МОЙ ЭВЕРЕСТ ИЛИ БОЛЬШАЯ КРЫМСКАЯ АВАНТЮРА (День 1. Балаклава-Ласпи.) / Путешествия НЕ на автомобилях! / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!

МОЙ ЭВЕРЕСТ ИЛИ БОЛЬШАЯ КРЫМСКАЯ АВАНТЮРА (День 1. Балаклава-Ласпи.)

МОЙ ЭВЕРЕСТ (ИЛИ БОЛЬШАЯ КРЫМСКАЯ АВАНТЮРА)

Предисловие
Балаклава.

День 1. Балаклава-Ласпи

Балаклава — Южный Форт — г.Аскети (362м)— род.Аязьма-Чокрак —г.Кокия-Кая (558м)— г.Куш-Кая (664м) — пер.Ласпинский — п.Ласпи (мотель «Миф»)

Ночь прошла в каком-то бредовом ожидании и звонок будильника в 5 утра показался спасением. С непривычки собиралась не очень быстро. Так как в номере чайник не предусмотрен, я с вечера договорилась с ночным администратором, чтобы он к 5.30 организовал мне кипяток. Заварила рисовую кашку с изюмом, попила растворимый кофе (ну и гадость, но деваться некуда), заправила термос, взяла дополнительный запас воды 1л. Все упаковала и к 6.30 была уже у входной группы на Большую Севастопольскую Тропу (БСТ).

Входная группа находится в самом конце ул.Кирова (в сторону крепости). Два первых дня мой путь должен проходить по БСТ. Поэтому, кроме собственных точек и трека БКТ, я скачала приложение БСТ. Ссылка на скачивание есть на сайте БСТ www.bst-sev.ru или сразу в маркете. И на сайте, и в приложении можно прочитать самую подробную информацию и о тропе, и о местах стоянок, о приблизительном времени прохождения участков и т. д. К тому же, приложение работает без интернета, в режиме GPS.

Тропа хоть и не слишком круто, но все же сразу набирает высоту. Еще вчера, находясь у крепости, казалось, что находишься высоко над городом. Но вот крепость постепенно тоже остается внизу.

А на востоке все отчетливее просматривается мыс Айя. Все это расстояние предстоит пройти именно за этот день.

Примерно через час от начала маршрута, я дошла до Южного форта.
Южный форт — это незавершённый комплекс военных сооружений на горе Аскети. Датируется это строительство началом прошлого века.

«Южный форт» представляет собой бетонные казематы, орудийные площадки, систему рвов глубиной 2–3 метра. Наиболее известным экспонатом этого своеобразного музея под открытым небом является «бочка смерти».

Раньше таких бочек было две и использовались, как высотные наблюдательные пункты. Одна из них утрачена, то ли ее сбили во время второй мировой войны, то ли ее срезали мародеры и утащили на металл. История умалчивает.

Ходит легенда, что во время второй мировой войны оттуда немцы сбрасывали в пропасть наших пленных солдат, но подтверждения этому нет. И, заметьте, несмотря на символику памяти второй мировой войны, все же были сооружены эти наблюдательные пункты более ста лет назад.

Среди рвов и маков я встретила и такое напоминание.

В голове в ту же секунду возникли слова всем известной песни Юрия Антонова:

«И, казалось бы, всему вышел срок.
тридцать лет менялась в море вода.
А как выйдешь, как шагнешь за порог — И от маков не уйти никуда…

Маки, маки, красные маки,
Горькая память Земли,
Неужели вам снятся атаки,
Неужели вам снятся атаки
Тех, кто с этих холмов не пришли?»

Г.Аскети стала моей первой вершиной в этом Крымском путешествии.

Спустившись с горы, тропа то становится грунтовой дорогой, то опять переходит в тропу. И опять маки, маки…

Приятно обернуться назад и оценить, где ты только что был.

А маки вдоль дороги меня даже подвели в некоторой степени. Вьется дорога с маками на обочине, как путеводная дорожка, глаз не отвести, и лишний раз в карту не смотришь. А надо бы. Разок сблуданула, прошла мимо нужной мне развилки. Когда выбиралась на нужную мне тропу, встретила еще одного заблудившегося. Парень шел налегке и без какой-либо карты, просто по указателям. Мы вместе с ним с помощью моего приложения выбрались на правильный путь, и он поскакал дальше.

Залив Мегало-Яло, над которым идет тропа, славится своими многочисленными дикими пляжами: Серебряный, Золотой, Инжир и т. д. Береговая линия залива имеет протяженность 21 км, от мыса Фиолент на западе до мыса Айя на востоке, и красота этого залива сопровождает на протяжении всего ходового дня.

Постоянно встречала ответвления тропы вниз на пляжи. Но прочитала в отчетах туристов, что просто спуститься и покупаться лучше не планировать. Спуск, а затем подъем очень крутой и утомительный. Радости от купания не останется и следа. Я и не планировала. Мне достаточно было невероятно вкусного, с хвойным ароматом воздуха. На склонах урочища Аязьма, по которому идет тропа, сохранились можжевелово-сосновые леса, в том числе с редкой калабрийской сосной «сосна Станкевича». Эта сосна занесена в Красную книгу Крыма и является символом Севастополя.

Примерно за час с небольшим я дошла от Южного Форта до родника Аязьма-Чокрак. Здесь обустроено место для отдыха со скамеечками. Здесь я первый раз с начала пути сняла рюкзак, чтобы немного отдохнуть.
Вода в роднике текла хорошо, но мне запас воды не надо было пополнять, поэтому я просто немного попила. Как и следовало ожидать, у родника толпились туристы. Были ребята с канистрами, которые поднялись за водой с пляжа Инжир, на котором они отдыхали. Такое название пляжу дал камень, торчащий из воды, напоминающий инжирину. Интересно, что форма этого камня также напоминает еще кое-что. И именно это название кое-чего, а точнее «Жопа» и зафиксировано на картах в maps.me.

Также у родника отдыхали ребята, парень с девушкой, которые шли в обратном, чем я направлении. Я спросила их про дальнейшую тропу. Они окинули меня взглядом и посоветовали не рассиживаться долго. После полудня по прогнозу был дождь, а дальше следует участок тропы по полке, с постоянными спусками и подъемами, да еще и с «via ferrata».

— Вам надо успеть пройти этот участок до дождя, иначе тропу развезет, почва такая, и не спасет даже хорошая обувь. Скобы тоже будут скользкие, будет сложно и даже опасно. Потребуется часа два, чтобы этот участок пройти сейчас, по хорошей погоде, — предупредили они.

Время уже было десятый час. Прислушавшись к совету, я быстренько водрузила рюкзак на плечи и пошла вперед. С тропы великолепно просматривался южный обрыв горы Самналых — мыс Рог (или Носорог). По этим скальным обрывам в конце XVIII века отрабатывали стрельбу из пушек моряки под командыванием Ушакова. Теперь это место иногда назвывают «Стеной Ушакова».

Метров через 700 от родника начинаются два участка тропы, оборудованные перилами и скобами. Участки несложные, никакого снаряжения не требуют. Мне, как всегда, в таких местах мешают только палки. Складывать неохота, а лезть по перилам и скобам они мешают.

Дальше начинается тот самый участок тропы по полке. Я бы не сказала, что он суперсложный или страшный, но в плохую погоду все же надо быть осторожней. Мне же повезло, дождь так и не пошел. Идти по этой полке совсем не скучно, каждые 300-500м выходишь на видовые площадки, с которых открывается красивый вид на весь залив отм.Рог (Носорог) до м.Фиолент.

Кроме того, внимание отвлекают всякие жучки-паучки (некоторые краснокнижные) и цветочки-лепесточки (некоторые очень ядовитые).

Я как раз попала в самый разгар цветения Купины Неопалимой. Каюсь, не знала, что она такая ядовитая. Хорошо, что всегда придерживаюсь правила: «Не трогать, не рвать, не нюхать».

Участок по полкам от «via ferrata» до места для отдыха «Круги» я прошла примерно за 1,5 часа, а там уже позволила себе расслабиться и остановиться на полчасика для отдыха и перекуса.

Дальше мой путь лежит в сторону г.Кокия-Кая. От места отдыха до нее я дошла меньше, чем за один час.

Именно эта гора, падая в море и образует м.Айя. С нее в одну сторону открывается вид на мыс и пляж Затерянный мир. Я побоялась подходить очень близко к краю скалы, поэтому фото получилось не очень понятное. На самом деле вниз отвесные красивые скалы до самого моря.

А в другую сторону открывается вид на Ласпинскую бухту. И где-то под той дальней скалой находится окончание маршрута этого дня.

На г.Кокия-Кая когда-то располагалась воинская часть, остатки которой еще сохранились.

Следующая вершина — г.Куш-Кая. Усталась уже накопилась и я начала идти немного медленнее.

До г.Куш-Кая добралась за час с небольшим. Внизу хорошо видно место, которое на картах называется «Дача Саши Януковича». Как мне сказали местные, которых я встретила на горе, теперь это дача одной дамы, не менее известной.

С г.Куш-Кая у меня связаны ностальгические воспоминания студенческих лет. В 1983 году здесь проходили скальные сборы нашей турсекции. Кстати и тогда в этом месте были правительственные объекты и нас за пару дней до окончания сборов из-под скалы вытурили то ли егеря, то ли какие-то другие службы. Вот фоточки с тех сборов. Гора сфотографированная снизу и ваша покорная слуга.

Дальше вниз, вниз, вниз к Ласпинскому перевалу. Последний спуск более, чем противный. Тупо круто вниз. Сбегать уже нет сил, стопы так натружены, что ноги еле передвигаются. Правда, когда я представляла, как здесь люди поднимаются, то это вообще жесть, наверно. Спуск занял чуть больше часа.

Вот, наконец, долгожданные входные ворота тропы.

На перевале есть парковка, кафе, часовня. Здесь заканчивается этап БСТ, но не мой путь на этот день. Дело в том, что ближайшая т/с «Ласпи» находится в часе (не менее) ходьбы дальше по БСТ, а это уже следующий этап.

Усталость давала о себе знать, идти было уже тяжеловато, тем более, что тропа опять полезла вверх. Хотя виды на Ласпинскую бухту продолжали радовать глаз. Только радость от увиденного была немного спокойнее, чем восторги в начале дня.

Пристально вглядывалась я и на г.Ильяс-Кая. Завтра я должна быть там. БКТ проходит мимо нее, я же хотела, как предполагает БСТ, на нее забраться. Смотрела вдаль и думала — может я себя переоцениваю? Ну да ладно, будет новый день, там и посмотрим, что он мне приготовит.

По поводу ночевки на т/с Ласпи у меня были сомнения и переживания. Я читала, что в выходные (а была как раз суббота) приезжают местные на машинах и можно не найти место под палатку. Поэтому в 10 мин ходьбы вниз от турстоянки в п.Ласпи на дороге разглядела на картах мотель, который назывался по разному: и «Миф», и «Хурма». В рекламе их нигде нет, телефон не отвечал. Но в конце, концов, после долгих поисков по интернету я нашла номер телефона, который ответил. После переговоров, которые шли несколько дней, они решили меня принять за 2 тыс.руб. Я согласилась. Оказалось, у них какие-то проблемы и они еще не открывались в этом сезоне. В день моего к ним прихода, они открылись только для меня, приготовив огромный замечательный номер, вызвали повара, который мне приготовил ужин (так как я сказала, что ужинать буду у них). Вместе с ужином по моей просьбе мне приготовили и упаковали татарские лепешки с сыром и зеленью, которые я взяла на следующий день на обед. Электричество работает на дизеле, поэтому ночью свет отключают. Но ровно в 5 утра, как я просила, сторож запустил дизель и свет, чтобы я могла собраться.
Кстати, турстоянка на самом деле была занята, около нее стояло машин восемь, если не больше, значит места точно не было.

Итог дня: пройдено 24 км за 10,5 часов.
3 вершины
набор высоты 1735м

P.S. Данные с трека я корректирую, так как иногда, как в этот день, я забывала программу отключить, и она записывала целый час мои перемещения по номеру или забывала включить, и трек записывался не с начала.