, или как у Вас на общественном транспорте. И неплохо бы сделать ссылку на 3 часть
+
1
+ -
avatar

SuperMax

  • 29 марта 2015, 18:51
Спасибо. Ссылку сделал.
+
0
+ -
avatar

IA18081972

  • 14 апреля 2015, 11:09
у меня почему-то не открывается третья часть!!! интересно, это только у меня или у всех?
+
0
+ -
avatar

SuperMax

  • 15 апреля 2015, 10:06
У меня, после нажатия на ссылку внизу, открывается. В принципе, если нажмёте на мой ник «SuperMax», попадёте на мою страничку и там в публикациях можно найти третью часть.

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.