МОЙ ЭВЕРЕСТ ИЛИ БОЛЬШАЯ КРЫМСКАЯ АВАНТЮРА. День 9. с.Лучистое-Демерджи - с.Генеральское / Путешествия НЕ на автомобилях! / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!

МОЙ ЭВЕРЕСТ (ИЛИ БОЛЬШАЯ КРЫМСКАЯ АВАНТЮРА)

Предисловие
Балаклава.
День 1. Балаклава-Ласпи
День 2. Ласпи-т/с Балчик
День 3. т/с Балчик — т/с Каменный Поворот
День 4. т/с Каменный Поворот — т/с Учан-Су
День 5-6. Водопад Учан-Су и г.Ставри-Кая
День 7. Автопрогулка по национальному парку Крымский.
День 8. с.Изобильное — Верхнее плато Чатыр-Даг — с.Лучистое.

День 9. с.Лучистое — Демерджи — с.Генеральское.

Пешком: с.Лучистое — Долина Привидений — Солнечная Поляна — Скалы Чомачай — г.Аленга (1193м) — г.Южная Демерджи (1239м) — Холодное озеро — г.Диплис (1237м) — водопад Джур-Джур — с.Генеральское

Прозвенел будильник. Первое, что я сделала, когда проснулась — выглянула в окно. По прогнозам погода должна была испортиться. И правда, небо было затянуто серыми облаками. Но сомнений не было никаких, идти надо было и идти хотелось. Конечно, хорошо бы идти посуху, но как будет, так и будет.

В ванной комнате ждал сюрприз — не было воды, никакой. Видимо насос, барахливший вечером, гавкнулся совсем. Запас воды я почему-то не сделала. Обычно с вечера готовлю термос, поэтому всегда вода есть в чайнике, а в этот раз поленилась. В результате у меня было совсем немного воды, оставшейся с монастыря, и все. Выделила половину кружки, чтобы умыться и осталось еще немного дотянуть до первой воды. А она на пути вроде должна быть, так как один участок тропы идет вдоль русла реки Джурла. На завтрак был домашний творог, который я купила накануне. Слава богу, а то из-за отсутствия воды могла бы остаться без завтрака.
В начале седьмого утра отправилась в путь. Воздух на улице был очень влажный, а от того густо наполненный запахами мокрой зелени, влажной земли и конского навоза. Рядом ведь находились конюшни, турбаза специализируется на конных прогулках. До парка «Долина приведений» идет хорошая дорога.

У подножия Демерджи раньше находилось селение, но в 1894 г. произошел грандиозный обвал, обрушившиеся глыбы и камни уничтожили часть этого селения. Каменные глыбы достигали размера в несколько тонн. Жители, опасаясь повторения обвала, переселились в более безопасное место, где ныне находится с. Лучистое.

Место этого обвала сейчас называют «каменным хаосом».

Минут через 20 после выхода с турбазы я уже была у входа в парк.

Отсюда мой путь в этот день полностью совпадал с БКТ (Большой Крымской Тропой), за исключением спуска в конце дня к водопаду Джур-Джур и в с.Генеральское.
Недалеко от входа — места, где снималась «Кавказская пленница»: орех Никулина, камень Пуговкина, дерево Вицина. Впрочем, это и все, если говорить об обозначенных достопримечательностях.

На самом деле, главные в Долине приведений — природные достопримечательности, причудливые каменные фигуры, образовавшиеся под воздействием ветра и влаги.

Сразу после затоптанной полянки с местом съемок «Кавказской пленницы» дорога превращается в тропу и начинает вилять среди травы и камней, поднимаясь все ближе к «приведениям».

Начался небольшой дождик, пришлось даже накинуть курточку и чехол на рюкзак. Тропа более менее оставалась нормальной, ее не развезло, но камни, через которые на некоторых участках перелазила тропа, стали скользкими. Зато шикарная радуга во все небо скрасила эти небольшие неудобства.

Примерно через час от входа в Долину я вышла на уютную Солнечную поляну, или Печ-Хая-Тогай.

Эта поляна, расположенная на небольшом уступе скалы и окруженная причудливыми скалами, является отличной смотровой площадкой. Также она ровная и удобная, чтобы встать лагерем. Но когда я на нее вышла, дул сильный пронизывающий ветер и точно ночевать на таком ветру не захотелось бы.

На поляне встретились две группы. Одна — несколько человек, отдыхали, жались поближе к камню, чтобы как-то укрыться от ветра. А вторая спустилась сверху, все какие-то мокрые и замерзшие. Руководитель энергичным, деланно веселым голосом их подбадривал, объясняя, что им неимоверно повезло, ведь за несколько дней им удалось все испытать, даже под дождем вымокнуть. А то и поход был бы не настоящим. Но по виду туристов было понятно, что больше мокнуть им точно не хочется, а хочется скорее вниз. Они почти не отдыхали и сразу отправились к селу по нижней тропе.

Я же после небольшого отдыха пошла дальше вверх, останавливаясь на каждом шагу и разглядывая каменные приведения.

Дождь понемногу стих, тучки уплыли в сторону и над головой опять было синее небо.

Примерно через километр от Солнечной поляны находится одна из самых известных скал в Долине — Хой-Кая. У нее много других имен: Маша, Сфинкс, Голова Екатерины. Смотря с какого ракурса смотреть, то и видится. Пока я ее обходила, надеясь на лучший ракурс, все ракурсы кончились и фото я не сделала.

Сразу, как обойдешь скалу Хой-Кая, открывается панорама на скалы Чомачай и их самую высокую точку — гору Аленга (1193м), которая является крайней скалистой оконечностью г.Южной Демерджи.

Изначально на г.Аленга я подниматься не планировала, но идя по тропе, то и дело встречала указатели на эту гору. Понятное дело, меня хлебом не корми, а любопытство удовлетвори! Конечно пока наблюдала развевающийся флаг снизу, было непонятно, как туда забраться. Но обойдя скалы, увидела, что на гору можно не только зайти, но и въехать. Не до самой треноги, конечно, но к скале, на которой развевается флаг — точно. Потом несложно пролезть-пройти несколько шагов по скалам — и ты на вершине.

Наверху ветер буквально сдувал с ног. Учитывая, что стоять пришлось на маленьком пятачке на краю скалы, то было не очень комфортно. Поэтому, сняв небольшой сторис, я отправилась дальше по маршруту.

Следующая моя точка — это г.Южная Демерджи (1239м). гора меня никак не зацепила, поскольку она никак не выражена, но чисто по локации я на ней побывала.

Взглянув еще разок с Ю.Демерджи на Аленгу, я пошла дальше, предполагая, что основная сложная часть маршрута этого дня уже закончена.

Но как я ошибалась! Впереди меня ждали и сложности, и приключения. Вскоре после Ю.Демерджи тропа раздваивается: левее — ведет на пер.Джурла, а правее — сразу к Холодному озеру и т/сВерхняя Джурла. По расстоянию обе тропы равноценные, но я свернула правее, потому что именно так идет трек БКТ. До озера дошла без проблем.

Затем немного покружила в поисках дальнейшей тропы. Очень хотелось идти по хорошей дороге, но она оказалось не нашей. У озера нужная тропа, вернее тропка, сворачивает направо и через кусты спускается к руслу реки Джурла. Речка — так себе ручеек, довольно грязненький и мелкий. Еле воды чистой наскребла, чтобы попить. Лес, по которому пришлось идти, не очень приятный, темный какой-то и сырой. В моих планах было посещение водопада Джурла, но лесная бабайка не хотела меня к нему пускать. Вроде и тропа к нему на карте была очевидная, но на местности разобраться я не смогла. Где-то в районе водопада тропа пересекает ручеек, вытекающий из речки и поднимается на открытое пространство. Вышла, смотрю — тропы больше нет. Стрелка на карте показывает, что опять к ручью надо спуститься. Спустилась, стрелка опять наверх показывает. Побегала я туда-сюда, так тропу и не нашла. И тут повнимательнее присмотрелась к скальному выступу прямо по ходу. Увидела еле заметные естественные ступеньки, решила попробовать по ним подняться и посмотреть вокруг сверху. Полезла, не снимая рюкзак. Ноженьки немного потрясывались, хотя высота была совсем небольшая, да и, по большому счету, подъем довольно безопасный, просто по незнанию всегда все кажется немного преувеличенным. Забравшись на самый верх, я даже вскрикнула от радости. Тропа! Вот она где пряталась! Оглядевшись сверху, я увидела двух ребят, которые шли со стороны предполагаемого водопада. Потом чуть дальше по тропе и палатку их увидела, но ждать их не стала, пошла дальше.

Не знаю, из каких соображений я вдруг решила, что после Ю.Демерджи меня ждет сплошной лайт. На самом деле, рельеф был довольно пересеченный усилия прилагать все же приходилось. Даже еще на одну гору нежданно-негаданно пришлось подняться. Просто потому, что тропа шла прямо через нее. Г.Диплис (1237м) тоже обозначена железякой наверху.

Примерно через 1,5 км я дошла до шикарной видовой площадки. Она была похожа на скальные ворота в бездну. Я побоялась подходить близко к краю, но встретила там девушку с парнем, которые устроили фотосессию так, что сердце замирало.

До начала спуска в долину реки Восточный Улу-Узень оставалось всего пару километров. Ребята тоже шли в ту строну. Они довольно часто останавливались отдыхать, я же шла медленнее, но без остановок, поэтому к началу спуска мы пришли одновременно.
Про этот спуск я ничего толкового нигде не смогла прочитать, но тропа была, ребята тоже пошли вниз, поэтому я свернула на нее без всяких сомнений. Я не предполагала, что будет такая жесть! Очень крутой спуск на уставших за день ногах. Почти после каждого шага — потеря равновесия. Мелкие скользкие камешки, корни, камни — хватало всего. Остановиться и отдохнуть практически невозможно. Представляю, как по этой тропе спускаться в дождь! Наверное — ад!

Ребята спускались чуть-чуть шустрее. Но на каждом редком ровном кусочке они отдыхали и, как мне показалось, поджидали меня. Когда я до них доходила, они спрашивали (иногда просто взглядом): «Все хорошо?» Затем уступали мне место для отдыха, поднимались и шли дальше. Такими перебежками мы спустились до самой реки.

Река не очень крупная, но ущелье Хапхал, в котором она протекает, очень живописное. Встречаются небольшие водопады и купели.

В одном месте реку надо было переходить, место перехода пришлось некоторое время поискать. Просто по камешкам ее не перепрыгнуть. Если я правильно помню, то перебралась по поваленному деревцу, которое было довольно неустойчиво перекинуто через поток и даже немного мотылялось. Но других вариантов перейти не было. Идти в брод в одиночку я не рискнула.

Как только стали встречаться туристические стоянки, ребята на одной из них остановились лагерем, я же отправилась дальше к водопаду. Тропа стала спокойнее, шире, комфортнее и, несмотря на дичайшую усталость, я внутренне расслабилась и уже рисовала в голове уютный номер в забронированном шале в с.Генеральское и вкусный ужин в кафе.

Примерно через километр после перехода через реку, тропа уперлась в каменный лоб, у его подножья бурно текла наша река, сливаясь после прижима в глубокую купель, у которой было видно, как толпились люди и с криками и визгами в эту купель ныряли. Я остановилась в недоумении, как к людям попасть, а заодно и на тропу? Скала довольно крутая, тропы по ней не проложено. Увидела, как с моей стороны в сторону купели мужчина, используя прямо таки скалолазную технику, медленно, траверсом в метре от поверхности воды перелазит этот прижим. Мне с рюкзаком не пройти, плюхнусь в воду, а там довольно много воды. Потом увидела двух мужчин, которые осторожно передвигались выше уже по направлению ко мне. Спросила их, как мне быть. Они сказали, что идти там не очень комфортно: «Попробуйте верхом пройти. Видите, похоже, тропа этот лоб верхом обходит.» Да, действительно, что-то похожее я разглядела и полезла круто вверх. Но это нечто похожее на тропу быстро закончилось и я остановилась на крутом камне высоко наверху. Коленочки затряслись, рюкзак тянул вниз и совершенно отсутствовало понимание, что делать. Мужчины, посоветовавшие мне лезть наверх, так и не возвращались, других туристов, к кому можно примазаться, тоже не было. Собрав волю в кулак, мысленно запела какую-то песню, чтобы не думать о страхе, шаг за шагом стала спускаться вниз там, где поднималась. Дойдя до еле заметной более пологой полочки, где шли эти мужчины, я тоже пошла там. Не иначе, как с божьей помощью, обошла этот прижим и осталось только спуститься пару-тройку метров к купели, от которой опять начиналась тропа. Внизу шумела река и толпились купальщики. Как потрепанная жизнью ворона, я сидела наверху на своем шестке и никак не решалась начать спуск вниз. Хотела попросить какого-нибудь молодого человека подстраховать меня внизу, но как я ни кричала, чтобы на меня обратили внимание, из-за шума воды никто не слышал и не посмотрел наверх. Потеряв всякую надежду получить хоть какую-то помощь, я начала спуск сама. Используя пятую точку, как дополнительную опору, потихоньку сползла вниз и плюхнулась к ногам купальщиков. Только тогда меня заметили. «Ни фига себе!» — сказал один из ребят, взглянув наверх, откуда я к ним свалилась.

У купели я немного отдохнула и пошла дальше, до водопада оставалось совсем немного. Стало встречаться все больше людей. Водопад Джур-Джур довольно посещаемое и популярное место. Около него было много людей.

Я присела на скамеечку и понимала, что сил больше нет, а стопы просто горели огнем. Спустилась к воде, разулась и опустила ноги в маленькую купель размером с таз. От боли и холодной воды чуть не закричала. Но постепенно боль стала уходить и стало намного лучше.
Теперь осталось только дойти до Генеральского по проложенной деревянной экотропе. Дошла. Шале «Джур-Джур», номер в котором я забукила, находится в самом начале поселка в двух километрах от водопада, рядом с парковкой, где оставляют машины. Это было мое самое дорогое место проживания и стоило 3000 руб за ночь. Но место очень уютное и комфортное. Хотя без ложки дегтя не обошлось.

У калитки меня встретил хозяин и повел в мой номер, территория довольно большая. Пока шли, он стал ворчать:
— Не понимаю, как вы смогли забронировать… Мы меньше, чем на три дня не сдаем… Наверно, потому что рано бронировали… Или букинг напутал… И цены такой нет…. Вам повезло… Бу-бу-бу, бу-бу-бу…
Мое эмоциональное состояние после очень трудного дня, не позволило все это слушать до конца. Я остановилась и спросила:
— Я не совсем понимаю, что Вы хотите? Вам надо заплатить больше? Или кто-то хочет заселиться на три дня, а я его место занимаю?
Он, видимо, понял, что перегнул палку:
— Да нет. Мы всем рады и места хватает, — но бубнить перестал.

Приведя себя в порядок, я сходила в магазин за кое-какими продуктами, а потом поужинала в очень приятном кафе «Крымский дворик Улу-Узень». Очень приятное атмосферное татарское кафе на открытом воздухе и с вкусной едой. Жаль, что я была единственным посетителем.

Вернувшись в номер, я почувствовала невероятное эмоциональное и физическое выгорание. По прогнозам на следующий день должно быть сильное ухудшение погоды, ливни, грозы. А следующая ночь по планам должна быть в палатке. Все это привело меня к мысли: «Ну вот, кажется, и все. Конец маршрута.» Стала выяснять, как транспортом добраться до Зеленогорья, где через день было забронировано жилье. То ли там два дня провести, то ли в шале еще на день остаться… Поговорила с хозяином, моя комната была свободна…
Рюкзак с вечера собирать не стала. Зачем? Будильник тоже заводить не стала. Ведь моя история закончена…

Итог дня: 21 км за 10,5 часов
3 вершины, 1 водопад
набор высоты 1600м

Но! Продолжение все же следует.